XII век

После смерти в 1154 г.. Изяслава Мстиславича началась быстрая смена князей на престоле. Архаичный порядок наследования великокняжеской власти, когда власть получал старший в роде, постоянно вносил дестабилизацию в государственную жизнь, особенно после того, как род Рюриковичей разросся до нескольких сотен человек.

После смерти Изяслава Мстиславича великокняжескую власть унаследовал его дядя Вячеслав, сын Владимира Мономаха, который в княжение Изяслава был лишь номинальным великим князем. Не имея своих больших войск, он позвал в Киев брата Изяслава Мстиславича Ростислава. Киевляне с радостью приветствовали этот союз князей.

Однако 11 декабря того же 1154 князь Вячеслав умер. Смерть произошла после ужина с придворными. Летопись намекает, что князя отравили.

Старшинство в роду (а следовательно, и права на Киев) оказались в князя дальнего Суздаля Юрия Долгорукого.

Сначала власть над Киевом получил Изяслав Давыдович (1155, 1157-1158 pp., 1161), черниговский князь из династии Ольговичей. Он не желал уступать Киевом, но под давлением Юрия Долгорукого все же вернулся в Чернигов, откуда начал активную деятельность по овладению великокняжеским столом.

Итак, в 1155 Великим Киевским князем стал Юрий Долгорукий (1155-1157 pp.) «, Названный так по непропорционально длинные руки. Оба годы своего княжения он вел войну с Мстиславом, сыном предыдущего великого князя Изяслава Мстиславича, который закрепился в Луцке и Владимире -Волынский. во время осады Владимира-Волынского в 1157 Юрий Долгорукий потерпел неудачу, его войско вынуждено было отступать, преследуемое Мстиславом Изяславичем.

Династическая борьба вокруг Киевского великокняжеского стола и Галицкого княжества была крайне сложной и противоречивой. Юрий Долгорукий взял и обещал выдать галицкой князю его двоюродного брата князя Ивана Берладника, претендента на галицкий стол. Берладник руководил Берладдю — территорией в низовьях Дуная, в то время зависимой от Галича и заселенной преимущественно славянами (ныне на территории Румынии). Однако Юрий Долгорукий хотел оставить рычаг влияния на галицкого князя, поэтому отослал заложника, закованного в кандалы, в Суздаль. По дороге на Суздаль черниговский князь Изяслав Давыдович отразил Берладника в охране.

Юрий Долгорукий под давлением Мстислава Изяславича попытался помириться с Ростиславом Мстиславичем, князем Смоленска, который, имея сильных братьев и племянников на Волыни, стал вторым по влиятельности князем среди династии Рюриковичей.

В то время как предыдущие и последующие киевские князья считали, что их служение стране пропорционально количеству удачных походов на половцев, Юрий Долгорукий действовал иначе. За время своего княжения он то отпускал половцев, «одарив дарами», то «совершал с ними мир». За постоянный союз с половцами и бракосочетания Юрия Долгорукого с дочерью хана он и его сыновья были крайне непопулярны среди киевлян и вообще жителей Руси.

Во время наступления на Киев объединенных сил остальных князей Юрий Долгорукий умирает. Это произошло так же загадочно, как и смерти его предшественников на великокняжеском столе — князей Изяслава и Вячеслава, после угощения в осьменника (руководителя налогами) Петрила.

После смерти Юрия Долгорукого киевляне и вся Русь подняла восстание против его бояр и суздальских ставленников. Восставшие киевляне захватили двор князя, он сам называл «Раем», а также двор его сына. Кроме того, сына Юрия Долгорукого выгнали и из Новгорода, который в то время оставался зависимым от Киева.

С непродолжительным княжением в Киеве Юрия Долгорукого завершилось формирование династических устоев для суздальского сепаратизма. Некоторые сыновья Долгорукого уже рассматривали Киев как чужую столицу. В середине XII в. из-под контроля Киева окончательно вышел Суздаль — основной центр формирования будущего российского этноса.

Один из сыновей Долгорукого — Андрей Боголюбский — еще 1155 тайно от отца бежал из России в Суздаль, похитив из Вышгорода знаменитую икону. Эта икона долго сохранялась в Москве, где получила название Владимирской. В

Украина ее традиционно называют Вышгородской иконой Божьей Матери. В Вышгород эта икона была привезена из Константинополя в XII в., Ориентировочно около 1130, вместе с другой великой святыней — иконой «Богоматери Пирогощи». Для последней в Киеве на Подоле в 1132 была специально построена каменная церковь Богородицы Пирогощи, разрушена 1935 Эту церковь была восстановлена ​​1997

Сын Юрия Долгорукого Андрей установил в Суздале единоличную тиранической власти, изгнав из княжества собственных родственников, в частности братьев Всеволода, Мстислава и Василька, а также епископа.

В это время во всех крупных князей, занятых борьбой за Киев, за исключением Изяслава Мстиславича, не доходили руки до попыток обуздания суздальского сепаратизма. В то же время, сепаратизм Суздале остался единичным случаем — другие территории, такие как Новгород и Смоленск, в это время остаются вассалами Киева.

Великим Киевским князем снова становится представитель Черниговской ветви князей — Изяслав Давыдович. Он отличился неудачной борьбой за утверждение на галицкой престоле Ивана Берладника — безземельного князя, которого отразил из плена у Юрия Долгорукого и приютил у себя. В этой борьбе за своего друга-галичанина великий князь рассорился даже с собственной семьей

После изгнания Изяслава из Киева остальные князей пригласили на великокняжеский престол Ростислава Мстиславича с «киевской династии» — сына и брата знаменитых Мстислава Великого и Изяслава Мстиславича.

В правление Ростислава Мстиславича (1158-1167 pp.) Были сделаны новые шаги по получению автономии Киевской митрополии от Константинопольского патриархата.

Ростислав сначала не хотел видеть в качестве Киевского митрополита Клима Смолятича — выдающегося религиозного деятеля, философа и писателя, против которого выступал Константинополь. Однако впоследствии под влиянием его добродетелей великий князь изменил свое мнение. Ростислав не захотел принять присланного из Константинополя митрополита, пытаясь наставить Клима Смолятича на митрополию. Князь заявил императору, что в дальнейшем, если патриарх без разрешения князя и епископов поставит митрополита, Русь его не примет, а всю церковную власть выбирать местные епископы. Фактически, это была декларация о независимости Киевской православной церкви.

Ростиславу удалось восстановить союз Киевского и Черниговского княжеств, против которого не решался выступить ни один князь.

Ростислав и его вассальные князья неоднократно побеждали половцев, а также «берладников» — независимых от княжеской власти славянских торговцев, рыбаков, охотников и воинов, которые с Нижнего Дуная часто совершали нападения на купцов и облагали их несанкционированными поборами. Великий князь отразил в берладников Олешшя — форпост Киевского государства на Черном море, который им временно удалось было захватить.

Ростислав Мстиславич вел довольно энергичную политику подавления сепаратизма. Было организовано удачный поход, направленный на усмирения новгородцев. Новгородцы вынуждены были согласиться на местного князя — сына великого киевского князя.

Как и все тогдашние князья Рюриковичи (за исключением некоторых суздальских и полоцких князей, которые уже потеряли связь с династией), Ростислав считал Киев и Русь (то есть область Приднепровья вокруг Киева) своей Родиной. Великий князь, который почти всю жизнь прокняжил в Смоленске, предчувствуя смерть, выразил желание ехать умирать в Киев, и просил там же и похоронить его.

Во времена княжения Ростислава Мстиславича Киев неоднократно наголову побеждал своих противников — половцев. Большинство князей сохраняла лояльность центральной киевской власти и выступала в походы по приказу великого князя. Положение Киева казалось прочным. Однако уже вскоре на долю страны выпали тяжелые испытания, связанные с частой сменой князей на великокняжеском престоле и агрессивностью вновь возникших Суздальского княжества.

Языком первоисточников:

«В том же году собрался Ростислав со Святославом Ольговичей Моровийск месяца мая в первый день, и съезд обоих был о большой дружба. Тогда же Ростислав позвал Святослава к себе на обед, и Святослав поехал к нему безо всякой подозрения . и была же радость в тот день между ими обоими, и дары многие. Дал потому Ростислав Святославу соболями, и горностаями и черными куницами, и песцами и белыми волками, и моржовой клыками. А назавтра позвал Святослав Ростислава к себе на обед, и тогда веселились они оба больше, чем вчерашнего дня. Святослав дал Ростиславу пардус и двух лошадей борзых под коваными седлами …

Рогнеду же, сестра его (Ростислава), видя, что брат очень изнемогает, стала умолять его, повелевая ему лечь в Смоленске в его собственном доме. Но он сказал ей: «Не могу я здесь лечь. Повезите меня в Киев. Если меня бог возьмет в пути, то покладите меня, за отчим благословением, святого Феодора. Если мне бог отпустит болезнь сию молитвами Пречистыя его матери и святого отца нашего Феодосия, Печерского монастыря игумена, то постригусь я в Печерском монастыре «.

Летопись Русский, XI-XII вв.

Архитектура Новгородской республики 12 века

Архитектура Новгорода в XII в. совсем не похожа на владимирскую. Вместо тщательно обработанных со­оружений из белого камня здесь строят небольшие храмы из грубо отёсанных плит местного серого известняка, чередующихся с ряда­ми кирпичной кладки. В результате поверхность стены выглядит неровной, слегка округлой, а сам храм становится чем-то похожим на гигантский белый гриб.

Такие постройки соответствовали вкусам и возможностям нов­городских бояр. Стремясь расширить круг своих заказчиков, зодчие ищут способы дальнейшего удешевления храмов. Они уменьшают размеры апсид и сокращают их количество, опускают углы основ­ного четверика.

Картинки (фото, рисунки)


  • Дмитриевский собор во Владимире. XII в.

  • Храм Покрова на Нерли. XII в.

  • Золотые ворота Владимира. Реконструкция первоначального вида. XII в.

  • Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. XII в.

Категории:На этой странице материал по темам:

  • Сообщение о архитектуре до 12 века

  • Архитектурные памятники россии 12 века

  • Архетектура до 12 века

  • Fh[tnbrnehf россии 12-13

  • Архитектура 12-13 века новгородская республика

Вопросы к этой статье:

  • Сравните особенности архитектуры 12 века Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского княжеств и Новгородской земли.

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *