Воскресение словущее, что это?

15-я седмица по Пятидесятнице
Поста нет. 13 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память:

Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) (335). Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Священномученика Корнилия сотника (I).

Священномучеников Стефана Костогрыза, Александра Аксенова пресвитеров и Николая Васюковича диакона (1937).

Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме

Праздник Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме установлен Церковью в память освящения в 335 году воздвигнутого императором Константином Великим на месте Голгофы и Гроба Господня храма Воскресения Христова. Храм был освящён отцами Тирского собора, постановившими ежегодно обновлять в памяти христиан это событие празднованием. Храм был заложен сразу после обретения святой равноапостольной Еленой Креста Господня, и поэтому праздник соединился с празднованием Крестовоздвижения. Связь праздников получила отражение и в их богослужении: в службе Обновлению храма есть ряд песнопений, посвящённых Кресту Господню, а в службе Воздвижению упоминается храм Воскресения. Этим праздником Церковь напоминает нам о необходимости обновления наших душ и предлагает в помощь Крест Господень.

В этот день свой престольный праздник отмечает Воскресенское Новоиерусалимское архиерейское подворье города Казани.

Священномученик Корнилий сотник

После обращения к истинной вере возле Креста Господа Иисуса Христа святой Корнилий Сотник стал епископом города Скепсии. В городе жил князь по имени Димитрий, изучивший древнегреческую философию и ненавидевший христианство. Когда святой Корнилий стал ему проповедовать, князь разъярился и потребовал от Корнилия принесения жертвы идолам. Святой Корнилий молитвой сокрушил идолов вместе с капищем, но Дмитрий ещё более озлобился и повелел заточить епископа в темницу. В это время князю сообщили о том, что его жена и сын попали под обломки рухнувшего храма, но остались в живых и из-под обломков призывают на помощь христианского Бога. Князь обрадовался, уверовал во Христа и освободил бывшего сотника. Святой Корнилий обратил к истинной вере всех жителей города и мирно скончался в глубокой старости.

Священное Писание

Гал., 210 зач., IV, 8-21

8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.

9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?

10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.

11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.

12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня: 13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, 14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.

15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.

16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?

17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.

18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.

19 Дети мои, для которых я снова в му́ках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!

20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.

21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?

Мк., 26 зач., VI, 45-53

45 И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ.

46 И, отпустив их, пошел на гору помолиться.

47 Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле.

48 И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их.

49 Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали.

50 Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь.

51 И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, 52 ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено.

53 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую и пристали к берегу.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Гал. 4, 8-21; Мк. 6, 45-53

«Ободритесь; это Я, не бойтесь». Вот опора упования нашего! Какая бы беда и скорбь ни была, вспомни, что Господь близ, и воодушевись мужественным терпением. Как тогда Он вдруг предстал апостолам, бедствовавшим на море, так и тебе, бедствующему, внезапно явит помощь Свою и заступление. Он везде есть и всегда готов с Своим покровом. Стань только и ты с Ним или перед Ним верою, молитвою, упованием и преданностью в волю Его святую. Произойдет сочетание духа с Господом, а отсюда уже всякое благо. Впрочем, это не то значит, чтоб уж тотчас пошло и достоинство, и слава, и честь, и тому подобное. Внешнее может оставаться как есть, а прибудет мужественное и благодушное пребывание в том порядке событий, какой Господу угодно будет определить для кого. А это и есть главное, чего искать должно всякому бедствующему. Счастье внутри, а не вне. Внутреннее же облаженствование всегда есть у того, кто в живом союзе с Господом.

«Воскресение словущие»

Праздник Обновления храма Воскресения Христова в народе называется «Воскресением словущим», то есть он «слывет» Воскресением, в отличие от праздника Христова Воскресения или воскресного дня. Святитель Филарет (Дроздов) так объясняет это название праздника: «Это название не церковное, а народное. Народ видит храм Воскресения Христова, ждёт храмового праздника и видит, что праздник сей совершается не в Светлое Воскресение и часто совсем не в день воскресный, а в понедельник или другой день недели, в какой приходится 13-й день месяца сентября. Встречая вид несообразности и не зная истории, чтобы объяснить её, народ искал выражения, чтобы отличить сей праздник от воскресных, и дал ему название словущего, то есть так называемого воскресения. Он хотел сказать, что это не Светлое Воскресение, не воскресный день седмицы, но особый праздник, который хотя случается и не в воскресный день, но слывёт, в народном употреблении именуется воскресением, потому что принадлежит храму Воскресения Христова».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы должны помнить, что христианская вера, христианская религия – это религия оптимизма. Почему? Да потому что Господь дал нам, людям земли, великий дар свободы, и чтобы мы его не использовали во зло, Он нас вразумил, Он дал нам Евангелие, Он дал нам руководящие указания к тому, как идти по жизненному пути. И, следуя этим Божественным предначертаниям, мы действительно можем преобразить свою собственную жизнь и преобразить лик окружающего нас мира. Именно к такому шествию по жизненному пути я и призываю всех вас. Идите по жизни спокойно, с верой в Бога, никогда не отказываясь от этой веры. Постарайтесь строить свою жизнь и свои отношения с окружающим вас миром на основании Божественного закона, которому мы научены через Господа нашего Иисуса Христа, и Его благословение пусть пребывает со всеми вами.

Молитвословия

Тропарь священномученика Корнилия

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход;/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Корнилие,/ моли Христа Бога,// спастися душам нашим.

Тропарь обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме

глас 4

Якоже вышния тверди благолепие,/ и нижнюю споказал еси красоту святаго селения славы Твоея, Господи,/ утверди сие во век века/ и приими наша в нем непрестанно приносимая Тебе моления, Богородицею,// всех Животе и Воскресение.

Кондак обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме

глас 4

Небо многосветлое/ Церковь показася,/ вся просвещающая верныя,/ в нейже стояще зовем:/ сей дом утверди, Господи.

Кондак обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме

глас 2

Обновления Духа в сердцах/ и просвещение внутренним даруй/ верою совершающим священная обновления храма дому Твоего,/ eмуже благоволил еси создатися в Твое Божественное имя,// Единe во святых Прославляемый.

Тропарь предпразднства Воздвижения

глас 4

Животворящий Крест Твоея благости,/ Егоже даровал еси нам недостойным Господи,/ Тебе приносим в молитву,/ спаси люди и град Твой молящийся, Богородицею,/ Едине Человеколюбче.

Тропарь предпразднства Воздвижения

глас 4

Животворящий Крест Твоея благости,/ егоже даровал еси нам недостойным, Господи,/ Тебе приносим в молитву:/ спаси люди и град Твой молящийся, Богородицею,// Единe Человеколюбче.

Теги: Воскресение словущее Священномученик Корнилий Сотник православный календарь

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

Память Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее)

Опубликовано: 7 июня, 2013 | Разделы: Статьи, Писания и жития

13 сентября старый стиль/26 сентября новый стиль

В день памяти Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме воспоминается торжество по случаю освящения храма Воскресения Христова, сооруженного равноапостольным Константином Великим и матерью его равноапостольной царицей Еленой. Праздник этот еще называется в народе «Воскресением словущим” и означает, что он словет, или слывет Воскресением, в отличие от Праздника Светлого Христова Воскресения и относится именно к освящению храма в честь Воскресения Христова.

Противники христианства не могли смириться с воскресением и вознесением на небо Господа нашего Иисуса Христа. Им надо было предать забвению те места, которые были связаны с Его памятью. Нечестивый царь римский Адриан воздвигнул на месте Иерусалима, разоренного Титом, город, он повелел засыпать гроб Господень землею и множеством камней, а на той горе, где Господь был распят, построил храм языческой богине распутства Венере и поставил ее идола, а над гробом Господним поставил идола бога Дия (Юпитера). Итак, где Агнец Божий принес Себя в жертву Богу Отцу за грехи наши, там приносились нечистые жертвы бесам и совершались всяческие непотребства. Равно и в Вифлееме, где Пречистый родился из утробы Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса, так что и сие святое место осквернялось срамными делами, а там, где был храм Соломона, выстроил идольское капище. Самый город он назвал в честь свою Елиею, – ибо носил имя: Елий-Адриан, – и повелел, чтобы! никто не смел называть его Иерусалимом. Сделал же он всё сие из желания истребить с земли самую память об имени Иисуса Христа. Он переименовал город, в котором Иисусом Христом совершено было множество чудес, и устроил бесовские жилища на местах Его рождения, распятия и погребения, именно с той целью, чтобы последующий род человеческий совершенно забыл Христа и более никогда не воспоминал тех мест, на которых жил и учил Господь. Однако же сам Адриан погиб, а святое место Царь славы вновь прославил.

Господь, просветив светом святой веры царя Константина и матерь его Елену, вложил им в сердца желание обновить святой град Иерусалим, – на том месте, где разоренная храмина тела Христова создана была в три дня (см. Иоан.2:19, 21; Мф.26:16; 27:40; Мрк.14:58; 15:29), создать прекрасный храм Божий и все святые места очистить от скверн бесовских и освятить. Для сего благочестивый царь послал матерь свою со множеством золота в Иерусалим и написал святейшему патриарху Макарию, чтобы тот приложил всё свое старание об устроении церкви. Святая Елена, по прибытии в Иерусалим, разорила в нем все капища, уничтожила идолов и весь город очистила от языческих скверн и освятила. Отыскала она честный крест Господень и гроб, разметавши землю и каменья, которыми он был засыпан, и соорудила в той местности церковь столь большую, что одним зданием ее ограждены были и место распятия, и место погребения Христова, ибо они находились недалеко одно от другого, как замечает евангелист Иоанн: «На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко” (Иоан.19:41-42). И так одною церковью окружила она и Голгофу, и гроб Господень. Церковь эта названа «Мартирион”, т.е. свидетельство, – свидетельство именно воскресения Христова, так как на том месте Христос умер и воскрес. Святая Елена построила и другие церкви: в Вифлееме, на горе Елеонской, в Гефсимании и на многих святых местах, и разнообразно и богато украсила их. Однако же церковь над гробом Господним была прекраснее и больше всех. Но окончания постройки ее сама царица Елена не увидала: возвратившись к сыну, она почила о Господе, когда церковь еще не была готова, ибо невозможно было в скором времени отстроить такое большое и дивное здание, и оно едва было закончено в десять лет.

Когда же церковь была устроена вполне, благочестивый царь повелел собраться епископам со всех стран в Иерусалим на освящение храма. И прибыло сюда великое множество архиереев: из Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Палестины, Египта и других стран Африки и один епископ из Персии; собралось также бесчисленное множество народа со всей вселенной, так что не все могли поместиться в пределах Иерусалима. Храм Воскресения освящен был 13 сентября 335 года, в 30 год царствования Константина, когда обновлен был и весь Иерусалим. Собравшиеся на это торжество святые отцы, по примеру ветхозаветного постановления, определили навсегда праздновать день Обновления храма. Ибо как в Ветхом Завете Иуда Маккавей, очистивши величайшее святилище – Святое Святых от осквернения сирийским идолослужением, узаконил на все времена праздновать его обновление (1Макк.4:36-59), о чем и в Евангелии упоминается: «Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления” (Иоан.10!:22); так и в Новом Завете равноапостольный царь Константин, построив как бы второе Святое Святых, установил со святыми отцами, чтобы по всей вселенной празднуемо было Обновление великой церкви Иерусалимской, которая есть матерь всех церквей.

Это обновление Святыни указывает и нам на путь обновления – как храмы Живого Бога, отлагая ветхого человека и облекаясь в нового; очистим себя от застаревших в нас зол и станем совершать добрые дела, начавши ходить в новой, благочестивой жизни. Тогда, – подобно тому, как люди празднуют Обновление храма рукотворенного, – ангелы будут праздновать обновление нашего храма духовного!

История

В начале IV века Еленой, матерью императора Константина Великого, в Иерусалиме было найдено место, где в I веке был распят Иисус Христос. По приказу императора на этом месте было начато возведение церкви. В 335 году работы были завершены. В этом же году проходил Первый Тирский собор, участники которого были приглашены на освящение вновь построенного храма, состоявшегося 13 сентября 335 года. В память об этом был установлен церковный праздник.

Воскресение словущее

В России праздник получил второе именование — Воскресение Словущее.

Согласно одной из версий, поскольку иерусалимский Кафоликон — Храм Воскресения Господня, входящий в структуру храмового комплекса Гроба Господня, был воздвигнут на месте исторических событий Распятия, Погребения и Воскресения Христова, и общее в средневековом христианстве представление об Иерусалиме как о центре Земли и домостроительства спасения известно издревле (Пс 73:12), то, согласно традиционным русским церковным воззрениям, он был невоспроизводим в своей уникальности, в том числе — в названии. Таким образом, храмы, посвящённые событию Воскресения Христова, именовались на Руси во имя «Воскресения Словущего» (Словущее означает «так называемое» — от глагола «слыть» — быть известным).

В этот праздник в храмах, освященных в честь Воскресения Словущего, служба совершается как на Пасху — пасхальным чином, торжественно восклицается: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!».

Многочисленные Воскресенские храмы в России посвящены именно празднику Обновления Храма, а не Воскресению Христову (Пасхе), так как по православным представлениям никакая церковь, кроме Храма Гроба Господня, не может именоваться храмом Воскресения Христова. Другое название воскресенских храмов — Церковь Воскресения Словущего.

Храмы, освящённые в честь Воскресения Словущего

  • Церковь Воскресения Словущего в селе Теребени (Псковская область)
  • Церковь Воскресения Словущего в деревне Ладино (Псковская область)

Примечания

  • Память Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме
  • Елена ЛебедеваХрамы Воскресения Словущего // Православие.ру
Это заготовка статьи о православии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

История празднования

Народное название праздника — «Воскресение словущее» — указывает на то, что он лишь слывет, называется, Воскресением, в отличие от собственно Праздника Светлого Христова Воскресения — Пасхи .

Посвящение в честь Воскресения Словущего — традиционное для кладбищенских храмов. В храмах Воскресения Словущего в престольный праздник совершается Пасхальное Бого­служение .

Молитвы

Тропарь, глас 4

Якоже вышния тверди благолепие, / и нижнюю споказал еси красоту святаго селения славы Твоея, Господи, утверди сие во век века / и приими наша в нем непрестанно приносимая тебе моления Богородицею, / всех Животе и Воскресение.

Кондак, глас тойже

Небо многосветлое Церковь показася, / вся просвещающая верныя, в нейже стояще зовем: / сей дом утверди, Господи.

Ин кондак, глас 2

Обновление духа в сердцах / и просвещение внутренним даруй, / верою совершающим священная обновления храма дому Твоего, / емуже благоволил еси создатися / в Твое Божественное имя, / Едине во святых прославляемый.

Использованные материалы

Т.е. «так называемое». От глагола «слыть».

Так по данным . Существуют другие, менее вероятные версии. Так, согласно одной, название обусловлено тем, что в народе этот праздник слывет, считается за воскресенье (т.е. отмечается как воскресный день), хотя может таковым и не являться. По другой, словущим именуется засвидетельствованное церковным преданием чудо воскрешения умершего по благодатному действию Животворящего Креста Господня. По этой версии совершившееся чудо стало широко известным, слывущим

Последнее замечание — по «Хроникам епархиальной жизни 1997-2001гг,» страница сайта Корсаковского Покровского монастыря,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *