Церковь Иоанна лествичника

В самом центре Москвы на Соборной площади московского Кремля возвышается церковь-колокольня из белого кирпича Святого Ивана III Великого, объединившая всё многообразие древних храмов Кремля в общий архитектурный ансамбль. В ансамбль входят столп колокольни Иван Великий, Успенская звонница и Филаретова пристройка.

В настоящий момент колокольня Ивана Великого является музеем истории московского Кремля. На первом этаже Успенской звонницы расположен выставочный зал, в котором идет демонстрация памятников искусства не только Кремля, но и самых разных музеев со всего света. В качестве экспонатов посетителям представлены панорама Москвы, ряд фрагментов белокаменного зодчества XIV века и множество других редкостей.

Колокольню Ивана Великого еще называют церковью Святого Иоанна Лествичника. Вход в нее — по билетам на территорию московского Кремля. Ансамбль колокольни «Иван Великий». Вид из Большого Кремлёвского сквера, © Валентин Оверченко

Музеи колокольни

Помещение внутри Успенской звонницы переоборудовано под музей. В нем собраны старинные артефакты, с помощью которых наглядно представлена история обустройства Московского Кремля. В музейной коллекции посетители могут увидеть фрагменты существующих и уже исчезнувших построек на территории столичного детинца.

Выставочный зал служит местом для размещения передвижных экспозиций. Здесь демонстрировались подборки на темы:

  • «Венчания на царство и коронации в Московском Кремле»
  • «Искусство сохранять искусство. Реставрация в Музеях Московского Кремля»
  • «Золотой век английского двора: от Генриха VIII до Карла I»
  • «Индия. Драгоценности, покорившие мир»

Колокольня Ивана Великого сегодня

Помимо объекта для посещения туристами, звонница выполняет свое основное предназначение. Ее колокола вновь зазвучали после почти 75-летнего перерыва, в честь пасхальных праздников в 1992 г. Именно на башне Ивана Великого первыми начинают звонить колокола в дни главных церковных праздников.

Прежде чем колокола заработали снова, они прошли экспертизу. Реже остальных бьют в огромный Праздничный колокол. Поскольку для работы с ним требуется несколько звонарей. Вес колокольного языка составляет 2 тыс. кг. На верхнем ярусе, расположенном на высоте 80 м, открыта смотровая площадка. Посетители могут подняться на нее в теплое время года. Однако путь в 329 ступеней необходимо преодолевать пешком.

Время работы и стоимость билетов

Музей и смотровая площадка на верхнем ярусе башни доступны для посещения исключительно в теплое время года (май-сентябрь). Состав группы не должен превышать 10 чел. Дети до 14 лет не пропускаются. Сеансы проводятся ежедневно строго по времени. Выходной день- четверг. Билеты продаются в кассе возле Кутафьей башни за 45 мин до начала экскурсии. Цена билета 250 руб.

Где находится Колокольня и как до нее добраться

Объект расположен по адресу: Соборная площадь, Кремль, Москва. Туристам рекомендуется выбирать метро для того, чтобы приехать на ближайшие к Кремлю станции:

  • Сокольническая линия – «Библиотека им. Ленина», «Охотный Ряд»
  • Серпуховско-Тимирязевская линия – «Боровицкая»
  • Арбатско-Покровская линия -«Площадь Революции»
  • Филёвская линия – «Александровский Сад»

Колокольня Ивана Великого Московского Кремля на карте

Год и век создания

Данный храм — очень древний памятник архитектуры, его история насчитывает более чем 500 лет. Первые сведения о существовании в сакральной топографии столицы престола во имя преподобного Иоанна Лествичника историки относят к 1329 году. В летописях указано, что именно тогда была заложена каменная церковь, а затем освящена. Святыню относили к типу «иже под колоколы» из-за расположения яруса звонницы над самим помещением.

Весь храм был возведен в течение трех месяцев, из-за этого предполагают, что церковь имела малые размеры. Считается, что она стала первым московским храмом, освященным во имя преподобного.

В 1346 году храм расписали, а спустя 129 лет в него перенесли несколько саркофагов с мощами святителей из второго Успенского собора, который на тот момент разобрали. Позже храм тоже был разобран, а весной 1505 года было начато строительство новой святыни, продлившееся три года. Постройку новой церкви приурочили к кончине князя Ивана III, полностью ее завершили к 1508 году.

Колокольня Ивана Великого в Москве на google-панораме:

История

В синодальный период

9 марта 1893 года Управляющий Московской Митрополией викарный епископ Дмитровский Александр (Светлаков) утвердил проект архитектора А.А. Латкова по сооружению нового здания для лаврской больницы и богадельни. А 18 марта того же года проект А. А. Латкова был одобрен Строительным Отделением Московского Губернского Правления. И 31 мая 1893 года с архитектором А. А. Латковым Учрежденный собор Лавры заключил условие на исполнение проекта и технического надзора за постройкой больницы-богадельни.

Храм в честь прп. Иоанна Лествичника

Проект устройства отопления и вентиляции в новом здании выполнила техническая контора инженера-механика С. Я. Тихомирова г. Москвы. Проект и смета на устройство вентиляции и отопления были проверены и одобрены выдающимся русским инженером-механиком В. Г. Шуховым. Согласно проекту, в здании предполагалось обеспечивать температуру между 15 и 16-тью градусами, а обмен воздуха – из расчета 1 куб. сажень на человека в час. Под аптекой в нижнем этаже был запроектирован подвал с котлом для нагревания воды в трубах и ребристых чугунных батареях. Рядом с котлом в подвале предполагалось устроить также особый калорифер для отопления и вентиляции церкви прп. Иоанна Лествичника. Надзор за работами по устройству отопления и вентиляции был поручен и. о. эконома Лавры иеромонаху Досифею.

В мае 1893 года Учрежденный собор испрашивает и получает разрешение на постройку нового здания в Сергиево-Посадской городской управе, после чего собственно и были начаты строительные работы. Через месяц — 13 июня 1893 года — при викариатстве епископа Александра Дмитровского и настоятельстве Московского митрополита Леонтия (Лебединского) произошла закладка нового здания.

Вот что сообщают «Московские Церковные Ведомости»: «13 июня в Троице-Сергиевой Лавре после литургии состоялась закладка громадного здания, предназначенного под богадельню престарелой братии и больницу. В здании будут две церкви: во имя прп. Иоанна Лествичника и во имя свв. мучениц Варвары, Анастасии и Акилины. Закладку совершал наместник Лавры архимандрит Павел в сослужении с архимандритами Никоном и Товиею и иеромонахом Досифеем. По совершении закладки провозглашено было многолетие Государю Императору, Государыне императрице, Наследнику Цесаревичу, митрополиту Леонтию и архимандриту о. Павлу, по мысли которого строится это редкое по своим размерам здание. Стечение народа на закладке было громадное».

Еще до совершения закладки здания больницы, 5 июня 1893 года, редактор «Троицких листков» архимандрит Никон (Рождественский) получил письмо от владельца типографии Ивана Ефимовича Ефимова, который более 16 лет печатал издания Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: «Глубоко сочувствуя доброму делу, которое предпринято Лаврою Преподобного Сергия с целью успокоить немощную братию в богадельне и врачевать приходящих на поклонение Преподобному Сергию богомольцев прилагаю при сем 5%-й банковский билет в 10 000 рублей…, как мое пожертвование на храм при оных богоугодных заведениях с тем, чтобы к именам великомучениц Варвары и Анастасии было присоединено имя мученицы Акилины, и во-вторых, в оном храме ежедневно, вместе с именами графини Варвары (Татищевой) об упокоении упоминалось имя рабы Божией Акилины». Указом Учрежденного собора от 9 июня 1893 года пожертвование И. Е. Ефимова было принято и просьба исполнена, о чем мы видим свидетельство в сообщении «Московских Церковных Ведомостей» о совершении закладки нового здания больницы-богадельни при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Строительство больницы-богадельни было осуществлено в 1893 – 1896 годах. В августе 1894 года было принято решение об устройстве также каменной ограды вокруг строящегося комплекса, «для безопасности и благоприличия. На северо-западном углу для крепости предположена малая башня, а на средине северной ее части – флигель для отдельного помещения заразных больных, примерно на 10 человек». Проект ограды и инфекционного корпуса составлен также А. А. Латковым.

К началу 1895 года здание больницы с церковью посередине его во имя прп. Иоанна Лествичника было построено вчерне и 18 февраля Учрежденный собор просит благословения Высокопреосвященного Сергия, митрополита Московского и Коломенского на устройство в храме прп. Иоанна иконостаса по проекту А. Латкова. Иконостас предполагалось соорудить из дерева, одноярусный, сплошь позолоченный. На царских дверях должны были быть изображены: Благовещение и четыре евангелиста, по сторонам от царских врат – Спаситель и Божия Матерь, на северной и южной дверях – соответственно Архангелы Михаил и Рафаил, у южной стены – храмовая икона Иоанна Лествичника, а у северной – явление Богоматери прп. Сергию. Стоимость иконостаса обошлась в 2 500 рублей. Иконостас церкви прп. Иоанна Лествичника и некоторая церковная утварь были устроены на средства благотворителей. 23 февраля 1895 года Высокопреосвященный Сергий (Ляпидевский) благословил «по приложенному рисунку иконостас поставить».

В мае 1895 года были закончены работы по отоплению и вентиляции. Для отопления здания были поставлены два трубчатых паровых котла фирмы А. В. Бари. В 1896 году 30 октября, Учрежденный собор доложил митрополиту Сергию о том, что «начатое в 1893 году новое при Лавре трехэтажное здание больницы-богадельни с церковью внутри посередине, в настоящее время вполне окончено, помещения все отделаны, некоторые из них уже занимаются братиею, и самая церковь вполне готова к освящению, имея все необходимые для сего принадлежности. Днем же освящения Учрежденный собор полагал бы назначить 10 ноября сего года».

2 ноября 1896 года митрополит Сергий благословил освятить больничный храм во имя прп. Иоанна Лествичника наместнику Лавры архимандриту Павлу. Освящение храма во имя прп. Иоанна Лествичника состоялось в воскресенье 10 ноября 1896 года, при настоятельстве Митрополита Московского Сергия (Ляпидевского). Накануне освящения, как сообщают «Московские Церковные Ведомости», «была отслужена всенощная на середине нового храма архимандритом Никоном, а на утро священнодействие совершали два архимандрита: наместник Лавры Павел и казначей Никон, в сослужении с несколькими иеромонахами. Все священнослужители были в светло-голубых облачениях, пел хор Лаврских певчих. Литургия окончилась около часу дня». Совершено освящение по благословению епископа Дмитровского Нестора (Метаниева).

Отмечая, что день храмового праздника приходится на 30 марта, который нередко может приходиться на Страстной седмице, учрежденный собор Лавры испросил благословения Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего митрополита Сергия отправлять день храмового праздника в 4-ю неделю Великого поста, посвященную прп. Иоанну Лествичнику.

Вскоре после освящения храма в декабре 1893 года теперь уже эконом Лавры иеромонах Досифей, в связи с окончанием работ по устройству в Пафнутьевском саду новых зданий больницы-богадельни для братии с церковью при них, с переходным корпусом, соединяющим эти здания с монастырем, а также с флигелем для заразно больных и оградою вокруг, представил в Учрежденный собор приходно-расходную книгу и краткую ведомость сумм, отпущенных из Лаврского казначейства в разное время. Всего постройки обошлись в сумму 330 000 рублей.

Кирпич для построек поставлял мещанин Сергиева Посада Николай Иванович Пикунов в 1892 – 1893 гг. Также казначеем Лавры архимандритом Никоном было куплено за свой счет кирпича на сумму 39 849 рублей. Израсходовано было монастырского кирпича 800 000 штук.

Каменные работы выполнял подрядчик Василий Александрович Александров, асфальтовые – подрядчик Капралов. Монастырскими мастеровыми и рабочими была произведена вся кровельная, малярная и часть столярной работы.

Сверх первоначальной сметы и проекта был наложен 3-й этаж на всем переходном корпусе, устроен выступ у ограды сверх того же корпуса еще в два этажа, построен двухэтажный инфекционный флигель, построены погреба, устроена ограда вокруг новых зданий. Новоустроенное здание находилось с западной стороны монастыря на правом, противоположном от Лавры, высоком берегу речки Кончуры.

Громадное по тем временам по своим размерам здание, в длину оно достигало около 77 метров (36 саженей), в ширину – 17 метров (8 саженей). На северном и южном концах здание имело выступы почти в 26 метров (12 саженей). Весь комплекс и храм были выстроены в русском стиле и имеют четыре этажа, которые полностью просматривались только с восточной стороны, так как размещалась она на склоне горы.

В южной части нововыстроенного здания размещалась, собственно, больница на 50 коек-мест, в северной – богадельня на 50 престарелых иноков и мирян-«трудников», долго послуживших при Лавре и от старости и болезни не имевших возможности существовать своим трудом. К 1909 году, как сообщает Е. Е. Голубинский, число мест в больнице было увеличено до 100 и более кроватей.

В центральной части в верхних двух этажах (во 2-ом и 3-ем, считая с западной) располагался храм во имя прп. Иоанна Лествичника. Своей трапезною частью он вдавался в самый корпус, разделяя его тем самым на две равные части.

Под храмом прп. Иоанна на первом этаже (также считая с западной стороны) помещалась аптека. Под аптекой на нижнем полуэтаже с восточной стороны здания была устроена церковь свв. великомучениц Варвары, Анастасии и Акилины. Эта церковь была перенесена сюда из Варваринского, или Певческого, корпуса Лавры. Сразу после освящения храма преподобного Иоанна Лествичника, Учрежденный собор испросил благословения митрополита Московского Сергия на перенос иконостаса бывшей Варваринской церкви в новое здание, где в нижнем этаже устраивается церковь-усыпальница. Окончательное ее устройство относится к июлю 1901 года. Освящение ее совершилось в 1901 году казначеем Лавры архимандритом Никоном. Здесь стали поставлять усопших, умерших в Лаврской больнице, для чтения над ними Евангелия или Псалтири и для отпевания.

Все здание больницы-богадельни отапливалось водяным способом. Отопление же здания переходного корпуса поначалу было паровым. Но в 1907 году стало отапливаться водяным способом в виду того, что отопление котлов нефтью было весьма дорогим, а дровяное отопление не прогревало здание зимой. Замена была осуществлена фирмой котельно-механического завода Эдуард Э. Кудинг.

К зданию больницы-богадельни с северной стороны примыкал довольно большой переходный, или мастеровой, корпус, соединяющий новое здание через широкий и довольно глубокий овраг и речку Кончуру (через нее перекинута большая кирпичная арка) с Лаврою. Поэтому высота этого здания везде не одинаковая: по краям оно имеет с одной стороны один этаж, а с другой – два, в середине же оно имеет три этажа. Его постройка осуществлена в 1895 – 1896 годах. В длину оно имело около 147 метров (69 сажен), а в ширину – около 11 метров (5 сажень).

Верхний чердачный этаж представляет собой длинную полутемную переходную галерею – из лавры в больницу-богадельню. По сторонам этой галереи располагались разнообразные кладовые.

По середине здания, внизу, поперек его перекинута арка через речку Кончуру. При строительстве она была направлена специально в это место по прямой линии, а раньше ее русло проходило извилинами в разные стороны.

Внутри корпуса, построенном также в русском стиле, помещались столярная, малярная и другие мастерские. Внизу помещалась баня, разделенная на две половины – для братии и для рабочих. Здесь же была устроена Лаврская типография, открытая в 1895 году для печатания «Троицких Листков» и других лаврских изданий, а так же переплетная и сама редакция «Троицких Листков». Тут же были устроены и помещения для братий, занятых на различных типографских работах.

Близ монастырской стены возвышается башня над воротами, через которые проходят крестные ходы, совершаемые около монастырской ограды. У самой стены новое здание возвышалось до уровня монастырской стены, поднимаясь почти на шесть этажей. В самом верхнем помещалась библиотека бывшего наместника Лавры архимандрита Леонида (Кавелина). Там же помещалась библиотека редакции «Троицких Листков». К этой библиотеке с нижнего этажа из сада вели 120 ступеней, а из самой Лавры – всего 24.

Из сада, от угольной башни открывался прекрасный вид на новое строение. Здание стоит на горе. Его обрамляют несколько старых деревьев. Линии постройки, выполненной в русском стиле, очень грациозны. Над ними возвышается купол с сияющим крестом.

Уже сразу после постройки больницы-богадельни, еще до освящения храма прп. Иоанна Лествичника, то есть до конца 1896 года, все келлии северной половины нового здания были заняты жильцами-старцами и немощными, которые до того были разбросаны по всему монастырю. Теперь же они имели не только удобное, для них отведенное жилье, но и возможность слушать богослужение тут же, в самом здании. Причем живущие в верхнем этаже могли слушать службу с хор.

Из сведений, посланных в Московскую Духовную Консисторию в 1905 году о Лаврской больнице, мы узнаем, что она именуется странноприимной и служит как для ежедневного приема приходящих больных, так и для стационарного лечения. Врач больницы в своей деятельности руководствовался параграфами устава лечебных заведений Министерства внутренних дел, постановлениями Духовного собора Лавры и личными указаниями о. Наместника. По распоряжению митрополита Владимира (Богоявленского) лекарства из Лаврской аптеки выдавались бесплатно. Известно, что, например, в 1899 году больница приняла 11 326 пациентов.

В 1905 году близ здания больницы-богадельни была сооружена в отдельном доме лаврская прачечная. В 1907 г. в здании больницы была устроена особая комната для больных, страдающих буйным помешательством. При лаврской больнице-богадельне назначались особые смотрители, которые наблюдали не только за чистотою в коридорах и келлиях, но и за нравственностью всех живущих в оном здании.

Храм прп. Иоанна Лествичника был построен в «два света», так как он занимает два верхних этажа здания. Выступая из строения к востоку, своей трапезною частью храм вдавался в середину самого корпуса, разделяя все здание на две равные части.

Длина его с притвором и алтарной апсидой – 34 метра, внутренняя ширина – 12 метров, высота до основания креста главного купола – около 28 метров. У входа в храм над притвором устроена звонница, еще выше – пять куполов в ряд с севера на юг, симметрично продольной оси здания. Все купола были увенчаны крестами. Центральный, главный купол с крестом устроен над самим храмом. Также небольшой купол был устроен и над алтарем. Всего куполов на храме было 7.

Внутренне убранство храма было весьма благолепно. Пол был мозаичный с цветными узорчатыми украшениями. Он достаточно хорошо сохранился и до наших дней. Особого внимания заслуживает паникадило. Оно имело форму креста из виноградных лоз с 33 лампадами по числу лет земной жизни Спасителя. Паникадило было утрачено.

Стены храма были расписаны иконописью на темы Священного Писания в 1901 году Палеховским иконописцем Н. М. Сафоновым. Проекты стенной живописи были одобрены митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским). Все росписи утрачены.

За правым клиросом в богатом киоте помещалась больших размеров икона Владимирской Божией Матери. По бокам иконы находились изображения святых, прославившихся в пределах Владимирской епархии. Эта икона, украшенная серебряной вызолоченной ризой с камнями, была прислана в дар Троицкой Лавре Высокопреосвященным Феогностом. Икона утеряна.

Также за правом клиросом располагалась икона с частицей одежд свт. Феодосия Черниговского. Эта часть от одежд угодника Божия была прислана в дар по просьбе архимандрита Никона епископом Черниговским и Неженским Антонием (Храповицким). Она была вделана в серебряный окладец и помещена при иконе свт. Феодосия Черниговского. Икона не сохранилась.

За левым клиросом в иконе великомученика Пантелеимона, в сребропозлащенном складне-ковчеге помещалась довольно большая часть св. мощей великомученика Пантелеимона. Икона была прислана в благословение Лавре со св. Афонской горы. Икона также была утеряна.

В храме также имелась икона прп. Сергия Радонежского в серебряном окладе размером 25х30 см. и икона прп. Серафима Саровского в окладе шитым золоченой нитью (27х30 см). Икона прп. Сергия Радонежского была подарена храму неким Александром Павловичем Бычковым 12 августа 1896 года за исцеление болящих. Обе эти иконы были скрыты в здании больницы-богадельни и обнаружены рабочими только во время реставрационных работ. Теперь они находятся в восстановленном храме прп. Иоанна Лествичника.

В советский период

15 января 1919 года в здании больницы-богадельни был открыт сыпнотифозный госпиталь на 50 коек. Позже он был расширен до 250 мест. В 1921 году в здании организуется районная Лечебница.

В 1923 году здесь организуется хирургическое отделение. Храм закрывается. Иконостас, церковная утварь и большая часть икон бесследно исчезает. Алтарь главного храма переоборудуют под операционную. Предположительно это случилось 20 апреля 1923 года. В последующие послевоенные годы храм и весь прежний больнично-богаделенный комплекс функционировал как 3-я районная больница.

Церковь святого Иоанна Лествичника

Фундамент колокольни заложен на месте существовавшего в 14-15 вв. храма Иоанна Лествичника. Древняя церковь возводилась специально под колокола. По внешнему виду, она напоминала старинные армянские соборы. Внутреннее пространство было разделено на части крестообразно. Снаружи здание имело форму 8-гранника.

Алтарная часть располагалась в полукруглой апсиде, ориентированной на восток. Для колоколов было отведено место на 2 ярусе церкви. Примыкавшую к собору площадь окрестили Ивановской. На ней провозглашали указы царя и читали другие важные государственные документы. Глашатаям приходилось громко кричать, «во всю ивановскую». В начале 16 века церковь Иоанна Лествичника было решено разобрать, а на ее месте построить колокольню, в память об умершем московском князе Иване III «Великом».

Святыни

  • Икона прп. Сергия Радонежского;
  • Икона прп. Серафима Саровского;

в престоле храма:

  • мощи святых мучеников: Прова, Тараха и Андроника;

утраченные:

  • Икона Владимирской Божией Матери с изображением святых, прославившихся в пределах Владимирской епархии, побокам;
  • Икона с частицею одежд Феодосия Черниговского;
  • Икона великомученика Пантелеимона с частицею мощей.

Престольные праздники

Иоанн Лествичник, преподобный — 12 апреля

Фото

  • Семинарский корпус с храмом в честь прп. Иоанна Лествичника

  • Семинарский корпус с храмом прп. Иоанна Лествичника

  • Фасад семинарского корпуса

  • Крыльцо семинарского корпуса

  • Купола храма

  • Старый иконостас храма

  • Современное убранство храма

  • Современный иконостас храма

Как добраться

Адрес: 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра

Паломнику

Расписание совершения богослужений в академических храмах можно посмотреть на сайте академии.

Архитекторы колокольни Ивана Великого

В 1532 году к северной стороне храма зодчим из Италии Петроком Малым была пристроена звонница с храмом Вознесения Господня, в ней разместили колокол «Благовестник» в тысячу пудов. Сама святыня занимала третий ярус, чтобы войти в нее, построили лестницу.

Постройка подобных башен-кампанилл является итальянской традицией, которую в ансамбль московского Кремля привнес архитектор Бон Фрязин, до того момента большое количество времени проработавший в Венеции. Бон Фрязин сохранил замысел первого храма-колокольни из дерева и стал создателем новой каменной колокольни с пространством для совершения служб. Он занимался постройкой двух нижних восьмигранных ярусов и частью третьего. В конструкции первого яруса он заложил балки из металла.

Площадь, находящаяся к востоку от святыни, получила название ИвановскойИменно здесь во всю мощь, «во всю Ивановскую», оглашались указы царя и наказывали провинившихся.

В 1600 году зодчий по имени Федор Конь органично дополнил композицию и надстроил колокольню, не испортив замысел Бон Фрязина. В качестве заказчика выступил царь Борис Годунов.

В XVII веке церковь сделали звонницей, она получила название Успенская. В годы, когда на престоле был Михаил Романов, к северной стороне архитектор Важен Огурцов пристроил еще одно сооружение — Филаретовскую пристройку, имеющую белокаменные пирамидки и черепичный шатер.

Отечественная война 1812 года привела к разрушению звонницы и пристройки, целой осталась лишь колокольня. С нее сняли крест, который до сих пор числится утерянным, в настоящее время на позолоченный купол колокольни разместили железный восьмиконечный крест, его покрывают медные позолоченные листы. Верхняя перекладина дополнена вырезанными на ней словами «Царь Славы».

В 1819 году разрушенную звонницу и Филаретовскую пристройку восстановили и вернули им прежний вид, в основу работ был положен проект архитектора Доминико Жилярди, также в восстановлении были задействованы архитекторы Луиджи Руска и Иван Еготов. Строения были дополнены элементами архитектуры XIX века.

На протяжении долгого времени колокольня оставалась наиболее высоким и значительным зданием в столице. Она служила дозорным пунктом и помогала страждущим объединиться в вере. Тем не менее из-за революционных событий привычный ход истории пошатнулся.

В 1918 году территорию московского Кремля превратили в общежитие, ставшее ночлегом для более чем двух тысяч человек. Начавшаяся Великая Отечественная война привела к размещению командного пункта Кремлевского полка на территории Успенской звонницы. В рядом расположенном Царь-колоколе поместили узел связи.

Уже после войны церковь начала превращаться в музей.

Высота колокольни Ивана Великого

Сразу после возведения новой церкви в 1508 году горожане были поражены размерами новой святыни — такие высокие каменные храмы не возводились ни в Москве, ни во всей Руси. В самой высокой точке храм достигал в высоту 81 м.

Святыня сразу же стала выразителем могущества и силы столицы. Белокаменный «столп славы» огромных размеров, возвышающийся своей сияющей золотом главой над кремлевским холмом, сообщал всем подъезжающим к городу о величии Москвы.

Высота колокольни Ивана Великого: 81 м.

Вид с колокольни Ивана Великого

В настоящее время с колокольни открывается удивительный вид на исторический центр столицы. Несколько веков назад, в отсутствии плотной застройки, с верхней точки колокольни можно было рассмотреть территорию на 30 м вперед, что позволяло использовать святыню в качестве ключевого дозорного пункта города. Есть сведения о том, что путь наверх, состоящий из 429 ступеней, в свое время преодолели Александр Пушкин и Михаил Лермонтов.

1 из 4Вид на Архангельский собор с колокольни Ивана Великого
Фото: © Комова Анастасия

Колокольня выше колокольни Ивана Великого

На протяжении долгих лет Ивановская колокольня продолжала оставаться наиболее высоким сооружением в Москве. Все попытки возвести что-то выше нее оказывались провальными.

Тем не менее спустя какое-то время ближайшим сподвижником императора Петра I Александром Меньшиковым была построена церковь Архангела Гавриила, которая составила в высоту 84,4 м. Святыня превысила колокольню Ивана Великого на три метра, что привело к недовольству москвичей.

Когда башню церкви поразила молния, уничтожившая верхнюю деревянную часть, горожане посчитали это божьей карой за покушение на авторитет святыни Кремля. А в 1860 году колокольня передала пальму первенства по высоте появившемуся в столице храму Христа Спасителя, который теперь оказался первым в списке наиболее высоких сооружений Москвы.

© Sergey Nar

Фундамент

Творение Бон Фрязина получилось очень устойчивым и прочным. В то время вокруг церкви ходили легенды, что архитектором настолько сильно был заглублен фундамент, что он добрался до уровня Москва-реки. На самом же деле итальянцем были лишь покрыты камнем дубовые сваи, это позволило им спастись от гниения.

Звонница в диаметре составила 25 м, толщина стен первого яруса была очень внушительной — в некоторых местах она доходила до пяти метров.

Каждый восьмигранный ярус колокольни имеет меньшие диаметр и высоту, чем идущий перед ним. Также у них есть едва заметная конусность. Благодаря подобной структуре сооружение наполняется зрительной легкостью и необыкновенной устойчивостью.

Бытовало мнение, что фундамент святыни очень глубокий, но затем стало известно, что всю махину выдерживают дубовые сваи лишь 4,5 м в длину. На вторых и третьих ярусах-звонах прорезаны высокие окна, их украшают изящные «ломбардские» арки. Надстройка верхнего круглого яруса произошла при Борисе Годунове, он выполняет роль барабана для золоченой главы. На первом этаже была обустроена крохотная церковь Иоанна Лествичника.

© Don-vip

Архитектура

Бон Фрязин создал уникальное сооружение, отличающееся большим запасом прочности несущих конструкций, которые поныне обеспечивают сохранность здания. Видимо, именно характер грунта и задачи строительства беспрецедентного для Москвы того времени высотного сооружения определили особенности фундамента, сложенного на сплошном свайном поле (на сваях разной длины, забитых практически вплотную друг к другу), выше его — ступенчатый белокаменный стилобат. На нем из кирпича был возведен восьмерик первого яруса, состоящий из двух этажей, на нижнем из которых разместился храм. Толщина стен достигает пяти метров. Входили в церковь-колокольню с запада, через небольшой, но высокий притвор, перекрытый крестовым сводом (не сохранился), который опирался на белокаменные импосты (впоследствии стёсаны, в настоящее время один восстановлен). Из притвора открывался вход в храм, а также на две внутристенные лестницы: прямую северную и винтовую южную.

В целом план церкви следует известному в архитектуре Ренессанса типу храма-октаконха, но содержит значительные модификации. Из-за необходимости устроить притвор, а также из-за наличия двух лестниц, проходящих в толще стен восьмерика, архитектор отказался от трёх экседр, сделав три стороны западной части восьмерика прямыми. Он также упразднил окно в северной экседре, так что храм освещается только четырьмя окнами. Конструкция оконных проемов необычна и определена, с одной стороны, огромной толщиной стен, а с другой — высотой конх над экседрами. Световой проём, прорезанный в стене экседры, значительно ниже соответствующего ему проёма в наружной стене восьмерика. Из-за этого образовался крутой по подъему и длинный подоконный откос, а свод ниши окна значительно выше светового проёма, прорезанного в стене экседры. Наос храма перекрыт восьмигранным сводом, у основания которого проходит белокаменный карниз, а в вершине установлена белокаменная розетка.

Нижний восьмерик был предназначен не только для размещения храма, но и для оборудования первого яруса звона с массивными колоколами. При размере церкви, ограниченном архитектурной целесообразностью, и при необходимости поднять тяжёлые колокола на значительную высоту возникала задача уменьшения массы кладки и ее давления на своды церкви. Поэтому архитектор создал промежуточный этаж между храмом и площадкой звона. Он устроил центрическое восьмигранное помещение, располагающееся непосредственно над храмом. С ним сообщаются три камеры, призванные освободить от тяжести кладки своды притвора и прямой лестницы. Все помещения могли иметь при этом и хозяйственное назначение. Войти на промежуточный этаж можно с площадки прямой лестницы, которая предположительно предназначалась для подъёма сундуков с казной в случае пожара Кремля. Далее по этой же лестнице можно попасть на уровень первого яруса звона, куда с первого этажа напрямую вела вторая, винтовая лестница. Для устройства площадки звона архитектор почти вдвое (до 2,5 метров) сузил стены восьмигранного столба. Снаружи столба была устроена крытая галерея, пилоны которой были соединены арочными перемычками. Между пилонами были повешены колокола.

Второй ярус столба, который условно можно назвать средним восьмериком, значительно у́же нижнего, за счёт чего над сводами галереи первого яруса звона образовалось свободное гульбище. Бо́льшая часть среднего восьмерика, самой высокой части столба, представляет из себя постамент для расположенного в его верхней части, на высоте более 40 м от земли, второго яруса звона. Для облегчения веса конструкции и увеличения устойчивости архитектор создал внутри пустое пространство почти на всю высоту восьмерика. Оно не имеет самостоятельного назначения и выполняет только конструктивную функцию. Подъём с первого яруса звона на второй осуществляется по внутристенной винтовой лестнице. Для устройства второго яруса звона стены восьмерика были прорезаны арками, в которых висели колокола. В центре площадки второго яруса звона, окруженной арками, соединяющими пилоны, возведен каменный столб, внутри его — каменная винтовая лестница на верхний ярус звона, где располагаются зазвонные, самые мелкие, колокола. На уровне верхнего яруса звона для уменьшения веса толщина стен сокращена до 80 см, за счет чего над вторым ярусом звона, как и над первым, образовалось гульбище, на сей раз декоративное. Таким образом, постепенно уменьшая толщину стен и облегчая их за счёт полых камер, архитектор создал сооружение, отличающееся, несмотря на высоту, особой прочностью и устойчивостью.

Годуновская надстройка завершающая храм-колокольню представляет собой кирпичный цилиндр, не перекрытый сводом. При его возведении над ребрами нижнего восьмерика были устроены «тромпы», образованные напуском кирпича. Снаружи барабан разделен на 3 яруса; их пропорции характерны для русских сооружений конца XVI века. Основание декорировано ложными кокошниками с увеличенными килями, между которыми поставлены щипцы: вся композиция имитирует два ряда кокошников — аллюзию на распространенный в это время тип покрытия храма. На этом основании поставлен гладкий фуст барабана, прорезанный восемью щелевидными прямоугольными окнами, с профилированными наличниками, завершенными фронтонами. На карнизе помещена разделённая каменными валиками храмозданная надпись, состоящая из трёх регистров золотом на синем фоне, которая гласит:

Извалением Святыя Троицы, повелением великого государя, царя и великого князя Бориса Феодоровича, всея Руси самодержца и сына его благоверного великого государя царевича великого князя Феодора Борисовича всея Руси храм совершен и позлащен во второе лето государства их 108 года.

Согласно реставрационному исследованию, белокаменные жгуты, разделяющие ряды текста, были первоначально позолочены. Венчающая колокольню золочёная луковичная глава — одна из первых подобных глав на каркасе в русской архитектуре. Крест на главе составлен из нескольких железных полос и обит медными позолоченными листами.

Декор храма-колокольни призван подчеркнуть логику построения объема, прежде всего ярусность общей композиции. Аркатура на кронштейнах, помещенная под карнизом, который отмечает основание нижнего яруса звона, — типичный элемент романской архитектуры. При этом карниз совмещает готицизирующие элементы (трёхлопастные арки) и классицистические (сухарики, капельки и овообразные детали). Более упрощённые карнизы подчеркивают другие горизонтальные членения столпа (трёхлопастные арки и сухарики).

Источники и особенности

Несмотря на отсутствие прямых аналогий, церковь Иоанна Лествичника вписывается в ряд итальянских колоколен. Так, в Италии повсеместно была распространена традиция строительства высоких подколоколенных сооружений, поднимающих ярусы звона на значительную высоту. В XII-XV веках в различных областях Италии строились восьмигранные столпообразные сооружения. Также во многих итальянских кампанилах используется приём уменьшения диаметра верхних частей столпа по сравнению с нижними, в основном на уровне верхнего яруса звона. Образовавшаяся площадка часто служит обходной арочной галереей на столбах или колоннах, окружающей верхний восьмерик или цилиндр (ср. восьмигранную колокольню при церкви Сан-Никола в Пизе, XII-XIII вв.).

Аналогии с храмом-колокольней Иоанна Лествичника обнаруживаются в рисунках архитектурных трактатов Кватроченто. Примером может служить столпообразное сооружение с капеллой в одном из нижних ярусов и с колоколом в верхнем в «Трактате об архитектуре» Филарете (1460-1464 годы) . Архитектурный замысел, изложенный Филарете, совпадает с принципом соединения храмовой и подколоколенной функций, существовавшим в русской традиции.

Мотивы декора, использованные Боном Фрязином, обнаруживают параллели в постройках Виченцы, Монтаньяны, Болоньи и Феррары, а также городов области Абруцци: Терамо, Атри, Кампли, Коррополи, Кьети. Общий подход к декорации также находит аналогии в итальянских кампанилах (ср. колокольню при церкви Сан-Готтардо ин Корте в Милане, 1330-1336).

При этом, композиция Ивановской колокольни имеет ряд особенностей, отличающих ее от аналогичных итальянских зданий: во-первых, это редкое для Италии соединение подколоколенной и храмовой функций в одном сооружении; во-вторых, это система внутристенных лестниц и помещений внутри столпа; в-третьих, это акцентированная ступенчатость всей композиции — редкая, но встречающаяся в построении башен над средокрестием в соборах, напримпер в Ломбардии. В итоге Бон Фрязин создал тип сооружения, не существовавший до этого ни в русской, ни в итальянской архитектуре. Осуществив свой проект, архитектор вышел за границы местной традиции, найдя принципиально иные формы сочетания здания церкви с подколоколенным сооружением.

Документы, литература

Использованные материалы

Предположение высказано И. Е. Забелиным. См. Забелин И. Е., История города Москвы, М., 1905, с. 74.

Предположение высказано И. Е. Забелиным. См. Забелин И. Е., История города Москвы, М., 1905, с. 75-76.

Предположение высказано А. Ф. Малиновским. См. Малиновский А. Ф., Обозрение Москвы, М., 1992, с. 42-43.

Профиль храма на официальном сайте Центрального благочиния Московской епархии,

Звон колоколов

Звон является обязательным сопровождением православного богослужения, а Иван Великий был и продолжает оставаться основной звонницей Москвы. Именно с него прозвучал первый удар большого колокола, который провозгласил начало звона по всему городу в период православных праздников. Колокола замолчали в 1918 году, лишь один раз их было слышно в 1921 году. В 1992 году, после перерыва в 74 года, снова зазвенели колокола на колокольне Ивана Великого.

Точное число колоколов, которые венчают Филаретовскую пристройку, звонницу и колокольню Ивана Великого, составляет 21 штуку. В древности колокола подвешивались на деревянные балки, лишь начиная с XIX века балки стали металлическими.

Звонница и Филаретовская пристройка имеют лишь три колокола. Наиболее объемным является Успенский, его другое название — Праздничный, весит он свыше 65 тонн. Данный колокол отливали известные мастера-литейщики Русинов и Завьялов в XIX веке. Успенский колокол абсолютно заслуженно считают самым большим из всех действующих колоколов и лучшим в вопросе звуковых характеристик — его чистота тона и сила звука поражают.

Третий ярус колокольни, © Валентин Оверченко

Колокол Ревун или Реут также имеет большие размеры, тем не менее он в два раза уступает Успенскому, его вес составляет более 32 тонн. У колокола длинная история, его создание относят к 1622 году, работал над ним мастер Андрей Чехов.

В XVIII веке русский литейщик И. Моторин отлил еще один колокол для колокольни Ивана Великого, он получил название Вседневного или Семисотного. Он также является частью Филаретовской пристройки, его вес составляет более 13 тонн.

Прочие 18 колоколов занимают средний и нижний ярусы колокольни. Нижний ярус снабжен шестью колоколами: Лебедем, Медведем, Широким, Новгородским, Ростовским и Слободским. Средний ярус имеет 9 колоколов. Два из них обладают одинаковыми названиями — Корсунские, их отличает беловатый цвет. Остальные семь носят названия Новый, Марьинский, Немчин, Корсунский (еще один), Безымянный, Даниловский и Глухой.

На верхнем ярусе колокольни расположены три колокола без названия.

Звон колоколов: видео

Картина А. В. Лентулова «Звон. Колокольня Ивана Великого»

Написанная в 1915 году картина изображает святыню в скошенных формах, по центру расположен колокол, его раскачивает двое людей. Вокруг всей постройки кругами расходятся волнообразные плоскости, они являются передатчиком ощущения звука-гула, а благодаря повторяемым отдельным формам композиции в виде натянутых струн создается ощущение органа или огромных гуслей.

Звонящие колокола художник изображает событием космического масштаба. Создается ощущение, что вокруг памятника вертятся светила, то окуная его в ночь, то направляя на него лучи света. Вся картина стала неким портретом архитектурного памятника на фоне истории, наполнила его волнами неистребимой энергии жизни, которая противостоит разрушению.

Как добраться до колокольни Ивана Великого в Москве

Ближе всего к месту расположены станции метро «Боровицкая», «Библиотека им. Ленина», «Александровский сад», «Арбатская», «Театральная», «Площадь революции» и «Охотный ряд».

На автобусе доезжают до остановки «Красная площадь», сюда движутся маршруты № м5, № 158.

В городе можно вызвать одну из служб такси: Uber, Максим, Gett или Яндекс. Такси.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *