Толшевский монастырь

Неподалеку от поселка Краснолесный, на территории Воронежского государственного заповедника, в живописнейшем месте на правом берегу реки Усманки расположен Толшевский Спасо-Преображенский монастырь. Основание монастыря относится ко второй половине ХVII века. Наиболее полное описание его ранней истории мы находим в исследовании П.Никольского, опубликованном в 1901-1902 гг.: «В 40 верстах от недавно образованного города Воронежа, в дремучем лесу, покрывавшем берега реки Усмани, появился в начале ХVII века ряд одиноких пчельников. Пчельник по имени Константин обратил место своего пчельника в пустынь. Оградой ее на первых порах служил плетень пчельника, а кельи были если не дуплами, то незатейливыми избушками. Вместо церкви стояла часовня. Естественно, что монах-пчеловод посвятил эту часовню памяти покровителей пчеловодства св. Соловецких подвижников Зосимы и Савватия. Впоследствии и церковь была посвящена их именам.

Название монастыря Толшами, Толшевскими или Толщевскими указывает на те исполинские толщи деревьев, среди которых приютилась маленькая Константинова пустынь. В начале XVII века в соседстве с этой пустынью поселились боярские дети рода Паренаго и сделались устроителями монастыря в обычном значении этого слова. Они выстроили на берегу р.Усмани монастырские здания, выделив часть своей дачи, и все это передали Константиновскому братству «для поминовения родителей их»… Окончательное закрепление земель за монастырем произошло в 1684 г. Кроме того, в 1646 г. монастырю было дано в г.Усмани место «для осадного времени», т.к. временами монахам приходилось спасаться от татарских набегов в соседней крепости…» Долгое время монастырь считался небогатым и малозначительным. В 1677 г. в нем находилось всего 9 монахов и 9 трудников — непостриженных в монахи работников монастыря. В 1694 г. в монастыре уже было две деревянные церкви: одна в честь Всемилостивого Спаса, а другая — во имя Зосимы и Савватия. По имени главной, Спасской церкви монастырь стал называться Спасским. Жилые помещения для братии в конце ХVII — начале ХVIII вв. строились в виде отдельных домиков, каждый из которых представлял собой келью. Настоятельская келья и кельи старшей братиии строились тогда «с комнатою». Кроме того, в монастыре были отдельные постройки для трапезной, хлебни, поварни.

С годами облик монастыря менялся. В 1706 г. здесь случился сильный пожар, сгорела церковь Зосимы и Савватия. В 1752 г. заложили каменную церковь с двумя приделами, посвященными тем же святым. В 1759 г. главный храм, сохранившийся и по сей день, освятили в честь Преображения Господня. В 1760 г. были выстроены каменная колокольня, четыре каменных одноэтажных корпуса для братии, трапезная, кухня и начато возведение каменной ограды с восемью башнями. В 1767-1769, 1771 и 1776 гг. в Толшевском Спасо-Преображенском монастыре жил Святитель Тихон (Задонский). В 1832 г. братия решила увековечить память Тихона, тогда еще не канонизированного, и настоятель монастыря Амвросий испросил Святейший Синод разрешить постройку часовни на месте, где находилась келья Тихона. Часовню расположили между Святыми воротами и церковью Преображения Господня. После освящения часовни в ней поместили вещи Тихона: его изображение, крест в футляре, деревянное кресло.

В 1842 г. в монастыре был выстроен двухэтажный настоятельский корпус, в 1852-1865 гг. — двухэтажный братский корпус с церковью Успения Божией Матери и двухэтажный гостиный дом. Наиболее целостную объемно-пространственную композицию монастырь имел в середине ХIХ века. Это был своеобразный ансамбль периода классицизма с периметральным расположением братских корпусов, трапезного корпуса, часовни св. Тихона, высокой надвратной колокольни и двухэтажного настоятельского корпуса. В центре двора размещалась очень компактная соборная церковь. В 1885 г. к храмовой части Преображенской церкви пристроили трапезную с помещениями для ризницы и библиотеки (в библиотеке монастыря было немало книг ХVII и XVIII вв.). В 1886 г. возводится одноэтажный трапезный корпус. В 1894 г. по проекту воронежского губернского архитектора В. Шебалина была перестроена церковь Преображения Господня.

В 1899 г. в гостином доме открылась церковно-приходская школа, в которой обучалось 20 мальчиков — певчих при монастыре… После того как в 1885 г. соборная церковь была значительно удлинена на запад, ансамбль оказался как бы разделенным на две части. При этом прежняя надвратная колокольня оказалась почти примкнувшей к западному фасаду церкви и поэтому было принято решение о переносе колокольни. В 1900 г. по образцу колокольни Задонского Богородицкого монастыря, овеянного именем Тихона, в Толшевском монастыре началось строительство новой надвратной колокольни, в первом этаже которой предполагалось разместить книжную лавку, а во втором – церковь. Однако в 1904 году, из-за некачественного кирпича, новая колокольня обрушилась.

В начале ХХ века монастырь располагал большим хозяйством. При нем были рабочий двор с деревянной избой; скотный двор с навесами, сараями, деревянным домом с сенями, избой, ледником и двумя огородами; сад с избой; пчельник, а также конная рушка с двором. Через р. Усмань монастырем был построен мост и гать.

Сегодня комплекс монастыря занимает участок прямоугольной формы, вытянутый к реке, от которой монастырский двор отделяет кирпичная ограда с большими воротами. Главная композиционная ось, разделяющая территорию комплекса на южную и северную части была обозначена основными доминантами: церковью Преображения Господня, расположенной в геометрическом центре ансамбля монастыря, и надвратной колокольней, стоящей к западу от церкви. К северу от церкви, почти параллельно ей, расположен двухэтажный большой братский корпус с домовой церковью Успения Божией Матери. К югу от главной церкви, также почти параллельно ей, вытянут трапезный корпус. Между трапезным корпусом и Преображенской церковью, замыкая небольшую площадь с запада, размещен двухэтажный корпус настоятеля. Между этими тремя зданиями было монастырское кладбище, где, в частности, похоронен известный воронежский промышленник и благотворитель В.Г. Столль.

Для монастырского комплекса в целом характерно архитектурное единство всех сохранившихся зданий, несмотря на то, что они возводились в разное время. В частности, декоративные элементы фасадов братского, настоятельского и трапезного корпусов выполнены в формах классицизма. Доминанта комплекса — церковь Преображения Господня — выделяется своими яркими крупными декором в русском стиле, элементы которого можно увидеть и на других зданиях монастыря. В 1923 г. Толшевский Спасо-Преображенский монастырь был закрыт. Его постройки переданы образованному в 1922 г. Воронежскому государственному заповеднику. В церкви Преображения Господня размещались библиотека и мастерская, в братском корпусе настоятеля — узел связи и квартиры, в трапезном корпусе — лаборатории.

В 1984 г. монастырь был возвращен Воронежскому епархиальному управлению, и здесь сейчас расположен женский монастырь.

Спасо-Преображенским монастырь стал называться по названию главного храма, посвященного Преображению Господня. Первоначально церковь была деревянной и, простояв до середины XVIII века, была разобрана. На ее месте в 1752-1759 годах выстроили новую каменную церковь, которая впоследствии не раз перестраивалась.

В 1842 г. в монастыре был выстроен двухэтажный настоятельский корпус, в 1852-1865 гг. — двухэтажный братский корпус с церковью Успения Божией Матери и двухэтажный гостиный дом. Наиболее целостную объемно-пространственную композицию монастырь имел в середине ХIХ века. Это был своеобразный ансамбль периода классицизма с периметральным расположением братских корпусов, трапезного корпуса, часовни св. Тихона, высокой надвратной колокольни и двухэтажного настоятельского корпуса. В центре двора размещалась соборная церковь. В 1885 г. к храмовой части Преображенской церкви пристроили трапезную с помещениями для ризницы и библиотеки. В 1894 г. по проекту воронежского губернского архитектора В. Шебалина была перестроена церковь Преображения Господня.

Монастырь был закрыт и разорен в начале 1920-х годов. Строения, находившиеся на его территории, передали Воронежскому государственному заповеднику. Келейные корпуса заняли под жилье. В храме в разное время размещались библиотека, мастерские, магазин, кинотеатр, в последние годы — клуб.

14 июня 1994 года, после более чем шестидесятилетнего запустения, началось возрождение Толшевского Спасо-Преображенского монастыря, который стал женским. Большие работы проведены по ремонту и реставрации храма (к 1994 году отсутствовал даже купол), своды заново расписаны. В храме и в монастыре оборудовано отопление, в жилой корпус подведен водопровод. В монастырском храме ежедневно совершаются богослужения. В память почившей и похороненной на территории монастыря монастырской братии установлена надгробная плита (до революции 1917 года монастырь был мужским).

Толшевский Спасо-Преображенский монастырь в Воронеже (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Толшевский Спасо-Преображенский монастырь в Воронеже

Толшевский монастырь на Воронежской земле появился в середине 17 века. Его прародителем стал отшельник Константин, который в 1646 году поселился в дремучих лесах под Воронежем, жил в дупле, носил шкуры животных и занимался пчеловодством. Позднее в этих местах основана обитель, которая некоторое время носила имя Константиновской.

После строительства деревянного храма монастырь получил название Спасо-Преображенского, а дополнение «Толшевский» закрепилось за ним из-за непролазных лесов, окружавших территорию. Толшевский монастырь знаменит тем, что здесь в 1768 году на некоторое время поселился святитель Тихон, Задонский чудотворец.

Толшевский Спасо-Преображенский монастырь

Доехать до монастыря из Воронежа можно на автобусе N 310, который отправляется с центрального ж/д вокзала, а также на электричке. В первом случае нужно выходить на остановке «Заповедник», во втором — на станции «Графская», от них нужно будет пройти пешком.

Адрес: ст. «Графская» (заповедник), тел. (473) 259-48-79.

Как известно из старинных сказаний, монастырь был основан пчелинцем по имени Константин примерно в середине XVII в. Жил пчелинец Константин в дупле, подобно Иоанну Предтече, питался медом диких пчел, кореньями и травами, одежду носил из шкур диких животных.
В то время царствовал благочестивый государь Алексей Михайлович. Его грамотами монастырю были пожалованы земли, а в 1677 г. от великого государя Федора Алексеевича «пожалована была монастырю руга денежная (содержание), и оная подтверждена указами государей царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича в 1683 г.». После же монастырь получает дополнительные земельные угодья. По имени основателя монастыря Константина получил свое имя находившийся недалеко колодец и выходящий из него проток, который протекал близ самого монастыря. На протоке была построена монастырская мельница.
Обитель долго называли Константиновской пустынью, но по храму во имя Спаса Преображения она стала называться Спасо-Преображенской. Название Толшевский, по предположению, пошло от чрезвычайно густого леса с толстыми дубами. Один из них, насчитывающий более трехсот лет, и ныне расположен рядом с монастырем.
Монастырь прежде был деревянным. Около 1750 г. по благословению воронежского владыки преосвященного Феофилакта в монастыре было начато строительство каменного храма, освященного в 1759 г. при игумене Евфимии. Потом построена была каменная колокольня со Святыми воротами и начато строительство четырехугольной каменной ограды с восемью башнями, каменные келии для братии, трапезная, хозяйственные постройки. Много было и деревянных построек.
Церковь была благолепно расписана, иконостасы подновлены, и кровля сделана железная. Содержался монастырь на личные средства императора, а также — мельницей и мирскими пожертвованиями. Ежегодно на Престольный праздник при монастыре устраивались конные ярмарки. Доходы от торгов также шли на содержание монастыря. По уединенному местоположению монастырь был очень удобен для монашеской жизни.
Поэтому Толшевский монастырь привлек внимание святителя Тихона, который в 1768 г. по добровольном увольнении своем от управления Воронежской паствою избрал его местом для молитвенной жизни. Святитель Тихон прожил в нем год и два месяца. В то время воздух на территории монастыря был вреден для слабого здоровья святителя (из-за множества болот), и он вынужден был переехать в Задонский Богородицкий монастырь.
С 1764 г. монастырь был переведен в заштатные — на своем пропитании, а в 1799 г. назначен быть общежительным. Расширялось строительство его. В 1832 г. правый придел трапезной церкви вместо преподобных Зосимы и Савватия был освящен во имя святителя Митрофана. А в 1884 г. выстроена новая церковь с приделами: правый — во имя святителя Николая, левый — во имя святителей Митрофана и Тихона. Уже перед революцией были построены: двухэтажный каменный братский корпус и домовая церковь Успения Божией Матери, а также конный двор, амбар, баня.
Замечательно в Толшевском монастыре количество схимников: от основания до конца XIX в. — 76 человек. Библиотека Толшевского монастыря была к концу прошлого века богата древними изданиями, уже тогда представлявшими историческую ценность.
После революции монастырь был полностью разграблен. Варвары готовы были стереть с лица земли все, что напоминало людям о Церкви Христовой. Не сохранилось ни икон, ни росписей, ни книг, ни церковных принадлежностей. В здании церкви разместилась сначала библиотека, затем клуб, а территория монастыря со всеми постройками была отдана Графскому заповеднику.
14 июня 1994 года, после более чем шестидесятилетнего запустения, началось возрождение Толшевского Спасо-Преображенского монастыря, который стал женским. За время существования обители ее вид неузнаваемо изменился. Большие работы проведены по ремонту и реставрации храма (к 1994 году отсутствовал даже купол), своды заново расписаны. В храме и в монастыре оборудовано отопление, в жилой корпус подведен водопровод. В монастырском храме ежедневно совершаются богослужения. В память почившей и похороненной на территории монастыря монастырской братии установлена надгробная плита (до революции 1917 года монастырь был мужским).
Сестры (сейчас их проживает в обители 10, средний возраст – 25 лет) трудятся на разных послушаниях: от клиросного до хозяйственных работ. В монастыре – своя ферма, птичник, подсобное хозяйство.
Воспитанники воскресной школы при монастыре – дети от 6 до 15 лет – не только учатся, но и несут клиросное послушание, а также помогают в восстановлении монастыря.
Обитель известна тем, что по молитвам схимников нуждающиеся получали здесь исцеление от женского бесплодия. И в настоящее время благодать места сего не убавилась. Сестрам известны супружеские пары, прожившие 5–10 лет и не имевшие детей, которые после посещения монастыря и молитвы обрели семейное счастье.
Сейчас в монастыре четыре трудницы, помощь которых так необходима. Трудниками называют сами себя те, кто пришел потрудиться, помочь возрождению обители. Основные иноческие правила: быть скромной, тихой, трудолюбивой, никогда не находиться в праздности.
Круг работ в Толшевской обители широк: здесь и художественные и швейные мастерские, и ферма, и птичник, и подсобное хозяйство… Работает приходская воскресная школа. Дети не только учатся, но и несут клиросное послушание, а также трудятся посильно на восстановлении монастыря.
В обители гостеприимно и радушно встречают паломников. Графские старожилы помнят старый народный русский обычай, когда ходили в монастырь босые, по степи и по лесной дороге. Шли, чувствуя каждым шагом родную землю, до небесно чистого озерца.
Там смывали усталость и пыль, обувались, с благодарственной молитвой кланялись Константинову колодцу и уже достойно вступали в церковь.
Озеро это было зеркально чистым еще 30-40 лет назад, но колодец святой был уже забросан камнями, забит плитами, закидан мусором. Сейчас озерцо стало болотом. Чтобы вода в нем осветлилась, стала свежей и живой, необходимо исправить то зло, которое совершено начальниками суеты и разрушения.
А какие здесь раньше росли дубы! Вековые и мощные, такие, что рождали не одно сказание о силе и красоте русской. Недалеко от целебного святого источника сохранился такой вековой дуб.
Стараниями настоятельницы монастыря матушки Филареты очищен Константиновский колодец. Чистая его вода вновь освящает нас — дает нам живую свежесть и радость душе. На источнике нет пока креста (который был ранее). Кто сделает его? Чьи-то сильные руки и добрая душа, радеющая о своем спасении.

Основные моменты

Первые монастырские здания были деревянными, но с середины XVIII века в обители началось каменное строительство. Сегодня самым старым в Толшевском Спасо-Преображенском монастыре считается каменный Преображенский храм. Он появился в середине XVIII столетия, несколько раз перестраивался и приобрел современный вид в конце XIX века. Архитектурный стиль, в котором построен этот храм, принято называть псевдорусским.

В 1994 году монастырь преобразовали в женский. Он находится вдалеке от городского шума и всегда был прекрасным местом для уединенной молитвенной жизни. В наши дни территория обители соседствует с Воронежским заповедником.

Сегодня в двух храмах проходят регулярные церковные службы. Помимо богослужений, монахини и послушницы ухаживают на территорией, выращивают овощи в подсобном хозяйстве, а также работают в швейной и художественной мастерских. Кроме того, здесь существует воскресная школа.

История Толшевского Спасо-Преображенского монастыря

В 1635 году отшельник Константин стал жить в дремучих лесах, в 40 верстах от Воронежа. Он молился богу и ел мед диких пчел. По преданию, Константин ночевал в дубле и одевался в шкуры животных. Позже возле подвижника стали селиться другие отшельники, и на этом месте основали мужскую обитель.

Благодаря Константину, в обители выстроили часовню, посвященную небесным покровителям пчеловодства – святым Зосиме и Савватию. В конце XVII столетия на территории Толшевского Спасо-Преображенского монастыря стояло уже два деревянных храма.

На протяжении всей истории монастырь поддерживали русские цари. Алексей Михайлович пожаловал ему земельные наделы, а Федор Алексеевич определил монахам денежное содержание. На каждого, кто жил в монастыре, из казны выплачивалось по 10 рублей в год. Потом указ о содержании обители был подписан Петром I.

В середине XVIII века в Толшевском Спасо-Преображенском монастыре произошел пожар, и деревянные постройки сгорели. Здесь заложили каменный храм, и постепенно монастырь обзавелся собственной колокольней, а его территория была обнесена каменной оградой. С 1768 г. в течение года и двух месяцев в монастыре под Воронежем жил почитаемый верующими чудотворец Тихон Задонский.

В начале прошлого века в обители построили братский корпус с церковью в честь Успения Богоматери. Монахи собрали большую библиотеку, куда входило более 1000 книг, и планировали возвести новую колокольню. Однако, вскоре после прихода советской власти Толшевский Спасо-Преображенский монастырь полностью разграбили, а в 1932 году закрыли. Богослужебная утварь, книги и иконы были безвозвратно утрачены. Поначалу в церкви устроили библиотеку, а затем сельский клуб. По решению местных властей монастырские земли отдали Воронежскому заповеднику.

Постройки старого монастыря вернули верующим в 1994 году. Тогда же было принято решение создать вместо мужской обители женский православный монастырь. Потом началось восстановление храмов и территории.

Как добраться

Толшевский Спасо-Преображенский монастырь стоит на берегу Усмани, неподалеку от станции «Графская», до которой ходят электрички из Воронежа. От железнодорожной станции до обители паломники и туристы идут пешком. От автостанции, расположенной напротив воронежского железнодорожного вокзала, в монастырь можно приехать на автобусе № 310. Выходить нужно на остановке «Заповедник».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *