Внимание к детям

Шамиль Ахмадуллин

Психолог, писатель, автор более 30 книг и пособий по эффективному обучению детей, среди которых «Скорочтение для детей. Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное», «Развитие памяти у детей». Основатель сети центров скорочтения, развития памяти и интеллекта у детей TurboRead.ru.

Основная деятельность детей младшего школьного возраста — обучение. Оно вносит существенные изменения в психологические процессы, предъявляя высокие требования к концентрации внимания. Способность детей к эффективной работе в классе — результат умения сосредотачиваться на процессе обучения, теме и содержании урока, словах педагога и собственных действиях. Вот почему так важно развить внимание, которое поможет ребёнку полноценно учиться и успешно справляться с поставленными задачами.

Любить или уважать?

На вопрос: «Что легче: любить или уважать детей?» многие, как правило, отвечают «любить». Но ребёнка и так в семье любят. А как же уважение? По мнению к. п. н., доцента ОмГПУ Екатерины Намсинк, нужно уважать ребёнка независимо от его возраста, а также его самого учить уважению. А уважение означает и предоставление ребёнку свободы, и поддержание желаний и инициативы детей, и честность в общении с ними.

«Настораживает поведение родителей, в котором присутствует эмоциональная холодность, где родитель не готов замечать и устранять эти проблемы, — поделилась Екатерина Намсинк. — Общение с малышом только кажется простым. Ведь он постоянно пытается привлечь внимание взрослого к своей деятельности; ждёт от него положительной оценки своих успехов и достижений; обращается за поддержкой в случае неудачи».

По словам педагога, многие матери самостоятельных и смышлёных детей раннего возраста сталкиваются с большим количеством трудностей в общении с ними, жалуются на упрямство и непослушание.

Важно отметить, что данный период признан всеми психологами и педагогами кризисным, когда ребёнок противопоставляет свои желания желаниям взрослого.

«Самое главное, что должен понимать родитель малыша, — протекание кризиса трёх лет зависит от отношения к ребёнку со стороны взрослого. Именно наша разумность, уравновешенность не позволят закрепиться своеволию, упрямству ребёнка в дошкольные годы», — подчеркнула педагог.

В чём же основная проблема ребёнка и взрослого? Взрослый не может и не считает правильным удовлетворять все потребности ребёнка. Отсюда возникают трудности и конфликты. Малыш самостоятельно стремится сделать всё: зажечь свет, сходить в магазин за покупками, сварить обед, брать со стола вещи родителей… Взрослый запрещает, негодует, ругает за чрезмерную активность. Здесь мы и правы, и нет. Неправы скорее в способе реагирования на ситуацию. Некоторым взрослым нужно избавляться от несдержанности, словесной распущенности и слишком эмоционального реагирования на любые проблемы взаимоотношений с ребёнком. Наоборот, гибкость, воображение, доброжелательность, искренность — наши помощники в воспитании детей.

Маленькие дети часто не слушают нас, не слышат того, что мы им говорим, но они всегда смотрят на нас и делают то, что делаем мы. Замечено, что чем тактичнее и гибче взрослый, чем меньше он прибегает к требованию беспрекословного подчинения, тем более послушным становится ребёнок.

Что такое внимание

Внимание — понятие в когнитивной психологии, означающее избирательную направленность восприятия на определённые объекты. Это особое состояние сознания, при котором субъект (ребёнок) способен сосредоточить познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение, память) на конкретных предметах, имеющих личностную или ситуативную значимость.

Внимание — это сосредоточенность человека на предметах и явлениях, наиболее важных для него.

Как формируется внимание у детей

Для формирования навыков внимания в процессе обучения важно соблюдать несколько требований:

  • достаточный темп обучения и отсутствие длительных пауз;
  • опора на активную мыслительную деятельность (применение задач на обобщение и сравнение, поиск примеров и формирование выводов);
  • отсутствие внешних раздражителей, привлекающих непроизвольное внимание и отвлекающих от познавательного процесса (громких замечаний, комментариев, резких движений);
  • чёткость и краткость пояснений до начала выполнения ребёнком какой-либо работы.

Категорически запрещено комментировать действия ребёнка, когда он сосредоточен: вносить замечания, подсказывать. Говоря под руку, вы отвлекаете ребёнка от поставленной задачи и вынуждаете его концентрироваться на ваших словах и вновь на работе, из-за чего наступает утомление и теряется интерес к занятию.

Формированию внимания способствуют различные игры и упражнения на наблюдательность. Поиск соответствий, ошибок, изменений привлекает и поддерживает внимание ребёнка, учит его концентрироваться без дополнительного призыва к внимательности.

Как улучшить внимание детей 7–10 лет

Мелкий объём, недостаточная избирательность, неразвитая переключаемость и устойчивость внимания — недостатки, устраняемые благодаря специальным упражнениям, включаемым в образовательный процесс. Для улучшения внимания ребёнка 7–10 лет необходимо использовать два вида упражнений:

  • специальные упражнения на развитие основных свойств внимания (устойчивости, распределения, концентрации);
  • упражнения, формирующие внимание как личностное свойство.

Невнимательность — результат ориентированности детей на общем, а не на частностях. Схватывая общий смысл рассказа, суть высказывания или математической задачи, дети не вникают в детали, не учитывают важные элементы.

Цель специализированных упражнений — научить ребёнка воспринимать детали на общем фоне.

Развитие внимания младших школьников при правильной организации перерастает во внимательность — неотъемлемую черту успешного человека. Это важно объяснить детям, убедив их в том, насколько необходимы наблюдательность, умение искать недочёты, сопоставлять, видеть изменения. Расскажите детям о том, что внимательные люди всегда имеют цель и с лёгкостью достигают её.

Формируя совместно с ребёнком распорядок дня, вы научите его уделять внимание важным мероприятиям в комплексе и по отдельности. Поэтапно разрабатывая план действий, вы научите школьника концентрироваться на деталях.

Не менее эффективны для улучшения внимания детей упражнения с парным контролем, когда соседи по парте обмениваются результатами работы и ищут друг у друга ошибки. Видя неудачи и недочёты других, дети учатся на чужих ошибках, более внимательно относясь к собственному труду и его результатам.

Улучшить внимание ребёнка можно, приучив её к дисциплинированности, ответственности и аккуратности. Внимательные дети — собранные дети, которые бережно относятся к вещам, умеют заботиться о близких людях и самих себе. Хотите сделать ребёнка ответственным и внимательным? Заведите домашнее животное и поручите школьнику уход за ним.

Как развить внимательность у ребенка?

Далее речь пойдет о самых эффективных способах, которые позволяют без особых трудностей научить ребенка внимательности. Итак, суть первой игры заключается в следующем. Во время прогулки с ребенком мама должна договориться с ним, что в любое время она может остановиться и указать на какой-то предмет, а ребенок должен постараться сконцентрировать свое внимание на нем. Изначально это могут быть большие предметы, такие как дом, гараж или грузовая машина. Позднее, когда ребенок уже немного освоит игру, можно будет выбирать менее объемные предметы. Для разнообразия можно позволять ребенку самостоятельно выбирать объекты для концентрации внимания. Однако лучше всего, проделывать это упражнение на пару с малышом, чтобы можно было его контролировать. Когда ребенок полностью освоит игру, родители могут усложнить ее следующим образом: нужно чтобы ребенок постарался описать тот предмет, на котором ему нужно сконцентрировать свое внимание. Описание может быть самое различное: поведение предмета (если он живой), его цвет, форма и другие детали. Можно даже представлять, какой этот предмет на ощупь. Любое описание будет прекрасной тренировкой для ребенка. Обязательно нужно периодически хвалить малыша, подчеркивая те моменты описания, которые понравились больше всего. К примеру, если он заметит какую-то незначительную деталь, то нужно это отметить. Малыш поймет, что его внимание поощряется, и будет стараться еще больше.

Упражнения для дома

Тренировать ребенка в домашних условиях можно следующим образом: нужно попросить малыша вычеркивать абсолютно все буквы «А», находящиеся в какой-то газетной статье. При этом ему нужно поставить определенные условия. Если он пропустит больше пяти букв, то он проиграл, если меньше, то выиграл. Также можно меняться с малышом, чтобы родители выполняли упражнение, а ребенок проверял его. Далее, когда ребенок и с этим заданием будет с легкостью справляться, его также можно будет усложнить. Для этого нужно чтобы малыш поочередно, то подчеркивал буквы, то вычеркивал, и наоборот. Самое главное, не забывать его хвалить за хорошо выполненную работу.

Развитие внимательности у детей: с чего начать

Прежде чем начать работу над развитием концентрации у ребенка, следует понаблюдать и выяснить, какое из свойств внимания у него развито меньше. Внимание! Срок, в течение которого малыши разных возрастов могут концентрироваться на отдельном предмете, сильно различается. Для двухлеток он составляет 4–10 минут, для четырехлеток — 8–20 минут, для семилеток — 14–35 минут, а для восьмилеток — 16–40 минут.

Такой большой разброс показывает, что дети очень разные, и нельзя предъявлять ко всем ученикам в классе или малышам в группе детсада одинаковые требования.

Ваше преимущество как родителей

Тем не менее, как родители, вы имеете преимущества перед учителем, и в этом главная надежда на то, что дети станут вашими учениками. В чем же эти преимущества? Любовь, время и ресурсы.

У родителей есть — или должно быть — время для своих детей, время их слушать. Вряд ли, есть лучший способ для создания прекрасных отношений с ребенком, чем внимание к его словам. Когда вы слушаете человека, он чувствует, что им интересуются, о нем заботятся, его понимают. Это чувство — немалое преимущество, если вы хотите что-то внушить ребенку. Тот, кто чувствует себя любимым, услышанным, понятым, склонен хранить ваши слова. Он может и не принять вашу точку зрения, однако отнесется к ней с уважением и вниманием.

Думается, следующее высказывание выражает сущность любви: «Если это важно для тебя, это важно и для меня».

Когда ваша трехлетняя дочь влетает в дверь, возбужденно рассказывая о потрясающем происшествии в ее детском саду, отведите время, чтобы ее выслушать, потому что ее мир был действительно потрясен. Не говорите ей, что вы заняты. Слушайте. Это для нее важно! А если вы не можете ее выслушать сразу, найдите другой момент: но сделайте это. Удовлетворенный этим, ваш ребенок должен осознать, что вы не можете его слушать весь день, но оставьте время, чтобы выслушать то, что для него важно.

А теперь о втором факторе: о ресурсах. Родители могут предложить значительно лучшие поведенческие стимулы, чем учителя. Даже родители с ограниченными ресурсами могут дать ребенку намного больше, чем учитель в классе.

И есть еще одна чрезвычайно важная вещь, которую родителям следует помнить: Дети хотят любить и уважать своих родителей. Я часто консультировал детей, которые, несмотря на неправильное родительское обращение (реальное или вымышленное), хотели любить и уважать своих родителей. Все мы знаем, что наша любовь к детям нерушима, но при этом склонны забывать, что и детская любовь к родителям, хотя и не обязательно такая сильная, как любовь родителей, тоже естественна. И она важна для их представления о самих себе. Итак, запомните: Владыка мира вложил в родителей и детей любовь друг к другу. Если даже все очень плохо, мы не должны думать, что у нас нет связи с нашими детьми. Вероятность добиться успеха намного больше, чем мы это думаем.

Итак, у нас несравненно больше времени, любви и ресурсов, чтобы помочь нашим детям, чем у любого учителя.

Прежде всего, каждый родитель должен уяснить себе, что развитие внимательности у ребенка это очень трудоемкий и тяжелый процесс. Для того чтобы все получилось, родителям нужно соблюдать ряд определенных правил, которые помогут им в их нелегком деле. Чтобы достичь желанного эффекта, тренировать ребенка нужно регулярно до тех пор, пока не будут видны результаты. Во время тренировки внимания надо придерживаться определенных правил:

  • Родители должны быть заинтересованы в тех заданиях, которые они предлагают выполнить своему ребенку. Только так можно заинтересовать малыша и повлиять на него.
  • Занимаясь с ним, родитель не должен на него кричать или повышать голос.
  • На протяжении всего урока нужно вести себя сдержанно и спокойно, чтобы ребенок чувствовал дружественную обстановку и мог сосредоточиться на задании.

Соблюдать все вышеперечисленные правила будет довольно сложно, однако это единственный шанс достучаться до своего чада. Если родители любят своего малыша, то у них обязательно все получиться.

Предусмотрительность

Родители часто не предвидят проблемные ситуации. Например, очевидно, лучше обезопасить обстановку в вашем доме от «посягательств» ребенка, чем постоянно нервничать и кричать трехлетнему ребенку, чтобы он перестал устраивать хаос в комнате, уставленной красивыми и дорогими предметами.

Этот пример непредусмотрительности — относительно маленькая проблема, а отдаленные проблемы требуют и более раннего предвидения и планирования.

Давайте рассмотрим важный пример.

Зачем развивать внимание?

Недостаточно сформированный навык внимания влечет за собой появление рассеянности, забывчивости и неусидчивости. Рассеянность серьезно навредит ребенку в школе – ему будет трудно сосредоточиться на уроке, сконцентрироваться на решении задач и выделить время для подготовки домашнего задания. Также это скажется в будущем – во «взрослой» жизни человеку будет тяжело принимать самостоятельные решения и быть по-настоящему продуктивным.

Хотите избежать таких проблем – занимайтесь с ребенком и вместе с ним выполняйте специальные упражнения, тренирующие навык произвольного внимания.

Виды внимания.

Внимание может носить произвольный и непроизвольный характер.

Непроизвольное внимание присуще человеку с рождения. Родители отвлекают маленького ребенка, показывая ему погремушку или бабушкину расческу; младенец «агукает», услышав музыку или увидев необычную картинку в книжке, которую читает мама. Непроизвольное внимание не может контролироваться сознанием – оно возникает само по себе.

Непроизвольное внимание формируется под воздействием интенсивного и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя (громкий разговор, яркий свет лампочки, веселая детская песенка и прочее).

Для развития ребенка недостаточно тренировки непроизвольного внимания. Чтобы любая деятельность, а в особенности – учебная, была успешной, родителям нужно делать акцент на развитии произвольного внимания.

Произвольное внимание возникает в результате волевых усилий человека и управляется сознательной целью. Оно вырабатывается в результате трудовой деятельности, развивается во время постановки и выполнения простых и сложных задач, носит целенаправленный характер.

Навык произвольного внимания необходим любому ребенку. Он помогает настраиваться на решение домашнего задания, внимательно слушать учителя, не допускать ошибки и даже расставлять приоритеты, делая выбор в пользу трудовой деятельности.

Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.

Ежедневные дела

Чтобы развивать внимание малыша, необязательно садиться вместе с ним за стол и начинать делать что-то неинтересное. Даже простые дела, которые мы выполняем каждый день, даже не замечая этого, способны положительно повлиять на способность ребенка успешно удерживать внимание:

  • поиск игрушек, которые потерялись, — очень ценная способность, потому что нужно сосредоточиться и вспомнить, где ты видел игрушку последний раз, когда ею пользовался, куда положил, где она может быть. Помогите ребенку построить таким образом логическую цепочку. Так, он гораздо быстрее научится ориентироваться среди вещей и предметов;
  • уборка игрушек – дело, которое обязательно нужно довести до конца;
  • выстраивание последовательности действий в любом деле – чтобы убрать игрушки, нужно сначала достать коробку для них, потом сложить игрушки туда и убрать коробку на место;
  • запоминание имен родственников и, кто кому кем приходится;
  • простые манипуляции с продуктами на кухне – почистить яйцо, например;
  • процедуры сборов на улицу – натягивание колготок, выворачивание кофточки, складывание вещей, завязывание шнурков – развивает не только внимание, но и мелкую моторику;
  • рукодельные умения – выпиливание, пришивание пуговицы, строгание, вышивание, выжигание;
  • соблюдение тишины в вечернее время, чтобы не тревожить домочадцев, требует известных усилий от неусидчивого малыша.

Игры на развитие внимания

Простые игры дома в кругу семьи отлично тренируют детское внимание и вносят много позитива в семейные отношения:

  • домино;
  • крестики-нолики;
  • шашки;
  • шахматы;
  • чтение книг – длинных историй с продолжением;
  • рассказывание историй;
  • рисование.

Еще много игр на развитие внимания.

Развиваем внимание на прогулке

На прогулках также много возможностей потренировать внимание:

  • наблюдение за людьми на улице – кто, в чем одет, кто чем отличается, какие особенности образа можно отметить;
  • наблюдение за насекомыми и птицами – как выглядят, чем отличаются друг от друга;
  • наблюдение за машинами, например, — сколько раз мимо проехала красная машина;
  • запоминаем маршрут от дома до детской площадки – строим внутренние переходы через лифт или ступеньки подъезда, направо до угла дома, потом налево до 3-х деревьев и далее прямо по зеленой дорожке;

Упражнения для тренировки внимания детей 7–10 лет

Постоянная тренировка внимания и памяти — залог формирования у младшего школьника навыков, необходимых для эффективного и успешного обучения. Включение следующих игр в процесс начального образования позитивно сказывается на успеваемости детей и их способности к концентрации.

Игра «Помню всё»

Игра прекрасно подходит для занятий в паре или малой группе (3–4 человека). Основная задача игроков — запоминать слова в строгой последовательности, а за соблюдением условий следит стороннее лицо (родитель, учитель, ученик, назначенный судьёй), записывая цепочку слов. Чтобы игра не утомляла детей, используйте слова одной тематики: фрукты, овощи, города, страны.

Процесс игры выглядит так: «Морковь», — говорит первый игрок. «Морковь, редис», — произносит другой. «Морковь, редис, томат…»

Ребёнок, перепутавший последовательность или забывший слово, выбывает из игры. Победитель — игрок, не допустивший ни одной ошибки.

Соревновательный характер игры мотивирует детей, заставляя их с интересом участвовать и тренировать свою память и внимательность.

Упражнение «Найди слова»

Игра уместна на уроках русского языка и прекрасно дополняет грамматические упражнения. Детям предлагается отыскать в буквенном ряду слова, выделив лишнее по определённому признаку: часть речи, род, число, падеж.

Например:

1 РНАКОТНВПРАКОРОВАЕВРАСОБАКИЦРВМ

Правильный ответ: собаки — лишнее слово, так как это существительное множественного числа.

2 НРАЛЫПАЛЬТОЫЕАРБРАЫЕАШАМПУНЬ

Правильный ответ: шампунь — лишнее слово, так как это существительное мужского рода.

Упражнение «Назови цвет»

Интересное упражнение, которое можно превратить в соревнование с выбором победителя. Суть задания — безошибочно назвать цвета, которыми написаны слова. Игра развивает концентрацию внимания, ведь ребёнок сосредотачивается на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.

Упражнение «Найди отличия»

Классическое упражнение на внимательность. Задача ребёнка — найти все отличия между двумя схожими изображениями, которые можно найти в интернете. Упражнение подходит и первоклассникам, и ученикам 2–4 классов.

Маленьким детям в возрасте 7–8 лет лучше показывать изображения с небольшим количеством крупных элементов в неброских тонах. Детям старшего возраста подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей, рассмотрение которых тренирует не только внимательность, но также улучшает устойчивость и объём внимания — способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.

Упражнения для школьников (1-4 класс).

Задачи для школьников улучшают такие характеристики внимания, как переключаемость, распределение и концентрация. Ребенок учится вычленять главное, «сворачивать» большие объемы учебного материала в компактные схемы, контролировать качество и правильность выполняемой работы.

Упражнение №1. (Умназия)

Задание: На уроке математики учительница Матильда Ильинична заметила, что Вася Пчёлкин витает в облаках и не слушает задание. Подойдя к его парте, Матильда Ильинична увидела, что Вася ещё и изрисовал свою тетрадь звёздами! Учительница сначала хотела поставить Пчёлкину двойку, но потом заметила, что в рисунках есть закономерность, и даже определила, как будут расположены звёзды на месте пропуска.

Посмотри на рисунок. Можешь ли ты догадаться, какую последовательность соблюдал Вася и какой из перечисленных вариантов он нарисует на месте пропуска?

Ответ:Посмотрим внимательнее, В 1-м и 2-м рядах убираем у первой картинки верхнюю правую звёздочку и получаем вторую картинку. Так же получаем третью.
Значит, чтобы получить третью картинку в третьем ряду, надо убрать две правые верхние звёздочки. Получим рисунок А.

Упражнение №2.
Задание: Посмотри на табличку и найди все слова, которые связаны с морем.

Упражнение №3.
Задание: Такая игра называется судоку. Внимательно изучи картинку. У тебя есть четыре возможных героя. Расставь их в пустые клеточки поля так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце ни один герой не встречался дважды.

Упражнение №4. (Умназия)
Задание: Кощей Бессмертович продолжает попытки уничтожить человечество. Сегодня он заколдовал некоторые слова, они разорвались на две части, и теперь их нельзя использовать!

Все ученики заняты склеиванием пар обратно.
Посмотри на семь половинок слов. Можешь ли ты помочь ребятам склеить их так, чтобы получились осмысленные слова? Какая половинка останется лишней?

Упражнение №5.
Внимательно посмотри на картинку. Найди недостающие элементы в блоке справа и закончи рисунок.

Упражнение №6.
Задание: Мальчик Витя собрался на рыбалку. Но он не знает, что ему нужно взять на озеро, а что можно оставить дома. Помоги Вите собраться – найди предметы, которые не нужны на рыбалке.

Мы отлично позанимались!

Понравилось? Хотите еще? У нас вы найдете больше тысячи авторских упражнений, направленных на развитие навыка внимания. Выберите нужные задачи, сформируйте индивидуальную траекторию обучения и развивайтесь вместе с Умназией!

Попробуйте все наши курсы бесплатно! Мы предлагаем более 20 курсов и 4 000 авторских задач по школьным предметам, навыкам мышления и важнейшим темам! начать заниматься

10 игр для развития внимания

Игровой метод развития внимания — самый эффективный, так как здесь присутствует интерес и азарт, с которыми тренироваться намного интереснее. Вместо нудных заданий можно развлекаться с пользой. В разработке этих игр принимали участие ученые из Научного центра «Сколково».

Игра «Подводные лодки»

Главная суть игры читать вопросы и наблюдать за движением лодки и правильно нажимать стрелочки на клавиатуре. Игра «Подводные лодки» развивает внимание ребенка. В море двигаются подводные лодки в разных направлениях: влево, вправо, вниз, вверх. На экране появляются разные вопросы: «Куда указывают лодки?», «Куда двигаются лодки?».

Смотрите внимательно на вопрос, который сейчас на экране, на движение лодок и их направление. Ответить на вопрос можно при помощи стрелочек расположенных снизу на экране. За правильный ответ вы получаете очки и продолжаете играть дальше. Если вы три раза отвечаете не правильно, игра заканчивается.

Играть сейчас

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания. Курс отлично развивает внимание, так как оно требуется для правильного решения примеров и выбора упрощенных способов решений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *