Великопостное богослужение

Суточный круг великопостного богослужения в седмичные дни

Великопостное богослужение во многом отличается от богослужения, совершаемого Церковью в другое время года. В Великий пост «вечернее богослужение состоит из великого повечерия; утреннее — из полунощницы, утрени и первого часа; дневное — из часов: 3-го, 6-го и 9-го, чина изобразительных и вечерни, а по средам и пятницам с прибавлением к сему литургии Преждеосвященных Даров». Согласно Типикону, после первого часа совершался «совершенный отпуст», после которого братия расходились из храма. В 3-й час дня (по нашему в 12 часов дня) братия собирались на дневное богослужение. После отпуста вечерни совершалась заупокойная лития, и также был расход (Тип., гл. 49, 330 лист). Устав о трапезе в Типиконе находится после расхода вечерни, т. е. по окончании дневного богослужения. В 9 часов дня (по нашему исчислению в 15 часов дня) братия собирались в храм для совершения повечерия.

В настоящее время, согласно наиболее распространенной практике, утреннее богослужение соединяется с дневным. В некоторых приходских храмах утром совершают дневное богослужение (часы, изобразительные и вечерню), а вечером — повечерие, и утреннее богослужение (утреню и первый час).

Особенности богослужений суточного великопостного круга

Общей особенностью великопостных служб является молитва Ефрема Сирина, которая произносится в конце каждой из них с 16-ю поклонами.

На полунощнице единственной особенностью является произнесение молитвы прп. Ефрема Сирина в конце первой ее части, по возгласе: «Боже, ущедри ны…» перед молитвой: «Владыко Боже Отче Вседержителю…». В тропарях первой части полунощницы воспоминается о Втором пришествии Христа и Страшном суде. Поэтому молитва «Господи и Владыко живота моего…» является естественным заключением первой части. В конце полунощницы молитва прп. Ефрема Сирина была бы неуместной, потому что вторая (заключительная) часть полунощницы посвящена молитве об усопших.

Утреня

1) В отличие от обычной на великопостной утрени после возгласа «Благословен Бог наш…» перед «Приидите, поклонимся…» читается Трисвятое, «Отче наш…», «Господи, помилуй» 12 раз, «Слава, и ныне».

2) Вместо «Бог Господь…» поется «Аллилуия» по гласу Октоиха с четырьмя стихами из пророка Исаии. «Аллилуия» значит «хвалите Господа». Если в обычные дни здесь говорится о явлении Бога и Господа нам, то на великопостной утрени говорится о стремлении человека к Богу, смысл которого является в хвалении Бога, или в прославлении Его своею жизнью. Первый стих — «От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли» (Ис. 26:9) — выражает усердие к Богу, осознавая то, что на земле сияет свет Его заповедей, т. е. Он уже открыл нам Свою волю. Второй стих — «Правде научитеся, живущии на земли» — говорит о том, что верующие обязаны учиться познавать и исполнять правду, т. е. волю Божию. В третьем стихе — «Зависть приимет люди ненаказанныя» (Ис. 26:11) — говорится об участи тех, кто не будет учиться правде Божией и останется ненаказанным, т. е. ненаученным. Эти люди в день Страшного суда сильно позавидуют праведным. В четвертом стихе — «Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли» (Ис. 26:15) — содержится молитва о ниспослании скорбей людям, имеющим силу и власть на земле, для того, чтобы они смирились и не противились Богу, потому что гордость является причиной отпадения от Бога и пренебрежения Его заповедями.

3) После «Аллилуия» поются Троичные тропари гласа. Окончание первого тропаря «соответствует службе дня». Например, в понедельник — «Предстательствы бесплотных Твоих, помилуй нас»; во вторник — «Молитвами Предтечи Твоего помилуй нас» и т. д. Окончание второго и третьего тропарей не изменяются. Второй оканчивается словами: «молитвами всех святых Твоих помилуй нас», третий — «Богородицею помилуй нас». Эти тропари называются Троичными потому, что в них говорится о прославлении Троицы ангелами, которые воспевают песнь: «Свят, Свят, Свят…». В данном случае Церковь ставит ангелов нам в пример для подражания в усердии к молитве.

Тропарь празднуемого святого здесь не поется потому, что с древности (в Студийском уставе) он являлся принадлежностью праздничной службы, а не аллилуйной.

4) Кафизмы и седальны. Поскольку Четыредесятницы — время сугубого покаяния и сугубой молитвы (усугубити — делать вдвое, удвоять), Псалтирь в храме за седмицу прочитывается дважды. Поэтому на утрени читаются три кафизмы. Исключение составляет четверг 5-й седмицы («стояние Марии Египетской). В этот день на утрени одна кафизма потому, что читается Великий канон. Если в этот четверг придется Благовещение, то эта служба переносится на вторник.

По первой кафизме седальны читаются из Октоиха. Если празднуемый святой имеет свой кондак, то к ним добавляется мученичен (из седальнов Октоиха по второй кафизме) (Тип., гл. 49, стр. 325 на обор.). Если у святого нет своего кондака, то этот мученичен читается по 6-й песни канона. Мученичен непременно должен быть прочитан либо по первой кафизме, либо в каноне потому, что пример мучеников укрепляет в терпении подвига поста. По второй и третьей кафизме читаются седальны Триоди. В них идея поста и покаяния связана связывается с воспоминанием дня седмицы. В Четыредесятницу по кафизмах ектений нет, за исключением особых праздничных дней.

5) После 50-го псалма диакон (если нет, то иерей) произносит литийную молитву: «Спаси, Боже, люди Твоя…». Хор поет: «Господи, помилуй» 12 раз, и священник произносит возглас: «Милостию и щедротами…». Эта молитва не читается в четверг Великого канона.

6) Канон. На великопостной утрене читается полный канон святого (из Минеи), который соединяется с трипеснцами Триоди. Первая песнь трипеснца зависит от дня седмицы (в понедельник — 1-я песнь, во вторник — 2-я и т. д.), а две другие — всегда 8-я и 9-я. Те песни, в состав которых входят трипеснцы, поются на 14: канон Минеи со ирмосом на 6 и трипеснцы на 8. Во втором трипеснце есть один тропарь (в понедельник 1-й седмицы в первой песни — два тропаря), который не входит в эти 14. Этот тропарь читается с припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Катавасией является ирмос второго трипеснца.

Если случатся два святых, то в песнях с трипеснцами читаются оба канона Минеи на 6 (первые два тропаря обоих в каждой песни обоих канонов соединяются в один). В песнях без трипенсцев, как правило, каноны святых читаются на 8.

Канон читается с библейскими песнями из раздела Ирмология «Во святую и великую Четыредесятницу стихословятся песни сице». Полностью стихословятся лишь те песни, в которых есть трипеснцы. В остальных случаях библейские песни стихословятся на 4.

Седален по 3-й песни и кондак по 6-й читаются из Минеи, а светилен — из приложения Триоди (или из приложения Октоиха); светилен же Минеи, если есть, опускается. Светилен читается по гласу Недели. Произносится трижды — через «Слава» и «И ныне». Когда он читается первый раз, запев к нему берется в зависимости от дня (в понедельник — «Предстательствы безплотных Твоих, и спаси мя», во вторник — «Молитвами, Господи, Предтечи Твоего, и спаси мя» и т. д.). Запевы у светильна при втором и третьем его произнесении не изменяются. На «Славу» запев: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя». На «И ныне» — «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя». Обычно в светильнах говорится о плодах подвига святого и о просвещении, как о цели наших молитв к нему. Светильны Триоди являются молитвенными обращениями ко Христу, Который есть Свет истинный, пришедший в мир (см. Ин. 1:9; 9:5). В них содержатся прошения о просвещении души духовным светом. В окончаниях же светильнов, в отличие от Троичных тропарей после «Аллилуия», говорится не о помиловании, а о спасении, так как спасение есть цель молитвы и следствие духовного просвещения.

7) Стихиры на хвалитех поются из числа стихир на «Господи, воззвах» второго святого (если есть).

Стихиры на стиховне всегда поются из Триоди (даже на Благовещение). «Если святой будет иметь утренние стихиры на стиховне, то Слава — святого, И ныне, Богородичен по гласу Славы из дополнительной части Минеи, а в среду и в пяток крестобогородичен Минеи на ряду».

8) Окончание утрени.

В период Октоиха

В Четыредесятницу

«Благо есть…» — 1 раз.

«Благо есть…» — дважды.

Трисвятое по «Отче наш…»

Тропарь святому или праздника.

Слава, и ныне. Богородичен.

Тропарь: «В храме стояще славы Твоея…»

Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже…»

Возглас: «Яко милостив…»

«Господи, помилуй» 40 раз.

«Слава, и ныне».

Иерей: «Премудрость».

Хор: «Благослови».

Чтец: «Честнейшую херувим…». «Именем Господним благослови, отче».

Иерей: «Сый благословен Христос Бог наш…»

Хор: «Утверди, Боже…»

Чтец: «Небесный Царю, веру утверди…».

Молитва прп. Ефрема Сирина.

Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже…» в конце великопостных утрени и вечерни опускается, видимо, потому, что она является усиленным молением о людях, а пост — это время усиленной молитвы о своих грехах. Поэтому вместо нее 40 раз произносится «Господи, помилуй». В конце обычной утрени произносится возглас «Премудрость», возвещающий о начале отпуста, который «…является благословением на выход из храма и заключительным прославлением Бога». В конце великопостной утрени этого возгласа нет, по всей видимости потому, что она заканчивается не прославлением Бога, а усиленными молитвами.

Вместо пения «Утверди, Боже…» читается молитва: «Небесный Царю…». В ней говорится о мире, о храме, об усопших отцах и братиях. Заканчивается она упоминанием о покаянии, которое является смыслом великопостной службы: «…и нас в покаянии и исповедании приими…».

Часы

1) 3-й, 6-й и 9-й совершаются вместе.

2) На каждом часе после трех обычных псалмов читается кафизма, за исключением, 1-го часа понедельника и на 1-го и 9-го часов пятницы.

3) Вместо чтения тропаря святого священником перед царскими вратами произносится от лица молящихся тропарь часа с двумя его стихами. Клирос поет этот тропарь трижды: после произнесения его священников и после каждого из двух стихов. Во время пения клиросом тропаря совершаются великие поклоны. Тропари связаны с воспоминаниями часов и являются усиленным молитвенным обращением к Богу. Поэтому они сопровождаются земными поклонами. Стихи этих тропарей взяты из псалмов. Тропарь часа в Уставе называется «постным».

По Трисвятом вместо кондака святому читается постный тропарь (отличный от первого). На 1-м часе постный тропарь по Трисвятом положен один и посвящен Богородице: «Преславную Божию Матерь…», служащий седальным 6 гласа. В среду и пятницу на этом часе читается тропарь Кресту: «Скоро предвари…» — седален 4 гласа. «Тропарь положен один, может быть, в соответствие нумерации часа и по усталости от утрени». На остальных часах по Трисвятом читаются по три тропаря.

4) На 6-м часе после Богородичного: «Яко не имамы дерзновения…» читается тропарь пророчества дважды через «Слава, и ныне», затем прокимен со стихом, а затем паримия из пророка Исаии.

5) На 3-м и 6-м часах вместо возгласа «Молитвами святых отец наших…» произносится возглас: «Боже, ущедрины…».

6) После возгласа: «Боже, ущедрины…» дважды читается молитва: «Господи и Владыко живота моего…» с 16-ю поклонами. На 9-м часе эта молитва читается один раз с тремя земными поклонами потому, что «…следующее за 9-м часом последование изобразительных начинается прямо с пения Блаженных с 17-ю поклонами (14 поясных и 3 земных). Соединение в одном месте многих поклонов (16 и 17) будет нарушением меры и затруднительно для многих богомольцев. Но «Блаженны» поются один раз в сутки и поклоны на них не могут быть ни отменены, ни сокращены. Посему в конце 9-го часа сокращается число положенных в этом месте поклонов и молитва св. Ефрема Сирина читается один раз».

Изобразительные

После молитвы 9-го часа: «Владыко Господи Иисусе Христе…» сразу совершается последование изобразительных. «Так называется краткая служба, которая совершалась иногда пустынножителями вместо литургии и служила некоторым изображением или подобием ее, почему называется также обедницею». Со временем «…прежний обычай самопричащения иноков (анахоретов) исчезает…», а чин изобразительных остается. Он совершается вместо литургии, если почему-либо ее не положено. Ибо смыслом богослужений суточного круга является приготовление к литургии, которая придает этому кругу полноту. Она как бы является центром этого круга. Когда же литургии не положено, то эту ее роль выполняют изобразительные, которые напоминают о цели всех молитв — единении с Богом. В Навечерия Рождества Христова и Богоявления, в Великий Четверток и Великую Субботу изобразительные в богослужебном круге, по-видимому, находятся как изобразительные, так и Литургия. Согласно Уставу, в эти дни после изобразительных полагается расход. Литургия же присоединяется к вечерне и, следовательно, относится к следующему суточному кругу.

В дни Великого поста опускаются изобразительные псалмы (102-й и 145-й), так как они являются торжественными песнопениями, и тропарь «Единородный Сыне…». Поэтому изобразительные начинаются пением Блаженн. Заключительные молитвы: «Помяни нас, Господи…», «Помяни нас, Владыко…» и «Помяни нас, Святый…» поются медленно, и во время их пения делаются три земных поклона. По «Отче наш…» читаются кондаки храма, дня, рядового святого Минеи (если есть), «Слава» — заупокойный кондак, «И ныне» — кондак: «Предстательство христиан непостыдное», или кондак Господского храма.

Для наглядности ниже приводится таблица окончаний изобразительных

Окончание изобразительных

Не в пост

В пост, если есть Литургия

В пост, если нет Литургии

Кондак (кондаки)

«Господи, помилуй» 40 раз

«Слава, и ныне»,

«Честнейшую…».

«Именем Господним…»

Иерей: «Боже, ущедри ны…»

Молитва прп. Ефрема Сирина с 16-ю поклонами.

Трисвятое. «Отче наш…».

«Господи, помилуй» (12)

Молитва: «Всесвятая Троице…»

Диакон: «Премудрость».

Клирос: «Достойно есть…»

Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас»

Клирос: «Честнейшую херувим…»

Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…»

Клирос: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (3), «Благослови». Иерей: Отпуст.

Хор: «Господи, помилуй» (3)

Вечерня

Последование вседневной вечерни

если она совершается без Литургии Преждеосвященных Даров

если она соединяется с Литургией Преждеосвященных Даров

Чтец: «Аминь» (после молитвы прп. Ефрема Сирина).

Диакон: «Благослови, Владыко»

Иерей: «Благословенно Царство…»

Хор: «Аминь».

Чтец:»Приидите, поклонимся…» трижды и 103-й псалом.

Великая ектения.

Кафизма 18 (за исключением седмичных дней 5-й седмицы)

На каждом антифоне кафизмы — малая ектения. Во время 1-го антифона Агнец полагается на дискос; во время 2-го — совершается каждение Агнца; во время 3-го — совершается перенесение Агнца на жертвенник.

«Господи, воззвах…»

Стихиры на 6: Триоди 3 и Минеи 3

Стихиры на 10: Триоди 6 и Минеи 4

Входа нет

Вход с кадилом

Диакон: «Премудрость, прости»

Чтец (или хор): «Свете Тихий…»

Хор: «Свете Тихий…»

Диакон: «Вонмем». Иерей: «Мир всем». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость. Вонмем». Чтец — прокимен первой паримии Триоди со стихом. Далее читается первая паримия. После нее диакон: «Вонмем». Произносится прокимен второй паримии Триоди со стихом.

Диакон: «Повелите»

Иерей с кадилом и свечой в руках, стоя лицом к престолу, изображая ими крест, произносит: «Премудрость, прости». Затем, обратясь к молящимся, воздвигает свечу с кадилом и возглашает: «Свет Христов просвещает всех».

Диакон: «Премудрость»

Чтец: «Притчей чтение». Диакон: «Вонмем».

Чтец читает вторую паримию Триоди

«Сподоби, Господи…».

Просительная ектения.

Стихиры на стиховне Триоди.

«Ныне отпущаеши».

Трисвятое по «Отче наш».

Хор поет тропари: «Богородице Дево…». «Слава» — «Крестителю Христов…». «И ныне» — «Молите за ны…». «Под Твое благоутробие…».

(После каждого из первых трех тропарей совершается земной поклон).

Иерей: «Мир ти».

Диакон: «Премудрость».

Поется великий прокимен: «Да исправится молитва моя…» с четырьмя стихами.

Молитва прп. Ефрема Сирина с тремя поклонами («уставом не предписано, но, обыкновенно совершается»). На этом вечерня заканчивается.

Далее окончание вечерни, не соединяемой с Литургией, совершается так же, как на великопостной утрени до молитвы прп. Ефрема Сирина, а после нее — так же, как в конце изобразительных (если есть Литургия Преждеосвященных Даров). Только после отпуста поется не «Господи, помилуй» трижды, а многолетие.

Возглашение: «Свет Христов просвещает всех» означает, что «…в конце веком нам, сидящим во тьме, воссиял через воплощение Свет истинный — Иисус Христос и исполнил вселенную светом Своей благодати». Фимиам кадила означает благодать, а свет свечи — истину. Священник благословляет кадилом и свечой в знак того, что «…благодать… и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1:17).

Литургия Преждеосвященных Даров

Литургия Преждеосвященных Даров — это Литургия, на которой не совершается освящение Даров, а для причащения предлагаются Св. Дары, освященные прежде. Согласно 52-му правилу VI Вселенского собора, она совершается в дни Великого поста. Полную Литургию древние христиане называли Пасхой, потому что они присутствовали на ней «…с такими же радостными и высокими чувствами, с какими и при торжестве Пасхи. Но эти чувства не согласуются с сокрушением и печалию, с какими должно проводить дни великого поста». Потому 49-м правилом Лаодикийского собора было предписано не совершать полной Литургии в седмичные дни Великаго поста. Но чтобы постящихся не лишить не лишить небесной пищи Тела и Крови Христовых, необходимых для укрепления в духовной жизни, совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

Первоначально эта Литургия, как и полные, совершалась по устному преданию и не везде одинаково. В IV веке для азиатских церквей ее отредактировал свт. Василий Великий. В VII веке свт. Григорий Двоеслов собрал и письменно изложил чин Литургии Преждеосвященных Даров. Он узаконил совершать ее один раз в году — в Великий Пяток Страстной седмицы. До XVI века Литургия Преждеосвященных Даров называлась Литургией св. Василия Великого. С XVI в. (первоначально на Афоне) она стала называться Литургией св. Григория Двоеслова (видимо, для того, чтобы отличать ее от полной Литургии св. Василия Великого, которая совершается 10 раз в году).

Литургия Преждеосвященных Даров начинается сразу после молитвы прп. Ефрема Сирина, которой заканчивается вечерня. Диакон произносит сугубую ектению: «Рцем вси…», ничем неотличающуюся от сугубой ектении на полной Литургии. Далее следует ектения о оглашенных. Со среды 4-й седмицы поста после нее произносится ектения о просвещаемых, т. е. о тех, кто готовится ко крещению. В древности оглашение могло продолжаться до трех лет. Те оглашенные, которые принимали крещение на эту Пасху, назывались «иже ко просвещению», т. е. просвещаемыми. Со среды 4-й седмицы начиналось усиленное приготовление их ко крещению. Поэтому на Литургии о них произносилась особая ектения.

Далее следуют две ектении о верных. После последней ектении священник произносит возглас: «По дару Христа Твоего…». После этого возгласа хор поет: «Ныне силы небесныя…». Священнослужителями совершается вход, на котором переносятся преждеосвященные Дары с жертвенника на престол. Священнослужителя совершают вход в молчании, т. е. не возглашают поминовения, потому что на этой Литургии не совершается проскомидия. После входа совершаются три великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. Эти поклоны совершаются не в конце (как у остальных великопостных богослужений), а после Входа потому, что далее молящиеся готовятся ко причащению и причащаются. Поэтому далее нет покаянных молитвословий, и молитва прп. Ефрема Сирина с земными поклонами была бы здесь неуместной.

После поклонов диакон произносит просительную ектению. Она отличается от подобной ектении на полной Литургии только первыми двумя прошениями. В ее первом прошении вместо «Исполним молитву нашу…» произносится: «»Исполним вечерню молитву нашу…» потому, что по Уставу эта Литургия совершается вечером (после вечерни). Во втором прошении вместо «О предложенных и освященных честных Дарех…» произносится: «О предложенных и преждеосвященных честных Дарех…». Далее — последование как на полной Литургии, за исключением следующих моментов:

— вместо возгласа: «Святая святым» произносится: «Преждеосвященная Святая святым»;

— независимо от дня и празднуемого святого на Литургии Преждеосвященных Даров всегда поется причастен: «Вкусите и видите…»;

— при выносе Даров поется: «Благословлю Господа на всякое время…»;

— по возгласе: «Спаси, Боже, люди Твоя…» поется: «Хлеб Небесный и Чашу жизни…»;

— третье прошение благодарственной ектении начинается со слов: «Вечера всего совершенна…»;

— заамвонная молитва — «Владыко Вседержителю, Иже всю тварь мудростию соделовавый…»;

— на отпусте поминается святой следующего дня; составитель Литургии (св. Григорий Двоеслов) поминается не перед святыми дня и храма, а после них.

Великое повечерие

«Великое повечерие (обычно отдельно от утрени) совершается вечером в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу во все седмицы Великой Четыредесятницы, за исключением четверга и пятницы 5-й седмицы (суббота Акафиста)», т. е. в вечер тех дней, в которые не совершалась полная Литургия. «Повечерие, как показывает самое наименование, есть служба, совершаемая «по вечери», т. е. после вечерней трапезы (ужина), перед отходом ко сну». Через молитвы великого повечерия «…Церковь располагает нас к покаянию… которое в конце дня особенно необходимо и благовременно, как отчет пред Богом в нашем поведении в течение дня». Согласно Известию учительному в Служебнике, со службой повечерия соединены воспоминания «…о сошествии Христа во ад, о победе Его над диаволом и об освобождении из ада и введении в рай душ всех праведников». Также в последовании великого повечерия содержатся молитвы о сохранении от ночного страха и внезапной смерти.

Великое повечерие можно состоит из трех частей.

Первая часть. Обычные начальные молитвословия. «Приидите, поклонимся…» трижды. В первые четыре дня Великого поста, когда на повечерии читается канон св. Андрея Критского, после «Приидите, поклонимся…» читается 69-й псалом: «Боже, в помощь мою вонми…», и начинается чтение Великого канона.

Далее поются пророческие стихи из книги пророка Исаии (Ис., гл. 8 и 9): «С нами Бог, разумейте языцы и покарайтеся, яко с нами Бог…». В них говорится о Христе Сыне Божием, о Его воплощении и о плодах этого воплощения для неверующих и для верующих.

Затем поются тропари в честь Св. Троицы, в которых испрашиваются вечер и ночь без греха: «День прешед, благодарю Тя, Господи…». «Слава: День прешед, славословлю Тя, Владыко…». «И ныне: День прешед, песнословлю Тя, Святый…».

После этих тропарей читается тропарь: «Безплотное естество…». В нем воспоминается о славословии ангелами Св. Троицы и содержится молитва к Богородице, апостолам, пророкам и мученикам о нас, чтобы и мы сподобились прославлять Троицу. После тропарей, прославляющих Св. Троицу читается Символ веры, в котором исповедуется вера в Троицу и в домостроительство нашего спасения. Далее произносятся молитвы ко всем святым, как к тем, которые достигли спасения и имеют дерзновение молиться перед Богом и о нас. Заключаются эти обращения к святым прошением к Богу об очищении от грехов — в знак того, что, прося святых о себе, мы и сами должны заботиться о спасении.

Далее — снова усиленное обращение к Св. Троице: Трисвятое по «Отче наш…». Затем поются тропари. Для понедельника и среды назначаются три тропаря: «Просвети очи мои…» (в нем содержится молитва о просвещении души). «Слава» — «Заступник души моея буди…» (об заступлении от соблазнов и спасении души). «И ныне» — «Яко не имамы дерзновения…» (молитва к Богородице).

Для вторника и четверга назначаются четыре тропаря: «Невидимых враг моих…» (о защите от врагов и просвещении ума). Стих: «Призри, и услыши мя, Господи Боже мой», тропарь: «Яко страшен суд Твой, Господи…» (о Страшном Суде). «Слава» — «Слезы ми даждь, Боже…» (прошение о даровании покаяния в грехах). «И ныне» — «Непостыдную, Богородице, надежду Твою имея…».

После тропарей — «Господи, помилуй» 40 раз. «Слава, и ныне». «Честнейшую херувим…». «Именем Господним благослови, отче» — благословение на окончание первой части повечерия. Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Чтец: «Господи, Господи, избавлей нас…» — молитва, в которой кратко излагаются моления, заключающиеся в первой части повечерия. Вторая часть великого повечерия — покаянная.

«Приидите, поклонимся…» трижды. Пс. 50-й, 101-й и покаянная молитва Манассии, царя Иудейского: Господи Вседержителю…». Трисвятое по «Отче наш…». Покаянные тропари: «Помилуй нас, Господи…». «Слава» — «Господи, помилуй нас…». «И ныне» — «Милосердия двери отверзи нам…». «Господи, помилуй» 40 раз. «Слава, и ныне». «Честнейшую херувим…». «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Покаянная молитва ко Св. Троице: «Владыко Боже Отче Вседержителю…».

Третья часть великого повечерия «…главным образом, состоит из славословий и хвалений Богу и святым угодникам Божиим, и она подобна той части утрени, которая начинается пением канона».

«Приидите, поклонимся…» трижды. Пс. 69: «Боже, в помощь мою вонми…» (молитва о спасении от врагов). Пс. 142: «Господи, услыши молитву мою…» («сей есть от семи покаянных псалмов, есть молитва сокрушенного сердца, о грехах кающегося»). Эти псалмы «…составляют как бы переход от службы покаянной к службе более торжественной. Так, в псалме: «Боже, в помощь мою вонми», говорится: «Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Боже…». И в псалме: «Господь, услыши молитву мою» слышим: «… Имене ради Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою». Таким образом, здесь содержится как бы указание на то, что Господь, сошедши во ад, возвел из темницы ада души праведников».

Далее читается великое славословие, читаемое на непраздничной утрени. Оно «…составляет как бы продолжение молитвословий, содержащихся в предшествующих ему псалмах. В славословии находятся самыя слова 142-го псалма «Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой»».

После великого славословия читается канон, «…в котором прославляются святые, возрадовавшиеся и возвеселившиеся о Боге, ищущие Бога, которых Господь оживил, и души коих правдою Своею извел от печали». «Великий канон читается не в третьей части повечерия, где обыкновенно канон составляет торжественную часть службы, а в самом начале повечерия потому, что Великий канон приготовляет, настраивает душу к покаянному молению, какое затем и следует в повечерии».

В пятницы вечером на великом повечерии читается заупокойный канон Октоиха с утрени субботы и канон святого, случившегося в субботу или неделю этой седмицы. «С понедельника 2 седм. Великого поста начинается совместное пение канона Пр. Богородицы и канонов тех святых, которые прилучатся в период времени от Лазаревой субботы до недели Антипасхи». В пятницы вечером канон Богородицы не поется, так заменяется заупокойным каноном Октоиха.

В среду и пятницу 4-й седмицы служба совершается только по Триоди. Поэтому каноны святых этих дней переносятся на повечерие накануне: во вторник вечером читается канон святого, прилучившегося в среду, а в четверг вечером — канон святого пятницы. На 5-й седмице во вторник вечером прочитывается канон святого, случившегося в четверг этой седмицы, а в четверг вечером — канон святого субботы.

После канона читается «Достойно есть…». Трисвятое по «Отче наш…». Затем велегласно и косно поется на 6-й глас тропарь: «Господи сил, с нами буди…» и 150-й псалом: «Хвалите Бога во святых Его…». Тропарь поется после каждого стиха псалма. Затем поется: «Слава» — тропарь: «Господи, аще не быхом святыя Твоя имели молитвенники…». «И ныне» — «Многая множества…». «Всесвятая Богородице…». «Все упование мое…».

«На великом повечерии в пятницу вечером вместо «Господи сил, с нами буди» будет читаться:

1) на 1-й седмице — кондак св. великомученику Феодору Тирону;

2) на 2-й, 3-й и 4-й седмицах — кондак «Со святыми упокой…»;

3) на 6-й седмице в пятницу вечером — кондак св. Лазаря…»».

После «Господи сил…» (или кондака) — «Господи, помилуй» 40 раз. Далее великое повечерие совершается как и малое, за исключением:

— вместо возгласа: «Молитвами святых отец наших…» — возглас: «Боже, ущедри ны…», а после него — молитва прп. Ефрема Сирина с 16-ю поклонами, Трисвятое по «Отче наш…» и «Господи, помилуй» 12 раз;

— вместо отпуста: «Христос, истинный Бог наш…» священник читает коленопреклонную молитву: «Владыко Многомилостиве…».

Великие повечерия, совершаемые в пятницу вечером заканчиваются так же, как и малые повечерия в период пения Октоиха.

Божественная литургия

Православное богослужение представляет собой суточный круг молитвенных последований:

  • вечерню,
  • повечерие,
  • полунощницу,
  • утреню,
  • часы.

Венцом службы является Божественная Литургия. На Литургии совершается Таинство Евхаристии (греч. благодарение). Таинство установлено самим Господом Иисусом Христом на Тайной вечери. Апостолы передали богослужебную традицию принесения Бескровной жертвы, проповедуя христианство по миру.

Первые христиане причащались за трапезой в общении друг с другом, это называлось агапами. Для благочестивых мирян обычным делом было получение Святых Даров в специальных сосудах. Верующие имели возможность в своих домах совершать богослужение мирским чином с семьей и родными, после чего приобщаться Тела и Крови Христа. В более поздний период эта традиция постепенно сошла на нет. Евхаристия стала главной частью Божественной Литургии и совершалась исключительно священниками в храме.

Значение Евхаристии для христианина

«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день»

(Иоан.6:54)

Во время Евхаристии Хлеб и вино соединяются с Божеством Христа, и происходит их преложение в Тело и Кровь Иисуса Христа. Верующие после надлежащей предварительной подготовки и покаяния на исповеди приступают к Святому причастию и соединяются с Богом в Его Таинстве. Регулярное участие в Литургии является необходимым условием для спасения души и вечной жизни. Ведь в Таинстве Евхаристии человек преображается и вступает в единство с Господом. Причащение Святых Христовых Тайн дает нам силы духовные и телесные. В нас нет жизни, если мы пренебрегаем этой возможностью – принять Самого Спасителя.

Богослужебный чин Литургии

Богослужебные тексты складывались на протяжении многих веков, постоянно дополняясь. Священное Писание и слова молитв составлялись праведными людьми по вдохновению от Святого Духа. В первых христианских общинах богослужения велись по разным литургическим чинам. В раннем христианстве служилась Литургии апостола Иакова, названная Византийской. Литургия апостола Марка была принята в Египте и Александрии.

Великопостная литургия

В современной богослужебной практике сложилось три чина Литургии, каждый из которых в Русской Церкви совершается в зависимости от дней недели и событий церковного календаря. Это Литургии Василия Великого, Иоанна Златоуста, и Григория Двоеслова.

Икона Василия Великого

Великий пост — это время самопознания и очищения души и, конечно, строгих ограничений в еде, но пост соблюдать легко и приятно, потому что постная трапеза может быть разнообразной и изысканной. Об этом, а также о многом другом можно узнать из богобоязненных пресс-релизов, которые, помолясь, рассылают по редакциям журналов и сайтов пиар-девицы московских ресторанов. С чем их и поздравляем, оставляя как есть православную пунктуацию и орфографию авторов.

«С 18 марта и вплоть до Пасхи православные люди соблюдают Великий Пост — ищут духовного очищения и воздерживаются от «животной» пищи и плотских удовольствий. Для ресторанов *** — это еще один прекрасный повод проявить себя. Несмотря на то, что бренд-шеф ресторанов является преданным поклонником блюд из мяса, в дни Великого Поста он предложит гостям меню, составленное по всем правилам и канонам и, тем не менее, не лишенное разнообразия и богатства вкуса».

«Для ценителей пасты разработанны два специальных блюда: паста Примавера с овощным ассорти и грибная паста с аппетитным ассорти из лесных грибов. А любители блюд погорячее сполна оценят вегетарианскую фахиту с овощами».

«Для настроения в конце обеда или ужина полагается десерт – апельсиновый или свекольный торт будут в самый раз! Во время Великого Поста главное помнить – никакой гастрономической дискриминации!»

«Постное меню в азиатскомстилесоригинальными блюдаминепременно внесет разнообразие врацион всех православных, соблюдающих пост».

«Салатноеассорти открываетзнаменитое китайское блюдо—капустакимчи»

«Вторыегорячиеблюда дают возможностьвыбора междутайским пряным и вкусом домашней русской кухни. А на десерт *** приготовил изысканное и перфектное в исполнении карпаччо из киви-голд».

«Информируем Вас о том, что с 18 марта до 4 мая 2013 года в *** действует постное меню: специальные холодные и горячие закуски, супы, основные блюда и десерты — все, что угодно душе, исключая продукты животного происхождения».

«Попробуйте щи «Александровские» из свежей капусты с мочеными яблоками, подкрепитесь гречневой кашей по-купечески с белыми грибами и красной смородиной, отведайте манговый флан и сорбе из маракуйи — и вы увидите постную кухню в ярком цвете!»

«Кстати: кроме религиозного аскетизма, соблюдение сорокадневного поста позволяет ожидать положительного влияния на состояние организма. Например, ведущий сотрудник Института археологии РАН, доктор исторических наук Мария Добровольская считает, что «в целом, чередование постов с пирами, вероятно, благотворно для человеческого организма, устающего от однообразия, будь то однообразие деятельности, мысли или пищи».

«В ресторане *** тоже подготовились к посту. В своем варианте постного меню шеф-повар *** предложил пофантазировать на тему ставших уже классическими «домашних» блюд и блюд с азиатским акцентом. Так заявленный в меню, борщ, здесь предлагают в оригинальной трактовке – он готовится с фасолью, которая, как известно, считается у постящихся аналогом мяса, по своим питательным свойствам. Азиатские мотивы в меню обыграны при помощи жареного тофу с бланшированными овощами и, казалось бы, классического салата с рукколой, фенхелем и апельсином, который в *** подают с соевым сыром. Порадуют постящихся и другие не менее примечательные позиции, каждая из которых радует своей яркой внешностью и домашним вкусом».

«Рестораны *** к составлению постного меню подошли ответственно и с творческим задором. Именитые шефы предлагают внушительный перечень вкусных и полезных нескоромных блюд, в которых нашлось место фантазии».

«Гуру кулинарии создал микс-меню, в котором тесно переплетаются: минестроне и постные щи, салат нисуаз с картофелем, зеленой фасолью и красным луком и руккола с запеченной тыквой, морковные биточки с постным соусом и роллы с овощами гриль».

«Уникальное гастрономическое меню сочетает в себе не только самые популярные направления блюд ,которые так любят в Москве,но и абсолютно уникальные инридиенты, которые *** умело сочетает в своем специальном меню».

«Постное меню в *** получилось с серьезным заявлением на новое направление в развитии ресторана — большой и самостоятельный раздел блюд для вегетарианцев. *** сохранил свой стиль: неожиданные, но утонченные сочетания ингредиентов с великолепной подачей. Меню получилось очень красочным и праздничным! Невозможно устоять перед желанием побаловать себя ярким вкусом маринованной в авторском соусе подпеченной свеклой со свежими ягодами голубики, яблоком и рукколой. Настоящим сюрпризом стало сорбе из грибов с печеной тыквой и шампиньонами – гриль. Даже обычное картофельное пюре – превратилось в пастушью запеканку с био-Песто и большим количеством томленой зелени».»Шеф-повар ресторана *** очень серьезно и в тоже время креативно подошла к разработке постного меню. Ведь после зимы организм ослаб и необходимо заряжать его энергией».

«Оригинальный постный «Суп грибной с солёными огурцами и лимоном» в сочетании с «Трио брускет» согреет вас в ненастную погоду и придаст бодрости на весь оставшийся день. Для тех, кто любит поострее, *** предлагает «Пикантный салат с зелёной редькой ,острым перцем и шампиньонами». Оригинальное сочетание овощей не оставит Вас равнодушным!»

«Дорогие друзья! Начался Великий Пост, и *** засолила в дубовых бочках хрустящие огурчики да белокочанную капусту. Приготовила овощной студень и лечо из печеных овощей. Нажарила картофельных драников, грибную похлебкусварила и котлеты капустные подрумянила».

«Среди более 20 позиций есть из чего выбрать. В меню представлены и блюда с итальянским акцентом, и всеми любимые блюда домашней кухни».

«*** приглашает на посное меню! *** приготовила полезные и вкусные блюда, которые прекрасно подойдут для тех, кто любит домашнюю грузинскую кухню и при этом соблюдает пост».

«Сицилиец *** подошел к разработке постного меню со всей ответсвенностью. Меню получилось очень сбалансированным, в нем каждый сможет найти блюдо на сой вкус».

«Для обеда в разгар рабочего дня хорошо подойдет сытный постный «Борщ» приготовленный по всем русским традициям или легкий итальянский «Минестроне».

«*** остается верен своему мастерству, поэтому постное меню *** выдержано в лучших итальянских традициях».

«Наступил самый важный для верующих момент — Великий Пост. В этот период принято отказываться от рыбных, мясных блюд, молочных продуктов, яиц… Бытует мнение, что постная еда пресная и не вкусная, но шеф-повар ресторана *** показал всем, что в руках профессионала, даже постная еда играет яркими красками! Постное меню в ресторане *** очень вкусное, полезное и разнообразное! К сациви из цветной капусты не забудьте попросить побольше хлеба: соус невозможно оставить на тарелке! Овощное жаркое подается в горшочке. Хитами меню на этой неделе уже стали Баклажан запеченный с овощами Яблочный штрудель с изюмом. Лидера следующей недели мы определим с Вашей помощью!»

«Витаминный «Салат из свёклы с фенхелем, желе из рукколы и апельсина» содержит множество полезных ингредиентов, «Салат из двух видов картофеля, спаржей и трюфельной икрой» имеет очень тонкий изысканный вкус, который по достоинству оценят любители трюфелей, а «Брускетта с икрой из баклажанов и копченым тофу» — прекрасная закуска к любому горячему блюду. Не стоит забывать, что за окном весна, поэтому побалуйте себя «Весенним ризотто с сезонными овощами».

«Всем известно, что сладкое поднимает настроение, поэтому *** советует сделать это с помощью оригинальных постных десертов».

«Особого внимания заслуживает салат с Фруктами и Орехами».

Физиономия бывает…
ПОСТНАЯ:
Симптомы: отрешенный взгляд по типу «Мне ничего/никого в жизни не надо», «Меня никто не понимает», «Мне уже ничто не поможет». Уголки губ и глаз слегка опущены.
Причина: организм в состоянии эмоционального запора. Существует два вида эмоциональных запоров:
Атонический – при отсутствии внутреннего тонуса, сочетается с опусканием рук, носа и пр.
Спастический – намеренный спазм мышц с целью продемонстрировать миру вызванное им недовольство.
В обоих случаях физиономия может иметь оттенок кислоты или горечи.
ГОРЬКАЯ:
Симптомы: сильно опущены уголки губ, в глазах читается укор всему миру. Сильное напряжение мышц вызывает сутулость, опущение плеч и ватность ног.
Причина: Горечь на физиономии появляется обычно вследствие жалости к себе, нередко в сочетании с псевдопохвалой «Вот я такой хороший, а меня не ценят»
СОЛЕНАЯ:
Следует сразу после горечи, сопровождается потоками слез. Избыток соли меняет среду физиономии на гипертоническую – соль притягивает воду – физиономия распухает.
Причины: попытка организма смыть с лица горечь. Встречается при наличии обидки, чувства вины, некоторых боялок, см. также Горькая
КИСЛАЯ:
Симптомы: физиономия сморщивается и корежится. Середина лба (бровки) и верхней губы могут приподниматься, остальные черты лица опускаются.
Причины: Желание организма стащить лицо с насиженного места, чтоб мир не догадался, кто это такой вредный. Демонстрация крайнего недовольства внешним миром, часто при обидке.
СЛАЩАВАЯ (приторная):
Симптомы: уголки губ и брови приподняты, лучики вокруг глаз, но настоящая улыбка на лице не наблюдается.
Причины: отсутствие парения. Желание понравится. Организм честно демонстрирует истинные вкусовые характеристики физиономии, одновременно пытаясь их скрыть.
ЛЕЧЕНИЕ:
1. Гомеопатическое – подобное подобным. При постной физиономии жевать картон до появления кислого выражения на физиономии, есть соль при соленой, пить горечи при горькой, глюкозу неразбавленную – при слащавой. При правильном лечении во всех случаях наступает стадия кислой физиономии. Растолочь клюкву с лимоном, есть без добавления сахара – тщательно пережевывая. При этом возникает перенапряжение мимических мышц, лицевая крепатура. Когда организм не сможет больше воспринимать кислое, лечение прекратить. Гарантировано чувство радости от отсутствия лимона во рту.
2. Поставить точку на любой части тела. Объявить ее «точкой отсчета». Отныне это – источник всего – событий, эмоций. Если чего-то недостает – включайте точку, пусть продуцирует в мир любовь, счастье, хорошее настроение, внимание и пр.
3. Проведите сквозь эту точку ось. Если события идут не туда, куда надо, и мир вокруг вас крутится не в ту сторону – встаньте прямо, ноги на ширину плеч, руки в стороны. Притормозите водоворот событий руками, создав усилие и напрягая мышцы. Теперь раскрутите мир в другую сторону. Продолжайте движение руками. Постепенно мир раскрутится и поднимет вам руки вверх.
4. Улыбайтесь и парите! Пойте и танцуйте!
АППЕТИТНАЯ физиономия:
Помимо здорового цвета лица и обобщенных характеристик отдельных черт (румянец там, щечки персиковые, губки сахарные, на щечке родинка и в глазах любовь), в лице должна наблюдаться улыбка или ежесекундная готовность к ней. Никакие важные дела и серьезные мысли не являются оправданием отсутствия оной. Чело безмятежно и разглажено. Уголки губ и глаз, брови, а также нос (который по ветру) и подбородок приподняты. В глазах – блеск и живейший интерес к миру. Парение как состояние души и стиль жизни угадывается в каждой черточке и ямочке. Усы и бороды (в которые смеются их обладатели) усиленно продуцируют во Вселенную предвкушение праздника!
Собственно, у любого смотрящего на такую физиономию она должна вызывать аппетит к жизни.
_________________

Главная | Статьи и сообщения использование материалов разрешено только со ссылкой на ресурс cossackdom.com

Б.Е. Фролов

(Краснодар)

«Порядок общей пользы»: опыт исторического комментария

«Порядок общей пользы» — документ, регламентирующий административно-территориальное устройство, формы землевладения и землепользования, управление и правила несения службы в Черноморском казачьем войске конца XVIII в. «Порядок» состоит из краткой преамбулы и 25 статей (параграфов).

От восторженного «первая конституция Кубани» до «продукта законодательных потуг местной черноморской старшины» – таков диапазон мнений об этом важнейшем документе. Естественно, что в силу своей значимости «Порядок» давно уже привлекал внимание исследователей. Наиболее интересный и продуктивный анализ «порядка общей пользы» представлен в работах Ф.А. Щербины, В.А. Голобуцкого, Г.Н. Шевченко (1).

Цель настоящей статьи — подробно прокомментировать ряд статей этого документа, дать новые интерпретации отдельным его тезисам, исходя из исторического контекста.

Предварительно несколько слов о датировке «Порядка». В одном из своих ранних произведений П.П. Короленко приводит полный его текст, датированный следующим образом: «1794 года января…» (2). В тексте, помещенном через четыре года в книге «Черноморцы», появилось и число – 1 января (3). То ли историку удалось найти точно датированную копию документа, то ли просто какие-то сведения, подтверждающие день его принятия (о судьбе подлинника, насколько мне известно, никаких данных не имеется).

В рукописной копии «Порядка», хранящейся в Государственном архиве Краснодарского края, полная дата подписания документа также отсутствует (4). Текст несколько отличается от опубликованного П.П. Короленко, но различия несущественны и непринципиальны.

Со своей стороны, в пользу принятия документа 1 января, могу привести следующий факт: журнал заседаний Войскового правительства, учрежденного «Порядком общей пользы», начинается с понедельника 2-го января 1794 г. (5). Есть еще одно свидетельство Е.Д. Фелицына, но о нем ниже.

Выражение «документ принят» употребляю в том смысле, что 1 января 1794 г. в «благополучном граде Екатеринодаре» его подписали авторы: атаман З.А. Чепега, войсковой судья А.А. Головатый и войсковой писарь Т.Т. Котляревский. ряд историков использует слово «принят» в значении утверждения «порядка» какой-то законодательной инстанцией. Состоялась ли подобная «апробация»?

Обзор литературы свидетельствует, что единого мнения на этот счет нет. В.С. Шамрай пишет: «1794 г. 1 января. На общем собрании войска установлен «Порядок общей пользы» (6). П.П. Короленко считал, что «Порядок общей пользы» утвердила («постановила протоколом») войсковая казачья Рада, проводившаяся в Екатеринодаре 1 января 1794 г. (7). Диаметрально противоположной точки зрения придерживается Ф.А. Щербина: «… в январе 1794 года Войсковое Правительство опубликовало … акт, озаглавленный «Порядок общей пользы» (8). При этом историк отмечает, что произошло это «без участия войска», «не было ни Рады, ни казачьих совещаний». Далее, анализируя «грехи» этого документа, он пишет: «Казаки ничего подобного не допустили бы на Войсковой Раде, где сама старшина не решилась бы на Раде устанавливать подобные порядки»; еще через страницу он прямо заявляет, что триумвират в лице войсковых атамана, судьи и писаря установили этот акт без Войсковой Рады (9).

А что думают по этому поводу современные историки? Позиции Ф.А. Щербины, очевидно, придерживается С. Якаев: «… 1794 г. январь. В Екатеринодаре Войсковым правительством … издано первое законодательство войска под названием «Порядок общей пользы» (10). Т.М. Феофилактова пишет о принятии «Порядка» общим собранием войсковой старшины (11). «На общем собрании руководства войска и куренных атаманов – был принят «Порядок общей пользы» – считает В.Н. Ратушняк.

Вполне очевидно – без привлечения новых источников ответить на этот вопрос с должной уверенностью не удастся. Считаю, что версию В.С. Шамрая об общем собрании войска можно смело отбросить. Рада, как общенародное собрание, как «высший административный, законодательный и судебный орган» (13) в январе 1794 г. вряд ли могла быть собрана. Дело не только в физической невозможности собрать казаков или даже их представителей в условиях пока еще бесконтрольного и довольно хаотичного расселения по Кубанской земле. Созыв такой Рады противоречил не только высочайшей Грамоте, пожалованной войску 30 июня 1792 г., но и «Порядку общей пользы», который эту самую Раду фактически и уничтожал.

Если исходить из буквального значения слова «рада» – совет, группа сановников, совещание, коллегиальное решение (14) – то собрание находившейся под рукой старшины, а может быть и некоторых представителей рядового казачества, судя по всему, действительно имело место. В ряде приказов З.А. Чепеги этих лет встречаются выражения: «… за собранием вверенного мне войска войсковых старшин…», «…оного войска старшины и казаки по общему желанию усоветуя…», «…войсковые куренные атаманы и войско…» (15). Насколько реальной была степень влияния рядовых казаков на принятие важных решений – судить трудно. Скорее всего, включение в документ «войска», «казаков», «общества» – дань традиционной фигуре речи, а не отражение подлинного положения дел.

Замечательное свидетельство того, как и кем действительно принимались в то время важные решения, оставил неизвестный современник описываемых событий: «Августа 15 дня собрались в Войсковое правительство кошевой атаман, войсковые старшины, полковники, бунчуковое товарищество, полковые старшины и атаманы (куренные – Б.Ф.), и положили… воздвигнуть главный город Екатеринодар, построить в нем Войсковое правительство и сорок куреней…» (16).

Впрочем, сам факт созыва 1 января 1794 г. совещания какого-либо уровня еще нисколько не доказывает факт утверждения им «Порядка общей пользы». Сам тон документа этого, как кажется, и не предполагает. В самом начале авторы (высшее руководство войска) заявляют: «Мы, будучи избранными и утвержденными к управлению … в начальники… поставляем отныне навсегда … устроить порядок нижеследующий». И в конце: «Вышеописанный порядок возстановляя, надеемся, что наше войсковое общество примет сей в кротости духа и … посвятит себя в непременном его исполнении».

Перейдем к истории появления этого документа. Ф.А. Щербина постоянно подчеркивает его самозванный характер, приписывая его создание исключительно личным амбициям атамана, судьи и писаря. Конечно, это не так. Умные и дальновидные представители войскового руководства давно понимали, что войско не может бесконечно находиться в «подвешенном» состоянии, не имея никакого правового обеспечения. Еще 29 февраля 1792 г. войсковому судье А.А. Головатому, направлявшемуся с делегацией в Петербург, от имени «всего общества» вручили инструкцию для поднесения Ея Императорскому Величеству. В 8-м пункте инструкции просилось следующее: «Порядок учреждения сего Войска по роду службы, на каком положении ему быть» (17).

В сущности, Грамота Екатерины II от 30 июня 1792 г. и явилась ответом на этот вопрос. Главное, стержневое положение этой грамоты в интересующем нас аспекте звучало так: «Желаем мы, чтоб земское управление сего войска лучшаго порядка и благоустройства соображаемо было с изданными от нас учреждениями о управлении губерний» (18). Грамота очень лаконична, ответить на частные вопросы должен был местный подзаконный акт. Переселение на Кубань вызвало необходимость ускорить принятие такого документа. новые земли, новые социально-экономические отношения, новые условия службы – да «порядок» был просто необходим (хороший он или плохой, справедливый или нет – это уже второй вопрос).

10 ноября 1793 г. Войсковое правительство обратилось к Таврическому вице-губернатору К. Габлицу «о снабжении нужными высочайшими о управлении губернии учреждением и всеми другими законами» (19). Возможно, что работа над «Порядком» уже началась. 26 ноября К. Габлиц сообщил правительству о передаче заявки на законы в Таврическое областное правление (20).

Интереснейшие сведения мы можем извлечь из письма графа П.А. Зубова к З.А. чепеге, датированном 2 марта 1794 г. «Сделанное постановление порядка во всемилостивейше пожалованной войску Черноморскому земле нахожу я соответствующей пользе общества; но дабы управление сего войска могло быть основано на твердых и незыблемых правилах нужно во-первых снабдить оное законами, которые вскоре и будут в войско отправлены; а во вторых сообразить во всех частях помянутое постановление с законами, что поручил я сделать обще с вами господину Таврическому губернатору…» (21).

Итак, законодательные документы не поступили в Екатеринодар и к весне 1794 г. Но это еще не означает полное отсутствие каких-то сборников российских законов в Черноморском войске. Ряд статей «Порядка» написаны явно на основе «Учреждения для управления губерний», изданного в 1775 г. В связи с этим можно предположить, что ведущую роль в создании «Порядка общей пользы» сыграл войсковой судья А.А. Головатый, служивший до образования Черноморского войска капитан-исправником (глава земской полиции) в Новомосковске и потому прекрасно знавший российское законодательство.

Граф П.А. Зубов требует «сообразить» «Порядок» с законами во всех его частях. Проводилась ли такая работа, неизвестно. Возможно, ответом на требования П.А. Зубова явилось создание для окружных правлений особого «Наставления из войскового Черноморского правительства», подготовленного на основе российских законоположений (в частности, «Устава благочиния») и лишь немного подправленного на местный лад (22).

Но для чего же черноморцы отправили «Порядок общей пользы» к всесильному графу: для консультации, одобрения или утверждения официальным порядком? Ответ на этот вопрос, наверное, хранится в центральных архивах страны. Сам факт отправки «Конституции Кубани» в столицу, на мой взгляд, лишний раз свидетельствует в пользу того, что ни Рада, ни какое-то другое собрание ее не утверждали. Не говоря уже о юридической неправомочности такого акта (в силу грамоты Екатерины II) руководство войска оказалось бы просто в нелепом положении, переделывая (и, может быть, не один раз) по распоряжению высшего сановника уже утвержденный документ. Три высших должностных лица войска подписали «Порядок», довели его до сведения казаков, а те приняли к руководству и исполнению.

Первой статьей «Порядка» в Черноморском войске учреждалось Войсковое правительство, «управляющее Войском на точном и непоколебимом основании всероссийских законов». В его состав входили кошевой атаман, войсковой судья и войсковой писарь. Таким образом, Войсковой Кош, как главный орган управления войском, трансформировался в Войсковое правительство (в конце XVIII-начале XIX вв. термин «Кош» нес различные смысловые нагрузки: штаб-квартира, стан, лагерь, резиденция, «столица» войска, а в ряде случаев, как кажется, и весь административный аппарат первых лиц войска и др.). В значении же «главный стан войска» слово «Кош» употреблялось еще много лет даже в общероссийских законодательных актах (23). Интересно, что в 1797 г. один из авторов «Порядка» войсковой атаман Т.Т. Котляревский хлопотал о дозволении именовать Войсковое правительство «по прежнему Кошем войска верных черноморских казаков» (24).

Важно отметить следующее – учреждение Войскового правительства явилось по сути дела формальным актом, закрепившим давно уже существующее в жизни. Бумаги за подписью Войскового правительства встречаются и до 1794 г. Одновременно употреблялась формула «Из Коша». «Порядок» устранил эту двусмысленность. Фактически он явился подзаконным местным актом, так как юридически существование Войскового правительства было узаконено грамотой Екатерины II от 30 июня 1792 года. Об этом говорит и один из указов Войскового правительства: «… и по обзаведении города Екатеринодара в коем и войсковое правительство по силе высочайшей грамоты данной войску учреждено» (25).

Вместе с тем нельзя не сказать о том, что само правительство уже в конце XVIII века считало себя существующим именно с 1794 г. и за решения более раннего периода никакой ответственности на себя не брало.

В 1896 г. Е.Д. Фелицын опубликовал «Штат по должности атамана кошевого и войскового правительства», приложенный к «Порядку общей пользы» и датированный 1января 1794 г. (26). Штат предусматривал создание следующих экспедиций и отделений: паспортов и билетов, воинских, казенных и гражданских дел, дела по разным публикациям. Весь штат насчитывал 18 человек, общие расходы на зарплату, канцелярские товары и дрова были определены в 2000 руб. Следует отметить и наличие иной точки зрения на структуру Войскового правительства. В справке 1822 г., подготовленной к «Правилам по управлению Войском Черноморским» (разработанным А.П. Ермоловым), утверждалось, что в 1794 г. Войсковое правительство состояло из войскового атамана с двумя судьями, секретарем, протоколистом и заключалось в трех повытьях и регистратуре (27). Указанный состав правительства документами конца XVIII в. не подтверждается.

Третий параграф «порядка» предписывал «ради собрания войска… и прибежища бездомовных казаков» выстроить в Екатеринодаре сорок куреней. «Собрание войска», конечно, нельзя понимать как сбор всех казаков, что было не нужно, да и невозможно. Речь идет о казаках, высылаемых на действительную службу. дело в том, что Екатеринодар с первых дней и навсегда стал главным сборным пунктом строевых частей войска (кроме главного, существовали и частные сборные места). В течение нескольких последующих лет «при Войсковом правительстве при куренях на непредвиденный случай» состояло примерно тысяча казаков.

Численность «бездомовных» казаков установить невозможно. По мартовской переписи 1794 г., проведенной поручиком Миргородским и корнетом Демидовичем, в куренях войска числилось 12645 казаков (28). Если признать правомочной экстраполяцию данных переписи 1800 г. на 1794 г., то число сиромах должно было составлять примерно 30-35 %. Разместить всех этих людей (а численность их постоянно увеличивалась) в куренях было невозможно, да и чревато негативными социальными последствиями. Большая часть «неимущественных» казаков оказалась на рыбных заводах, так как им отдали «по жеребу (жребию – Б.Ф.) для рыболовни вентерями, баграми и сандолями изобильные на рыбу гирла» (29).

Важно подчеркнуть и следующий момент: 2 новых куреня, добавленные к традиционным 38, были созданы по высочайшему повелению. Уже в грамоте Екатерины II от 30 июня 1792 г. речь идет о 40 куренных атаманах (что, естественно, подразумевает 40 куреней). О высочайшей воле на этот счет свидетельствуют и бумаги З.А. Чепеги. Причины подобной реорганизации непонятны. Может быть, она находилась в русле правительственной политики по постепенному усечению традиционного казачьего уряда Запорожской Сечи, не оставившей, по словам Екатерины II, «по себе умам приятное прозвание».

В любой работе по истории Кубани можно прочесть, что два новых куреня получили названия Екатерининский и Березанский (в ранних источниках название первого из них пишется через «и» – «Екатерининский», форма «Екатериновский» появилась позже и, очевидно, самопроизвольно). И это верно. Но дело в том, что в «порядке» нет куреня Березанского, а есть – Небержанский. Когда, кто и почему изменил название нового куреня? Во всяком случае, из циркулярного приказа З.А. Чепеги 18 февраля 1794 г. мы узнаем: «Войсковые и полковые старшины, куренные атаманы и войско, сего февраля 15 числа, во исполнение высочайшей Ея Императорского Величества воли, к имеющимся в войске 38 куреням, дабы было всего сорок, еще прибавили два куреня: Екатерининский и Березанский» (30).

Параграфом 7-м «Порядка» вся войсковая земля разделялась на пять округов со следующими окружными правлениями во главе: Екатеринодарским, Фанагорийским, Бейсугским, Ейским, Григорьевским. Окружные правления Черномории представляли собой не что иное, как земскую (сельскую) полицию. В ряде документов 1794 г. встречаются такие формулировки: «… для лучшего управления земской полиции…войсковая земля разделена на пять округов» (31).

Обязанности окружных правлений Черномории во многом были схожы с обязанностями сельской полиции российских губерний. Сугубо местной особенностью было наблюдение за поголовной и постоянной вооруженностью жителей. Права и обязанности полковников кружных правлений значительно совпадали с полномочиями земских исправников или капитанов, записанных в «Учреждении для управления губерний».

Создать окружные правления удалось далеко не сразу. К сентябрю 1794 г. открылись только два — Фанагорийское и Ейское (во главе соответственно полковники И. Юзбаша и Е. Чепега). 26 сентября Войсковое правительство продублировало «порядок», издав указ о разделении земли на 5 округов (32). При этом их границы были уточнены и стали несколько отличаться от установленных «Порядком».

Буквально в нескольких архивных делах удалось встретить печати окружных правлений, изготовить которые предписывал «порядок». Изображения, выполненные на матрицах этих печатей, значительно отличаются от установленного описания (см. 33).

Объем статьи не позволяет прокомментировать еще ряд интересных статей «порядка». Некоторые из них не имеют безусловно однозначного толкования. «порядок общей пользы» исключительно информативный и ценный источник, дальнейший скрупулезный анализ его содержания поможет уточнить многие реалии того времени.

Примечания

2. Короленко П.П. Черноморцы за Бугом // Военный сборник. СПб, 1868. № 4,5.

3. Короленко П.П. Черноморцы. СПб, 1874.

4. ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 2830. Л. 1-8.

5. Там же. Ф. 250. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.

6. Шамрай В.С. Хронология важнейшим событиям и законоположениям, имеющим отношение к истории Кубанской области и Кубанского казачьего войска. Екатеринодар, 1911. С. 33.

8. Щербина Ф.А. Указ. соч. С. 515.

9. Там же. С. 545, 548.

10. Якаев С. история кубанского казачества в датах, лицах, фактах и событиях // Вольная кубань (газета). 1993. 21 апреля.

11. Прошлое и настоящее Кубани в курсе отечественной истории /под ред. В.Н. Ратушняка/. Краснодар, 1794. С. 73.

12. Ратушняк В.Н. История Кубани с древнейших времен до конца XIX века. Краснодар, 2000. С. 100.

13. Яворницкий Д.И. История запорожских казаков. Репринт. изд. Киев, 1990. Т. 1. С. 163.

14. Словарь русского языка XI-XVIII вв. Вып. 21. М., 1995. С. 120.

15. ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 267. Л. 2; Д. 239. Л. 13.

16. Соловьев В.А. Из журнала Чепиги // Вольная Кубань. 1992. 17 апреля.

17. Короленко П.П. Черноморцы за Бугом. Б/м, б/г. Прилож. XIX, С. 22.

18. Копии Императорских грамот и других письменных актов, принадлежащих Кубанскому казачьему войску // Кубанский сборник. Екатеринодар, 1901. Т. 8. С. 288.

19. ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 255. Л. 2.

20. Дмитренко И.И. Сборник исторических материалов по истории Кубанского казачьего войска. СПб, 1896. Т. 2. С. 127.

21. ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 285. Л. 22.

22. Екатеринодар-Краснодар. Материалы к летописи. Краснодар, 1993. С. 23.

23. ПСЗ. Т. 27. СПб, 1830. Ст. 20508.

24. Кубанское казачье войско. 1696-1888 /под ред. Е.Д. Фелицына/. Воронеж, 1888. С. 68

25. ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 294. Л. 56.

26. Фелицын Е.Д. Материалы для истории для истории кубанского казачьего войска// Кубанские областные ведомости. 1896. № 190.

27. ГАКК. Ф. 318. Оп. 1. Д. 29. Л. 5.

28. Там же. Ф. 396. Оп. 1. Д. 11328. Л. 6-11.

29. Там же. Ф. 249. Оп. 1. Д. 338. Л. 16.

30. Дмитренко И.И. Указ. соч. Т. 3. С. 724.

31. ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 338. Л. 3.

32. Там же. Ф. 250. Оп. 1. Д. 3. Л. 86.

33. Фролов Б.Е. Окружные и куренные печати Черноморского казачьего войска // Информационный бюллетень (Архивный отдел администрации Краснодарского края). Краснодар, 1997. № 4.

Введение Литургика как наука. О Церковном уставе и требованиях неукоснительного его выполнения Двунадесятые праздники Общие понятия о них Двунадесятые неподвижные Господские и Богородичные праздники. Основные особенности богослужения двунадесятых праздников Праздники в честь Пресвятой Богородицы Рождество Пресвятой Богородицы Литургическое освещение праздника История праздника Особенности богослужения праздника Порядок службы праздника в воскресенье Отдание праздника в седмичный день Отдание праздника в воскресный день Порядок службы в предпразднство или попразднство святого, имеющего полиелей Порядок службы в предпразднство или попразднство с малым святым (одним и двумя) Порядок службы в день отдания праздника (со святым, имеющим бдение, или святым храма) Господские праздники Рождество Христово Литургическое освещение праздника История праздника Подготовительный период праздника Недели святых праотец и святых отец Предпразднство Рождества Христова Навечерие праздника Рождества Христова и его богослужебные особенности Порядок отправления изобразительных Порядок отправления Великих часов Уставная особенность вечерни, совершаемой в Навечерие праздника Порядок отправления вечерни с литургией св. Василия Великого в Навечерие праздника Порядок отправления вечерни с литургией св. Иоанна Златоуста в Навечерие праздника Краткая схема вечерни в Рождественский Сочельник Чин «славления» Христа в Навечерие Рождества Христова Всенощное бдение Краткая схема великого повечерия праздника Рождества Христова (и Крещения Господня) Литургия Особенности богослужения второго дня праздника Попразднство и отдание праздника «Святки» Богослужение великопостное Древность Великого поста и его значение Понятие о Триоди Постной Общее понятие о подготовительных Неделях Великого поста Неделя о мытаре и фарисее Особенности богослужения Седмица и Неделя о блудном сыне Особенности богослужения Седмица и Неделя мясопустные Особенности службы мясопустной субботы Основные особенности богослужения мясопустной седмицы и Недели Седмица и Неделя сыропустные Уставные особенности сырной седмицы Триодь цветная Содержание и происхождение Цветной Триоди Пасха. Светлое Христово Воскресение История праздника Особенности пасхального богослужения Полунощница Пасхальная утреня Пасхальные часы Литургия Чин освящения артоса Великая вечерня в первый день Пасхи Особенности богослужения на Светлой седмице Неделя Антипасхи (Фомина) Особенности богослужения в Неделю Антипасхи Общие уставные замечания относительно служб от Фоминой Недели до отдания Пасхи Особенности служб от Недели святых жен-мироносиц до отдания Пасхи Об авторе

Название: Схиархимандрит Иоанн (Маслов) — Избранные произведения (20 книг)
Авторы: схиархимандрит Иоанн (Маслов)
Издательство: Самшит-Издат, Московская педагогическая академия
Форматы:
Год издания: 1982-2012
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) принадлежал к тем редким, исключительным людям, которые замечательно соединяли в себе широкие познания, огромное трудолюбие, пророческую мудрость и глубокую, непоколебимую веру. Магистр богословия, автор многих богословских работ по актуальным проблемам современности, он почти 25 лет преподавал в Московских Духовных школах Пастырское богословие и Литургику. Труды отца Иоанна получили широкое признание не только в богословской сфере, но и в современной системе образования. Министерство образования России признало многие из них учебными пособиями по духовно-нравственному образованию и воспитанию школьников.
Благодаря своим богословским трудам отец Иоанн известен как духовный просветитель, к которому люди обращались и обращаются доныне как к источнику спасения. Все его труды, основанные на святоотеческих творениях и личном опыте богообщения, глубоко духовны и помогают каждому найти правильный путь к нравственному совершенству.
Своими мудрыми наставлениями отец Иоанн мог исправить грешника. Как истинный духовник он благодатью Духа Святого преображал и перерождал сердце человека, многие души спасал от отчаяния, извлекал из тины греха и возвращал к праведной жизни. «Я за тебя на Страшном суде отвечать буду», — говорил он своим духовным чадам.
Сегодня, когда к лику святых причислены Великие старцы знаменитой Глинской пустыни, имя отца Иоанна, сподвижника великих старцев и прямого продолжателя их спасительного служения сияет как яркая звезда, указывающая всем верный путь.
Служение схиархимандрита Иоанна Богу и людям молитвенно продолжается в ином, невидимом мире, в тех селениях, где за землю нашу предстательствуют святые и своей благодатной помощью не оставляют нуждающихся в ней.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) — Лекции по пастырскому богословию — 2001.rtf – 258 стр.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) — Лекции по Литургике — 2002.rtf – 175 стр.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) — Конспект по Литургике для 1 класса Семинарии — 1982.rtf – 74 стр.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) — Конспект по Литургике для 2-го класса Семинарии — 1982.rtf – 101 стр.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) — Конспект по Литургике для 3-го класса Семинарии — 1984.rtf – 142 стр.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) — Избранные письма и проповеди — 2004.rtf – 126 стр.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) — Пасха. Светлое Христово Воскресение. — 2004.rtf – 30 стр.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) — Статьи, доклады, беседы. — 2010.rtf – 78 стр.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) — Как говорили о Боге, вере и Библии люди ученые — 2010.rtf – 11 стр.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) — Недоуменные вопросы и ответы на них — 2010.rtf – 90 стр.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) — Преподобный Амвросий, богоносный старец Оптинский. — 2002.rtf – 106 стр.
Маслов Н.В. — Православное учение о спасении по трудам глинских старцев — 2002.rtf – 254 стр.
Маслов Н.В. — Письма Глинских старцев — 2006.rtf – 222 стр.
Маслов Н.В. — Благодатный старец. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). — 2006.rtf – 73 стр.
Маслов Н.В. — Святоотеческое учение о исповеди и покаянии в трудах схиархимандрита Иоанна (Маслова) — 2010.pdf – 116 стр.
Маслов Н.В. — Основы русской педагогики — 2006.pdf – 537 стр.
Маслов Н.В. — Педагогический аспект учения о слове схиархимандрита Иоанна (Маслова) — 2012.pdf – 32 стр.
Маслов Н.В. — Духовные и нравственные основы образования и воспитания. (Глава 1-3) — 2012.rtf – 218 стр.
Маслов Н.В. — Особенности воспитания юношей — 2012.rtf – 23 стр.
Маслов Н.В. — Особенности воспитания девиц — 2012.rtf – 16 стр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *