Все императоры римской империи

  • Октавиан Август (27 г. до н. э. – 14)
  • Тиберий – 14-37
  • Калигула – 37-41
  • Клавдий – 41-53
  • Нерон – 54-68
  • Гальба – 68-69
  • Отон – 69-69
  • Вителлий – 69-69
  • Веспасиан – 69-79
  • Тит – 79-81
  • Домициан – 81-96
  • Нерва – 96-98
  • Траян (98 -117)
  • Адриан (117 – 138)
  • Антонин Пий (138-161)
  • Марк Аврелий (161-180)
  • Коммод – 180-192
  • Пертинакс – 193-193
  • Дидий Юлиан – 193-193
  • Песценний Нигер – 193-194
  • Клодий Альбин – 196-197
  • Септимий Север – 193-211
  • Каракалла – 212-217
  • Гета – 211-212
  • Макрин – 217-218
  • Диадумениан – 218
  • Элагабал – 218-222
  • Александр Север – 222-235
  • Максимин Фракиец – 235-238
  • Гордиан I (Африканский) – 238
  • Гордиан II – 238
  • Пупиен, Бальбин – 238
  • Гордиан III – 238-244
  • Филипп Араб – 244-249
  • Пакациан – 248
  • Деций Траян – 249-251
  • Гостилиан, Геренний Этруск – 251
  • Требониан Галл, Волузиан – 251-253
  • Эмилиан – 253
  • Валериан – 253-260
  • Галлиен – 253-268
  • Регалиан – 260
  • Макриан, Квиет – 260-261
  • Клавдий II Готский – 268-270
  • Квинтилл – 270
  • Аврелиан – 270-275
  • Тацит – 275-276
  • Флориан – 276
  • Проб – 276-282
  • Кар – 282-283
  • Карин – 283-285
  • Нумериан – 283-284
  • Диоклетиан, Максимиан Геркулий, Караузий – 284-305, 285-305, 286/287-293

Западная Римская империя

  • Гонорий – 395-423
  • Константин III – 407-411

Восточная Римская империя

После падения Западной Римской империи в 476 Восточная Римская империя продолжала существовать ещё почти тысячу лет; в историографии она с этого времени обычно называется Византией. Список преемников Зинона см. в статье Византийские императоры.

Если мне память не изменяет, то римских императоров было всего 40!

Самый первый это, естественно, Юлий Цезарь;самый последний Авреол. Всех по именам не помню, но самыми запоминающимися римскими императорами были следующие :Тиберий, Траян, Марк Аврелий, Пертинакс, Дидий Юлиан, Александр Север, Требониан Галл, Галлилен, Баллиста, Гай Калигула, Октавиан Август. Знаю их не только из истории, но и из литературы.

С этим вопросом есть некоторые сложности. Во-1, первоначально в Древнем Риме императорами были полководцы, получавшие этот почётный воинский титул за военные успехи. Так, в I веке до нашей эры титула императора удостаивались Луций Юлий Цезарь (в 90 году до н.э., дядя Гая Юлия Цезаря), Гней Помпей Магна (в 84 году до н.э.), Гай Юлий Цезарь (в 60 и 45 годах до н.э.), Марк Юний Брут (в 44 году до н.э.), Люций Антоний (в 41 году до нашей эры, младший брат Марка Антония). Естественно, они не были правителями, так что вряд ли стоит их учитывать. Своё современное значение, т.е. глава империи, слово император обрело лишь в последней четверти I века до нашей эры.

Ситуация усложняется тем, что и в нашу эру посчитать императоров не так уж и легко. Римская империя несколько раз делилась на две и даже четыре части, каждую из которых возглавлял император. Были в истории Древнего Рима и узурпаторы, захватывавшие власть, некоторых из них историки признают императорами, некоторых нет. Были и полководцы, которые имея поддержку своих солдат, пытались вооружённым путём захватить власть, некоторых из них, к примеру, Макриана Старшего, позднее также включили с список императоров. Кстати, тот же вышеназванный Макриан провозгласил своихс ыновей сыновья соправителями, тем самым увеличив число императоров.

Первым римским императором считается Октавиан Август, приёмный сын легендарного Цезаря, который хоть и покончил с Римской республикой, но сам императором не был. Он положил начало первой династии императоров Древнего Рима, известной как Юлии-Клавдии и объединявшей сразу несколько родов римских патрициев. Эта династия дала Древнему Риму 8 императоров. Конец этому роду был положен в 68 году, когда сначала свергли, а затем убили последнего его представителя, Луция Клодия Макра.

Вслед за низвержением Юлиев-Клавдиев наступило т.н. 1-е междуцарствие, когда всего за год, с лета 68 по лето 69, сменилось сразу три императора.

В июле 69 года к власти пришёл первый представитель династии Флавиев. Всего этот род дал Риму 5 императоров.

Осенью 96 Флавиев оттеснили от трона Антонины. Эта династия насчитывает 8 императоров.

31 декабря 192 года задушили Коммода, последнего императора из рода Антонинов. Вслед за этим наступило т.н. 2-междуцарствие. С 1 января 193 года по 19 февраля 197, т.е. за 4 года, сменилось 4 императора.

Весной 193 года к власти приходит Септимий Север, положивший начало династии Северов, давшей Риму за 42 года 10 императоров.

Весной 235 года наступает т.н. 3-е междуцарствие, продлившееся 33 года. За это время императорами успели побыть 29 человек. В основном это были солдатские императоры, полководцы, которых на трон в почти буквальном смысле слова заносили или по крайней мере пытались занести солдаты возглавляемых ими легионов. Правление их была в основном недолгим и заканчивалось печально, из 29 императоров, а также всех узурпаторов этого периода, только один, Гостилиан, умер своей смертью, все остальные или погибли в бою или убиты заговорщиками или казнены после очередного переворота, ещё один предпочёл не ждать врагов, а совершить самоубийство.

Борьба между солдатскими императорами привела к росту сепаратизма. Так, были образованы Галльская империя на западе, включившая в себя римские провинции Галлия, Иберия, Британия и Германия, и Пальмирское царство на востоке, объединившая Сирию, Палестину, Египет и большую часть Малой Азии. Во главе Гальской империи за 14 лет сменилось 7 императоров, а в Пальмире за 13 лет было 4 правителя.

Осенью 268 года заканчивается время солдатских императоров и начинается время императоров Иллирийских. Так их прозвали за то что большинство из них происходили из Иллирии. Всего было 13 иллирийских императоров.

В IV веке н.э. начинается «доминат» или «поздняя империя», когда в Древнем Риме устанавливается абсолютная монархия с неограниченной властью императора. Первым императором позднего Рима стал Диоклетиан в ноябре 284 года. Он ввёл в империи тетрархию, т.е. власть четырёх. На протяжении примерно 40 лет в Риме было по 4 императора. Но помимо них были в этот период было несколько самопровозглашённых императоров, пытавшихся свергнуть тетрархов. Всего за это время в Риме было 13 императоров, считая некоторых самопровозглашённых.

Тетрархию окончательно ликвидировал в 324 году император Константин I Великий, тот самый при котором христианство стало обретать статус государственной религии. Он стал первым представителем второй династии Флавиев, давшей Риму за 58 лет 15 императоров.

В феврале 364 в Риме воцарилась династия Валентиниана-Феодосия, давшая за 31 год 9 императоров.

Разделение Римской империи на Западную и Восточную произошло ещё по воле Константина I, разделившего империю между своими сыновьями. Позже империя несколько раз объединялась и вновь разделялась, пока в 395 году не умер Феодосий I Великий, последний правитель объединённой империи. Начиная с 395 года Западная и Восточная Римская империи больше не имели общих правителей.

Западная Римская империя просуществовала 81 год. За это время во главе её стояли, хотя и не всегда управляли 20 императоров. Если в начале истории Западной Римской империи мы ещё видим императоров провозглашённых своими легионами, то уже в конце её истории императоров назначали либо в Константинополе либо вожди/короли победивших варваров. История Западной Римской империи заканчивается 4 сентября 476 года, когда командир наёмников-варваров Одоакр свергнул последнего императора Ромула Августула и провозгласил себя королём.

Восточная Римская империя, или Византия, просуществовала гораздо дольше, сумев дотянуть до 1453 года. Но это уже другая история.

Итак, начиная с 27 года до н. э. и до 476 года уже н.э., т.е. за 503 года, во главе Римской империи было, пусть иногда формально или всего несколько месяцев, 127 императоров, считая правителей Западной империи и не учитывая правителей Византии, Галлии и Пальмиры.

В эпоху римской империи происходит установление военно-диктаторского режима. Рабовладельческий строй достигает кульминации в своем развитии. Социально-экономические изменения в период империи были в основном порождением процессов, зародившихся еще в республиканский период. Империя поначалу рядилась в республиканские одежды, маскирующие действительную власть главы государства. Титул «император» долгое время оставался почетным военным титулом. И только со временем глава государства стал именоваться императором. Переход управления государством к принцепсу (первому сенатору) произошел благодаря наделению его высшей властью (империем). Первым официальным принцепсом стал Октавиан Август.

Императорский Рим – это третий, завершающий период истории древнего, рабовладельческого Рима. В I в. до н. э. республиканский Рим был сотрясен не только мощным восстанием рабов в Италии под предводительством Спартака, но и жесточайшими гражданскими войнами. С подлинно трагической яркостью вспыхнули внутренние раздоры, и на арену политической деятельности вышло несколько явных претендентов на единовластие: в хаосе смуты выявилась неизбежность преобразования республики в империю. Сильная централизованная власть становилась необходимостью. В условиях империи рабовладельческий способ производства получил возможность продлить свое благополучное существование, по крайней мере, еще на два века. С III века н.э. императорский Рим переживает тяжелый период медленного заката, который завершается в V веке. В дальнейшем феодализм неторопливо поднимается на сцену истории.

Гай Юлий Цезарь

Гай Юлий Цезарь (100-44 гг. до н. э.) – римский диктатор в 49 году, с 44 года – пожизненно. Великий полководец.

Юлий Цезарь получил прекрасное образование. Он изучал греческий язык, литературу, философию, историю, риторику. Из всех ораторов своего времени Цезарь уступал только Цицерону. Начал политическую деятельность как сторонник демократической группировки, занимая должности военного трибуна, эдила, претора. Цезарь неуклонно шел вверх по карьерной лестнице. В 67 г. до н.э. он достиг должности претора (лицо с высшей судебной властью по гражданским делам). После истечения годичного срока этой должности он получил в управление Испанию. Великое преимущество правителя провинции заключалось в том, что в его распоряжении были войска. В Испании Цезарь стяжал военную славу, разбогател, щедро одарил воинов и был провозглашен императором. Слово «император» в эпоху республики обозначало высший военный титул, который формально не давал обладателю никаких особых привилегий в смысле власти. Это почетное звание могло быть присвоено полководцу за победу на войне по постановлению сената, либо по решению воинов. В I веке до н.э. в Римской республике фактически хозяевами положения оказались императоры, т.е. выдающиеся полководцы, в руках которых находилась лично им преданная армия.

На пути к высшей власти у Цезаря были мощные соперники: враждовавшие между собой фантастически богатый Красс и знаменитый полководец Помпей, фактически хозяин Рима. Добиваясь консулата, в 60 году Цезарь вступил в союз с Помпеем и Крассом. Этот союз получил название первый триумвират. С помощью Помпея и Красса Цезарь был избран консулом в 59 году до н.э.

Будучи наместником в Галлии в 58 – 51 гг., Цезарь подчинил Риму всю заальпийскую Галлию. Цезарь добился от своих воинов редкой преданности: в его войсках не было ни одного мятежа.

Находясь в Галлии, Цезарь внимательно следил за событиями в Риме и ухитрялся сохранять влияние в народном собрании, не давая возможности Помпею овладеть симпатиями плебса. Золото и прочую богатую добычу Цезарь отсылал в Рим и использовал для подкупа должностных и влиятельных лиц.

За время отсутствия Цезаря в Риме произошли серьезные изменения. Красс погиб на войне с парфянами (в Месопотамии). В Риме Помпей был самым могущественным человеком. Сенат был ему покорен. Столкновение между Цезарем и Помпеем становилось неизбежным.

В 49 году, опираясь на армию, Цезарь начал борьбу за единовластие. После гибели Помпея в нарушение всех традиций Цезарь был избран в диктаторы на год. В 45 году оказался во главе государства. Провел ряд реформ. В честь Юлия Цезаря месяц Квинтилий был переименован в Июль.

Цезарь был убит в результате заговора республиканцев. Заговор возглавляли Марк Юний Брут и Гай Кассий Лонгин (считается, что Брут был незаконнорожденным сыном Цезаря). После убийства Цезаря заговорщики во главе с Брутом вышли на Форум и произнесли речи к народу. Народ слушал ораторов, не выражая ни одобрения, ни неудовольствия. Своим безмолвием народ показывал, что жалеет Цезаря, но чтит Брута.

Сенат же, заботясь о забвении прошлого, почтил Цезаря божественными почестями, не отменил даже самых маловажных его распоряжений. С другой стороны, сенат распределил провинции между заговорщиками, шедшими за Брутом.

Реформы Юлия Цезаря

По сути, Цезарь пытался восстановить в Риме царскую власть. К статуям семи царей, которые с древнейших времен стояли на Капитолийском холме, Цезарь велел прибавить восьмую, свою собственную.

Число сенаторов Цезарь довел до 900.

Цезарь провел финансовую реформу. Он сократил расходы на бесплатную выдачу хлеба римской черни. Для каждой общины была определена сумма, какую община должна вносить в государственную казну. Собирание этой суммы было возложено на самую общину. Государственные расходы были пересмотрены и сокращены. Единство государства выражалось во введении единой валюты: новой Цезаревой золотой монеты.

В области администрирования Цезарь провел следующие реформы. Роль наместников в провинциях сводилась к административному надзору и начальствованию над войсками. Наместников назначал сам Цезарь.

В области судопроизводства Цезарь признал за собой право (как это было в царский период) в исключительных случаях вершить безапелляционный суд самостоятельно. Не только уголовные, но и гражданские дела в ту пору часто велись, очевидно, неправильно. Много стараний приложил Цезарь, чтобы устранить различные злоупотребления в этой области, но заметных успехов не достиг.

Цезарь провел реформирование армии. Усилил дисциплину. Появился закон, согласно которому, получить какую-либо должность и заседать в общинном совете мог лишь тот человек, который прослужил в армии три года офицером (или шесть лет солдатом). Набор в армию стали производить с большей тщательностью, но срок службы был сокращен.

Цезарь уменьшил количество пролетариата в Риме. Тех, кто желал трудиться, устраивали на работу (они были задействованы на постройках, которые начал Цезарь, придя к власти). Тунеядцев с семьями выселяли в заморские территории.

С помощью александрийского ученого Созигена Цезарь реформировал календарь. Так называемый Юлианский календарь был более 1000 лет в употреблении во всей Европе. Введен Юлианский календарь был 1 января 45 года до н.э. Месяц Квинтилий (в этом месяце родился Цезарь) переименовали в июль.

Октавиан Август

Август Октавиан (63 г. до н. э. – 14 г. н. э.) – римский император с 27 г. до н.э., внучатый племянник Цезаря, усыновленный им в завещании. Победой в 31 г. до н.э. при Акции над римским полководцем Марком Антонием и египетской царицей Клеопатрой завершил гражданские войны (43 – 31 гг. до н.э.). Сосредоточил в своих руках власть, сохранив, однако, традиционные республиканские учреждения. Этот режим получил название принципата. Со временем имя Октавиана – Август (лат. – augustus – возвеличенный богами) – приобрело значение титула императора.

Наследником Октавиана Августа был Тиберий (Тиберий Клавдий Нерон – Император Тиберий Юлий Цезарь Август), продолжатель династии Юлиев-Клавдиев. Тиберий (42 г. до н.э. – 37 г. н.э.) – римский император с 14 года н.э. Пасынок Августа. Опираясь на преторианцев, проводил автократическую политику. Добился улучшения финансового положения империи. Тиберий без колебаний вступил во власть и стал ею пользоваться. Он окружил себя вооруженной охраной, залогом и символом господства. На словах Тиберий долго отказывался от власти, разыгрывая самую бесстыдную комедию. А в Риме тем временем принялись соперничать в изъявлении раболепия консулы, сенаторы, всадники. Сенат раболепствовал перед Тиберием столь откровенно, что у того вошло в привычку, покидая здание сената, произносить по-гречески «О люди, созданные для рабства!». Тиберий навсегда лишил народное собрание права выбора должностных лиц. Это право он передал сенату. При Тиберии слово «император» еще сохраняло значение самого высокого почетного военного титула, но вскоре принцепс стал именоваться императором.

Укрепляя свою власть, Тиберий в 21-22 гг. построил на окраине Рима военный лагерь, в котором разместились все преторианские когорты – личные войска принцепса. О расширении границ Римской империи Тиберий не заботился и от активной завоевательной политики отказался.

Одним из знаменитых представителей этой династии Юлиев-Клавдиев был Калигула.

Калигула (Гай Цезарь Август Германик – Император Гай Цезарь Август Германский) (12 – 41 гг. н.э.) – римский император с 37 года. Народ встретил его с большой радостью, т.к. родители Калигулы, Германик и Агриппина Старшая, пользовались народной любовью. Начало правления Калигулы было как будто хорошим. Он сделал попытку восстановить народное собрание и вернуть ему право выбора должностных лиц. Он проявил щедрость к римскому народу: выплатил ему деньги, завещанные ранее предшественниками Калигулы и присвоенные Тиберием. Много раз Калигула устраивал роскошные зрелища и обильные раздачи продовольствия.

Однако Калигула был душевнобольным человеком. Как пишет Транквилл Светоний: «помраченность своего ума он чувствовал сам и не раз помышлял удалиться от дел, чтобы очистить мозг» (Свет. Кал. 50). В своем сумасшествии Калигула превратил принципат в откровенную монархию, лишив его всякой внешности республики. Он требовал, чтобы ему поклонялись как богу и постоянно повторял слова из одной трагедии: «Пусть ненавидят, лишь бы боялись!». Стремление Калигулы к неограниченной власти и требование почестей себе как богу вызывали недовольство сената и преторианцев. Калигула был убит преторианцами.

Нерон (Тиберий Клавдий Друз Германский Цезарь – Император Нерон Клавдий Цезарь Август Германский) (37 – 68 гг. н.э.) – римский император с 54 года, последний представитель династии Юлиев-Клавдиев. Жестокий, самовлюбленный, развратный. В 59 году повелел умертвить свою мать, в 62 – жену Октавию. В 64 году сжег большую часть Рима, обвинив в этом христиан. В дальнейшем способствовал восстановлению города. Репрессиями и конфискациями восстановил против себя разные слои римского общества. Опасаясь восстаний, бежал из Рима. Покончил жизнь самоубийством.

Константин I Великий

Константин (285 – 337 гг.) – римский император с 306 года (император Цезарь Гай Флавий Валерий Константин Август). Константин, при своем сильном и неукротимом характере, с молодых лет был охвачен страстным стремлением к власти. Не смотря на то, что у отца Константина – Констанция Хлора – были другие сыновья от последней законной супруги, Констанций Хлор передает власть Константину (перед своей смертью) в 306 году. В 307 году Константин получил титул Августа и женился на дочери своего соратника Максимиана Геркулия – Фаусте (Фауста – женское имя). Спустя годы в 312 году бывший товарищ Констанина, а нынешний соперник и конкурент в борьбе за власть, тиран римского народа – сын Максимиана Геркулия – Максенций, был разбит со своим войском и погиб. Эту победу одержал Константин. Константин как победитель вступил в Рим, стараясь проявлять великодушие, объявил амнистию приверженцам Максенция. Поведение Константина повергло римлян в изумление и привлекло к нему их сердца. Сенат провозгласил Константина главным Августом римской империи (в это время двумя другими Августами были Лициний и Максимин Даза).

В честь победы Константина над Максенцием в Риме воздвигли триумфальную арку. Она и сейчас находится недалеко от Колизея. Надпись на арке гласит: «Императору Цезарю Флавию Константину Величайшему, Благочестивому, счастливому Августу сенат и народ римский посвятили замечательную арку в честь его триумфа за то, что он со своим войском по внушению свыше и благодаря величию своего ума с помощью справедливого оружия освободил государство одновременно и от тирана, и от всей его клики» (Федорова, Е.В. Латинская эпиграфика. – М., 1969 г.). Это единственная триумфальная арка в Риме, которая сооружена не за победу над внешним врагом, а за победу в междоусобной войне.

Константин опубликовал эдикт, разрешающий свободное исповедание христианства наряду с языческими культами.

Став господином Италии, Константин навсегда распустил преторианскую гвардию, справедливо усмотрев в ней источник внутригосударственных смут. Вместо преторианских когорт были созданы отряды дворцовой стражи, а преторианский лагерь в Риме был разрушен.

Константин установил для сенаторов твердый налог. Сенаторское сословие к тому времени потеряло всякое реальное значение, а звание сенатора сделалось обременительным. Именно поэтому Константин очень заботился об увеличении численности римского сената и охотно делал сенаторами богатых провинциалов.

Константин всеми средствами прокладывал себе путь к власти, действуя не только силой, но и другими способами. В борьбе за власть он сумел опереться на христианство. Он учел, что эта религия уже широко распространена среди жителей Римской империи, и предпочел иметь в христианах не врагов, а друзей. Поэтому он всегда вел себя как сторонник веротерпимости, хотя христианином не был. Христианская церковь всегда считала Константина своим благодетелем, свято чтила его память. В главной церкви средневекового Рима, в церкви св. Иоанна Крестителя около резиденции папы римского и сейчас стоит высокая мраморная статуя Константина в военном облачении.

Государственная деятельность Константина имела своим результатом постепенное прикрепление значительной массы свободных людей к их месту жительства, к земле или ремеслу, чтобы обеспечить регулярный сбор налогов с населения.

В сельском хозяйстве труд рабов и мелких свободных собственников постепенно вытеснялся трудом колонов (это были люди формально свободные, которые у частных лиц арендовали землю и фактически были лишены права покинуть ее). Колоны не только обрабатывали землю, но и платили налоги, поэтому государство было очень заинтересовано в их закрепощении. По той причине, что граждане постепенно превращались в закрепощенных налогоплательщиков, Константин был вынужден брать в армию все большее число варваров. В римской армии было много скифов, готов и германцев, а при дворе Константина особым влиянием пользовались франки.

К городу Риму Константин был равнодушен. Временными резиденциями его были Трир в Германии, Медиолан (Милан) в Италии, Фессалоники (Салоники) в Северной Греции, Нэсс (Ниш в Югославии) (его родной город). Константин основал новую столицу Римской империи, назвал ее Nova Roma. Название не прижилось. Город называли Константинополь (Стамбул). Новую столицу построили на месте древнего Византия (на границе Европы и Азии на побережье пролива Босфор). На ее строительство израсходовали колоссальные средства. В городе Константина были построены и храмы старым богам и церкви христианскому богу. Чтобы придать блеск новой столице, ограбили старую: из Рима увезли огромное количество статуй. Часть римской знати переселилась в новую столицу.

Константин последовательно проводил централизацию государственного аппарата, поддерживал христианскую церковь, сохраняя также языческие культы, в 324 – 330 гг. на месте города Византий основал новую столицу Константинополь, умер в мае 337 г.

Феодосий I Великий

Феодосий (346 – 395 гг.) – римский император с 379 года (379-395 Император Цезарь Флавий Феодосий Август). Феодосию пришлось много воевать. Он сумел договориться с вождями готов и с их помощью подавил многочисленные волнения на границах империи. Феодосий принял готов в римскую армию, которая к тому времени состояла почти из одних варваров.

К концу IV века Рим стал заметно клониться к упадку в интеллектуальном плане. Последний великий историк античности Аммиан Марцеллин («История» ок. 390 г.) дает выразительную характеристику римской знати, погруженной в праздность, чванство, суеверие: «Людей образованных и серьезных избегают как людей скучных и бесполезных».

Как и его предшественники, Феодосий заботился о том, чтобы колоны были прикреплены к земле.

Феодосий был ревностным христианином и в 394 году провозгласил христианство единственной религией всей римской империи. Это в значительной мере отвечало духовным потребностям общества. В 380 году Феодосий утвердил господство ортодоксального (неуклонное следование учению) христианства, преследовал приверженцев язычества. При нем отменены Олимпийские игры (как языческие), сожжены Александрийская библиотека и многие языческие храмы. Языческие культы особенно цепко держались в сельских местностях. Так в латинском языке слово paganus («сельский») получило новое значение – «язычник». Отсюда происходит русское слово «поганый» (в былинах татары имеют эпитет «поганые», т.е. нехристиане).

В 395 году Феодосий, римский император, который был прозван Великим, умер. Согласно завещанию Феодосия, империя была разделена между его сыновьями: Августом Запада стал 11-летний Гонорий, Августом Востока – 18-летний Аркадий. Хотя во главе обеих частей огромного Римского государства стояли родные братья, и в юридической теории сохранялась идея единой империи, фактически и политически это были два самостоятельных государства со своими столицами (Равенна и Константинополь), своими правителями, с равными социально-экономическими базами.

Дата добавления: 2016-10-06 ; просмотров: 2257 | Нарушение авторских прав

Антонин Пий

Антонин Пий. (wikipedia.org)

В 135 году Антонин Пий был усыновлён императором Адрианом и стал его преемником. После смерти Адриана Антонин уговорил сенат обожествить Адриана, и поэтому сенаторы прозвали его Пием (то есть «благочестивый», «исполняющий долг в отношении богов и родных»). Деятельность в юриспруденции, которая ознаменовала правление Антонина Пия, подготовила почву для расцвета римского права в начале III века. Уже в то время было видно, что появилась тенденция облегчения положения рабов, и эту тенденцию усердно поддерживал Антонин Пий. Принцепс предпринял некоторые меры для облегчения процедуры освобождения рабов. Убийство раба было приравнено к обыкновенному убийству. Он также ввёл принцип презумпции невиновности.

Правление Антонина Пия было самым мирным за всю историю принципата, основным средством разрешения споров была дипломатия. Антонин Пий не был военачальником, и он не имел никакого опыта в военном деле, а все войны вёл через своих легатов.

Марк Аврелий Антонин

Марк Аврелий. (wikipedia.org)

Марк Аврелий — идеальный правитель. Так бы сказал Платон, ведь Марк Аврелий был философом-представителем позднего стоицизма. Марк Аврелий многому научился у своего приёмного отца Антонина Пия. Подобно ему, Марк Аврелий всячески подчеркивал своё уважение к сенату как учреждению и к сенаторам как членам этого учреждения. В Афинах он учредил четыре кафедры философии — для каждого из господствовавших в его время философских направлений — академического, перипатетического, стоического, эпикурейского. Профессорам было назначено государственное содержание.

Марк Аврелий оставил философские записи — 12 написанных на греческом языке «книг» (глав книги), которым обычно приписывают общее название «Рассуждения о самом себе». Предшествующая традиция стоицизма различала в человеке тело и душу, представляющую собой пневму. Марк Аврелий усматривает в человеке три начала, добавляя к душе (или пневме) и телу (или плоти) ещё интеллект (или разум, или нус). Если прежние стоики считали душу-пневму главенствующим началом, то Марк Аврелий называет ведущим началом разум.

Марк Кокцей Нерва

Нерва. (wikipedia.org)

Или просто Нерва. Он правил, согласовывая все свои действия с сенатом, права которого он восстановил. Политика экономии, проводившаяся Нервой, позволила привести в порядок государственную казну. В его правление осуществлялась раздача земли безземельным гражданам, был учреждён алиментационный фонд для нищих детей. Серьёзными проблемами были возраст и бездетность Нервы: он взошёл на престол в 65 лет. В 97 году под нажимом военных усыновил своего полководца Траяна, сделав его своим соправителем и наследником трона. Вскоре после этого, 27 января 98 года, Нерва скончался от апоплексического удара.

Старое доброе ультранасилие

Ходили слухи, что Калигула был невероятно жесток. Одержимый убийствами и мучениями людей, он с каждым днем придумывал все новые издевательства. Так, новые законы император предпочитал вешать в труднодоступных местах, заставляя писать их крайне мелким почерком. Таким образом, многие римляне и вовсе не понимали, что они на этот раз нарушили. Монарх мог также запретить зрителям заходить под навесы над ареной Колизея, заставляя их изнывать от жары во время различных спортивных состязаний.

Император подобные мероприятия просто обожал, наблюдая за происходящим с лучшей трибуны. Больше всего ему нравились гонки на колесницах, в которых он порой принимал участие. Однажды он выступал в качестве гладиатора. Его противника вооружили деревянным ножом. В определенный момент сопернику было велено упасть, когда он так и сделал, Калигула зарезал его кинжалом и побежал по стадиону с победной пальмовой ветвью в руках.

Помимо гладиаторских сражений, монарх любил выступать на сцене в качестве певца или танцовщика, обожал он и театральные постановки, проводя много времени с актерами. Любовь к искусству он старался привить и римлянам, правда, довольно странным способом: не разрешал зрителям выходить до окончания представления, а тех, кто шумел во время спектакля, велел бить плетью.

При императоре Траяне (98–117)

Игнатий Богоносец

Траян составил юридическое основание для преследования христиан. Все началось с его наместника Плиния Младшего, который в своих письмах императору обвинял христиан просто в принадлежности к незнакомой религии: «Я не сомневался, что в чем бы они ни признались, их следовало наказать за непреклонную закостенелость и упрямство». Император одобрил действия наместника, но государство не искало христиан целенаправленно для наказания.

Среди пострадавших был священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский.

При императоре Адриане (117–138)

Мученицы Вера, Надежда и Любовь

Император постановил судить христиан по закону и не обращать внимание на призывы толпы убивать непонятных для них христиан. Исключение — если только обвинитель может доказать вину христианина на суде. Казалось, что закон даже защищает христиан, но на практике казни исключительно за веру продолжались. Например, был убит Римский Папа святитель Телесфор. Также церковное Предание говорит о мученичестве Веры, Надежды, Любови и их матери Софии.

При императоре Антонине Пии (138–161)

Поликарп Смирнский

Формально продолжалась политика императора Адриана, но христиан часто судили за исповедание их веры под натиском невежественного народа, который в любом катаклизме или неудачах винил христиан. Власть шла на уступки, так как христиан становилось больше и они перестали считаться маргинальной сектой. Правительство опасалось христиан как вольнодумцев и бунтовщиков, исповедующих неофициальную религию, которая угрожала традиционной культуре римлян.

В этот период пострадал священномученик Поликарп Смирнский.

Преследования христиан принимают всемирный характер

В конце минувшего года журнал Forbes опубликовал статью «Признать факт преследования христиан во всем мире».

«Акты насилия, основанные на религии, множатся в мировом масштабе. Они включают в себя злодеяния, равносильные геноциду и преступлениям против человечности. Наряду с безжалостным ущемлением прав человека насилию подвергаются все религиозные группы (в особенности, религиозные меньшинства), однако в последние месяцы поступает все больше и больше сообщений о том, что преследования христиан принимают всемирный характер», — пишет автор статьи, британская правозащитница Ивелина Очаб.

«В недавнем отчете, подготовленном епископом епархии Трюро для британского Министерства иностранных дел, говорится о «глобальном явлении дискриминации и физического насилия, иногда смертельного, которому подвергаются христианские дети, женщины и мужчины, зачастую принадлежащие к беднейшим общинам».

Исследования свидетельствуют о том, что число преступлений против христиан и градус нетерпимости к ним растут. В июне 2018 года эксперты исследовательского центра Pew Research Center отмечали, что в период с 2016 года христиане подвергались преследованиям в 144 странах мира.

«Согласно исследованию, христиане становятся наиболее гонимой религиозной группой, опережая по этому показателю ислам», — пишет Ивелина Очаб.

Она также приводит данные 2019 года международной правозащитной организации World Watch List об ужесточении гонений на христиан в 73 странах, которые затронули 245 миллионов человек. Годом раньше таких стран было 58, число жертв преследования составляло 215 миллионов. При этом в недавнем докладе «Гонимые и забытые», подготовленном Папской благотворительной организацией «Помощь нуждающейся Церкви», подчеркивается, что, несмотря на растущее число сообщений о преследованиях христиан за веру, эти факты «остаются малоизвестными».

Из этого правила есть исключения. Не так давно британский премьер-министр Борис Джонсон заявил:

«В свете растущего числа свидетельств о том, что христиане испытывают самые масштабные гонения, мы обратились к епископу Трюро с просьбой подготовить независимый доклад, позволяющий понять, насколько наша работа в этом направлении соответствует масштабам проблемы. Мы изучили и будем реализовывать содержащиеся в докладе рекомендации. Мы используем возможности Соединенного Королевства на мировой арене и программы финансирования для облегчения участи подвергающихся преследованиям людей».

В списке рекомендаций епископа Трюро, изученных британскими властями, — требование признать «феномен гонений на христиан». Епископ отмечает, что преследования христиан являются не одиночными фактами нарушения прав человека, а явлением глобального характера, требующим принципиального ответа, соответствующего остроте проблемы.

В ноябре минувшего года в Венгрии прошла конференция, посвященная гонениям на христиан, она собрала более 700 представителей разных стран, государственных и религиозных лидеров, экспертов и представителей гражданского общества для поиска решений.

«Существует много способов, с помощью которых государства могут помочь преследуемым христианам во всем мире, в особенности тем сообществам, которые находятся на грани истребления, — заключает Ивелина Очаб. — Однако полноценный ответ невозможен без признания того, что эти зверства являются явлением глобального характера».

Темы христианство гонения на христиан

При императоре Коммоде (180–192)

Относительно спокойные времена для христиан — император мало интересовался политикой. Даже при дворе стали появляться христиане. В провинции действовали с оглядкой на столицу, но порой крайне дико. Так в Африке пострадали 12 христиан, отказавшиеся перед проконсулом принести жертву богам.

При императоре Септимии Севере (193–211)

Под страхом наказания запретил переход в иудейство и христианство, поэтому гонения затрагивали в основном новообращенных христиан или даже тех, кто еще только собирался креститься.

При императоре Александре Севере (222–235)

История в картинках. Рисунок Валерии Неручевой

Император лояльно относился к христианам и даже хотел построить храм в честь Христа и сделать Его одним из богов. Но Предание говорит, что в его правление пострадали святая Татиана, мученица Мартина. В результате восстания легионеров императора Александра убили, а солдаты сами назначили следующего правителя.

При императоре Максимине Фракийце (235–238)

Мучение св. Ипполита. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.

Выбран солдатами взамен убитого ими императора Александра Севера. Максимин ненавидел предшественника и заодно всех его придворных, многие из которых были христианами. Итог — недолгое гонение, которое затронуло в основном клириков, обвиненных в обучении христианству.

В этот период пострадали Папа Понтиан, священномученик Ипполит Римский и Папа Антер.

При императоре Деции (249–251)

Мученица Агафия

Считал христиан опасными для государства, которое к тому времени переживало кризис. Чтобы сплотить нацию, император устроил по всей империи обязательные жертвоприношения, которые выявили множество христиан. Также жертвоприношение расценивалось как присяга на верность императору. Не отрекавшихся от веры жестоко мучили, убивали или долгое время держали в тюрьмах.

Самые известные мученики этого периода: Папа Фабиан, епископ Никон Тавроменийский и 199 его учеников, мученица Агафия, мученик Парамон Вифинский с 370 мучениками. Также предание говорит о 7 спящих Эфесских отроках.

Гонение при императоре Нероне (64–68)

Усекновение главы апостола Павла

Причина — сильный пожар в Риме в 64 году, в нем обвиняли самого императора. Чтобы отвести подозрения от себя, Нерон назначил виновными христиан. С законодательной точки зрения христиане оказались «в вакууме» — они перестали подчинятся иудейскому законодательству и законам Римской империи, которая официально была языческой. Христиан стали считать врагами общества и государства.

Христиан преследовали в самом Риме и его окрестностях. Открыто исповедующих христианство прибивали к крестам, бросали на съедение диким зверям, сжигали, чтобы освещать город по ночам. По Преданию, именно в этот период апостола Петра распяли вниз головой, а апостолу Павлу отрубили голову.

При императоре Юлиане Отступнике (361–363)

Последний гонитель христиан в Римской империи. Безуспешно пытался возродить язычество и не мог открыто преследовать христиан, но постоянно ущемлял их в правах и поддерживал еретиков, создавая нестабильность в Церкви. На Востоке империи во время его правления проходили антихристианские погромы.

Террор как превентивная мера

Новый император терпеть не мог нобилей с богатыми родословными и не скрывал этого. Домициан практически не советовался с сенатом, а в дальнейшем вообще отобрал у сенаторов право принятия каких-либо серьёзных решений. Кадровой опорой нового цезаря стали неродовитые выходцы из армейской среды. Они при Домициане оказались тем же, чем были опричники при Иване Грозном, — «оком» и «дланью» государевой.
Наивно было бы думать, что могущественные аристократы без боя сдадут свои позиции. В ответ на возможные заговоры, а скорее предвосхищая их, Домициан делает ставку на террор, запугивание. Начинаются казни, вскоре принявшие непредсказуемый характер.
Неуравновешенный, мнительный характер Домициана сделал службу при дворе крайне опасной. Никто утром не знал, где он окажется вечером: вознесётся ли ещё выше или отправится в ссылку, а может, и вовсе на плаху. Эта пугающая неопределённость и погубила Домициана.
Страх за свою жизнь закономерно привёл приближённых императора к мысли о необходимости его физического устранения. Причём заговор составили не военные, как это бывало чаще всего, а люди из числа придворных. 18 сентября 96 года «эффективный менеджер» и одновременно «кровожадный тиран» был убит ударом кинжала в собственном дворце. «Негласный пакт» цезарей и олигархов вновь одержал победу.

Статуя Домициана в Ватиканском музее. (wikimedia.org)

Домициан стал первым императором, который оказался подвергнут сенаторами проклятию памяти. Было приказано переплавить все монеты с его изображением, а статуи разрушить. Но вместе с тем император пользовался большой популярностью среди легионеров. За время правления он на треть повысил им жалованье. Солдаты стали угрожать мятежом, если убийцы Домициана не будут наказаны. В итоге осенью 97 года заговорщиков схватили и казнили.

Домициан — римский Андропов?

Но вот на месте «благословенного» Тита появляется новый император — «грозный» Домициан. Новый правитель ясно видел язвы римского общества. И, как Павел I после развратной Екатерины II (или, если угодно, как Юрий Андропов после маразматичного Леонида Брежнева), ставит своей первой задачей «навести порядок» и «закрутить гайки» в разболтавшемся правительственном аппарате.
Новый император лично принимает участие во всех областях управления государством. Издаются приказы, регламентирующие мельчайшие детали повседневной жизни. Начинается широкая антикоррупционная кампания. Вот что пишет об этом периоде римский историк Светоний: «Суд он правил усердно и прилежно… Пристрастные приговоры он отменял; судей, уличённых в подкупе, увольнял. Столичных магистратов и провинциальных наместников он держал в узде так крепко, что никогда они не были честнее и справедливее…».
Наводится порядок в финансовой сфере. Налоги снова собираются с неукоснительной строгостью, причём не только с бедных слоёв (с них налоги всегда собирались неумолимо), но и с богачей. Возрастает ценность римской валюты — при Домициане римский динарий котируется выше, чем при его предшественниках.

Денарий с портретом Домициана. (wikimedia.org)

«Проблема отцов и детей»

А что в эти годы делал Домициан? Он занимал лишь ряд декоративных должностей, в основном религиозного характера (авгур, понтифик, магистр арвальских братьев и тому подобные). К управлению империей его упорно и сознательно не привлекали. Какая похожая аналогия с нашим Павлом I, которого собственная мать (Екатерина II) и на пушечный выстрел не подпускала к реальным рычагам власти! Это явно унизительное отношение исковеркало изначально, в общем-то, незлобливый характер и Павла, и Домициана.

Последний из династии Флавиев. («Дилетант»)

Домициан прекрасно понимал, что заслуживает большего и терзался родительским пренебрежением. Достоверно известно, что Павел I не любил свою мать. Любил ли своего отца Домициан — этого источники не сообщают. Но он точно не любил своего старшего брата Тита.
Когда после внезапной кончины императора Тита (в 79 году умер Веспасиан, а уже в 81 году наследовавший ему Тит) по Риму поползли слухи, что Тита отравил его собственный брат, это многим показалось правдоподобным. В реальности Тит умер от лихорадки, но сам факт появления подобных слухов говорит о многом.

Автор Станислав Варыханов 15.07.2020 15:38

Высший административный суд Турции принял решение вернуть музею Айя-София статус мечети, отменив указ первого президента Ататюрка от 1934 года о превращении собора Святой Софии, на тот момент мечети, в музей и запрете проводить в нем какие-либо богослужения. В 2018 году Верховный суд Турции отказался возвращать музею статус мечети, однако теперь, после того как с этой инициативой выступил президент Реджеп Эрдоган, суд пошел ему навстречу.

Глава Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии митрополит Иларион ожидаемо призвал турецкие власти не возвращаться в Средневековье, не менять статус Святой Софии призывает также ЮНЕСКО. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что Турция должна учитывать всемирное значение собора, который остается «излюбленным мировым шедевром для туристов всех стран». Однако российский МИД посчитал, что подобное решение является внутренним делом Турции, и с этим трудно поспорить. Но трудно также не увидеть в инициативе турецкого лидера soft-версию одной из глобальных тенденций, суть которой состоит в маргинализации, дискриминации, изгнании и физическом истреблении христиан.

Этот зловещий, непостижимый в эпоху секуляризации и информационных технологий феномен был слегка «подморожен» пандемией коронавируса, как и другие политические тенденции «довирусных» лет. Не все, конечно. Никуда не делось экономическое соперничество США и Китая, принявшее форму политических обвинений и угроз, да и в самой Америке черное население встало на рога именно сейчас, когда для здоровья полезнее сидеть дома в режиме самоизоляции, а не грабить толпами магазины. Но это пройдет, тем более что накопившаяся массовая усталость от чего-либо, например, от пандемии, создает психологическую среду, благоприятную для протеста. А вот с угнетением христиан на Востоке и с исламизацией традиционного Запада все обстоит сложнее.

Ирак

В Ираке самая многочисленная христианская конфессия представлена Халдейской католической церковью. Также на территории страны действуют Антиохийская православная, Сиро-яковитская, Сирийская католическая и Армянская апостольская церкви.

В начале 2000-х гг. в Ираке проживали около 1,5 млн христиан, что составляло порядка 5% населения страны. К 2014 г. их численность сократилась в 10 раз (до 150 тыс.), что стало следствием войны и непрекращающихся террористических атак со стороны исламских радикалов. После захвата в июне 2014 г. части территории Ирака террористической группировкой «Исламское государство» христиане второго по величине города Ирака — Мосула — оказались в катастрофическом положении. К моменту вторжения боевиков в город там проживали 35 тыс. последователей христианской церкви (в 2003 г. — 60 тыс.). Джихадисты, объявившие Мосул столицей «Исламского халифата», поставили им ультиматум с требованием перейти в ислам или платить ежемесячный специальный налог для немусульман («джизья») в размере 250 долларов США. В противном случае террористы угрожали убить всех христиан города. В результате почти все мосульские христиане бежали в Иракский Курдистан. Также почти полностью опустел христианский город Каракош, насчитывавший 50 тыс. жителей.

В настоящее время на территориях, подконтрольных боевикам ИГ, мирное население подвергается арестам, пыткам и жестоким казням, в том числе через распятия на кресте.

В издательстве Сретенского монастыря вышла новая книга протоиерея Владислава Цыпина «Эпоха гонений. Очерки из истории Древней Церкви».

Эпоха гонений. Очерки из истории Древней Церкви. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016. — 304 с.

Книга доктора церковного права, профессора, протоиерея Владислава Цыпина рассказывает об истории древнего православия — от рождества Спасителя до основания равноапостольным Константином Нового Рима — православной Византийской империи.

Предлагаем вниманию читателей отрывок из очерка

«Гонения на христиан и подвиги мучеников в правление династии Антонинов»:

Церковная традиция насчитывает 10 гонений: Нерона, Домициана, Траяна, Марка Аврелия, Септимия Севера, Максимина, Деция, Валериана, Аврелиана и Диоклетиана, — которые уподобляются 10 казням египетским и 10 рогам апокалиптического зверя, но в этом их исчислении есть доля условности. Если в перечень императоров-гонителей включать лишь тех, кто развязывал кампании преследований христиан, охватывавшие всю империю, то число их придется сократить, а если учитывать также региональные, локальные гонения, то в черный список врагов Церкви придется включить также Коммода, Каракаллу, Септимия Севера и других принцепсов.

Необъяснимый с точки зрения здравого исторического смысла, или, лучше сказать, имманентной политической логики, провал религиозной политики могущественной сверхдержавы Древнего мира, перемоловшей сотни народов и племен, пытавшихся отстоять свою независимость, является фактом величайшей исторической важности и одним из самых поразительных исторических уроков. Опыт за опытом гонения христиан давали обратный эффект, приводили сразу или вскоре к результатам, противоположным тем, на которые рассчитывали гонители, порой отличавшиеся исключительным политическим даром и даже гениальностью, как Траян или Диоклетиан, стоявшие на вершине интеллектуальных возможностей человека, как Марк Аврелий. Их усилия оказались тщетными; остановить распространение Церкви, которая виделась им недугом, смертельно опасным для республики, для общественного блага, они не смогли. Для христианского сознания, для христианского восприятия исторических событий за всем этим открывалось действие Промысла Божия, исполнение обетования Спасителя: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18).

Само греческое слово «мартис» не содержит в себе указания на мучение, которое послужило основой для его перевода на славянский и русский языки — «мученик». Оно означает собственно «свидетель», в переводе на арабский — «шахид». В западные романские и германские языки это слово вошло без перевода, но в самом восприятии его акцент, как и в русском, стал делаться на претерпевании пыток, мучений. Но как писал В. В. Болотов, «слово «мученик», которым переводится у славян греческое «мартис» — свидетель, передает лишь второстепенную черту факта, как отзыв непосредственного человеческого чувства на повествование о тех ужасных страданиях, которые переносили мартирес… В истории о мучениках нас, отделенных от начала христианства многими веками, поражают прежде всего те истязания, которым они подвергались. Но для современников, знакомых с римскою судебною практикою, эти истязания были явлением обычным… Пытки на римском суде являлись обыкновенным законным средством дознания. К тому же и нервы римского человека, привыкшего к возбуждению кровавыми зрелищами в амфитеатрах, так были притуплены, что жизнь человека ценилась мало. Так, например, показание раба, по римским законам, только тогда имело значение на суде, если оно было дано под пыткою, и свидетелей-рабов пытали… При том же христиане обвинялись в уголовном преступлении, «в оскорблении величества», а к подсудимым этого рода суды имели законное право применять пытки в обилии».

Для древних христианский мученик был прежде всего не жертвой, но свидетелем веры, героем веры, победителем. Попросту говоря, люди, наблюдавшие эту его борьбу и одержанную им победу, обнаруживавшуюся в том, что палачи оказались бессильны заставить его отречься от Христа, убеждались, что выдержавший пытки и претерпевший добровольную смерть христианин обладает ценностью, которая выше всего, что есть на земле, потому что самой несомненной земной ценностью человека является его жизнь, и если христианин жертвует ею, то он делает это ради блага, превосходящего временную жизнь. В восприятии одних зрителей истязаний и казней вера жертвующих жизнью христиан была проявлением неразумного суеверия упрямцев, пребывающих в плену иллюзий, но для других наблюдаемый ими подвиг мученика становился исходным импульсом внутреннего переворота, началом переоценки прежних ценностей, призывом к обращению. И, как известно из житий древних мучеников, порой такое преображение души совершалось с ошеломляющей скоростью, так что даже судьи, приговаривавшие христиан к казни, и палачи, уже готовые приступить к своему ремеслу, пораженные верностью и стойкостью осужденного на смерть христианина, сами громогласно исповедовали Христа и кровью свидетельствовали о своей приверженности только что обретенной ими вере в Него. Чрез мученичество христиане соединялись со Христом, и радость общения с Ним они не только обретали за гробом, но и предвкушали уже здесь, в самих страданиях за Него.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *