Церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в коломенском

По архитектурно-художественному стилю – этот памятник так называемой опричной школы зодчества 1560-х –1570-х гг., времени позднего правления Ивана IV Грозного, – не имеет прямых аналогов в архитектуре.

К архитектурным особенностям храма относится усложненность композиции, доходящая до вычурности; обилие архитектурных деталировок, не оставляющее места плоскости стены и напоминающее в этом отношении позднеготические здания.

Эти особенности не случайны: перед нами хотя и огрубленный, но явный вариант «русско-европейского» здания, ряд черт которого непосредственно апеллирует к творческому началу, присущему ренессансной архитектуре.

Именно этот храм был выбран царем Иваном IV для праздничных богослужений и пиров в дни своего рождения. Сюда же, следуя придворному обычаю, ходили первые цари династии Романовых слушать всенощную, обедню и вечерню на день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

В период с 2008 по 2009 гг. были проведены полномасштабные ремонтно-реставрационные и консервационные работы по реставрации и усилению фундаментов, кирпичной кладки стен, сводов, реставрации стропильной системы.

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове 2014 год

Московский храм в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, в Дьякове (Московская епархия)

Первые упоминания о поселении Дьяково, как о селе относятся к началу XV века, в это время здесь уже существовал храм, по всей вероятности, деревянный. Исследователи предполагают, что он был освящен во имя Зачатия Иоанна Предтечи. Возможно, что церковь имела «моленные» приделы во имя Зачатия Праведной Анны и равноапостольных Константина и Елены.

В XVI веке Дьяково считалось приселком дворцового села Коломенское, где издревле располагалась великокняжеская (позже царская) летняя резиденция. В 1554 году и в последующие годы государь Иоанн IV Грозный праздновал здесь свои именины «праздник творяще рождению своему». Исходя из этого, можно заключить, что к середине XVI века в Дьяково существовал еще один храм (тоже деревянный) с престолом во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи.

По одной из версий, после пожара 1547 года сюда был перенесен храм с таким посвящением главного престола и приделами во имя апостола Фомы и святителя Петра митрополита Московского. Первоначально его «поставил» по обету в 1529 году на Старом Ваганькове великий князь Василий III . Престолы этих двух храмов перенесли под своды строящейся дьяковской церкви. Пример подобного объединения престолов уже существовал: в 1555-1561 годы именно так складывалась программа посвящений престолов собора Покрова на Рву на Красной площади.

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Реконструкция М. П. Кудрявцева на сер.XVI в.

Строительство каменного храма Усекновения главы Иоанна Предтечи государем Иоанном VI Грозным в настоящее время относят к 1560-м – 1570-м годам, хотя существуют и иные версии (1529, 1547 и 1550-е годы) . Точность датировки осложняется тем, что между некоторыми этапами строительства были значительные перерывы. Принятая в настоящее время датировка во многом основана на анализе архитектуры.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи представляет собой композицию из пяти восьмигранных столпов (центрального и четырех приделов), соединенных между собой притворами. Такие многопридельные столпообразные храмы строили на Руси на протяжении 1550-х – 1560-х годов. Первым из них считается собор Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади в Москве (1555-1561 годы), немного позже были возведены Борисоглебский собор в Старице (1558-1561 годы) и Спасо-Преображенский собор в Соловецком монастыре (1558-1568 годы), к этой же группе относят и церковь Воскресения Христова в селе Городня близ Коломны (середина XVI века). Каждый из них имеет определенные особенности в своем облике, но в основу плана всех четырех храмов положен четырехконечный греческий крест.

К 1923 году состояние храма считалось аварийным. Именно в этом году, из-за необходимости неотложной реставрации (в стенах образовались сквозные трещины, грозившие обрушением храма), по настоянию Петра Дмитриевича Барановского в ней прекратилось богослужение.

8 декабря 1923 года власти города Москвы постановили отнять храм Иоанна Предтечи у верующих: поскольку «здание церкви является исключительным памятником архитектуры XVI века и реставрируется на государственные средства, предложить Московскому уездному исполнительному комитету договор с общиной верующих расторгнуть и передать церковное здание отделу музеев и охраны памятников искусства и старины Народного Комиссариата по Просвещению» .

Реставрация с перерывами продолжалась с 1923 по 1929 годы, но завершить ее так и не удалось из-за недостатка средств. Следующие научно-реставрационные работы проводились уже в 1958-1960 годы. Наконец, последняя реставрация храма прошла уже в 2008-2010 годах. К сожалению, во время ее проведения, не было проявлено должной квалификации. Толстый слой побелки скрыл интересные особенности наружной кладки, а в центральной главе был грубо замазан редкий рисунок в виде развернутой спирали.

Богослужения в храме возобновились в 1992 году, он находится в совместном ведении музея и церковной общины.

Архитектура

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове, 2014 год

Второй, помимо собора Покрова на Рву, сохранившийся многостолпный храм XVI века. Выдающийся памятник русского зодчества. Храм представляет собой симметричную группу из пяти восьмигранных, изолированных друг от друга столпов, обладающих самостоятельными входами и алтарями. Центральный столп, посвященный Усекновению главы Иоанна Предтечи, по габаритам вдвое больше остальных и выделен с востока алтарной апсидой. Четыре придельных столпа соединены между собой галереями, а одной гранью примыкают к центральной башне. В них были размещены престолы Зачатия праведной Анны, Зачатия Иоанна Предтечи, Двенадцати апостолов и Московских святителей — Петра, Алексия и Ионы.

По центру галереи, между двумя маленькими главками, обращёнными на север, расположена двухпролётная звонница, завершённая щипцом. Ярусы столпов украшены филенками, а к шлемовидным куполам ведут ряды полукруглых и треугольных кокошников. Верхняя часть центрального столпа имеет ряд особенностей. Над двумя рядами треугольных кокошников возвышается восьмерик, на котором расположен объём из крупных полуцилиндров, увенчанных подобием антаблемента. Над каждым полуцилиндром расположены цилиндры меньшего размера, далее следует невысокий барабан с филенками, завершающийся шлемовидным куполом. Возможно, его форма ранее была несколько иной.

Большие круглые окна центрального восьмерика ориентированы по сторонам света и прорезают полукруги нижнего ряда кокошников. На той же вертикальной оси помещены порталы галерей, окна и порталы восьмерика и щелевые окна завершения, с трудом различимые между полуцилиндрами. В обрамлении оконных проёмов храма и абрисе верхнего ряда кокошников центрального восьмерика различим мотив вимперга, использованного для наружного декора церкви Вознесения в Коломенском.

Благодаря связующей роли галерей и единству декора, многоярусный храм, состоящий из близко поставленных уменьшающихся кверху восьмериков, воспринимается как мощный монолит с центрическим решением композиции.

Настоятели

  • Сергий Воскресенский, старший (+ 1920)
  • сщмч. Сергий Воскресенский, младший (1920 — декабрь 1923)

Использованные материалы

  • Москва. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове // Сайт «Народный каталог православной архитектуры»

Из-за своей замечательной архитектуры, храм привлекал множество художников и фотографов того времени

Невозможно не сказать об архитектуре храма. Еще издавна храм привлекал к себе множество художников и фотографов.

Сам храм столпообразный. Его высота составляет 32 сантиметра, а состоит он из пяти восьмигранных башен со шлемовидными куполами, которые имеют отдельный вход и алтари, которые соединены одной общей галереей.

Снимок храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи, в Дьякове конца 16, начало 17 веков. Здесь слегка можно уловить архитектуру того времени

Меньшие башенки имеют высоту всего 18 метров. Боковых галерей в самом первом храме, скорее всего не было, храм представлял собой пять отдельных башен, которая стояла каждая на своем фундаменте.

Боковые башенки украшены тремя ряда треугольных кокошников. Башня центрального восьмерика вверху состоит из ряда кокошников — полукруглых и треугольных.

Но есть один интересный момент в этом. На гравюре одного художника Кваренги храм имеет шатровое завершение. Это остается для всех загадкой, может храм действительно выглядел так, или возможно художник решил изобразить его именно так, в своем представлении.

Картина Кваренги, на которой храм в Дьякове имеет шатровое завершение, но для всех остается загадкой, правда или это было

Сам храм построен из красного кирпича. В 19 веке храм был не побеленным, либо просто расписан под цвет кирпича. В лопатках центрального восьмерика снаружи были расположены иконы.

На южной стороне была икона Никола Зарайский. В 19 веке у храма была паперть со стороны фасада. Она была во всю его ширину.

На западном фасаде можно было увидеть, между двумя столпами приделов располагалась звонница. Она имела очень позднее происхождение.

В центральный объем храма, в стены были вделаны глиняные кувшины, которые идеально служили для улучшения акустики. А в храме акустика была просто необходима.

Снаружи храма в поясе кокошников над восьмериком центрального столпа также имелись голосники.

Если смотреть на фотографии 19 века, храм внутри был не расписан. Стены были просто покрашены в один тон. В большой нише слева от входа в центральный объем была вставлена фреска с «Главой Предтечи на блюде», которая занимала всю нишу.

Фреска с главой Иоанна Предтечи на входе в храм в селе Дьяково

Почему же фреска была именно с Главой святого на блюде? Что произошло с этим святым? Для этого необходимо обратиться к житию святого.

Святая церковь чтит память Иоанна Предтечи выше всех святых после Божией Матери

Православная церковь чтит память Иоанна Предтечи 11 сентября. Святая церковь чтит память Иоанна Предтечи выше всех святых после Божией Матери.

О мученической кончине святого в 32 году по Рождестве Христовом повествует Евангелие от Матвея и Марка.

11.09.32 в этот день по Евангелие от Матвея скончался святой Иоанн Предтеча

Но сохранились лишь некоторые события. После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на 4 части, и в каждой части был поставлен один правитель.

Ирод Антипа получил от императора Августа в правление Галилею. У него же была и законная жена. Ирод оставил ее, а сам сожительствовал с женой брата своего.

Пророк Иоанн очень часто обличал его за это, но царь его не трогал и не причинял зла, так как почитал Иоанна Креститель как пророка и боялся его гнева.

Но в конце все же Ирод посадил пророка в темницу. В день своего рождения Ирод устроил пир. Ироду очень понравилась дочь Иродиады, Саломия, что он поклялся перед всем народом дать ей все, что она попросит.

Тогда Саломия пошла к своей матери за советом, чтобы ей попросить у Ирода.

Мать сказала ей, чтобы она попросила голову святого пророка Иоанна Крестителя.

Ирод очень опечалился, так как боялся гнева Божия. Но не мог он отказаться от своих слов и обещаний.

Иоанну Крестителю отрубили голову и отдали Саломии. Как гласит предание, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду.

Роспись в храме, на которой показал фрагмент Усекновения Честной Главы Иоанна Предтечи

Жестокая и злая Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте.

Но жена царского домоправителя тайно взяла Святую Главу и положила в сосуд, и после погребла ее на Елеонской горе.

Тело святого взяли его ученики и погребли его. Но Божий гнев все же обрушился на всех, кто погубил его.

Саломия однажды переходя зимой реку, провалилась под лед.

Сама она висела телом в воде, а голова находилась надо льдом.

Так она висела до тех пор, пока лед не порезал ее голову.

Ее голову принесли Ироду и ее матери, как когда то принесли им голову Иоанна Крестителя. Но тело Саломии так и не нашли.

Именно на иконах святого мы можем видеть его, в руках держащего блюдце с его Честной Главой.

Икона Усекновения Честной Главы Иоанна Предтечи находится в храме в селе Дьяково

Именно поэтому в храме Усекновения Главы Иоанна Предтечи сделана ниша именно с этим изображением.

В настоящее время в этой нише собраны иконы, которые посвящены новомученикам Русской церкви. На некоторых куполах боковых башен изображен символ вхождения Святого Духа на Апостолов.

Такой же знак можно увидеть в одном из приделов храма Покрова на Ржи на Красной площади.

Порталы в боковых галереях были расписаны. Иконостас имел высоту десять метров.

На территории храма в Дьякове находится кладбище, на котором старинные надгробия

К началу 20 века стали вноситься некие существенные изменения, чтобы постараться приблизить храм к его первоначальному виду. Была снесена паперть, боковые галереи были сужены.

Также следует сказать, что на территории храма расположено кладбище. На нем размещены до 80 исторических белокаменных надгробий, которые когда то были привезены из разных мест как в музей.

Самое древнейшее надгробие относится к 14 веку.

Ограда самого кладбища была построена в начале 20 века настоятелем храма Сергием Воскресенским.

На кладбище похоронен известный фотограф Барщевский, первый человек, начавший систематически фотографировать московские храмы. В августе 2014 года за алтарем был сооружен трехметровый деревянный крест в память всех священнослужителей и мирян, которые были погребены на этом кладбище.

Фотограф Барщевский — самый первый человек, который начал фотографировать московские храмы. Этот человек похоронен на кладбище в селе Дьяково

Кладбище имело большую протяженность, оно разрослось довольно далеко за его ограду. Простиралось на сотни метров вдоль улицы, но в настоящее время все эти захоронения была удалены.

В настоящее время в храме Усекновения Главы Иоанна Предтечи служил игумен Алексий, который был пострижен в монашество в 2000 году архимандритом Алексием Поликарповым. Он же и считается настоятелем храма в Дьякове. А также иерей Зыков Евгений Борисович.

Алексей Поликарпов — настоятель храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи, в селе Дьяково

В настоящее время утренние богослужения бывают по расписанию по субботам, Престольным и великим праздникам. Расписание богослужений обновляется каждый месяц, его можно уточнить на официальном сайте храма.

Начало богослужений в 8:00, а вечерние в 18:00.

В храме находятся такие святыни, как икона Честной Главы Иоанна Предтечи на блюде, Казанская икона Божией Матери и икона Священномученика Сергия Дьяковского.

Схема проезда к храму:

Дьяковская церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи – храм уникальный исторически и архитектурно. Поводом к строительству считают принятие титула царя 16-летним Иваном Четвертым в 1547 году. Предтеченский храм – один из двух уцелевших, состоящий из нескольких на общем фундаменте, или многостолпных. Второй – Покровский собор что на Рву построен в ознаменование взятия Казани в 1552 году. Штурм начали в день Покрова, но более известен этот шедевр как собор Василия Блаженного.

Объединяло церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи и московский храм схожее внешнее оформление. Оба строения были красно-белыми, церковь такой изобразил художник Маковский, собор рисовали многие и многократно. Нынешний вид собора Василия Блаженного общеизвестен, преображенная белоснежная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи гармонирует с удаленным на 400 метров храмом Вознесения Господня в Коломенском.

Ученые до сих пор не установили точно, когда построили церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Странно, но озвученные даты перекрывают почти целиком период царствования Ивана Грозного и всю его жизнь. Странно вдвойне, потому что время венчания на царство никаких споров не вызывает. При этом с достаточной уверенностью говорят о строителях храма, зодчих с кличками Барма и Постник.

Этих же строителей считают авторами собора Василия Блаженного, а церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи – разминкой перед столичным проектом. Конструктивно общим техническим решением храмы действительно объединены, но только на уровне единого основания. Девятиглавый собор с шатровой центральной церковью и церковь из пяти столпов со средней, похожей на ротонду, сильно различаются.

Реклама

Количество глав как прославленного купюрой собора, так и церкви в Дьяково соответствует числу отдельных храмов. Они соединены притворами, подобно приделам и основному объему крестовых религиозных строений, наиболее распространенных в православии. Полноценно осмотреть церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, оценить ее особенности и достоинства посетители могут, приблизившись к храму.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи вблизи

Хотя на фото с удаленных ракурсов виден только главный купол, стоит церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи на возвышенном месте. Дорожка в лесном массиве выводит к храмовой ограде, оборудованной кирпичными воротами. Время их строительства неизвестно, но хорошая сохранность говорит о не очень давнем происхождении. Большая арка проезда внутри образует две неполных, посередине смыкающихся.

По бокам от проезда устроены еще две малых арки, одна из них заложена кирпичом. Вторая оснащена калиткой для прохода пешеходов. Все арки крыты металлическими листами, в высших точках установлены тумбы с куполами и крестами. Фронтон центральной украшен иконой Иоанна Предтечи, иначе называемого Крестителем. Прозвания отражают выполненное им предсказание о явлении Христа и проведение обряда крещения будущего Спасителя.

Особой ухоженностью церковная территория не отличается, заросшие травой захоронения тому свидетельство. Каменные надгробия в большинстве заросли мхом, некоторые кресты покосились из-за оседания могильных холмиков. При этом заметны сохранившиеся венки, искусственные цветы на некоторых памятниках. Церковное кладбище, разумеется, давно не действующее, хотя остается в относительном порядке.

Захоронение местных жителей здесь прекратили в 1930-х годах, когда храм уже не действовал. Ведущиеся археологические раскопки, целью которых был поиск прославленной библиотеки Ивана Грозного, также вынужденно свернули. Дальнейшее углубление грозило нарушением целостности фундамента, отчего церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи могла потерять устойчивость. Так и не нашли знаменитую Либерию до сих пор.

Архитектурные особенности

Крестовое построение храма выражено здесь в расположении четырех малых церквей диагонально к частям света. В центральном здании большего размера, как полагается, алтарь на востоке и главный вход с запада. Восьмигранные боковые храмы состоят из двух ярусов, между которыми – зубчатый гребень стилизованных кокошников. Эти церкви соединены притворами с главной, две примыкающих к западной стене с ней сливаются.

Западная стена содержит вход в церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, на ней расположена оригинальная звонница. Обычно колокола православных храмов помещают в высокой башне, встроенной в здание либо стоящей отдельно. Здесь для этого использована конструкция, являющаяся продолжением лицевого фасада. Немного напоминает Софийскую звонницу в Великом Новгороде.

Необычно выглядит и барабан купола центрального строения, словно ротонда с тесным расположением колонн. Эта деталь буде показана еще ближе, пока рассмотрим звонницу. Остроконечная конструкция имеет три столба и соответственно два проема, в которых и закреплены несущие балки. Столбы словно составные из неравных частей, разнообразятся прямоугольными углублениями.

Образовавшиеся между столбами проемы под колокола с острыми завершениями явно разной величины. Видимо, ширина их выбиралась исходя из размеров колоколов, которые предполагали разместить на звоннице. Лесенка и трап для звонарей не укрыты от осадков и ветра, как в традиционных колокольнях. Вровень с куполами малых церквей, кресты которых достигают только середины звонницы, расположен уровень звона.

Входные двери в церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи расположены прямо под звонницей. Над дверями с открытой створкой, припертой стулом, установлен образ святого мученика. Кроме округлой арки над входом, остальные декоративные элементы острые либо прямоугольные. На стене табличка с наименованием храма, немногочисленные оконные проемы снабжены решетками.

На пятом столетии своего существования церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи переживала не самые добрые времена. Закрытие большевиками в 1924 году, открытие в 1949-м и новое забвение с 1957-го. Последнее освящение ценнейшего исторического и религиозного здания произошло в 1992 году. Для полноты впечатления зайдем внутрь, как и приглашает объявление у входа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *