Византийская культура архитектура

Основные достижения культуры Византии

Определение 1

Византия – восточная часть Римской империи, отделившаяся от нее в 395 году после смерти императора Феодосия I и образовавшая самостоятельное государство.

После падения Западной римской империи в 476 году, Византия существовала на протяжении почти тысячелетия вплоть до 1453 года.

Само название «Византия» происходило от греческого наименования города Византий куда в 330 году император Константин I перенес столицу Восточной Римской империи, назвав её в свою честь Константинополем. Византийской называли Восточную Римскую империю историки, в то время как сами византийцы называли себя ромеями (греческий вариант латинского римлянин).

Замечание 1

Культурное наследие Византии тесно связано с античным наследием римской империи, однако, особенности расположения государства, наличие тесных торговых связей с восточными государствами привели к тому, что изобразительное искусство, архитектура Византии испытали сильное влияние Востока.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Культурное наследие Византии 490 руб.
  • Реферат Культурное наследие Византии 250 руб.
  • Контрольная работа Культурное наследие Византии 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В истории культуры Византийской империи может быть выделено два основных периода:

  • ранний – V – VIII века;
  • поздний — IX-XV века.

Для раннего периода развития византийской культуры характерно постепенное изменение эстетических и художественных представлений под влиянием восточной традиции, которая проникала не только в сферу философии, искусства, но и в политику, верования. Это привело к тому, что к середине XVI века в Восточной римской империи была сформирована собственная, отличающаяся от западной идентичность.

Характерные черты культурного наследия Византии определялись влиянием религиозности на все стороны жизни общества. благодаря синтезу традиционных античных и заимствованных восточных влияний сложился особый тип архитектуры и иконописи.

Особенности византийской культуры:

  • эклектичность;
  • духовность;
  • отражение в искусстве сакральных и культовых мотивов.

Замечание 2

Христианство определяло не только нравственные, но и эстетические ценности.

Особое значение культурное наследие Византии имело для Древнерусского государства. Одним из результатов христианизации Руси стало распространение художественной и архитектурной традиции византийского толка.

Особенности мира византийского искусства

История развития Империи Ромеев представляет собой движение от заимствованных культурных форм Востока и Запада к достижению собственной идентичности.

Доминирующим фактором формирования эстетики государства было христианство. Религия воспринималась как центровая ось развития не только искусства, но и политического устройства.

Если говорить об особенностях кратко, Византийской культуре были свойственны:

  1. зрелищность и спиритуализм;
  2. эклектизм стилей и направлений;
  3. сакральность и культовость.

Узнайте больше об истории империи и мире византийского искусства:

Византийский стиль в архитектуре

Сосредоточенная на новой столице Константинополе (современный Стамбул), а не городе Риме и его окрестностях, Византия развивалась как отдельная художественная и культурная единица. Хотя на ранних этапах византийская архитектура стилистически и структурно неотличима от римской.

Можно наблюдать лишь стремление превзойти старый Рим в отношении роскоши и изящества. Мы видим:

  • усложнение геометрии зданий;
  • более свободное использование классических элементов;
  • использование кирпича и штукатурки для декора строений;
  • бросающуюся в глаза контраст в убранстве интерьеров и экстерьеров сооружений.

Этот стиль распространялся между 4-м и 15-м веками не только на удерживаемых византийцами территориях, но и далеко за пределами имперских границ.

Периоды развития архитектуры Византии

Византийское архитектура и искусство обычно делятся на три исторических периода:

  • ранний с 330 г. до 730 г.,
  • средний ок. 843-1204 гг и
  • поздний от 1261 г. до 1453.г.

Надо учитывать, что художественная преемственность империи (так же как политическая и социальная) была нарушена

  • сначала иконоборческим спором 730-843 годов,
  • а затем, периодом латинской оккупации (завоевание крестоносцами) 1204-1261 годов.

Особенности византийского стиля в архитектуре

  1. Византийский стиль в архитектуре храмов характеризует план равномерного креста, иногда называемого греческим.
  2. Отличительной чертой религиозных структур стала комбинация базилики и симметричных центральных объёмов (круговых или многоугольных).
  3. Особенностью является куполообразная крыша.

Византийские сооружения отличались ощущением парящего пространства и роскошным убранством: мраморные колонны и инкрустация, мозаика на сводах, мозаичные полы и иногда золотые кессонные потолки. Архитектура Византии распространилась по всему христианскому Востоку, а в некоторых местах, особенно в России, она сохранилась после падения Константинополя (1453 г.).

Ранний период (330-730 г)

Создавая фрески, мозаики и панно, раннехристианское или византийское искусство опиралось на стили и мотивы римского искусства, перенося их на христианские сюжеты. Расцвет византийской архитектуры и искусства произошел во времена правления императора Юстиниана I в 527-565 годах.

В этот период он начал строительную кампанию в Константинополе, а затем в Равенне, Италия. Его наиболее заметным памятником был собор Святой Софии (537 г), название которого означает «Божественная Премудрость».

Ипподром Константинополя, Стамбул, Турция

Сегодня это площадь под названием Султанахмет Мейданы (Площадь Султана Ахмета) в турецком городе Стамбул, с несколькими сохранившимися фрагментами оригинальной структуры.

Хотя Ипподром обычно ассоциируется со днями славы Константинополя как имперской столицы, он, в реальности, предшествует этой эпохе. Изначально построен в провинциальном городе Римской империи — Византии, ставшим только в 324 году столицей.

Император Константин Великий решил перенести резиденцию правительства из Рима в город Византий, который он переименовал в Новый Рим. Это имя не прижилось, и вскоре город стал известен как Константинополь. Император значительно расширил границы города, и одним из его главных начинаний была реконструкция ипподрома.

Руины ипподрома, из гравюры Онофрио Панвинио в его работе «De Ludis Circensibus» (Венеция, 1600). Гравюра, датированная 1580 годом, может быть основана на рисунке конца 15 века. Вy nieznani, rycina z XVI/XVII w — internet, Public Domain,

Предполагается, что Константинский ипподром имел длину около 450 м (1476 футов) и ширину 130 м (427 футов). Его трибуны могли вместить около 100 000 зрителей. Он был местом проведения гонок на колесницах и связанных с ними мероприятий.

К сожалению, большая часть некогда богато украшенного ипподрома давно исчезла, но несколько статуй, обелисков и других элементов украшения, частично сохранились: Змеиная колонна, Обелиск-крепость, Обелиск Тутмоса III и статуи Порфириоса.

Квадрига с константинопольского ипподрома. By Tteske — Own work, CC BY 3.0,

Некогда украшавшую ипподром знаменитую квадригу, венеты вывезли в 1204 году в Венецию. Сейчас она выставлена в музее собора Сан-Марко, выполненного в византийском стиле. А её копия украшает лоджию базилики.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, Италия

Король остготов Теодорих Великий, (475-526) в начале 6-го века построил арианскую церковь. Когда византийцы завоевали Италию во время готической войны 535-554 годов, Юстиниан I преобразовал ее в православный храм и посвятил его святому Мартину Турскому, одному из активных борцов с арианами.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна, Италия Di Pufui Pc Pifpef I — Opera propria, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=15351464

Настоящее имя базилика получила в середине 9-го века, когда стала домом для мощей Святого Аполлинария. Великолепная ранняя византийская мозаика, украшающая храм, стала причиной включения базилики в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1996 году.

Эксперты обращают внимание: «…как экстерьер, так и интерьер базилики наглядно иллюстрируют слияние между западным и восточным стилями, характерными для конца 5-го — начала 6-го века”.
Некоторые историки искусства утверждают, что одна из мозаик содержит первое изображение сатаны в западном искусстве.

Мозаичный портрет Юстиниана (по другой гипотезе, Теодориха) в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово © José Luiz Bernardes Ribeiro, CC BY-SA 4.0,

Базилика Сан-Витале, Равена, Италия

Один из наиболее важных сохранившихся примеров раннехристианского византийской архитектуры и искусства в Европе. Католическая церковь присвоила этому зданию почётное звание «базилики», хотя оно не имеет нужной архитектурной формы. Этот титул присваивают церковным зданиям исключительного исторического и церковного значения.

Базилика Сан Витале, Равенна, Италия

Как и Сант-Аполлинаре-Нуово, её построили остготы, но завершили уже византийцы. Несложный план правильного восьмиугольника ещё не представляет элементов центрально-купольной системы.

Она украшена впечатляющими мозаиками, которые считаются лучшим и наиболее сохранившимся образцом византийского мозаичного искусства за пределами Константинополя. Предположительно базилику построили на месте мученичества святого Виталиса.

Однако существует некоторая путаница в отношении того, является ли этот святой Виталисом Миланским или святым Витале, чье тело было обнаружено вместе с телом святого Агриколы в Болонье в 393 году. Освятили базилику в 547 году.

Здание это имеет огромное значение в византийском искусстве, как единственная крупная церковь периода императора Юстиниана I, которая практически без изменений сохранилась до наших дней. Кроме того, считается, что она отражает дизайн зала аудиенций Византийского императорского дворца, от которого вообще ничего не осталось.

Церковь св. Ирины или Айя-Ирина (Айя-Айрен, Агия-Ирэна), Стамбул, Турция

Одна из самых первых церквей, построенных в византийской столице. Её заказал основатель Константинополя, римский император Константин Великий (р. 324-337). Но, к сожалению, первоначальную церковь разрушили во время восстания Ника в 532 году. Император Юстиниан I восстановил ее в середине 6-го века, но два столетия спустя, она серьёзно пострадала во время землетрясения.

Церковь Святой Ирины в Стамбуле (Hagia Eirene) Gryffindor — собственная работа, Общественное достояние,

Некоторые реставрации того времени сохранились до наших дней. Таким образом её датируют 8-м веком. Собор Святой Ирины имеет типичную форму римской базилики, состоящей из нефа и двух проходов, которые разделены тремя парами опор.

Церковь св. Ирины в настоящее время является музеем, но здесь также проводятся различные музыкальные мероприятия. Одна из немногих церквей в Стамбуле, которая не была превращена в мечеть.

Собор Святой Софии (Айя София, Санта София, Божьей Премудрости)

Самый известный и самый впечатляющий пример ранней византийской архитектуры был построен в удивительно короткое время, между 532 и 537 годами на месте сгоревшей базилики начала 5-го века. Хорошо известны имена архитекторов здания — Трамлского Антемия и Исидора Милетского — два крупных математика своего времени.

Собор Святой Софии сочетает в себе продольную базилику и центральный неф совершенно оригинальным образом с огромным 32-метровым главным куполом. Его поддерживают сферические треугольники, называемые парусами и подпружные арки. Два колоссальных полу-купола, по одному с каждой стороны от продольной оси, на востоке — над алтарём и на западе — над главным входом, воплотили гениальное решение зодчих, благодаря которому было создано впечатление расширяющегося пространства.

Основной объем собора Св. Софии имеет три нефа: широкий средний и боковые — более узкие. Равносторонний крест, образуемый главным и дополнительным залами, стал обязательным для возведения христианских храмов. Стены над галереями и основание купола пронизаны окнами, которые при ярком солнечном свете затемняют опоры и создают впечатление парящего в воздухе купола.

По завершении церковь была самым крупным и внушительным религиозным зданием в христианском мире вплоть до османского завоевания византийской столицы. После падения Константинополя в 1453 году базилика была превращена в мечеть и использовалась для богослужений до 1931 года. Собор Святой Софии открыт для посещения как музей с 1935 года.

Собор Святой Софии в Стамбуле (константинополь)

Но у многих посетителей экстерьер собора Святой Софии в Стамбуле вызывает разочарование. Почему? Читайте на канале Архитектура.

Монументальная живопись Византии

9 – 12 вв.
Церковное здание уподоблялось космосу:
— Купол и барабан символизировали небо. Изображался Христос Пантократор.
— В апсиде помещали фигуру Богоматери – олицетворение земной церкви, заступницы за человечество.
— В парусах – евангелисты.
— На верхних частях сводов – евангельские сюжеты – переход от «Небесного» к «земному».
— В нижней части храма – изображения святых и мучеников.
В период «Македонского Возрождения» (9 -10 вв.) в живописи были сильны античные традиции. Хорошо они прослеживаются и в никейских мозаиках:
Ангел. Фрагмент мозаики «Силы небесные» в церкви Успения в Никее. 9 в. Погибла в 1922 г.
Сохранена свободная манера контрастного сопоставления разноцветных кубиков смальты.
Мозаики церкви св.Софии. Лев мудрый перед Христом. 9 в.
— Античные традиции – складки одежд следуют положению фигуры, портретное лицо императора.
— Но уже заметно усиление линейного начала
Лев мудрый перед Христом. Мозаики церкви св.Софии. 9 в.
В течение 11 – 12 вв. усиливается спиритуалистический характер искусства: Фигуры утрачивают телесность.
Помещаются вне реальной среды, на золотом фоне.
Пейзаж и архитектура приобретают условный характер.
Живопись вытесняется линейными изображениями. Кубики смальты уменьшаются и выкладываются правильными рядами с постепенным переходом близких по тону кубиков. Колорит становится условным.
Император Иоанн II и императрица Ирина перед Богоматерью.
Мозаика церкви св.Софии. 12 в.
Христос Пантократор. Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни. 2 пол. 11 в.
Икона Иоанн Лествичник. 11 в.
Богоматерь Владимирская. Икона. 12 в.

Искусство первой половины 13 века

13 апреля 1204 года Константинополь был захвачен крестоносцами (4-й крестовый поход). Император и его двор бежали в Никею, где оставались вплоть до освобождения столицы в 1261 году.
В этот период в Константинополе в области искусства не создавалось практически ничего, но в провинциях искусство продолжало существовать.
После восстановления империи при Михаиле Палеологе начались обширные работы по восстановлению столицы.

Искусство «Палеологовского возрождения»

К более поздним мозаикам в Св.Софии относится «Деисус». 2 пол. 13 в. Деталь. Христос Пантократор.
«Деисус». 2 пол. 13 в. Деталь. Богоматерь.
Христос Пантократор. Мозаика Кахриэ-Джами. Нач. 14 в. Константинополь.

Архитектурное наследие Византии

Специфика архитектурного наследия Византии обусловлена изменение роли храмов в отправлении культа.

В античной традиции храм представлялся обителью почитаемого бога, поэтому свободный вход внутрь был разрешён только жрецам. Культовые церемонии проводились на специальных площадках перед храмом. Поэтому основное внимание уделялось внешнему виду сооружений, фасады украшались колоннами, одновременно выполняющими конструктивную и декоративную функции, скульптурами.

У христиан храм – это место, где верующие собираются для вознесения молитвы. Поэтому при сравнительно простом фасаде, внутреннее убранство культовых сооружений Византии поражает пышностью.

Отличительная черта архитектурного стиля Византии – крестово-купольные храмы вместо традиционной для Древнего Рима базиликального типа.

Определение 2

Крестово-купольным называется храм прямоугольной формы, внутреннее пространство которого разделено на девять ячеек при помощи четырёх столбов. Перекрытие образовано цилиндрическими сводами, расположенными в форме креста, центральную ячейку венчает барабан с куполом.

Для облицовки зданий применяется специальный кирпич – плинфа – украшенный различными узорами.

Стены храмов украшались монументальной живописью и мозаикой. В отличие от архитектуры романского стиля не получили широкого распространения витражи и практика украшения фасада скульптурными изображениями и барельефами.

К культурному наследию Византии относится Собор Святой Софии в Стамбуле (Константинополь), который после арабского завоевания Византии в 1453 году был перестроен в мечеть Айя-София.

Рисунок 1. Собор Святой Софии (Айя-София). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Памятник внесен в список культурного наследия Юнеско.

Замечание 3

Начиная с 1934 года в Айя Софии запрещено проводить мусульманское богослужение. В 2018 году Конституционный суд Турции окончательно закрепил за культурным памятником статус музея.

К памятникам культурного наследия Византии относится расположенный на Кипре византийский замок и крепость Пафос. Сооружение носило оборонительный характер.

В список памятников культуры всемирного значения ЮНЕСКО внесены девять церквей, расположенных в районе Троодоса (Кипр). Они также относятся к культурному наследию Византии и были построены в X- XII веках. Их внешний вид отличается от традиционных канонов византийской архитектуры, но внутреннее убранство, фрески выполнены в типично византийской манере.

Небольшое количество архитектурных памятников культурного наследия Византии объясняется тем, что большая часть их были уничтожены или перестроены в период Османской империи.

Поствизантийская архитектура в православных странах

В Болгарии, России, Румынии, Сербии, Белоруссии, Грузии, Армении, Украине, Македонии и других православных странах архитектура Византии сохранилась и после падения империи. С 16 по 18 века она породила местные поствизантийские архитектурные школы.

В средневековой Болгарии это были Преславская и Тырновская архитектурные школы.
В средневековой Сербии: Рашкинская архитектурная школа, Вардарская архитектурная школа и Моравская архитектурная школа.

Архитектура Византии так же достигла замечательных результатов в возведении мостов, дорог, акведуков, резервуаров и крытых многоярусных подземных цистернах для воды и иных целей.

Художественное наследие Византии

Художественные традиции византийской иконографии и мозаики оказали влияние на ряд национальных культур, в том числе России и Италии.

В истории изобразительного искусства Византии принято выделять два периода:

  • доиконоборческий;
  • постиконоборческий.

На начальном этапе византийская иконография сохраняла основные черты античности, однако, потребность в выражении христианских догматов языком живописи приводит к появлению нового изобразительного языка.

Иконописные изображения теряют черты индивидуальности и натурализм, присущие античному искусству. Для византийской иконографии характерен символизм, каждому жесту и цвету соответствовало определённое значение.

Отличительной особенностью художественного наследия Византии является широкое применение мозаики при украшении как светских, так и церковных помещений. Использование смальты – стекла, покрытого тонким слоем золота – позволяло византийским мастерам создавать наполненную светом, одухотворённую графику.

Художественное наследие Византии по большей части было уничтожено после того, как государство оказалось под властью Османской империи.

Мозаика

Рассказать об искусстве византийской мозаики в рамках общей статьи невозможно. Многообразные техники, стили – мастера совершенствовали свои навыки под влиянием развития церковного зодчества. Уникальные орнаментальные или натуралистические картины украшали фасады светских и религиозных сооружений. Многие из них были уничтожены во время крестовых походов, османского завоевания или войн последнего столетия. К XI в. сложился уникальный стиль византийской мозаики – смальта. Это особый материал для прикладного искусства, представлявший собой стекло, покрытое тонким слоем золота. Когда в вечерних сумерках зажигали свечи, выполненные в такой технологии святые, сияли, создавая смиренную и одухотворенную атмосферу во время проведения служб. К X в. утвердились основные принципы пространственного расположения персонажей сюжетов, иллюстрирующих главные библейские истории. В куполе храма стали размещать фигуру Христа (преимущественно поясное), в алтаре – Богородицу, сложившую руки в молитве. Архангелы и апостолы располагались по сторонам от центральных фигур. Так строилась мозаичная графика XI-XII вв. как в самой Византии, так и за ее пределами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *