Толстовство как учение

Эта статья входит в тематический блок

Толстовство

Российские сподвижники

П. Бирюков · Бодянский · В. Булгаков · Горбунов-Посадов · Гусев · Наживин · П. Николаев · Сулержицкий · Трегубов · Хилков · Хирьяков · Чертков

Зарубежные последователи

Арисима · Ганди · Ярнефельт · Кросби · Кониси · Мод · Токутоми

Библиография

Воскресение · Исповедь · В чём моя вера · Царство Божие внутри вас

Разное

Зелёная палочка · Определение Синода · Духоборы · Крестьяне-толстовцы

Толсто́вство — религиозно-этическое общественное течение в России конца XIX — начала XX вв. Возникло в период политической реакции 1880-х гг. под влиянием религиозно-философского учения Л. Н. Толстого. Основы толстовства изложены Толстым в «Исповеди», «В чём моя вера?», «Крейцеровой сонате» и др. Последователи — толстовцы.

Главными принципами являются: непротивление злу насилием, всепрощение, всеобщая любовь и нравственное самоусовершенствование личности, опрощение.

Для религиозных взглядов в рамках толстовства характерен синкретизм. На жизнеучение Толстого оказали влияние разнообразные идейные течения, однако идея рассматривать христианство как учение о непротивлении злу является самостоятельной. Толстовцы отвергают догматы организованной церкви, являются антитринитариями.

История

Толстовство возникло в России в 1880-е годы на основе учения Л. Н. Толстого. Основы толстовства он изложил в «Исповеди», «В чём моя вера?», «Крейцеровой сонате» и др. Тогда же начали возникать колонии толстовцев в Тверской, Симбирской, Харьковской губерниях и в Закавказье. Эти колонии получили название «культурных скитов». Толстовство нашло последователей в Западной Европе, Японии, Индии. Сторонником толстовства был, в частности, Махатма Ганди. В 1880—1900-х годах создавались толстовские колонии в Англии и Южной Африке.

Верующие-духоборы нашли идеи Толстого сродни их собственным традициям и в 1895 г. воплотили их в жизнь, отказавшись от военной службы и уничтожив имевшееся у них оружие, за что были сурово репрессированы. В дальнейшем они также согласно идеям Толстого отказались от употребления мяса, алкоголя и табака.

В 1897 г. в России толстовство было объявлено вредной сектой. В 1901 году Святейший Синод официально заявил, что «Толстой отторг себя сам от всякого общения с Церковию», отрёкся от неё, а потому не состоит более её членом. Сторонники Толстого подверглись арестам и высылке.

Вегетарианство в науке того времени считалось глубоко нездоровым (вслед за немецкой диетологией того времени).

Конверт письма М. К. Ганди ко Льву Толстому

Толстовцы активно занимались пропагандой. Толстовцы В. Г. Чертков и П. И. Бирюков основали издательство «Посредник», которое издавало массовыми тиражами книги для народа: произведения Л. Н. Толстого, Г. И. Успенского, А. П. Чехова и других писателей, пособия по агрономии, ветеринарии, гигиене. В 1901—1905 в Лондоне толстовцы издавали газету «Свободное слово».

В период расцвета толстовства численность толстовцев достигала 30 тыс. человек.

В СССР в 1920—1930-х годах земледельческие коммуны толстовцев ликвидированы, их участники репрессированы. Некоторые из них просуществовали до начала Великой Отечественной войны.

Сейчас последователи толстовства сохранились в Западной Европе, Северной Америке, Японии, Индии, Болгарии и других странах. В России официально зарегистрирована религиозная организация «Толстовцы», члены которой являются представителями новотолстовства — движения, возникшего сравнительно недавно и существенно отличающегося от изначального толстовства. Их численность около 500 человек.

Важным источником по истории толстовства являются воспоминания толстовцев о Л. Толстом.

Состав движения

Основная статья: Википедия:К созданию/Список толстовцев

Уже при жизни Толстого это движение выделялось не отрицанием, а свободой от сословных и религиозных рамок и других формальных признаков. Князья являлись к Льву Толстому в одной компании с крестьянами, а супруга Толстого исправно водила детей в церковь в дни самых жестоких конфликтов между Львом Толстым и Синодом. Толстой лично или через свои произведения повлиял на целый ряд своих современников, которые не описываются как толстовцы, но немыслимы без влияния Толстого, его произведений и его окружения.

Отношение к религии

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Толстовство допускает свободное толкование Евангелия, но не признаёт остальных книг Библии, за исключением отдельных фрагментов.

Важнейшими признаются слова Евангелия «Возлюбите врагов ваших» и Нагорная проповедь. Толстовцы чтили провозглашённые Л. Н. Толстым 5 заповедей: не гневайся, не прелюбодействуй, не клянись, не противься злу насилием, возлюби врагов своих, как ближнего своего .

Большой популярностью пользовались книги Л. Н. Толстого «В чём моя вера», «Исповедь» и др.

На жизнеучение Толстого оказали влияние разнообразные идейные течения: брахманизм, буддизм, даосизм, конфуцианство, ислам, также учения философов-моралистов (Сократа, поздних стоиков, Канта, Шопенгауэра). Идея рассматривать христианство как учение о непротивлении злу является самостоятельной. Христианство воспринимается только в качестве этического учения, то есть толстовцы отвергают догматы организованной церкви, общественные богослужения, не признают церковную иерархию, клир, но высоко ставят моральные принципы христианства. Толстовцы критиковали православную церковь и вообще официальную религию, а также государственное насилие и общественное неравенство.

Морально-этическая и социальная идеология

В учение толстовства в качестве главных принципов входили «всеобщая любовь», непротивление злу насилием, духовное и нравственное самосовершенствование. Согласно учению, сущностно необходима любовь к ближнему, духовные ценности важнее материальных.

Осуществление этих принципов предполагает возможность нравственного преобразования общества (то есть толстовство включает в себя идею достижимости утопической перспективы). Предполагалось создать на месте существующего общества и государства общежитие свободных и равноправных крестьян.

Будучи по своим убеждениям последовательными пацифистами, толстовцы отказывались от несения военной службы.

В ранний период у толстовства было много общего с анархизмом, так как оба движения отрицали необходимость военно-государственной машины и апеллировали взамен к разуму личности, естественному стремлению к взаимопомощи и трудовому братству. Однако после положительной реакции князя Кропоткина на начало I мировой войны контакты между движениями прервались.

Главными принципами являются: всепрощение, непротивление злу насилием, отказ от вражды с любым народом («любите врагов ваших»), провозглашенные Христом в Нагорной проповеди, а также «любовь к ближнему», нравственное самоусовершенствование, опрощение.

Согласно учению, духовные ценности важнее материальных.

…Все пять заповедей имеют только одну эту цель — мира между людьми. Стоит людям поверить учению Христа и исполнять его, и мир будет на земле, и мир не такой, какой устраивается людьми, временный, случайный, но мир общий, ненарушимый, вечный.

Первая заповедь говорит: будь в мире со всеми, не позволяй себе считать другого человека ничтожным или безумным (Матф., V, 22). Если нарушен мир, то все силы употребляй на то, чтобы восстановить его. Служение Богу есть уничтожение вражды (23-24). Мирись при малейшем раздоре, чтобы не потерять истинной жизни (26). В этой заповеди сказано все; но Христос предвидит соблазны мира, нарушающие мир между людьми, и дает вторую заповедь — против соблазна половых отношений, нарушающего мир. Не смотри на красоту плотскую как на потеху, вперед избегай этого соблазна (28-30); бери муж одну жену, и жена — одного мужа, и не покидайте друг друга ни под каким предлогом (32). Другой соблазн — это клятвы, вводящие людей в грех. Знай вперед, что это -зло, и не давай никаких обетов (34-37). Третий соблазн — это месть, называющаяся человеческим правосудием; не мсти и не отговаривайся тем, что тебя обидят, — неси обиды, а не делай зла за зло (38-42). Четвертый соблазн — это различие народов, вражда племен и государств. Знай, что все люди — братья и сыны одного Бога, и не нарушай мира ни с кем во имя народных целей (43-48). Не исполнят люди одну из этих заповедей — мир будет нарушен. Исполнят люди все заповеди, и царство мира будет на земле. Заповеди эти исключают все зло из жизни людей.

— Л. Н. Толстой, «В чём моя вера?»

Осуществление этих принципов предполагает возможность нравственного преобразования общества (то есть толстовство включает в себя идею достижимости утопической перспективы). Предполагалось создать на месте существующего общества и государства общежитие свободных и равноправных крестьян.

Будучи по своим убеждениям последовательными пацифистами, толстовцы отказывались от несения военной службы.

В ранний период у толстовства было много общего с анархизмом, так как оба движения отрицали необходимость военно-государственной машины и апеллировали взамен к разуму личности, естественному стремлению к взаимопомощи и трудовому братству. Однако после положительной реакции князя Кропоткина на начало I мировой войны контакты между движениями прервались.

Пищевые запреты

Толстовцы, как правило, придерживаются вегетарианства (но употребляют молочные продукты), не употребляют алкоголя и табака. Эти запреты не являются абсолютными: так, будучи арестован СС в Праге, Валентин Булгаков первые недели заключения отдавал мясо своего скудного пайка сокамерникам, но затем, заметив, что стремительно теряет силы, был вынужден отказаться от вегетарианства. При увлечённости толстовцев сельским хозяйством они стремились исключить по возможности сельскохозяйственную эксплуатацию животных.

Критика идей Толстого со стороны Православной церкви

Церковный публицист и общественный деятель В. М. Скворцов возбудил вопрос о «толстовщине» на 3-м всероссийском миссионерском съезде в 1897 году в Казани; «по исследовании еретических мудрований гр. Толстого, разбросанных во многих его религиозных трактатах <…>, съезд специалистов миссионерства уже тогда признал толстовское религиозное движение оформившеюся религиозно-социальною сектою, крайне вредною не только в церковном, но и в политическом отношении».

Официозное (неофициальное) общественно-церковное издание «Миссионерское обозрение» в 1906 году, после состоявшегося в 1901 году Определения Святейшего Синода об «отпадении» графа Толстого от Церкви, печатало в статье, подписанной священником Е. Зубаревым, пространные извлечения из новоизданного полного собрания религиозно-философских сочинений Льва Толстого, заключая: «Под доказательствами Л. Н. Толстого от Евангелия вполне можно бы подписаться, если бы он разумел под ним подлинное, а не своё евангелие.»

См. также

Category:Tolstoyans на Викискладе

Известные толстовцы

Расширенный вариант списка см. Википедия:К созданию/Список толстовцев

  • Чертков, Владимир Григорьевич (1854—1936) — издатель, организационный лидер движения (en:Vladimir Chertkov)
  • Бирюков, Павел Иванович (1860—1931) — издатель, крупнейший биограф Льва Толстого
  • Булгаков, Валентин Федорович (1886—1966) — последний секретарь Льва Толстого, организатор музеев
  • Горбунов-Посадов, Иван Иванович (1864—1940) — глава толстовского издательства «Посредник»
  • Трегубов, Иван Михайлович (1858—1937) — публицист и общественный деятель
  • Попов, Евгений Иванович (1864—1938) — педагог и переводчик

Толстовство не было оформлено как организация. Дальнейший список содержит тех, кто был сподвижником Толстого в Российской империи в течение значительной части жизни:

  • Наживин, Иван Фёдорович (1874—1940) — писатель
  • Ге, Николай Николаевич (1831—1894) — художник
  • Сулержицкий, Леопольд Антонович (1872—1916) — в дальнейшем с 1906 сподвижник Станиславского, верный толстовским принципам
  • Фейнерман, Исаак Борисович (1863—1925) — публицист и кинодраматург
  • Гапон, Георгий Аполлонович (1870—1906) — священник-радикал, ушедший в революцию
  • Хилков, Дмитрий Александрович (1858—1914) — князь, один из первых последователей, с начала 1900-х критик непротивления
  • Хирьяков, Александр Модестович (1863—1940) — писатель, поэт, критик, журналист, мемуарист, сотрудник издательства «Посредник»

Составные элементы толстовства

  • Пацифизм, христианский пацифизм
  • Уклонение от призыва
  • Ненасильственное сопротивление
  • Анархизм, христианский анархизм
  • Вегетарианство

Испытавшие влияние толстовства движения

  • Духоборы — духовные христиане
  • Сатьяграха — учение Ганди
  • Итто:-эн (яп.)русск. (Сад одного светильника) — японская синкретическая религия
  • Као Дай — вьетнамская синкретическая религия.

Шаблоны

  • {{Толстовство}}

Примечания

Литература

  • Йорданов Й. Сборник «Толстоизмът-божествената същност на човека». Варна. 2008 (болг.)
  • Петухова Т. В.«Коммуны и артели толстовцев в советской России (1917—1929 г.), Ульяновск, УлГТУ,2008 г.
  • Толстой Л. Н. против троицы
  • Толстой Л. Н. против обожествления Иисуса.
  • Толстой Л. Н. против 7-ми таинств.
  • Толстой Л. Н. отрицает Иисуса как Искупителя.
  • Толстой Л. Н. Критика православного богослужения
  • Чудиновских Е. Н. Общесто истинной свободы в память Л. Н. Толстого в Уржуме, ГОУ «Гаспико», 2010

Ссылки

  • Сайт близких единомышленников Л. Н. Толстого «Зеленая палочка»
  • Официальный сайт Уральского толстовского общества
  • Сайт «Friends of Tolstoy» (англ.) — создан канадскими духоборами
  • Сайт неотолстовца Марселя из Казани

Для улучшения этой статьи желательно?:

  • Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей.
  • Викифицировать список литературы, используя шаблон {{книга}}, и проставить ISBN.

ТОЛСТО́ВЦЫ (тол­стов­ст­во), ре­ли­ги­оз­но-эти­че­ское об­ществ. дви­же­ние, воз­ник­шее в Рос­сии в кон. 19 в. Гл. прин­ци­па­ми Т. ста­ли идеи, из­ло­жен­ные Л. Н. Тол­стым (пре­ж­де все­го в про­из­ве­де­ни­ях «Ис­по­ведь» и «В чём моя ве­ра?»), – не­про­тив­ле­ние злу, лю­бовь к ближ­не­му, трак­то­ва­ние хри­сти­ан­ст­ва как этич. уче­ния, при­ори­тет Еван­ге­лия над Биб­ли­ей, от­вер­же­ние Церк­ви как ин­сти­ту­та, са­мо­со­вер­шен­ст­во­ва­ние, «оп­ро­ще­ние» (не­прия­тие благ ци­ви­ли­за­ции и об­ществ. ус­то­ев), от­каз от не­се­ния во­ен. служ­бы и хра­не­ния ору­жия, ряд пи­ще­вых ог­ра­ни­че­ний (за­прет на упот­реб­ле­ние ал­ко­го­ля, та­ба­ка, мя­са, стрем­ле­ние при ве­де­нии с. х-ва из­бе­гать экс­плуа­та­ции жи­вот­ных). Идеи Т. под­дер­жа­ли ду­хо­бор­цы. В 1880-х гг. воз­ник­ли пер­вые, в осн. за­ни­мав­шие­ся с. х-вом, ко­ло­нии («куль­тур­ные ски­ты») Т. в Рос­сии, впо­след­ст­вии они поя­ви­лись в Зап. Ев­ро­пе, Аф­ри­ке, Ин­дии, Япо­нии и др. В 1897 Рус. цер­ковь объ­я­ви­ла дви­же­ние сек­той. Вы­пус­ком лит-ры о Т. за­ни­ма­лось изд-во «По­сред­ник» (С.-Пе­тер­бург, Мо­ск­ва, 1884–1935, осн. дея­те­ли И. И. Гор­бу­нов-По­са­дов, В. Г. Черт­ков). В 1920–30-х гг. боль­шин­ст­во ко­ло­ний Т. в Сов. Рос­сии бы­ли унич­то­же­ны, их чле­ны ре­прес­си­ро­ва­ны, но раз­роз­нен­ные об­щи­ны су­ще­ст­во­ва­ли до 1980-х гг. С 1991 тра­ди­ции Т. под­дер­жи­ва­ет ре­лиг. ас­со­циа­ция «Ду­хов­ное един­ст­во».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *