Традиционная народная медицина

Болезни являются неотъемлемой частью человеческой жизни. Они сопровождают людей на протяжении всего существования человечества. В древние времена не было такой медицины, как сейчас, но, тем не менее, наши предки умели лечить многие заболевания. Для этого они применяли лекарственные растения и другие дары природы. Такие методы врачевания в настоящее время называются народными или нетрадиционными. Что же представляет собой народная медицина?

Что такое народная медицина

Наши предки утверждали, что человек является частью природы, поэтому лечить его нужно исключительно природными способами. Раньше в каждом городе и каждой деревне имелись люди, которые владели искусством врачевания. Их называли целителями или знахарями. Они хорошо разбирались в лекарственных растениях, умели правильно их собирать и заготавливать, а затем делать из них целебные снадобья.

Растения содержат огромное количество полезных компонентов, поэтому с их помощью можно лечить заболевания практически всех органов и систем организма.

Конечно, для этого нужно обладать обширными знаниями и большим опытом. Именно поэтому целители и знахари всегда были уважаемыми людьми, и к ним часто обращались за помощью.

С появлением химической промышленности на первое место выступили всевозможные синтетические лекарственные препараты, а природные методы лечения утратили свою актуальность. Однако в последнее время народная медицина снова набирает популярность. Все больше пациентов отказываются от вредных фармацевтических препаратов и ищут альтернативные способы лечения.

Методы нетрадиционной медицины

Нетрадиционная медицина, помимо использования лекарственных трав, включает в себя множество других методов лечения. К наиболее известным относятся:

  • ароматерапия,
  • цветотерапия,
  • звукотерапия,
  • светотерапия (лечение запахами, звуками, цветом, светом);
  • гомеопатия (основана на использовании лекарственных средств в микродозах по особым схемам, что позволяет вызвать симптомы, схожие с симптомами заболевания и запустить механизм самоисцеления);
  • акупунктура, акупрессура, рефлексотерапия (воздействие на биологически активные точки на теле человека с помощь игл из разных металлов, специального массажа, прижигания);
  • лечебное голодание, специальные диеты и системы питания (вегетарианство, веганство, сыроедение, фрукторианство, раздельное питание и др.);
  • лечение камнями (массаж с использованием специально подобранных камней и минералов);
  • гидротерапия (лечение водой: ванны, душ, обтирания, обливания);
  • металлотерапия (прикладывание к специальным зонам на теле человека различных металлов);
  • гирудотерапия (использование пиявок);
  • уринотерапия (внутреннее и наружное употребление мочи);
  • лечение с помощью продуктов пчеловодства (меда, прополиса, перги, маточного молочка, пчелиного яда);
  • талассотерапия (применение морских водорослей, соли, целебных грязей).

Существуют и другие средства народной медицины, которые тоже с успехом применяются для лечения различных заболеваний.

Тоже интересно: Аюрведа — секреты древней методики лечения.

Восточная медицина

Восток славится не только своей культурой и философией, но и медициной. История восточной медицины насчитывает не одно тысячелетие. У разных народов существовали свои методики и особенности врачевания.

Большую популярность в мире обрела китайская и тибетская медицина, на которых более подробно остановимся далее.

О лечении народными средствами в домашних условиях читайте здесь. Особенности применения эфирных масел дома продробно описаны тут.

Принципы китайской медицины

Согласно принципам китайской медицины человек представляет собой целостную структуру, и нарушение одной части ведет к дисбалансу работы всего организма. Поэтому необходимо рассматривать не каждый больной орган по отдельности, а лечить весь организм в целом. Китайские лекари утверждают, что основой здоровья является правильное течение внутренней энергии в теле человека. Эта энергия называется Ци и является основой жизнедеятельности. Она циркулирует по специальным каналам (меридианам). Без энергии Ци жизнь человека невозможна.

Человеческий организм имеет два начала – Инь и Янь (женское и мужское). Правильный баланс этих начал является основным условием сохранения здоровья. Кроме этого, китайская медицина уделяет большое значение связи пяти основных природных элементов в организме: земли, огня, воды, воздуха, дерева и металла. Если хотя бы один из этих элементов выходит из равновесия, возникает та или иная болезнь.

Главной задачей китайской медицины является восстановление и поддержание энергетического баланса человеческого организма. Для этого применяют такие методы, как: иглоукалывание, разные виды лечебного массажа, фитотерапия, энергетические упражнения и гимнастика.

Принципы тибетской медицины

Методы тибетской медицины действуют примерно по такому же принципу. Здесь тоже большое внимание уделяется процессу гармонизации энергетического поля человека и первоэлементов. Выделяют три фактора, влияющих на здоровье: «лун», «чиба» и «пейгень». Лун отвечает за физическое состояние, чиба регулирует температуру тела, отвечает за работу желудка, дыхание, умственную деятельность. Пейгень контролирует функционирование жидкостей в организме.

Тибетские врачи диагностируют заболевания по внешнему виду человека, по его пульсу и меридианам тела. Выявив причину болезни, врач подбирает оптимальный метод лечения. К методам тибетской медицины относятся: фитотерапия, лечение минералами и драгоценными камнями, растирание кожи специальными мазями, целебные ванны, особый тибетский массаж, прогревание кожи специальными горящими палочками, лечение звуками мантр и специальной музыки. Ну и, конечно же, большое внимание уделяется здоровому образу жизни, правильному питанию и регулярному очищению организма от шлаков, для которого используются лечебные травы и другие вещества.

Насколько эффективна народная и нетрадиционная медицина

Многие люди, безуспешно борющиеся со своим заболеваниями с помощью традиционных методов, рано или поздно разочаровываются в возможностях официальной медицины и начинают искать другие способы исцеления. Возникает резонный вопрос: эффективны ли нетрадиционные методы лечения и могут ли они навредить?

Альтернативная медицина действительно может помочь в лечении многих заболеваний, которые не поддаются обычному, медикаментозному лечению. Конечно, с острыми заболеваниями, требующими незамедлительного врачебного вмешательства (например, аппендицит, пневмония, различные травмы), лучше не рисковать и обращаться в обычную больницу, а вот хронические болезни можно попробовать вылечить народными методами.

Чтобы лечение было эффективным и не усугубило состояние пациента еще больше, важно найти грамотного и опытного специалиста. Он сможет оценить стояние больного и подобрать оптимальную схему лечения исходя из его индивидуальных особенностей. Нередко довольно эффективным способом является совмещение традиционных и народных методов лечения.

Только делать это надо грамотно, чтобы не навредить. Нетрадиционное лечение можно использовать для скорейшей реабилитации после перенесенного заболевания, для укрепления иммунитета и поддержания здоровья.

Чтобы применение народной медицины привело к желаемому результату, необходимо запомнить главный принцип любого лечения – разумность и индивидуальный подход к каждому пациенту.

Кочевые и полукочевые скотоводы хорошо знали жизнь, разные ее стороны и использо­вали эти знания на практике. По мнению X. А. Аргынбаева казахи с древнейших времен и до начала XX в. широко пользовались древ­ним народным календарем, в основу которого лег двенадцатилетний животный цикл — «мү­шел». Появился он на рубеже новой эры в Цен­тральной Азии у древних кочевых племен. Ка­захи использовали эту систему не только для определения человеческого возраста, но также в политической и экономической жизни.

Об этом свидетельствуют многие письменные и устные источники. Так, Xалел Аргынбаевич отмечает, что в древности датировка фактов во многих важных документах тюрков и монголов осуществлялась на основании двенадцатилет­него животного цикла — мүшел, а с принятием ислама в письменных источниках Золотой Орды наряду с системой мүшел использовалась и хиджра. После распада Золотой Орды и образования Казахского ханства у казахов, как и у древних тюрков, год по системе мүшел, начинался с 22 марта — наурыз, — времени наступления весеннего равноденствия. Эта система леточисления отличается тем, что в ней годы обозначаются не цифрами, а названиями двенадцати животных, расположенными в опре­деленном порядке. Через каждые двенадцать лет, цикл повторяется. Годы в двенадцатилет­нем животном цикле — «мүшел» — называются:

1.»Тышқан жылы» — год мыши.

  1. «Сиыр жылы» — год коровы.
  2. «Барыс жылы» — год барса.
  3. «Қоян жылы» — год зайца.
  4. «Үлу жылы» — год улитки или дракона.
  5. «Жылан жылы» — год змеи.
  6. «Жылқы жылы» — год лошади.
  7. «Қой жылы» — год овцы.
  8. «Мешін жылы» — год обезьяны.
  1. «Тауық жылы» — год курицы.
  2. «Ит жылы» — год собаки.
  3. «Доңыз жылы» — год свиньи . Тотемизм, распространенный у древних племен Центральной Азии, повлиял на выбор животных для календаря. Племена и народы, связывали свое происхождение с определен­ными животными, считавшимися священными — тотемами.

Тотемы строго почитались, запрещалось их наказывать, убивать, употреблять их мясо в пищу. «Животный цикл, — пишет XA. Аргынбаев, -до сих пор переплетается у некоторых народов с пережитками тотемизма. В частности, это было обнаружено на Алтае, в Монголии. Пере­житки эти выражались в определенной связи человека с животным, именем которого назван год его рождения.

До Октябрьской революции казахи в основ­ном пользовались для леточисления двенад­цатилетним животным циклом мүшел. Но узкий круг принял и мусульманское леточис-ление по хиджре. Животный цикл имел пре­имущество перед хиджрой. «… по циклу счет ведется на солнечные годы, в то время как по хиджре — на лунные годы, что гораздо сложнее и было доступно только ученым людям и духо­венству».

До революции казахи пользовались и раз­личными системами счета месяцев. Из них самая древняя — «тоғыс айлары» — связана с приближением Луны к Плеядам, слиянием их. Это явление повторяется двенадцать раз в году, одиннадцать раз наблюдается, а один — не на­блюдается, поскольку совпадает со временем, когда Плеяды в течение сорока дней (с 10 мая по 20 июня) на небе не видны, по народному представлению — «жерде жатады» (находятся на Земле). Время, между слиянями — «тоғысу» — Луны и Плеяд, равное примерно двадцати восьми суткам, считалось «тоғыс айы» -месяцем слияния. Это явление совершалось на разных стадиях луны. При молодой луне слия­ние происходило в мае, на стадии полнолуния -в ноябре-декабре. Движение небесных светил наблюдали и правильно фиксировали моменты слияния Плеяд и Луны только народные астрономы — «есепші», а для основной массы казахского населения система счета «тоғыс» -слияние — было недоступной. Но сама система, «тоғыс» была известна всем казахам без исклю­чения. Иногда Луна, не закрывая Плеяды, про­ходила мимо, это служило поводом для пред­сказания плохой погоды, но изменение дви­жения Луны не влечет за собой перемен в погоде, такие предсказания оказывались лож­ными.

  1. А. Аргынбаев, изучая данную отрасль, делает упор на то, что в зависимости от кли­матических условий и хозяйственных сезонов год у казахов с XI века делится на двенадцать месяцев, которые называются гражданскими. Жизненный опыт подсказал им названия.

В каждом гражданском месяце — тридцать дней, в трехмесячном сезоне, четверти года -тоқсан — 90 дней. В году 360 дней, пять-шесть дней остаются за пределами этого счета, и назывались они у казахов бесқонақ.

По казахскому народному календарю начало года — 22 марта, отмечалось народом как праздник весеннего равноденствия — Наурыз той. Во многих регионах Передней и Средней Азии с древнейших времен праздновалось наступление Нового года, что отмечалось многими исследователями. Во время Наурыз тоя в каждой казахской семье готовилось ритуальное блюдо «наурыз көже», похлебка, приготовленная из семи компонентов — мяса, пшеницы, ячменя, пшена, соли, молока и воды. В этот день люди веселились, поздравляли с наступлением Нового года, желали добра друг другу, обнимались, пели песни, которые издавна были сложены специально для этого праздника — Наурыз жыр, устраивали борьбу мужчины с женщиной, состязания в скоро­говорках — жаңылтпаш, отгадывании загадок -жумбақ. В далеком прошлом казахи называли Наурыз Днем улуса — народа или Великим днем улуса — Үлыстың үлы күні. Все люди, независимо от пола, возраста и социальной принадлежности, осбовождались от повседнев­ных обязанностей и на равных правах при­нимали активное участие в весельи и играх. Во это время снимались всевозможные этические запреты во взаимоотношениях мужчин и женщин, даже те, что всегда невесткой — келін.

Казахский фольклор донес до нас много­численные сведения о том, что в дни улуса люди, которые могли себе это позволить, приносили вжертву самцов-производителей -жеребцов и баранов.

Наряду с традиционными казахскими назва­ниями месяцев под влиянием мусульманского духовенства действовали и арабские названия по зодиакальным созвездиям: «қамал» — март, «сәуір» -апрель, «зауза» — май, «саратан» -июнь, «әсет» — июль, «сүмбіле» август, «мизан» — сентябрь, «ақрап» — октябрь, «ауыс» — ноябрь, «жәдді» — декабрь, «дәлу» — январь, «үт» — февраль.

Казахский народ с древних времен знал и пользовался лунным календарем. «Туар ай» -лунный месяц. Этот термин был принят у казахов. Народные астрономы — есепші хорошо знали, что в году 365,5 суток — двенадцать лунных месяцев и одиннадцать суток. Так как в лунном месяце 29,5 суток, начало лунного месяца ежегодно меняется на одиннадцать дней.

Все эти рассчеты были сложны дпя простого народа, но доступны народным астрономам -есепші. Однако, опытные скотоводы почти безошибочно определяли первые числа ново­луния, а также знали, что на четырнадцатые сутки наступает полнолуние, которое затем постепенно убывает.

В зависимости от расположения новой луны казахи предсказывали погоду, но стем слу­чалось в действительности, эти предсказания не всегда совпадали.

Каждый месяц по казахскому календарю состоит из четырех недель — апта. В неделе семь дней: «дүйсенбі» — понедельник, «сей-сенбі» — вторник, «сәрсенбі» — среда, «бей-сенбі» — четверг, «жүма» — пятница, «сенбі» -суббота, «жексенбі» — воскресенье. По народ­ным приметам вторник считался несчастливым днем, в этот день не рекомендовалось выезжать в путь или что-либо начинать в доме. Счаст­ливыми днями считали среду и четверг, они сопутствовали удаче. Но это — всего лишь поверье.

«Семидневная неделя, — пишут А.Буткевич и И. М. Зеликсон, — период производной (семь дней приближенно соответствуют четверти лунного месяца или продолжительности одной фазы луны), созданной искусственно в странах Древнего Востока и имеющий религиозно-астрономическое происхождение. В древности людям были известны семь планет, т.е. «блуж­дающих» светил (Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн), каждой из них посвящался один день недели. Отсюда про­исходит древний культ числа семь, доныне сохранившийся в пословицах и поговорках».

По мнению Xалела Аргынбаевича, по на­родному представлению сутки — «тәулік» -делятся на определенные промежутки времени — «мезгіл». Разумеется, особой точностью они не отличаются, но все-таки казахи вполне опре­деленно обозначают различные промежутки времени суток — «мезгіл». Каждый из них имеет свое название — «атау»:

  • — проблеск утренней зари — «таң кылаң беру»;
  • — наступление утренней зари — «таңға жуық», «таң алды»;
  • — рассвет, или наступление утра — «таң ату»;
  • — восход солнца — «күн шығу»;
  • — поднятие солнца на длину аркана — «күн арқан бойы көтерілді»;
  • — 8-9 часов утра — «сәске»;
  • — 10-11 часов дня — «сәске түс», «жалған түс»;
  • — полдень, 12 часов дня, когда солнце над головой — «тал түс», «күн төбеге келу»;
  • — время после полудня, 13-14 часов дня -«түс қайту», «түс ауа» ;
  • — 15-16 часов дня, когда солнце склоняется к западу — «күннің еңкеюі»;
  • — 17-18 часов вечера, когда солнце подходит к западному горизонту — «күннің жамбасқа келуі»;
  • — заход солнца — «күннің үясына енуі», «күннің батуы»;
  • — наступление вечера — «іңір үйірілуі»;
  • — наступление вечерной темноты — «іңір қараңғысы түсуі», «қасқараю»;
  • — наступление ночи — «түн», «түннің түсуі»;
  • — полночь — «түн ортасы»;
  • — после полуночи — «түн ортасы ауа»;
  • — короткое темное время перед зарей — «таң қараңғысы түсу».

Время наступления этих периодов зависит от времени года, от продолжительности дня и ночи. Каждый промежуток времени равняется приблизительно одному-полутора часам.

В трудах X. А. Аргынбаева показано, что из небесных светил после Солнца и Луны самыми популярными у казахов были:

Все эти звезды и группы звезд наиболее заметны с Земли. Поэтому народ хорошо знал их, изучал их движение, знал место и время их появления и заката в каждом сезоне, их рас­положение по отношению к другим светилам. Это помогало путнику правильно ориенти­роваться ночью, на местности, а также в ведении хозяйства. Главным ориентиром для казаха, оказавшегося ночью в дороге, в любое время года служила Полярная звезда-Темір казық. Казахи хорошо знали, что Полярная звезда находится на севере и неподвижна. Даже название звезды в дословном переводе с казахского — Железный кол — красноречиво говорит об этом. Все остальные звезды в постоянном движении, қыдырма жүлдыздар. Наблюдая за Полярной звездой, казахи никогда не отклонялись от основного направления. Из движущихся небесных светил в ночное время самым удобным ориентиром для определения времени и направления движения являются Плеяды — Үркер. Они с 10 мая по 20 июня постоянно наблюдаются на небе и двигаются строго с востока на запад. Кроме того, в разное время года Плеяды наблюдаются на небе по-разному. Xорошо зная все эти особенности Плеяд, казахи почти безошибочно могли определить стороны света и приблизительно -время ночи. Эти знания были полезны и необходимы для ориентирования в бескрайних степных и пустынных регионах Казахстана .

Кочевой скотоводческий образ жизни ка­захов способствовал наблюдениям за планетой Венера — Шолпан с ее сложным движением, при котором она могла наблюдаться в разное время года по-разному. С этими явлениями народ связывал различные приметы. Появле­нию Венеры в летнее время на рассвете, до восхода солнца, с востока радовались как пред­вестнице ясной утренней зари, погожего дня, и называли ее «Таң шолпаны», «Таң жүлдызы» -Звезда утренней зари. Обычно, восход Венеры перед восходом солнца служил сигналом для подъема путников и кочевого аула в путь до наступления жары, по утренней прохладе. А для чабана — это самое удобное время для выгона отары на пастбище, поэтому она полу­чила название Пастушьей звезды — «Қойшының қоңыр жүлдызы». Появление Венеры зимним вечером с запада, когда на фоне темного неба ее свет становился все ярче и ярче, связывали стяжелой зимой, сильными морозами, и называли Венеру в этом случае «Түлқатын» -Злая баба. Конечно, плохую погоду нельзя было связывать с появлением этой планеты -таков уж путь ее в суровые зимние месяцы. Казахи также знали, что Венера в течение пяти-шести месяцев на небе не наблюдается, и объяснили это явление тем, что Венера жатып қалды — легла. На самом деле в это время Венера восходит днем и не видна. Так как Венера ближе к Солнцу, чем Земля, то и орбита ее короче орбиты Земли, поэтому Венеру мы наблюдаем всегда недалеко от Солнца перед восходом (на утренней заре), а если Венера ночью не наблюдается, то она находится на небе днем. Все эти наблюдения требовали их условия кочевой жизни.

Народная астрономия казахов особо выде­ляла три небесных светила: Плеяды — Үркер, Орион — Үшар қар-таразы и Сириус -Сүмбіле. В народе говорят, что Плеяды, Орион и Сириус в разные месяцы восходят, но в один месяц, или даже в одну ночь, уходят за горизонт — «үшайда туып, бір айда, тіпті бір түнде батады», приземляются — «жерге түседі». Ежегодно, 10 мая, в течение одного часа, первыми Плеяды, затем Орион и Сириус уходят за горизонт и долгое время ночью не наблюдаются, так как восходят и заходят днем. Через сорок суток, 20 июня, восходят Плеяды, в конце июля — Орион и в конце августа — начале сентября — Сириус.

С восходами и закатами, расположением этих трех небесных светил казахи связывали изменения в погоде, в природе, которые без­условно сказывались на хозяйстве казахского шаруа. Казахи считали, если на ночном небе видны Плеяды, особенно в зените, то это предвещает холодную погоду, сильные морозы. Если Плеяды были видны к 11-12 часам ночи близкими к закату — жамбасқа келу, то такое явление вызывало радость — ожидалось наступ­ление весны, а происходило это в середине марта.

В наблюдениях, исследованиях XA. Аргын-баева определено, что после тяжелой зимы в народе с нетерпением ждали теплого лета, тучных пастбищ и, когда все это появлялось в середине мая, а с ночного неба на долгое время исчезали Плеяды, Орион и Сириус, говорили, что они спустились на Землю, чтобы помочь всходам.

С восходом Сириуса в конце августа в начале сентября казахи связывали наступление осени, созревание посевов, трав, прибавление веса у домашних и диких животных, а также похолодание. Обычно, шаруа при первом появлении Сириуса на небе начинают стрижку ягнят, привязывают баранам и козлам-произво­дителям набедренные фартуки-күйек,чтобы предотвратить нежелательные ранние окоты. Разумеется, интенсивные всходы трав в летнее время не зависят от звезд, тут важно другое обстоятельство — народ, наблюдая за природой, подмечает ее различные явления и связывает их с движением небесных светил. Так, в начале зимы, с декабря, Плеяды и Орион появляются на небе вечером, к середине ночи они обычно поднимаются довольно высоко, и в это время восходит яркая звезда Сириус-Сүмбіле.

С появлением над горизонтом на утренней заре созвездия Плеяд — Xулкар, созвездия Ориона — Таразы и самой яркой звезды, Си­риуса, — Жарқырауык узбеки, локайцы и тад­жики также связывали начало осени и при­ближение холодов. По казахскому представ­лению Юпитер-Есек қырған или «Сары жүл­дыз» относится к числу блуждающих светил -«қыдырма жүлдыз». Эта большая и яркая звезда с желтоватым оттенком может появиться вечером, в любое время ночи, на рассвете с юга, запада или востока. Поэтому ее иногда путали с Венерой -Шолпан.

Многие суеверные казахи-кочевники всякую неудачу в хозяйстве и даже изменения в общественной жизни связывали с положением Юпитера на небосклоне. Большая Медведица -«Жеті қарақшы», пожалуй, самая популярная и известная всем казахам группа звезд, которая всегда наблюдается на ночном небе, вокруг Полярной звезды — «Темір қазық». Поэтому испокон веков казахи, особенно табунщики, сторожа отар овец и народные астрономы -«есепші» безошибочно определяли время ночи — «түн мезгілін» по положению Большой Медведицы. А положение ее вокруг Полярной звезды менялось в зависимости от времени года, что не оставалось незамеченным опыт­ными табунщиками, тем более народными астрономами — «есепші».

Xалел Аргынбаевич верно отметил, что ка­захи очень хорошо знали и созвездие, состоя­щее из восьми ярких звезд, под названием «Қамбар» — Лев. Қамбар является созвездием зодиака, двигающимся по эклиптике. Поэтому Қамбар появляясь на востоке, двигаясь по пути Луны, ежемесячно встречается с ней, что на­зывается у казахов тоғысу-слияние, совмеще­ние. Расположение восьми звезд амбара перед Луной напоминает силуэт льва, готового к решающему броску. Кочевники, увидев такую картину, особенно весной или осенью, воздер­живались от перекочевки, ожидая непогоды.

Казахи знали также, что «Қүс жолы» -Млечный путь является ориентиром ддя птиц, улетающих осенью на юг, а к лету возвращаю­щихся на север. Кроме того, казахи-кочевники в ночное время по расположению Млечного пути могли точно определить стороны света, атакже могли ориентироваться и во времени. Астрономические познания казахов нашли отражение и в устном народном творчестве. Акыны-импровизаторы во время айтысов часто использовали знания о небесных светилах. В загадках и их в разгадках, проявляя остроумие и красноречие, они обращались к тайнам звезд. Многие народные поговорки и пословицы также свидетельствуют о глубине и обшир­ности знания казахами астрономии .

Человек и окружающая его Природа

Казахский народ создал своеобразную натуралистическую энциклопедию, включающую в себя фенологические, астрономические, метеорологические, астрономические и другие знания, основанные на житейской философии и морали. Опыт взаимодействия с природой включал как практику (личные наблюдения), так и познавательный процесс (устную информацию, получаемую в процессе семейного и соседского общения). Народные знания о природе накапливались и закреплялись в традиционных ритуалах, обычаях, произведениях, материальной культуры и поэтического творчества (сказки, легенды, былины, пословицы, поговорки, народные песни и др.).

Культ Природы и поклонение животным

Так, через сказки, пословицы, загадки передавались подрастающему поколению масса разносторонних знаний, в том числе и экологического характера: о повадках зверей, о различных явлениях в неживой природе. Они воспитывали в детях доброту, трудолюбие, чувство ответственности, знакомили с правилами поведения в природе, передавали весь тот народный опыт, без которого было трудно выжить среди дикой природы; в них отражен весь спектр взаимосвязей между миром природы и миром человека. Самой важной особенностью традиционной культуры казахов является ее обращенность на связь человека и природы. Природа служила для человека неиссякаемым источником и гарантом жизни. «Казахи придерживались преимущественно шаманских религиозных верований, шаманизм у казахов синкретичен в своей основе. Большое место в нем занимает культ природы и поклонение животным. Вместе с тем шаманизм органически связан с верой в духов. Особенно сильно в нем выражен культ предков» (Кожахметова К.Ж. «Халықтық педагогиканы зерттеудiң кейбiр ғылыми және теориялық мәселелерi»).

Божества — Тенгри, Жер, Су

Наряду с Тенгри, объектами поклонения у наших предков были Жер (Земля) и Су (Вода), которые способствовали сохранению рода, спасали людей, в связи с чем наделялись божественными чертами. В казахских преданиях понимание Жер-Су идет от времен исхода прототюрков с Алтайского нагорья, а потому до сих пор сохраняется уважение к Алтаю (ақ Алтай, асқар Алтай), который считался местом свиданий Жер-Су с духами предков родов, которые традиционно поделили всю землю между собой. Об этом же говорит упоминание о Молочном озере на Алтае (Сүт-көл), на вершине которого находится Алтын Байтерек (священный золотой тополь), служащий проводником среднего мира и неба, что звучит как Жер Таңiрi кiндiгi (пуповина Земли и Неба).

Жер-Су обладала еще одним озером Қызыл көл (Красное озеро), где обитала знаменитая рыба Кер балық, содержащая в себе прототипы всех видов людей и скота и поддерживавшая горы всего Жер-Су. Кер балық передавал эти зародыши Жер-Су, которая уже сама наделяла ими духов-покровителей родов, а те уже реализовывали их по своему усмотрению (Орынбеков М.С. «Предфилософия протоказахов). Древние люди верили в магическую силу природы. К примеру, суровая зима, падеж скота, засухи, наводнения и другие стихийные бедствия считались проявлением воли всемогущего Бога — творца природы.

Зарождение лечения кроется в глубине веков. С появлением человека на Земле уже имели место его зачатки, а при первобытно-общинном строе развилась народная медицина, целью которой было облегчить страдание больного (раненого) – устранить боль и другие неприятные ощущения и прекратить воздействие факторов, поддерживающих болезнь.

«Народная медицина представляет собой накопленную народом в процессе исторического развития совокупность эмпирических знаний о проявлениях болезней, лечебных свойствах растений, веществ животного и минерального происхождения, а также ряд практических приемов, направленных на предупреждение и лечение болезней» (БМЭ, изд. III, т. 16, 1981, с. 168).

Народная медицина не основывалась на теоретических предпосылках и представлениях о действии лечебных средств и приемов, их выбор осуществлялся чисто эмпирически.

Лечебная помощь оказывалась при травмах, отравлениях, родах, при уходе за новорожденным. С этой целью изначально использовались лекарственные растения, средства животного происхождения, например, животный жир, а также минеральные воды и лечебные грязи. Нередко применение лекарственных средств основывалось на их внешнем подобии, на сходстве с больным органом. Так, лимон назначался сердечным больным потому, что он по форме напоминал сердце, а положительное действие корня женьшеня объяснялось тем, что он по строению был похож на фигуру человека.

С развитием первобытной общины лечебные функции брали на себя знахари и служители культа, а в эпоху древних цивилизаций их стали выполнять профессиональные врачеватели, нередко сосуществовавшие со жрецами.

В период раннего феодализма появились, в частности, на Руси народные лекари – «специалисты» – «кровопуски», «костоправы», «очные» лекари и др.; с возникновением же письменности были созданы специальные книги-лечебники (16 – 17 вв.).

Историческая связь народной медицины со знахарством обусловила появление подчас вредных средств и приемов, базирующихся на религиозных культах. Однако к тому времени народная медицина уже накопила множество ценных, полезных сведений и располагала рядом действительно лечебных средств, многие из которых с успехом применяются научной медициной и по сей день. Таковыми, к примеру, являются наперстянка, горицвет, ландыш, ревень, хинная корка, женьшень, китайский лимонник, зверобой, ромашка, полынь, подорожник, шиповник, черника, брусника, банки, горчичники, иглоукалывание, прижигание и др. В древнем Египте врачеватели использовали касторовое масло, белену, осуществляли кесарево сечение, эмбриотомию, применяли принципы диететики; в древней Индии – мышьяк, ртуть, серу, проводили камнесечение, пластические операции на лице, дыхательную гимнастику, диетотерапию; в древнем Китае использовали ртуть при лечении сифилиса, серу при борьбе с чесоткой, осуществляли иглоукалывание, прижигание, лечебную гимнастику, применяли диететику; в древнем Иране широко использовалась психотерапия; основные лечебные методы в этой стране формулировались следующим образом: «три орудия есть у врача – слово, растение, нож».

Таким образом, современный арсенал лечебных средств обязан не только научной, но и народной медицине; научная медицина берет из тысячелетнего опыта народной медицины все ценное, рациональное, очищая ее от разнообразных мистических наслоений. Народная медицина подготовила почву для развития научной медицины и продолжает питать ее по сей день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *