Царь езекия

Всего результатов: 12. Показано с 1 по 12.

АХАЗ

АХАЗ (2Пар 28:1; владетель) — был сын Иоафама и наследовал престол царя Иудейского на 20 году своей жизни; он предавался грубому идолопоклонству и даже приносил в жертву собственных детей своих богам языческим. Это нечестие навлекло на него и его царство строгий суд Божий. Ахаз наконец предался крайнему нечестию, и царство Иудейское было разрушено и сделалось пустынею вследствие его великих беззаконий. В начале его царствования (вероятно во 2-й год), цари Сирийский и Израильский, которые уже в конце царствования жизни Иоафама замыслили разрушить Иудею, действительно вторглись в Иудейское царство с многочисленными войсками, готовясь обложить Иерусалим. При сем их намерении Господь повелел пророку Исаии взять своего сына, Шеарясува, и идти к Ахазу, которого можно было встретить в одном известном месте города Иерусалима, и возвестить ему волю Господню. Эта милость была оказана нечестивому царю, как представителю дома Давидова, ради народа его, с которым Господь заключил завет (Ис 7:1). Исаия, встретивши Ахаза в определенном месте, сказал ему, что планы имеющих напасть войск на Иерусалим разрушатся, что их намерения касательно Иерусалима уничтожатся, и что в должное время царства, из которых они вышли, будут разрушены. В подтверждение же этого пророчества, царю было предложено просить какого угодно знамения. Царь, вероятно, вследствие чувства безразличия, а быть может и из лучших побуждений, отказался просить знамения (Ис 7:14), но сам Господь благоволил дать ему следующее знамение чрез пророка: «сам Господь даст вам знамение, сказал пророк; се Дева во чреве пришлет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое, и избирать доброе. Ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое, и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее» (Ис 7:14-16, Мф 1:23). Чрез 3 или 4 года после произнесения этого пророчества цари Израильский и Сирийский были умерщвлены (4Цар 15:30, 16:9). Вероятно это было началом исполнения пророчества, но оно получило более разительное и буквальное исполнение в самом рождении Эммануила, потому что Ирод Великий был последним царем, имевшим право на титул царя Иудейского и Израильского, и хотя он дожил до времени рождения Эммануила, но умер, когда Господь Иисус был еще младенцем, и тогда исполнилось пророчество Иакова: «не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель (Шилох) и Ему покорность народов» (Быт 49:10). Но несмотря на все сии благодеяния и милости Божий, Ахаз, по-видимому, продолжал неотступно следовать нечестивым влечениям своего сердца. Он отправил послов к Феглафелассару, царю Ассирийскому, с великолепными дарами из золотых и серебряных вещей храма, и просил его помощи против Сириян, которые все еще продолжали теснить его. Царь Ассирийский, согласно с его желаниями, осадил Дамаск, взял оный и умертвил царя. Ахаз отправился в Дамаск поздравить Феглафелассара с победою, и увидел здесь жертвенник, устройство которого особенно понравилось ему. Он приказал устроить себе такой же, и поставить оный вместо алтаря Господня, отодвинутого им в темный угол храма (Исх 20). На языческом жертвеннике он принес богам Дамасским жертву с следующим восклицанием; боги царей Сирийских помогают им, принесу я жертву им, и они помогут мне. Но они были на падение ему и всему Израилю, замечает свящ. дееписатель (2Пар 28:23). Этот вообще преданный нечестию царь позволил себе кощунство над свящ. сосудами храма, разбив оные на куски; воздвигнул языческим богам алтари во всех углах улиц Иерусалима, и на вершинах домов для поклонения звездам. Он был поражен смертью в разгаре своего нечестия в раннем возрасте — З6-ти лет от роду, на 16 году своего царствования. Хотя он был погребен в Иерусалиме, но тело его не было внесено в гробницу царей. Ему наследовал сын его Езекия (2Пар 29:1). Имя Ахаза упоминается св. еванг. Матфеем в родословии Господа (1:9).

БЕРОДАХ БАЛАДАН

БЕРОДАХ БАЛАДАН (4Цар 20:12) — сын Баладана, царя Вавилонского, с которым царь Иудейский Езекия вступил в такие дружеские сношения, что получил за это строгое обличение от пророка Исаии. Он называется также Меродах Валадан — имя значащее: Марс-Господь его (Ис 39:1) и встречается в клинообразных надписях на памятниках Вавилонских.

БОГАТЫЙ, БОГАТСТВО

БОГАТЫЙ, БОГАТСТВО (Мф 19:23-24) — обилие внешних, временных и земных благ, равно как благ высших, небесных, духовных. В Свящ. Писании представляются многочисленные примеры людей, обладавших иногда большим богатством и обилием земных благ, но в то же время людей благочестивых и праведных, таковы например: Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф, Вооз, Давид, Соломон, Езекия, Иосафат, Иов, Иосиф Аримафейский, Закхей и др.

ВАСИЛИСК

ВАСИЛИСК (Пс 90:13; по Евр петсн, шефафон, цефа, цефбиони) — пресмыкающееся, из вида змей, и при том самых ядовитых. Всякий может узнать его по шипению. Он не изгибает тела, когда ползет, а прямо выступает. Отечество его — верхний Египет, но он водится и в Палестине. Яйца василиска также ядовиты и причиняют смерть тому, кто поест их — Василиск обыкновенно скрывается в песке, от которого немного отличается своим бурым цветом, и только по торчащим рожкам делается заметным. При малейшем прикосновении к василиску, он выскакивает и быстро схватывает свою добычу. В Библии с василиском (аспидом) сравнивается смерть Ахаза для Филистимлян, чтобы они не радовались сему, так как, по слову пророка Исаии, из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон (Ис 14:29). Езекия действительно прогнал Филистимлян. Точно также высиживанию змеиных яиц уподобляются нечестивые дела Иудеев, которые принесут им большой вред. «Высиживают (они, т.е. Иудеи) змеиные яйца и ткут паутину, говорит пророк Исаия; кто поест яиц их, умрет, а если раздавит, выползет ехидна» (Ис 59:5). Пророк Иеремия с василисками сравнивает Халдеев, посланных Богом для наказания нераскаянных Иудеев за их нечестие (8:17).

ВЫСОТЫ

ВЫСОТЫ (1Цар 9:12), или возвышенности на холмах и горах, нередко избирались местом — истинного служения Богу, но весьма часто также и для идолослужения. По-видимому, с самых древних времен возвышенные места выбирались для сооружения жертвенников или алтарей (Быт 12:7, 22:2, 31:54). Прежде чем храм сделался определенным местом для богослужения, на вершинах гор обыкновенно сооружались жертвенники и алтари (Суд 6:25, 1Цар 9:12, 1Пар 16:39 и др.). По построении храма, подобные высоты сделались мерзостью потому именно, что они весьма часто осквернялись языческим идолослужением. Свящ. Писание замечает об одном царе Иудейском (Иоафаме), что он делал угодное в очах Господних во всем… только высоты не были отменены (4Цар 15:34). Горы и высоты всегда считались священнейшими почти во всех восточных религиях, как места возвышенные над землею и приближающие к небу. Высоты, упоминаемые в Свящ. Писании, находились: в Гаваоне (3Цар 3:4); в Арноне (Чис 21:28); Вааловы высоты (Чис 22:41); высоты Тофета (Иер 7:31); высоты Бама (Иез 20:29); высоты Авена (Ос 10:8) и др. Особенно отличались ревностью к устроению высот: Иорам (2Пар 21:11), Ахаз (2Пар 28:24-25) и Манасия (2Пар 33:3-7). В уничтожении высот особенно подвизались цари: Езекия (4Цар 18:4) и Иосия (4Цар 23:8). После Иосии о высотах в Библии уже не упоминается.

ГИОН

ГИОН — так называется источник, или поток, близ Иерусалима, при котором Соломон был помазан на царство (3Цар 1:33-39) и объявлен царем. Из подробностей повествования видно, что Гион лежал ниже Иерусалима: «сведите его вниз к Гиону и поднялись оттуда.» С этими подробностями согласуются и позднейшие сказания о Гионе, где говорится, что он протекал по лощине (2Пар 33:14). Впоследствии царь Езекия, чтоб скрыть поток от неприятеля, велел сверху покрыть его землею, а снизу соединить с городом подземными каналами (2Пар 33:14).

ЕЗЕКИЯ

ЕЗЕКИЯ (сила Иеговы, крепость Господня): 4Цар 16:20, 2Пар 29:1 и др. — известный благочестивый царь Иудейский, сын и преемник Ахаза. Ему было двадцать пять лет от роду при вступлении на престол, и первым делом его царствования было восстановление истинного богослужения и истребление всех памятников и обрядов идолопоклонства, в которое впал было народ Иудейский в царствование Ахаза. Он уничтожил даже медного змия, сделанного Моисеем и находившегося в то время в Иерусалиме и сделавшегося было предметом суеверного поклонения (4Цар 18:3-5). Езекия неутомимо стремился к тому, чтоб снова обратить Иудеев к храму и истинному богослужению их отцов и вознаградить их за понесенные ими потери и поражения в предшествовавшее царствование. В первые годы его правления в соседнее с Иудеею царство Израильское вторглись Ассирияне и отвели в плен десять колен оного. Несмотря на трудное и угрожающее положение дел, Езекия, не желая признавать над собою власть Ассирии, отказался платить дань, наложенную на Иудеев и которую платили они в царствование Ахаза, вследствие чего Ассирийское войско с Сеннахеримом вторгнулось в его владения и стояло уже у стен Иерусалима. Это событие последовало в 14-й год царствования Езекии и подробно описано в 4Цар 19 и в книге пророка Ис 36:1-22. Но грозный суд Божий не умедлил чудесно поразить войска нечестивых. И случилось в ту ночь, говорит писатель книги Царств, пошел Ангел Господень, и поразил в стане. Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч (ст, 35). Вслед за сим Сеннахерим бежал в Ниневию и через несколько лет был умерщвлен двумя своими сыновьями в капище Нисроха. Вскоре после своего чудесного избавления от Ассириян, Езекия тяжко заболел. Видя близость своего конца (Ис 38), обратившись к стене, он горячо молился Господу. Его печаль и молитву услышал Господь. Пророк Исаия предстал царю и обещал ему скорое, на третий день, выздоровление и подтвердил слова свои чудесным знамением: возвратилась назад на 10 ступеней солнечная тень. которая прошла по ступеням Ахазовым. см. Солнечные часы. Взяли пласт смокв, приложили к нарыву и Езекия выздоровел (4Цар 20:7-11). Его сердечная благодарность к Господу, даровавшему ему чудесное исцеление, вылилась в словах умилительно трогательной молитвы: «Я сказал в себе: в преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней… Жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать подобно ткачу жизнь мою; Он отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину… Как журавль, как ласточка, издавал я звуки, тосковал как голубь; уныло смотрели глаза мои к небу: Господи! тесно мне; спаси меня… Вот во благо мне была сильная горесть, и Ты избавил душу мою от рва погибели, бросил все грехи мои за хребет Свой. Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне; отец возвестит детям истину Твою» (Ис 38:10-19). Когда же по случаю чудесного исцеления Езекии пришли к нему с поздравлением послы от Вавилонского царя Меродаха Валадана и царь с некоторым тщеславием показал им все свои сокровища и богатства, то пр. Исаия возвестил ему, что все это достанется в добычу Вавилона и что потомки его будут отведены в плен Вавилонский. Езекия со смирением принял это определение Божие и Господь отклонил гнев Свой на Иудею во дни его. Последние годы его жизни протекли в спокойствии, он мирно скончался после двадцати девятилетнего царствования на 56-м году своего жития (97 до Р.Х.) и, при всеобщей печали, с большим великолепием был погребен над гробницами сыновей Давидовых (2Пар 32:33). Царствование Езекии несомненно есть одно из замечательнейших в истории царей Иудейских. Дух Давида одушевлял его как в высоком благочестии, так и в любви к отечеству. Учреждения Езекии по благочестию напоминали Израильтянам времена Самуила и Давида (2Пар 29:25). Он был благоуспешен во всех делах своих. Кроме побед его над Филистимлянами и чудесного избавления от руки Сеннахерима, к его времени относятся блистательные завоевания колена Симеонова в Аравии (1Пар 4:38-43). Обладая великим богатством и славою, Езекия строил города и укрепления, проводил водопроводы; скотоводство при нем было в самом цветущем состоянии, и он возвеличился в глазах всех народов (2Пар 32:23-30).1Пар 3:23 — сын Неарии, один из потомков Иуды. Соф. 1:1 — предок прор. Софонии. 2Пар 28:12 — один из сынов Шаллума. 1Езд 2:16 — Израильтянин, сыновья которого возвратились с Зоровавелем из плена. Неем 10:17 — Израильтянин, подписавший обязательство, составленное Неемиею. 2Езд 9:14 — сын Феоканы. 2Езд 9:43 — из начальников и глав народа во времена Ездры. У Неемии 8:4 стоит: Хелкия.

Болезнь Езекии

В то время, когда ассирийцы угрожали Иерусалиму, царь Езекия был поражен болезнью. Он страдал от ужасного нарыва, и воспаление распространилось по всему телу. Пророк Исаия пришел к нему, чтобы передать ему послание от Господа.

— Так говорит Господь: «Сделай завещание, ибо ты умрешь, не выздоровев», — сказал Исаия царю.

Исаия ушел, а Езекия погрузился в глубокую печаль. Он думал о том, что может случиться с его народом, если он, царь, не будет вместе с ним, не будет править им и защищать его.

— Прошу тебя, Господи, помоги мне, — молился он. — Вспомни, что я всегда старался исполнять Твою волю и был предан и верен Тебе.

И тогда Господь сказал Исаие:

— Вернись к Езекии и скажи, что Я услышал его молитву. Через три дня он снова сможет ходить в храм, и Я прибавлю пятнадцать лет к дням его жизни. И город этот спасу от царя ассирийского.

Исаия велел дворцовым слугам размять несколько смокв, сделать из них мазь и положить ее на нарыв. Пока слуги готовили припарку, Езекия спросил у пророка:

— Как могу я удостовериться, что Господь излечит меня?

— Господь даст тебе знамение, — отвечал Исаия. — Тень на солнечной лестнице вернется на десять ступеней назад.

Отец Езекии, царь Ахаз, построил особую лестницу, чтобы определять время по солнцу: тень на этой лестнице перемещалась со ступени на ступень в соответствии с движением солнца по небу. Даровав Езекии еще пятнадцать лет жизни, Господь повернул его время вспять, как повернул Он время на солнечных часах.

Езекия был так благодарен Господу, что сочинил песню о своем выздоровлении, которую пели в храме. Вот ее завершающие слова:

«Господь спасет меня. И мы во все дни жизни нашей со звуками струн будем воспевать песни в доме Господнем».

  • < Враг у стен Иерусалима
  • ИОАХ

    ИОАХ (Бог есть брат) — имя следующих лиц: 1Пар 6:21 — потомок Гирсона сына Левиина. 1Пар 26:4 — третий сын Овед-Едома, Кореянин, из привратников при южных вратах храма (ст. 12, 15). 4Цар 18:18-26 — сын Асафа, дееписатель во дни царя Езекии. Его вместе с двумя другими вельможами посылал Езекия для переговоров с Раиса-ком, военачальником Ассирийским. 2Пар 29:12 — сын Зимми, один из первых между левитами, последовавших увещанию Езекии восстановить церковное богослужение. 2Пар 34:8 — сын Иоахаза, дееписатель царя Иосии. Его назначил Иосия наблюдать за исправлением и возобновлением храма.

    По Усерию: По Богословскому:

    КАЛО

    КАЛО (Иез 4:12). Во многих восточных странах дерево так редко и дорого, что покупается на вес. Посему-то, как передают путешественники, для отопления жилищ и для приготовления пищи обыкновенно употребляются животные экскременты. Д. Нибур говорит, что в Аравии ослиное и верблюжье кало собирается детьми на городских улицах и смешивается с рубленою соломою; затем оно кладется для просушки на солнце, и тогда делается годным к употреблению. Отвратительный запах от подобного топлива нередко проникает в пищу. На слово: навоз указывается в Ис 25:10. Кучи навоза, находившиеся вне городских ворот, послужили причиною наименования некоторых ворот, как например в Иерусалиме: Навозные (Неем 2:13). Во дни народных бедствий и голода народ Еврейский вынужден был для пищи дорогой ценой (по 5 сиклей серебра) покупать четвертую часть кала голубиного помета (4Цар 6:26 и след.). По свидетельству Иосифа Флавия, Иудеи во время осады Иерусалима царем Римским Титом дошли до такой крайности, что раскапывая сточные ямы и старый воловий навоз, собирали в них помет скотский и на что прежде не могли смотреть без отвращения, то теперь употребляли в пищу (Bell. Jud. V, 13). Когда Рабсак, полководец царя Ассирийского. осадил Самарию, Езекия выслал для переговоров с ним Елиакима, Севну и Иоаха, при чем просили Рабсака, чтобы он говорил с ними по Арамейски, но не по Иудейски, в слух народа, который на стене, Рабсак ответил на это, что говорит столько же Езекии. сколько и к людям, «которые сидят на стене, чтобы есть помет свой и пить мочу свою.» см. Навоз.

    ЛАСТОЧКА

    ЛАСТОЧКА (Пс 83:4, Прит 26:2, Иер 8:7, Ис 38:14) — хорошо известная всюду перелетная птичка, из рода певчих, из породы воробьиных птиц. Она устраивает свои гнезда под крышами и карнизами храмов, домов, башен и других строений. Посему-то Псалмопевец и говорит: «и птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где, положить птенцов своих у алтарей Твоих, Господи сил. Царь мой и Бог мой» (Пс 83:4). Ласточки отличаются особенною быстротою своего полета, и пролетают с особенным искусством через самые узкие отверстия в свои гнезда. «Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, говорит Премудрый царь Израильский, так незаслуженное проклятие не сбудется» (Прит 26:2). Они знают свое определенное время, когда им прилетать и отлетать: «И горлица, и ласточка, и. журавль наблюдают время, когда им прилететь, говорит Пр. Иеремия, а народ Мой не знает определения Господня» (Иер 8:7). Щебетанье ласточек во время быстрого полета их, и в гнездах, вероятно хорошо известно всякому. «Как журавль, как ласточка издавал я звуки, тосковал как голубь» (Ис 38:14), восклицает Езекия, в молитве по выздоровлении от своей предсмертной болезни. Щебетанье, и издавание звуков представляются тождественными, так как по наблюдениям во время отлета щебетанье ласточек делается похожим как бы на грустное воркованье.

    ОДЕЖДА ВОСТОЧНАЯ И ОСОБЕННО ЕВРЕЕВ

    ОДЕЖДА ВОСТОЧНАЯ И ОСОБЕННО ЕВРЕЕВ (Мф 24:18). Искусство приготовлять одежду было известно на Востоке с древнейших времен. Первоначально вместо одежды употреблялись кожи животных (Быт 3:21). Одежды восточных жителей вообще были длинные, широкие и свободно прикрывали все тело. Красота одежды состояла в тонкости и цвете материи, из которой делалась одежда. Касательно цветов должно заметить, что светлый цвет служил символом довольства. «Да будут во всякое время одежды твои светлы,» говорит Соломон (Ек 9:8). Голубой цвет был любимым у Иудеев и считался священным, так как был преобладающим цветом в завесах Скинии свидения и в священнических одеждах. Он был также весьма уважаем в Персии. Одежды пурпуровые и багряного цвета служили отличием богатых и почетных лиц. Главный материал, из которого приготовлялись одежды, состоял из шерсти, льна и шелка, впрочем во многих местах Свящ. Писания трудно решить вопрос — хлопчатобумажные или льняные материи упоминаются там. Как кажется. употреблялись и те и другие. Лен в древности разводился преимущественно в Египте, хлопок также произрастал здесь в изобилии и был в большом употреблении. Сомнительно, чтобы слова, выражающие понятия о шелке означали в Библии ткань, известную в настоящее время под этим названием. Евреям было нарочито запрещено законом носить одежду льняную или шерстяную, по мнению некоторых, на том основании, что подобная ткань имела отношение к языческому богослужению; другие же, основываясь на словах Иосифа Флавия, думают, что подобные одежды воспрещалось носить потому, что их преимущественно носили священные лица. Одежды вообще приготовлялись и делались женщинами, как то можно видеть из Прит 21:13-24. Азиатский фасон одежды, как то видно из прилагаемого при сем ри-сунка, остается почти неизменимым из века в век, и это обстоятельство проливает много света, вследствие новейших исследований, на форму одежды Евреев в частности. Можно думать, что их обыкновенная одежда состояла из внутренней одежды (белья), наружной одежды, пояса и сандалий. Одною из самых древних и простых одежд был кусок полотна льняного или хлопчатобумажного, обвиваемый вокруг чресл и достигавший до колен. Это единственная одежда Арабов. Подобный кусок составляет также внутреннюю одежду, и он бывает так незначителен, что лица не имеющие кроме сего никакой другой одежды считаются как бы обнаженными (Ис 20:2-4). То же говорится о Петре, что он опоясался одеждою, потому что был наг (Ин 21:7). В лучшей отделке эта внутренняя одежда делалась шире и длиннее и имела рукава; она иногда изготовлялась на ткацком станке и не имела швов (Исх 28:32). Хитон Спасителя был не сшитый, а весь тканый сверху (Ин 19:23). Выражение — рубашки и платья (Деян 9:39) очевидно означает внутреннюю и внешнюю одежду. Выражение в Дан 3:21 — исподнее и верхнее платье, головные повязки и прочие одежды означает по порядку: широкое нижнее белье, или широкие развивающиеся панталоны, мантии, а быть может и тюрбаны. Внутренняя одежда первоначально была очень простою, как выше указано нами; затем другой кусок одежды перебрасывался через плечо и прикрывал руки. С обеих сторон он застегивался и простирался до колен. В настоящее время это составляет обычную одежду в Аравии. Впоследствии появились рукава, сначала до локтей, а потом до кисти руки. Такая одежда очень походила на рубашку, за исключением отверстия для шеи. Рукава этой одежды делаются у Арабов широкими и открытыми, и поэтому ее всегда легко сбросить. Выражение обнажать мышцу (Ис 52:10) означает устранение всех препятствий самым могущественным членам телесного организма, дабы он мог действовать во всей своей силе. Как часть нижней одежды, совершающий священнослужение священник, ради особенных случаев, должен был носить льняные панталоны, для прикрытия телесной наготы от чресл до голеней (Исх 28:42). Пояса. Так как одежды приготовлялись длинные и свободно спускались до самых ног, то их обыкновенно препоясывали вокруг чресл поясами. Это придавало фигуре красивый вид и предохраняло от запутывания во время труда или движения. По сему выражение — препоясывать чресла сделалось знаменательным образным выражением, означающим готовность к службе, деятельности и бдительности; тогда как другое выражение — снимать пояс означало предаваться покою и праздности (4Цар 4:29, Иов 38:3, Ис 5:27, Иер 1:17, Лк 12:35, Деян 12:8, 1Пет 1:13). Пояса делались из ремней, хлопчатобумажной материи или из кожи и бывали 6-ти вершков и более в ширину, с прикрепленною посреди пряжкою, посредством которой можно было расширять и уменьшать длину пояса. Иногда пояса делались из виссона или льняной материи (Иез 16:10) и часто украшались богатыми металлическими украшениями, драгоценными камнями или золотым шитьем. Пояс употреблялся иногда и для того, чтобы носить на нем оружие (2Цар 20:8), деньги и другие вещи, обыкновенно носимые в кармане. Полная привязанность народа Божия к служению Ему иносказательно поясняется поясом, близко лежащим к чреслам человека (Иер 13:11). Точно также правда и верность называются у пророка (Ис 11:5) препоясанием Обетованного Мессии.Верхняя или наружная одежда (Мф 21:8, 5:40) вероятно состояла из четырехугольного или длинного куска бумажной материи в два или три ярда в длину и, может быть, в два ярда в ширину. Подобные одежды носятся в настоящее время Арабами. Означенная одежда просто обвивалась вокруг тела, как защита от непогоды, и в случае надобности ее можно было перебрасывать через плечо и под руку — это было нечто в роде настоящих Индейских покрывал, — и укреплялась на плечах двумя пряжками. Арабы перебрасывают эту одежду сверх левого плеча и под правую руку, и таким образом прикрывают все тело, оставляя обнаженною только правую руку. У бедных людей такая одежда служила ночным покрывалом (Исх 22:26,27, Иов 24:7). Это, вероятно, та самая одежда, или льняной покров, на который указывается в Евангелии Матфея (5:40), и который иначе в русской Библии называется верхнею одеждою, или милотью (4Цар 2:8). Полагают, что обшивка по краям этой одежды, или шелковые кисти с голубыми нитями (Чис 15:38) помещались по сторонам, или краям (Мф 23:5). Их доселе еще можно видеть на древних изображениях. Во время зимы носились меховые или кожаные одежды, как это существует и в настоящее время в Восточных странах. В 4Цар 1:8 и в Зах 13:4, быть может, разумеется, одежда из шерсти овец или козьего меха. Обычные кожаные одежды подобного рода преимущественно носились людьми самыми бедными и низшим классом (Евр 11:37), но меховые одежды ценились иногда очень дорого и составляли часть царских украшений. Овечья одежда (Мф 7:15) считалась образом невинности и кротости и символически служила к разоблачению лжепророков, которые на самом деле были хищные и прожорливые волки, жаждущие гибели человеческой. Слово «синдоны,» употребленное в Суд 14:12-13, или рубашки из тонкого полотна, означает, по мнению некоторых, одежду, носимую непосредственно за теплою меховою одеждою и вероятно была та же самая, о которой говорится под общим именем: покрывала, плащаницы, епанчи и др. (Прит 31:24, Ис 3:23, Мк 15:46). Покрывало, упоминаемое в Евангелии Марка (14:51) вероятно составляло постельную принадлежность, которую в случае надобности поспешно набрасывали на себя и обвивали вокруг всего тела. Арабы пользуются и во время дня тою же самою одеждою, которая служит им для спанья и прикрытия ночью.Различие между мужскою и женскою одеждою на Востоке не так резко обозначается, как у нас. Впрочем между тою и другою все-таки было некоторое различие. Моисей нарочито воспретил всякий обмен одежд между двумя полами. Подобное переодеванье было общим в языческих странах и соединялось с идолопоклонническим развратом. Общая одежда женщин, по всей вероятности, была так же проста и недорога, как и у мужчин. Широкая, развевающаяся верхняя одежда с запонками, или пряжкою на груди, и покрывало, по всей вероятности, были главными принадлежностями оной. Покрывало у девиц считалось знаком скромности. Так, об Ревекке говорится, что она взяла покрывало и покрылась (Быт 24:65). Оно служило также знаком покорности, или почтения у женщин замужних (1Кор 9:3-10). В пророчествах Исаии встречается точное описание различных предметов женской одежды у Евреев (Ис 3:15-23). «В тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос — плешь, и вместо широкой епанчи — узкое вретище, вместо красоты — клеймо.»Платки (Деян 19:12) были в общем употреблении у Евреев, и, по свидетельству путешественников, жители Восточных стран доселе носят платки в своих руках. Платки такого рода нередко бывают прекрасно изукрашены шитьем. Опоясание (Быт 3:7, Деян 19:12). Несомненно, что означенная часть одежды у Евреев по виду и цели существенно походила на передники и фартуки, которые употребляются и в настоящее время. Сандалии, сапоги. см. Обувь. Кидар (Исх 39:28), или головные повязки (Исх 28:40), по-видимому, составляли часть только первосвященнических и священнических одежд. Кидар первосвященника составлял величественный головной убор, делаемый из виссона и красиво расположенный складками. На передней части кидара была следующая знаменательная надпись: Святыня Господня. Головные повязки, как можно видеть из Ис 3:22, составляли часть женской одежды; но доселе достоверно неизвестно, из какой материи делались у Евреев головные повязки, или какой был образец по которому они делались и способ как их носили. Восточные женщины еще доселе особенно гордятся своими тиарами, или тюрбанами. По мнению некоторых, слово, употребленное в означенном месте кн. Исаии, означает тонкий золотой, или серебряный кружок, составлявший блестящую наколку. Указания на иностранные, или греческие и римские головные уборы встречаются в Свящ. Писании редко. Разноцветная одежда. Трудно сказать, делалась ли подобная одежда из материй разных цветов, сшитых вместе, или состояла просто из одного куска материи, окрашенного разными красками. По всей вероятности, подобная одежда служила и служит знаком отличия на Востоке. По словам англичанина Роберта, для красивых и любимых детей доселе делают на Востоке подобную одежду. Кармазиновые, пурпуровые и других цветов материи часто очень искусно сшиваются для подобной одежды. Мусульманские дети носят по временам куртки, вышитые золотом и шелком различных цветов. Думают, что дитя, одетое в подобную разноцветную одежду, предохраняется от влияния злых духов, так как внимание их отвлекается от красоты ребенка красотою одежды. Дети носят эту одежду большею частью до 8-ми летнего возраста, хотя между древними народами существовал, кажется, обычай, на который указывается и в Библии, носить ее и более продолжительное время. На Фамари, как известно из 2Цар 13:18, была разноцветная одежда, ибо такие верхние одежды носили царские дочери — девицы. Прибавлениями к Еврейской одежде, между прочим, служат: ожерелья, браслеты, кольца, серьги и т.п. Носовые и ушные серьги находятся в большом употреблении на Востоке. По свидетельству англичанина Чардэна, почти всякая девушка или женщина в Аравии и Персии носить кольцо в левой ноздре. Нитка, упоминаемая в Быт 14:23, по мнению некоторых, означает тот шнурок, на который нанизывались драгоценные камни, составляющие ожерелье. Браслеты, или запястья носили лица как мужеского, так и женского пола на обеих руках (2Цар 1:10), а женщины иногда также и на ногах (Ис 3:19-20). Женщины в Персии и Аравии носят вокруг лодыжек ног цепочки, украшенные маленькими колокольчиками (Ис 3:16). Ручные зеркала, сделанные из расплавленной бронзы и прекрасно полированные, составляли также общее дополнение к женскому убранству. Их обыкновенно носили или в руке или на шнурке на шее. см. Зеркало. Все греческие и римские женщины без исключения носили длинные волосы. На убранство их они употребляли все свое время, располагая в различных формах и убирая их различными украшениями, как то мы видим на древних медалях и статуях. Апостолы осуждают подобные заботы об украшении волос женщинами, как доказательство их тщеславия, несогласного со скромностью женщины Христианки (1Тим 2:9-10, 1Петр. 3:3-4).В Вт 8:4 мы читаем, что одежда Евреев не ветшала в продолжение их 40-летнего странствования; некоторые понимают это в буквальном смысле и полагают, что одежды детей чудесно увеличивались во время длинного пути, по мере их возрастания; по мнению же других. Евреи в таком множестве снабжены были платьем и всем необходимым, что им хватило на все время их сорокалетнего странствования.Выражение облекать, одевать часто употребляется в переносном значении, как-то: облекать проклятием, ревностью, спасением и проч. Раздирать одежды (Быт 37:29-33) почти с первобытных времен служило знаком печали или раскаяния. Иаков и Давид при различных скорбных обстоятельствах раздирали свои ризы, равно как Иисус Навин (Нав 7:6) и Езекия. Первосвященникам воспрещалось раздирать свои ризы (Лев 10:6, 21:10), именно священные первосвященнические одежды. Те одежды, которые разодрал на себе первосвященник Каиафа (Мф 16:65), по всей вероятности, составляли обычное, ежедневно носимое первосвященником одеяние, а отнюдь не священное первосвященническое, в которое облекался он при богослужениях. Иногда раздирание риз обозначало гнев или негодование, смешанное со скорбью (Ис 36:22). Обычай раздирать одежды при всяком сколько-нибудь печальном случае сделался столь общеупотребительным, что обратился в простую формальность. По сему-то пр. Иоиль и обращается к народу с следующими словами: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши (2:13).

    Факты о цветах и деревьях

    Езекия

    חִזְקִיָּהוּ


    Провозглашение Езекии царем. Хлудовская псалтырь

    13-й Царь Иудеи

    729—716/5 до н. э. — совместно с Ахазом;
    716/5—697/6 до н. э. — единолично;
    697/6—687/6 до н. э. — совместно с Манассией.

    Предшественник

    Ахаз

    Преемник

    Манассия

    Рождение

    VIII век до н. э.

    • Иерусалим, Иудейское царство

    Смерть

    687 или 686 до н. э.

    • Иерусалим, Иудейское царство

    Место погребения

    • Иерусалим

    Род

    Дом Давида

    Отец

    Ахаз

    Мать

    Ави

    Дети

    Манассия (царь Иудеи)

    Отношение к религии

    Иудаизм

    Медиафайлы на Викискладе

    Езеки́я (Хизкия; ивр. ‏חִזְקִיָּהוּ‏‎, Хизкияу или Хизкиягу), сын Ахаза, — царь Иудеи, из династии дома Давида.

    Начало правления некоторых иудейских царей отмечается в Библии не с начала единоличного правления, а с того момента, как они, ещё при предыдущем царе, начинали принимать участие в управлении. Отсюда многочисленные разночтения. Согласно профессору Эдвину Тилю, Езекия начал участвовать в управлении страной примерно в 729 году до н. э., но настоящим царём сделался в 716 или 715 году до н. э., после смерти своего отца Ахаза. Правил он 29 лет, до 687 или 686 года до н. э. (последние 10 лет — совместно со своим сыном Манассией).

    Стена Езекии в Старом городе Иерусалима.

    Езекия приступил к существенным религиозным реформам. Идолослужение было искоренено (был уничтожен даже медный змей Моисея — 4Цар. 18:4). В иерусалимском храме восстановлено богослужение и, как бы в знак восстановления завета с Богом, был торжественно отпразднован общеизраильский Песах (2Пар. 30:5).

    При Езекии были укреплены стены Иерусалима (на иллюстрации) и пробит в скале туннель для подачи воды из источника Гион (ивр. Гихон) в Силоамский водоём (ивр. Шилоах) (см. Силоамская надпись).

    Также Езекия совершил военный поход на земли филистимлян и даже взял в плен одного из филистимских царей, Пади.

    В период его правления Иудея была в вассальной зависимости от Ассирии. Попытка Езекии освободиться от ассирийцев привела к походу ассирийского царя Сеннахирима на Иудею и к осаде Иерусалима. Этот поход отражён и в ассирийских архивах (клинописная призма Синаххериба), в которых Езекия именуется Хазакийагу (в соответствии с еврейским Хискийа, Хизкия или Хискийагу). В результате Езекии пришлось заплатить огромную дань (4Цар. 18:14), но царь Ассирии всё равно требовал сдать Иерусалим. Согласно Библии, после этого Езекия помолился Богу, и ночью «Ангел Господень поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч» воинов (4Цар. 19:35). Однако Иудея осталась вассалом Ассирии, а часть её территории была отдана соседним филистимским царям (тоже ассирийским вассалам). Согласно второй книге Паралипоменон, после поражения ассирийцев под стенами Иерусалима Езекия прославился и разбогател (2Пар. 32:23-29).

    С историей Езекии связывается рассказ о чудесном передвижении тени солнечных часов назад на 10 ступеней в знак выздоровления царя от тёмной болезни (4Цар. 20:1-11).

    В 2015 году, на раскопках под южной стеной Храмовой горы в Иерусалиме, проводимых израильским археологом Эйлат Мазар, был найден оттиск печати с именем иудейского царя Езекии (» Хизкиягу Ахаза царю Иудеи»). В частных собраниях находятся ещё несколько таких печатей, но их подлинность сомнительна.

    Согласно барайте (Талмуд, трактат «Бава Батра»), Езекия со своей свитой написали книгу пророка Исаии, Притчи Соломона, Песнь песней и Экклесиаста.

    По утверждению рабби Иехуды (Талмуд, трактат «Бава Кама»), во время похоронной процессии Езекии за его гробом шло 36 тысяч человек с оголёнными плечами в знак траура. По утверждению рабби Нехемии, они положили и на его гроб свиток Торы со словами «Этот человек исполнил всё, что написано в этом свитке».

    О Езекии

    Часть 2. Езекия и царь Ассирийский

    Часть 1 >>>

    И что дальше говорится: «И встали священники и левиты, и благословили народ; и услышан был голос их, и взошла молитва их в святое жилище Его на небеса» (2 Пар. 30:27). «В четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иуды, и взял их» (4 Цар. 18:13). Подумайте внимательно над этим: человек тринадцать лет изо всех сил старался восстановить в Иудее почтение к Богу, и это ему удалось. Но после этого вдруг, после таких дел и верности приходит Сеннахирим в Иудею, и что? Захватил все укрепленные города и осадил город Иерусалим. Кажется, за что же Бог так поступил с Езекией? Ведь он так старался, так любил Бога, так служил, так уповал на Него. В этом есть и для нас прообраз.

    Вы знаете, что Сеннахирим, царь Ассирийский, это был сын того царя, которому Ахаз, отец Езекии, отдавал дань и нанимал его для помощи себе. И, конечно, это нравилось Ассирийскому царю, что царь Иудейский давал ему деньги. А как мы прочитали вначале, что как только царь Езекия воцарился, то он сразу отделился от царя Ассирийского, перестал платить ему дань.

    Сеннахирим ждал год, два, три, тринадцать лет ждал, и терпение у него кончилось. Вы знаете, это прообраз диавола. Может быть, наши отцы были верующие, но в любом случае, хоть мы и в верующей семье родились, мы были грешниками. Вы согласны с этим? Любой ребенок, рождающийся даже в самой хорошей христианской семье, рождается грешником. Он должен прийти к покаянию сам лично. И в любом случае, если у него отец и мать верующие, и бабушка, и прабабушка, все равно его предки были язычниками и служили диаволу тысячелетиями. Тысячелетия в нашей крови, в наших предках было поклонение диаволу, служение бесам, служение идолам, разная нечистота, непотребство. Как Павел говорит: «Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить» (Еф. 5:12). И это диаволу нравилось, что наши предки тысячелетиями служили ему. И вдруг родились их дети и стали служить Богу – это великое чудо.

    Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, 6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Исх. 20:5-6

    Смотрите, как Езекия усердно старался. Это не просто Христианин, который, может быть, пришел из мира, покаялся, принял водное крещение и успокоился. Нет. Езекия – это символ Христианина, который действительно от всей души обратился к Богу, от всего сердца. Делал все, что мог, для Бога.

    Вот вы пришли к Богу и стараетесь для Него, служите Ему, любите Его, ревнуете о Нем, усердствуете о Нем, и вот что-то вам уже удалось сделать для Господа, и вы радуетесь. И вдруг неожиданно враг приходит и осаждает вас; говорится, что он осадил город Иерусалим и все города отторгнул себе.

    Езекия поначалу даже не понял, насколько это бедственно. Он начал еще какие-то меры предпринимать, хорошие меры, конечно: «Когда Езекия увидел, что пришел Сеннахирим с намерением воевать против Иерусалима, тогда решил с князьями своими и с военными людьми своими засыпать источники воды, которые вне города; и те помогли ему. И собралось множество народа, и засыпали все источники и поток, протекавший по стране, говоря: да не найдут цари Ассирийские, пришедши сюда, много воды. И ободрился он, и восстановил всю обрушившуюся стену, и поднял ее до башни, и извне построил другую стену, и укрепил Милло в городе Давидовом, и наготовил множество оружия и щитов. И поставил военачальников над народом, и собрал их к себе на площадь у городских ворот, и говорил к сердцу их, и сказал: будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского и всего множества, которое с ним; потому что с нами более, нежели с ним: с ним мышца плотская, а с нами Господь, Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться на бранях наших. И подкрепился народ словами Езекии, царя Иудейского» (2 Пар. 32:2-8).

    Вот такие мероприятия он произвел, и, казалось бы, все хорошо. Но это Сеннахирима, царя Ассирийского, не испугало. Езекия понял, что то, что он сделал: водопроводы, засыпал источники, вдохновил военных людей – этого недостаточно. Еще что-то пришлось сделать. К сожалению, он вот так сделал еще. Я вам скажу, тоже было колебание, потому что нет совершенных людей: «И послал Езекия, царь Иудейский, к царю Ассирийскому, в Лахис, сказать: виновен я; отойди от меня; что наложишь на меня, я внесу. И наложил царь Ассирийский на Езекию, царя Иудейского, триста талантов серебра и тридцать талантов золота. И отдал Езекия все серебро, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского. В то время снял Езекия золото с дверей дома Господня и с дверных столбов, которые позолотил Езекия, царь Иудейский, и отдал его царю Ассирийскому» (4 Цар. 18:14-16). Какая трагедия! Этот человек, который, заступив на царство, позолотил ворота, теперь снял эту позолоту с ворот и отдал царю Ассирийскому.

    Что такое ворота Божиего дома? Это место, где человек входит в Божие присутствие, потому что Божий дом – это Его собственность. Это собственность Бога. Он говорит: «Дом Отца Моего». Когда родители отыскали Иисуса: «Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49). Это место, святое место, принадлежало Богу. И когда люди входили в храм, они входили воротами, и ворота – это место, где человек входит в Божие присутствие, и оно было позолоченное. Почему? Потому что войти в Божие присутствие можно только через веру, и золото – это символ веры.

    Смотрите, когда диавол приходит к вам, после того как вы много старались, много служили Богу, много трудились для Него, он вдруг атакует вас, его первая задача – похитить вашу веру, чтобы вы поколебались и подумали: «Я так старался для Бога, я так служил, так молился, так ревновал, так ожидал, что все будет хорошо, – почему так происходит?» У человека начинают опускаться руки. Езекия отдал золото царю Ассирийскому. Но я благодарю Бога, что Бог такой легкой ценой не позволил ему отделаться.

    О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа… 1 Петр. 1:6-7

    Езекия думал, что вот сейчас отдам золото, и все, война окончится. Но дело этим не закончилось. Царь Ассирийский взял золото и послал людей к стене Иерусалима: «И сказал им Рабсак: скажите Езекии: так говорит царь великий, царь Ассирийский: что это за упование, на которое ты уповаешь? Ты говорил только пустые слова: для войны нужны совет и сила. Ныне же на кого ты уповаешь, что отложился от меня? Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломанную, которая, если кто опрется на нее, войдет ему в руку и проколет ее. Таков фараон, царь Египетский, для всех уповающих на него. А если вы скажете мне: «На Господа Бога нашего мы уповаем”, то на того ли, которого высоты и жертвенники отменил Езекия, и сказал Иуде и Иерусалиму: «Пред сим только жертвенником поклоняйтесь в Иерусалиме?” Итак вступи в союз с господином моим, царем Ассирийским: я дам тебе две тысячи коней, можешь ли достать себе всадников на них? Как тебе одолеть и одного вождя из малейших слуг господина моего? И уповаешь на Египет ради колесниц и коней? Притом же разве я без воли Господней пошел на место сие, чтобы разорить его? Господь сказал мне: «пойди на землю сию и разори ее» (4 Цар. 18:19-25).

    Итак, видите, когда Христианин оказывается в такой обстановке, то диавол начинает его атаковать, и говорит: «На что ты уповаешь? Ты же видишь, что Бог допустил это. Если бы Бог признавал твою ревность, твое желание, твое стремление, то Он бы этого не допустил. Значит, напрасно ты уповал на Бога. Значит, напрасно ты на Него надеялся. Вот Бог тебя и подвел. Вступи лучше со мной в союз. Разве тебе плохо жилось, когда ты служил мне?»

    «И сказал Елиаким, сын Хелкиин, и Севна, и Иоах Рабсаку: говори рабам твоим по-арамейски, потому что понимаем мы, а не говори с нами по-иудейски вслух народа, который на стене. И сказал им Рабсак: разве только к господину твоему и к тебе послал меня господин мой сказать сии слова? Нет, также и к людям, которые сидят на стене, чтобы есть помет свой и пить мочу свою с вами» (4 Цар. 18:26-27). Они обрадовались, эти слуги царя Ассирийского, раз их просят говорить на другом языке, значит уже поколебались немножко, значит мы уже близко к цели, еще немножко, и люди дрогнут. Действительно, вы знаете, что на войне самое главное – это не сила оружия, а сила духа.

    Вы знаете, у нас в стране во время войны был такой диктор Левитан, у него такой голос громовой, торжественный, уверенный, и Гитлер так ненавидел его, потому что этот человек вдохновлял войска и тыл своими короткими речами. Люди, уставшие на поле боя, измотанные, слыша этот голос, вдохновлялись на новые подвиги. Это просто даже по-человечески: честь и дух нуждаются в поддержке. И именно только голос этого человека так много значил. Никто больше не обладал таким голосом. И немцы хотели распространять разные слухи, что они уже победили, что у них то-то и то-то захвачено, но как только русские находили свою волну и слышали голос этого русского диктора, то они снова вдохновлялись.

    Враг всегда желает сломить дух войска, поэтому мало того, что они окружили, они решили говорить такое, чтобы разрушить полностью веру и упование этих людей. И они обрадовались, что слуги царя Езекии говорят: «Не разговаривайте с ними на нашем языке, говорите только по-арамейски». – «Ага, значит мы уже близко к победе. Еще будем говорить уверенней». И Рабсак говорит: «А что вы едите свой помет и пьете свою мочу, это что, хорошо? Смотрите, что я вам могу дать». И он говорит: «Так говорит царь: пусть не обольщает вас Езекия, ибо он не может вас спасти от руки моей; и пусть не обнадеживает вас Езекия Господом, говоря: «спасет нас Господь и не будет город сей отдан в руки царя Ассирийского”. Не слушайте Езекии. Ибо так говорит царь Ассирийский: примиритесь со мною и выйдите ко мне, и пусть каждый ест плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пусть каждый пьет воду из своего колодезя, пока я не приду и не возьму вас в землю такую же, как и ваша земля, в землю хлеба и вина, в землю плодов и виноградников, в землю масличных дерев и меда, и будете жить, и не умрете. Не слушайте же Езекии, который обольщает вас, говоря: «Господь спасет нас”» (4 Цар. 18:29-32).

    Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. 1 Петр. 5:8-9

    Итак, видите, это тактика диавола. Он говорит им: «А зачем вам есть свой помет и пить свою мочу? Зачем вам? Я же вам не враг. Выйдите ко мне, помиритесь со мной, будете есть свои плоды, свой виноград, свой хлеб, свое масло, а потом я переселю вас в другую землю. Там нисколько не хуже, хорошо будет, зачем вам так упираться?» И это работа диавола. Он и сегодня Христианину скажет: «Ну, смотри, вот ты служишь Богу, что тебе дал твой Бог?» Это он не скажет вам на собрании, конечно, потому что на собрании Слово Божие проповедуется и ваша вера возрастает, а сомнения удаляются. Но когда наступает трудный час, как Павел говорит: «День злый», в который нужно, все преодолевши, устоять, тогда диавол атакует со всех сторон. И он скажет: «Ну, что же тебе дал твой Бог? Ты Ему служил, а Он тебе что?» И он начинает припоминать все самое мрачное в вашей жизни. Он самое ужасное сказал: «Вы едите свой помет и пьете свою мочу. Вот что дало вам упование на Бога. А если примиритесь со мной, то у вас все будет хорошо».

    И сегодня есть люди, которые иногда верят диаволу. Они думают: «Да зачем я верю? Моя жизнь – только скорбь и страдание. А в мире и повеселиться можно, и то можно, и другое – на самом деле, не так уж и плохо. А здесь только нельзя, и нельзя, и нельзя. И что в конечном итоге?» Это работа диавола, он желает так действовать, чтобы сломить дух человека.

    Что произошло с Езекией, когда он это услышал: «Когда услышал это царь Езекия, то разодрал одежды свои, и покрылся вретищем, и пошел в дом Господень. И послал Елиакима, начальника дворца, и Севну писца, и старших священников, покрытых вретищами, к Исаии пророку, сыну Амосову» (4 Цар. 19:1-2). Езекия до сих пор действовал самостоятельно, и Бог был с ним. Он уверенно действовал, он собирал священников и левитов, собирал народ и начальников, производил разные работы. Теперь он понял, что сам он ничего сделать уже не может, потому что враг почти сломил дух народа. Что остается делать? Он пошел в дом Господень во вретище, в разодранной одежде, а слуг своих послал к Исаии, сыну Амосову: «И они сказали ему: так говорит Езекия: день скорби и наказания и посрамления день сей; ибо дошли младенцы до отверстия утробы матерней, а силы нет родить» (4 Цар. 19:3).

    Доведу ли Я до родов, и не дам родить? говорит Господь. Или, давая силу родить, заключу ли утробу? говорит Бог твой. Ис. 66:9

    Я думаю, что евреи – это очень умные люди, просто Бог одарил их. Не случайно ведь и Христос говорит, сравнивая скорбь Апостолов со скорбью женщины в родах. Он говорит: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Иоан. 16:21). Видимо, страдания женщины в родах – это такие страдания, которым даже Бог сострадает, потому что это наказание, которое Еве от начала определено, и Бог сострадает женщинам в этом.

    И вот Езекия, понимая это разумом, он почувствовал себя, как бы женщина в родах. Причем, какая женщина? У которой начались схватки, и плод продвинулся к самому отверстию, чтобы вот-вот выйти из чрева матери. И на этом силы все иссякли, и что хочешь дальше, то и делай: хоть умирай, хоть кричи – непонятно, что дальше делать.

    В такую духовную ситуацию попал Езекия. Как бы до сих пор он так старался, так служил, так стремился, молился, уповал, действовал, и все силы иссякли, и в результате полный крах: Иудея разорена, Иерусалим в окружении, люди уже голодают, враг насмехается и дух войска уже сломлен. Вот в таком состоянии он пришел к Богу в молитве и к пророку Исаии. И что дальше? «Может быть услышит Господь, Бог твой, все слова Рабсака, которого послал царь Ассирийский, господин его, хулить Бога живого и поносить словами, какие слышал Господь, Бог твой. Принеси же молитву об оставшихся, которые находятся еще в живых. И пришли слуги царя Езекии к Исаии, и сказал им Исаия: так скажите господину вашему: так говорит Господь: не бойся слов, которые ты слышал, которыми поносили Меня слуги царя Ассирийского. Вот, Я пошлю в него дух, и он услышит весть, и возвратится в землю свою, и Я поражу его мечем в земле его» (4 Цар. 19:4-7). Вот такой ответ принесли слуги царя Езекии.

    Смотрите, враг на этом не успокоился. Здесь действительно говорится, что слова пророка Исаии исполнились, что Рабсак возвратился, потому что услышал слух, что война идет, и отступил от Иерусалима. Но когда враг от Иерусалима отступал, он Езекии послал письмо. Мало того, что они вслух говорили, теперь он послал это в письменной форме: «Так скажите Езекии царю Иудейскому: пусть не обманывает тебя Бог твой, на которого ты уповаешь, думая: «не будет отдан Иерусалим в руки царя Ассирийского”» (4 Цар. 19:10).

    Если до сих пор царь Ассирийский всегда на Езекию ссылался: «Пусть не обманывает вас Езекия, пусть не обольщает вас Езекия». То теперь царь понял, что народ уже не надеется на Езекию и не уповает на Езекию. Остался единственный человек, который уповает на Бога, и что нужно ему сказать? Что Бог твой тебя обманывает, не верь Ему и не надейся на Него. Это работа сатаны. Вы знаете, что когда уже никто не может человеку помочь, никто не может поддержать, ему не к кому обратиться, и он в своей уединенной комнате обращается к Богу, и получает помощь и поддержку, то в это время враг видит, что этот человек действительно тверд в уповании, и он начинает посылать ему такие мысли, письмо – это, я бы сказал, такие мысли. Сатана посылает отчетливые мысли: «И что ты молишься, на что ты надеешься, и что ты ждешь?» Но все обстоятельства от Бога, и когда такие обстоятельства допускает Господь, Он хочет видеть в людях именно упование на Него, потому что никто из уповающих на Него не погибнет. В каких бы обстоятельствах мы ни оказались, упование поможет выйти победителями из этих обстоятельств.

    Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. 1 Петра 1:13

    Итак, мы рассуждаем о Езекии, этот человек попал в такие обстоятельства. Он сохранял упование до конца, и теперь он видит это письмо. В этом письме говорится: «Пусть Бог тебя не обманывает». Смотрите, что начал делать Езекия. Он мог разорвать это письмо на мелкие кусочки, он мог его скомкать и бросить в мусорную корзину, он мог бы взять это письмо и бросить в огонь. Но он не сделал ни то, ни другое, ни третье. А что он сделал с этим письмом?

    «И взял Езекия письмо из руки послов, и прочитал его, и пошел в дом Господень, и развернул его Езекия пред лицем Господним, и молился Езекия пред лицем Господним, и говорил: Господи, Боже Израилев, сидящий на херувимах! Ты один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю. Приклони, Господи, ухо Твое, и услышь; открой, Господи, очи Твои и воззри и услышь слова Сеннахирима, который послал поносить Бога живого! Правда, о, Господи, цари Ассирийские разорили народы и земли их, и побросали богов их в огонь; но это не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень; потому и истребили их. И ныне, Господи, Боже наш, спаси нас от руки его, и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один» (4 Цар. 19:14-19).

    Вот такое чудесное упование, когда, кажется, все уже. Недавно еще такое чувство было, что дошел ребенок до утробы матери, а сил нет родить, и вдруг новое упование пришло, новая сила, новая надежда. А почему? Потому что в книге пророка Исаии говорится: «Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе; поднимут крылья, как орлы, потекут, и не устанут, пойдут, и не утомятся» (Ис. 40:30-31).

    Еще недавно Езекия чувствовал, что как бы роды застопорились, а теперь он пришел с этим письмом и показывает его: «Господи, посмотри, что враг мне написал тут». И это пример для Христианина. Когда враг атакует вас такими мыслями удручающими, то некоторые начинают с ними бороться, начинают забивать их или еще что-то. Не надо так делать, вы не сможете их победить. Вам нужно это рассказать Богу: «Господи, враг вот какие мысли мне посылает. Мне не нужны такие мысли, я знаю, что это неправда, я уповаю на Тебя, я верю Тебе. В Твоем Слове так не написано, как враг мне в мыслях посылает. Помоги мне, я хочу Твои иметь мысли: святые, чистые, мысли веры и жизни, потому что помышления духовные – жизнь и мир». Слава Богу! Мы не должны бороться сами, мы не сможем победить это.

    Какая была бы польза Езекии, если бы он, прочитав это письмо, скомкал, разорвал или сжег. Все равно текст уже прочитан. Вы знаете, если диаволу удалось хотя бы раз вам мысль пропустить через сознание, то сколько бы вы с этой мыслью ни боролись, она уже очень ясно сидит в вашем сознании. Единственное и верное – это придти и открыть Богу. Сказать: «Господи, вот какая мысль мне пришла, но я ее не хочу принимать. Я на Тебя уповаю, на Твою милость и благодать».

    Обратите внимание, если первый раз Езекия сам посылал послов к пророку Исаии, и Исаия отсылал ответ очень короткий, всего лишь два стишка он занимает, этот ответ Господень, то в данном случае уже не Езекия послал послов, а Исаия. «И послал Исаия, сын Амосов, к Езекии сказать: так говорит Господь, Бог Израилев: то, о чем ты молился Мне против Сеннахирима, царя Ассирийского, Я услышал. Вот слово, которое изрек Господь о нем: презрит тебя, посмеется над тобою девствующая дочь Сиона; вслед тебя покачает головою дочь Иерусалима…» (4 Цар. 19:20-21).

    Это такое чудесное пророчество, которое занимает много места, и я не буду читать вам все. Господь здесь говорит этому царю: «За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твое дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой, и возвращу тебя назад тою же дорогою, которою пришел ты. И уцелевшее в доме Иудином, оставшееся пустит опять корень внизу и принесет плод вверху; ибо из Иерусалима произойдет остаток, и спасенное от горы Сиона. Ревность Господа Саваофа сделает сие. Посему так говорит Господь о царе Ассирийском: не войдет он в сей город, и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала. Тою же дорогою, которою пришел, возвратится, и в город сей не войдет, говорит Господь. Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего» (4 Цар. 19:28-34).

    Что же случилось в ту ночь? «И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень, и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые. И отправился, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии. И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, то Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него» (4 Цар. 19:35-37).

    И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Откр. 12:10

    Вот такая кончина этого человека, который так высоко превозносился, который столько много горечи и досады доставил человеку, уповающему на Бога. Вы знаете, что и в нашей жизни есть один враг, который старается над нами превозноситься, воевать, унижать, атаковать, но Писание говорит, что у него тоже есть конец. Как у этого царя, который много возвышался, а в конечном итоге его дети поразили его. Также и враг, который против нас воюет, Павел написал в послании: «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре» (Рим. 16:20). Это Божие обетование. Сколько бы сатана ни воевал, ни клеветал, ни превозносился, ни искушал – конец придет, и этот конец уже скоро. «Ибо еще немного, очень немного, и Грядущий приидет и не умедлит. Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя» (Евр. 10:37-38).

    Часть 3

    Езекию постигает новое испытание

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *