Владимирский собор Кронштадт



Адрес: Улица Владимирская, 32
Архитектор: Х.И.Грейфан
Годы строительства: 1875-1882
Стиль: Неорусский
Первой и самой главной святыней нашего города стала Владимирская икона Божией Матери, написанная по приказу Петра I специально для закладываемой морской крепости в 1703 году. Во время боевых действий она находилась на передних рубежах обороны города, именно пред ней молились защитники крепости о даровании победы русскому оружию, об укреплении Отечества, армии и флота. О том, что эти молитвы были услышаны, мы знаем из истории Кронштадта. Никогда нога врага не ступала на эту землю. Еще мы знаем, что эта икона особо почиталась защитниками крепости, и что для нее на протяжении всей истории Кронштадта строились церкви Владимирской иконы Божией Матери, в которых она размещалась на особом месте.
В 1882 году по проекту архитектора Х. И. Грейфана взамен сгоревшей деревянной церкви, был построен просторный каменный храм уникальной архитектуры. «Да славится в храме сем имя Божие и Пречистой Богородицы до скончания века!» — сказал святой праведный Иоанн Кронштадтский на освящении крестов нового Владимирского Собора.
Слова великого праведника оказались пророческими. В годы воинствующего безбожия Храм неоднократно пытались взорвать, но, хотя и с сильными повреждениями, Собор выстоял и дождался своего восстановления, став флагманом возрождения православия в Кронштадте.
Первая деревянная церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери для солдат Кронштадтского гарнизонного полка была выстроена на Котлине в 1730 — 1735 годах. В 1753 году вместо первоначальной Владимирской Крепостной церкви была устроена новая военно-крепостная церковь. Почти 100 лет этот храм находился в ведении Адмиралтейств-коллегии, а в 1826 году, как и все военно-крепостные храмы, его передали на баланс военного ведомства, хотя среди его прихожан были и флотские чины. В 1764 году церковь была подновлена, но к концу века пришла в столь ветхое состояние, что требовала капитального ремонта или замены новой постройкой. Последнее и было исполнено в 1801 году, когда на ее месте была выстроена точно такая же новая деревянная церковь. К середине XIX века церковь, вмещавшая около 500 человек, оказалась тесной. Кронштадтский военный губернатор вице-адмирал Казакевич обратился по инстанции о целесообразности постройки более вместительной каменной военно-крепостной церкви, на что 21 декабря 1872 года Императором Александром II было дано Высочайшее разрешение.
Существующий каменный храм построен архитектором Х. И. Грейфаном в 1875 – 1882 годах на месте прежней деревянной церкви, сгоревшей в 1874 году. Освящение храма было совершено 24 февраля 1880 года. В соборе, кроме главного престола, имелись приделы во имя Божией Матери «Утоли Моя Печали», освященный в 1888 году в нижнем ярусе храма, в крипте и правый придел верхнего храма во имя Блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого Новгородского (освященный 9 ноября 1908 года епископом Гдовским Кириллом). Пятинефная базилика с пятидесятиметровой колокольней вобрала в себя «цитаты» из русской архитектуры XVII века. Эскизы росписей храма выполнил академик Е. Б. Годун. Храм вмещал до 3000 молящихся. На углу Николаевского проспекта и Владимирской улицы была выстроена каменная часовня, принадлежавшая храму. В 1902 году указом Святейшего Синода храм получил статус собора.

А в 1931 году Собор был закрыт. В 50-ые годы частично взорван — взрывом были разрушены алтарь, паперть и колокольня, однако храм все же остался стоять. После второго взрыва собора по соседним зданиям пошли трещины. Чтобы сохранить здания, взрывы решили прекратить. В 1960-е годы в соборе планировали разместить то бассейн, то конюшни, то что-то ещё. Около тридцати лет он продолжал пустовать, медленно разрушаясь.
В конце 1990 года собор был возвращен Санкт-Петербургской епархии. В полуразрушенном крепостном соборе были произведены консервационные работы, и до 1999 года восстановление святыни велось очень медленно. Богослужения совершались во временной домовой церкви Всех Святых, освященной в 1991 году. С 1999 года службы начали проводиться в здании храма, в нижнем приделе во имя иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали», после проведения комплекса реставрационных работ.

Досье собора

Строительство: 1902–1913 годы

Закладка камня: 8 мая 1903 года

Освящение: 1913 год, после реставрации — 2013 год

Епархия: Санкт-Петербургская

Настоятель: архимандрит Алексий (Ганьжин)

Архитектурный стиль: неовизантийский

Статус: главный храм Военно-морского флота России

Адрес: г. Кронштадт, Якорная площадь, 1

Расписание богослужений в Никольском Морском соборе

Ежедневно утром и вечером в соборе проводятся богослужения:

  • Божественная Литургия — в 10:00 часов;
  • Вечернее Богослужение — в 18:00 часов.

Часы работы

Собор работает каждый день с 10:00 до 19:00 часов. В соборе каждый день также проходит Таинство Крещения, а по четвергам и воскресеньям — чтение Акафиста.

Описание Никольского Морского собора в Кронштадте

Архитектурный стиль Никольского военно-морского собора — неовизантийский. В плане каменный собор похож на храм Святой Софии в Стамбуле — бывшем Константинополе. Центральный купол опирается на апсиды, по бокам размещены колоннады. Диаметр купола — 26,7 метров. Длина собора составляет 83 метра, а ширина — 64 метра.

Высота собора до купола — 52 м, с крестом — 70,5 м. Собор является самым высоким зданием в Кронштадте.

На фасаде из кирпича — терракотовые орнаменты. Фасад украшен также колоннами порталов, над которыми размещены мозаики и иконы. Медные рельефные орнаменты украшают купола. Макет собора можно увидеть внутри, вместе с макетами кораблей и небольшой экспозицией.

Никольский Морской собор внутри

Собор имеет богатое убранство и много внимания уделяется морской теме. Он задумывался не просто как храм, а как памятник всем погибшим морякам. Поэтому внутри были установлены мраморные доски: черные и белые. На черных — имена погибших в боях или при исполнении служебного долга морских офицеров. На белых досках в алтаре — имена погибших в море священнослужителей. Эти памятные доски после революции были демонтированы и использовались для различных хозяйственных целей — например, в качестве ступеней, надгробий и т. д. Сейчас мемориальные доски вновь установлены по периметру стен галереи первого яруса.

Проект собора разработал архитектор В. А. Косяков. В проектировании участвовал инженер А. И. Виксель.

Под куполом — двухъярусные галереи-хоры. Колонны, которые поддерживают хоры, покрыты искусственным мрамором. Карнизы украшены лепными орнаментами.

Скульптор беломраморного иконостаса с мозаичными вставками — Н. А. Попов, авторы проекта — архитектор собора Василий Косяков и его сын Григорий. После уничтожения иконостаса в 1929 году, его восстановление проходило по архивным материалам.

На полу из тонкого мрамора в медной оправе изображены мозаики на морскую тему: рыбы, водоросли, корабли. Все рисунки хорошо видно с высоты, при подъеме в ходе экскурсии на колокольню или под купол. Экскурсия длится 30 минут, за нее платится пожертвование: по отзывам путешественников, от 100 до 400 рублей, выдается аудиогид с рассказом об истории собора. При подъеме нужно будет преодолеть более 200 ступеней.

В соборе — большие круглые витражные окна с религиозными сюжетами. По форме они напоминают иллюминаторы в кораблях, их красоту лучше наблюдать внутри собора. Эти стеклянные полотна восстановлены в 2011–2012 годах.

© Константин

История

Возведение собора было посвящено 200-летнему юбилею Российского флота. Постройка осуществлялась на пожертвования. Проект был разработан с таким условием, чтобы высота собора была достаточной для того, чтобы купол был ориентиром для моряков.

На церемонии освящения собора, состоявшейся в 1913 году, побывала императорская семья. Службы проводились в соборе до 1927 года, а в 1929 он был закрыт и началось его разорение. Позолоту с куполов смыли, мозаичные иконы были замазаны, мраморный иконостас разобрали. В советское время здание использовали как кинотеатр, концертный зал со сценой на месте иконостаса.

В годы Великой Отечественной войны собор пострадал от артобстрелов. Здесь установлена памятная плита на месте неразорвавшегося вражеского снаряда. Состояние здания сильно ухудшилось, пока оно не использовалось для церковных целей.

В 2002 году началось возрождение собора. Первая Божественная литургия состоялась в 2005 году. Восстановительные работы велись до 2013 года, но регулярные богослужения начались уже в 2012 году.

Иконы и святые мощи

Среди святынь Никольского Морского собора — несколько икон и раки со святыми мощами:

  • икона с частицей мощей святителя Иннокентия;
  • икона святителя Николая Чудотворца;
  • икона святого праведного воина Феодора Ушакова;
  • икона Божией Матери «Державная»;
  • частица мощей святителя Николая Чудотворца, покровителя моряков;
  • частица мощей святого преподобного Сергея Радонежского;
  • частица мощей святого праведного воина Феодора Ушакова;
  • частицы мощей святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары.

Как добраться до Никольского Морского собора в Кронштадте

Собор находится в Муниципальном образовании «город Кронштадт» Кронштадтского района Санкт-Петербурга по адресу: Якорная площадь, 5. Якорная площадь находится у главного входа в Кронштадтское адмиралтейство. До собора можно доехать на автобусе № 1Кр, 2Кр, 3Кр, остановка «Пл. Рошаля» в 300 метрах от собора. Эти маршруты ходят по Кронштадту.

Из Санкт-Петербурга можно доехать следующими способами:

  • на второй линии синей ветки метро доехать до станции «Черная речка». Выйти к остановке маршрутного такси № 405 «Приморский проспект (ул. Академика Королева)» и ехать до остановки «Пл. Рошаля» в Кронштадте.
  • на пятой линии фиолетовой ветки метро ехать до станции «Старая деревня», оттуда — на автобусе № 101 до остановки «Гражданская». До собора нужно будет пройти 1,3 км по ул. Советская.
  • на второй линии синей ветки метро доехать до станции «Проспект просвещения», сесть на маршрутное такси № 407 до остановки «Гражданская».
  • от станции метро «Автово» первой линии красной ветки на автобусе № 401 доехать до г. Ломоносов, на вокзале сесть в автобус № 175 до остановки «Гражданская».

Карта-схема пешего маршрута от остановки «Гражданская» до собора:

До собора можно доехать на такси: в Санкт-Петербурге работают сервисы Яндекс.Такси, Uber, Gett, RuTaxi, «Максим».

Панорама Ставропигиального Никольского Морского собора:

Видео о Кронштадтском Морском соборе (съемка с воздуха):

Современный вид Морского собора. Фото:

Фото Юлии Маковейчук

Подготовила Алена Душка

Редакция благодарит за консультацию и помощь в подготовке материала руководителя сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталью Родоманову, профессора кафедры русского искусства Российской академии художеств Нину Кутейникову и руководителя иконописной мастерской Александро-Невской лавры Дмитрия Мироненко

На заставке: использовано фото Станислава Забурдаева/ТАСС

Архивные фотографии предоставлены Музеем истории Кронштадта

Эскизы собора: kronshtadtsobor.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *