Величание ноты

Очень многие вокалисты, особенно профессиональные сталкиваются с тем, что голос садится практически ежедневно. От работы, перенапряжения в пении, или по другим причинам.

Видеоурок о том как заботиться о своем голосе, чтобы он всегда был в рабочем состоянии и что делать если голос вдруг начал садиться, или не дай Бог случилось такое что голос потребовалось срочно восстанавливать.

Преподаватель вокала, Вера Иванова делится методами, упражнениями и различными секретами которые используют лоры и фониаторы артистов Большого театра, а так же специалисты работающие с профессионалами на большой сцене.

Данный видеоурок — это 22 минуты полезнейшей информации на тему того как постоянно поддерживать свой голос в рабочем состоянии.http://youtu.be/LsZBCs0DIh0

Авторские уроки о церковном пении и пении на клиросе регента церковного хора Алены Семеновой.

Распевка для низкого голоса.

СНЯТИЕ ГОРЛОВЫХ ЗАЖИМОВ

Часто встречается одна и та же основная проблема у вокалистов – зажатость голоса, как следствие напряжения голосового аппарата (в районе шеи) – внешних мышц, не участвующих в процессе звукообразования, но готовых всегда прийти на помощь вокалисту – вытянуть ту или иную ноту, подправить интонацию… При этом голосом становится тяжело управлять и качество звука оставляет желать лучшего… Но вот как раз это вмешательство внешних мышц и не желательно… Внутренние мышцы, находящиеся внутри гортани и участвующие в звукообразовании, способны самостоятельно управлять голосовым аппаратом без ненужного вмешательства внешних мышц.

Признаки вмешательства в процессе пения внешних мышц — зажима:

— зажатость голоса на слух

— напряжение гортани, проявляющееся внешне, как вертикальная впадина кадыка (чем выше звук, тем сильнее напряжение и впадина)

— стремление опускать голову, прижимать подбородок к груди (особенно в верхнем регистре), и как следствие, невозможность петь высоко с поднятой вверх головой

— быстрая утомляемость и тяжелая управляемость голосом

От чего образуются зажимы…

Причин может быть несколько, я же опишу основную и наиболее встречающуюся у вокалистов. Она психологическая, и как следствие, привычка петь с зажимом. Вы хотите взять трудную для вас ноту или слог, и стремитесь, это сделать, во что бы то ни стало. Ваша техника пения не позволяет вам сделать это правильно, и тут на помощь вам приходят как раз те самые внешние мышцы (жевательные и глотательные), которые и помогают формированию достойного на ваш взгляд звука. Негативную роль здесь может играть и состояние страха, стыда, застенчивости, стеснительности перед тем, что кроме вас ваше пение услышит еще кто-либо, например родственники за стенкой. И вы стараетесь петь для них лучше, а получается хуже.

Как снять горловые зажимы…

Поскольку основная и наиболее встречающаяся причина зажима – психологическая, необходимо заставить себя расслабиться, отвлечь посторонние мысли, сконцентрироваться только на собственном голосе, никого в округе не замечать и петь свободно и комфортно. Подходя к трудной ноте – не обращайте на нее внимания, говорите себе: «Спою фальшиво, не возьму ноту, ну и пусть». Важно заставить себя расслабиться и найти те ощущения, при которых вы сможете петь расслабленно.

Часто бывает, что после определенного количества выпитого спиртного – занятие вокалом превращается в легкое и комфортное. Это связано с тем, что под действием алкоголя центральная нервная система притупляется, и вы уже не делаете сознательных зажимов для достижения той или иной цели. Но занятия вокалом и пьянство – вещи несовместимые, значит необходимо освободить свои страхи перед звуком и в трезвом состоянии. Для этого дам несколько рекомендаций:

1. Заставьте себя расслабиться. Внушите себе, что вас ничего не беспокоит. Можно посмотреть и страху в глаза. К примеру, пригласите в комнату маму и скажите, что вы сейчас споете для нее арпеджио, спойте его и скажите, что у вас получилось, не очень хорошо, и вы будете искать ощущения, чтобы петь лучше. Когда мама уйдет в другую комнату, возможно, вы уже не будете ее стесняться.

2. Для расслабления рекомендую петь арпеджио «sopranohighc». Это арпеджио я воистину считаю самым универсальным для певца, так как оно учит связывать грудной и головной голос. Пойте удобную для вас гласную. При пении не открывайте рот сильно, сделайте это наполовину. Лишь на высоких нотах допускается некоторое расширение рта. Смотрите ровно перед собой. Дышите спокойно. Заткните плотно одно ухо пальцем. Это поможет вам хорошо слышать себя изнутри и подавит психологическое напряжение. Не увеличивайте громкость в верхнем регистре. Пойте с умеренной громкостью. Когда вы достигнете некоторой расслабленности – зацепитесь за эти ощущения. Ищите ощущения. Затем попробуйте спеть песню, но в полгромкости и ни в коем случае не напрягаясь, пусть звук покажется вам более тонким и менее динамичным, но главное, чтоб он оставался связанным, а со временем придет, и сила и окраска голоса станет более богатой.

Признаки расслабленного пения:

— звук сбалансирован по всем частотным составляющим: высоким, средним и низким

— вы можете легко петь с поднятой вверх головой даже самые высокие ноты

— при атаке звука или же при его завершении проскакивают микро фальцетные «петушки», это символизирует о мягкости атаки и ведении звука и свободе голосовых связок (но это ощущение может и отсутствовать)

— не наблюдается напряжения брюшного пресса, а воздуха для пения хорошо хватает

Идеально для расслабленного пения подходит методика Сета Риггса «Пение в речевой позиции».

И помните, расслабление гортани – процесс не однодневный, а продолжительный, требующий много времени и терпения!!! С каждым занятием расслабляйтесь все сильнее и сильнее…

Александр Калиниченко

<<<Другие ноты>>>

Покров Пресвятой Богородицы

Стихира на «Господи воззвах», гл. 4, подобен «Яко добля в мученицех», напев Оптиной пустыни (midi)

Стихира на литии первая, глас 3

Стихира на литии вторая, глас 4, подобен «Яко добля в мученицех», напев Оптиной пустыни

Тропарь Покрова Б.М., греч. распев

Величание Покрова Б.М. киевский распев (midi) вариант 2

Величание Покрова Б.М., знаменный распев, Касторский

Кондак Покрова Б.М., по муз. Бортнянского

Светилен Покрова Б.М., Зиновьев (муж.хор)

Светилен Покрова Б.М., Зиновьев (смеш.хор)

Богородице Ирмосы «Отверзу уста», 4 гл. простой напев

Богородице Ирмосы «Отверзу уста», 4 гл., сокр.знам.расп

Богородице Ирмосы «Отверзу уста», С. Трубачев

Богородице Канон молебный «Воду прошед», 8 глас, греческий распев

Богородице Непроходимая врата (a-m, midi) (e-m, midi)

Богородице, Под Твою милость, греч., гарм. Бортнянского (a-m) (midi)

Богородице, Пред святою Твоею иконою

Богородице, Царице моя преблагая

Величания, знаменный распев (ред. Касторского)

Величания, киевский распев

Величание Богородице иконе

Величание Богородице общее

Величание Владимирской иконе Б.М.

Величание Знамению Б.М. киевский расп. знаменный расп.

Величание Иверской иконе Б.М. киевский расп.

Величание Казанской иконе Б.М.

Величание Казанской иконе Б.М., Касторский

Величание Почаевской иконе Б.М. киевский распев знаменный расп.(по Касторскому)

Величание Бесплотным силам

Величание Архангелам и Ангелам киевский расп. знаменный расп.

Величание Архангелу Михаилу, киевский расп.

Величание апостолу общее киевский расп. знаменный расп.

Величание мученикам общее, знаменный расп.

Величание мученику общее, киевский расп.

Величание мученице общее, киевский расп.

Величание преподобным общее, знаменный распев

Величание преподобной общее, киевский расп.

Величание блгв. кн. Александру (23.11) киевский расп. знаменный расп.

Величание Василию Великому

Величание кн. Владимиру киевский расп. вариант 2 знаменный расп.

Величание вмч. Георгию киевский расп. знаменный распев

Величание вмц. Екатерине киевский расп.

Величание пророку Илие, киевский расп.

Величание Иоанну Богослову (26.09) киевский расп. знаменный расп.

Величание рождеству И. Предтечи киевский расп. знаменный расп.

Величание усекновению главы И. Предтечи киевский расп. знаменный расп.

Величание обретению главы И. Предтечи киевский расп. знаменный расп.

Величание Кириллу и Мефодию (11.05) киевский расп. знаменный расп.

Величание свт. Николаю (Василию Великому) киевский расп. знаменный расп.

Величание равноап. Нине, знаменный расп.

Величание равноап. Ольге, киевский расп.

Величание Обрезанию

Величание Обрезанию, знаменный распев

Величание вмч. Пантелеимону, киевский расп.

Величание апп. Петру и Павлу, киевский расп.

Величание апп. Петру и Павлу, киевский распев

Величание апп. Петру и Павлу, знамен. распев, Касторский

Величание Российским святым, знаменный расп.

Величание Сергию Радонеж, киевский расп. КПЛ

Величание трем святителям (30.01) киевский расп. знаменный расп.

Величание Нерукотворному Образу (Убрусу) киевский расп. знаменный расп.

Запричастное пение

Молитва апп. Петру и Павлу

Ирмосы Богородице, Собор Архангела Михаила, греческого распева

Ирмосы равноап. вел. кн. Владимира, греческого распева

Ирмосы Игнатия Богоносца (2.01), 1 гл., сокращ.греч. распева

Ирмосы Иоанна Предтечи, 2 гл., знаменный распев (midi)

Ирмосы свт. Николая (19.12), сокращ.греческого распева

Ирмосы апп. Петру и Павлу, сокращ. знаменный распев

Ирмосы апп. Петру и Павлу

Ирмосы Обрезания 1, знаменный распев (придворный обиход)

Ирмосы Обрезания 2, сокращ. греческого распева

Ирмосы Обрезания 3

Литийная стихира Александру Невскому (30.08)

Литийная стихира Александру Невскому (06.12)

Литийная стихира кн. Владимиру (15.07)

Литийная стихира Знамению Пр.Б. «Роги грешных», 6 гл., подобен «Все отложше», нап. Оптиной п.

Литийная стихира Знамению Пр.Б. «Якоже иногда», 6 гл., подобен «Ангельския», нап. Оптиной п. (midi)

Литийная стихира на Рождество Предтечи

Литийная стихира пророку Илие

Литийная стихира Казанской ик. Б.М., гл. 2, подобен «Егда от древа», нап. Оптиной п. (midi)

Литийная стихира вмч. Дмитрию Солунскому (8.11) (midi)

Литийная стихира равноап. Константину и Елене

Литийная стихира архистр. Михаилу, гл. 1, подобен «Прехвальнии мученицы», напев Оптиной пустыни (midi)

Литийная стихира архистр. Михаилу, гл. 2, подобен «Доме Ефрафов», напев Оптиной пустыни (midi)

Литийная стихира свт. Николаю (6.12)

Литийная стихира свт. Николаю (9.05)

Литийная стихира прп. Сергию

Литийная стихира свт. Спиридону

Литийная стихира Святителям московским

Литийная стихира Сергия Радонеж. (25.09)

Литийная стихира Усекновения

Прокимны утрени 4 гл.

Помяну имя, опевы Евангелия, Валаамское, архим. Матфея, для большого смеш. хора (midi)

Помяну имя, опевы Евангелия, Валаамское, архим. Матфея, для малого смеш. хора (midi)

Помяну имя, опевы Евангелия, Валаамское, архим. Матфея, для клироса (midi)

Честна пред Господем, Помяну имя, опевы Евангелия, знамен.расп., архим. Матфея, для большого смеш. хора (midi)

Честна пред Господем, Помяну имя, опевы Евангелия, знамен.расп., архим. Матфея, для малого смеш. хора (midi)

Честна пред Господем, Помяну имя, опевы Евангелия, знамен.расп., архим. Матфея, для клироса (midi)

Прокимен утрени св. апп. Петра и Павла

Стихира самоподобен «Всехвальнии мученицы», 1 гл., напев Глинской пустыни

Стихира самоподобен «Небесных чинов», 1 гл., напев Глинской пустыни

Стихира самоподобен «Тридневен воскресл», 6 гл., напев Оптиной пустыни (midi)

Стихиры

Иоанну Богослову (26.09) на стиховне, гл. 4, подобен «Свыше зван», напев Оптиной пустыни (midi)

Иоанну Богослову на хвалитех, гл. 8, подобен «О, преславного чудесе», напев Оптиной пустыни (midi)

Ксении Петербуржской (24.01) на стиховне, гл. 6, подобен «Тридневен», напев Оптиной пустыни (midi)

Михаилу арх., на «Господи воззвах», гл. 4, подоен «Дал еси знамение», напев Оптиной пустыни (midi)

Николаю Чудотворцу (19.12), на малой вечерне, гл. 6, подобен «Тридневен», напев Оптиной пустыни (midi)

Обрезания, на «Господи воззвах», гл. 8, подобен «О, преславного чудесе», напев Оптиной пустыни (midi)

Р.Хр. предпразднству, гл. 6, подобен «Ангельския предыдите», напев Оптиной пустыни midi)

Сергию Раднежскому (5.07), гл. 2, подобен «Доме Ефрафов», нап. ТСЛ (midi)

Тропарь, кондак равноап. вел. кн. Владимиру (обиход)

Тропарь, кондак новомученикам Российским

Тропарь, кондак Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов (18.11)

Тропарь Петру и Павлу, греческий распев

Тропарь Петру и Павлу, Ковальджи

Тропарь, кондак Петру и Павлу (обиход)

Тропарь, кондак рождеству Иоанна Предтечи (обиход)

Тропарь, кондак Кириллу и Мефодию (обиход)

Тропарь, кондак Серафиму Саровскому (обиход)

Для чего поют в храме?

Церковное пение – это не просто исполнение молитв под музыку или без нее.

Под данным понятием подразумевается целый набор знаний, которые каждый участник хора должен приобрести в процессе обучения, чтобы петь осмысленно, чувственно и со знанием дела.

Обучение исполнению в храме – это не просто ноты, программа и методика.

Это еще и познание тонкостей проводимых служений в церкви, изучение старославянского языка (именно на нем написано большинство текстов), ознакомление с молитвами.

Важно! Как выглядит вертеп и что это такое

Чаще всего в ряды церковников попадают те люди, которые уже имеют музыкальное образование или же наделены несравненным талантом от Бога, и им дается вокал как нечто само собой разумеющееся.

В таких случаях обучение нотной грамоте не станет препятствием на пути – ведь если что-то дано, то теория приложится сама собой.

В последнее время вопрос духовности для российских людей стал более актуальным, поэтому появилось множество желающих пополнить воскресных школ. Сразу обращаем ваше внимание на то, что подобные заведения имеют различные стартовые требования к абитуриентам.

Есть такие, которые принимают всех, важно только обладать слухом и чувством ритма. Они предлагают краткий курс сольфеджио и практической игры на инструменте (чаще всего это фортепиано). Другие же не берут людей без музыкального образования (хотя бы соответствующую школу нужно окончить).

Интересно! Расписание богослужений в храме святого Андрея Рублева

Это интересно: Обряд развенчания в православной церкви — можно или нет

Теперь, собственно, как это делается

1. Подходите к церковной кассе (где продаются свечи) и спрашиваете —
«как зовут настоятеля этого храма и когда он служит»? Настоятель — это собственно, начальник прихода, его «директор», и именно он координатор всех процессов в отдельно взятой церкви. Без настоятеля ничего не делается и вам общения с ним не миновать. Узнав, когда настоятель служит, Вы просто просите его на пару слов. Обычно после службы.

2. Итак, вы подходите к настоятелю и говорите «Здравствуйте, меня зовут так-то и так-то… Я хочу петь в церковном хоре. У меня есть/нет (нужное подчеркнуть) музыкальное образование, есть/нет (нужное подчеркнуть) опыт пения на клиросе, готов/не готов (нужное подчеркнуть) работать бесплатно».

Настоятель очень быстро взвесит ваши шансы, и если они ненулевые (если вы мужчина — шансы слегка возрастают, так как мужиков на клиросе традиционно не хватает), то он даст контакты регента — «директора» хора.

И направит вас для беседы уже с ним. Если же настоятель явно вас отшивает (видно, что приводит аргументы, по которым вы петь не можете), тогда спросите его «есть ли при церкви школа церковного пения, куда вы готовы ходить». Если есть — спросите, как туда попасть. Если нету — вежливо попрощайтесь и извинитесь за отнятое время.

3. На этой фазе предполагается, что настоятель вас все-таки не «отшил» и направил к регенту. Расслабляться рано. Регент часто просто «за настоятеля» грамотно отшивает, вдобавок регент уже профессионал в пении (и уж точно он про себя думает именно так), поэтому к беседе добавится ваше естественное волнение (если, конечно, вы не пели до этого 15 лет по разным клиросам).

Итак, подходите к регенту и вам придется повторить уже ему все то, что вы сказали настоятелю, после чего вы можете предложить регенту прямо сейчас спеть с ним вдвоем что-нибудь простенькое (чтобы регент мог оценить приятность/скрипучесть вашего голоса).

Обычно уверенность в таких вопросах работает в плюс. Если у регента есть хоть какой-то интерес к новым певчим, он уделит вам время. Если у регента интереса нет (его все устраивает в текущем составе) — что ж, попробуйте его спросить про то, есть ли школа церковного пения в городе. Если да — попросите координаты и попрощайтесь. Если нет — просто попрощайтесь. Вы пока не можете устроиться на клирос. Собственно, это тяжелая работа и вашу потерю (ну или упущенные возможности, как уж вам больше нравится) нельзя назвать трагичной.

4. Предположим, регент все-таки согласился вас принять на испытательный срок. И назначил вам время, когда прийти уже на общую спевку (проще говоря, репетицию), в которой участвуют уже все работающие на клиросе люди. От вас теперь требуется не сжечь себе нервы и не испугать уже работающих хористов. Есть несколько советов.

  • Не используйте много церковных слов/выражений на спевке и вообще в общении. Певчие, как правило, начинают про такого человека думать так «ой, пришел мега-православный, который подослан настоятелем, чтобы шпионить за нами, он будет нам портить пение, но будет на хорошем счету у настоятеля». Будьте сами собой, не ведите себя слишком раскованно, но и пугливой мышкой быть не надо (иначе сделают вывод, что от вас толку, как от дохлой мухи, все таки исполнение музыкальных произведений требует некоторой доли исполнительской храбрости).
  • Оденьтесь добротно и хорошо. Бедно одеваться не в плюс вам просто потому, что певчие тут же начнут думать «вы любой ценой хотите пробиться в левый хор и отнять службы у уже работающих певчих». Вы этого пока не знаете, но у певчих все службы лимитированы и за каждую идет драка (потому что настоятель не разрешает всем выходить по желанию, есть лимит на кол-во человек на будничной «левой» службе). Покажите, что вы на все готовы на праздничных службах по выходным, но вы человек работающий и деньги у вас есть (даже если это приукрашенная реальность)
  • Настройтесь на то, что хорошее расположение вам будет первое время оказывать только регент. Певчие очень боятся разрушить хрупкий мирок, который у них складывается за время их работы — это и баланс рабочей нагрузки, и распределение авторитета в коллективе, и поэтому никто не будет «ставить на темную лошадку». К Вам будут относиться с холодной вежливостью, а в особо запущенных случаях — с холодной НЕвежливостью )) Если хотите петь по настоящему — вам придется это все перенести.
  • Само собой, не опаздывайте. Придите пораньше, осмотритесь. Предложите взять домой ноты, чтобы их изучить (это, конечно, если вы не читаете с листа как компьютер, но такое встречается очень редко, во всяком случае в провинции). Если вы какие-то ноты домой взяли, докажите что дома их смотрели. Берите не много. Два-три произведения, но потом покажите, что стали петь их лучше (иными словами, продемонстрируйте прогресс).

В целом, на этой стадии все уже зависит от реальной пользы, которую вы можете принести. Если от вас есть толк и ваш характер не вызывает ужас вас, скорее всего, оставят. Кстати, есть такой секрет — если хотите, чтобы вас точно оставили, предложите читать на клиросе — псалтырь или часы. Начните с того, что выучите текст этих молитв назубок, чтобы в любое время дня и ночи могли отчеканить эти тексты как робот. Певчие ненавидят читать (потому что от этого портится голос), и любому чтецу обычно рады как глотку фанты в жару. И готовность «все читать» на фазе новичка очень и очень помогает смягчить стальной блеск в глазах старых и опытных певчих ))

Ну и помните. Если Господь захочет вас видеть на клиросе — вы будете на клиросе. Это проверено.

Певчий будет петь на небесном клиросе…

Школы и курсы церковного пения

Для любого начинания важно желание и дальнейшие действия. Освоить церковное хоровое пение помогут, возникшие совсем недавно хоровые курсы при храмах, программа которых построена с самых азов:

  • распевки;
  • несложные произведения;
  • изучение истории храмового пения;
  • церковные гласы.

Обучение пению на клиросе сводится к несложным произведениям, состоящим из двух партий, и проходит бесплатно.

Кроме курсов, существуют целые школы церковного хорового пения. В больших городах, например, Москве, Санкт- Петербурге, их можно найти при каждом храме.

В школах обучение длится от года до трёх лет. Для желающих пройти обучение унисонному певческому искусству в Москве открыта Школа византийского хорового пения. Её адрес легко можно найти в интернете.

В школу церковного хорового пения принимают как детей, так и взрослых. Начинается обучение с:

  • нотной грамоты;
  • сольфеджио и вокала;
  • богословия;
  • текстов церковных песнопений.

Но не везде можно найти такие школы. В крайнем случае можно найти храм и связаться с регентом.

Несколько полезных советов

В основе обучения данному искусству лежит так называемая школа церковного пения под названием осмогласие. Суть заключается в том, что одновременно в молитве звучат восемь ладов, у каждого из которых своя партия. Общее звучание получается особым и ассоциируется у людей исключительно с Богословными мотивами.

Это интересно! Сильная молитва от беспокойства, страха и тревоги

Дабы в совершенстве освоить осмогласие, необходимо:

  • Грамотно определить свой тембр и высоту голоса. Большая часть людей обладает вторым сопрано (средний тембр), мужчинам более свойственны альты, редкие женщины поют на высоте первого сопрано.
  • На начальных этапах прислушиваться к «лидерам» церковного хора.
  • Стараться удержать свою партию во время исполнения произведений, а не «плавать» между голосами.
  • Всегда выделять свою партию в общей партитуре и четко ее знать.

Интересно знать! Во многих музыкальных школах для детей, которые посещают не только индивидуальные занятия игры на инструменте, но и хоровой кружок, предусмотрена программа по изучения церковных песнопений. Именно такие произведения являются лучшим упражнением для голоса.

Талантливейшие ученики школ церковного пения могут пройти обучение пению на клиросе. Клирос – это возвышенность в любом храме, которая имеет зеркальную структуру – находится справа и слева от алтаря. В правой части клироса стоят профессиональные хористы, а в левой – любители.

Для того чтобы выступать на служениях, следует регулярно тренироваться и уметь не только удержать свою партию в хоре, но и исполнить ее с чувством, качественно и выразительно.

Роль пения в воскресном Богослужении

Воскресное богослужение является основной функцией Церкви. Регулярная посещаемость и организация богослужения в воскресный день – это тот труд, к исполнению которого призвана Церковь.

Великим благословением является воскресное богослужение, переоценить значение этого действия невозможно. Оно является актом поклонения Святому Началу – Богу.

Полезное видео

Обучение пению на клиросе

Клирос – место в храме, где находятся певчие. Исторически церковное пение сводилось к одноголосью и монотонности. Их исполнение не отличалось сложностью. Современный клирос – это многоголосный хор, который имитирует пение ангелов. В больших храмах он имеет правую и левую часть, в одной поют любители, в другой профессиональные исполнители. Клирос располагается на возвышении перед алтарём.

Чтобы начинать обучение пению на клиросе необходимо:

  • иметь музыкальный слух;
  • красивый по тембру голос;
  • желательно иметь музыкальное образование.

Если музыкального образования нет, то нужно начинать с самостоятельного изучения нотной грамоты. Пение на клиросе предполагает быстрое чтение нот с листа. Многократное повторение и упорство позволят овладеть этим навыком.

Подготовке к богослужению нужно уделять на неделе около пяти часов. Во время репетиций происходит спевка с другими певчими, определение положения в хоре, которое зависит от высоты голоса.

Хоровое исполнение на клиросе должно оказывать сильное воздействие на слушателей. Чтобы достигнуть подобного результата нужен большой труд. Он заключается в регулярных репетициях, изучениях и нюансировках репертуара, распевания.

Виды богослужебного пения:

  • Знаменное или крюковое пение, в котором хор исполняет одногласие. Этот вид древнего церковного распева предшествовал современной нотной записи музыкальных произведений. Он записывается специальными значками «знамёнами» или «крюками».
  • Партесное пение, где включается много голосов.
  • Обиход, в который входят несложные повседневные богослужебные песнопения.

Это интересно: Обязанности и наставления для мужа и жены в православной семье: рассматриваем детально

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *