Всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца

Многие смотрели интервью взятое у Геннадия Мохненко телеканалом Импакт, где он говорит о ситуации на восточной Украине, о жизни людей на территории конфликта, и высказал свою шокирущую точку зрения о участии христиан в военных действиях. Его слова возбудили сильную реакцию со стороны евангельских христиан разных конфесий. Геннадий говорит что не хочет этого, но он находится на грани того чтобы взять оружие в свои руки и идти воевать! Он называет «братом во Христе” человека, пастора церкви, который уже воюет и даже получил орден за то что через его помощь смогли уничтожить 500 сепаратистов…

«Я наверняка обижу многих христиан, но для меня крайний пацифизм, когда христиане говорят, что у человека нет права на защиту слабого, того кого убивают – странная идея. Я всегда считал, что христианин может работать в полиции, остановить насилие, бандита, убийцу, грабителя. Это просто обязанность христианина, если он может это сделать! Поэтому я абсолютно нормально отношусь к праву христианина служить в армии и защищать свою землю от бандитов, от грабителей, от криминала, который возмнил себя спасителем моей страны!”

«Я хочу повторить, что не нужно Путину продолжать эту агрессию, потому что уже сегодня немало христиан взяло в руки оружие и защищают свою землю! Я очень далек, чтобы осуждать их за это! Если путинские войска, бандиты будут продолжать убивать людей, я наверное, позвоню епископу и попрошу снять с меня сан, что позволит мне стать рядом с пацанами и защищать мою землю! Звучит очень «духовно”, когда ты говоришь, пусть погибают другие за твою жизнь, семью, детей! Пусть умирают твои дети, а ты стой в стороне! Я сколько смогу буду удерживаться от этого!”

«Я умоляю христиан, которые находясь вдали от военных действий, осуждают христиан, берущих в руки оружие… Я не могу называть имен, но буквально в метре от меня находится человек, служитель, пастор церкви, который сегодня защищает мою страну! Он служит сегодня в спецслужбе. Ему дала эта страна за защиту земли орден, в качестве благодарности. Это за первых 500 сепаратистов, к уничтожению которых имел отношение мой брат во Христе. Я не могу сказать, что он отступил от веры во Христа и занимается чем-то христианину неподобающим, и я очень прошу христиан, которые не нюхали пороху, не переживали, когда врываются в твои дома, убивают близких, не спешите ставить оценки!”

Для верующих из бывшего СССР эти слова звучат очень жестко, даже «грешно”. Сегодня происходит раздвоение мнений в среде Евангельских Христиан о вопросе использовании оружия. А что говорит об этом Библия?

Как нам бы не хотелось, но Библия очень ясно отвечает на эти вопросы, и тем которые изучают ее осторожно и тщательно – все становится предельно ясно. Одна из десяти заповедей гласит: «Не убивай.” (Исход 20:13) Так как 10 Заповедей это краткое изложение Божьего Закона, под эту заповедь заключаются все остальные принципы которые связаны с защитой жизни. Это значит не только быть пассивным, хранить себя от убийства других, но и активно защищать невинную жизнь если есть возможность.

Что говорит Библия

Перед тем как мы рассмотрим учение Библии о войне и использовании оружия, нужно отметить несколько предварительных фактов:
Божий Закон, отображает характер Бога, Его характер никогда не изменяется («Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь…” Мал. 3:6), и поэтому Его вековечные требования к своему народу никогда не изменяются. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности…” 2Тим.3:16 Значит, Старый Завет не просто для нашего любопытства, но для «наставления в праведности”!

В Писании записаны принципы войны для народа Божьего. Давай-те вкратце посмотрим на главные принципы Библии для нас о войне и использовании оружия.

1. Войны всегда должны были быть для защиты справедливости, для подавления зла, защиты своей земли, поэтому такие войны называются «брани Господни” (Чис.21:14)
2. Солдаты должны быть 20 лет и выше (Чис. 26:2,3) Женщины не могли идти на войну, это было позором для мужчин. (Суд.4)
3. Так как война против зла благочестива, каждый солдат должен покаяться в своих грехах перед Богом, чтобы Он хранил его на войне.. (Исх. 30:11-16)
4. Освобождались от военной службы те кто боязливые, кто обручился, кто построил дом и не жил в нем, и кто только насадил виноградник – семья важнее чем войны, а войны Господни, нужно вести без страха. (Втор. 20) Левиты часто воевали, но добровольно, священники были свободны от военной службы (Чис.1:48-49).
5. Чистота в стане, тоже важный аспект ведения войны. (Втор.23:9-14) А тем более душевная чистота – за порнографию и другие мерзости должны быть наказания в армии если мы хотим помощи от Господа!
6. «Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир;” Втор. 20:10. Перед нападением, нужно искать мира с врагом. Если дело войны справедливое, враг (или несправедливая сторона) должен сдаться чтобы сохранить мир. Попытка благородных переговоров должна быть предпринята. Но когда война объявлена, и уже в ходу, внезапная атака вночи (пример Гедеона) и обманчивые действия (пример войны против Гая, Ис. Нав. 8 гл.) не запрещаются.
7. Если война для наказания/уничтожения зла, тогда в редких случаях Господь допускает полное уничтожение многих злых людей, как в примере Ханаана Евреями, Сеира сынами Исава, и др. Иногда Бог сам уничтожает непосредственно. (Потоп, Содом, Помпеи, и чумы и землетрясения). Но в общем, война не должна быть на полное уничтожение. Господь очень ясно разделяет народы обречены на уничтожение (жители Ханаана) от других народов далеко от Израиля (Втор. 20:16-18).
8. Нормальная цель войны это защита. Поэтому Господь запретил Израилю размножать коней, так как в древности конницы использовались для нападения. (Втор. 17:16) Из этого следует что есть моральное право отказаться помогать или участвовать в несправедливой войне.
9. Не разрешается уничтожать источник пропитания (плодовитые деревья) для постройки укрепления и осады вражеского города (Втор. 20:19-20). Этот принцип нарушали Русские при наступлении Наполеона, фашистов; генерал Шерман, в гражданской войне США, и все войны 20-го века. Результат: больше жертв, несчастья и страданий.
10. Законы касающиеся добычи на войне (Чис. 31:21-31, 29, 30, 42; Втор. 20:14). Награда для воинов дает основу для платы солдатам а также пенсию за службу. Налоги на врага, для возмещения утрат на войне – также справедливы (4Царств 3:4). (По материаллу книги Institutes of Biblical Law Vol. 1 стр. 277-281)

Итак, из Писания понимаем что в грешном мире, война страшна, но необходима если зло будет побеждено. Библия говорит «Нечестивым же нет мира” (Ис.48:22;57:41), и безполезно говорить «мир! мир!, а мира нет” (Иер.6:14). Если люди хотят мира, они должны искать прежде «Царства Божия, и правды Его” (Мф.6:33), так как мир, спокойствие и безопасность это продукт праведности (Ис.32:17) Но пока не настало время перековывать мечи на серпы, потому что зло еще очень сильно в мире. Господь оставил несколько народов и городов Хананеев после Иисуса Навина, для «того только, чобы знали и учились войне последующие роды сынов Израилевых…” Суд.3:2 Народ который не умеет воевать за свою независимость вскоре будет поглощен другим, сильнее его. Но мир это наша цель.

Нужно отметить что мы должны понимать Старый Завет через призму Нового, но никак не считать С.З. отмененным или устарелым! Если мы ограничиваемся тем что записано в Н.З. тогда все что явно не запрещено, не является грехом. Следовательно, скотоложство, о котором в Н.З. даже не упоминается было бы нормальным! (Исх. 22:19) Ап. Павел в книге Римлянам объясняет роль закона, и высказывает высокое мнение о Законе: «Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра…” 7:12. Закон Божий – это святой инструмент для определения греха: «Но я не иначе узнал грех, как посредством закона…” ст.7 Мы не под страхом наказания закона, но под благодатью прощения Божия (Рим. 6:14-16). Еслы бы Бог отменил свой Закон, Павел не имел бы никакого права цитировать заповедь С.З. как действительную сегодня: «Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.” 1Тим.5:18

Итак, изучая Библию мы приходим к выводу, что Н.З. основывается на Старом Завете. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна чета не прейдет из закона, пока не исполниться все.” Мф. 5:17-18. Многие верующие отвергают заповеди Христовы как будто нет уже ни неба ни земли! Заповеди Божии морально связывающие даже сегодня!

Практические последствия этой войны

Геннадий правильно подметил: «Быть радикальным пацифистом легко, когда ты находишься там, где неплохо работает полиция, мирное небо над головой и бандиты не рвутся в твой дом. Нужно останавливать и наказывать, делающих зло! К сожалению, в Украине зло приобрело масштабы войны и армия выполняет функцию Божьего слуги, пытающегося останавливать бандитов и убийц.”

Итак, вопрос «быть пастором или солдатом?” исходит из раздвоенного понятия о Боге, Его неизменном характере и Законе, а также из разделения Библии на две совершенно разные книги и даже религии! Пора верующим «взять вола за рога”, то есть, принять реальность грешного и падшего мира, и изменить свои предрассудки. Разве царь Давид не был великим воином? Да, и мы назидаемся его псалмами, рожденными в битвах, когда Господь спасал Давида от верной смерти! Первый официальный верующий из язычников был римский солдат: сотник Корнилий. Иисус не сказал Петру выбросить меч, но положить его на свое место – не было время воевать (Екклесиаст 3), а страдать на кресте. Иоанн Креститель, не упрекал солдат за их профессию а лишь призывал к честности и благочестии. К героям веры перечисленными в 11-й главе Евреям, можно прибавить множество детей Божиих из 2000 лет опыта христианства. Итак, можно быть пастором и воином одновременно? Если вам нравиться жить в США, без лагерей, КГБ, мафии, и тому подобному – поблагодарите Бога за пасторов которые начали и практически вели войну за независимость США от тирании Англии в 1776 году! (или вы может быть желаете приехать в США когда-нибудь, или просто цените эту страну (минус современный моральный упадок США начиная с 1950-х и вперед))

Пока был мир в пост-советском пространстве, верующие не видели необходимость исправить свое богословие (радикальный пацифизм), но я считаю что Господь, через реальность войны, заставляет многих христиан задумываться над своими предубеждениями и искать ответы в Писании и в опыте христиан за последние 2 тыс. лет. Наше богословие меняется и практическая реальность заставляет церковь подвергать сомнению и исследовать противоречивые понятия в нашем мировоззрении. Кто верит Писанию, во первых Христианин, а во-вторых баптист или пятидесятник, наше наследие веры и корни идут намного глубже чем история одного столетия протестантов в Российской Империи.

P.S. Если Христиане не будут вмешиваться в этот конфликт, а стоять встороне, то когда он хорошо завершится (дай Боже!), народ не особо потянет в церкви. Если Христианство не имеет ничего дать в помощь борьбе за справедливость, и свободу, такое «христианство” не релевантное (пригодное, без практического отношения) для развития жизни и культуры народа в мирное время! (Это случилось в Болгарии: интерес к Евангельским церквям резко упал после политического конфликта в который верующие решили «не лезть” потому что это «политика”.)
Я скажу более: церкви и группы Христиан которые сидят равнодушно, вдали от этого (и любого, много-решающего) конфликта, теряют огромные шансы благовествовать, быть светом и солью окружающим, и учить «все народы” соблюдать всё что Господь Христос повелел нам! (Мф.28:19-20)

Как любовь – это все-добродетель, так и ненависть – это все-порок, поскольку ненависть представляет в брате все плохим. И что плохо в действительности, так это она сама (ненависть). Ненависть существует среди зависти, злобы, злословия, злопамятства, проклятия, ссор, лукавства, убийства и остального зла. Посредством всех этих зол ненависть совершает одну вещь: убивает человека и духовно, и телесно. Как любовь делает бессмертным, так ненависть убивает, умерщвляет. И, конечно, более всего убивает ее носителя и воспитателя, убивает душу. Так что человек, который ненавидит, является убийцей и, конечно, самоубийцей, поскольку ненавистью он убивает свою душу. И когда изливается ненависть, совершается двойное убийство. Во всех случаях ненависть враждебна всем людям. По природе своей зависть есть семя смерти, убийства, человекоубийства, поскольку она изгоняет из человека все бессмертное, Божественное, вечное и, таким образом, создает в нем чувство и осознание, что он весь смертен и что он в действительности не имеет бессмертной души. И когда человек не признает бессмертия своей души, то он не признает бессмертия души и в других людях. Для него люди – это мертвые существа, в которых нет ни бессмертной души, ни бессмертной, вечной жизни. Поэтому ненавидящий действительно есть убийца. Он убивает и себя самого, и всех людей, и он их убивает, поскольку отрицает в них бессмертную душу и вечную жизнь. И такой воистину есть действительный убийца, действительно кровожадный человекоубийца. Поэтому святой Иоанн Богослов пишет: Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. Как любовь – это все-добродетель, так и ненависть – это все-порок, поскольку ненависть представляет в брате все плохим. И что плохо в действительности, так это она сама (ненависть). Ненависть существует среди зависти, злобы, злословия, злопамятства, проклятия, ссор, лукавства, убийства и остального зла. Посредством всех этих зол ненависть совершает одну вещь: убивает человека и духовно, и телесно. Как любовь делает бессмертным, так ненависть убивает, умерщвляет. И, конечно, более всего убивает ее носителя и воспитателя, убивает душу. Так что человек, который ненавидит, является убийцей и, конечно, самоубийцей, поскольку ненавистью он убивает свою душу. И когда изливается ненависть, совершается двойное убийство. Во всех случаях ненависть враждебна всем людям. По природе своей зависть есть семя смерти, убийства, человекоубийства, поскольку она изгоняет из человека все бессмертное, Божественное, вечное и, таким образом, создает в нем чувство и осознание, что он весь смертен и что он в действительности не имеет бессмертной души. И когда человек не признает бессмертия своей души, то он не признает бессмертия души и в других людях. Для него люди – это мертвые существа, в которых нет ни бессмертной души, ни бессмертной, вечной жизни. Поэтому ненавидящий действительно есть убийца. Он убивает и себя самого, и всех людей, и он их убивает, поскольку отрицает в них бессмертную душу и вечную жизнь. И такой воистину есть действительный убийца, действительно кровожадный человекоубийца. Поэтому святой Иоанн Богослов пишет: Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. Не имея жизни вечной, ненавидящий отвергает ее и в других людях. И всех их он превращает в ограниченные, мертвые существа, и, таким образом, их убивает. Но человекоубийца является всегда и богоубийцей, поскольку для него не существует ни вечной души, ни вечного Бога. Ибо если существует вечная душа, она может быть только творением вечного и бессмертного Бога. Но поскольку для него нет бессмертной души, то не существует и Бога. Это философия жизни каждого человекоубийцы, и у нее два вида – естественный и теоретический. Идеологически, теоретически человекоубийца тот, кто отрицает Бога и бессмертие души, и тот, кто не признает в людях ничего Божественного и бессмертного. И таков всякий, кто ненавидит брата своего. Но такой человекоубийца есть прежде всего самоубийца, поскольку он не имеет вечной жизни. И он не имеет ее, поскольку ненависть и остальное зло парализует каждое Божественное, бессмертное и вечное ощущение и отвергает всякое осознание его, так что человек не чувствует, не постигает ничего Божественного и вечного. В своем ощущении, в своем постижении он убил Бога и душу. И поэтому он есть и богоубийца и человекоубийца, и прежде всего – самоубийца. . Не имея жизни вечной, ненавидящий отвергает ее и в других людях. И всех их он превращает в ограниченные, мертвые существа, и, таким образом, их убивает. Но человекоубийца является всегда и богоубийцей, поскольку для него не существует ни вечной души, ни вечного Бога. Ибо если существует вечная душа, она может быть только творением вечного и бессмертного Бога. Но поскольку для него нет бессмертной души, то не существует и Бога. Это философия жизни каждого человекоубийцы, и у нее два вида – естественный и теоретический. Идеологически, теоретически человекоубийца тот, кто отрицает Бога и бессмертие души, и тот, кто не признает в людях ничего Божественного и бессмертного. И таков всякий, кто ненавидит брата своего. Но такой человекоубийца есть прежде всего самоубийца, поскольку он не имеет вечной жизни. И он не имеет ее, поскольку ненависть и остальное зло парализует каждое Божественное, бессмертное и вечное ощущение и отвергает всякое осознание его, так что человек не чувствует, не постигает ничего Божественного и вечного. В своем ощущении, в своем постижении он убил Бога и душу. И поэтому он есть и богоубийца и человекоубийца, и прежде всего – самоубийца.

Источник несчастья

«Всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца»

(1 Ин. 3:15)

Ненавистник губит в себе любовь к ближнему. Естественное состояние, порой достигаемое нами с трудом, тем не менее, дает радость, легкость, счастье, наполняет жизнь и становится для нас удивительным открытием: как же здорово любить всех вокруг!

Ненависть вызывает в людском сердце обратный эффект. Она блокирует все возможности к счастью, более того, делает человека опасным для окружающих. Все мы в разное время жизни испытывали на себе чужой гнев. Порой чье-то состояние ненависти было направлено даже не конкретно на нас, но общение с «заряженным» человеком оставляло ощутимый осадок.

Человек духовное существо, как гласит старая поговорка «что налито, то и плещется». Слова о «духе мирном», стяжание которого меняет не только нас, но и окружающий мир, дают понимание, какое воздействие злоба, давшая всходы в людской душе, оказывает на пространство жизни.

Православные богословы идут в своих размышлениях о нарушении шестой заповеди дальше. Нелюбовь – сродни убийству:

  • «Не помогаешь утопающему в воде, когда можешь, – ты убийца.
  • Не избавляешь от рук убийц брата твоего, когда можешь – ты убийца.
  • Не пускаешь в дом свой от мороза трясущегося – ты убийца.
  • Презираешь уязвленного и лежащего на дороге – ты убийца.
  • Отнимаешь у ближнего своего одежду, которою он одевается; отнимаешь пищу, которой насыщается – ты убийца.
  • Не питаешь от голода погибающего – ты убийца.
  • Не одеваешь от холода трясущегося – ты убийца.
  • Опечаливаешь брата своего злобой своей – ты убийца.
  • Клевещешь и злословишь ближнего твоего – как мечом, уязвляешь его языком своим».

Говорит святитель Тихон Задонский

Отрицалы вечной жизни

Ненависть сеет в душе семя смерти. Исчезают любовь, вера и надежда хоть на что-то светлое. Человек становится похож на живой труп. Он теряет глубинный смысл существования и начинает искать его вокруг себя. Причины и следствия для него – за пределами его тела. Отсюда рождаются мировоззренческие установки на постоянный поиск виноватых и врагов. Без глубинного смысла затирается и понимание и вечной жизни, и бессмертия души ближнего.

Духовная мелочность, вернее, даже бездуховная, порождает отношение к другому человеку как предмету, жизнь которого ничего не стоит, а сам он – объект или средство для получения какой бы то ни было выгоды.

В чем ценность другого, если не замечать в нем образа Божия? Да, он разумен, похож на меня, но благоговение притупляется. Если не видеть в человеке Бога, не любить этот образ, отношение к нему будет искажено.

Эта нехитрая формула объясняет вообще всю логику человеческих отношений вчера, сегодня и завтра. Причиняющий зло ближнему просто не видит в нем образа Бога. Он не ведает, что творит. Ненависть и зло парализует все Божественное в человеке.

Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от
Бога, равно и не любящий брата своего. Ибо таково благовествование, которое вы
слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, был
от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы,
а дела брата его праведны… Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца;
а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей.»
(1 Послание Иоанна, 3:10-12 и 15)
Меж Авелем и Каином – разлад.
Два брата совершенно не похожи:
Отдать ягнёнка в жертву Авель рад,
А Каину плоды земли дороже.
И принесли на жертвенный алтарь –
По-разному и разное. Для Бога.
Кровь агнца и мешок с плодами. В дар.
На Авеля смотрел брат Каин боком.
«Неправильная жертва!» – Оценил.
А дальше – больше. Авелю – сурово:
«Твой агнец вряд ли будет Богу мил!
Додумался: алтарь запачкать кровью!
Кровь отмывать придётся с алтаря!
Неблагородно – портить агнцу нервы
И заколоть его! Старался зря!
Ты, Авель, недостаточно усерден!»
*
У Авеля – другое естество…
И Каин пробурчал, что братец – лишний,
Что было бы неплохо – без него…»
Но Каинова шёпота не слышно.
Два брата вместе, рядом. Вечер тих…
А солнышко торопится к закату…
И Авеля от смерти не спасти!
В кармане Каин ловко что-то прятал.
От Каина плоды Бог не берёт,
Бог жертву Авелеву принимает.
И в сердце Каиновом зло растёт…
И Каин брата в поле приглашает…
И час беды настал: грех превозмог.
И камню надлежало потрудиться.
И угодил он Авелю в висок.
И Авелевы сомкнуты ресницы…
И – вот оно, убийство, в первый раз.
И мать с отцом похоронили сына.
И начался отсюда счёт утрат.
И список умирающих – предлинный.
Гробниц не сосчитаешь и гробов.
Скорбит земля, промокшая от плача.
И, по закону смерти, вновь и вновь
Смерть забирала стариков и мальчиков.
*
А начал Каин. Руку поднял – он.
Его к убийству подтолкнула зависть.
Он, смертью Авелевой не смущён,
Единственного сына место занял.
Не сожалел нисколько. Не любил.
Об Авеле скучать не собирался.
И, несмотря на то, что он – убил,
Спокойно ел и спал, и просыпался.
В уме превратном всё – наоборот!
В уме превратном – далеко не Божье!
Неблагородно агнца заколоть,
И благородно брата уничтожить.
Но Каину придётся отвечать
(Иль в одиночку, или принародно).
О благородстве лучше помолчать…
Вы видели убийц – из благородных?
*
«Неактуально, – кто-то морщит нос, –
О Каиновых вспоминать проделках!
Полно забот, которые – всерьёз!
Не лезть же из-за Каина на стенку!»
Но – вот оно, старо как мир: убить,
И потихоньку оживает Каин.
На Каинов порог легко ступить,
В кармане пряча тот же самый камень.
Куда-то подевался Божий страх,
А ненависть сама собой приходит.
У Каина – улыбка на устах,
И Каин подражателей находит…
Брат брата убивает. А за что?
Не камнем – словом. Не клинком, а ядом.
Вам Каин нравится? Тогда вы – кто?
Быть родственником диавола не надо.
Бытие, 4:1-11
1 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.
2 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.
3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,
4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,
5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.
6 И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?
7 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит;
он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.
8 И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.
9 И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?
10 И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;
11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей…
июль, 2018

Человекоубийство вдруг не происходит, но ему предшествует зложелательство*, так как враг не может совершить дела без своего оружия.

Преподобный Ефрем Сирин

*Зложелательствовать — недоброжелательствовать, хотеть кому- либо зла, худа, вреда, гибели.

Апостол Иоанн Богослов

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца

Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны. Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев, не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца, а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. И вот по чему узнаём, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши, ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё. Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним. А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам. И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам (1Ин.3:11-24).

Кто ненавидит брата своего, тот во тьме ходит

Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит, и истинный свет уже светит. Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза (1Ин.2:7-11).

Преподобный Ефрем Сирин

Человекоубийство вдруг не происходит, но ему предшествует зложелательство

Ежели любы есть Бог (1Ин. 4:16) и что сделано без любви, то не благоугодно Ему, то, как же Бог приимет молитву или дары… от убийцы, если он не покается прежде, как должно? Но без сомнения скажешь: «Я не убийца». А я докажу тебе, что ты убийца, лучше же сказать, Иоанн Богослов пусть обличит тебя, говоря: всяк ненавидяй брата своего человекоубийца есть (1 Ин. 3:15).

Человекоубийство вдруг не происходит, но ему предшествует зложелательство, так как враг не может совершить дела без своего оружия.

Святитель Афанасий Великий

(Толкования на Пс. 113:12)

Выражается не зложелательство к людям, но дается нам знать, какой конец уготован идолослужению

Ст. 12,16 Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих.

По некоторым спискам это составляет начало другого, именно — сто четырнадцатого псалма. Но мы, следуя еврейскому списку, признаем это частью сто тринадцатого псалма. Ибо отрокам, которым сказал Псалмопевец: хвалите отроцы Господа, т. е. народу новому, преподается урок, какого Господа должно им хвалить, именно же Того, Который сотворил столько чудес для исшедших из Египта, а вместе показывается им, каковы были древние их боги, потому что идолы не имели никакого подобия, не только с чудодействующим Богом, но и с последними из одушевленных тварей, одаренных чувством. Ибо твари эти суть дело Божие, а идолы — дело человеческого искусства. Псалмопевец учит их сказать: подобни им да будут. И этим выражается не зложелательство к людям, но дается нам знать, какой конец уготован идолослужению. Ибо до бесчувственности приверженные к идолам, что касается до смысла их, не отличаются от идолов. Такой-то вред причиняет им кроющаяся в идолах демонская сила.

Преподобный Никодим Святогорец

От силы раздражительной рождаются… зложелательства и все злые помыслы

Три у нас в душе части или силы — мысленная, желательная и раздражительная. От этих трех сил, по причине повреждения их, рождаются и троякого рода неправые помыслы и движения. От силы мысленной рождаются помыслы: неверия, неблагодарности к Богу и ропотливости, богозабвения, неведения божеских вещей, нерассудительности, всякого рода хульные помыслы. От силы желательной рождаются помыслы: сластолюбия, славолюбия, сребролюбия, со всеми их многочисленными видоизменениями, составляющими область самоугодия. От силы раздражительной рождаются помыслы гнева, ненависти, зависти, мщения, злорадства, зложелательства и все вообще злые помыслы.

Вместо зложелательства — доброхотство…

Все такие помыслы и движения следует тебе побеждать показанными приемами, стараясь всякий раз восставлять и водружать в сердце противоположные им добрые чувства и расположения: вместо неверия — несомненную в Бога веру, вместо ропотливости — искреннее благодарение Бога за все, вместо богозабвения — непрестанную углубленную память о Боге Вездесущем и Всесодержащем, вместо неведения — ясное созерцание или в уме перебирание всех спасительных истин христианских, вместо нерассудительности — чувства, обученные в рассуждении добра и зла, вместо всяких хульных помыслов — богохваление и славословие, равным образом вместо сластолюбия — всякое воздержание, постничество и самоумерщвление, вместо славолюбия — смирение и жажду безвестности, вместо сребролюбия — довольство малым и нищетолюбие; также вместо гнева — кротость, вместо ненависти — любовь, вместо зависти — сорадование, вместо мщения — прощение и мирность, вместо злорадства — сострадание, вместо зложелательства — доброхотство…

Мысленную силу свою укрась непрестанным к Богу вниманием, молитвой и ведением Божеских истин, силу желательную — полным самоотвержением и отрешением от всякого самоугодия, силу раздражительную — любовью, и, верное слово, свет ума твоего никогда не помрачится в тебе и сказанные недобрые помыслы не возмогут найти места в тебе. Если ты самодеятельно будешь восставлять в себе утром, вечером и в другие часы дня исчисленные добрые чувства и расположения, то враги невидимые не приблизятся к тебе, ибо в таком случае ты будешь походить на полководца, который непрестанно осматривает ополчение свое и строит его в боевой порядок, а на такого нападать, враги это знают, неудобно. Останови побольше внимание свое на последнем пункте — на действиях противоположных тем, к каким влекут страстные помыслы, и на водружение в сердце противоположных страстям чувств и расположений. Только этим способом можешь ты искоренить в себе страсти и стать в более безопасное положение. Ибо, пока корни страстей остаются внутри, они всегда будут производить из себя свои порождения и ими затуманивать лик добродетелей, а иногда и совсем закрывать и вытеснять. В таких же случаях мы подлежим опасности опять впасть в прежние грехи и сгубить все труды свои.

Преподобный Иоанн Кронштадтский

Поспешим же отбросить… зложелательство, злорадство, злобу…

Для чего Господь прилагает нам день ко дню, год к году бытия нашего? Чтобы мы постепенно отъяли, отбросили лукавство от душ своих, каждый свое, и усвоили себе блаженную простоту, чтобы например, мы сделались как агнцы незлобивые, как младенцы простые, чтобы научились не иметь ни малейшего пристрастия к вещам земным, а как дети любящие и простые прилепились бы всем сердцем к одному Богу и возлюбили Его всем сердцем своим, всею душою своею, всею крепостью своею и всем помышлением, а ближнего — как себя.

Поспешим же сердечною и слезною молитвою испросить себе у Господа простоту сердечную и поревнуем, попечемся всеми мерами отбросить лукавства душ своих, например: злую подозрительность, зложелательство, злорадство, злобу, гордость, надменность, самохвальство, презорство, нетерпение, уныние, отчаяние, обидчивость и раздражительность, боязливость и малодушие, зависть, скупость, чревоугодие и пресыщение, блуд мысленный и сердечный и блуд действительный, сребролюбие и вообще страсть к приобретению, леность, непослушание и все темное полчище грехов. Господи! без Тебя не можем творити ничесоже. Сам благослови нас на дело сие и Сам даруй победу на враги наши и на страсти наши. — Буди!

Святитель Феофан Затворник

(Толкования на Пс. 51:5)

Зложелательство паче доброжелательства, зло, а не доброжелательство

Возлюбил еси злобу паче благостыни, неправду, неже глаголати правду

Сей стих объясняет первое полустишие предыдущего стиха, то есть неправду умысли язык твой, — и указывает в сердце Дойка недоброжелательное настроение, заставившее его сплести ложь. Возлюбил еси, то есть совершенно, или такой у тебя нрав, что всякий раз, как представится случай, ты замышляешь ближнему зло, а не добро. Злобу паче благостыни. Зложелательство паче доброжелательства, зло, а не доброжелательство. В сердце человека каждого всегда есть смесь добра и зла, и иногда одно пересиливает, иногда другое, однако ж человек всегда по своей воле избирает то или другое. Почему подлежит осуждению, если делает зло, а не добро. Неправду, неже глаголати правду. Уму — истина, сердцу — добро. Где сердце, там и ум. Злое сердце не дает уму видеть и содержать истину и давать ей вес. Со злом не водворится истина. Потому злое сердце заставляет ум сплетать ложь.

Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля

ЗЛОЖЕЛАТЕЛЬСТВО

Зложеланье, зложелательство ср. желанье кому зла, вреда, пагубы. Зложелатель м. -ница ж. кто желает зла вообще, или вреда кому-либо. Доброхотов мало у меня, зложелателей много. Зложелательный, кто желает зла, что делается по зложелательству. Зложелательствовать кому, недоброжелательствовать, хотеть кому зла, худа, вреда, гибели.

О гневе

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в среду первой седмицы Великого поста 2013 года, Богоявленский кафедральный собор.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Святоотеческая традиция свидетельствует о том, что грех, начало которому было положено в ангельском мире и который через грехопадение прародителей вошел в жизнь людей, многообразно проявляет себя в различных пороках. Более же всего природа греха являет себя в гордыне. Гордость, по словам многих святых отцов, — это мать пороков. Из нее, как из злого корня, произрастают различные проявления человеческой греховности.

Одним из таких проявлений является гнев. Святой Иоанн Лествичник прямо связывает гнев с гордостью. Гнев — это та человеческая эмоция, которая приносит страдание и самому гневающемуся, и тем более тем, кто является свидетелем или объектом гнева. Иоанн Лествичник называет гнев болезнью, и он прав: гнев — это болезнь и в духовном, и в физическом смысле.

Иногда причина гнева — это расстройство нервной системы. Это некий непорядок в физическом теле человека, и такие проявления греха нужно лечить, обращаясь к врачам, употребляя лекарства и иные способы исцеления от этой болезненной эмоции. Но нас с вами более всего беспокоит иное. А если это душевная болезнь? Если это проявление греха, то как бороться с этой болезнью?

Если гнев есть проявление гордости, то он связан с такими качествами, как себялюбие, властолюбие, самомнение. Гнев проистекает из того, что человек позволил гордыне войти в свое сердце, допустил к себе этот грех, который развиваясь, порождает тяжелейшие последствия.

Гордый человек как бы повторяет грех Денницы — того ангела, который стал сатаной. Тот не захотел быть рядом с Богом, он захотел быть на месте Бога. Так и гордый человек изгоняет Бога из центрального места в своей жизни, и это место занимает его собственное «я», которому он поклоняется, которое он превозносит и одновременно подвергает огромным испытаниям. Ведь если человек себялюбив, эгоистичен, то всякая попытка других людей сказать то, что не соответствует его мыслям, или предпринять действия, которые хоть как-то ущемляют его «я», приводит к тяжелейшим последствиям, и нередко такие люди, будто бы обиженные другими, проявляют гнев.

Когда человек страдает от гордыни, он становится очень уязвимым и слабым. Ему кажется, что он сильный, ведь чаще всего гордость проникает в сознание людей умных, образованных, удачливых. Но, изгоняя Бога из своей жизни и поставляя на это место самого себя, такой человек становится очень уязвимым. Собственно говоря, гнев — это крайняя степень несогласия человека с другими, которая выражается вовне в самых отвратительных формах. В гневе мы словно видим лицо греха, его безобразие, его ненормальность, ведь нормой является исполнение Божиего закона, слушание Божиих заповедей, жизнь согласно этим заповедям. Это и есть Богом определенная норма жизни для людей, а грех есть нарушение нормы, а стало быть, ненормальность, болезнь, как о том говорят святые отцы.

Многие греховные движения происходят внутри человека, в глубине его сознания, в сердце. Несогласие с людьми может вызывать чувство внутреннего раздражения, но это раздражение сокрыто, от него страдает только тот, кто раздражается. Совсем другое дело гнев. Гнев — это не скрытое раздражение, а это видимая всем тяжелейшая эмоция, которая в первую очередь приводит в тяжкое состояние самого гневающегося. Через гнев он ослабляет, если не разрушает, свои отношения с другими людьми. Ну, кто будет любить гневливого? А как тяжело работать с гневным человеком. И дружить с ним невозможно, и он, считая себя сильным, в действительности слаб настолько, что оказывается в полном одиночестве.

Грех не может быть приятным. Пороки могут быть только мнимо приятными, на самом же деле всякий грех несет в себе огромный ущерб для человеческой личности, и гнев являет нам пример такого ущерба. Гневающийся теряет и ничего не приобретает, потому что человек ничего не может приобрести для себя через грех.

Но есть еще что-то, что превращает этот грех в великую опасность для духовной жизни человека. Мы находим удивительные слова в послании апостола Павла к Ефесянам: «Солнце да не зайдет во гневе вашем, ниже дадите место диаволу» (Ефес. 4:26-27). То есть апостол предупреждает: если и прогневался, не выдержал, проявил эмоции недолжным образом, то сделай так, чтобы до заката солнца все прошло, сам себя освободи от груза гнева, примирись с тем человеком, на которого прогневался. А почему это нужно сделать быстро? А потому что если гнев удерживается на протяжении долгого времени, то он перерастает в другой, еще более страшный порок — в злобу. А злоба — не просто один из пороков. По-русски слово «злоба» имеет тот же корень, что и зло, а зло — это ведь и есть дьявол. Как и в гордыне, в злобе проявляется сама природа греха, и человек злой спастись не может. Он не может быть вместе с Богом, потому что там, где зло, там нет Бога. Человек через зло связывается с дьяволом и помимо своей воли становится игрушкой в его руках, подобно тому, как через любовь человек входит в общение с Богом.

Гнев иногда списывают на свойства характера, и, действительно, он может быть каким-то образом связан с особенностями человеческого организма. Но если эта черта, этот порок не подвергается духовному лечению, то перерастает в злобу, а злобу уже ничем вылечить невозможно, потому что зло противоположно Богу — злой человек погибает.

Вот почему необходимо бороться с гневом, удерживать себя, в первую очередь, от внешних проявлений раздражения. Само по себе раздражение также опасно для человека — оно разрушает его внутренний мир и покой, путает мысли, мешает определиться, в том числе в отношениях с людьми, правильно проанализировать эти отношения, особенно если они входят в полосу конфликта. Через раздражение человек ослабляет свои способности к общению с другими, но раздражение, оставаясь внутри, не наносит такого ущерба человеку и его отношениям с окружающими, как внешнее раздражение, — это гораздо более страшное состояние.

Так вот, гнев, который входит в привычку, гнев, который превращается в природу человека, который становится его второй натурой, — это и есть путь в бездну, потому что такой гнев всегда будет перерастать в злобу, в полное отчуждение от Бога. Человек может и верить формально, и даже в Церковь ходить, но если в душе злоба, то не может быть спасения. А потому нужно останавливать этот грех, когда он еще внутри, когда появляется раздражение, досада на других людей. Очень хорошее средство предлагают святые отцы — думать в это время о своих собственных грехах. Если нам что-то не понравилось в человеке, если мы видим соринку в его глазу, нужно посмотреть на самого себя, и, может быть, увидишь бревно, несоизмеримое с тем, что вызывает раздражение в другом человеке.

Ну, а если гнев все-таки посетил, захватил душу, выплеснулся наружу, то словами апостола Павла «до захода солнца» исторгай из себя это состояние, кайся пред Богом и примиряйся с ближним. Замечательные слова мы слышим многократно во время великопостного богослужения: «Положи, Господи, хранение устам моим». Мы обращаемся к Богу с молитвой, чтобы Он дал нам силу контролировать наши слова, а значит, и наши эмоции, и это в первую очередь применимо к такому состоянию, как гнев. Великий пост — время раздумий над самим собой, время молитвы, время борьбы с нашими страстями и пороками, и да поможет нам Господь по милости Его освобождаться от того, что тяготеет над нашей душой, дабы сделать, может быть, не такие уж большие, но реальные шаги навстречу Богу. Аминь.

Видеозапись проповеди после повечерия в ту же среду 1-й седмицы Великого поста 2013 года:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *