Первым поселением на территории нынешнего города Дивногорска стал Знаменский общежительный мужской скит. Скит был основан в 1888 году епископом Красноярским и Енисейским Тихоном на землях красноярского Успенского мужского монастыря. В 1888-1894 гг. был выстроен комплекс скитских построек, в состав которых входили: церковь Знамения богоматери (1888-1891гг.), настоятельский корпус (1891г.), трапезный корпус, часовня святителя и чудотворца Николая (1894г.), двухэтажный странноприимный корпус, три одноэтажных келейных корпуса, пекарня. Ежегодно Скит принимал до шести тысяч богомольцев. На территории Скита работала одноклассная церковно-приходская школа. Скит имел собственный кирпичный и смолокуренный заводы, кузнечную, сапожную, столярную и портновскую мастерские, обслуживавшие преимущественно нужды Скита.
Скит прекратил существование в 1920 году после закрытия советской властью. Здание Знаменской церкви было передано под светские нужды.
Только в 1990 году в Дивногорске была зарегистрирована православная община. Для богослужений общине горисполкомом был передан небольшой дом по улице Восточной, нуждавшийся в капитальном ремонте. Уже через четыре года помещение, отведенное под церковь стало тесным, так что во время службы многим прихожанам приходилось стоять на улице. Администрацией Дивногорска в апреле 1994 года выделено другое здание по улице Б. Полевого, бывший «Зал торжеств». Здесь Знаменский приход располагался до 2015 года, когда была завершена постройка и совершено великое освящение новопостроенного здания храма.
Содержание
Меценаты, богомольцы и святой Иоанн Крондштадский
Не один раз перестроенное строение из потемневшего бруса, в котором сегодня находятся мастерские дивногорских художников, в далёком прошлом выглядело совсем иначе. Красивую церковь процветающей Знаменской обители в народе именовали «белой лебедью» — из-за выкрашенных в светлые тона стен и архитектурных особенностей.
«Мужской скит, основанный в 1988 году иеромонахом Филаретом и епископом Красноярским и Енисейским Тихоном, был филиалом Успенского монастыря, — рассказывает историк, автор уникальной монографии о Приенисейских монастырях Игорь Фёдоров. — Строили скит всем миром — с участием меценатов и простых верующих. Почётный гражданин Красноярска Тимофей Матонин поддержал стройку деньгами, купец Николай Гадалов выстроил на территории скита часовню в честь Святителя Николая Чудотворца и пароходную пристань. Зажиточные люди передавали монастырю земли и дома, свою копейку на святую стройку несли простые богомольцы. Немалые усилия к созиданию обители приложил тогдашний владыка Тихон. Пожертвование на обитель сделал сам святой праведный Иоанн Кронштадтский».
Строение в прошлом выглядело иначе. Фото: Из личного архива Игоря Фёдорова
Место духовной силы
Благодаря организаторским и духовным талантам Филарета из небольшой обители с несколькими послушниками, скит быстро стал духовным центром края. К 1909 году здесь трудились 50 монахов, в год бывало по 6 тыс. паломников.
В обители работала школа для послушников, приют для инвалидов войны.
Старец Филарет. Фото: Из личного архива Игоря Фёдорова
«Среди монахов было много интересных личностей — бывших военных, в том числе полковых священников, награждённых орденами, — говорит историк. — Кроме того, благодаря твёрдому характеру настоятеля в скит на перевоспитание направляли священников, грешащих пьянством и леностью».
Знаменская обитель была богата не только духовно, но и материально. У скита имелось хорошее подсобное хозяйство, пасека давала мёд, на взятом в аренду участке реки иноки добывали рыбу, в окрестных лесах послушники собирали грибы и ягоды. Монахи работали в кузне, сапожных, столярных и портновских мастерских, на кирпичном и свечном производствах. Кстати, из скитских кирпичей сложен забор красноярского Покровского храма.
Есть данные и о том, что в скиту в целях самообороны держали девять винтовок Мосина и два нагана.
Кстати Настоятель Знаменского скита, иеромонах Филарет (Фёдор Васильевич Васильев). Отставной унтер-офицер, служил в лейб-гвардии вместе с Лермонтовым, вёл переписку с Амвросием Оптинским.
Путь к своему монастырю
Чудесным было и само появление иконы в скиту.
За несколько лет до основания обители казак Кассиан Бабенков отправился в Екатеринбург — заказать по просьбе сельчан одной из деревень Енисейской епархии Богородичную икону. Образ сделали, но из-за высокой цены в 150 рублей, запрошенной иконописцем, заказчики от иконы отказались, о чём написали казаку. В тот же день он получил другое послание, от неизвестного адресата. Где писалось, что икону ждут в красноярском Успенском монастыре. По пути туда казак сделал остановку в селе Ишим, где встретил некую странницу по имени Марфа. Она долго молилась перед образом и спросила Бабенкова, куда он везёт икону. Услышав ответ, произнесла: «Нет, Матерь Божия в Успенском монастыре жить не будет. Она выстроит свой монастырь». Эти слова оказались пророческими. Казак прибыл с иконой в Успенский монастырь и передал образ иеромонаху Филарету, подробно рассказав, что с ним произошло. Будущий игумен принял слова близко к сердцу. А вскоре, во время закладки церкви для новой обители под Дивногорском, скит назвали в честь образа Знамение Абалакской Божией Матери. Икону торжественно перенесли в церковь скита.Скит назвали в честь образа Знамение Абалакской Божией Матери. Фото: Из личного архива Игоря Фёдорова
Исцеляя тела и души
О чудесах, происходящих благодаря главной святыне Знаменского скита — иконе Божией Матери Знамение (Абалакской), много раз свидетельствовали верующие того времени.
Чудотворная икона Знамение. Фото: Из личного архива Игоря Фёдорова
«В архивных документах содержатся многочисленные записи об исцелениях по молитвам святыне, — говорит Игорь Фёдоров. — Вот лишь несколько примеров. В 1910 году красноярский мещанин по фамилии Мельников излечился от расслабления — паралича. Сибиряки обращались к епархиальному начальству с просьбами устраивать в их сёлах крестные ходы с главной иконой монастыря, называя в прошениях икону Скитской-Чудотворной. После этих молитвенных процессий крестьяне избавлялись от тяжёлых физических и душевных болезней».
В 1914 году по молитвам пред святыней насчитывалось уже 40 чудес. Святейший синод, проведя их проверку, официально признал икону Божией Матери Знамение (Абалакскую), хранящуюся в обители, чудотворной.
Храм — детдому, монахов — в ревком
После кончины игумена Филарета в 1910 году Знаменский скит постепенно пришёл в упадок. А через десять лет, после окончания Гражданской войны, обитель постигла та же печальная участь, что и почти все российские монастыри. Скит закрыли, его имущество растащили или уничтожили.
До наших дней сохранилась лишь главная святыня скита — Богородичная икона (сейчас она находится в дивногорской Знаменской церкви) и Евангелие, принадлежащее обители. Священную книгу без корочки, в обложке от томика Ленина, нашли после Великой Отечественной войны.
К моменту закрытия монастыря большинство монахов покинули скит.
Святыни
Икона Божией Матери «Знамение» Абалакская
- Икона Божией Матери «Знамение» Абалакская
- Ковчег с частицами мощей прпп. отцов Киево-Печерских
- Икона с частицей мощей св. прав. воина Феодора Ушакова
- Икона с частицей мощей свт. Луки Войно-Ясенецкого
- Икона с частицей мощей прп. Серафима Саровского
- Крест с частицей камня с Голгофы
Престольные праздники
Икона Богородицы «Знамение» Абалацкая — 2 августа, 10 декабря
Как добраться
Адрес: Россия, Красноярский край, Дивногорск, улица Бориса Полевого, 32