Значение фразеологизма шиворот навыворот

Разг. Ирон. 1. Наоборот, в обратном порядке, в противоположном направлении; наизнанку. В ту же ночь он устроил меня в Сумской полк. Что там скрывать — не сразу мне далась военная служба… Мне было трудно справляться с лошадью… и однажды надел седло шиворот-навыворот (В. Беляев. Старая крепость).

— От старинного значения слова шиворот «расшитый воротник». Такие воротники были в большой моде в Московской Руси в XVII в. Лит.: Соболевский А. И. Шиворот на выворот // Русский филологический вестник. — 1908. — № 4. — С. 364.

Источник: Фразеологический словарь русского литературного языка на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. шиворот-навыворот — шиворот-навыворот нареч. обстоят. качества разг. 1. Совсем не так, как следует. 2. Противоположно тому, как было; наоборот. 3. Употребляется как несогласованное определение. Толковый словарь Ефремовой
  2. шиворот-навыворот — см. >> навыворот, наоборот Словарь синонимов Абрамова
  3. шиворот-навыворот — нареч, кол-во синонимов: 22 в обратном порядке 7 в противоположном направлении 1 вкривь и вкось 12 задом наперед 5 навыворот 14 наизнанку 6 наоборот 23 наперекосяк 19 не так, как полагается 3 не так, как положено 4 не так… Словарь синонимов русского языка
  4. ШИВОРОТ-НАВЫВОРОТ — ШИВОРОТ-НАВЫВОРОТ. Разговорно-фамильярное выражение шиворот-навыворот должно быть отнесено к фразеологическим сращениям. Оно значит `наоборот, наизнанку, противоположно тому, как следует’. Оно подводится как целостная единица под категорию наречия. Историко-этимологический словарь
  5. шиворот-навыворот — орф. шиворот-навыворот Орфографический словарь Лопатина
  6. шиворот-навыворот — Ши́ворот/-на/вы́/ворот/. Морфемно-орфографический словарь
  7. шиворот-навыворот — Шиворот — шея, ворот: ворот навыворот (наоборот, превратно) Ср. Схватить за шиворот. Ср. В самом непродолжительном времени весь уезд перевернулся шиворот-навыворот… новая волна всеобщего «оживления» захлестнула собою всю уездную почву. Б.М. Маркевич. Фразеологический словарь Михельсона

Наверное, нет среди русских ни одного человека, которому, если он ненароком надевал рубашку или блузку наизнанку, кто-нибудь из старших обязательно не говорил: «Смотри, чтобы не побили!»

Суеверие это в современном обществе имеет всевозможные варианты – одни считают, что надеть вещь шиворот навыворот – к неудаче, к плохому дню, к болезни, к потере, другие, наоборот, надевают любимые вещи наизнанку под рубашки и пиджаки чтобы «сдать экзамен», чтобы «приняли на работу», в общем, чтобы в этот день обязательно повезло. Но откуда появилось самое первое суеверие про то, что могут побить?

Быть может, это связано с традициями ряженья, когда на языческие праздники люди переодевались, нацепляя на лица маски, и надевая на себя вывернутые тулупы, подпоясанные веревками? Этим они подчеркивал свою «инаковость», принадлежность к чужому миру, миру духов и кикимор. Но известно, что ряженых в праздники не били, скорее, это они могли, развеселившись и разбесившись, и тумаков надавать, и сажей лицо кому-нибудь вымазать, и телегу в огороде перевернуть. Так откуда же поверье?

Гроза бояр – Иван IV

Оказывается, на Руси во времена Ивана IV Грозного, который был горазд на всяческие пытки, существовало жестокое наказание для провинившихся бояр: на них напяливали вывернутую наизнанку одежду, сажали на захудалую лошаденку лицом назад и возили по городу под улюлюканье толпы, которая могла всласть натешиться над тем, кого вчера почитала, после чего провинившегося пороли. Отсюда пошел и фразеологизм «шиворот навыворот» – шиворотом в те времена именовали богато расшитый боярский воротник, который при наказании выворачивался на другую сторону.

Доподлинно известно, что такое оскорбление было нанесено царем новгородскому архиепископу Пимену (Черному). В конце 1569 года царю донесли, что жители Новгорода якобы собираются сдать свой город и Псков литовцам, а государем посадить старицкого князя Владимира.

В начале 1570 года царь окружил город войсками и въехал в него. На мосту через реку Волхов его встречал архиепископ Пимен с тем, чтобы благословить, но Грозный наотрез отказался от благословения, отстоял службу в соборе Св. Софии, пообедал с Пименом, а затем дал знак к разорению города.

Избиение жителей Новгорода продолжалось несколько недель – их сжигали, рубили и топили в реке. Исключений не делалось ни для монахов, ни для младенцев, ни для горожан. Сильно досталось новгородским помещикам, которых переселил сюда еще Иван III, чтобы они были опорой московским властям.

Пимена обвинили в том, что он возглавлял заговор. Архиепископ был лишен сана, посажен на жеребую кобылу лицом назад со связанными ногами и отправлен в таком виде в Москву «на поругание». При этом в руки ему дали инструмент скоморохов – волынку и заставили дуть в нее, – так пишет историк Игорь Владимирович Курукин в книге «Повседневная жизнь опричников Ивана Грозного»

К слову сказать, игумену Псково-Печерского монастыря, который встречал Грозного хлебом и солью, повезло меньше – его казнили.

Свергнутому Пимену повезло немногим больше – его заточили в Александровской слободе, а затем приговорили к лишению епископского достоинства и заточили в Николаевский мужской монастырь в селе Венёво, где он через год умер с горя.

Подобное было распространено и в Европе

Грозный был не первым, кто применял такой вид наказаний: почти за сто лет до этого, в 1490 году такому же унижению по приказанию архиепископа Геннадия Гонзова на Руси были подвергнуты приверженцы «ереси жидовствующих», которых тоже одели в вывернутую наизнанку одежду, берестяные шутовские колпаки, посадили на лошадей задом наперед и повесили на них таблички: «Се есть сатанино воинство».

Подобное наказание было распространено и в средневековой Европе, где так же, как и на Руси, выворачивание одежды наизнанку и посадка осужденного на лошадь задом наперед говорили об изгнании его из мира людей и указывали на его принадлежность к иному миру – инфернальному.

Как задобрить «дух леса»

Любопытно ещё одно из значений переворачивания одежды наизнанку. Связано это уже с русскими историческими традициями. Все мы слышали о русском сказочном персонаже – лешем (он же лешак, лесовик, лесник, лисун, полисун, лесовой царёк и т.д.). Известно, что встречи с «духом леса» не всегда заканчиваются однозначно. Согласно поверьям, он может завести в чащу леса, в болото, украсть ребёнка, а может принести удачу на охоте, показать дорогу и многое другое. Наши предки верили в то, что при встрече с этим персонажем очень правильно будет перевернуть шапку задом наперёд, в сапогах поменять местами портянки или переобуть лапти, сапоги. Глядишь, лесной обитатель вами и не поинтересуется.

Андрей Шишкин. «Царь Иван»

Очень полезно также снять всю одежду и вывернуть её наизнанку, зимой выворачивали даже рукавицы и тулуп. Рассказывают, чтобы предотвратить шалости лешего, мужики выходили стеречь гумна в тулупах наизнанку и с кочергами в руках.

Не знаю, насколько это помогает при встрече с лешим, но сам обычай выворачивать одежду наизнанку, чтобы уберечься от потустороннего, ещё более древний, чем суровые забавы Ивана Грозного. Такой вот шиворот-навыворот получается.

Текст набран и выверен по книге «Белая птица удачи» А.Овсеенко.
Но откуда и как
К нам приходят хорошие сны?..
Самый чудный чудак
Мне однажды, как есть, объяснил.
Он примчался на синем,
Лохматом, веселом воле,
Пролетел пол-России
И догнал на гастролях в Орле.

Он прошел за кулисы,
Поставил бутыль молока,
Дал по вобле актрисам,
Конфеты раздал мужикам,
Моему бультерьеру
Лимонов и слив предложил
И сказал мне: «Ты веруй!
И будешь до старости жив».
И, как по весне,
Начал таять снег,
Хоть стоял февраль на том дворе.
Налетела тень,
Аист в дом влетел,
Плющ согрел убогость стужи мерзлых стен.
Сон хороший приходит,
Когда на душе тяжело,
Если стих твой негоден
И если добро пахнет злом,
Если женщина рядом
Доводит твой дом до крови,
То своим детским взглядом
Увидишь ты сон о любви.

Сон о море придет
В самой душной, безводной стране.
Сон о мире —
На самой кровавой и дикой войне.
А в глазах все стоят
Тени заспанных, диких лагун,
Если жизнь твоя на бегу, на бегу, на бегу…
«Сохрани да спаси», —
Свой закончил рассказ старикан,
Огурцом закусил
Молока молодого стакан,
Мяса дал перед дальней дорогой
Чудному волу
И ушел навсегда,
И расцвел василек на полу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *