Воля, что это?

Волевой человек как качество личности – способность проявлять большую психическую силу и благоразумие, не отступая перед трудностями и препятствиями; способность посредством разума управлять своим умом, чувствами и желаниями.

Мужик решил завязать с алкоголем. Идёт мимо магазина, думает: «Всё, не вхожу!» Через 10 метров: «Усложняем эксперимент – вхожу, но ничего не покупаю!» Входит в магазин – видит любимый вермут. «Усложняю эксперимент – покупаю, но не пью!» Купил, принёс домой, посмотрел: «Усложняю эксперимент – налью стакан, но не выпью!» Усложнил. Дальше: «Усложняю! В рот наберу – но глотать не буду!» Набрал в рот и … сглотнул. «Вот ведь сила воли! Не хотел пить, а выпил!»…

Встречаются две подруги: — Привет, что делала? — По магазинам гулять ездила, но ничего не купила. — Зачем тебе это? — Хочу стать волевой личностью.

Волевой человек умеет побеждать ненасытные, глупые и вредные желания своего тела. Если человек не умеет контролировать свои чувства, его никак нельзя считать волевым.

Главное — это сила воли! Моя заветная цель – стать волевым человеком. Я решила не есть после 18:00, точно не есть после 21:00 и уж совсем ни крошки после 23:00! Три дня пробыла на диете. Ночью захотела пить, подошла к холодильнику, дальше всё как в тумане… Очнулась, когда запивала шоколадку борщом!

Волевой человек достоин уважения, если усилия его могучей воли направлены на совершение высоконравственных поступков, на достижение благих, высоких целей. В реализации дурных желаний сильная воля не друг, а враг человека.

Психолог Владимир Леви пишет: «Человеком с сильной волей обычно называют того, кто умеет добиваться своего. Следуя этому топорному представлению, приходится считать волевым алкоголика, умеющего напиться при всех условиях, наркомана, который из-под земли достанет что надо, уколется, нанюхается… Любой упёртый упрямец- образец силы воли. Лентяй тоже — несокрушимая воля к самосохранению путем ничегонеделанья. Какая воля, к чему воля, КУДА — вот вопрос. Люди устроены и настроены не одинаково».

Безвольный человек плывёт по течению, волевой, но неразумный — против течения, и только человек соображающий — плывёт реально, куда ему надо!

Говорят, что волевой человек может всё. А пасту обратно в тюбик может засунуть или высунуть электрическую лампочку изо рта?

Волевой человек не может жить бесцельно. Целеустремленность, сама по себе, представляет собирательное волевое качество, отражающее сознательное стремление человека к достижению целей. Разумная воля идёт к своей высокой цели.

Посмотрите на своё окружение. Как мало среди них волевых людей. Большинство ждут, не дождутся окончания рабочего дня, чтобы скорее напиться и забыться. Принуждение самого себя работать через силу не даёт человеку воплотить свою волю. Люди, реализующие свою цель, живут в гармонии с самими собой и с внешним миром. У них есть самое важное – свобода воли. Слово «воля» имеет и другое значение – свобода. Не случайно, что человеческое качество и свобода звучат одинаково. Нельзя быть волевым человеком, если ты лишил себя свободы выбора.

Воля, не подкреплённая делами, перерождается в безволие. «Не существует больших талантов без большой воли, – писал Оноре де Бальзак, – Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант – это развитая природная склонность, то твердая воля – это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над прихотями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает”. Когда журналистка на вопрос Улановой: «Что вы делаете, когда у вас не пишется?”- ответила: «Откладываю бумагу в сторону”, балерина заявила: «Напрасно. А вы попробуйте хоть страничку одним усилием воли заставить себя написать, увидите – вторая пойдет легче, а с третьей придет и вдохновение”. И это действительно так: волевой человек воспитывается в любимом деле.

На войне цели воина – сокрушить врага и выжить. А. П. Довженко в рассказе «Воля к жизни” писал о том, как, будучи на фронте во время Великой Отечественной войны вместе со своим другом врачом-хирургом, он как-то обратился к тому с вопросом: «Скажи мне, друг, вот ты проработал на фронте почти полтора года, ты резал тысячи людей, скажи, нашел ли ты, купаясь ежедневно в котле людских страданий, что-нибудь новое, неведомое, какую-нибудь тайну в человеке на войне или ты дальше своего ножа не видел и ничего не нашел?..” И хирург ответил: «Нашел!.. Воля!.. Человек на войне это воля! Есть воля, есть человек! Нет воли – нет человека! Сколько воли, столько и человека! Вот что я нашёл!”

Функции воли.

Процессы, сопряженные с принятием волевых решений, выполняют три регуляторных функции человеческого поведения:

  • Стабилизация – умение поддерживать активность независимо от внешних, либо внутренних факторов;
  • Побуждение – способность начинать определенную деятельность в случае осознания ее необходимости;
  • Торможение – возможность сдерживать возникающие желания, если они не соответствуют генеральной стратегии.

Все три компонента играют важную роль в социализации человека, достижения ним успеха. Для начала работы приходиться задействовать волю, чтобы сдвинуться с места. Затем не меньшие усилия прикладываются, чтобы преодолевать препятствия и не отвлекаться на соблазны.

Обеспечение этих функций воли во многом зависит от развития смежных качеств личности, таких как:

  • Самообладание – контроль своих мыслей и действий;
  • Решительность – своевременное воплощение задуманного, без колебаний и сомнений;
  • Настойчивость – преодоление препятствий на пути к поставленной цели;
  • Усидчивость – концентрация на одной задаче, игнорирование отвлекающих факторов;
  • Дисциплинированность – осознанное следование нормам и правилам (не обязательно внешним, могут быть и собственные);
  • Самостоятельность – принятие решений на основании собственного мнения и внутренней мотивации;
  • Смелость – готовность отстаивать свое мнение, бороться за цель.

Именно совокупность всех этих качеств помогает принимать волевые решения и добиваться их реализации. Значит, чтобы укрепить волю, необходимо развивать и вышеперечисленные компоненты.

Воспитание воли.

Как и любой навык, воля и другие качества личности поддаются тренировке. Этот процесс нуждается в системном подходе. Подобно мышцам, которые развиваются только при регулярных нагрузках, укрепление характера также требует постоянных занятий.

Эффективные методы развития воли связаны с ее испытанием. Например, кто-то хочет бросить курить. Он может просто отказаться от сигарет, тем самым следуя принципу «с глаз долой, из сердца вон». А может поступить более «садистски» по отношению к себе. Например, положить сигарету на столе, но ни в коем случае не прикасаться к ней. Это потребует значительного волевого усилия. Эмоционально, конечно, это будет выматывать, но человек выработает настойчивость, самообладание, дисциплинированность. Есть и более гуманные методы развития силы воли, о которых можно прочитать на нашем сайте. Общая их особенность заключается в том, чтобы научиться мотивировать себя к работе, подбирая необходимые доводы, которые помогут выбрать приоритеты.

Для человека воля играет одну из ключевых ролей, определяя главную ценность жизни (конечно, помимо самой жизни) – свободу. Ведь свобода ценна именно тем, что люди сами могут выбрать путь развития. Но для выбора следует научиться принимать решения, которые не всегда согласуются с сиюминутными желаниями. Сильный характер помогает сделать выбор и двигаться в нужном направлении.

Пройти тест на уверенность в себе

Откуда берется сила воли

Исторически сила воли появилась с зарождением родоплеменного строя. Выживание коллектива зависело от способности индивида принимать верные решения. Например, отдать последний кусок мяса ребенку, а не съесть самому. Вступить в схватку с диким зверем, несмотря на угрозу смерти и возможность сбежать.

Почему этот слаженный механизм сейчас дает сбои? Воля возникла позднее, чем инстинкты и базовые потребности человека. С тех пор, как мы принимаем первые осознанные решения, наша психика ведет борьбу мотивов. Мы ежечасно выбираем между «мне нужно» и «я хочу».

Как проверить силу воли

Для проверки волевых качеств личности, психологи разработали специальный тест. Ответьте на 5 вопросов:

  1. Легко ли вам подняться рано утром?
  2. Можете ли вы закончить монотонную работу, если есть возможность отдохнуть и отложить на потом?
  3. Вам назначена диета в связи с болезнью. Мама приготовила ваши любимые пирожные, не зная о диете. Удержитесь?
  4. Всегда ли вы сдерживаете свое обещание?
  5. Вы с легкостью контролируете себя во время несправедливых упреков, ссоры?

Результаты:

Если ответов больше «да», чем «нет»: у вас хорошая сила воли. Вы смело принимаете лучшие решения, невзирая на обстоятельства.

Если больше «нет», чем «да»: потренируйте свои волевые качества, чтоб получить больше выгод от жизни. О том, как развить силу воли и мотивировать себя к правильным поступкам, читайте в следующей статье.

Если человек свободен в отношении нравственного выбора, то не следует ли из этого, что он с лёгкостью прекратит грешить, стоит лишь захотеть?

Наличие у человека способности к нравственному выбору отображает в нём одно из совершенств Божества. Между тем, в отличие от Бога свобода человека носит не абсолютный, а относительный характер.

Что касается нравственной свободы, степень её проявления в каждом отдельном человеке во многом зависит от нравственной расположенности к добру или злу.

Вследствие грехопадения прародителей, результатом которого стало повреждение человеческого естества, все люди рождаются в мир с так называемым первородным грехом, который проявляется в склонности больше ко злу, чем к добру. Не освободившись от этого греховного корня, человек хотя и имеет способность к уклонению от зла и стремлению к добрым делам, однако не настолько, чтобы сделаться праведником в самом возвышенном понимании этого слова. Именно поэтому о ветхозаветных праведниках сообщается, что они были праведны «в роде своем» (Быт.6:9).

Освобождение человека от первородного греха осуществляется во Христе, через Таинство Крещения (см.: Крещение). Однако и в случае очищения от первородного греха человек без помощи Божьей не в силах сделаться праведником. Для этого недостаточно не только личного желания, но даже и множества собственных усилий, подвигов, труда.

С одной стороны, это связано с деятельностью диавола, хитрость, коварство и могущество которого значительно превосходят возможности частного человеческого противодействия (см.: Что такое прелесть бесовская и что собой представляют диавольские козни?).

С другой стороны, этому способствует общее состояние греховности мира. в миру греховные соблазны подстерегают человека повсюду; пройти мимо них бывает затруднительно даже и для воцерковленного человека.

Наконец, грех манит человека через укоренившиеся в нём привычки, пристрастия, страсти (см.: Страсть). Кто не знает, как трудно человеку бороться с привычками к вкусной обильной еде, выпивке, лености, грубости и пр.? А ведь таких греховных привычек в человеке может быть множество.

Просто так и взять и отстраниться от греха, разом и вдруг, навсегда и бесповоротно — дело немыслимое. Даже святым, живущим в согласии с Богом и собственной совестью, приходится тратить на нравственное преуспеяние долгие годы.

Если у человека Иисуса Христа была только одна личность — Сына Божьего, то каким образом у Него появилась человеческая воля? Ведь воля проявляется через личность, а личность была не человеческой, но Божественной?

Из того, что воля проявляется личностью, через личность, не следует автоматически, будто в одной Ипостаси (Лице, Личности) не может проявляться двух воль.

Воплощение Сына Божьего есть не что иное как восприятие в Его вечную Ипостась человеческого естества. Поскольку с момента Воплощения в Лице Сына Божьего заключалось уже не одно естество (Божеское), а два — Божеское и человеческое, — постольку оба этих естества проявлялись в Нём через их (сущностные) свойства. Именно поэтому мы в полной мере именуем Христа не только Богом, но и Богочеловеком, подразумевая, что Он — совершенный Бог и вместе — совершенный Человек.

Как известно, способность осуществлять осмысленные, осознанные волеизъявления характеризует не только Божескую природу, но и человеческую. Следовательно, эта способность проявлялась во Христе и по человеческому естеству.

О наличие во Христе двух воль ясно сообщает фрагмент с описанием Гефсиманской молитвы Спасителя (Мф.26:39). Тот аргумент еретиков монофелитов, что если бы во Христе было две воли, то они были бы противоречивыми, не соответствует действительности. Мы не знаем, как именно в одном Божественном Лице сочетались два сознания (Божеское и человеческое), две воли, но мы знаем из учения Церкви, что воля Христа по человеческому естеству была свободна подчинена воле Божественной. Мы вправе говорить о различных волях в Мессии, но не вправе говорить о взаимно противоречивых.

См. ДУША, БЛАГОДАТЬ, ОБОЖЕНИЕ, РЕШИМОСТЬ, ПРОМЫСЛ БОЖИЙ, СВОБОДА, ГНОМИЧЕСКАЯ ВОЛЯ

6.1. Что такое «волевой человек»

В представлении большинства людей волевым является человек, умеющий (или обладающий способностью) преодолевать возникающие на пути достижения цели трудности, или же смелый, отважный, решительный, т. е. не теряющий самообладания в опасной ситуации. При этом предполагается, что если человек волевой, то он волевой во всем.

К сожалению, подобные взгляды высказываются и сейчас. Например, когда читаешь статью Ю. Б. Гиппенрейтер (2005), так и кажется, что советское время еще не кончилось (см. врезку). И социально зрелая личность приравнивается к «волевой» личности, хотя не каждая «волевая» личность является социально зрелой.

Если кратко сформулировать интуитивное понимание воли в широком смысле, то можно сказать, что волевой личностью мы называем человека, который успешно реализует свои высокие, социально значимые мотивы.

Как видно, здесь приводятся всего два критерия. Во-первых, успешность деятельности, которая определяется зарядом энергии и устремленностью к целям. Во-вторых, высота социально значимых мотивов. Эта содержательная характеристика мотивов как необходимый критерий волевой личности, по мысли А. Н. Леонтьева, позволяет отличать волевых людей от фанатиков, наркоманов или преступников, способных проявлять упрямство, упорство и даже творческую изобретательность для получения предмета своего вожделения.

Гиппенрейтер Ю. Б. 2005. С. 17

Возникает тогда резонный вопрос: как сформировать «волевую личность»? И тут, давая ответ на этот вопрос, Ю. Б. Гиппенрейтер неожиданно вступает в конфронтацию с существовавшей в советское время установкой: «Ты комсомолец, ты обязан». Она отстаивает позицию, что для формирования волевой личности противопоказано принуждение и самопринуждение. Так, она пишет: «Жизнь показывает, что принуждение себя или другого, а также манипуляции с собственной мотивацией (уговоры, доводы, намеренное придание смысла) могут вполне срабатывать в отдельных конкретных случаях: действия будут (лучше сказать, могут) выполняться. Однако влияние этих мер на мотивационную сферу личности в целом осÑ

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *