Высоцкий мужской монастырь серпухов

«Неупиваемая Чаша» – это чудотворный образ Божией матери, помогающий побороть зависимости от алкоголя, наркотиков и многие другие пагубные пристрастия. Чудотворный образ Богородицы «Неупиваемая Чаша» широко известен и любим во всём Православном мире, так как подарил множество исцелений и помощь людям в борьбе со страстями. В этой статье вы найдёте молитвы перед иконой «Неупиваемая Чаша» и ответы на вопросы как правильно заказать молебен «Неупиваемая Чаша» в храме. Но начнём мы, конечно, с истории иконы «Неупиваемая Чаша».

Слушать акафист перед иконой «Неупиваемая Чаша»

http://blog.trebaonline.ru/wp-content/uploads/2016/11/Акафист-перед-иконой-Неупиваемая-Чаша.mp3

Свидетельство о том, как икона «Неупиваемая Чаша» была явлена миру было дано монахиней Елизаветой, которая в момент обретения образа, в 1878 году, состояла церковницей храме, где чудотворная икона «Неупиваемая чаша» была обретена.

В то время, один отставной николаевский солдат, крестьянин Ефимовского уезда Тульской губернии был одержим страстью пьянства. Пропивал он всё: и пенсию, и всё, что находил в своем доме. Дошёл он до совершенно нищенского состояния, да вот ещё от непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он всё продолжал пить.

Как-то раз этому, казалось, уже безнадёжному пропойце привиделся чудесный сон. Предстал перед ним в этом сне старец-схимник и сказал: «Иди в город Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом». Не предал крестьянин значения этому сну, да и куда же ему идти, когда своих ног он не чувствует. Сон забылся, и крестьянин по обыкновению напился снова.

Однако, вскоре сон повторился, и в нём старец опять явился ему, но крестьянин все не решался выполнить услышанное. Старец явился ему в третий раз и уже грозно приказал исполнить повеление, отчего пьяница проснулся и тотчас, на четвереньках отправился в путь.

В одном селении пропойца остановился на ночлег. Сердобольная хозяйка, желая помочь путнику облегчить боль, растёрла его ноги и уложила спать на печь. Ночью калека почувствовал какое-то приятное ощущение в ногах попробовал встать. К своему удивлению, он не упал, и смог удержаться.

Продолжив свой путь, следующей ночью крестьянин вновь почувствовал в ногах силу. Опираясь сначала на две, а потом на единственную палку, дошёл отставной солдат до Владычнего монастыря города Серпухова.

В монастыре страждущий настойчиво попросил отслужить молебен перед иконой, рассказав о своих чудесных снах послушнице Захарии (впоследствии монахине Елизавете). Однако, в монастыре никто не знал образа Богородицы «Неупиваемая Чаша».

Кто-то из прихожан тогда спросил: «Не та ли это икона, которая висит в проходе из соборного храма в ризницу, на ней есть изображение чаши?». Велико у всех было удивление, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: «Неупиваемая Чаша»! Новообретенный образ был перенесен в храм и перед ним совершен молебен. Знаменательно ещё и то что, когда крестьянин подошёл к раке преподобного Варлаама-строителя, тотчас же признал в лике его того самого светоносного старца, который являлся ему во сне и повелел идти к чудесному образу.

Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым: пагубная страсть к вину навсегда покинула его, и он вновь обрёл способность ходить.

В скором времени чудесная новость об исцелении от новообретённого образа Богородицы «Неупиваемая Чаша» разлетелась далеко за пределы обители и множество страждущих потянулось к святыне. Родные и близкие одержимых страстью пьянства приходили к иконе и возносили перед ней молитвы Божией Матери об исцелении от недуга, а многие приходили благодарить Владычицу за помощь.

После революции Владычный монастырь был закрыт, и чудотворная икона была перенесена в кафедральный собор Николы Белого, но в 1929 году закрыли и Никольский собор, а все его святыни сожжены на берегу реки Нары. За время лихолетья иконы с изображением образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», включая первообраз, бесследно исчезли, молебные служения прекратились.

Образ «Неупиваемая Чаша» в наши дни

10 апреля 1991 года Серпуховский Высоцкий мужской монастырь, основанный в 1374 году преподобным Сергием Радонежским, вновь начала действовать по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Ювеналия. Настоятель обители, архимандрит Иосиф возобновил в монастыре молебное служение иконе «Неупиваемая Чаша».

В следующем году известный российский иконописец Александр Соколов по благословению настоятеля монастыря написал ныне известную во всем православном мире икону. Образ украсили серебряной басменной ризой, а позже в левый нижний угол иконы был вставлен ковчежец с частью пояса Пресвятой Богородицы. Этот образ Богоматери быстро снискал любовь православного народа, ибо Царица Небесная щедро наделила Свою икону благодатию, которая с первых же дней обильно подается всем с верою и надеждою приходящим к ней. «И не тщетны отходят, Пречистая, от неупиваемой чаши Твоих Божественных дарований, но неоскудно получая цельбы от чудотворного образа Твоего, Всеблагая» (Ак., 12 конд.).

Множество драгоценных даров, украшающих святую икону, является свидетельством благодатной помощи, полученной от Чудотворной иконы, и того упования, которое возлагают страждущие на предстательство Богоматери.

6 мая 1996 года, в Серпуховском Введенском Владычном женском монастыре, в месте явления первообраза в XIX веке, был освящен вновь созданный Список Чудотворной иконы.

В Высоцком монастыре впервые был издан акафист и составлена служба иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», ранее существовавший в нескольких различных рукописях. Множество списков с иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» распространены во всем православном мире, некоторые из них прославлены мироточением и кровотечением, что является видимым знаком Божественной благодати.

Высоцкий монастырь был у меня в планах посещения Серпухова последним. Так и произошло. Но, выкладываю я пост о нем, почему-то, первым. Странно; захотелось нарушить устроенный самим собою порядок осмотра этого древнего русского города. Сразу скажу, место очень интересное и позитивное. Хотя в отзывах о монастыре говорилось, что фотографировать, якобы, не дают, и вообще, что там как-то там «всё странно и стерильно неестественно»…

Всего 43 фото
Но, все по порядку! Я думаю, уместно будет для начала кратко ознакомиться с историческими выкладками и фактами. Без небольшого погружения в чудную историю монастыря будет затруднительно всецело ощутить его значение, духовную и физическую красоту. Для тех кто любит исторические и необычные подробности, можно ниже нажать кнопку спойлера и развернуть этот исторический экскурс и узнать для себя много нового и удивительного, чем обычно наполнена наша история, богатая событиями и чудесами. Для тех, кто это не приветствует — переходите сразу к моему рассказу и визуальному ряду.

Основан монастырь в 1374 году серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, двоюродным братом и соратником Юрия Долгорукого. Сергий Радонежский лично прибыл на место и благословил строительство на Высоком серпуховском холме. От него и пошло название Высоцкий. Первым игуменом (настоятелем) монастыря стал прп. Афанасий — ученик Сергия Радонежского. После его отбытия в Константинополь им стал Афанасий младший, причисленный позже к лику святых, одна из центральных исторических личностей монастыря. Часовню над его могилой мы еще увидим.
Владимир Храбрый денег не жалел, и при его помощи, практически сразу, был построен первый деревянный храм, посвященный Зачатию Пресвятой Богородицы.
В 1380 году Владимир Храбрый сыграл решающую роль в известной Куликовской битве в составе русского войска под руководством Дмитрия Донского. Его засадный полк в решающий момент сокрушительно ударил по Золотой Орде и обратил её в окончательное бегство. После возвращение домой Владимир, в благодарность Богородице, построил каменный храм Зачатия Пресвятой Богородицы. Храм поставили над братской могилой серпуховчан, погибших в этой битве. В 1396 году возвели и каменные сени храма над могилой Афанасия младшего.
Монастырь всегда занимал ключевое пограничное положение и фактически являлся крепостью. Тогда Ока, на которой он стоял, являлась границей между Московским великим княжеством и Степью. К примеру, в 1382 году Тахтомыш совершил крупнейший набег на Московское княжество. Множество городов тогда было разрушено и сожжено. Высоцкий монастырь и сам Серпухов также были опустошены.
Очередное возрождение монастыря связано с Иваном Грозным, который посещал монастырь три раза и много сделал для его процветания. Однако, судьба монастыря по-прежнему не была тихой и мирной. Столетиями он находился на передовых рубежах и много раз разрушался.
Старый Зачатьевский собор обветшал и на его месте в 16-м веке был построен новый, который и сохранился до наших дней.
Начало 17-го века во (времена Смуты) ознаменовалось для монастыря новыми набегами ногайских татар, поляков и, даже, запорожских казаков. Обители было особенно тяжело в те времена. Потом, при династии Романовых, монастырь начал возрождаться. А в середине 17-го века царем Алексеем Михайловичем были возведены каменные оборонительные сооружения монастыря. Именно тогда был возведен четверик Церкви Покрова и перестроен Зачатьевский собор. Именно здесь в эти времена, с 1823 по1826 год, проживал знаменитый Авель Прорицатель, предрекший скорую кончину Императора Александра I, восстание декабристов на Сенатской площади и восшествие на престол Николая I
После революции здесь стояли латышские стрелки, находился концлагерь, военное училище, потом, в 30-х годах, казармы, склады, коммунальные квартиры. Часть построек монастыря была разрушена. Старые фотографии состояния Зачатьевского собора говорят сами за себя.
С 1991 года начинается его возрождение. С 1992 начаты полноценные восстановительные работы, а в 1994 году были обретены мощи св. Афанасия младшего.
Такова краткая сухая история монастыря. Но он был известен и многочисленными чудесами и спонтанными исцелениями. Много чудес произошло, в том числе, и на могиле Афанасия младшего. Реальный пример своей помощи обители Афанасий младший явил при осаде Серпухова крымскими татарами. Монахи тогда все бежали из монастыря. Неприятель и многие местные жители видели как из обители стремительно, на белом коне появился инок в черных развевающихся одеяниях, со смуглым лицом, черной бородой, со сверкающим жезлом в руке и, объехав стан врагов, угрожающе устремился на них. Татары были в ужасе, и сняв осаду, обратились в бегство.
Одной из главных святынь является образ Богородицы «Неупиваемая Чаша, которая знаменита многочисленными исцелениями пьяниц, алкоголиков, наркоманов и заядлых курильщиков. В 1920 году первообраз исчез, а в 1991 году его обрели — он был заново написан Александром Соколовым, современным и очень сильным иконописцем. Исцеления от иконы возобновились и продолжаются по сей день.

На моём пути из усадьбы Шереметьева, что на Наре, начал накрапывать дождь, который стремительно перешел в неистовый летний ливень с молниями и оглушительными раскатами грома. Было уже больше пяти часов вечера, и я начал опасаться, что попасть в монастырь из-за непогоды не удастся. Эти мысли продолжали одолевать, пока я припарковывался на небольшой удобной автостоянке монастыря. Сплошные потоки дождя били в лобовое стекло, сверкали ослепительные молнии, стоял непрерывный оглушительный грохот, и вдруг, в какой-то момент, своим чутьем, я понял, что это все, очень даже, к лучшему. Ведь, до этого стояла изнуряющая жара, прямое жесткое солнце, и вспомнив, как я обливаясь потом взбирался на крутой Красный холм бывшей цитадели Серпухова, моё сердце наполнилось каким-то умиротворением и предвкушением чистоты и свежести, что должна наступить после дождя. Осознав, что тревожное ощущение вызвано, как обычно, тем же привычным тревожным ожиданием грустных затяжных осенних дождей, я успокоился и погрузился в размышления о нашей истории, полной разрушений, страданий, бед, отчаяния, но и великой веры, надежды и любви русских людей, живших здесь.
Сквозь зыбкую пелену льющихся дождевых потоков были видны величественные купола Зачатьевского собора, стремительную возносящуюся колокольню Всех Святых и основательные седые оборонительные башни, напоминавшие головы русских сказочных богатырей в боевых шлемах. В голове, сама собой, зазвучала грустная и трогающая душу песня Талькова «Летний дождь». Такие необычные моменты понуждают тебя остановиться, стать более чувствительным, расслабиться, и подготовиться к встрече с неизведанным, непознанным, удивительным, к встрече с самим собой, со своими, и только своими, чувствами и ощущениями. Я уже был переполнен такими впечатлениями, и наверное, совершенно логично выдержать эту чудную паузу погружения в стихию, чтобы упорядочить и привести в гармонию всплески своих впечатлений. Где-то бежали к своим автобусам последние туристы с пестрыми зонтиками, ковыляли прочь сгорбленные, неуклюжие бомжы и нищие, и я подумал, что монастырь определенно будет немноголюдным, что мне как раз и надо было.
Прошло минут двадцать, дождь прекратился также резко как и начался. Я вышел из машины и меня всецело захватил восторг от этого очищающего стихийного небесного водного потока. Было стремительно свежо, по летнему парило после ливня, сквозь рваные грозовые облака пробивались глубокая небесная синь и прямые лучи заходящего солнца. Купола церквей сверкали на солнце, монастырь как будто праздновал победу над тьмой и невежеством. Хотелось раскрыть свои руки и впитать это чудесное очищение и напоминание о том, что всегда свет обретаем после прохождения через тьму и разрушительные стихии, как внешние так и внутренние. Природа торжественно приглашала завершить мое сегодняшнее путешествие визитом в Высоцкий Серпуховской мужской монастырь.
Ощущение возрождения и духовного очищения продолжало охватывать меня, когда я вступил во внутренний двор обители, пройдя по сводчатому коридору под надвратной церковью Всех Святых.

Итак, вот оно!
Прямо передо мной возвышался своей громадой голубых куполов Собор Зачатия Пресвятой Богородицы. Собор был перестроен во второй половине 16-го века. Он имеет вид правильного квадрата. Двухсветный четверик пятиглавого крестово-купольного четырехстопного храма поставлен на высокий подклет, в кладку которого вошло основание старого храма. С южной, западной и северной сторон вокруг собора идет крытая двухъярусная каменная паперть в виде обходной галереи. Разновеликие галерейные арки опираются на массивные квадратные столбы. Однако, сухие архитектурные термины не в состоянии передать само впечатление от сооружения. Он полон величия, торжественной и обновленно-седой мудрости.

Я еще долго стоял перед ним, не фотографируя, а впитывая свои впечатления, обрывки спонтанно возникающих мыслей и образов. Справа от него пристроена церковь преп. Сергия Радонежского — духовного отца родившейся обители. Кажется, что она неестественно соединена с собором, однако первой же ответной мыслью было то, что в этом необычном единении есть своя историческая логика. Древний Зачатьевский собор определенно был построен в старом аскетичном строгом стиле, подобным Дмитриевскому собору во Владимире. И, по всей видимости, сама жизнь, конкретные обстоятельства, события, человеческие страсти, желание жертвовать на возрождение храмов и новое строительство обители, являлись теми факторам, которые причудливо влияли на неуклонно изменяющийся облик строений и их взаиморасположение. Мы не можем знать как и почему это происходило. Единственно, что мы можем, так это видеть эту кажущуюся величавую, естественную громоздкую неуклюжесть сочетания архитектурных форм, наслоений, деталей, и, просто знать, что за этим всем стоят конкретные судьбы таких же как и мы живых людей. И, сейчас, только в созерцании архитектурных форм мы можем интуитивно проникнуть в причины, сподвигшие зодчих так всё обустроить, именно так всё возвести и отточить. Если открыть своё сердце и задать свой вопрос, вас совершенно точно коснутся смутные образы и чувства прошедших эпох, ушедших людей и народов. И эти зыбкие чувства будут строить неосознаваемые нами образы всего того, что было связано с этим местом. Наверное не стоит говорить, что я заглянул в окно прошлого, но что я точно ощутил, так это концентрированный сонм стремительных чувств, обрывки неведомых звуков и картин, набатный колокольный звон, пожары, искаженные лица, едкий дым гари, тьму запустения и разрухи…

Размышляя над этим всем, я начал понемногу осваиваться. Слева от меня — Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. О ней мало, что известно. Это второй, по мере основания монастыря, храм и как он выглядел изначально — нам не ведомо. Новое здание церкви появилось после нападения крымского хана Мухаммед-Гирея в 1571 году. Храм кирпичный, на высоком подклете, в котором размещались теплый погреб, кузница, хлебная, угольная. Он представлял собой тогда большую одностолпную палату соединенную галереей с Зачатьевским собором, которой сейчас нет. В 1697 году на средства Нарышкиных, Покровская церковь была перестроена в стилистике московского барокко. Высокий четверик увенчали декоративные кокошники и глава на граненом барабане. Барабан главы и фасады церкви украшали фигурные изразцы. В начале 19-го века храм был снова перестроен, но уже в стиле классицизма. Четверик увенчали треугольные фронтоны и купол с главкой на барабане. В 1872 году Покровскую церковь расширили за счет пристройки с северо-восточной стороны придела во имя Похвалы Пресвятой Богородицы. Храм всегда был действующий, в отличие от Зачатьевского, который являлся летним, то есть, был открыт для богослужений в весенне-осенне летний период. В целом храм вызывает трогательно-домашние чувства и его «намоленность» ощущается всем телом.

Почувствовав некий посыл обернуться, я был особенно впечатлен видом возвышающейся над монастырем, как над всем бренным миром, надвратным храмом Всех Святых с надстроенной колокольней. Первые упоминания, относящиеся к этому сооружению относятся к 1624 году. Тогда, во время возведения мощных белокаменных укреплений монастыря, были обустроены южные ворота и надвратный храм Всех Святых. Все Святые — это святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Над вратами были выстроено, соответственно, три шатровых купола. А в 1840 году была построена сохраняющаяся и поныне Надвратная церковь-колокольня во имя Трех Святителей стиле ампир. Храм, как вы заметили, является доминантой всего монастырского архитектурного ансамбля, объединяя его в единое высокое и стремительное целое, оправдывая само название монастыря! Думаю, что зодчие, возводившие эту колокольню страстно хотели передать в её формах характерный символьный образ слова «высокий» и «высоцкий». Квадратный в плане первый ярус имеет три арочных проезда, центральный из которых — Святые ворота. Второй ярус — крестообразная в плане Трехсвятительская церковь. Ее выступающие объемы оформлены пилястровыми портиками с аттиками и фронтонами На третьем ярусе находится восьмигранная башня колокольни с арочными проемами звонов и декоративными глухими нишами. Свод третьего яруса украшают башенные часы, выходящие на четыре стороны. До закрытия монастыря на колокольне находилось 14 колоколов, самый большой из которых «весил 721 пуд».

Мощное, основательно и, одновременно, легкое, изящное и стремительное, сооружение. Я никогда не был ранее в этом месте, и только по старым фотографиям могу судить об ужасающей советской разрухе всего того, что связано с подобными древне русскими сооружениями нашей истории. Но, здесь, ощущалась какая-то светлая радость обновления всех строений монастыря. Мне неизвестно, кто финансировал эту комплексную реставрацию обители, но при каждом взгляде по сторонам бросались в глаза щедрые вложения в строительство. Абсолютно не было ощущения, что на ремонте экономили. А ведь как часто бывает — фасад глянцевый, а за фасадом все напоминает о коррупции и «распиленных» деньгах. Здесь другое дело — экономии не видно. Вся реставрация проведена качественно, дорого и достойно. В любой мелочи, узорах кованых решеток проявлялась откровенная щедрость. Наверное, это не спонсоры, а РПЦ сама осуществляла ремонт и его надзор. Приятно находится в возрожденной и обновленной обители. Да и не только приятно, но и с чувством глубокого удовлетворения и мыслями, вроде, — Ну, вот теперь всё будет хорошо!
Если смотреть на Церковь Сергия Радонежского и оставлять её левее, то прямо напротив мы увидим настоятельский корпус. Там находится Церковь Иконы Божией матери «Скоропослушница».

Немного правее находится Братский корпус (19-й век).

А еще правее — густо заросший буйной зеленью угловой сектор двора монастыря c южной сторожевой башней.

Я всегда считал, что побывать на месте, это совсем не то, что посетить объект виртуально. Мои рассуждения на эту тему были немного поколеблены появлением технологии сферических панорам, позволяющих на 360 градусов осмотреть округу. На официальном сайте монастыря есть такая возможность — виртуально прогуляться по монастырю, причем, заглянуть в такие уголки, в которые в реале заглянуть невозможно — нет допуска. И, обнаружив добротный официальный сайт монастыря, и еще более добротно и дорого изготовленный виртуальный тур по нему, я с любопытством попробовал сравнить свои реальные впечатления с красочной виртуальной прогулкой, думая, что с появлением сферической панорамы как технологии может отпасть надобность в фоторепортажах и повествованиях о своих путешествиях (ссылку на виртуальный тур вы можете активировать в конце этого материала).
Как показало сравнение — я ошибался. Виртуальный тур, конечно, это здорово. Он качественно изготовлен. Можно обойти монастырь, зайти в храмы, церкви, приделы, узнать место расположения икон, росписей, фресок, их названия, побродить по подклету, зайти в кадетский корпус, воскресную школу, братский корпус, посмотреть как обустроена монастырская гостиница и т.п. Автоматически, отмечая качественную, сложную и, наверное, дорогую работу авторов виртуального тура, я с удивлением и некоторым удовлетворением отметил, что проходя в этом туре по уже хорошо знакомым местам я не ощутил никаких особенных чувств, испытанных мной в реале. Например, я не смог, а точнее, учтиво не посмел, снимать в часовне, которая была построена над местом погребения Афанасия младшего, где располагается уникальный деревянный саркофаг с его искусно вырезанным изображением. Зайдя воочию в эту часовню я испытал какой-то неосознанный трепет и уважение к этой исторической и святой личности. Коснувшись деревянного саркофага я, как будто, получил характерный мягкий отклик, похожий на благословление. И, это не передается словами никоим образом.
Рассматривая же, на мониторе, красиво расписанные стены часовни и само хорошо видимое деревянное изваяние этого святого на саркофаге, я, вдруг, понял, что это, всего лишь, медийная картинка. Чувств и ощущений проникающих глубоко в душу не было, как не было. Это стало для меня откровением. Я, ведь, пытался проникнуть в ощущения этих ребят, изготовивших тур. И, что я, действительно, ощутил, используя эти инструменты визуальной оценки объектов монастыря, так это ответственные чувства авторов-исполнителей, их старание, желание сделать работу качественно и, что-то еще, касающееся лично каждого из них… Ну, не знаю! Может быть, когда-нибудь, я и попробую сделать нечто подобное, но это будет не выполнение работы, а попытка передать свой Путь, одновременно с чувствами и мыслями по этому поводу… И, конечно, я понимаю разницу между работой и путешествием с личными впечатлениями.

Однако, это, я отвлекся. Давайте, теперь, без особых рассуждений, совершим более динамичную прогулку по монастырю.
Это — заново восстановленная лестница проходящая и включающая часовню на месте, где был погребен Афанасий младший. Кстати, он сам завещал похоронить себя именно под лестницей Зачатьевского собора.

Это — звонница в часовне Афанасия младшего.

Ну, а это как раз и есть вход в эту часовню, где находится резной деревянный саркофаг с изображением почившего святого. Как я и говорил, внутри я не снимал, но в виртуальном туре туда вполне свободно можно зайти и осмотреться… (смотреть можно в конце моего повествования по ссылке).

Прямо напротив входа в часовню находится Покровская церковь.

А еще дальше колокольня.

Это вид Покровской церкви с места, где также когда-то был, очевидно, какой-то храм.

Еще один ракурс Покровской церкви.

И, еще один…, уже с западной башней.

А это, я снял западную сторожевую башню монастыря, стоя спиной к Зачатьевскому собору, а правее на фото, где видна ленточка — и есть то место, где справа видны границы бывшей церкви или часовни.

Наверное, именно здесь, стоит заметить, что все дорожки и пешеходные площадки монастыря выполнены дорогой брусчаткой, идти по которой довольно комфортно, в отличие от современных московских брусчатых мостовых.)
А это Зачатьевский собор с этой же точки обзора. Там, где разбит палисадник и видны кресты — место, где находилась ныне разрушенная каменная одно купольная церковь Афанасия Афонского, воздвигнутая матерью Петра Первого Натальей Кирилловной над местом захоронения Афанасия младшего. Она была построена в 1897 году, на месте ранее построенного каменного храма в 1694 году. Снесена в 1967 году нашими реставраторами, посчитавшими её не имеющей культурной ценности. Наверное, нарушала некий цельный архитектурный облик собора, по мнению советских реставраторов…

Подклет Зачатьевского собора. Мощно и основательно.

А теперь, обойдем левее Зачатьевский собор. Здесь мы видим остатки многочисленных когда-то захоронений в пределах собора.

Пройдя подальше, хорошо виден сектор бывшего древнего некрополя. Кстати, если посмотреть на фото собора справа, то хорошо виден придел Преподобного Афанасия Афонского с одной главкой. Посетить его также можно в виртуальном туре.

А это собор за, как бы, бывшей древней стеной монастыря. Стена — новодел, этого её участка не сохранилось. Много стен монастыря было снесено именно в советский период.

А теперь, мы стоим у Церкви Всех Святых. Она была построена в 1896 году, и стала последней храмовой постройкой Высоцкого монастыря. С тех пор, и до настоящего времени, новые храмы в обители не строились. Церковь возведена на средства потомственного серпуховского предпринимателя Николая Коншина, знаменитый род которого уходил своими корнями в далекий 17-й век. Храм задумывался в качестве усыпальницы Коншиных. Автором проекта выступил представитель русского зодчества конца 19-го — начала 20-го веков, знаменитый московский архитектор Роман Иванович Клейн. Всехсвятская церковь возведена за пределами монастырских стен, по улице Калужской, на месте более позднего монастырского кладбища.
Церковь представляет собой пример стилизации с применением элементов византийской и романской архитектур. Квадратный в плане кирпичный храм на высоком подклете был увенчан декоративным шатром и с трех сторон окружен открытой галереей на которую вели две лестницы. Первоначально, на вершине шатра возвышался массивный каменный крест. Нижний ее этаж предназначался для семейной усыпальницы, а на втором находилось само пространство храма. Внутри церкви был возведен низкий белый мраморный иконостас в византийском стиле. Сейчас храм интенсивно реставрируется. Это заметно.)

Правее, за оградой, мы видим Церковь Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (паломнический корпус). Кстати, Неупиваемая чаша, изображаемая на иконе является Священным Граалем, а не средством от алкоголизма. Но, тем не менее, эффективно «работает» столетиями.

На фото мы видим фрагменты северной стены монастыря. Решение об строительстве каменных стен монастыря принял ещё Алексей Михайлович, второй монарх из рода Романовых. Это было тогда настоятельно необходимо из за продолжающихся набегов крымских татар. Общая протяженность стен составляла 510 метров.

Мощные башни монастыря значительно выступали за плоскость стен, что позволяло вести фланговый огонь по противнику. Стены строились с учетом применения артиллерии и имели три яруса для ведения огня.

Еще, та же, западная башня. Мы практически вернулись к Покровской церкви.

Это внутренний двор монастыря, справа — вход в Церковь Покрова.

Вот мы уже и близко к Святым вратам.

Бросим последний взгляд на Зачатьеский собор и весь монастырь вцелом. Впечатление у меня остались самые положительные. Кто-то писал, что не дают снимать, охрана неадекватная… Снимать никто не препятствовал. Да, охрана странноватая, слегка похожая то ли на юродивых, то ли держащихся в завязке алкоголиков. Но, никаких неадекватных действия с их стороны я не увидел. Да и вообще, за мной никто не ходил, не приглядывал, я был предоставлен сам себе, что не могло не радовать.)

И, вот он — красавец — Собор Зачатия святой Анны. Глаз не может нарадоваться на эту совершенную и возрожденную красоту. Было слышно стройное пение в церкви Покрова и шум мощных потоков воды, как от водопада.37.

Стоя на этой смотровой площадке, я понял почему Сергий Радонежский поставил обитель именно здесь. Отсюда видно всю округу, весь Серпухов. Когда Кремль стоял на Красном холме, его, совершенно определенно, было видно с этого места. Да, и стратегически месторасположение крепости было совершенно безупречно.

Последние взгляды на обитель.

Основные святыни монастыря

В монастыре имеется большое количество святынь. Верующие приезжают сюда из самых различных регионов. Чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» занимает особенное место. Он славится большим количеством чудес. В основном он помогает избавиться от различных зависимостей. Также сюда совершают паломничество чтобы приклониться к мощам второго игумена монастыря преподобного Афанасия Высоцкого младшего. Кроме того, здесь хранится более 200 частиц мощей различных служителей Бога. Самые крупные из них находятся в алтаре. Также здесь находятся части Древа Животворящего Креста Господня и многое другое. Само место отличается благодатной силой. Здесь по-особенному легко дышится, а душа наполняется смирением и спокойствием.

Монастырь сегодня

Комплекс зданий со всех сторон окружен могущественной стеной. Ранее объект находился на холме, поэтому стена необходима была для обеспечения надежной защиты. Город Серпухов разрастался. В связи с этим, в скором времени святыня оказалась частью города. От крепостных стен открывается необыкновенно красивый вид. Река с небольшим водопадом сразу попадает в поле зрения. Сегодня здесь разводятся утки, водятся нутрии. Для того чтобы попасть на территорию обители, необходимо пройти сквозь красочную арку. Она находится прямо под колокольней. Пройдя через свод, вы попадаете сразу же на территорию монастырского комплекса. Перед вами, как на ладони, откроются все достопримечательности. От входа под Черным куполом будет находиться церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. У парадных дверей вас встретит икона Покрова Божьей Матери. Хочется несколько слов сказать о голубых елях, растущих у входа. Они восхищают своей величественностью и благородным окрасом. Пушистые иголки создают чудесную атмосферу.

Церковь находится на втором этаже. Необходимо будет преодолеть несколько ступенек. Здесь вы увидите два предела – праздничный и зимний. Всем известная чудотворная икона Богородицы «Неупиваемая Чаша» установлена в самом центре зала.

Часовня преп. Афанасия Серпуховского оснащена лестничным подъемом кованым ограждением. Здесь покоится Святой Афанасий Младший. На этом участке когда-то находился еще один храм. Но его снесли в советское время. На его месте мастера восстановили лестницу. В 1994 году были проведены раскопки и обнаружены мощи святого. Они были перенесены в храм. Вскоре на месте захоронения соорудили часовню. Войти в нее можно, если пройти немного слева от лестнице.

Зачатьевский собор белоснежного цвета оснащен звонницей. Убранство храма отличается необычайной красотой. Отделка внутри выполнена с нуля. Иконостас большой и оснащен множеством икон. Он устремляется вверх под самый потолок. Стены и потолки расписаны библейскими сюжетами. На колоннах весят почитаемые образы — Иверская, Скоропослушница, Взыскание Погибших. На западной стране изображено полотно с тематикой «Страшный суд». Очень много росписей с мифическими героями.Обитель привлекательна и снаружи. Величественные, белокаменные стены собора и голубые купола эффектно смотрятся на фоне солнечного неба.

Храм святителя Николая Чудотворца хранит в себе около 350 мощей различных святых людей. Ковчежцы и мощевики различных параметров установлены вдоль стен. В них лежат святые мощи. На потолке много росписей. Оформление сказочно прекрасно. Интерьер уютный, динамичный. Слева от алтаря взгляд останавливается на необычной иконе Николая Чудотворца. Интересно, что она практически является ровесницей монастырю. Дата ее создания приходится на 14-15 век.

Всехсвятская церковь поражает оригинальностью архитектуры. Архитектор — Р.И. Клейн. Здание появилось в 1896 году. Оно является усыпальницей дворянской семьи Коншиных. Она занималась промышленностью в Серпухове. Всего здесь имеется около 50 захоронений. Сегодня в церкви идут активные восстановительные работы. За ней постоянно следят и при необходимости реставрируют. На вершине установлен необычный крест из камня. Такой элемент достаточно редко встречается в православии.

Колокольня представляет собой роскошное сооружение, отличающиеся монументальностью. Здание построено в духе классицизма, из его окон открывается вид на внутренний двор. Часы работают исправно, мелодично отбивая звон в установленный срок. Объект был построен относительно недавно – в 1840 году. На его месте стояло другое здание. Но она развалилось, не дожив до наших дней. Сегодня мастера проводят комплекс работ, направленных на укрепление площадки. Дело в том, что сползания земли могут повредить здание.

Крепостная стена с флюгерами в виде ангелов, словно страж, охраняет святыни. Также на территории функционирует братский корпус и имеется маленький, уютный сад, оснащенный лавочками и фонарным освещением. Для того, чтобы попасть в находится церковь Божьей Матери «Скоропослушница», необходимо отправиться в настоятельный корпус. Слева расположен склепы, которые заполнены останками. Они были захоронены на территории несколько веков назад. Также много захоронений можно встретить и в других местах. Очень много крестов и надгробий. Функционирует паломнический корпус, работает трапезная, где предлагают простую и вкусную еду. Разноцветный купол с крестом символизирует, что вы приблизились к гостиничному комплексу. Он состоит из двух этажей. Вблизи него оборудована уютная зона отдыха. При желании здесь получится расположиться в тени деревьев.

Информация для туристов

Возле входа в монастырь вы увидите детальный план. Литургии проводятся каждый день. Для паломников работает трапезная.

Вы можете заказать индивидуальную экскурсию по территории. Группы собираются по 15 человек. Ее стоимость — 700 рублей. Батюшка с огромной любовью расскажет об истории обители, ее взлетах и падениях, неизвестных секретах и тонкостях, о которых вы не прочитаете в книгах. По благословению разрешается сделать несколько фотографий. Также вы сможете задать личные вопросы.

Если вы хотите, как можно глубже проникнуться данным местом, то сюда желательно приехать ни на один. Суток покажется мало, чтобы по-настоящему почувствовать гармонию благодатного края. Лучшее решение – это остаться здесь на 2-3 дня. Для того чтобы стать гостем таких мест, необязательно быть верующим. Достаточно стремления к высокому, духовному и прекрасному. Православные святыни хранят в себе историю и культуру Родины. Сюда приезжают и те, кому просто хочется отдохнуть о городской суеты и насладиться тишиной. Помолиться об исцелении паломники приезжают со всех регионов России.

Храмы

  • Собор Зачатия Пресвятой Богородицы с часовней Афанасия Высоцкого (младшего)
  • Церковь Сергия Радонежского
  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • Церковь Трех Святителей (в колокольне)
  • Церковь Всех Святых
  • Церковь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (в паломническом корпусе)
  • Церковь иконы Божией Матери «Скоропослушница» (в настоятельском корпусе)

Святыни

  • Пресвятая Богородица. Икона Высоцкого чина. Конец XIV века
  • Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
  • Икона Георгия Победоносца. XV век
  • Икона Божией Матери «Взыскание погибших»
  • Резной образ святителя Николая «Никола Можайский» XIV века с живописными клеймами XVII века
  • Икона Божией Матери «Скоропослушница»
  • Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
  • Ковчежцы с более 200 частиц святых мощей угодников Божиих, прославленных, начиная с первых веков христианства и до наших дней: частицы мощей св. прав. Анны — матери Пресвятой Богородицы, св. Предтечи и Крестителя Иоанна; апостолов Андрея Первозванного, Луки, Матфея, Марка и Фомы; равноапостольных Марии Магдалины, царя Константина, князя Владимира; святителей Николая Чудотворца, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; великомучеников Георгия, целителя Пантелеймона, Никиты, Варвары, Татианы и Екатерины; Преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Ефрема Сирина, около 50 частиц мощей Киево-Печерских угодников Божиих; Оптинских старцев; новомучеников Российских: патриарха Тихона, свщмч. Фаддея Тверского, Иллариона Троицкого, а также множество частиц мощей других угодников Божиих.

Почитание иконы «Неупиваемая Чаша»

30 мая 1997 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, икона «Неупиваемая Чаша» была впервые внесена в Православный церковный календарь, что явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери.

Днём празднования чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» был установлен день 18 мая по новому стилю.

Не иссякает поток благодатной помощи и исцелений от дивного образа. В сердцах верующего народа чудотворная икона Богоматери «Неупиваемая Чаша, стала поистине всероссийской святыней. Матерь Божия, воздев Свои Пречистые руки, молит Сына Своего и Бога за всех грешников, всем хочет спастись и призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения, возвещая, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.

Случаи исцеления в наши дни:

Если вы или кто-то из ваших близких болен зависимостью: табакокурения, пьянства или наркомании, не отчаивайтесь. Достаточно просто набрать в поисковике: «Неупиваемая чаша случаи исцеления», и в ответ вы увидите тысячи примеров исцеления.

«Моему сыну 31 год, из них 7 лет он был наркоманом. В московском храме нам посоветовали съездить в Серпуховский мужской монастырь к иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Все, что нам сказали, мы делали. Месяц утром и вечером я читала акафист, не пропуская ни одного дня. И сейчас продолжаю его читать по выходным. Я очень верю, что только благодаря Пресвятой Богородице, именуемой «Неупиваемая Чаша», уже год как мой сын не употребляет наркотики».
Александр, Москва

«Благодарю Пресвятую Богородицу, именуемую «Неупиваемая Чаша», за то, что помогла мне избавиться от недуга пьянства. Я уже семь лет не пью, работаю, служу в храме звонарем.»
Раб Божий Виктор

«Я более двадцати лет страдал недугом пьянства, часто впадал в уныние и утешение находил в вине. Болезнь прогрессировала, уходил в длительные запои. Кодировался, но через 2,5 года запил еще хуже. Родственники привезли в Высоцкий монастырь, к иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Через некоторое время тяга к вину пропала, в душе появился покой. От этого недуга получил исцеление и отец жены. Сейчас всем рассказываю об этом. Слава Богу за всё!»
Николай, Московская обл

«Уважаемые сестры обители! Я очень вам благодарна, что вы прислали мне на благословение икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша», я ее отдала сыну Анатолию и очень рада за него, что он теперь не пьет и работает и в семье все благополучно».
С низким поклоном, сестра Валентина.

Многие случаи исцеления произошли не только перед чудотворными образами в городе Серпухов, но и по молитвам к Святой иконе в других храмах. Молебен к иконе «Неупиваемая чаша» можно заказать в храмах и монастырях онлайн, указав имя болящего.

Исцеление может происходить перед любой освящённой иконой.

Всё дело в том, что мы молимся не просто какой-то одной определённой, чудотворной иконе, но мы молимся, в данном случае, Самой Богородице, через образ «Неупиваемая чаша».

Наиболее важна искренность вашего желания «встать на путь истинный», ну а Бог и Богородица слышат наши молитвы перед любой иконой и никогда не отказывают нам в помощи.

Не зря, потеряв один образ «Неупиваемая чаша», мы обрели сразу две чудотворные иконы с аналогичным названием, которые, как и оригинал, помогают всем страждущим в борьбе со страстями. Вся сила в вере – возможно именно это хотел показать нам Господь, попустив потерю оригинала.

Как заказать молебен «Неупиваемая Чаша»

Не все знают, что молебен «Неупиваемая чаша» можно заказывать во множестве храмов, притом, как разово, так и на месяц, на 3 месяца, на полгода и даже на год.

Для этого надо заказать требу «Неупиваемая чаша», посетив храм или заказав молебен «Неупиваемая чаша» через интернет.

Во время молебна «Неупиваемая чаша» в молитве произносятся имена тех, кто страдает пристрастием к вину и наркотикам и нуждается в благодатной помощи Божией Матери. Молебен «Неупиваемая чаша» проводится в храмах по расписанию, которое нужно уточнять в храме, где вы заказываете молебен. Как правило, молебен «Неупиваемая Чаша» в храмах проводится раз в неделю.

Пора начать сейчас

Если кто-то из ваших близких одержим недугом табакокурения, пьянства или наркомании, а в душе хочет начать трезвую и правильную жизнь, но не знает, как это сделать, начните с малого: усердно помолитесь образу Матери Божией за болящего и закажите молебен «Неупиваемая чаша». Пройдет время, и ваш близкий человек заменит дурман в голове на радость реальной жизни.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой «Неупиваемая чаша»

О, Премилостивая Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостивно услыши нас, жен, детей и матерей, и исцели тяжким недугом пиянства одержимых и того ради от матери своея, Церкве Христовы, и спасения отпадающих братий и сестер и сродник наших. О Милостивая Мати Божия, коснися сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии. Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблудшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко Престолу Всевышняго. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помози проити непреткновенно воздушная мытарства молитвами Твоими, избави нас вечнаго осуждения, да покроет нас милость Божия в нескончаемыя веки. Аминь.

Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Неупиваемая чаша»

Кондак 1

Избранное и дивное избавление нам даровася Твой образ честный, Владычице Богородице, яко избавльшеся явлением его от недугов душевных и телесных и скорбных обстояний, благодарственная хваления приносим Ти, Всемилостивая Заступнице. Ты же, Владычице, «Неупиваемою Чашею» нами именуемая, приклонися благоутробно к нашим воздыханием и воплем сердечным и избавление подаждь страждущим недугом пианства, да с верою воззовем Ти:

Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаше, духовную жажду нашу утоляющая.

Икос 1

Ангельстии чини и праведников сонми непрестанно славят Тя, Царицу Богородицу, Ходатаицу о многогрешнем роде христианстем, погрязшем в беззакониих и пребывающем во гресех, ибо во утешение и спасение даруеши ему милость Свою чрез многоименныя чудотворныя иконы Твоя, ихже, яко звезды небесныя, по всей земли нашей зрим; к единому же из сих образов, «Неупиваемая Чаша» именуемому, припадающе, из глубины сердца взываем Ти:

Радуйся, неприступнаго Божества селение.

Радуйся, непрестанное людей удивление.

Радуйся, скорбьми грехи наша очищающая.

Радуйся, печальми наша немощи врачующая.

Радуйся, милость Свою чрез чудотворныя иконы Твоя нам свыше посылающая.

Радуйся, явлением их скорбная сердца наша возвеселяющая.

Радуйся, пречудное всех с Богом примирение.

Радуйся, геенны вечныя избавление.

Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаше, духовную жажду нашу утоляющая.

Кондак 2

Видящи, Пресвятая Владычице, скорби сердечныя, муки душевныя, искреннее покаяние людей, одержимых губительным пороком пианства, благоволила еси явити богоспасаемому граду Серпухову милость Свою явлением пречуднаго образа Своего «Неупиваемая Чаша», да вси к нему припадающии с верою и сокрушенным сердцем, получивше исцеление от тяжкаго недуга своего, из глубины души вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумев трикратное явление преподобнаго Варлаама и повеление его в путь шествовати в богоспасаемый град Серпухов, человек некий, страстию пианства одержимый, обрете тамо в монастыре икону Твою святую, «Неупиваемая Чаша» именуемую. Мы же, видяще таковое о нас, грешных, попечение, с благоговением вопием Ти:

Радуйся, чрез благочестивых людей славу чудес Твоих грешным открывающая.

Радуйся, Путеводительнице прозорливая, путь спасения им показующая.

Радуйся, всеблагая наша Наставнице, любовию Твоею нас привлекающая.

Радуйся, за вся благодеяния Твоя благодарению нас научающая.

Радуйся, скорбь нашу в радость претворяющая.

Радуйся, несомненною надеждою нас увеселяющая.

Радуйся, губительныя страсти наша разрушающая.

Радуйся, благим намерением способствующая.

Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаше, духовную жажду нашу утоляющая.

Кондак 3

Сила Вышняго и благодать Владычицы укрепляше некоего человека, страждущаго недугом пианства, егда он, нози разслабленеи имуще, иде во град Серпухов, повеление Богоматере, чрез преподобнаго Варлаама реченное, исполняя. Пришед же во град сей, обрете икону Пречистыя Богоматере, абие исцеле от недуга своего душевнаго и телеснаго и из глубины души благодарственно воззва Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще источник неоскудеваемый, неупиваемую чашу небесных дарований, не токмо людие града Серпухова, но и вси православнии христианы иных градов и весей, притекающии к Твоему пречудному образу, «Неупиваемая Чаша» именуемому, и пред сим получивше исцеление, припадающе, благодарными усты вопиют Ти:

Радуйся, купеле, в нейже вся скорби наша погружаются.

Радуйся, чаше, еюже радость спасения нашего восприемлем.

Радуйся, наша немощи душевныя и телесныя врачующая.

Радуйся, страсти наша силою молитв Твоих укрощающая.

Радуйся, коемуждо, во всякой потребе просящим, полезная дарующая.

Радуйся, бесчисленныя щедроты всем подающая.

Радуйся, милости сокровище нам открывающая.

Радуйся, милосердие к падшим являющая.

Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаше, духовную жажду нашу утоляющая.

Кондак 4

Бурю внутрь имуще помышлений сумнительных, но с искренним покаянием притекающе к Твоему неизреченному милосердию, одержимии пианственною страстию получают исцеление и из глубины сердца вопиют рожденному от Тебе Спасителю нашему: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша Господь тяжкия скорби, вопли и плач жен, стариц, детей, сродницы коих обуреваеми суть пианственною страстию, дарова им Твою, Владычице, икону, от неяже вси притекающии обретают утешение и радость духовную и вопиют Ти со слезами:

Радуйся, Агнице, рождшая Агнца, вземлющаго грехи мира.

Радуйся, чаше, черплющая нам радость от источника безсмертия.

Радуйся, скорбных матерей утешение.

Радуйся, безнадежных Надеждо.

Радуйся, притекающих к Тебе благодатное охранение.

Радуйся, скорбящих отрадо и увеселение.

Радуйся, волнение страсти пианства утишающая.

Радуйся, руку помощи Твоея требующим простирающая.

Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаше, духовную жажду нашу утоляющая.

Икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаща»

Кондак 5

Яко боготечную звезду, честную икону Твою показала еси нам, Владычице мира, юже зряще и с верою сердечною молящеся Тебе, Богородице, глаголем: исцели пианством и иною болезнию душевною и телесною страждущих, верных же научи воспевати хвалу Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще чудеса преславная и знамения пречудная, бываемая не токмо от иконы Твоея, Богомати, во граде Серпухове явленныя, но и от по подобию сея иконы списанных изображений, припадающе к ним, смиренно вопием Ти:

Радуйся, скоропредстательная Помощнице усердно к Тебе притекающих.

Радуйся, благосердная Услышательнице молений наших.

Радуйся, град Серпухов благословением Твоим осенившая.

Радуйся, в пределех Московских славу чудес Твоих показавшая.

Радуйся, всем требующим сокровище исцелений неоскудное.

Радуйся, в трезвении благоподвизающихся всемощная Покровительнице.

Радуйся, ведущим брань противу мира, плоти, диавола и пианства добрая Споспешнице.

Радуйся, в мире благочестно живущих усердная Заступнице.

Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаше, духовную жажду нашу утоляющая.

Кондак 6

Проповедающе чудеса Твоя, Богородительнице, от иконы Твоея «Неупиваемая Чаша» именуемыя, бываемая, молим Тя, Пречистая, со слезами: избави всех нас от виннаго пристрастия и от падения греховнаго, научи нас воздержанию, подвизающи воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияла еси в светлости Божественныя славы, Дево Богоотроковице, на Младенца, Превечнаго Бога, Господа нашего Иисуса Христа, зрящи. Иже в сосуде, аки в неупиваемой чаше, предстоит, якоже Тя видим изображенную на иконе Твоей, «Неупиваемая Чаша» таинственно пронареченней, от неяже избавление от пианственныя страсти притекающим с верою даруеши, сего ради со слезами приносим Тебе гласы немолчныя сице:

Радуйся, яко о Тебе радуется и торжествует ангельский собор и человеческий род.

Радуйся, яко Твоя слава превосходит похвалы земныя и небесныя.

Радуйся, таинственным изображением Сына в сосуде Тайну Божественныя Евхаристии нам открывающая.

Радуйся, рожденнаго Тобою Агнца, всегда ядомаго и никогдаже иждиваемаго, нам дивно указующая.

Радуйся, чаше жизни и безсмертия, ко вратам вечныя жизни нас приводящая.

Радуйся, источником нетления и радости жаждущия души напояющая.

Радуйся, несчетною благостию не оставляющая самых презренных и отверженных.

Радуйся, от рова погибели милосердием Твоим исхищающая безнадежных.

Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаше, духовную жажду нашу утоляющая.

Кондак 7

Хотя человек некий возблагодарити Тя, Владычице, за исцеление от недуга пианства, украси Твою пречудную икону, Богомати, во граде Серпухове пребывающую, из глубины сердца воспевая Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новое чудо видим, Владычице, от иконы Твоея святыя: страждущий бо недугом пианства некий раб Божий Стефан, прибегая к Твоему Матернему предстательству, от тяжкаго недуга своего избавися, и, благодаряще Тя, благолепными дары икону Твою украси, и припадающи к ней, со слезами возопи Тебе тако:

Радуйся, Живоносный Источниче исцелений.

Радуйся, чаше небесная Божественных дарований.

Радуйся, реко исцелений приснотекущая.

Радуйся, море, вся наша страсти потопляющее.

Радуйся, под тяжестию греха пианства падающих Матернима рукама Твоима возставляющая.

Радуйся, благодарственныя дары не отвергающая.

Радуйся, сердца благочестивых людей возвеселяющая.

Радуйся, вся благая прошения наша исполняющая.

Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаше, духовную жажду нашу утоляющая.

Кондак 8

Странно и сумнительно неверующим слышати, како икона Твоя святая «Неупиваемая Чаша» Божественных исцелений источает чудо. Мы же, верующе слову Твоему, Владычице, реченному к первописанней Твоей иконе: «Благодать Рождшагося от Мене и Моя с сею иконою да будет», — веруем, яко и сия икона Твоя благодать Твою источает. Темже, благоговейно поклоняющеся, лобызаем ю, вопиюще Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Все упование людие, страждущии недугом пианства, на Тя, Владычице, возлагают. Приклонися к немощем и страстем нашим. Кто бо нас, грешных, изведет от рова погибели и нищеты духовныя и телесныя, аще не Ты, Владычице! Сего ради, приклонше колена пред Твоим пречистым образом, вопием Ти тако:

Радуйся, моления грешников не отвергающая.

Радуйся, призывающим Тя Свою небесную помощь ниспосылающая.

Радуйся, глубину милосердия Твоего грешным показующая.

Радуйся, отчаянных и безнадежных ободряющая.

Радуйся, одержимым страстию пианства руку помощи простирающая.

Радуйся, терпеливых страдальцев благодатными дары утешающая.

Радуйся, недуги наша душевныя и телесныя врачующая.

Радуйся, суетныя радости мира сего презирати нас научающая.

Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаше, духовную жажду нашу утоляющая.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися делу Твоего милосердия, Господи, яко даровал еси грешнему роду человеческому твердую Заступницу и Помощницу, к нашим немощем приклоняющуюся и от горькаго недуга пианства свобождающую, верныя же научающую пети Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Вития человечестии недоумеют восхвалити по достоянию славное, Владычице, иконы Твоея явление, ниже мы, грешнии, от скверных устен наших возможем принести достойное похваление Заступнице нашей. Обаче неисчетная чудеса, иконою Твоею являемая, видевше, душею и сердцем радующеся, Тебе глаголем:

Радуйся, от священнаго лика Твоего чудеса источающая.

Радуйся, от бед и скорбей скоро избавляющая.

Радуйся, отвергающих Тя посрамляющая.

Радуйся, от всякаго зла прибегающих к Тебе сохраняющая.

Радуйся, кротким сиянием Твоим мрак грехов и мглу страстей наших разгоняющая.

Радуйся, души наша любовию к Тебе и Сыну Твоему исполняющая.

Радуйся, на стезю покаяния нас премудре наставляющая.

Радуйся, добраго ответа пред Судиею Праведным нам усердная Ходатаице.

Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаше, духовную жажду нашу утоляющая.

Кондак 10

Спасти хотящи люди многия, страждущия недугом пианства, чудную икону Твою, Богомати, даровала еси, да вси одержими сею страстию к чудотворному образу Твоему притекают, и, получивше исцеление, во умилении взывают Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси и щит, Богомати, людем, страждущим недугом пианства, и всем, усердно к Тебе притекающим и икону Твою святую благоговейно чтущим, ибо сию дарова нам благих податель Господь в помощь и врачевание от губительныя страсти, ея же ради внушает нам пети Тебе:

Радуйся, отчаянных Надеждо и печалей наших утоление.

Радуйся, болезней душевных и телесных исцеление.

Радуйся, нашу скверну чистотою Твоею очищающая.

Радуйся, Своею благодатию наше недостоинство просвещающая.

Радуйся, брение наше тленное в нетление облекающая.

Радуйся, моления наша Твоим предстательством подкрепляющая.

Радуйся, в неможении нашем нас утверждающая.

Радуйся, облегающий нас облак страстей скоро разгоняющая.

Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаше, духовную жажду нашу утоляющая.

Кондак 11

Пение наше смиренное, от полноты любви и усердия Тебе приносимое, не презри, Чистая, и не отврати от отчаявшихся и страждущих недугом пианства лика Своего, но помози им же и нам очиститися от всякия скверны греховныя, да возможем достойно и праведно пети Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемную свещу зрим Тя, Пресвятая Дево, ибо образ Твой святый лучами благодати Твоея мглу греховную прогоняет и на светлую стезю добродетелей наставляет с верою зовущих Ти таковая:

Радуйся, заступлением Твоим от суеты мира сего многомятежнаго нас избавляющая.

Радуйся, приражения страстей плотских отражати нам помогающая.

Радуйся, мысль благую в сердце наше полагающая.

Радуйся, нечистую совесть нашу просвещающая.

Радуйся, от мучительнаго недуга пианства страждущих избавляющая.

Радуйся, к искреннему покаянию и вразумлению призывающая.

Радуйся, души всех озлобленных умягчающая.

Радуйся, на помощь Тя призывающих и имя Твое славящих спасающая.

Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаше, духовную жажду нашу утоляющая.

Кондак 12

Благодать Божия, присущая иконе Твоей, «Неупиваемая Чаша» именуемой, влечет к ней, Владычице, всех скорбящих, обездоленных, вдов и стариц, наипаче же всех страждущих недугом пианства и не тщетни отходят, Пречистая, от неупиваемыя чаши Твоих Божественных дарований, но, неоскудно получающе цельбы от чудотворнаго образа Твоего, Всеблагая, благодарственно поют Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твоя чудеса и велию милость, людем, одержимым страстию пианства, явленныя, молим Тя, Владычице, спаси и помилуй, и настави нас на стезю праву, и не остави нас, покрова Твоего ищущих и зовущих Ти:

Радуйся, воздержанию от греха пианства всех подвизающая.

Радуйся, от пристрастия к вину росою милости Твоея свобождающая.

Радуйся, страждущих от тяжкаго греха пианства присное врачевание.

Радуйся, бедствующим в страстех скорая Помощнице.

Радуйся, малодушных дивное ободрение.

Радуйся, благодушных велия радосте.

Радуйся, гордых смиряющая.

Радуйся, смиренныя возвышающая и всем спасения желающая.

Радуйся, Владычице, Неупиваемая Чаше, духовную жажду нашу утоляющая.

Кондак 13

О Премилостивая Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Нынешнее наше услыши моление и избави нас от всех недугов душевных и телесных, наипаче же свободи страждущих недугом пианства рабов Твоих (имена их), да не во зле погибнут, но да спасеннии Тобою, присно вопиют Богу: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангельстии чини…» и 1-й кондак «Избранное и дивное избавление…».

Расписание богослужений в Высоцком мужском монастыре

В будние дни богослужения начинаются в 06:00. В это время проводятся утренние молитвы, а также полунощница и утреня. В 08:00 прихожане исповедуются, затем посещают литургию, по окончании которой служатся панихиды и молебны по заказу. Вечерня и рядовой акафист начинаются в 17:00. В воскресные и праздничные дни богослужения проводятся с 08:00. В 17:45 каждое воскресенье можно посетить молебен перед иконой «Неупиваемая чаша».

Сам монастырь открыт для прихожан в будние дни с 05:00, а в праздники — с 07:30. Закрывается он при рядовой службе в 19:00, а при всенощном бдении — в 20:00. В 21:00 проводятся вечерние молитвы для паломников. Точное расписание работы монастыря можно посмотреть на официальном сайте.

Услуги

Высоцкий монастырь приглашает паломников на несколько дней, большие группы принимаются только по предварительной договоренности. Также монастырь предоставляет еще ряд услуг для своих прихожан.

Требы

Каждый желающий может заказать необходимую требу. Так, есть возможность заказать поминовение «О упокоении», «О здравии», а также на молебне перед святыней «Неупиваемая чаша» единожды, на 40 дней, на полгода и год. Заказать требы можно онлайн на официальном сайте Высоцкого монастыря в Серпухове.

Экскурсии

Для паломнических групп братия монастыря проводят экскурсии. Они знакомят прихожан с архитектурой и достопримечательностями святыни, а также с ее историей. Экскурсии проводятся после утреннего молебна. Их предварительно заказывают в иконной лавке.

© Rigichka

Иконная лавка

На территории монастыря работает иконная лавка, где представлен большой выбор святынь. Там можно приобрести иконы, молитвенные пояса, свечи, декоративные изделия, акафист, святое масло и др. Их можно заказать онлайн на официальном сайте Высоцкого монастыря.

Проживание и питание

Для паломников в монастыре есть отдельный корпус, где можно пожить на протяжении нескольких дней. В колокольне открыта чайная. Там продаются горячие напитки, закуски и монастырская выпечка. А полноценно покушать можно в столовой, которая расположена в паломническом корпусе.

Паломнический корпус, © Ludvig14

Как добраться

Из Москвы до Серпухова можно доехать несколькими способами. Удобнее и быстрее всего — добираться на электричке. Электрички ежедневно отправляются с Курского вокзала и прибывают на ж/д вокзал Серпухова.

Также из столицы до Серпухова можно доехать на автобусе. Есть два прямых рейса — № 458 и 363. Они отбывают со станции метро «Лесопарковая».

Читайте нашу подробную статью:Автобус Москва — Серпухов

В пределах Серпухова добраться до монастыря не составит труда. Рядом с ним, примерно в 200 метрах к юго-востоку от святилища, находится одноименная остановка общественного транспорта — «Высоцкий монастырь». К ней прибывает автобус № 20. Чуть ниже расположена остановка «Магазин № 9», куда можно доехать рейсом № 8, а рядом с ней есть еще одна остановка, к которой курсирует маршрут № 3.

Еще до Высоцкого монастыря легко доехать на такси. Популярные службы Серпухова — Такси-Сервис, Стоянка Такси, Максим и др.

Высоцкий монастырь в Серпухове на панораме Яндекс-карт

Высоцкий мужской монастырь в Серпухове на видео

Компания «Семейный чемодан» организует паломнические поездки.

Если вы приезжаете на личном автомобиле, то парковаться рекомендуется в специально отведенных для этого местах. Если вы не будете соблюдать это простое правило, то есть риск того, что вашу машину заберет эвакуатор. Парковочная зона является небольшой. В праздничные дни здесь достаточно оживленно. Поэтому, могут возникнуть трудности относительно того, где оставить транспортное средство.

Удивительное место расположено по адресу -Московская область, г. Серпухов, ул. Калужская, д. 5/3. Добраться до него можно автобусом из Москвы, экскурсионным туром или электричкой. От Серпуховского вокзала до монастыря ходят автобусы под номерами №8,№3, №20.
Хозяйство монастыря

Деятельность прихода

При Высоцком монастыре работает военно-патриотический клуб, который с 2004 года принимает на воспитание мальчиков возрастной группы от 8 до 17 лет. С ними занимается преподавательский коллектив в составе десяти человек. Организационные вопросы клуба решают духовник и руководитель.

Сейчас здесь занимается 120 ребят, которых приобщают к традициям русского воинства, всегда почитавшего Христа и православную веру.

Расписание богослужений

Попасть в монастырь можно без проблем на протяжении всего года.

В будние дни двери обители открыты с половины шестого утра. Закрывается монастырь в семь часов вечера. В субботу и воскресенье приходить можно в 7:30.

Божественные службы совершаются по общепринятому для монастырей суточному кругу. Так, в 6:00 начинается утренняя молитва, в 8:00 готовятся к исповеди, затем следует Литургия. До пяти часов вечера проводятся панихиды и читаются заказные молебны. Вечерняя служба начинается с 17:00.

Паломники и монахи присутствуют также на второй вечерне, которая совершается в 21:00.

Богослужение в храме Высоцкого мужского монастыря

Престольные праздники

В числе праздников, относящихся к престольным, находятся:

  • 22 декабря — зачатие праведной Анной Девы Марии;
  • 18 июля — память преподобного Сергия Радонежского;
  • 8 октября — Собор Московских святых;
  • 14 октября — Святой Покров Богородицы;
  • 12 февраля — Собор Трёх Святителей;
  • Собор Всех Святых;
  • 18 мая — день иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша»;
  • 22 ноября — день иконы Богоматери «Скоропослушница».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *