Ярославль церковь Дмитрия солунского

Фото: Церкви Димитрия Солунского и Похвалы Божией Матери

Фото и описание

Церковь, освященная в честь Димитрия Солунского, была выстроена в период между 1671 и 1673 годами на собранные с местных прихожан денежные средства. Согласно преданию, на этом месте храм первоначально появился в 14 столетии, когда правил Дмитрий Донской. Когда пришло время строить каменную церковь, то на это были использованы материалы, которые остались от возведения оборонительной стены мощного Земляного вала в Ярославле. Есть еще одна версия, в соответствии с которой вторым названием церкви является Шуйская, которое пошло от престола Шуйской иконы Богоматери.

Храм Димитрия Солунского дошел до нашего времени сильно измененным. Изначально храм был пятиглавым и оснащался позакомарным покрытием. Спустя время, в 1700 году к зданию храма была пристроена небольшая паперть. В 19 столетии кардинальные перестройки коснулись верхней части церковного помещения – были разобраны расположенные по бокам главки, при этом позакомарное покрытие также было заменено на обыкновенное четырехскатное. Со стороны запада приблизительно в этот промежуток времени было выстроено новое крыльцо в классическом стиле – оно круглое и мало подходит под общий вид ансамбля.

Храм Дмитрия Солунского выставлен на булыжный фундамент. Его композиционное решение очень похоже на композицию храма Николы Надеина, который послужил прототипом для большого числа ярославских церквей. Во внешнем убранстве особенно выделяются оконные наличники, оснащенные килевидными завершениями и тонкими перетяжками. Со стороны северо-западного угла, в котором сходятся галереи, стоит красивая шатровая колокольня, оснащенная восьмигранным шатром и люкарнами, а также основанием в форму четырехугольника.

Самым главным достоинством данной церкви является ее внутреннее убранство, ведь ее росписи удивительно красивы. В 1686 году художники из Ярославля расписали храм под руководством одного из самых талантливых мастеров – Севастьяна Дмитриева. Известно, что именно Севастьян Дмитриев в прошлом, а именно 45 лет тому назад от начала работ над церковью Димитрия Солунского, производил роспись храма Николы Надеина. В 19 веке все фрески были обновлены, по причине чего изначальные цвета были полностью утрачены, хотя лица, силуэты, динамика и силуэты – необыкновенны. Наибольшее количество искусствоведов относят данные фрески к числу наиболее выдающихся образцов живописной школы Ярославля.

В 1929 году Дмитриевский храм закрыли. В середине 20 столетия храм использовался в качестве реставрационной мастерской. Только в 1991 году она снова открылась, хотя службы стали проводиться лишь в 2004 году.

Храм Похвалы Пресвятой Богородицы был выстроен в 1748 году. Изначально он был теплым и действовал при Димитриевской церкви. Первые упоминания о каменной церкви Похвалы относятся к 1677 году, когда она значится в записях митрополита Ионы. На сегодняшний день церковь представляет собой небольшого размера «зимний» храм, в большей мере приземистый. В плане здание – прямоугольное и оснащено мощной и широкой апсидой.

В середине 1809 года храм кардинально перестроили, после чего он приобрел существующие на данный момент черты. Стиль можно определить как классический, ведь здание церкви отличается широким полукруглым деревянным куполом с единственной главкой, а с северной и южной сторон притвора имеются портики, которые изящно украшаются при помощи колонн тосканского ордера, а также довольно лаконичными фронтонами.

Считается, что в 1920-х годах, хотя некоторые источники упоминают 1935 год, храм Похвалы Пресвятой Богородицы был закрыт, а все ее помещение было отдано для производственных нужд. В 1992 году церковь снова была возвращена православным верующим, после чего капитально отремонтирована. Сегодня церковь действует, и в нем осуществляются надлежащие службы.

Ансамбль Дмитриевского церковного прихода находится в центре современного Ярославля, недалеко от набережной реки Которосли. В настоящее время ансамбль состоит из двух храмов, колокольни и здания сторожки. Церковь Димитрия Солунского была построена в 1671-1673 годах, на месте старой церкви, по преданию, поставленной здесь во второй половине XIV века, во времена Дмитрия Донского. Главное достоинство этого храма – внутри. Это удивительные по красоте росписи, сделанные в 1686 году ярославскими художниками под руководством одного из лучших мастеров, Севастьяна Дмитриева. Искусствоведы признают их одними из лучших образцов ярославской живописной школы.

Северный фасад храма, с этой стороны примыкает теплая церковь Похвалы Богородицы.
В 1929 году, как и многие ярославские церкви, Дмитриевская церковь была закрыта. С середины ХХ века она использовалась как реставрационная мастерская. В 1991 году возвращена верующим, но службы в ней начались только с 2004 года.

Отец Олег ожидает чуда проявления образа Богородицы. Основные линии уже читаются.
В основном объеме церкви Дмитрия Солунского представлено уникальное для своего времени конструктивное решение подкупольного пространства с двумя несущими столбами, на которые опираются сомкнутые своды, с усеченной продольной и увеличенной поперечной осями:

Севастьян Дмитриев (уп. 1629—1676) — русский иконописец-знаменщик Оружейной палаты. Родился и жил в Сретенской сотне в Воскресенском приходе Ярославля. Расписывал ярославскую церковь Николы Надеина в составе артели Любима Агеева и, по ряду источников, Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря в 1641 и его паперть в 1950 годах. Неоднократно работал в Москве: в 1642—1643 годах писал стенопись в Успенском соборе; в 1652, 1657, 1660, 1666 годах — в Архангельском соборе. В 1659 году вместе с Иосифом Владимировым и пятью другими ярославцами участвовал в стенописных работах в Успенском соборе Ростова. С 1661 года получил звание иконописца первой статьи. В 1665 году писал знамёна и расписывал травами царский стол в Золотой палате. Работал также в Суздале, Владимире и Звенигороде.
Хорошо сохранились полотенца:

Стенные росписи, как правило, не достигают пола. От пола до границы фресок (высотой в рост человека) идут панели, на которых нет священных изображений. С древнейших времен на этих панелях писали убрусы (полотенца), украшенные орнаментами, что придает особую торжественность стенным росписям, которые как великая святыня как бы преподносятся молящимся по древнему обычаю на украшенных полотенцах. Они же символизируют и чистоту храма, его незыблемость и вечность.

Приведу две фотографии икон на несущих столбах храма:
И, наконец, прекрасная роспись алтарного пространства:
Главный престол Богоматери Шуйской:
Придел Дмитрия Солунского (по правую сторону алтаря):
Придел святого Георгия (по левую сторону алтаря):
Замечательное место: пока производил съемки на меня снизошла благодать и спокойствие. Спасибо настоятелю храма — отцу Олегу за экскурсию и помощь в организации съемки.
Адрес: Ярославль, ул. Большая Октябрьская, 41
Подробнее о храме на сайте sobory.ru.
Метки: Ярославль, архитектура, интерьер, религия

приход храма святого Димитрия Солунского

Настоятель: иерей Александр Смирнов
Другие священники в штате прихода: иерей Константин Кравцов,
иерей Димитрий Чистюхин, иерей Андрей Фийьки
адрес: Г.Ярославль ул.Б.Октябрьская 41
тел: т.32-81-52
престольный праздник главного престола 10 августа
пределы:
св.Вмч.Димитрия Солунского/престольный праздник 8 ноября/
св.Вмч.Георгия Победоносца/престольный праздник 6 мая/
Девяти Кизических мучеников/престольный праздник 12 мая/
Летний храм св.вмч.Димитрия Солунского (так в народе называют храм в честь некогда стоявшего здесь древнего деревянного храма давшего имя и всему приходу), а точнее — Смоленской-Шуйской иконы Божией Матери
чтимая икона: список «Смоленской иконы Божией Матери» /предположительно второй половины XVII века весьма вероятно написанный рукою самого строителя каменного храма во имя Смоленской иконы Божией матери — священника Иоаникия/ в свое время находившийся в иконостасе одноименного предела.

Зимний храм Похвалы Пресвятой Богородицы
престольный праздник суббота 5-ой седмицы Великого Поста-Суббота Акафиста

23 апреля — день памяти Священномученика Флегонта (Понгелевского) пресвитера Ярославского с 1915г. по 1929г. настоятель прихода/

Основание прихода относится XIV веку и связано с возведением деревянного храма Вмч.Димитрия Солунского небесного покровителя Димитрия Донского в честь и память победы Русского войска на Куликовом поле, вокруг храма со временем образовалось воинское кладбище, первоначально из захоронений усопших ярославцев, ветеранов битвы на Куликовом поле. В дальнейшем храм с воинским кладбищем приобрели мемориальный характер памятника победы над Татарами. К концу XVI века на приходе было уже две деревянные церкви: одна летняя с пределами Смоленской иконы Божией Матери и Вмч.Димитрия Солунского, вторая зимняя с пределами Похвалы Пресвятой Богородицы и Вмч.Георгия Победоносца. В 1671-1673 годах на месте обветшавших и потому разобранных деревянного храма бал возведен каменный с центральным пределом посвященным Смоленской иконе Божией Матери в то время особенно прославившейся чудотворейиями в городе Шуе. В 1748 году рядом с храмом Смоленской иконы Божией матери был возведен зимний каменный храм Похвалы Пресвятой Богородицы. Оба храма прекратили свои Богослужения вместе с арестом своего бессменного в течение 15-ти лет лихолетий настоятеля протоиерея Флегонта Понгельского в 1929 году. Священномученик Флегонт принял мученическую кончину в 1938 году и в 2001 году был причислен к лику святых (день памяти 23 апреля).

В 1990 году храм Похвалы Пресвятой Богородицы был передан Русской Православной Церкви, а в 1991 году Архиепископом Платоном был освящен его престол.

Богослужения в храме Похвалы Пресвятой Богородицы совершаются ежедневно: вечернее Богослужение начинается в 17-00, Божественная Литургия на буднях -8-00; в воскресные дни и дни двунадесятых праздников рання Литургия в 6-15, поздняя 9-00.

С 10 августа 2003 года впервые 1928года возобновились Богослужения и в храме св.вмч.Димитрия Солунского — по воскресным и праздничным дням совершается Божественная Литургия.

Каждую пятницу (кроме тех дней когда служится всенощное бдение) после вечерней службы совершается молебен с пением Акафиста Пресвятой Богородице. Каждое воскресение вечером в 17-00 (кроме дней, когда служится всенощное бдение) совершается молебен с чтением канона, пением Акафиста св.страстотерпцу царю Николаю, после молебна проводятся катехизаторские беседы с прихожанами.

При приходе действуют иконная и книжная лавки расположенные в притворе храма Похвалы Пресвятой Богородицы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *