В орле храм Смоленская

Среди многочисленных достопримечательностей Орла немало интересных церковных построек. Особое место здесь занимает церковь, освященная в честь Смоленской иконы Божией Матери. Из ряда других подобных сооружений она выделяется оригинальностью русско-византийского стиля и грандиозной величиной, благодаря чему на протяжении нескольких столетий удерживает первенство как самая большая религиозная постройка в городе.

Первый храм на этом месте зародился в 1767 году. Его приход составляли жители Стрелецкой слободы. Построить церковь распорядилась Екатерина II. Благословение на строительство было получено и от епископа Тихона. На территории, выделенной под храм, расположилась сама церковь, звонница и сад. Впоследствии в саду стали возводить новый храм. Начали строительство в 1857 году, а завершили через три десятилетия.

По завещанию, составленному в 1852 году именитым горожанином Иваном Серебренниковым, его сыновьям полагалось каждый год отчислять 10% собственных доходов на возведение церкви.

Религиозная жизнь храма длилась на протяжении нескольких десятилетий. При нем была открыта школа для бедных прихожан. Церковь закрыли незадолго до начала Великой Отечественной войны. Тогда же разобрали колокольню. В здании стали устраивать кинопоказы, а в годы войны оно служило убежищем во время авианалетов. После победы над фашистами в строении разместился хлебозавод. Его деятельность продолжалась до 1994 года. Затем церковь отреставрировали и вернули прихожанам.

Храм знаменит не только благодаря своему оригинальному внешнему виду. Здесь хранятся особо почитаемые святые образы — Смоленской Божией Матери «Всецарица» и мученика Мины Александрийского. Каждый день сотни паломников посещают храм, чтобы поклониться иконам и обратиться за помощью к святым заступникам.

Церковь упоминается в прозе знаменитого русского писателя Н. С. Лескова («Соборяне», «Мелочи жизни»), поэтому увидеть описанное наяву приходят поклонники его таланта.

Божественная литургия и вечерние службы проходят в храме по будням. В воскресные дни здесь читают акафист. При церкви действует библиотека, где собраны разнообразные религиозные издания.

Храм Смоленской иконы Божией Матери, г. Орел, на панорамах Google Maps

Видео: церковь Смоленской иконы Божией Матери в Орле

О тех, кто принимал непосредственное участие в реставрации церкви

Координирует работы мэрия города Орла и ИТР различных строительных организаций. Общестроительные работы выполняются на основе взаимозачетов. Спецработы выполняются по договорам. При качественной работе их стоимость будет составлять не более 50% государственных расценок. Бригада Сергея Георгиевича Болоцких ведет работы исключительно экономно. Такой экономии средств в реставрационной практике на Орловщине за последние 25 лет не было. Сам Сергей Георгиевич в совершенстве овладел приемами мастеров прошлого. Такие мастера в России всегда были востребованны, имели, как правило, свои именные клейма и ставили их на свои изделия. Как медянщик-позолотчик он дает гарантию покрытия тонким сусальным золотом глав Смоленской церкви на 7 лет (в Москве, скажем, дают гарантию качества покрытия толстым золотом всего на 5 лет). Золочение им глав церкви Михаила Архангела выполнялось к Олимпиаде-80, и только через 18 лет появились первые пятна на поверхности. Последние 20 лет большинство восстановленных завершений по церквям Орловской области выполнялось им. Это не менее 30 восстановленных памятников старины.

Работами по изготовлению крестов руководил главный механик АО «Продмаш» B. C. Грущин. Непосредственными исполнителями были слесарь В. Т. Карпушин, сварщики Б. К. Борисов и С. А. Гаврилов, инженер-конструктор З. В. Коробова и другие. Ажурное поле крестов выполнялось на ООО «Янтарь-инструмент» на электроискровой установке мастерами Ю. И. Кисисевым, Б. А. Воронцовым, В. А. Коньковым. С. Г. Болоцких, принимавший работу по отделке поверхности металла под золочение, отметил, что более качественно выполненной работы ему встречать не приходилось, кресты изготовлены в точном соответствии с чертежами.

О формах православных крестов на храмах, надписях на крестах и о полумесяце

Единая форма православных крестов в официальном порядке не установлена. Наиболее широкое применение в настоящее время получили восьмиконечные кресты — с косой нижней перекладиной. Эта форма крестов известна с древнейших времен, но распространение на Руси получила начиная с XIV века. Иногда можно столкнуться с мнением, что полулунный знак в основании креста появился после татаро-монгольского нашествия как символ «поверженного» ислама — это совершенно неверно. Исследователи утверждают, что крест на полулунном основании применялся в Византии задолго до христианизации Руси и, по древнейшим источникам, имеет разное символическое прочтение. Крест — это небо, столп церкви, свет истинный, солнце. Полулуние — это земля, лоно церкви, свет отраженный, луна.

Изогнутую планку, как и косую перекла­дину, связывают еще с монашеским облачением, считающимся одеянием воина Христова: кпобук — это шлем, крест — это оружие, изогнутая планка — это гарда (щит, прикрывающий руку воина). В церковных молитвах «Крест Христов есть меч духовный, которым побеждаются враги ви­димые и невидимые», «оружие мира». От­сутствие полулуния на древних нательных крестах и применение его только на храмах указывают на наиболее точное толкование это­го символа — «церковь — ко­рабль». Согласно древнейшим постановлениям апостольским, православный храм повелевалось созидать «наподобие корабля, продолговато устроенным, на во­сток обращенным». Добавлю, что для Смоленской церкви наверху столпа крестов в круглом поле, в металле, написано «Ника», что в переводе с греческо­го означает «победитель». (Этот символ точно соответствует назна­чению храма-памятника!). В цент­ре крестов, в круглом поле — вось­миконечный православный крест с косой перекладиной над возвыше­нием, символизирующим Голгофу — гору, на которой распяли Христа. С XVI века вокруг этого возвышения стали писать «М. Л. Р. Б.», то есть «место лобное рай бысть», в пере­воде со старославянского — «мес­то лобное стало раем». Мы подчас не задумываемся, какой глубокий — буквальный, не переносный — смысл имеет известная фраза «Красота спасет мир».

О гармонии архитектуры прошлого и настоящего

В проектах реставрации объектов, имеющих важное градостроительное значение, рассматриваются возможности восстановления наилучшего об­зора памятника архитектуры с учетом сложившей­ся градостроительной ситуации. Визуальное восприятие Смоленской церкви с центральной пло­щади, по всему протяжению улицы Ленина, че­рез исторический центр г. Орла по своей значительности просто уникально.

В 60–70-е годы нагорная часть Советского рай­она застраивается престижными зданиями от гостиницы «Салют» до городского сада XIX века, город искусственно делится на две визуально изолированные части. Связь современного центра города с ис­торическим центром нарушается, исчезает широкий визуальный охват деталей с энергичным разворотом водного зеркала поймы р. Оки. Выразительный и индивидуальный ландшафтно-эстетический потен­циал г. Орла, созданный самой природой, навсегда утрачивается для современного центра города. Поэтому роль и значение сохранившегося узкого кори­дора видимости на старый город с центральной пло­щади трудно переоценить.

Пешеходная брусчатая улица Ленина — это гор­дость орловцев и визитная карточка города, поэтому крайне нежелательно встраивать «пломбы» в живую ткань рядовой застройки XIX — начала XX веков домами из силикатного кирпича, дающего сухие и невыразительные фасадные плоскости. С вы­ходом на Александровский мост вертикаль Смолен­ской церкви как бы исчезает, уходя за горизонт, но появляется «второе дыхание» пространственной связи — мгновенно раскрывается величественная панорама всего исторического центра города на 180 градусов по створу реки Орлик. Это лицо города.

Образно воссоздать панораму церквей и пре­стижных домов помогают многочисленные архивные фотографии начала XX века. Легко просматрива­лись церкви Покровская, Преображенская, Богоявленская, Николы Рыбного, Михаила Архангела с часовней, Васильевская, а также учреждения и до­ходные дома, имеющие высокую архитектурную ценность — гостиный двор, гостиница «Берлин», Ком­мерческий банк, магистрат, народное училище, Рус­ско-Азиатский банк, водяная мельница. Исчезнове­ние основных вертикалей и выпадение некоторых зданий из силуэта панорамы обедняет центральную городскую застройку. Но даже немногое, например, воссоздание шпиля магистрата и башен Коммерческого банка с надлежащей покраской старой и новой застройки, преобразит город, позволит наполнить его смысловым содержанием. Станет ясной и не­обходимость восстановления доминанты панорамы — колокольни Смоленской церкви. Очевидно, что, отреставрированная, с воссозданием колокольни, Смоленская церковь станет настоящим украшени­ем города.

Почему так притягивает взор и радует душу красота православного храма? Потому что эта рукотворная красота создана по божественным принципам гармонии, которыми руководствовался сам Творец, Создатель. Созерца­ние божественных пропорций гар­монизирует весь наш строй — и ду­шевный, и физический. Так почаще любуй­тесь нашими храмами!

***

***

Статья Р. М. Алексиной, автора исторической записки к проекту реставрации Смоленской церкви.

***

История в фотографиях

До 1917 г.

До войны

В годы войны

1968 г.

1968 г.

1970-80-е гг.

2004 г.

2006 г.

2008 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *