Территория херсонеса

Древние греки, как хорошие мореходы и мастера выращивания винограда, не могли не оценить по достоинству Крым. Поэтому полуостров стал популярным у их колонистов – поселенцев, которым в самой Греции стало тесновато. В результате сейчас археологи изучают на крымских берегах остатки множества греческих поселений, самое крупное и известное из которых – Херсонес Таврический. Севастополь не является его историческим наследником. Но история у древнего города не менее богатая, чем у современного.

  • Где находится древний город
  • История Херсонеса
  • Восстановление
  • Музей-заповедник
  • Посещение и экскурсии
  • Как добраться до памятника
  • Полезная информация

Где находится Херсонес Таврический на карте Крыма

Карта показывает его почти в центре Севастополя, у берегов Карантинной бухты. Рядом с древним полисом туристы обнаруживают парк Анны Ахматовой, памятник Князю Владимиру, сквер им. С.А. Чижа и галерею его же имени.

Где находится Херсонес

Город Херсонес и его хора размещались не Гераклейском полуострове, на северо-западе Крыма. На карте нужно искать г. Севастополь или Карантинную бухту, на берегу которой сохранились руины крепости. Музей под открытым небом входит в состав современного Севастополя, с коим не имеет исторической связи. Его городской адрес: ул. Древняя, 1. Это Гагаринский район Севастополя. Весь Гераклейский полуостров был разбит на земельные наделы для использования в сельскохозяйственных целях. С учетом этой территории греческое поселение даже превышает по размеру город славянской морской славы.

Посещение знаменитого музея нужно согласовывать с графиком его работы, который меняется в зависимости от сезона. Усредненное время, когда можно осматривать площадки – с 8:00 до 17:30. Режим работы выставок: 9:00-17:00.

Как добраться

Расстояние от симферопольского аэропорта до Севастополя – 90 км. Аренду автомобиля оговаривают заранее через интернет. Крупный сервис «Киви такси” берет за онлайн бронирование 20% от стоимости поездки. Эта компания включает в услугу помощь с перемещением багажа. Машина дождется пассажира при любых погодных условиях. На месте обычно имеются свободные таксомоторы.

Электричкой Симферополь — Севастополь добираются менее, чем за 2 часа. Расписание: 05:25, 08:30, 15:00, 17:50.

С периодичностью 20 мин – 1,5 часа к севастопольскому авто- или ж/д вокзалу отправляется автобус. Объекты располагаются рядом. Время в пути – 2 часа.

В Севастополе добраться до Херсонеса можно на маршрутке. Цель – остановка «Ул. Д. Ульянова”. Затем пешком идут 1 км в сторону моря. Второй вариант – для тех, кто бережет силы для осмотра достопримечательностей: с автовокзала на любом транспорте доезжают до остановок «Площадь Суворова» или «Площадь Нахимова», далее пересаживаются на автобус № 22 – единственный, который довезет прямо к заповеднику.

История Херсонеса Таврического в деталях

Херсонес просуществовал 2 тыс. лет. Но в XV веке жизнь в нем замерла – вот почему русским флотоводцам после присоединения Крыма к Российской империи пришлось основывать город заново. Но все же – за 2 тысячи лет можно было успеть многое.

3D-панорамы Херсонеса Таврического

Колонисты из Гераклеи

Основание Херсонеса ученые относят к концу V века до н.э. Город был заложен переселенцами из греческого города Гераклеи (почему в Севастополе и появился топоним Гераклейский полуостров). Выбор ими места понятен – преимущества Севастопольской бухты с ее многочисленными вторичными гаванями древним мореплавателям были не менее очевидными, чем современным. Как многие греческие города-колонии, Херсонес строился по плану и имел хорошо выраженные улицы и перекрестки с прямыми углами.

Вскоре поселенцы освоили довольно обширную территорию, и Херсонес превратился в типичный греческий полис – государство, состоящее из одного города и сельскохозяйственной округи-хоры. Это был полис с демократическим устройством – решения принимались на общих собраниях граждан (правда, граждане составляли подавляющее меньшинство населения, но такие тогда были правила). Археологами была обнаружена каменная стела с текстом присяги, которую должны были приносить херсонесцы на верность родному городу.

Греки основывали заморские колонии, чтобы обеспечить себя продовольствием – ресурсов Греции на это не хватало. И экономика Херсонеса тоже была заточена на это – тут занимались сельским хозяйством, виноградарством, ловлей и засолкой рыбы. Местные ремесленники производили гончарные и кузнечные изделия. Но главное – Херсонес был крупным портом, через которые в колонии прибывали греческие товары, а в Грецию отправлялись местные.

На его берегах с кораблей из Эллады выгружали драгоценную посуду, изысканные ювелирные изделия, благовония, оливковое масло, оружие, мрамор для строительства. В Грецию же отправляли зерно, скот, кожу, рыбу, мед. Был и специфический товар – рабы. Их в Херсонес поставляли во множестве – Крым в античные времена был регионом неспокойным, а рабы были главной военной добычей.

Жителям полиса и самим постоянно приходилось отбиваться от недружелюбных соседей. Главную проблему долгое время составляли скифы – народ, уверенный в том, что любое оседлое население создано для того, чтобы их грабили и угоняли в рабство. Этому их занятию не мешали и регулярные торговые сделки с греками.

Дошло до того, что Херсонесу пришлось запросить помощи против скифов у понтийского царя Митридата Евпатора. Тот помощь оказал – но взамен Херсонес попал под его протекторат (это было в конце II века до н.э.). Впрочем, Боспорское царство тоже основали греки, так что жизнь города изменилась не слишком сильно.

Скорей положительно сказалось на Херсонесе и римское владычество. Гай Юлий Цезарь в трех словах отчитался о своей победе над сыном Митридата Евпатора – Фарнаком (да, это про него знаменитый римлянин сказал «пришел, увидел, победил»), и Херсонес предпочел немедленно принять покровительство столь достойного военного, представляющего к тому же столь сильное и развитое государство.

Римские правители относились к городу по-разному, и его политическое положение было нестабильным. Но они все использовали Херсонес в качестве удобного военного форпоста, и потому следили за безопасностью и благоустройством. Римляне реконструировали в нем театр, построили свои традиционные бани и даже провели водопровод.

Серьезно изменило облик города распространение в Риме христианства – христиане без раздумий разрушали прекрасные древние храмы и театры, чтобы построить на их месте свои часовни. К тому времени уже не было и единой Римской империи, она раскололась на две части. И Херсонес по географическим причинам оказался в сфере интересов Восточной империи со столицей в Константинополе. Позже это государство было названо Византией.

Второй Рим

За могущество и размеры Византию прозвали «вторым Римом». А Херсонес пользовался многими преимуществами принадлежности такому государству. Ему удалось устоять перед натиском кочевников о время Великого переселения народов. Он сохранил статус важного военного и торгового порта. В Византии говорили преимущественно по-гречески, так что и некоторая культурная преемственность сохранялась.

Административно Херсонес был фемой – областью империи с правами самоуправления. Именно тогда у него появилось славянское название – на Руси город называли Корсунем (с современным городом Корсунь-Шевченковским, что на Украине, ничего общего!).

Жилось ему по-прежнему неспокойно. Донимали хазары, печенеги, затем половцы, да и средневековые славяне особым миролюбием не отличались. Даже князь Владимир Великий сперва захватил Херсонес силой и только потом договорился о своем переходе в христианство. Впрочем, крещение князя помогло хернонесцам взяться за торговлю еще и русскими товарами.

Упадок Византии после разгрома крестоносцами в 1204 г. привел и к постепенному упадку Херсонеса. В 1299 г. его разорила орда хана Ногая. Затем в окрестностях появились генуэзские колонизаторы. Во второй половине XIV века сюда доходили даже литовские князья – тоже не с мирными намерениями. Древний город постепенно превратился в небольшое селение рыбаков, а в середине XV века опустел вовсе. Только в XIX столетии нашлись люди, вознамерившиеся вернуть его к жизни.

Возвращение к людям

Все-таки на то, чтобы крупный город полностью исчез с лица земли, надо довольно много времени. Развалины его находились фактически на поверхности и память о Херсонесе сохранилась. Следовательно, когда на берега Севастопольской бухты пришли русские военные (в XVIII веке), они знали, что за руины видят.

История Херсонеса Таврического в России была известна – точнее, было известно о принятии Владимиром в этом городе христианства. Поэтому к руинам города отнеслись с относительным благоговением – во всяком случае, не пытались снести. А в 1827 г. командующий Черноморским флотом А.С. Грейг дал распоряжение о проведении раскопок в городе. Ими занялся флотский лейтенант К. Крузе.

Методы «исследователей» XIX века способны вызвать у современного археолога инфаркт, но тут уж ничего не поделаешь – археология в то время еще не имела своих продуманных научных методик. Так что на протяжении XIX века в Херсонесе ковырялись как попало, перемешивали исторические слои, отрывали от комплексов отдельные фрагменты, произвольно извлекали отдельные находки.

Велась на территории памятника и хозяйственная деятельность. В 1852 г. тут додумались создать мужской монастырь (и монахи тоже старательно выколупывали из земли «диковинки», портя заодно множество других), а в 1859 г. начали строить Владимирский собор – и тоже на территории городища. Немало попортили памятник и войны, особенно Крымская и Великая Отечественная, когда территорию городища использовали для нужд обороны.

Огромное количество и бесспорная ценность находок, даже полученных столь бессистемным, грабительским методом, впечатлила всех. К концу XIX века образованные люди России поняли, что Херсонес надо сохранять и исследовать систематично, а не кое-как. В 1888 г. Императорская археологическая комиссия учредила должность заведующего херсонесскими раскопками.

Банковский клерк К.К. Косцюшко-Валюжинич, занявший ее, оказался (несмотря на неподходящее образование) настоящим археологом. Он не только впервые попробовал вести раскопки по плану и последовательно, но и систематизировал найденное, открыв в 1892 г. заведение под названием «Склад местных древностей». Неудачное название не портит его – это был настоящий музей с систематизированной экспозицией.

Дело Карла Казимировича успешно продолжили Р.Х. Лепер, Л.А. Моисеев и К.Э. Гриневич. Советская власть позаботилась о хороших условиях для ученых – после революции финансировались масштабные раскопки и в самом городе, и на хоре, издавался «Херсонесский сборник». Но пока все равно научным заведением оставался музей, а город был только исследовательской площадкой.

Так оставалось и довольно долго после войны. Музейные коллекции сохранились – Херсонесу повезло, и его музей был эвакуирован. На территории работали такие легенды крымской археологии, как О.И. Домбровский, В.Ф. Гайдукевич, С.Ф. Стржелецкий и многие другие. И только И.А. Антоновой в 1978 г. удалось добиться главного – весь Херсонес был объявлен заповедником.

Заповедник сотрудничал с институтами археологии АН УССР и АН СССР, множеством отечественных и зарубежных высших учебных заведений. На его территории были посвящены в археологи тысячи студентов-историков. В городе проводились масштабные реставрационные работы, восстанавливались поврежденные объекты и создавались условия для проведения экскурсий. В музее появился византийский отдел. В 2013 г. Херсонес был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Херсонес Таврический – как музей-заповедник Крыма

Сегодня Херсонес Таврический фактически весь является музеем. По древнему городу можно погулять, как по-обычному. Есть в составе заповедника и обычные музеи с археологическими коллекциями.

Музей под открытым небом

Стараниями археологов и реставраторов значительная часть Херсонеса сегодня поднята из земли – по улицам греческого полиса можно ходить, рассматривая его строения. Уровень их сохранности различен, однако реставрационные работы подправили, что можно.

В городе можно видеть остатки мастерских ремесленников и жилых помещений, емкостей для засолки рыбы и хранения зерна, культовые и общественные здания. Сохранилась незначительная часть городских укреплений. На территории заповедника имеются также достопримечательности с особым статусом, которые чаще других привлекают внимание посетителей.

Одна из них – знаменитый колокол Херсонеса, по преданию отлитый из турецких пушек, захваченных во время войны 1768-1774 гг. Хотя эта версия его происхождения вызывает сомнения, но роль колокола в жизни города несомненно велика – долгое время он служил звуковым маяком, спасая моряков в туманы. После Крымской войны французы вывезли его в Париж в качестве диковинного трофея, но в 1913-м вернули обратно – надо было демонстрировать дружественное расположение союзнику по Антанте.

Херсонесский колокол прославился своей «ролью» в фильме «Приключения Буратино», его часто используют в качестве рекламного или символического изображения. Периметр Херсонеса был выбрана для его установки как наиболее удобный для размещения необычного маяка.

Из фортификационных сооружений наиболее приметна башня Зенона, выстроенная предположительно в II веке до н.э. (из-за необходимости защищаться от скифов) и получившая свое имя в честь византийского императора, способствовавшего ее ремонту и переустройству. В результате этих работ она стала самым крупным оборонительным сооружением Северного Причерноморья времен Средневековья – 23 м в диаметре.

В ходе археологических исследований в башне Зенона обнаружили немало фрагментов надписей и живописных изображений. Одной из причин было использование для ее строительства древних надгробных памятников (как следствие спешности работ). Также в башне была найдена плита с надписью, рассказывающей о роли в ее ремонте императора Зенона.

Еще один примечательный объект – так называемая «Базилика в базилике». Два христианских храма были построены на одном месте в разное время (в V и Х веках соответственно). При строительстве более позднего сооружения использовали элементы разрушенного раннего (в частности, колонны).

Сейчас можно видеть контуры обоих базилик, а в музее сохраняются фрагменты мозаичных полов. Правда, внешний вид памятника сильно пострадал после того, как в 2007 г. неизвестные вандалы опрокинули две мраморные колонны, расколовшиеся при падении.

Наконец, огромную известность имеет театр Херсонеса, прилично сохранившийся и раскопанный археологами. Это единственный античный театр, известный на территории СНГ.

Спектакли в нем прекратились, когда христианство стало государственной религией Римской империи – их просто запретили как «греховные». Театр сильно пострадал из-за того, что христиане использовали его материал на строительство своего святилища (известного ныне как «храм с ковчегом»).

Но реставраторы подправили древнее строение. И ныне театр снова работает – в летнее время на его сцене выступают севастопольские коллективы и гастролирующие труппы. Репертуар обычно состоит из пьес либо античных авторов, либо с сюжетами на античную тематику.

Известной достопримечательностью Херсонеса является также Владимирский собор. Он стоит на древней агоре – главной городской площади, центре политической жизни полиса. Однако к Херсонесу собор не имеет никакого отношения – он хоть и представляет византийский стиль, но строился во второй половине XIX века – в память о крещении в этом городе князя Владимира. Во время войны храм сильно пострадал, но в конце ХХ века был отреставрирован. Сейчас это действующая церковь и памятник архитектуры. Посещают его в основном верующие.

Классические экспозиции

Кроме музея под открытым небом, в заповеднике есть и классические музеи – с выставочными витринами. Они расположены в зданиях бывшего мужского монастыря века.

Музей-заповедник «Херсонес Таврический» располагает двумя постоянными экспозициями – античной и византийской. В них собраны находки соответствующих периодов, найденные в городе во время раскопок. Коллекции очень богаты, в них представлены фрагменты строений, посуда, украшения, орудия труда, оружие и многое другое. Экспозиции недавно обновлены – в 2017 г. они открылись после реконструкции.

Музей также располагает постоянно действующей выставкой голограмм, изображающих ценнейшие археологические артефакты, и экспозицией под открытым небом. В ней представлены отдельные находки (в основном фрагменты строений), слишком крупные для размещения в помещении.

В летнее время действует выставка «Парк миниатюр». Но это не обычный «Крым в миниатюре» – таких выставок уже немало по разным курортам. В Херсонесе выставляют миниатюрные реконструкции городских объектов – жилых домов, античных храмов, укреплений, мастерских. Восстановить их полностью невозможно – будет утрачена историческая идентичность. Но миниатюры помогают представить себе изначальный облик этих сооружений, как они представляются археологам на основании подробного изучения.

В заповеднике регулярно организовываются тематические и другие временные выставки, а также особые мероприятия, посвященные определенным научным вопросам или историческим событиям. Об этом официальный сайт заповедника, СМИ и рекламные афиши оповещают интересующихся отдельно. Херсонес Таврический ведет также активную научную и просветительскую работу, проводит занятия для школьников и студентов, научные конференции. Но это тоже не та сфера, что интересует обычного туриста.

Достопримечательности древнего города

В Херсонесе есть что посмотреть туристу. Хорошо сохранилась большая башня Зенона, часть оборонительного комплекса города. Ученые считают, что ее возвели в V в., когда по повелению византийского императора Зенона проводили реконструкцию стен.

На месте пещерного храма-мавзолея найдены несколько захоронений, керамические светильники, монеты. Вырубленные в скале ступени обрываются на высоте. По вырубкам ниже археологи догадались, что их продолжала деревянная лестница. Возможные изображения на стенах не сохранились.

Театр в форме амфитеатра построен в III в. Он использовался для артистических представлений, боев гладиаторов, народных собраний. Как театральная сцена он используется и сейчас.

Интересные факты можно узнать из экспозиций документов, из рассказов работников музея.

Здесь описана мизерная часть того, на что стоит взглянуть культурному человеку. Лучший способ все увидеть – приехать в Херсонес лично.

Интересные факты

В 987 году после крупного поражения от болгар в Византии вспыхнул мятеж. Император Василий II попросил военной поддержки у киевского князя Владимира Святославовича, обещая ему в жены сестру Анну. Мятеж был подавлен, но в создании родственных уз язычнику было отказано.

Киевский князь осадил Херсонес, и почти через год сопротивления город сдался на милость победителя. Византийскому императору пришлось согласиться на брак при условии, что князь примет христианство. Крещение Владимира в Херсонесе в 988 г. описывается в Корсунской легенде. Эти данные не совпадают со сведениями из других источников. Возможен вариант, что событие произошло в Киеве в 986 г. Однако участие князя в подавлении восстания, захват Херсонеса, 12 детей в браке с родной сестрой византийского императора Анной – исторические факты.

Более всего Херсонес знаменит в мире высеченной на камне присягой граждан полиса, датируемой началом III в. до н. э. В ней горожане клянутся защищать демократию, не причинять зла городу и отдельным его гражданам. Действительно, демократия в Херсонесе с приобретением свободы от агрессоров тут же восстанавливалась в форме республиканского устройства на протяжении 2 тысячелетий. Содержание присяги вдохновило Д. Дидро на написание стихотворения. О. Мандельштам упоминает Херсонес в поэтическом произведении в аспекте преемственности веков, загадочности хода истории.

Для туристов развалины древнего города не менее привлекательны, чем Воронцовский, Ливадийский и Бахчисарайский дворцы. Древние камни еще многое расскажут ученым благодаря новым технологиям. Нужно только сберечь это бесценное сокровище, суметь противостоять вандалам.

Особенности посещения

Музей-заповедник не имеет выходных – работает постоянно, зимой и летом. Приходить нужно днем – время допуска посетителей ограничено, ибо вход на территорию платный. Особых ограничений для туристов нет, не разрешены только продукты питания, длинномерные предметы и неадекватное поведение. Дресс-код – обычные пределы здравого смысла. За съемку без целей коммерческого использования платить не нужно.

Из правил поведения особое значение имеет одно: на территории Херсонеса нельзя делать ничего такого, что может нанести вред археологическим артефактам и культурному слою. На практике это означает, что там нельзя копать, ковырять землю, оббивать обувью разного рода неровности почвы и делать другие подобные вещи. Места, где можно ходить, на территории отмечены.

Заходить на сами объекты в большинстве случаев не разрешено (древняя кладка может пострадать). Понятно, что запрещено прихватывать с собой разные мелочи в качестве сувениров – неспециалист никогда не сможет понять истинную ценность «камешка» или «куска горшка». И не надо приставать с расспросами и непрофессиональными советами к работающим археологам, если доведется попасть в заповедник в археологический сезон.

На посещение музейных экспозиций билеты приобретаются отдельно. Оптимальный выход – купить «единый билет»: и сэкономить, и получить право увидеть все и сразу. Экономить можно и другими способами. К примеру, заповедник периодически проводит дни открытых дверей, когда всех желающих всюду пускают бесплатно (расписание таких дней можно посмотреть на официальном сайте).

Есть также немало категорий посетителей, имеющих право на льготный тариф (к примеру, пенсионеры и студенты). Для льготных категорий тоже предусмотрены бесплатные дни – раз в месяц (для разных категорий свои). Дети до 16 лет, члены многодетных семей, ветераны, инвалиды, жители Севастополя и некоторые другие категории посетителей имеют право на бесплатный вход всегда (но не стоит забывать дома подтверждающие документы).

Заказывать экскурсию не обязательно – осмотреть древний город и музеи можно и самостоятельно, пользуясь имеющимися знаниями и пояснительными табличками. Но с экскурсоводом все же будет и познавательней, и понятней. Музей предлагает экскурсии по разным тематикам – общие или с определенным уклоном. Их надо заказывать заранее. Групповая экскурсия, понятно, обойдется много дешевле индивидуальной. Можно также воспользоваться аудиогидом.

Выбирайте — Экскурсии из Севастополя по Крыму

Важно знать: право входа на разные тематические мероприятия оплачивается отдельно, и заповедник не всегда отвечает в таких случаях за уровень цен и права льготного посещения (ибо является только площадкой, а не организатором). Это же относится к посещению театральных представлений – билеты на них приобретаются в театральных кассах, а не в заповеднике.

Отзывы туристов о посещении достопримечательности в основном положительные, но в разном ключе. Многие проявляют сдержанность, ибо осмотр полуразрушенных строений все же не слишком напоминает путешествие на машине времени. Поэтому посещение Херсонеса в первую очередь рекомендовано тем, кто действительно интересуется археологией и историей (не обязательно профессионально). На них экскурсия произведет сильнейшее впечатление.

Обязательно посмотрите — 50 достопримечательностей Крыма и Лучшие экскурсии по полуострову

Как добраться до Херсонеса Таврического от Севастополя

Доехать до музея-заповедника вы сможете без труда на городском транспорте, правда, близко до достопримечательности, до остановки «Херсонес Таврический», подходит только автобус №22, следующий от поселка Кальфа через 5-й км Балаклавского шоссе, кинотеатр «Москва», площадь Ушакова, улицу Железнякова.

На машине от центра Севастополя, от площади Нахимова, самостоятельно добраться до древнего комплекса несложно так:

Контактная информация

Для гостей Севастополя Херсонес Таврический является едва ли не обязательным к посещению интересным местом. Для севастопольцев – частью истории их города. Для множества жителей бывшего СССР – своеобразным символом, что и привело к изображению памятников Херсонеса на украинской купюре в 1 гривну и на 200 российских рублях нового образца. А археологи полагают его чем-то вроде своей исторической родины. В заключение предлагаем познавательное видео в тему, приятного просмотра!

Пост тоски по уходящему лету)) Артемида Таврическая — крымская достопримечательность мирового масштаба. Образ богини вдохновлял поэтов и ученых от Овидия, Еврипида и Геродота до Гете и Пушкина) Артемида у древних греков (Диана у римлян) — богиня плодородия и всего живого, покровительница брака, помогающая в родах. В первоначальном архаическом значении — критская богиня охоты и покровительница животных. В античном мире она более других богинь ассоциировалась с древними женскими архаическими богинями-матерями, аналог Иштар и Кибелы. В то же время Артемида — богиня Луны, сестра-близнец Аполлона, бога Солнца. Известно, что древние греки с уважением относились к богам — покровителям различных местностей, которые они завоевывали и осваивали. Считается, что по этой причине Артемида и стала главной богиней Херсонеса Таврического в Крыму — она ближе других по духу соответствовала древнему местному божеству.
Тавры — исчезнувший народ (или плохо искали), населявший горный и предгорный Крым. Известен благодаря античным источникам с 6 в до н.э. до 1 в н.э., в поздний период их называют тавроскифами. Потом стали упоминать только скифов. Вся информация односторонне-субъективная, название народа — греческое. В археологии тавров связывают с Кизил-кобинской культурой, но, подозреваю, что все гораздо сложнее.
Богине тавров, согласно древнегреческим источникам, приносились в жертву головы, отрубленные у врагов и пленных, черепа выставлялись на столбах у алтаря, тела жертв предавали земле или сбрасывали в море. Культ богини Девы — Артемиды сотни лет сущетвовал в Херсонесе Таврическом. Там же, предположительно, находился ее главный храм. Однако место, где находилось таврское святилище, упоминаемое Геродотом и Еврипидом, как и место храма богини Девы в Херсонесе до сих пор не нашли. Хотя, по-идее, такой храм должен быть самой глобальной постройкой древнего Херсонеса. Само древнее городище находится в Гагаринском районе Севастополя. Одно можно сказать точно — нет лучшего места для всяких увлекательных поисков, чем Крым :))
Изображение богини Девы — Артемиды на серебряной монете, отчеканеной в Херсонесе Таврическом в 3 в до н.э.. Кстати, корона в виде башни характерна и для изображений Кибелы. На обратной стороне монеты изображена лань — священное животное Артемиды.

Эта теракотовая пластинка найдена в Херсонесе и это божество считается таврским прообразом богини Девы (Парфенос) Херсонеса.
Видно, что божество похоже на скифскую крылатую змееногую богиню. Если все так, то либо культура и религиозные представления скифов и тавров близки, либо основатели Херсонеса контактировали с народом, более близким к скифам, чем к таврам. Иллюстрация из книги М.И.Артамонова «Антропоморфные божества в религии скифов», Л., 1961
Скифская богиня Апи на бляшке из Большой Близницы

Я бы разделила и конкретизировала этот вопрос, поскольку в древнегреческих легендах понятия о святилищах перемешаны в кучу. Cкорее всего, речь идет о древнегреческом храме, греками и построенном, коль скоро Артемида была покровительницей Херсонеса. Возможно, существовало и таврское либо другое негреческое святилище в прибрежных скалах — не в своем же храме греки грекам отрубали головы. Но, однако, тавры не производят впечатления приморского народа. Тавры были земледельцами и пастухами-скотоводами, судя по всему — ни фига не баски)) К тому же сейчас больше голосов в пользу того, что культ тавров, как более примитивный и архаический, по сравнению с греческим, был связан скорее с пещерами — чревом богини-матери, богини-земли и сохранял отголоски матриархата. О религиозных представлениях тавров почти нет свидетельств) Но все-таки для начала надо бы пройтись по греческим храмам.
Самый известный храм Артемиды находился в Эфесе, он считался одним из чудес света, был сожжен Геростратом, а затем восстановлен, но закрыт при принятии христианства. Развалины этого храма и сейчас можно увидеть в окрестностях современного города Сельчук в Турции. Тамошнюю богиню изображали в виде многогрудой Дианы, она ассоциировалась там с местной Кибелой.

Развалиы храма Артемиды в Эфесе
Поэт Овидий оставил описание храма Артемиды в Херсонесе Таврическом, вложенное им в уста старого тавра, — текст конкретно описывает древнегреческий храм, но почему-то без статуи богини:

«Есть в Скифии местность, которую предки называли Тавридою,
Я родился в этой стране и не гнушаюсь своей родины;
Это племя чтит родственную Фебу богиню.
Ещё и ныне стоит храм, опирающийся на огромные колонны;
К нему ведут сорок ступеней.
Придание гласит, что там был ниспосланный с неба кумир;
Не сомневайся, ещё и ныне там стоит подножие лишённое статуи богини;
Алтарь, который был сделан из белого камня, изменил цвет и ныне красен,
будучи окрашен пролитой кровью. Священнодействие свершала жрица.

Горгона на портике древнейшего храма Артемиды на острове Корфу, 6 век до н.э. Не только волосы, но и пояс в виде змей. С двух сторон — львы или пантеры. Это изображение навевает мысли о том, что среди прообразов Артемиды, как синкретического (собирательного) образа были и богини-змеи. А еще, думается, много итересных идей можно почерпнуть в истории греческой архитектуры.

Святилище Артемиды в Бавроне было построено, по преданию, еще во время Троянской войны. Первой его жрицей была Ифигения, дочь царя Агамемнона. 6-5 вв до н.э. Праздники в храме связаны с переодеваием в медведиц — второе священное животное Артемиды или, возможно, ее первоначальное тотемное воплощение. В последнее время здесь ведутся археологические раскопки. Существует легенда, что статую Артемиды из Херсонеса привезли именно сюда.

В Крыму в пушкинские времена тоже интересовались древностями и храмом Артемиды. Во всяком случае, Пушкин упоминает о посещении такого храма: «Тут же я видел баснословные развалины храма Дианы. Видно мифологические предания счастливее для меня воспоминаний исторических».

В стихотворении к Чаадаеву:

» К чему холодные сомненья?
Я верю: здесь был грозный храм,
Где крови жаждущим богам
Дымились жертвоприношенья…

Хронологически более древним народом Крыма были киммерийцы, воинственные кочевники. Они жили выше по карте — в степях Северного Причемноморья и на Керченском полуострове в 7-8 вв до н.э., до скифов. Киммерийцев связывают со срубной культурой, о них мало известно, но память осталась в топонимике — Боспор Киммерийский (Керченский пролив) и т.д. Киммерийские, таврские и скифские древности часто сваливают в одну кучу и в наше время и в древнегреческое.
Тавры разделялись на множество «царств» (типа аулов, вероятно), греки их считали, конечно, варварами. Таврские каменные ящики — могильники относятся к 6-5 вв до н.э. Кизил-кобинская культура выделена археологом Бонч-Осмоловским в 1925 г, при раскопках в Красной пещере близ Симферополя (9-3 вв до н.э.). Эти пещеры можно посетить — они находятся на трассе между Симферополем и Алуштой, в селе Перевальное. Для этой культуры характерна чернолощеная керамика с врезным орнаментом. Занимались земледелием и пастушеским скотоводством.
Вместе с погребенными хоронили различные вещи — оружие и конскую сбрую, близкую к скифскому, бронзовые украшения — кольца, браслеты, височные подвески, гривны, бляшки, серьги. Также бусы, раковины каури. Могильники датируются VI-V вв до н.э.
Вначале тавры обитали в предгорьях, затем заселили горные районы и юг полуострова. Найдено более 100 археологических памятников, предположительно связанных с таврами. Греческие города существовали обособленно. В 3 веке до н.э. тавры, как полагают историки, «растворились» в скифской среде. Хотя я бы сравнила их с ближайшими соседями, с кавказскими народами, с хеттами, генетичекие экспертизы можно поделать — сохранились же кое-какие скелеты и черепа из захоронений. Хотя в Крыму, средства вряд ли будут на археологию выделять) но интересно же))

Бусы из Феодосийского музея, 7-4 вв до н.э. отсюда
С одой стороны, тавров считают оседлыми земледельцами и скотоводами, с другой — морскими пиратами, обитавшими, например, на территории нынешней Балаклавы) что, вообще-то, трудносовместимо) Морской теме и мифологии, скорее всего, Крым обязан античным городам, основанными по всему побережью с первоначальной целью — налаживать торговлю и спасаться от местного населения. Однако, агрессивность была свойственна киммерийским и скифским кочевникам, тавры-то, как раз, производят более мирное впечатление. Не исключено, что виной всему название местности, а не воинственность тавров))
Украшения 8-5 вв до н.з.
Бронзовые серьги и подвески
У тавров существовал культ предков, о чем говорят мегалитические памятники, особенно характерны для них каменные погребальные ящики. Вероятно у тавров существовал культ быка. Кстати, в Херсонесе почитался Геракл, культовым животным которого был бык. Да и богиня, возможно, была рогатой. Гадали на костях жертвенных животных. Конечно, верили в магию. Главным было женское божество, упоминаются греками имена Орсилоха, Арсилах или еще Тавропола.
Сюжет трагедии Еврипида об Ифигении (414 г до н.э.), таврической жрице, приносящей в жертву плененых моряков в святилище на скале на берегу Черного моря — просто насквозь античный и литературный, далекий от мифов тавров, если такие и были. Более того, в трагедии Еврипида отражается осознание народа с более развитой культурой жестокого варварского культа (и я бы даже сказала, ужаса перед ним), и память о том времени, когда и у самих греков практиковались человеческие жертвоприношения.
Напомню, что Ифигению, дочь царя Агамемнона, принесли в жертву по настоянию жреца, чтобы подул попутный ветер в сторону Трои. После этого на алтаре вместо Ифигении оказалась убитая лань, а саму Ифигению богиня Артемида перенесла в Тавриду, где она служила жрицей, пока ее не спас брат Орест. Орест же отправился в Тавриду выкрасть статую Артемиды, которой приносили в жертву греческих моряков (нет богини — нет проблем). Так что была ли такая статуя, а если была, то какой — местной или греческой? и зачем ее возили, трудно сказать. Скорее всего, это фантазия Еврипида и других товарищей. Хотя к статуям богинь отношение было самое почтительое — во время священнодействий в храмах богиня вселялась в свое изображение. Прав был Леонид Мацих, когда сказал, что самыми злыми богинями были богини-девы)) Кстати, жрицами богини тоже были девственницы, и их помощницы тоже. Вариантов легенды великое множество, особенно по поводу путешествий самой статуи Артемиды. Видимо, они отражают географию распространения культа богини.

Леонард Брамер. Жертвоприношение Ифигении, 1623
Вот такой хэппи-енд задним числом — уже тогда вовсю переписывали официальную историю и идеологию. Не удивлюсь, даже уверена, что на самом деле Ифигению все же принесли в жертву. Офигения, одним словом, полная))) тяжело жилось древним грекам, это вам не горшок с балкона упал. Впрочем, все в этом духе описывал Геродот уже в связи со скифами, но поскольку имелась в виду Таврида — ее проецируют и на тавров тоже, думаю)) Так что все под вопросом, для меня, во всяком случае, пока.
Это фреска в Помпеях (79 г н.э.), причем не единственая — сюжет о жертвоприношениях Ифигении был в Помпеях довольно распространенным) Интересно, что на фреске изображены бык и камень, обвитый змеей — символы божеств. На голову жертвы надевали венок, обрызгивали святой водой, посыпали мукой, а потом отрубали голову ритуальным мечом. Еще одно свидетельство в пользу представлений греков об Артемиде Таврической, как о богине-змее.
Фото отсюда. А и правда, какую ж силу нужно иметь женщине, чтобы головы мечом рубить. Композитор К.В.Глюк создал оперу «Ифигения в Тавриде», в этой опере пела Мария Каллас, с таким названием есть художественный фильм. Обращался к этому сюжету Иоганн Гете.
P.S. Я о политике мало задумываюсь, но вдруг подумалось, что речь-то, в сущности, о начале борьбы за Крым) хотя методы греков были гораздо более цивилизованными, чем позже методы Кортеса). И святилище, кому бы оно ни принадлежало, имело, я бы сказала, политический подтекст — ведь сбрасывание с горы тел пленных греков ни что иное, как политический манифест в стиле «кто с мечом к нам приплывет…», похоже, крымские аборигены отпугивали греков более эффективно, чем индейцы конкистадоров) типа того, что и свои бусы имеем не хуже ваших :)) Однако запоздалый вопрос, куда же делось награбленное золото тавров, анаогично золоту ацтеков, — витает в воздухе до сих пор)) Таким образом, Артемида в определеном смысле — еще и символ духовного единения, дружбы и взаимопонимания между народами, а за заслуги в борьбе за мир заслужила, чтобы хотя бы один из ее храм нашли, в конце концов)
Документальный фильм о Херсонесе Таврическом. Официальный сайт музея-заповедника Херсонес Таврический

Фильм из серии Искатели о поисках храма богини — Сокровища древней богини

Позже появились интересные лекции по крымской археологии, добавляю несколько

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *