Талант это сколько

Современному Израилю, как государству, нет ещё и века. Однако его народ имеет древнюю историю. Возможно, государство, основанное ещё в начале тринадцатого века до нашей эры, закрепилось бы и развилось, если бы не захватническая политика Римской империи. К 135 году до нашей эры римляне окончательно ликвидировали еврейскую государственность, и серебряный шекель исчез в песках исторического времени. В обзоре мы рассмотрим, какой путь прошли монеты иудейского царства и куда привело их возрождение.

Первые монеты

Три тройки — 333 год до нашей эры. Именно им исследователи датируют появление иудейских монет. Если исследовать страницы Ветхого Завета, то можно обнаружить упоминание и о более древних знаках оплаты, но им не суждено было сохраниться. Свой путь иудейские монеты начали, оттолкнувшись от греческой половинки обола (на иллюстрации представлен гемиобол). Однако монета не представляла точную копию далёких земель. На ней можно прочитать слово «Ехуд», выполненное буквами иврита. Именно так звучало название Иудеи на персидском языке.

Главенство устоявшихся денежных систем (с одной стороны — Греции, с другой — Персидской империи) обусловило внешний вид исторических первенцев современного Израиля. На одной из сторон нам предстаёт изображение лилии, характерное для оболов тех лет. Другая сторона украшена соколом с раскрытыми крыльями. Над одним из его крыльев мы и видим YHD на иврите, что расшифровывается, как «Yehud»

Медная прута

Основание династии Хасмонеев породило и потребность в монетах, уже не копировавших чужие страны, а являвшие воплощение чего-то своего. Так возникла прута, которую чеканили из меди. Если основную денежную единицу удалось сделать самобытной, то в качестве разменных монет оставили лепты. Монетная система представляла собой несколько уровнев иерархии (1 серебряная драхма = 6 оболам = 48 халкам = 168 прутам = 336 лептам). Цена монеты определялась стоимостью чистого серебра весом в половину ячменного зерна (примерно сороковая доля грамма). Точную датировку чеканки конкретной монеты узнать не представляется возможным, так как год выпуска на хасмонейских монетах не указывался (единственное исключение лишь подтверждает правило).

Крушение хасмонейской династии не послужило забвению пруты. Её продолжали чеканить. Правда, появилось необходимое дополнение — имя императора Рима, что правил в данный период. Иудейская религия запрещала изображать людей. Поэтому до середины первого века нашей эры при чеканке удавалось обходиться лишь именами. Но римские владыки увидели в этом крайнее непочтение к своим персонам и обязали чеканить свои профили на монетах Иудеи. После 70 года нашей эры чеканка пруты не производилась, а монета утратила функции платёжного средства.

Пришествие пруты в современный мир состоялось в пятидесятых годах прошлого века (за исключением номиналов 50 и 100 прут, появившихся в 1949 году). И до 31 декабря 1959 года она являлась законной разменной денежной единицей Израиля (израильский фунт состоял на то время из тысячи) прут.

Серебряный шекель

Рождение шекеля состоялось в последней трети первого века нашей эры. Откуда взялось название, столь непохожее на другие мировые валюты. Оказывается, и для него можно отыскать предшественника. Им окажется сикль, имевший хождение в Финикии и Вавилоне. Воплотился шекель в серебре. Новая монета стала символом свободы, так как именно в эти годы еврейский народ восстал против римского владычества. Хотя восстание и было подавлено, серебряный шекель остался вполне принимаемой в тех землях монетой. На ней мы можем увидеть храмовую чашу, которую украшает девять жемчужин. На другой стороне монеты тройной цветок гранатового дерева. Следующее масштабное восстание спустя семьдесят лет привело к расширению ряда «независимых» монет. Мы можем встретить, к примеру, монету из бронзы с лирой и пальмовым венком. Не обошлось и без перечеканки. Горестная судьба постигла монеты Рима, на которых теперь горделиво представал Иерусалимский храм. На монетах того времени в рисунок вплетены либо плоды урожая, либо символы идеологии и религии.

Израильский фунт (Израильская лира) и 25 милей

После многовекового перерыва на картах мира появляется государство Израиль. Вследствие этого появляется и государственная валюта. Из-за нехватки металла упор делался на выпуск бумажных денег. А первой монетой стали 25 милей, запущенные в оборот шестого апреля 1949 года и изъятые из обращения уже шестого сентября 1950 года, когда разменной единицей становится уже известная нам прута.

Основная денежная единица Израиля в мировой стандарт входит под названием «Pound» («фунт»). Однако на иврите она обозначается как «Лира». Напомним, что названия обеих этих монет ведут родословную от мер веса. И если слово «фунт» привычен и для слуха русского человека, то «libra» явит своё значение картинкой Весов в окружении остальных одиннадцати знаков Зодиака. Хождение фунта/лиры продолжалось более трёх десятков лет.

Шекель Израиля

Закон о валютном регулировании 1969 года закрепил именно шекель в качестве названия национальной денежной единицы. Но официальное признание шекеля состоялось только в 1980 году. Появление шекеля пришлось на очень непростой период. Положение в стране было неспокойным, что сильно отразилось на курсе национальной валюты. Покупательная способность шекеля за пять лет упала в 375 раз. Похожую гиперинфляцию российские граждане наблюдали с собственными рублями в девяностых, пока реформа не обрезала три нуля с купюр и не вернула в оборот копейки. Те же три нуля исчезли и при деноминации шекеля. Это произошло в 1985 году, когда шекель обзавёлся приставкой «новый», а монетный ряд стал соответствовать современному образцу. Но о современных монетах Израиля мы расскажем в другой статье.

Последние цены по аукционам на монеты в российских рублях

Группы монет, связанные со статьёй

Серебряные монеты Старинные серебряные монеты Медные монеты Медно-никелевые монеты Редкие и ценные монеты

У каждой жидкости есть свой вес, зависящий от объема и массы. Сколько килограмм в литре воды, молока, бензина или другой жидкости известно единицам, поэтому мы решили подготовить на эту тему подробный материал. Рассмотрим для примера наиболее востребованные жидкости, с которыми каждый из нас регулярно сталкивается в повседневной жизни.

Ведро

Основная русская дометрическая мера объема жидкостей ведро = 1/40 бочки = 10 кружек = 30 фунтов воды = 20 водочных бутылок (0,6) = 16 винных бутылок (0,75) = 100 чарок = 200 шкаликов = 12 литров (15 л — по другим источникам, редко) В. железная, деревянная или кожаная посуда, преимущественно цилиндрической формы, с ушками или дужкой для ношения. В обиходе, два ведра на коромысле должны быть в «подъём женщине». Деление на более мелкие меры проводилось по двоичному принципу: ведро делили на 2 полуведра или на 4 четверти ведра или на 8 получетвертей, а также на кружки и чарки. Древнейшая «международная» мера объёма — [горстьk.

До середины XVII в. в ведре содержалось 12 кружек, во второй половине XVIIв. так называемое казённое ведро содержало 10 кружек, а в кружке 10 чарок, так что в ведро входило 100 чарок. Затем, по указу 1652 года чарки сделали втрое больше по сравнению с прежними («чарки в три чарки»). В торговое ведро вмещалось 8 кружек. Значение ведра было переменным, а значение кружки неизменным, в 3 фунта воды (1228,5 грамма). Объем ведра был равен 134,297 кубических вершков.

Бочка

Бочка, как мера жидкостей применялась в основном в процессе торговли с иностранцами, которым запрещалось вести розничную торговлю вином на малые меры. Равнялась 40 ведрам (492 л)

Материал для изготовления бочки выбирали в зависимости от её назначения:
дуба — для пива и растительных масел
ель — под воду
липа — для молока и мёда

Чаще всего в крестьянском быту использовались небольшие бочки и бочонки от 5-и до 120-и литров. Большие бочки вмещали до сорока вёдер (сороковки)

Бочки использовали так же и для стирки (отбивки) белья.

В XV в. еще были распространены старинные меры — голважня, лукно и уборок. В XVI-XVII вв. наряду с довольно распространенными коробьей и пузом часто встречается вятская хлебная мера куница, пермская сапца (мера соли и хлеба), старорусские луб и пошев. Вятская куница считалась равной трем московским четвертям, сапца вмещала 6 пудов соли и приблизительно 3 пуда ржи, луб — 5 пудов соли, пошев — около 15 пудов соли.

Бытовые меры объема жидкостей были весьма разнообразны и широко использовались даже в конце XVII в.: смоленская бочка, боча-селёдовка (8 пудов сельдей; в полтора раза меньше смоленской).

Мерная бочка «… из краю в край полтора аршина, а поперек-аршин, а мерить вверх, как ведетца, поларшина».

В житейском обиходе и в торговле употребляли разнообразные хозяйственные сосуды: котлы, жбаны, корчаги, братины, ендовы. Значение таких бытовых мер в разных местах было различно: например, емкость котлов колебалась от полуведра до 20 ведер. В XVII в. была введена система кубических единиц на основе 7-футовой сажени, а также введён термин кубический (или «кубичный»). Кубическая сажень содержала 27 кубических аршин или 343 кубических фута; кубический аршин 4096 кубических вершков или 21952 кубических дюймов.

Винные меры

Устав о вине 1781 года устанавливал в каждом питейном заведении иметь [засвидетельствованные в Казённой палате мерыk.

Ведро русская дометрическая мера объема жидкостей, равная 12 литров

Четверть = 3 литра (раньше это была узкогорлая стеклянная бутылка)

Мера «бутылка» появилась в России при Петре I.
Русская бутылка = 1/20 ведра = 1/2 штофа = 5 чарок = 0,6 литра (поллитровка появилась позже в двадцатые годы XX века)

Поскольку в ведре вмещалось 20 бутылок (2 0 * 0,6 = 12 л), а в торговле счет шел на ведра, то ящик до сих пор вмещает 20 бутылок.

Для вина русская бутылка была больше — 0,75 литра.

В России производить стекло заводским способом начали с 1635 года. К этому же времени относится и выпуск стеклянных сосудов. Первую отечественную бутылку выпустили на заводе, который был построен на территории современной подмосковной станции Истра, и продукция была, вначале, предназначена исключительно для аптекарей.

За границей, стандартная бутылка вмещает одну шестую галлона в разных странах это составляет от 0,63 до 0,76 литра

Плоская бутылка называется флягою.

Кружка (слово означает — ‘для пития по кругу’) = 10 чаркам = 1,23 л.

Современный граненый стакан раньше назывался «досканом» («строганые доски»), состоящим из обвязанных верёвкой ладов-дощечек, вокруг деревянного донца.

Бочарная посуда (то есть, для жидких и сыпучих), отличалась разнообразием названий в зависимости от места производства (баклажка, баклуша, бочаты), от размера и объема бадия, пудовка, сороковка), своего основного назначения (смоляная, солевая, винная, дегтярная) и используемой для их изготовления древесины (дуб, сосна, липа, осина). Готовая бочарная продукция подразделялась на ведра, кадки, чаны, бочонки и бочки.

Ендова
Деревянная или металлическая утварь (часто, украшенная орнаментом), используемая для подачи к столу напитков. Представляла собой невысокую чашу с носиком. Металлическая ендова изготавливалась из меди или латуни. Деревянные ендовы изготавливали из осины, липы или берёзы.

Кожаный мешок (бурдюк) до 60 л

Корчага — 12 л
Насадка — 2,5 ведра (Ногородская мера жидкости, XV век)
Ковш
Жбан
Ушат высота посудины 30-35 сантиметров, диаметр 40 сантиметров, объем 2 ведра или 22-25 литров
Крынки
Суденцы, мисы
Туеса
Короб — из цельных кусков луба, сшитых полосами лыка. Донце и верхняя крышка — из досок. Размеры от небольших коробушек до больших «комодов»
Балакирь долбленая деревянная посудина, объемом в 1/41/5, ведра.

Как правило, в центральной и западной частях России мерные емкости для хранения молока были пропорциональны суточным потребностям семьи и представляли собой разнообразные глиняные горшки, корчаги, подойники, крынки, кувшины, горланы, дойницы, берестяные бурачки с крышками, туеса, вместимость которых составляла примерно 1/4 1/2 ведра (около 35 л). Емкости же махоток, ставцов, туесков, в которых держали кисломолочную продукцию сметану, простоквашу и сливки, примерно соответствовали 1/8 ведра.

Квас готовили на всю семью в чанах, кадках, бочках и кадушках (лагушках, ижемках и т.д.) вместимостью до 20 ведер, а на свадьбу на 40 и более пудов. В питейных заведениях России квас обычно подавали в квасниках, графинах и кувшинчиках, вместимость которых колебалась в разных местностях от 1/8-1/16 до примерно 1/3-1/4 ведра. Торговой мерой кваса в центральных областях России служили большой глиняный (питейный) cтaкан и кувшин.

При Иване Грозным, в России впервые появились заорлённые (клеймлённые знаком орла), то есть стандартизованные питейные меры: ведро, осьмуха, полуосьмуха, стопа и кружка.

При том, что оставались в ходу ендовы, ковши, ставцы, стопки, а для мелкой продажи крюки (чарки с длинным крючком на конце вместо ручки, висевшие по краям ендовы).

В старорусских мерах и в посуде, используемой для питья, заложен принцип соотношения объемов 1:2:4:8:16.

Сколько весит вина? Интересные факты

Добрый день, дорогие посетители! Недавно наткнулся на очень интересную статью, в которой говориться о том, что вина у казаков имела физический вес.

Оказывается, тяжесть преступления, в буквальном смысле этого слова, научились измерять ещё в XVI веке в Запорожской Сечи. Самыми страшными проступками, за которыми следовала немедленная казнь, считалось воровство у товарища или утаивание части военной добычи.

Другие же дела рассматривал и судил куренной атаман. Наказанию подлежали драки, пьянство во время похода, содомия, дерзость по отношению к начальству и незнание наизусть текста «послания к турецкому султану».

В шатре атамана круглый год хранилось три набора гирь, для лёгких, средних и тяжёлых провинностей. Допросив обвиняемого, истца и свидетелей, атаман устанавливал степень вины в гирях. К примеру, драка в шинке считалась лёгким проступком и наказывалась одной лёгкой гирей. Две драки — двумя и так далее. Пререкания с начальством приравнивалось к средней гире. Пьянство во время похода тянуло на тяжёлую провинность. Казак, напившийся в кабаке, оскорбивший есаула и уличённый в содомии, получал полный комплект гирь.

Затем к поясу осуждённого привязывалась «степень вины», его сажали в лодку, вывозили на середину Днепра и бросали в воду. Пьяницы, под смех товарищей, легко доплывали до берега и, лицемерно улыбаясь, каялись. Совершившие же тяжкий грех, камнем уходили под воду. Бывало, тонули и за три-четыре средних проступка, а случалось, что какой-нибудь усатый гигант, выбирался из Днепра и с парочкой «тяжких».

Вот такое вот интересное правосудие обитало в казачьих степях 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *