Витовницкий Фаддей

12 3 4 5 6 7 …58

Мир и радость в Духе Святом

О СБОРНИКЕ

От составителей сербского издания. (Прим. ред.)

Этот сборник представляет собой первый шаг к знакомству с тайной личности подвижника и духовника старца Фаддея Витовнидкого и его церковной деятельностью.

В нашем распоряжении было большое количество уже опубликованных проповедей, наставлений и бесед со старцем, а также много аудиокассет с записями его речи. Качество записей преимущественно было плохим, что усложняло работу по их расшифровке. На некоторых кассетах стояла дата и место записи, на других были только даты, а на каких‑то не было написано ничего.

Для издания книги мы решили подготовить текст следующим образом: аудиозаписи мы переписывали подряд, каждому поучению давали подзаголовок, используя для этого основную мысль старца в поучении. Таким образом, беседы в этом сборнике чаще всего подаются как ряд связанных между собой наставлений.

Мы не хотели изображать старца более «ученым» (в мирском смысле), чем он был— отец Фаддей всегда говорил исключительно простым, евангельским языком, на диалекте своего родного края. Но мы не были расположены и к тому, чтобы совершенно сохранить разговорный вариант его слов, а пошли средним путем: полностью передавая чистую мысль, слова и выражения старца, согласовывая их с литературными нормами.

Книга «Мир и радость в Духе Святом» является плодом соборного труда и любви многих духовных чад старца Фаддея Витовницкого. Они содействовали появлению в свет этого скромного сборника — словесного хлеба, замешанного на «слезах и молитвах» многих верующих сердец.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сербского издания. (Прим. ред.)

Господь Живой даровал многострадальной Сербской Церкви и народу старца Фаддея Витовницкого (ϊ»2003) как Небесную помощь и утешение — это был один из самых духонос- ных старцев XX века. Его монашеская жизнь началась еще до Второй мировой войны. Духовное чадо старца Амвросия Мильковского, ученика преподобного Амвросия Оптинского, отец Фаддей постигал от своего духовного отца тайну послушания, учился трезвению ума, Иисусовой молитве и сострадательной любви ко всему и вся. У святых отцов Церкви, истинных носителей опыта спасения и обожения, он учился достижению цели человеческой жизни — стяжанию «крайнего смирения как совершенства христианской жизни».

Вобрав от оптинских и валаамских преподобных старцев дух послушания духовному отцу, соединив его с духом горняцко–туманских исихастов — учеников синайских исихастов, которыми рука Божия «засолила» средневековую Сербию, отец Фаддей в своем духов- ническом служении на протяжении многих десятков лет воплощал опыт благодатного старчества, хранимого Святым Преданием Церкви.

Неустанный служитель Божественной Литургии, неустанный делатель Иисусовой молитвы, неустанный духовник–врач тысяч и тысяч верующих душ, старец Фаддей среди сербов Христовых жил филокалической духовностью святых отцов, собственной жизнью свидетельствуя опыт преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя».

Тихий и кроткий, как и его Господь, — «Агнец, вземлющий на Себя грехи мира», ходил старец Фаддей в поисках мира и радости Царства Небесного по долине страдания и слез XX века как пастырь добрый, который, принимая на себя бремена и немощи алчущих и жаждущих Бога Живого, носил на себе раны рода своего как собственные, ведомый благодатью Божией ко Христу Спасителю, Единому Человеколюбцу.

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ

Жития святых — не что иное, как жизнь Господа Иисуса Христа, повторенная и продленная в каждом святом в большей или меньшей степени…

Преподобный Иустин Челийский

(Попович)

Фомислав Штрбулович (в монашестве Фаддей) родился 6 октября 1914 года, в день святого апостола Фомы, в честь которого и был назван. Его родители были крестьянами из деревни Витовница, которая находится недалеко от городка Петровац на реке Млава. Фома был рожден недоношенным семимесячным младенцем, на городской ярмарке. Крестили его сразу же по рождении, так как боялись, что ребенок не выживет — он едва подавал признаки жизни. Мальчик открыл глаза только после святого крещения. С детства он был хрупкого телесного сложения и слабого здоровья, и позже, в монашестве, часто смиренно шутил на свой счет, говоря: «Что из меня могло получиться, если я на ярмарке родился!»

Детство маленького Фомислава в бедной деревенской семье в военные и послевоенные годы было трудным. Он рано потерял мать, и в родном доме вместо тихих и нежных слов матери слышались голоса сначала первой, а потом и второй мачехи. Мальчику с восприимчивой ранимой душой, которая, защищаясь от грубости окружения, жила в собственном внутреннем мире, пришлось испытать много боли и печали. Случалось и так, что он «с коркой хлеба в кармане часто убегал из дома».

Фома сильно отличался от остальных деревенских детей и внешностью, и характером, и здоровьем — это был его крест. С тех пор как он себя помнит, он не мог есть пишу, приготовленную на масле, не пил молока, не ел яиц и мяса — его ругали, пытались кормить насильно, но его организм не принимал никакой пищи животного происхождения. До своих шестнадцати лет ел в основном «хлеб, огурцы и лук». По милости Божией, он пришел на этот свет как на чужбину, чтобы с детства поститься и хранить девство.

Детство будущего отца Фаддея очень напоминало невеселое детство преподобного Амвросия Оптинского. Ребенка часто бранили и высмеивали, считали неспособным к труду и вообще никчемным в жизни. Нередко ему с презрением говорили: «Ни на что ты не годишься. Посмотри на Миладина (кто‑то из его ровесников как он помогает отцу, а ты даром ешь хлеб!» Эти слова так больно ранили сердце маленького Фомислава, что он убегал в поле и молился Господу об утешении, чтобы Господь сделал так, чтобы и он когда‑нибудь на что- нибудь сгодился. Его постоянно мучил страх, что старшие будут им недовольны, и этот страх никогда не отпускал его.

Без сомнения, детскую душу Фомислава угнетала скорбь, что его отец, незлобивый и спокойный человек, не защищал его и не относился к нему так, как ждало его детское, жаждущее отцовской любви, сердце: «Я переживал, что он женился после маминой смерти, и у него родилось еще двое детей, а еще больше переживал, когда он женился и в третий раз, после смерти второй жены. А он, бедный, женился, чтобы в доме была жена, которая бы занималась детьми. И из‑за этой мысленной войны с отцом я долго не мог духовно расти».

Детство Фаддея

Детские годы Фаддея были тяжелыми. С ранних лет он испытывал несправедливость со стороны окружающего мира, и уже тогда начал задумываться о жизни, далекой от суеты.

Вспоминая о своем детстве, монах Фаддей говорил, что уже тогда понял, к чему стремится его душа. Ребенком он мечтал о служении Богу, потому что Он стоит надо всем.

Происхождение и рождение

Родился 6 (19) октября 1914 года в Сербском селе Витовница, которое входит в общину Петровац-на-Млави, расположенную в Браничевском округе. Был рожден раньше срока, семимесячным и потому был очень слабым. Это произошло во время пребывания его матери на городской ярмарке. Младенца родители поспешили сразу окрестить. В этот день отмечалась память апостола Фомы, поэтому мальчика назвали Томиславом (Фомиславом). Есть легенда о том, что глаза он открыл лишь после крещения.

Семья

Родители были бедными крестьянами, проживавшими в деревне Витовница, недалеко от реки Млава. Мама умерла, когда Томислав был еще маленьким. Отец женился во второй раз. Вторая жена тоже умерла, и отец женился снова.

Отношения с мачехами у ребенка не складывались: он был вынужден терпеть упреки и даже убегал из дома. Со сверстниками тоже не было взаимопонимания. Отличавшийся от других детей внешностью и характером, Томислав все чаще искал уединения. Школу он окончил с отличием, несмотря на все трудности.

Его часто ругали, высмеивали, считали ущербным, неспособным к крестьянскому труду. Ребенок молился Богу, просил дать ему какое-то полезное умение. Отец не защищал сына, как того мальчик ожидал. Это обстоятельство еще больше омрачало жизнь Томислава.

Юношеские годы и молодость

Пережитые в юности испытания сыграли ключевую роль в жизни будущего инока. Тяжелая болезнь, неутешительные прогнозы врачей подтолкнули его ступить на Божий путь. Давняя мечта осуществилась и помогла побороть смертельный недуг.

Образование портного

С раннего возраста Томислав мечтал о монашеской жизни, но по воле отца был вынужден поступить в ремесленно-торговое училище. Обучился на портного. Эта профессия должна была приносить хоть и небольшой, но стабильный доход. Однако в этом ремесле парень не преуспел и даже здесь пережил много обид и грубости.

Заболевание туберкулезом

Когда Томиславу исполнилось 18 лет, то желание стать монахом в нем окрепло. Вопрос о смысле жизни не давал покоя, тогда молодой человек подал прошение в монастырь Горняк.

В это же время у Томислава врачи обнаружили туберкулез. Сорок семь дней он находился в белградской больнице. Ему предстояло пройти сложное лечение: процедуры с накачиванием легких сжатым воздухом, объединенные с приемом лекарственных средств .

Без терапии, по мнению врачей, молодой человек не смог бы прожить и пяти лет. Именно этот медицинский прогноз сыграл главную роль в дальнейшей жизни Томислава. Он покинул больницу и решил посвятить оставшиеся дни Богу.

Монашеский постриг

Около года прошло с момента подачи прошения в монастырь. На этот раз Томислав уже лично пришел к настоятелю с просьбой принять его послушником. Их разговор случайно был услышан одним русским монахом. На следующий день он сказал парню, что неподалеку находится монастырь, житие в котором соответствует представлениям Томислава.

24 июля 1932 года будущий инок пришел в Мильков монастырь, чтобы стать послушником. Здесь служил настоятелем архимандрит Амвросий. Монастырь жил по валаамскому уставу: с многочасовыми службами, строгими постами. Божественную Литургию служили ежедневно. Монастырь был русско-сербским, в нем жило тридцать монахов.

Общение с иноками, прибывшими из Валаамского монастыря, помогло выучить русский язык. Благодаря этому Томислав мог изучать богословские труды святых отцов. Духовника из современников тогда не было, потому приходилось учиться духовной жизни по книгам. В статусе послушника он полностью посвятил себя Божественной воле, много молился, чутко прислушивался к наставлениям опытных отцов. Постепенно дух его окреп, улучшилось и физическое состояние.

После смерти отца Амвросия Мильковского в монастыре произошел конфликт из‑за должности настоятеля, единомыслие братии прекратилось. По этой причине Томислав вместе с некоторыми монахами перешел в монастырь Горняк, главой которого был игумен Серафим.

В 1935 году состоялся монашеский постриг послушника с дарованием ему имени Фаддей. 19 мая (1 июня) 1935 года в этом же монастыре состоялось рукоположение его в сан иеродьякона, а в 1938 году отец Фаддей стал иеромонахом. По направлению патриарха Гавриила (Дожича) был отправлен на жительство в Печскую Патриархию, как самый молодой иеромонах.

Зрелый возраст

Аресты в военные годы, жизнь на пороге смерти не сломили духа отца Фаддея. Он продолжал свою службу Богу, утешал верующих своими проповедями и поучениями.

Военные годы

В начале Второй мировой войны, когда началась Югославская операция, инок Фаддей и другие монахи бежали в Белград. Но там иеромонах был арестован, его подозревали в принадлежности к Сербской Церкви, являвшейся, по мнению нацистов, важнейшим оплотом сербского духа, который требовалось уничтожить. Его доставили в отделение полиции с обвинением в организации коммунистических ячеек. Но после допросов он был освобожден по причине недостатка доказательств.

До 1943 года Фаддей жил в монастыре Раковица. После второго ареста вместе с двумя продавцами табака он был приговорен к смерти, но казнь не состоялась. По словам отца Фаддея, к нему явился Ангел Господень, который обозначил дальнейший путь в жизни: указал на крест, который нужно нести, продолжая служить Богу, утешая и ободряя сербский народ.

Иеромонах прошел через тюрьмы Петровец и Пожаревац, затем был переведен в монастырь Войловица. Иеромонах Василий Костича пишет, что отец Фаддей был в тяжелом состоянии, когда прибыл, но уже через неделю сослужил литургию с владыкой Николаем (Велимировичем).

Церковная служба

За годы служения Господу отец Фаддей был подвижником многих храмов и монастырей:

  • 1949 г. — удостоен должности настоятеля кафедрального Белградского храма, а вскоре был назначен настоятелем обители Печская Патриархия.
  • 1955 г. — возвращение в Бряничевскую епархию. Причиной стало истощение физическое и духовное.
  • 1959 г. — становится наместником обители Туман. Паломники и кающиеся посещают его десятками, приезжая на автобусах.
  • 1962 г. — становится главой Витовницкого монастыря.
  • 1972 г. — служит настоятелем монастыря Покайница.
  • 1981 г. — является подвижником Витовницкого монастыря. Принимает множество верующих, ищущих заступничества, наставлений и благословений.

Последние годы жизни

Помимо сложностей монашеского и священнического долга, трудности представляли и отношения с коммунистами. Старец Фаддей испытывал глубокие душевные страдания, результатом которых стали два нервных срыва. Здоровье слабело, в 1992 году он пережил первый инфаркт, а в 1996-м — второй. После бесед со многими людьми старец был истощен, поскольку принимал на себя часть их страданий.

За несколько лет до упокоения Фаддей оставил монастырь из-за построенных против него интриг. Его приютом стала семья Грубор. 14 апреля 2003 года старец умер в Бачской Паланке и был похоронен в Витовницкой обители.

Писательские труды Витовницкого

Все труды сербского старца Фаддея Витовницкого собраны в книге «Мир и радость в Духе Святом «. Сборник стал плодом труда и любви духовных чад старца. Беседы, проповеди изложены простым, евангельским языком. Составители, в соответствии с литературными нормами языка, полностью передали мысли и слова старца.

Мир и радость в Духе Святом

Книга содержит жизнеописание старца и поделена на несколько смысловых частей:

  • «Беседы, поучения, проповеди о жизни духовной»;
  • «Данный нам крест мы должны нести до конца»;
  • «Витовницкий стослов».

Старец говорил, что каждая душа должна распространять мир и радость. Фаддей призывал, как Матерь Божья, посылать людям тишину, мир и радость, быть мирными, тихими, «умирить сердце», которое часто болит, не принимать близко каждую обиду.

Посмотрите видеоролик о книге «Мир и радость в Духе Святом».

Каковы наши мысли, такова наша жизнь

Еще в детстве Томислав начал постигать тайну внутренней жизни: необходимость собирания мыслей, борьбу с рассеянностью ума. Отец Фаддей полагал: «каковы твои мысли, такова и жизнь твоя «.

Поучения старца о влиянии человеческих помыслов на судьбу и внешнее поведение:

  1. «Какие у нас мысли, такова и наша жизнь. Если наши мысли спокойны, тихи, благородны и кротки, такой же будет и наша жизнь».
  2. «Разница между хорошими и дурными людьми только в их мыслях — добрых или злых. Благие, добрые мысли преображают окружающих нас людей».
  3. «Когда зло находится в нас, мы передаем его, изливаем — на родных, в семье, в любом кругу, где находимся. …Разрушительные мысли разрушают наш мир, и нет нам покоя».

Посмотрите видеоролик о книге «Каковы наши мысли, такова наша жизнь».

Духовные поучения

Многие мысли отца Фаддея афористичны и наставляют на праведный путь.

Сербский старец Фаддей Витовницкий считал, что:

  • победить зло можно любовью;
  • совершенство жизни христианина в смирении;
  • нужно освобождаться от нечистоты мыслей;
  • к ближним надо относиться одинаково;
  • нельзя делить людей на симпатичных и несимпатичных.

Старцу всегда не давала покоя мысль о смысле жизни. В житии святого Серафима Саровского он нашел ответ: «цель нашей жизни — возвращение в объятия к своему Отцу Небесному, чтобы мы, люди, на земле были как Ангелы на небе, руководимые Духом Святым».

Видео

Посмотрите одну из бесед с Фаддеем Витовницким о молитве, Божественной силе и утешении.

На пути к монашеству

Фаддей Витовницкий — мирское имя: Фомислав Штрубулович — появился на свет на территории Сербии, в селе Витовница, 6 октября 1914 года.

Фомислав родился раньше обычного срока, и поэтому был очень слабым. Родители, опасаясь за его жизнь, спешили его покрестить.

Мать Фомислава умерла, когда он был ещё ребёнком. Через какое-то время отец привел в дом новую супругу, а через некоторое время, после её смерти, женился в третий раз. Отношения его сына с мачехами складывались не лучшим образом. В этой связи ему приходилось выслушивать незаслуженные обвинения и упреки. Бывало, что он не выдерживал наплыва обид и убегал из родительского дома.

Не раз испытав на себе несправедливость этого мира, Фомислав уже с детства начал задумывался о другой жизни — жизни во Христе, отграниченной от мирской суеты.

Несмотря на трудности, связанные с отношениями в семье, учился он на удивление хорошо и среднюю школу закончил с отличием.

По выпуске из школы, следуя воле отца, изучал портновское дело в торгово-ремесленном училище. Профессия портного сулила ему пусть и небольшой, однако стабильный достаток. Но этим планам не суждено было сбыться: через некоторое время Фомислав заболел туберкулезом.

Монашеская жизнь

В 1932 году он решил отстраниться от мира и поступить в монастырь. С этой целью направил запрос в обитель Горняк. Между тем, болезнь всё прогрессировала и уже перешла в опасную стадию.

Фомиславу было предложено пройти интенсивный курс лечения, без которого, по словам докторов, он не прожил бы и пяти лет. Положившись более на волю Божью, чем на прогнозы врачей, Фомислав отказался от прохождения дальнейшего лечения и, помолившись, отбыл в монастырь Горняк.

Здесь он познакомился с русским монахом, который, вникнув в серьёзность его намерений, порекомендовал ему обратиться в обитель Мильково, где тогда подвизались русские монахи, прибывшие из Валаамского монастыря: жизнь в том монастыре была более строгой и лучше соответствовала чаяниям и представлениям Фомислава.

После встречи с настоятелем монастыря Мильково, отцом Амвросием (Кургановым), схиархимандритом, учеником и последователем преподобного Амвросия Оптинского, Фомислав был принят в обитель.

Полагая, что ему осталось не более пяти лет земной жизни, Фомислав, как он сам впоследствии вспоминал, старался всецело предаться Божественной воле, много молился, ревностно исполнял послушание, впитывал наставления опытных братий и отцов.

Помимо исполнения монашеского долга, он уделял много внимания изучению русского языка, что в дальнейшем позволило ему приобщиться к сокровищнице русской духовной литературы.

От молитвы к молитве, от подвига к подвигу Фомислав возрастал духом. Вместе с тем он укреплялся и физически. Болезнь, мало-помалу, стала отступать.

После кончины отца Амвросия строй жизни в обители начал меняться, возникли нестроения, и вскоре Фомислав вынужден был переселиться в обитель Горняк, возглавлявшейся тогда русским игуменом Серафимом.

В 1935 году Фомислав, к радости братий, принял монашеский постриг с именем Фаддей. Вскоре после этого его рукоположили в иеродиакона.

Прошло совсем немного времени, как иеродиакон Фаддей был определён на служение в монастырь Раковица, находившийся в юрисдикции Белградско-Карловацкой архиепископии. Здесь, с благословения Патриарха Варнавы, он прошёл курс обучения в школе иконописи.

В 1938 году отец Фаддей был хиротонисан в сан иеромонаха. Затем, подчиняясь распоряжению церковного начальства, стал служить в Печской Патриархии. Это служение было прервано Второй Мировой войной.

Военные годы

Когда иерромонах Фаддей, в сопровождении трёх других братий, возвратился в Белград, он был арестован тайной полицией и доставлен в тюрьму: его подозревали в соучастии в деятельности Сербского сопротивления. После того как подозрения были сняты, и его выпустили из-под стражи на свободу, он направился в обитель Витовница.

В 1943 году фашистские оккупанты снова взяли отца Фаддея под стражу, заключив его вместе с двумя спекулянтами, торговцами табаком. На этот раз ему угрожала смертная казнь. Между тем казнь не состоялась. Примечательно, что в тюрьме ему было видение небожителя: ангел указал ему на крест, который он должен будет нести, продолжая служение Богу, утешая и просвещая многострадальный сербский народ.

Приблизительно через месяц со дня заключения фашисты перевели отца Фаддея в монастырь Войловица.

Cербский старец Фаддей Витовницкий.
В ночь на 14 апреля 2003 г. в Бачской Паланке скончался архимандрит Фаддей (Штрбулович). Православная Сербия знала его как старца Фаддея Витовницкого.
Можно онлайн читать книгу(50стр.)
СТАРЕЦ ФАДДЕЙ ВИТОВНИЦКИЙ «Мир и радость в Духе Святом»
Читать книгу Мир и радость в Духе Святом онлайн .Читать книгу без регистрации
//////////////////////////
Великий сербский старец отец Фаддей / Православие.Ru
Каковы наши мысли, такова наша жизнь
Записки архимандрита Фаддея (Штрабуловича) — Православная Сербия знала его как старца Фаддея Витовницкого.
1. Духовная жизнь есть жизнь умная, вознесенная над всеми желаниями и всеми чувствами сего мира.
2. Главнейшее в духовной жизни – хранить сердце в мире.
3. Господь глядит в глубину сердца, что оно там желает и к чему стремится.
4. Нужно удалить из сердца земные планы и желания, только тогда мы можем с Господом искренне любить и ближнего своего.
5. Богообщение есть нормальное состояние духа.
6. Первый шаг к богообщению есть полное предание себя Богу.
7. Мы все можем с Божией помощью, все можем, когда от сердца обратимся к Господу.
8. Душа, которая предала себя воле Божией, ничего не боится и ничем не смущается. О всем, что происходит, она говорит: так хочет Бог.
9. Мир и радость – наивысшие богатства этого и того мира.
10. Любовь – самое сильное оружие из всех, что существуют; нет такой силы или оружия, которые могут бороться против любви: она все их преодолевает.
11. Любовь, радость и мир есть Божии дары, свойства Божии. По отдельности любовь, мир и радость творят чудеса, а соединенные вместе могут исполнить все заповеди.
12. Ум, воля и сердце в просвещенных людях были едины, а в человеке они чаще всего разделены, отсюда и многочисленные человеческие беды в жизни.
13. Чистое сердце Бога увидит, а нечистое будет вечно постыжать себя.
14. Господь глядит в наше сердце, и, когда мы обратимся от сердца , Господь сразу нас утешит.
15. Наряду с хранением мира в сердце, упражняйтесь и в стоянии пред Господом. Это значит: непрестанно держать в уме, что Господь смотрит на нас.
16. Нет непростительного греха, кроме греха нераскаянного.
17. Точный знак того, что грех прощен, – это если он не повторяется и если человек в душе мирен.
18. Каким мыслям мы предаемся, такая у нас и жизнь.
19. Нужно нам научиться владеть своими мыслями, чтобы вносить в них порядок.
20. Нужно нам ради своей пользы предаваться добрым мыслям и желаниям, и затем наступит гармония у нас, у родственников и шире, ибо, где бы мы ни оказались, мы будем испускать из себя мысли тихие и мирные, полные доброты.
21. Даже наименьшая мысль, которая не основана на любви, разоряет мир.
22. Принимающий злой помысел принимает самого врага в тело . Духи невидимы, мы им даем тело, чтобы стали видимы.
23. Наши мысли – причина не только войн и землетрясений, но и экологической загрязненности, которую превосходит гораздо более опасная духовная загрязненность.
24. Потрудитесь иметь добрые мысли и добрые желания и друзьям и недругам, и увидите, какой добрый плод получите и вы, и все, кто вас окружает.
25. Перестаньте думать зло о своем начальнике или коллеге по работе, перемените злые мысли на добрые, и увидите, как изменится поведение ваших прежних «неприятелей».
26. Утром, когда встаешь, не выходи из дома не помолившись, а вечером поблагодари Бога за этот дивный день.
27. очень маленькая соринка мешает смотреть, точно так же и маленькая забота мешает молиться.
28. Если мы молимся без внимания, тогда мы не молимся ни духом, ни истиной.
29. Каждому нужно заниматься Иисусовой молитвой, которая гласит: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».
30. Молитва есть черпание энергии из Источника жизни.
31. Для молитвы требуется внимание. Оно должно идти впереди молитвы, чтобы мы знали, чего ищем, о чем молимся.
32. Смирение есть совершенство христианской жизни.
33. Смирение есть Божественное свойство. Где царствует смирение: в семье ли, обществе – оно всегда источает из себя Божий мир и радость.
34. Смиренный есть тот человек, который дает людям пример во всем. Пример – это лучшее доказательство истины.
35. Смиренный совершенно доволен всем, что дал ему Бог, и счастлив в сердце. Такой жалеет всякого, кто не хочет или не знает, как исправить свою жизнь.
36. Смиренный человек незлобив, он никому не желает и не делает зла, даже тем, которые ему причиняют зло.
37. Смиренный человек на всякого смотрит как на того, кто выше его.
38. Смиренномудрие достигается постом, молитвой, а особенно послушанием.
39. Пост нужен для смирения тела, ибо, когда тело смиряется, смирится и душа.
40. Богу приятны смиренные и кроткие душою. Они не гневаются, когда их обижаешь, они полны доброты и мира.
41. Здесь, на земле, с нами часто бывают многие беды и тяготы, а все оттого, что мы не смирили себя.
42. Если человек многого требует, тогда он сам себя мучает.
43. Человек, который думает, что все знает, непослушен, а непослушного человека никто не может вести.
44. Непослушному не получится вселиться в Царствие Божие, ибо он всегда хочет творить свою, а не Божию волю.
45. Когда мы будем полностью смиренны, тогда все вокруг нас смирится.
46. Только смиренные и кроткие войдут в Царствие Небесное.
47. Не можем спастись без борьбы против диавола. Нужно претерпеть много сердечных скорбей, прежде чем душа освободится.
48. Гнев побеждается отрицанием желаний и своей воли.
49. Если мы перестанем ставить себя по отношению к людям как судьи и как некие достойные, то гнева не будет.
Архимандрит Фаддей (Штрабулович)
50. Если кто-то скажет или сделает нечто, что нам не по нраву, и мы, не разбирая, прав ли этот человек или нет, чувствуем себя оскорбленными – мы во власти гордости.
51. Зависть разоряет внутренний мир и душевное спокойствие.
52. Господь иногда открывает нам в мыслях ответ на разные вопросы и тайны, а иногда молчит, чтобы мы обращались к людям за советом и так смиряли себя.
53. В жизни каждого можно найти нечто поучительное. И у величайшего разбойника есть нечто доброе.
54. Жизнь здесь, на земле, есть непрестанная физическая и умственная борьба.
55. Человек только орудие в руках Господних.
56. Лучше петь, чем причитать. Пой. Народ говорит: тот, кто поет, о зле не думает.
57. Божественная любовь не терпит эгоизма.
58. До тех пор пока мы обращаем внимание на негативные стороны отдельных людей, которые обращаются к нам, мы не можем иметь мира и покаяния. Пока мы держим в себе мысль об обиде, которую нам причинили недруги, друзья, родные, близкие, – не имеем мира и покоя и живем в адском состоянии.
59. Когда найдете некую родственную душу, останьтесь с ней, ибо то есть великая радость – дружить с единомышленниками.
60. Вся цивилизация ныне направлена на то, чтобы отвратить внимание человека, особенно молодого, от себя, от взгляда внутрь, в свое сердце.
61. люди живут так, занимаясь философией, размышлением и достижениями, но все это краткая утеха, и снова наступает тоска, одиночество.
62. Зло есть злоупотребление добром со стороны разумных существ, которые пали в низкое мудрование и теперь своими мыслями и желаниями производят в себе и вокруг себя хаос.
63. Мир все более погрязает в грехе и зле и смешивает любовь и страсти, а любовь и страсти не имеют ничего общего. Любовь есть Бог, а страсти есть то, что происходит от духов зла.
64. Мы ругаем наших политиков, которые во власти, но они – наши дети. Мы прежде были неправы, а не они, ибо мы не дали им жизненного примера, на который они могли бы равняться.
65. Безбожников нет! Не существует. И враг верует и трепещет, только не творит добра.
66. 50 лет коммунизма причинили гораздо большее зло, чем 500 лет под турками. Он отдалил народ от Бога.
67. Мы страдаем из-за того, что наши мысли и желания злы. Мы сами являемся причиной своих страданий, ибо нет покаяния у нашего народа. Нет покаяния ни у верующих, ни тем более у неверующих.
68. Магия совершается там, где нет молитвы и крепкой надежды на Бога.
69. Только любовь и благость спасают и человека, и весь мир. Ничего никогда не добиться насилием. Силой можно только вызвать отпор и ненависть.
70. Всякое знание, которое человек открывает путем науки, есть дар Божий людям и возвещает присутствие Божие в сем мире.
71. Ни одно знание, до которого дошла человеческая наука, Бог не даровал во вред, но все даровано исключительно на добро.
72. Благодать есть Божественная сила, которая действует повсюду, но особенно в душах тех, чьи сердца ищут источник жизни – ищут Господа.
73. Не можем хранить внутренний мир до тех пор, пока наша совесть нас в чем-либо изобличает. Нужно умиротворить свою совесть.
74. Лучше если мы сами себя осудим, чем если Господь нас осудит. Если мы сами себя осуждаем, тогда Он знает, что мы покаялись и не желаем больше грешить.
75. Покаяние есть изменение жизни, оставление ветхого человека со всеми его злыми привычками и обращение к Богу и истине, да будем мирны, тихи, благи и кротки.
76. Если твои родители атеисты, а ты верующий, не упрекай и не дразни родителей своей верой, но молись за них и будь к ним добр.
77. Нужно научиться разгружать себя от того, чем мы обременены, сразу да обратимся к Господу и предадим Ему и наши заботы, и заботы наших ближних.
78. Нужно помогать человеку познавать свою веру.
79. Проповедовать следует не от ума, а от сердца. Только то, что сказано от сердца, достигнет другого сердца.
80. Гораздо лучше учить жизнью, чем словами.
81. Опасно быть строгим к другим.
82. Строгие к ближним доходят только до известной степени и остаются на телесного подвига.
83. Каково наше отношение к ближнему, таково наше отношение и к Богу.
84. Наш ближний есть тот, кто ищет у нас помощи.
85. К ближним нужно иметь равное отношение. Нельзя делить людей: этот мне симпатичен, а этот антипатичен.
86. До тех пор пока мы обращаем внимание на негативные особенности отдельных людей, которые к нам обращаются, не можем иметь мира и спокойствия.
87. Хорошо все, что делается ради Бога, а не ради славы.
88. Кто плохо работает, не может ожидать хорошую плату.
89. Только тот богат, кто с Господом и кто уведомлен о своем спасении.
90. Страх Божий – это не животный страх сего мира. Тот есть адское свойство. Жизнь наша постоянно в страхе: что случится завтра, в будущем? Страх же Божий , когда вы кого-нибудь от сердца любите, то следите, чтобы всем своим бытием, не только словами и делом, но и мыслями не обидеть, не огорчить его.
Могила архимандрита Фаддея в монастыре Витовница
91. Ни одно существо не совершенно. Мы можем с Богом быть совершенны, а без него – не можем.
92. Забота о душе драгоценнее всех даров сего мира.
93. Богоугодная семья должна быть исполнена любви, благородства, кротости, смирения, набожности и молитвенности.
94. Если родитель в гневе бьет ребенка, он ничего этим не достигнет.
95. Если в семье, где почти все члены довольны, один недоволен и начнет думать, что к нему относятся несправедливо и не поступают хорошо, тогда все в той семье становятся недовольными, а не знают, из-за чего.
96. Все, кто в брак вступили без благословения или были принуждены к браку, не имеют мира и бесполезна им их любовь.
97. Когда ребенок рождается, то плачет оттого, что не знает, какие грехи его ждут. А когда человек умирает, то он счастлив оттого, что идет в жизнь вечную. Тогда все вокруг плачут, что здесь остаются.
98. Не нужно печалиться об умерших, лучше молиться Господу, чтобы дал Он им евангельские селения. Печаль все нарушает. Она нарушает покой, который они получили от Господа.
99. Печалиться о своих родственниках – не по-христиански. Это тех, кто не знает Бога. Мы же должны молиться Господу, чтобы Он простил их грехи, и делать добрые дела для их помина.
100. Здесь, на земле, нет того, кто даст нам внутренний мир. Ибо ни богатство, ни слава, ни честь, ни положение, ни родственники, ни ближние не могут нам дать внутренний мир, который будет непоколебимым. Один есть податель жизни, мира и радости – Бог.
Перевод с сербского выполнен Ю. Максимовым по изданию: Старац Тадеj. Какве су нам мисли, такав нам jе живот. Београд, 2008.
///////////////////////
В ночь на 14 апреля 2003 г. в Бачской Паланке скончался архимандрит Фаддей (Штрбулович). Православная Сербия знала его как старца Фаддея Витовницкого.
Сербский старец
К о. Фаддею часто приходили с жалобами на отсутствие мира в семье, непонимание близких, ссоры и неурядицы. В таких случаях он советовал: «Мы должны побеждать зло миром и сердечной тишиной, добрыми и тихими мыслями. Иначе с нами так и будут приключаться беды и горести. Если мы сами не смиримся, Господь не перестанет нас смирять. Одна и та же беда, которая приносит нам много страданий и боли, будет повторяться постоянно, пока мы не научимся побеждать ее миром, тишиной и смирением и не придавать ей значения. Поэтому тот, кто стремится к Богу, проходит через многие испытания. Случается, что и самые близкие нам люди презирают, отвергают нас, и мы должны мирно, с пониманием принять это и не осуждать никого. Потому что мы все ведем борьбу, все наши родные, близкие и дальние, все в борьбе! Давайте представим, что мы на их месте могли бы поступить намного хуже и смиримся».
Еще он говорил: «Часто случаются с нами беды и несчастья здесь, на земле — это потому, что мы ещё не смирились. Когда душа смирится и покорится Воле Божией, тогда кончаются наши мучения и страдания, потому что тогда страдания становятся как-то милы нашему сердцу и душе. Тогда мы обретаем совсем иное понимание жизни. Все нам хорошо, потому что Богу угодно. Мы — Его творение, и все сотворенное — Его, потому что Он создал это все, чтобы и мы были причастниками Его Божественной любви, Его мира и радости».
////////////
В тяжелые 90е годы о. Фаддею часто задавали вопрос: «За что Господь попустил такие беды сербскому народу». Старец отвечал, что за неверие и отсутствие покаяния. «Мы страдаем потому, что у нас злые мысли и злые желания. Мы сами являемся причиной своих страданий, потому что в нашем народе нет покаяния. Нет покаяния ни среди верующих, ни тем более среди неверующих. Пятьдесят лет коммунизма причинили большое зло, гораздо большее, чем пятьсот лет турецкого ига. Они отдалили народ от Бога». Главным несчастьем, по его мнению, было открытое или завуалированное подстрекание ненависти между народами. Здесь он рассказывал еще один сон: он прикладывался в храме к иконам и вдруг перед иконой появился Сам Христос в слезах. На вопрос, почему Он плачет, Господь ответил: «Из-за людей, которые отвечают злом на зло».
В одном интервью его спросили: «Батюшка, что Вы думаете о православном сербском народе?» О. Фаддей ответил: «До Балканской войны сербы еще держали в руках четки и молились Богу. С тех пор и до начала Второй мировой войны, четки все реже оказывались в руках сербов и все меньше было тех, кто умел ими пользоваться. Сегодня, в 1994 г., православных бывает трудно отличить, есть люди, которые словно из ада вышли. После каждого падения нужно вставать и продолжать свой путь к Богу».
В последние годы жизни архимандрита Фаддея подготавливалась независимость Косово. Когда старца спрашивали о будущем, он говорил: «Пусть делают, что задумали, все равно они все вернут. Не будет мира, пока Косово не станет сербским».
///////////////////////////////////
«Дорожите верой православной» / Православие.Ru
«Дорожите верой православной» / Православие.Ru
Преподобный Варсонофий Оптинский о жизни христианина

Цитаты.
Каждую душу ставит Господь в такое положение, окружает такой обстановкой, которая наиболее способствует ее преуспеянию.

… Нет случайного в жизни, всё творится по воле Создателя.
/////////////////////////////////
Страсти / Православие.Ru
Святые отцы называют восемь главных страстей:
чревоугодие,
и сребролюбие,
блуд,
печаль,
уныние,
гнев,
тщеславие,
гордость.
Как бороться со страстями? – Цитаты Святых отцов о борьбе со страстями | Лотошино — Официальный сайт Лотошинского церковного округа Московской епархии РПЦ — Храмы Лотошино
////////////////////////////////////////////
19 мая 2016 г.
На собеседовании со Христом / Православие.Ru
Протоиерей Георгий Климов — преподаватель Священного Писания Нового Завета Московской духовной академии и Центра дополнительного образования МДА, настоятель храма иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще протоиерей Георгий Климов.
Цитата.
Евангелие можно читать и стоя, и сидя (чтобы не искушал вас сатана тем, что если невозможно стоять, то и не надо читать Евангелие). Святитель Феофан Затворник говорит, что самое главное при чтении Евангелия – внимание. Если ты сохраняешь внимание, даже делая это сидя, – читай. Евангелие можно слушать в записях, даже занимаясь каким-то рукоделием.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что наш ум должен плавать в словах Евангелия. Сам он прочитывал за неделю все Четвероевангелие. Жил им, от того и пребывал постоянно в этой Пасхальной радости: Радость моя, Христос Воскресе!
Так и Иоанн Богослов, написавший Четвертое Евангелие, дополнившее предыдущие три, к концу жизни, как говорит Предание, не говорил уже длинных речей, а только: Чадца, да любите друг друга!
/////////////////////////////////////
Преодолей себя! (+ВИДЕО) / Православие.Ru
С протоиереем Сергием Правдолюбовым
беседовал Никита Филатов
31 мая 2016 г

– Отец Сергий, хотелось бы, чтобы вы нашим зрителям и читателям дали рекомендацию: как тем, кто только-только начал ходить в церковь, только-только принялся работать над собой, настроиться на эту волну, о которой вы говорили?
– Надо читать вторую рекомендованную владыкой Тихоном книгу – «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Это любимая книга моей мамы. Я так радуюсь, когда владыка Тихон такие вещи говорит нам. Эта книга в форме писем. А ведь это докторская диссертация. Он же доктор богословия, Феофан Затворник. И как удивительно писал!
………….
святитель Феофан Затворник, Вышенский
Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться?
Читать онлайн —
Скачать:EPUB
FB2
MOBIPOCKET
HTML
/////////////////////////////////////
Ученые создали устройство для перевода мыслей в слова | Православие и мир
Ученые создали устройство для перевода мыслей в слова
НОВОСТНАЯ СЛУЖБА | 31 МАЯ 2016 Г.
31 мая. ПРАВМИР. Американским ученым удалось создать устройство, которое способно записывать мысли.
Мне стало страшновато: одно дело читать мысли болящих людей, не способных общаться ни устно, ни письменно, ни жестами, другое дело насилие над инакомыслящими. Тамара нравится это.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *