Церковь святого света

Харалампос К. Скарлакидис

  • От автора
  • Прот. Валентин Асмус. Предисловие к русскому изданию
  • Предисловие
  • Часть I
    1. Основание Иерусалимской Церкви и многовековой спор о владении Гробом Господним
    2. Священнодействие и чудо Святого Света
    3. Первое схождение Святого Света
    4. Керамические лампады IV-VIII вв., зажигаемые во время священнодействия Святого Света
  • Часть II
    1. Святой Григорий Просветитель Армении (ок. 330 г.)
    2. Преподобный Феодор Савваит (836 г.)
    3. Арабский философ Аль-Джахиз (848 г.)
    4. Французский монах Бернард (867 г.)
    5. Послание Арефы Дамасскому эмиру (920 г.)
    6. Арабский историк Аль-Масуди (940 г.)
    7. Араб Ибн Аль-Касс (940 г.)
    8. Пресвитер Отмар (X в.)
    9. Послание клирика Никиты Константину VII Багрянородному (947 г.)
    10. Перс Аль-Бируни (1000 г.)
    11. Разрушение Храма Воскресения (1009 г.)
    12. Рихард Благословенный (1027 г.)
    13. Французский епископ Одольрик (1025-1028 гг.)
    14. Речь Папы Урбана II (1095 г.)
    15. Захват Иерусалима крестоносцами (1099 г.)
    16. Французский летописец Фульхерий (1101г.)
    17. КодексБ (1101г.)
    18. История Бартольфа (1101 г.)
    19. Итальянский историк Кафаро (1101г.)
    20. Немецкий историк Эккегард (1101г.)
    21. Английский историк Вильям Мальмсберийский (1101г.)
    22. Армянский историк Матфей Эдесский (1101 г.)
    23. Французский историк Гибер (1101г.)
    24. Русский игумен Даниил (1105-1107 гг.)
    25. Солнечный нимб в день Великой Субботы
    26. Измерения, произведенные русским физиком А. Волковым
    27. Немецкий историк Альберт Аахенский (1119 г.)
    28. Петр Достопочтенный (1147 г.)
    29. Кодекс 79 Туринской библиотеки (1149 г.)
    30. Исландский аббат Николай Бергсон (1154 г.) и два анонимных исландских автора
    31. Немецкий епископ Теодорих (1171г.)
    32. Персидский историк Али Гератский (1173 г.)
    33. Завоевание Иерусалима султаном Саладином (1187 г.)
    34. Путеводитель Ричарда и История Амвросия
    35. Саладин перед Святым Светом (1192 г.)
    36. а) Летопись английского игумена Ричарда
    37. б) История Амвросия
    38. Географ Якут (1228 г.)
    39. Перс Аль-Казвини (1260 г.)
    40. Английский писатель Джон Мандевил (1357 г.)
    41. Император Иоанн VI Кантакузин (1360 г.)
    42. Пердика Эфесский (XIV в.)
    43. Русский архимандрит Агрефений (1400 г.)
    44. Немецкий путешественник Иоганн Шильтбергер (1425 г.)
    45. Швейцарский историк Феликс Фабри (1483 г.)
    46. Русский дипломат Василий Позняков (1560 г.)
    47. Колонна, рассеченная Святым Светом (1579 г.)
  • Часть III
    1. Личный опыт (2008 г.)
    2. Британский археолог Чарльз Уоррен (1867-1870 гг.)
    3. Монах Парфений (1846 г.) и епископ Мелетий (1867 г.)
    4. Патриарх Кирилл Второй (1868 г.)
    5. Монах Митрофан (1926 г.)
    6. Патриарх Дамиан I (1897-1931 гг.)
    7. Патриарх Диодор I (1981-2000 гг.)
    8. Епископ Христодул (1998-1999 гг.)
    9. Патриарх Ириней I (2001-2005 гг.)
    10. Патриарх Феофил III
  • Заключение
  • Рукописи
  • Библиография
  • Именной указатель

От автора

Выражаю свою глубокую признательность всем друзьям и соратникам, оказавшим содействие при написании настоящей книги: Анатолии Иосифиду и Ольге Кессиду за перевод книги на русский язык, протоиерею Валентину Асмусу за общую и богословскую редакцию, Зое Ромбос и Евгении Кричевской за коррекцию русского текста, Нике Христопулу за перевод английских текстов, Марии Куцикиду и Панайоте Папагеоргиу за перевод фращузских текстов, Симосу Тамоглу за итальянские переводы, Ахиллесу Бакасу за немецкие переводы, доктору Демосфену Георговасилису за переводы с латыни и д-ру Гамалю аль-Тахиру (Gamal al-Tahir) за работу над арабскими переводами.

Горячо благодарю моего друга и сотрудника Иоанниса Куцикидиса, а также филолога Анастасия Типалдоса за их бесценный вклад в работу над книгой. Благодарю предоставивших мне полезную информацию: Георгия Пападопулоса (профессора кафедры механики материалов Афинского университета), протопресвитера Георгия Металлиноса (засл. проф. Богословского факультета Афинского университета), протопресвитера Феодора Зисиса (профессора Богословского факультета Салоникского университета), Gotthard Strohmaier (засл. проф. кафедры семитских и арабских языков Свободного университета в Берлине), Jay Rubenstein (профессора кафедры истории в Университете Тенесси) и Robert Levine (профессора кафедры средневековой литературы в Бостонском университете). Выражаю глубокую признательность директору Института истории арабо-исламских наук Франкфуртского университета Fuat Sezgin за материалы и ценные сведения об Ибн Аль-Кас. Особенно благодарю моих родителей Константина и Софию за их неоценимую поддержку.

Предисловие к русскому изданию

Божественная тайна Воскресения Христова в Святом Евангелии никак не описывается и даже не датируется определенным моментом времени. Но весть Воскресения принимается в озарении Света, знаменующего Божественное чудо: «вид (Ангела) был как молния, а одежда его была как снег» (Мф. 28.3).

Пасхальная служба воспевает светоносное явление Воскресшего Спасителя. «Просветимся людіе», «узримъ неприступнымъ светомъ воскресенія Христа блистающася», «вся исполнишася света», «во свете присносущнемъ сущаго съ мертвыми что ищете?», «изъ гроба красное правды намъ возсія Солнце», «Христа узримъ правды Солнце, всемъ жизнь возсіяюща», «ночь светозарная, светоноснаго дне востания сущи провозвестница, въ нейже безлетный Свет изъ гроба плотски всемъ возсія», «светися, светися, новый Іерусалиме», «изъ гроба днесь яко отъ чертога возсіявъ Христос». У греков Крестный ход перед Пасхальной заутреней начинает предстоятель, вьшосящий из Алтаря свечу и зажигающий от нее свечи прихожан с пением: «Пріидите пріимите светъ отъ невечерняго Света и прославите Христа, воскресшаго изъ мертвых».

Явлению Святого Света, или, в русской терминологии, сошествию Благодатного Огня в Страстную и Великую Субботу в иерусалимском Храме Воскресения посвящена настоящая книга. Мало кто в России в наше время не знает об этом ежегодно повторяющемся чуде, а многие, в последние два десятилетия, даже сами явились его очевидцами.

Из книги, где собрано несколько десятков свидетельств о Святом Свете из самых разных времен, народов и конфессий, можно увидеть, что во все времена были не только почитатели, но и отрицатели чуда. В некоторых случаях отрицание легко объяснимо конфессиональной предвзятостью, как, например, у мусульман или даже у католиков после того, как они потерпели поражение в крестовых походах и лишились права собственности на взятые ими силой оружия Святые Места, которые победоносные мусульмане вернули их законным и исконным хранителям грекам. В других случаях скептицизм объясняется особым душевным устроением. И, наконец, бывает, что позиция скептицизма занимается с какой-то конъюнктурной целью: кому-то надо досадить, кого-то скомпрометировать или осмеять. Это, по-видимому, случай книжечки «Благодатный Огонь: миф или реальность?» (Москва, 2008). Она вышла под именами С.С. Бычкова, прославившегося грубыми нападками на всех достойных иерархов нашей Церкви, и неслужащего дьякона А.Е. Мусина.

Лозунг демифологизации зовет очень далеко. Бросивший этот клич протестантский «теолог» Рудольф Бультманн отказался от всего, что несовместимо с «научной картиной мира», т.е. от чуда вообще, и в частности от Воскресения Христова. А его старший современник философ Артур Древс объявил «религию разума» не нуждающуюся ни в каких исторических обоснованиях, ни в каких возвестителях. Именно поэтому он предвзято, вопреки исторической науке, отрицал даже историчность Христа. Бычков и Мусин так далеко не идут: они лишь повторяют, что вера в чудесах не нуждается и величайшее чудо Воскресения не нуждается в ежегодном подтверждении сошествием Огня. Да, разумеется, Бог в чудесах не нуждается, как не нуждается в них и верующий, готовый немедленно «разрешитися и со Христом быти» (Фил. 1.23). Но многие чувствуют скудость своей веры, и, как в свое время сами апостолы, молят Христа: «Господи, умножь въ нас веру» (Лук. 17.5). Одно из средств умножения веры чудеса, которые Господь так обильно совершал на земле как бы во исполнение этой апостольской мольбы.

И после Воскресения, вот уже почти 2 тысячи лет, чудеса совершаются в Церкви, умножая веру и радость о Господе.

Помню рассказ о Великой Субботе в Иерусалиме приснопоминаемого Протопресвитера Виталия Борового, человека острого критического ума и большой искренности. Будучи вполне уверен в нереальности Благодатного Огня, он, увидев чудо своими глазами, вполне поверил в его реальность и с волнением об этом рассказывал.

Удивительным образом чудеса Господни не подавляют человеческой свободы. Те, кто любил Христа, видя Его чудеса, все больше и больше «умножали свою веру», а те, кто не хотел верить и любить, все больше ожесточались: «от беса имать» до «распни Его».

Так и в наше время. Иноверцы остаются иноверцами, скептики скептиками, неверующие неверующим. Но, общаясь с теми, кто благоговейно, с верой и доверием присутствовал на священнодействии Святого Света, видишь, как много радости, любви, веры и благодати приняли они в свои сердца. Это и есть главное свидетельство истинности чуда Божия.

Как приходской священник я встречаю Святую Пасху со своими прихожанами. Но если кто-то из них хочет праздновать Праздников Праздник во Святом Граде, я с радостью отпускаю в это паломничество. А остальные стараются увидеть телевизионную трансляцию из Храма Воскресения. К бесчисленным свидетельствам чуда прибавлю еще одно, нашей прихожанки р.Б. Ольги. Во время сошествия Святого Огня она стояла в толпе с двумя связками свечей в руках. А поскольку кругом не у кого было зажечь свечи, она подняла руки со свечами вверх, и свечи загорелись «сами собой».

При переводе настоящей книги было отдано предпочтение греческой терминологии «Святого Огня» как более емкой, объединяющей в единую реальность Свет Воскресения и присносущный «Фаворский Свет».

«Посли светъ Твой и истину Твою: та мя настависта и введоста мя въ гору святую Твою, и въ селения Твоя» (Пс. 42:3).

Миссия

Неизвестно, когда возникла Церковь Света, но ее духовенство славится распространением добра. Призвание священника — это духовный рост и созерцание. Священники при помощи Света исцеляют и восстанавливают в мирное время, защищают в периоды войны. Паладины — это боевая ветвь Церкви, они стремятся быть примером учения Света, а также обеспечивать соблюдение его законов. Эти крестоносцы призваны защищать слабых, приносить справедливость нуждающимся и побеждать зло из самых темных уголков мира. Монахи Североземья однажды заявили, что их миссия заключалась в достижении «вечного мира».

Общая идеология Света состоит в том, чтобы стремиться быть добрым во всех действиях. Его учение описано в Фолианте Божественности.

Фолиант Божественности

Во всех своих деяниях паладин должен быть достоин того Света, которому мы служим и который дарует нам силу. Для таких, как мы, стремление к божественности не означает желания стать богами: мы лишь стремимся творить добро.

Ныне наступили тяжелые времена: мы избраны для того, чтобы сражаться со злом и повергнуть его. Однако помни: не борьба со злом отличает нас от прочих жителей Азерота. Сострадание, терпение, отвага и помощь ближним – для паладина все это значит не меньше, чем искусство воина.

Никогда не забывай об этом!

Ссылки

  1. Tides of Darkness, глава 3
  2. Warcraft: Orcs & Humans мануал Warcraft: Orcs & Human manual # Монах\ Армия Азерота первой войны , Монах

Шаблон:Religions

Авторы Произведения Рецензии Поиск Магазин Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *