Усвятские шлемоносцы краткое

Село Усвятки. Мирная, тихая, спокойная сельская жизнь. Так начинается повесть Е.Носова «Усвятские шлемоносцы». Мужики работают на полях, налаженный деревенский быт течет изо дня в день. Главный персонаж повествования- Касьян. Ничем он не отличается от обычных жителей. Работает как все, любит косить траву, заготавливать сено. С самого детства он познал крестьянский труд и другой жизни не представляет для себя.

Когда пришло время герой женился. Его супруга Наталья подарила двух сыновей. Касьян –глава семьи, в которой жила и его мать.

Конец июня 1941 года. Касьяну снятся странные сны. Он видит пиковую даму, которая превращается в человеческий череп, деньги. К снам в деревнях относились как к предвещающим определенные события. Герой решил, что ему предстоит длинная дорога.

Война разделила жизнь на две половины. Теперь деревенской идиллии наступил конец. Новость о вторжении немцев застала усвятских мужиков в поле. Никто не понимал что теперь будет и как жить дальше. В сельсовете ничего не знали, председатель поехал в район за указаниями. Село жило несколько дней в полной неразберихе. Дела не сдвигались с мертвой точки, люди ждали известий.

Начали приходить повестки. Мужчин забирают на войну. Психологические переживания главного героя показывает автор. Касьян в каждом движении жены видит, что его уже в семье нет, а жизнь продолжается. Натаха стирает белье, готовит еду, занимается детьми. Герою тяжело оставлять семью, старуху-мать.

Старый вояка Селиван собрал в своем доме односельчан, которые собирались на фронт. Он им поведал о своих боевых заслугах, о тактике поведения на фронте. Из мудреной книги поведал он о значении имени каждого присутствующего. Деревенские жители верили в божественное предназначение, данное им именем при рождении. Касьян узнал, что он шлемоносец и это придавала ему уверенности в завтрашнем дне.

Тяжело досталось герою прощание с супругой, детьми, старой матерью. Та ему в дорогу как оберег дала его пуповину. Она надеялась, что оберег поможет сыну победить врага и вернуться домой живым. Как многие односельчане , Касьян не вернулся с войны.

Читательский дневник.

Другие произведения автора:

Замечательный русский советский писатель Евгений Иванович Носов, к сожалению, почти совсем не известен современному русскоязычному читателю. В принципе, его и в Советском Союзе знали далеко не все. О чём говорить, если во времена моего советского детства я часто замечал, как Евгения Носова даже взрослые всё время путают с гораздо более популярным однофамильцем — Николаем Носовым, автором смешных детских рассказов и трилогии о приключениях Незнайки. А между тем Евгений Иванович Носов это, без всяких скидок, один из самых великих русских писателей второй половины 20-го века, пусть даже и наиболее из них незаметный. За свою жизнь он написал относительно немного — всего несколько повестей и примерно с десяток сборников рассказов, однако, каждое написанное им произведение в 70-80-х годах становилось знаковым событием в советской литературе. Пожалуй, самым известным произведением Евгения Носова можно считать небольшую повесть под названием «Усвятские шлемоносцы», которую я с большим удовольствием перечитал прошлой ночью.

Повесть рассказывает о первых днях войны в маленьком русском селе Усвяты. В самый разгар сенокоса сельчане неожиданно узнают о начале Великой Отечественной войны. Через несколько дней военнообязанные мужчины села получают повестки из военкомата и, проведя последние дни и ночи в родных Усвятах, все вместе уходят на сборный пункт.
Несмотря на то, что Евгений Носов в юности пережил немецкую оккупацию, а после освобождения родной Курской области полтора года отвоевал на фронте наводчиком артиллерийского орудия, центральное место в его творчестве занимает, всё-таки, не военная, а деревенская тематика. Традиционно Евгений Носов считается представителем т. н. «русской деревенской прозы», впрочем, и военной прозой он тоже никогда не пренебрегал. Повесть «Усвятские шлемоносцы» как раз и была написана как-бы на стыке двух этих жанров, соединив в себе классическое произведение о жизни и быте русской деревни и повесть о военном лихолетье.
Если по существу, то «Усвятские шлемоносцы» это своего рода реквием, проникновенно светлый и вместе с тем неуловимо грустный рассказ о последних счастливых днях одного русского села перед наступлением катастрофы, трагически и безвозвратно изменившей жизнь целого народа. Повесть написана очень характерным для «деревенской прозы» тягучим, цветастым, былинно-напевным русским языком. Никаких тебе высоких слов и глубокомысленных обобщений. Есть лишь простые русские люди, простые человеческие радости и, как сказали бы сейчас, вечные консервативные ценности — семья, дети, труд, жизнь и Родина. Такая нарочито патриархальная, озарённая ярким летним солнцем сельская идиллия, на которую внезапно упала чёрная, леденящая душу тень беды. При виде этой тени ты с горечью понимаешь — прежнего счастья и любви в описанном Носовым мире больше никогда не будет, а все эти люди с красивыми и старинными русскими именами — Касьян, Афанасий, Селиван, Кузьма и Николай, скорее всего, домой уже не вернутся и ещё не факт, что им было бы куда и к кому вернуться, даже если бы кому-то из них и удалось выжить на фронте. Евгений Носов, родившийся в небольшой деревне под Курском, прекрасно знал, о чём писал — от большинства деревень и сёл его родного края после немецкой оккупации остались одни пепелища. Этим ужасным знанием и тревожным предчувствием неминуемой гибели всего многовекового жизненного уклада русского крестьянства наполнены все сто с чем-то страниц этой относительно небольшой повести…
Как мне показалось во время чтения «Усвятских шлемоносцев», автор вполне целенаправленно идеализирует тихую, размеренную, счастливую деревенскую жизнь, тем самым как бы противопоставляя её кровавому хаосу войны, уничтожающему всё на своём пути и превращающему мирных землепашцев, кузнецов и конюхов в солдат и воинов, созидателей — в разрушителей. В этом отношении Евгений Носов следует русской православной традиции, рассматривающей войну и насилие как противоестественное для человека состояние. А один из центральных эпизодов повести, тот, в котором дед Селиван, георгиевский кавалер Первой Мировой войны, объясняет усвятским мужикам старинное значение их имён: Касьян — «шлемоносец», Николай — «победитель», Афанасий — «не боящийся смерти» и т. д., можно считать прямой отсылкой к русской христианской культуре и национальной истории. И таких ниточек, прямо или косвенно связывающих персонажей повести с реальными и мифологическими героями нашего далёкого прошлого, в «Усвятских шлемоносцах» великое множество. Временами даже возникает ощущение, что читаешь не повесть современного писателя, а какой-то древнерусский эпос о богатырях, уходящих на смертельную битву с очередным иноземным захватчиком. Думаю, что именно такой ассоциации Евгений Носов изначально и добивался, ведь не зря же произведение открывается эпиграфом из «Слова о полку Игореве»…
Думаю, все уже поняли, что повесть во всех смыслах очень своеобразная и наверняка далеко не каждому придётся по вкусу, тем не менее, я безусловно рекомендую её к чтению всем без исключения русским читателям. Да, это не какой-нибудь увлекательный триллер или мелодрама с элементами боевика, а всего лишь повесть о нескольких русских крестьянах, но именно такая литература и позволяет нам время от времени вспоминать, кто мы есть и благодаря кому живём на этом свете…

70-летию Великой Победы посвящается…
Идут годы, сменяются века, эпохи, но не переводятся на земле русской богатыри. Живут они тихо-спокойно в селах и городках нашей необъятной матушки-России – в Смоленской области, в Нижегородской ли, или вот в деревеньке Усвяты. На первый взгляд, может, и на богатырей они не похожи. Обычные мужики, простые, мирные – пашут, сеют, детей растят. И чужого им не надо. Но и своего не отдадут. Если придёт беда, оставят семьи, дома и пашни и пойдут защищать родную землю, жертвуя собой.
Спектакль «Усвятские шлемоносцы» поставлен по одноименной повести Евгения Носова – повести почти былинной, богатырской, настоящему памятнику русскому народу, сумевшему одолеть врага, остановить разорение и уничтожение родной земли. Но речь здесь не о боях и ратных подвигах, а о самых последних мирных мгновениях. И о первых днях войны, которая еще не бомбами, не снарядами, а одним своим смрадным дыханием уничтожает всё, что дорого будущим героям. Всё, с чем придётся расстаться.
Продолжительность – 3 часа 50 минут с двумя антрактами
Премьера состоялась 27 марта 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *