Сын Иакова

1. патриарх еврейского народа

сын Исаака и Ревекки, третий патриарх еврейского народа, родился в земле Ханаанской, приблизительно в 18 в. до н.э. Иаков был младшим братом-близнецом Исава, и его имя (евр. Йа’аков) объясняется в Библии как производное от «акев» («пятка»), поскольку он родился, «держась рукою своею за пяту Исава» (Быт 25:26). Впоследствии Иаков получил имя Израиль, и евреи, традиционно считающие себя его потомками, именуются в Библии «сынами Израиля» или «Израилем». Иаков и Исав сильно отличались друг от друга по темпераменту и характеру. Исав, любитель вольной жизни, охотился, Иаков же, спокойный и привязанный к дому, пас стада (Быт 25:27). Однажды, возвратившись усталым и голодным с охоты, Исав продал свое первородство Иакову за чечевичную похлебку, приготовленную братом. Исава, любимца отца, ожидало отцовское благословение, однако Ревекка убедила Иакова (который был ее любимцем) обмануть Исаака, выдав себя за брата, и заполучить таким образом благословение. Затем Ревекка отослала Иакова к своему брату Лавану в Харран под тем предлогом, что там он найдет себе подходящую жену, но главным образом — чтобы укрыть его от гнева Исава (Быт 27:41-46). По пути он увидел свой знаменитый сон: ему приснилась лестница, касающаяся неба, с восходящими и нисходящими по ней ангелами (Быт 28:10-20). В Харане Иаков полюбил дочь Лавана Рахиль и согласился служить Лавану семь лет, чтобы получить ее в жены. Однако по истечении этого срока Лаван обманул его, женив на Лии, старшей и менее красивой сестре Рахили, объяснив это тем, что обычай не позволяет выдать младшую дочь замуж прежде старшей. Иакову пришлось служить еще семь лет, чтобы получить в жены Рахиль. После этого он оставался еще некоторое время с Лаваном, приумножив свое состояние, однако в конце концов решил возвратиться с семьею в Ханаан. Его жены и две наложницы, Валла и Зелфа, родили ему двенадцать сыновей: Рувима, Симеона, Левия, Иуду, Иссахара, Завулона, Дана, Неффалима, Гада, Асира, Иосифа и Вениамина, и одну дочь, Дину. Рахиль умерла при рождении Вениамина. По пути в Ханаан произошло событие, в результате которого Иаков получил имя Израиль. Он встретил незнакомца и вступил с ним в рукопашную схватку. Иаков уже одерживал верх, однако его противник, оказавшийся ангелом Господним, коснулся сустава его бедра и повредил его, оставив Иакова хромым на всю жизнь. Перед уходом ангел нарек Иакову имя Израиль (Исраэль), означающее «Бог борется» (или «борющийся с Богом»). Другим важным событием, произошедшим по пути в Ханаан, было примирение Иакова и Исавом. Иакову, намеревавшемуся спокойно дожить свои дни в Ханаане, доставил много тревог поступок его сыновей Симеона и Левия, которые, чтобы отомстить за бесчестие, нанесенное их сестре Дине, вырезали целый город (Быт 34). Позднее Иаков был повергнут в глубокую скорбь известием о том, что Иосиф, его любимый сын, будто бы был растерзан диким зверем. Спустя много лет Иаков со своим семейством, гонимые голодом, ушли в Египет, где воссоединились с Иосифом, который был продан в рабство ревновавшими его к отцу братьями, но впоследствии занял высокое положение при дворе фараона. Иаков прожил в Египте 17 лет и умер там же в возрасте 147 лет. По его просьбе он был похоронен в Ханаане в пещере Махпела. Пророческое благословение Иакова, данное им перед кончиной своим сыновьям, — одна из самых трогательных страниц в Пятикнижии (Быт 49:1-27).

Имя трех христианских святых 1 в.

2. апостол и старший брат апостола Иоанна

ИАКОВ Зеведеев

Иаков Старший, св. (ум. ок. 44 н.э.), апостол и старший брат апостола Иоанна, прозванный Большим, чтобы отличать его от другого апостола, Иакова Меньшего. Он был сыном Зеведея, галилейского рыбака, и Саломеи, которая, возможно, была сестрой Марии, матери Иисуса (Мф 27:56; Мк 15:40). Иаков, вместе со своим братом Иоанном был в числе первых учеников, призванных Иисусом (Мф 4:18-22; Мк 1:16-20; Лк 5:1-11). В перечнях апостолов Иаков с Иоанном всегда упоминаются сразу вслед за Петром и Андреем. Иаков вместе с Петром и Иоанном принадлежал к кругу трех ближайших учеников Иисуса. Только они были свидетелями воскрешения дочери Иаира (Мк 5:37; Лк 8:51), видели преображение Иисуса (Мф 17:1; Мк 9:2; Лк 9:28) и сопровождали Христа в Гефсиманском саду (Мф 26:37; Мк 14:33). Иаков первым из апостолов принял мученическую смерть: он был обезглавлен в правление Ирода Агриппы I ок. 44 н.э. (Деян 12:2). Предание о том, что этот апостол принес христианскую веру в Испанию, носит легендарный характер. День памяти святого 25 июля (в Русской православной церкви 30 апреля и 30 ноября по старому стилю).

3. апостол, Иаков Младший

ИАКОВ Алфеев

Иаков Младший, св., один из двенадцати апостолов, упоминаемый в Новом Завете как «сын Алфеев» (Мф 10:3; Мк 3:18; Лк 6:15; Деян 1:13). Его имя фигурирует в последней группе из четырех апостолов в перечне апостолов у Матфея, Марка и Луки и в последней группе из трех апостолов в Деяниях. Помимо этого, достоверных сведений об этом апостоле не имеется, если только он не тождествен Иакову, брату Господню. Мнения отцов церкви на этот счет сильно расходятся. Иаков Алфеев почитается как мученик, день его памяти 11 мая (в Русской православной церкви 30 июня по старому стилю).

4. брат Господень, священномученик

ИАКОВ брат Господень

Иаков, брат Иисусов, именуется так наряду с тремя другими лицами — Иосием, Иудой и Симоном (Мф 13:55; Мк 6:3). Католические и православные христиане, исходя из веры в приснодевственность Девы Марии, считают, что здесь подразумеваются двоюродные братья Иисуса. На протяжении первых 30 лет после распятия Христа Иаков, наряду с Петром и Павлом, был одним из самых влиятельных духовных вождей христианской общины. Он возглавлял христианскую общину в Иерусалиме и выступал от имени иудео-христианской партии, с которой Павел спорил в своих посланиях. Противостояние Павла и Петра в Антиохии явилось следствием прибытия туда «некоторых от Иакова» (Гал 2:12), под влиянием их Петр вновь стал соблюдать еврейские предписания относительно пищи. Вместе с тем Иаков решительно выступал за принятие язычников в лоно церкви (Деян 15). Историк Иосиф Флавий сообщает, что Иаков был забит до смерти камнями в 62. Послание Иакова в Новом Завете традиционно приписывается Иакову, брату Господа. В пользу этого говорят чисто иудейские интонации и мотивы этого послания, равно как и тот факт, что в нем резко критикуется характерное для посланий апостола Павла превознесение веры вплоть до полного отрицания значимости добрых дел.

Иуда, брат Господень

В круг ближайших учеников Господа входили два Иуды. Один, Иуда Искариот, в конце концов оказался предателем. Другой же — Иуда Иаковлев, иначе называемый Леввей или Фаддей, — был, согласно одной из версий, еще одним сыном Иосифа Обручника от его первой жены, родным братом Иакова и Симона.

Возможно, именно этот Иуда является автором 12-й книги Нового Завета — Соборного послания святого апостола Иуды. Автор этого послания именует себя рабом Иисуса Христа, братом Иакова (Иуд 1:1), быть может, потому, что стыдится своего поведения в юношестве, когда он еще не веровал в Божественное достоинство Иисуса и при дележе отцовской земли отказался поделиться с Ним своим наделом (такую историю сохраняет церковное предание).

Иуда, брат Господень
Дуччо ди Буонинсенья, около 1255

После ареста Христа в Гефсиманском саду Его названые братья повели себя ничуть не лучше прочих апостолов и разбежались; за Господом последовали только двое учеников — Иоанн и Петр. Тем не менее Иуда присутствует среди апостолов в тот день, когда им впервые явился воскресший Господь, и потом, в день Пятидесятницы, когда на апостолов снизошел Дух Святой и они начали смело проповедовать Евангелие среди разных племен и народов.

Иуда, согласно его житию, обошел с проповедью всю территорию Палестины (современные Израиль и Иордания), а затем направился в Аравию, Сирию, Ме­со­по­та­мию и дошел до самой Пер­сии, где и написал свое Соборное послание. В этой книге, одной из самых коротких в Новом Завете, можно усмотреть зачатки уче­ния и о Свя­той Тро­и­це (в одном месте апостол Иуда призывает молиться Духом Святым, в других проводит разделение между Богом Отцом и Господом Иисусом Христом), и о различении Ангелов на доб­рых и злых, и о бу­ду­щем Страш­ном Су­де. Апо­стол Иуда призывает хранить себя от еретических учений и учит, подобно своему брату Иакову, что недо­ста­точ­но одной только ве­ры во Хри­ста, необ­хо­ди­мы еще и доб­рые де­ла.

По преданию, свя­той апо­стол Иуда му­че­ни­че­ски скон­чал­ся око­ло 80 го­да в армянском го­ро­де Ара­те — он был рас­пят на кре­сте и прон­зен стре­ла­ми.

Предтеча и Креститель Господень Иоанн

Строгий аскет и проповедник покаяния Иоанн Креститель, пришедший на берега Иордана «приготовить путь Господу, прямыми сделать стези Ему» (ср.: Мф 3:3), был не только Предтечей Господа Иисуса, но и Его сродником. Это ясно из Евангелия от Луки, в котором мы читаем, что Мать Христа, Пречистая Дева Мария, приходилась родственницей матери Иоанна, праведной Елисавете (Лк 1:36).

Святая Анна с Марией, Младенцем Христом и Иоанном Крестителем
Леонардо да Винчи. Около 1500

Выяснить более точно, в чем заключалось их родство, теперь уже невозможно, хотя в церковном Предании сохранились сведения о том, что мать Елисаветы (и бабушка Иоанна Предтечи) Соби была родной сестрой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, — об этом писал византийский историк Никифор Каллист (живший в XIV веке) со ссылкой на священномученика Ипполита Римского (раннехристианский автор, умерший в начале III века). Если так, то Богородица оказывается двоюродной сестрой Елисаветы, а Иисус Христос — троюродным братом Иоанна Предтечи.

Трудно сказать, встречались ли Иисус и Иоанн когда-либо в детстве. (Мы не берем в расчет эпизод, описанный в 1-й главе Евангелия от Луки, когда Дева Мария, уже ожидавшая Ребенка, пришла к Елисавете, беременной Иоанном, — и у той радостно взыграл младенец во чреве (Лк 1:39-45)). Тем более что вскоре после Рождества Богомладенца Иисуса Мария и Иосиф скрылись от преследований царя Ирода в Египет и жили там несколько лет, а когда вернулись, поселились в галилейском городе Назарете на севере Израиля. Тогда как семья Иоанна Предтечи, судя по всему, жила в Иудее, то есть южнее.

Крещение Господне
Фреска монастыря Протат на Афоне. Конец XIII в.

В Евангелии от Иоанна Предтеча говорит о Христе, что прежде не знал Его (Ин 1:31, 33), а евангелист Матфей рассказывает, как Крестителя Господня одолевали сомнения: точно ли Иисус Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого (Мф 11: 3).

Святитель Афанасий Великий и блаженный Феофилакт Болгарский говорят, что Иоанн Предтеча был по отцу из рода первого израильского священника Аарона, а по матери — как и Христос, из колена Иудина. В этом и состояло, по мнению этих двух толкователей, родство Предтечи с Господом Иисусом — конечно, весьма отдаленное. По мысли святителя Афанасия, евангелист Лука упоминает об этом родстве для того, чтобы обратить внимание на соединение во Христе двух ветвей израильского народа — царской (идущей от Иуды через царя Давида) и священнической (идущей от Аарона). Ведь Христос соединил в Себе царское величие (Бог неоднократно именуется в Библии Царем) с жертвенным служением священника: Он Сам принес Себя в жертву за грехи всего мира (1 Ин 2:2) и тем самым спас этот мир.

Редакция выражает благодарность за помощь в подготовке материала протоиерею Алексею Емельянову, заведующему кафедрой библеистики Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), и преподавателю ПСТГУ иерею Александру Гумерову

Дитя первой любви

Биография старшего сына Сталина Якова Джугашвили окутана целым нагромождением мифов и противоречий. Существует сразу несколько версий того, что с ним произошло трагическим летом 1941 года. Различные историки дают взаимоисключающие оценки отношений Якова с отцом.

Жизнь Якова Джугашвили была полна трагизма, но он сумел сохранить достоинство в самые трудные минуты.

Екатерина Сванидзе, мать Якова Джугашвили. Фото: РИА Новости

Первенец революционера Иосифа Джугашвили и его супруги, Екатерины Сванидзе, родился в грузинском селе Бадзи 18 марта 1907 года. Мальчику было всего полгода, когда мать умерла от туберкулёза. Иосиф, безумно любивший свою Като, на похоронах бросился в могилу вслед за гробом. Для будущего вождя смерть жены оказалась сильнейшим потрясением.

Однако революционная деятельность, сопряжённая с арестами и ссылками, заниматься воспитанием сына не позволяла. Яков Джугашвили вырос среди родственников матери, Екатерины Сванидзе.

Воспитанием Якова отец получил возможность заниматься только в 1921 году, в Москве, когда мальчику было уже 14 лет.

«Хулиган и шантажист»

Характером сын пошёл в отца, однако взаимопонимания они найти не могли. Выросший фактически без отца Яков, вошедший в пору юношеского максимализма, своим поведением нередко раздражал загруженного государственными делами отца.

По-настоящему серьёзный конфликт между отцом и сыном произошёл в 1925 году, когда выпускник электротехнической школы Яков Джугашвили заявил о желании жениться на 16-летней Зое Гуниной.

Сталин ранний брак сына категорически не одобрил, и тогда вспыльчивый юноша попытался застрелиться. По счастью, Яков остался в живых, но уважение отца потерял окончательно. Сталин велел передать сыну, что он «хулиган и шантажист», при этом, правда, разрешив ему жить так, как он сам считает нужным.

Если сам Сталин к старшему сыну большой привязанности не выказывал, то его дети от второго брака, Василий и Светлана, тянулись к брату. Светлана к Якову испытывала привязанность даже большую, чем к Василию.

В Якове же проснулся темперамент кавказского мужчины, поэтому брак с Зоей Гуниной, ради которой он едва не покончил с собой, закончился достаточно быстро. После романа с Ольгой Голышевой, так и не закончившегося свадьбой, Яков влюбился в балерину Юлию Мельцер.

Яков Джугашвили с дочерью Галиной, 1940 г. Фото: РИА Новости

Они поженились в 1936 году, и если для Якова это был второй брак, то для Юлии третий. К этому времени Яков окончательно выбрал военную карьеру, поступив в Артиллерийскую академию РККА.

В феврале 1938 года у Юлии и Якова родилась дочь, которую назвали Галиной.

Пропавший без вести

Жизнь Якова потихоньку налаживалась. Отец не окружал его заботой и вниманием, но старший сын Сталина и сам не стремился к роли «золотого мальчика».

Трудно сказать, как сложилась бы его дальнейшая судьба. Во всяком случае, можно быть уверенным, что ни в высокие партийные деятели, ни, тем более, в преемники Иосиф Сталин своего сына не готовил.

В июне 1941 года для Якова Джугашвили не существовало вопроса о том, что он должен делать. Офицер-артиллерист отправился на фронт. Прощание с отцом, насколько можно судить из тех свидетельств, которые известны сегодня, получилось достаточно сухим. Сталин коротко бросил Якову: «Иди, воюй!»

Впрочем, такая форма взаимоотношений между отцом и сыном сформировалась задолго до их последней встречи, и вряд ли в этих словах можно усмотреть какое-то пренебрежение Сталина по отношению к Якову.

Война для старшего лейтенанта Якова Джугашвили, командира 6-й артиллерийской батареи 14-го гаубичного полка 14-й танковой дивизии, получилась скоротечной. На фронте он находился с 24 июня, и 7 июля отличился в бою под белорусским городом Сенно.

Но уже спустя несколько дней части 20-й армии, в состав которой входила 14-я танковая дивизия, попали в окружение. 16 июля 1941 года при попытке выхода из окружения в районе города Лиозно старший лейтенант Джугашвили пропал без вести.

Поиски Якова продолжались более недели, однако результата не принесли.

Немецкая листовка 1941 г., использовавшая Якова в целях пропаганды. Фото: Public Domain

В плену

А спустя некоторое время на головы советских солдат стали сыпаться листовки с фото, на котором был изображён сын Сталина Яков Джугашвили, который якобы добровольно сдался в плен. Нацисты предлагали бойцам следовать примеру сына вождя.

О том, что испытывал Иосиф Сталин, которому сообщили о пленении Якова, доподлинно неизвестно. Зато точно известно, что ожидаемого пропагандистского эффекта у гитлеровцев не получилось.

Яков Джугашвили не был публичной персоной, так что советским солдатам неведомо было, реально ли на фотографии изображён сын вождя или это просто провокация немецкой пропаганды.

Собственно, доподлинно это не было известно и советскому руководству, предпринимавшему попытки получить достоверные сведения о судьбе Якова Джугашвили.

Документы, рассказывающие о том, что именно происходило с ним в плену, были обнаружены в немецких архивах в самом конце войны.

Из них стало ясно, что взятый в плен 16 июля 1941 года старший лейтенант Джугашвили на допросах вёл себя достойно, на сотрудничество с немцами не пошёл и, хотя и высказывал разочарование тем, что произошло в первые недели войны, в окончательной победе не сомневался.

После этого начались мытарства Якова Джугашвили по концлагерям. Сначала немцы пытались склонить Якова к сотрудничеству уговорами, однако наткнулись на резкий отказ. Попытались нажать, переведя его на некоторое время в тюрьму гестапо, где к сыну Сталина применяли методы устрашения. Однако и это не принесло гитлеровцам желаемого результата.

Гибель

В конце концов, Яков Джугашвили был отправлен в особый лагерь «А» при концлагере Заксенхаузен, где гитлеровцы содержали родственников высокопоставленных деятелей антигитлеровской коалиции.

В лагере Яков держался достаточно замкнуто, не скрывая своего презрения к администрации.

14 апреля 1943 года Яков Джугашвили внезапно бросился на лагерные проволочные заграждения, по которым проходил ток высокого напряжения. Одновременно часовой лагеря отрыл огонь на поражение. Яков Джугашвили погиб на месте.

О причинах такого поступка точной информации нет и уже, очевидно, не будет. Один из пленных, находившихся вместе с Яковом, уверял, что он находился в подавленном состоянии после радиопередачи берлинского радио, в которой цитировали слова Сталина о том, что у него «нет никакого сына Якова».

Известно, что Яков ещё на первых допросах признавался в том, что ему стыдно перед отцом за свой плен. Возможно, та радиопередача действительно стала последней каплей, после которой Яков Джугашвили решился на самоубийственный поступок.

Тело Якова было кремировано, а прах отправлен в Берлин вместе с отчётом о происшествии.

Несостоявшийся обмен

Самая известная военная история, связанная с Яковом Джугашвили, относится к 1943 году. Утверждается, будто бы через Красный Крест гитлеровцы предложили обмен Якова Джугашвили на взятого в Сталинграде в плен фельдмаршала Фридриха Паулюса. О том, что такое предложение было, пишет в своих воспоминаниях со ссылкой на отца дочь Сталина Светлана Аллилуева.

Сталин в ответ якобы заявил: «Я солдат на фельдмаршалов не меняю!»

Некоторые историки сомневаются в том, что подобное предложение вообще было. Критики же Сталина видят в его отказе бесчеловечность. Но имел ли моральное право лидер воюющей страны, миллионы солдат которой оказались в плену, спасать таким образом сына?

Георгий Жуков в своих мемуарах писал, что однажды во время войны позволил себе спросить Сталина о судьбе Якова. Вождь сгорбился и ответил, что Якова держат в лагере изолированно от других и живым, скорее всего, не выпустят.

В различных источниках можно встретить упоминание о нескольких спецоперациях, целью которых было освобождение Якова Джугашвили, но все они потерпели неудачу.

Яков Джугашвили — отец Саддама?

Плен Якова Джугашвили напрямую сказался на судьбе его супруги, Юлии Мельцер, которая была арестована и провела в тюрьме полтора года. Впрочем, когда стало ясно, что Яков с гитлеровцами не сотрудничает, жена Якова была освобождена.

Паспорт Якова Джугашвили. Фото: Public Domain

По воспоминаниям дочери Якова, Галины Джугашвили, после освобождения матери Сталин до самой смерти опекал их, с особой нежностью относясь к внучке. Вождь считал, что Галя очень похожа на Якова.

Впрочем, близкие Якова придерживаются совершенно иной версии того, что произошло с Яковом Джугашвили. По мнению Галины Джугашвили, а также приёмного сына Сталина Артёма Сергеева, Яков Джугашвили погиб в бою 16 июля 1941 года, а человек, содержавшийся в немецком плену, был его двойником. Фотографии Якова в плену его близкие считали результатом фотомонтажа и обращали внимание на несостыковки в протоколах допроса. В частности, по уверениям родственников, Якову совершенно не давались иностранные языки, в то время как человек, находившийся в плену, якобы свободно владел английским, французским и немецким.

Существовало немало версий и о том, что Яков Джугашвили якобы выжил в плену и после войны решил не возвращаться в СССР. Наиболее феерической можно считать гипотезу, согласно которой послевоенные скитания Якова завершились в Ираке, где он завёл семью и стал отцом… Саддама Хуссейна.

В доказательство приводились фотографии иракского диктатора, на которых он «как две капли воды похож» на «дедушку», Иосифа Сталина.

Эта версия оказалась достаточно популярной, хотя её разрушает хотя бы тот факт, что Саддам Хуссейн родился в 1937 году, когда Яков Джугашвили спокойно жил в Советском Союзе.

Награда через тридцать лет

Несмотря на все противоречия, историки сходятся в одном — изменником Родины и немецким пособником Яков Джугашвили не был, предательством своё имя не замарал. И за это он заслуживает уважения.

27 октября 1977 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за стойкость в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, мужественное поведение в плену старший лейтенант Джугашвили Яков Иосифович посмертно был награждён орденом Отечественной войны I степени.

Имя Якова Джугашвили занесено на мемориальные доски с именами погибших на войне выпускников двух высших учебных заведений, в которых он учился — Московского института инженеров транспорта и Артиллерийской академии имени Дзержинского.

Пророческое благословение Иаковом своих сыновей (Быт.49)

Перед кончиной патриарх Иаков призвал своих сыновей, чтобы возвестить им, что будет с ними в «грядущие дни” (1-2 стихи).

Затем каждому из своих сыновей патриарх предрекает будущую судьбу его потомства (3-28 стихи).

Благословив своих сыновей, Иаков дал им завещание, чтобы они похоронили тело его в пещере Махпела (29-32 стихи), после чего Иаков возлег на смертный одр и мирно «приложился к народу своему” (33 стихи).

Стихи 1-2

Выражение «в грядущие дни” в Священном Писании означает не просто неопределенные последующие дни, но время определенное, известное и ожидаемое. Таким временем для Иакова и его потомков, прежде всего, было время наследования земли обетованной, предсказанное Господом патриархам и ими ожидаемое. С другой стороны, ожидаемыми последними днями для ветхозаветной церкви вообще было время пришествия на землю спасительного семени Жены, то есть Мессии. В этом последнем смысле выражение «в грядущие дни” употребляется в Ветхом Завете (Числ. 24, 14; Иер. 30, 24).

Новозаветные писатели точно также полагают время пришествия на землю Христа Спасителя «в последние дни” (Евр. 1, 1-2), «полноту времен” (Гал. 4, 4), «последние времена” (1 Петр. 1, 20).
Таким образом, изрекая пророческие благословения своим сыновьям, патриарх Иаков созерцал судьбу своих потомков в земле обетования, в мессиански-пророческом же смысле он видел исполнение своих благословений во дни Мессии — Спасителя.

Стихи 3-4

Рувим был «начатком чад” Иакова, его первенцем, рожденным во всей крепости физических сил патриарха. С первородством в патриархальные времена соединялись немаловажные преимущества, первенец был главою рода, он получил двойную часть наследства, ему принадлежало право священства.

Но этих преимуществ первенец Рувим лишается Иаковым; двойная часть наследства уже ранее дана была Иосифу в лице двух его сыновей, главенство над родом ниже дается Иуде, священство впоследствии дано было Левию.

Страстность, грубая чувственность Рувима, его кровосмешение вместе с Валлою, наложницею отца (35, 22) были причинами, по которым Рувим лишился прав первородства.

Предсказание патриарха исполнилось в точности: колено Рувимово в последующей истории еврейского народа никогда не занимало выдающегося положения. После выхода евреев из Египта, во время сорокалетнего странствования, представители колена Рувимова — Дафан и Авирон вместе с Левитом Кореем восстали против Моисея и Аарона. Рувимляне хотели захватить гражданскую власть, принадлежащую Моисею, а Корей — власть первосвященника, бывшую достоянием Аарона, но восстание их не имело успеха; возмутители со своими союзниками погибли (Числа, 16).

Впоследствии при завоевании и разделении земли обетованной колену Рувимову достался удел в южной части восточной заиорданской страны, где рувимляне занимались скотоводством, мало принимая участия в судьбе израильского народа (Суд. 5, 15-16), и ранее других утратили свою политическую самостоятельность.

Стихи 5-7

В словах, обращенных к Симеону и Левию патриарх вспоминает жестокость братьев при избиении сихемлян за оскорбление, нанесенное Дине (36 гл.). В наказание за это, братья осуждаются на разделение и рассеяние во Израиле, то есть на жизнь, после будущего разделения земли обетованной на уделы, в рассеянии между другими коленами. Действительно, при разделении земли обетованной, колено Симеоново получило наследие среди удела сынов Иудиных (Ис. Нав. 19, 1).

При этом участок, доставшийся колену Симеонову, оказался столь недостаточным, что представители колена должны были оружием приобретать себе владения за пределами земли обетованной — в горе Сеир и в долине Герарской (1 Пар. 4, 38-43).

Предание, кроме того, добавляет, что ввиду недостаточности земельного удела, наследованного коленом Семионовым, представители колена расходились по всей земле обетования в качестве книжников и законников, учителей и воспитателей юношества.

Что касается колена Левиина, то слова патриарха исполнились на нем с буквальною точностью.
Колено Левиино не получило самостоятельного удела, для жительства же Левитам из всех колен было выделено 48 городов. Впоследствии своею ревностью по Боге, своими заслугами (Исх. 32, 26-29; Числ. 25, 10-13) Левиты искупили вину своего родоначальника. Наказание, изреченное Иаковым Левию, Господь обратил для его потомков в благословение, сделав Левитов Своим жребием и наследием (Втор. 33, 8-11).

Стихи 8-12

Словами «Иуда! тебя восхвалят братья твои…поклонятся тебе сыны отца твоего” — Иуде дается одно из прав и преимуществ первородства — главенство над родом. Исполнение этого пророчества отчасти можно видеть уже во время сорокалетнего странствования евреев по пустыне (Числа. 2, 3, 10, 14) и впоследствии, при завоевании Ханаана (Суд. 1, 1-2), когда колено Иудово стоит во главе других колен.

Но в собственном смысле первенство колену Иудову досталось тогда, когда из этого колена был избран царь Давид, роду которого было обетовано наследие вечного престола (2 Цар. 7, 12-16). Затем, указывая на успешную борьбу Иуды с врагами, Иаков силу могущества и величие колена Иудина изображает постепенно возрастающим.

Сначала Иуда уподобляется молодому льву, похожим на которого Иуда является в период окончательного завоевания земли обетованной, когда после смерти Иисуса Навина колено Иудово во главе других колен начало истребление хананеев (Суд. 1, 1-2). Затем колено Иудово уподобляется льву, который возвращается с добычи. Можно понимать в смысле сравнения колена Иудова с могучим и высоким деревом, которое вырастает «от леторасли” — от низкого и едва заметного сначала молодого побега.

Таким образом, львом, возвращающимся с добычи, Иуда представляется в царствование Давида, который в своих победоносных войнах покорил окружающие языческие народы и необыкновенно расширил пределы своего царства.

Наконец, Иуда уподобляется львице, которая уснула и которую никто не осмелится потревожить. Таковым Иуда явился в первую блестящую половину царствования Соломона, когда Израиль под скипетром Иуды мирно покоился, не тревожимый своими врагами (3 Цар. 4, 20-25).

Самое замечательное место в этих стихах и во всей главе в целом пророчество о Примирителе.
Важность этого пророческого места требует более тщательного его рассмотрения. Это место в славянской Библии читается так: «Не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидут отложения ему, и той чаяние языков” (10).

По смыслу этого стиха, первенство, главенство, царская власть — представляются неотъемлемыми от Иуды до пришествия Мессии. Эта мысль, несомненно заключающаяся в 10 стихе, в различных текстах и переводах выражена неодинаково. В еврейском тексте читается «не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, пока не придет Примиритель (доколе не придут в Шило) и Ему покорность народов”. По смыслу этого чтения царская «скипетр” и законодательская власть не отойдут, не будут отняты от Иуды до пришествия Примирителя. Очевидно, что это последнее имя приложимо только ко Христу Спасителю, Который примирил падшее человечество с Богом и иудеев с язычниками (2 Кор. 5, 18-19; Еф. 2, 14-18).

С другой стороны, слова: «и Ему покорность народов” не могут относится к какому-нибудь земному царю, а вполне приложимы только к Мессии (Исх. 11, 10). Наконец, мессианский смысл слов Иакова подтверждается точным историческим исполнением пророчества. Самостоятельная правительственная власть, принадлежавшая колену Иудову, была отнята от него перед рождением Христа Спасителя, когда Иудеею в качестве царя управлял Ирод Идумеянин.

Мысль еврейского подлинника в разных переводах выражена другими словами. Возможно, что переводчики вместо «Шило” «Примиритель” читали «шелло” (ему же) и потому перевели «отложенная ему”. Очевидно, что в общем мысль этого перевода одинакова с современным еврейским текстом. Патриарх, по смыслу перевода Семидесяти, говорит, что царская власть не отнимется от Иуды до тех пор, пока не придет все предназначенное, преопредеденное, то есть Тот, Кому царская власть должна принадлежать по преимуществу. Но царская власть над всеми народами принадлежит Самому Мессии, как об этом свидетельствует Священное Писание (Исх. 9, 6-8; Иер.23, 5; Дан. 2, 44; Мих. 5, 2). Поэтому древние еврейские таргумы (халдейские переводы) передают пророчество патриарха словами: «Мессия, Ему же принадлежит царство”.

Как уже отмечалось, со времени кончины патриарха Иакова и до пришествия Христа Спасителя обещанный скипетр всегда оставался в колене Иудовом. Около времени пришествия Христа государство иудейское начало быстро клониться к окончательному падению. Через несколько десятков лет после рождения Мессии Иерусалим и храм были разрушены до основания и существование еврейского государства прекратилось.

Изображая богатство удела, имеющего достаться Иуде, Иаков говорит, что удел этот будет так богат виноградом, что Иуда будет привязывать к виноградным лозам свой рабочий скот, виноградного вина будет так много, что Иуда будет мыть в вине свои одежды, очи его будут блестеть от вина, а зубы — белеть от молока. Указаний на естественные богатства удела, доставшегося Иуде, в Писании встречается немало (Песн. 1, 13; Числ. 13, 24).

Кроме ближайшего исторического смысла пророческое благословение Иаковым Иуды, св. отцы и учителя Церкви, при несомненном мессианском смысле 10 стиха, объясняют в высшем таинственном смысле, в приложении к потомку Иуды — Христу Спасителю.

По этому изъяснению, сравнение Иуды со львом может относится к Иисусу Христу, Который в Апокалипсисе называется «львом от колена Иудина” (5, 5).

Нерушимый покой льва указывает на смерть и воскресение Христа Спасителя. Под лозою в таинственном смысле разумеется также Христос Спаситель (Ин. 15, 2), а под кровию гроздьев — Его искупительная кровь.

Ослица и «сын ослицы”, привязанные к этой лозе, указывают на призвание в Церковь Христову иудеев и язычников, причем ослица, как носящая ярмо, прообразовательно указывала на Иудею, состоящюю под игом закона Моисеева, а «жребец” или молодой осел предуказывал народ из язычников, не знавших законного ига. Последними словами («блестящи очи (его) от вина”) указывается на божественную красоту воскресшего Христа Спасителя.

Стих 13

Восточною границею удела, доставшегося впоследствии колену Завулонову (Ис. Нав. 19, 10-16), было Галилейское (Генисаретское озеро), а с Запада от Средиземного моря его отделяла узкая полоса финикийских владений. Это соседство с торговыми и предприимчивыми финикийцами, в частности, с большим торговым городом древности Сидоном, заставило потомков Завулона заняться морскою торговлею (Втор. 33, 18-19; Суд. 5, 27).

Стихи 14-15

Иссахару, по смыслу славянского текста, Иаков предсказывает занятие удела в средине земли обетованной. Действительно, колено Иссахарово при разделении Ханаана получило в наследие одни из центральных участков (Ис. Нав. 19, 17-23). Здесь, ввиду необыкновенного плодородия своего удела, сообразно с своим характером (1 Пар. 12, 32), Иссахар занялся мирным трудом земледельца. По еврейскому тексту, будущая торговая жизнь Иссахара представляется под образом сильного работящего осла.

Стихи 16-18

Пророчество Дану о происхождении от него самостоятельных судей исполнилось на судии Самсоне, который происходил из колена Данова (Суд. 13, 1-2).

Что касается сравнения Дана со змеем, угрызающим коня и поражающим всадника то, по мнению толковников, здесь указывается на хитрость и коварство, которыми отличались потомки Дана. Эти свойства отчасти видны из истории Самсона (Суд. 13-16), но еще яснее выразились в похищении потомками Дана идолов из дома Михи и при завоевании города Лаиса (Суд. 17-18).

Слова, которыми заканчивается благословение Дана: «На помощь Твою надеюсь, Господи!” можно понимать в том смысле, что Дан должен свое благополучие основывать не на своей хитрости и коварстве, а на Боге.

Некоторые толковники, в виду того, что в 7 главе Апокалипсиса, в видении запечатленных рабов Божиих, из всех колен Израильских опущено колено Даново, думают, что из этого колена произойдет антихрист. К этому последнему врагу человечества вполне приложимы слова патриарха о хитрости и коварстве змея (2 Сол. 2; 3-10).

Стих 19

Гаду Иаков говорит: «толпа будет теснить его”, указывая этим на постоянные нападения врагов, которые будут теснить колено Гадово.

История свидетельствует, что колено Гадово, получившее удел а восточно-заиорданской половине обетованной земли, в соседстве с различными хищническими племенами, неоднократно подвергались нападениям со стороны последних. Так, во времена судей потомков Гада в продолжение 18 лет утесняли Аммонитяне (Суд. 10, 7-9), враждебно относившиеся к колену Гадову и совершавшие над ним страшные жестокости (Ам. 1, 13). Но Гад, по словам Иакова, будет успешно бороться со своими врагами, преследуя их по пятам. Победоносною борьбою с Аммонитянами, утеснявшими колено Гадово, прославился, например судия Иеффей Галаадитянин (Суд. 11). В позднейшие времена колено Гадово, вместе с коленом Рувимовым, полуколеном Манассииным успешно боролись с Агарянами и другими аравийскими племенами (1 Пар. 5, 18-22).

Стих 20

Удел, доставшийся колену Ассирову при разделении Палестины, занимая самую крайнюю северо-западную оконечность земли обетованной, заключал в себе плодоносные земли около горы Кармила (Ис.Нав.19, 24-31).

Богатые хлебные произведения этих земель Ассир мог, согласно с пророчеством Иакова, доставлять ко дворам иудейских, израильских и финикийских царей, владения которых были в соседстве с уделами Ассира.

Стих 21

По принятому еврейскому тексту «Неффалим – торевинф: рослый, распускающий прекрасные ветви” и по славянскому переводу: «Неффалим стебль распускающаяся…” — благословение, изреченное Иаковым Неффалиму, можно понимать в смысле указания на богатый участок, который имело наследовать колено Неффалимово.

Сравнение колена Неффалимова с деревом, простирающим свои ветви в разные стороны и увенчивающимися прекрасным венцом из листьев, вполне согласно с историческою судьбою этого колена при наследовании обетованной земли. Область колена Неффалимова от берегов Генисаретского озера постепенно возвышается до горной группы Ливана, корень терефинфа покоится на берегах озера, красивые города — это ветви простирающиеся от него, а горная цепь Ливана есть вершина, которой он заканчивается.

Стихи 22-26

Обращаясь к Иосифу, патриарх прежде всего вспоминает враждебное отношение к нему братьев, но эти козни братьев не имели успеха, потому что Иосиф находился под покровительством Господа. Затем Иаков призывает на Иосифа, то есть на колено Ефремово и Манассиино, происшедшие от него «благословение небесное свыше” — благовременные дождь и росу «благословение земли имущия вся” — плодородие земли, «благословение сосцев и ложесн” — изобилие скота и многочадие.

Из последующей истории Израиля известно то выдающееся положение, которое заняло среди других колен Ефремово колено, что было предуказано Иаковым еще ранее, в благословении им своих внуков. При разделении земли обетованной при Иисусе Навине колено Ефремово получило один из лучших участков. Во времена Судей колено Ефремово неоднократно заявляет свои права на первенство — (Суд. 8, 1-2; 12, 1).

Впоследствии при разделении Еврейского царства на два — Иудейское и Израильское, во главе отделившихся 10 колен стоит колено Ефремово и первый царь Израильский Иеровоам был ефремлянин (3 Цар. 12). С этого времени в царстве Израильском колено Ефремово занимает первенствующее место и потому в пророческих речах десятиколенное царство нередко называется просто Ефремом.

Стих 27

Сравнение Вениамина с хищным волком, который утром выходит на добычу и вечером делит её, указывает на воинственный характер вениамитян.

Своею воинственностью потомки Вениамина засвидетельствовали в последующей истории евреев неоднократно. Судия Аод вениамитян своим геройским подвигом освободил соотечественников от рабства Моавитян (Суд. 3, 14-30). По указанию книги Судей, вениамитяне вели вначале успешную войну против всех соединенных колен Израильских (20-21). Из колена Вениаминова был избран первый царь народа еврейского Саул, военные подвиги которого в первую половину его царствования создали ему славу. Некоторые толковники в словах Иакова о Вениамине видят указание на святого апостола Павла, который, происходя из колена Вениаминова (Фил. 3, 5), сначала преследовал Церковь Христову, а потом в пользу ее приносил «добычу” — души спасенных его проповедию.

Стихи 29-33

Завещание Иакова о перенесении его тела в пещеру Махпела («пещера сугубая”) свидетельствует о его глубокой вере в истинность и непреложность божественных обетований.

Очевидно, что несмотря на те благоприятные условия, при которых потомки Иакова поселились в Египте, он считал землю египетскую местом только временного их пребывания, с верою взирая на землю обетования. С этою землею Иаков соединил исполнение великих обетований, данных его отцам и ему самому. Со времени Ноя, родоначальника народов, до великих пророков народа Божия не было произнесено более ясного, более замечательного пророчества, чем рассмотренное нами пророчество Иакова, родоначальника народа израильского.

В своих сыновьях Иаков видит пред собою колена Израилевы и в необыкновенном просветлении духа изрекает им их будущую историю. Во всеоружии веры он приподнимает таинственный покров будущего и возвещает события, сокрытые во мраке времен. Величественно он разделяет между своими сыновьями обетованную землю, как будто бы она уже принадлежала ему и пророчески нарекает судьбу ее будущих начальников, как бы видя ее перед собою.

Из боговдохновенных слов Иакова, как из своего семени, выросла и развилась вся последующая история народа Божия, начиная от исхода его из Египта и кончая пришествием на землю Божественного потомка Иакова по плоти — Господа нашего Иисуса Христа.

Государство по Яакову: опыт расшифровки главы «Вайехи»

Одно из самых загадочных пророчеств ТАНАХа — благословение Иакова своим двенадцати сыновьям.. Загадочность заключается в том, что этот длинный, очень подробный текст содержит массу странных сравнений и похож на что угодно, кроме благословения. Вот Эфраима и Менаше, своих внуков, Иаков действительно благословляет. А сыновей? «Гад, окружённый воинской частью, будет резать пятки»? Или вот про Иссахара: «Иссахар – осёл жилистый, лежит между двумя стойлами; и, увидев, что отдых – хорошо, а земля – приятна, он подставил спину для груза и стал платным работником»? Не говоря уже о текстах, обращённых к старшим сыновьям, Реувену, Шимъону и Леви, которые больше напоминают строгий выговор с занесением в личное дело.

Не менее загадочно и вступление: соберитесь, и скажу я вам то, что йикра с вами в конце дней. Слово йикра, если бы оно писалось с буквой hей на конце и звучало бы йикре, означало бы «произойдёт”. Но так, как написано, оно означает либо «прочтёт” (или «будет прочитано”) или «позовёт”. Так или иначе, комментаторам и переводчикам до сих пор (спустя 3500 лет!) непонятен текст и непонятно, какое отношение этот текст имеет к «концу дней”, к далёкому будущему, когда потомки Иакова вернутся из долгого изгнания.

Тора не сообщает нам лишней информации. Поэтому возникает желание понять заголовок буквально: соберитесь, и скажу я вам то, что будет читаться относительно вас в конце дней. Если «конец дней” (ахарит ха-йамим) последовательно относится в ТАНАХе к эпохе, когда евреи возвратятся из долгого изгнания, то речь идёт именно о нашем времени. Следовательно, расшифровка слов Иакова даст нам послание, обращённое лично к нам.

1. Шифр
Ещё р. Авраам Ибн-Эзра писал: «заблуждаются говорящие, что это — благословение… это — пророчество». Но… пророчество о чём? Естественно было бы ожидать, что Яаков напророчит сыновьям основные факты еврейской истории: о египетском плене, об Исходе, о царстве, об изгнании, предостережёт от ошибок…
Но с другой стороны — зачем? Ведь основная информация о ближайшем будущем народа дана уже Аврааму, а всё остальное будет дано Моше. Да и зачем воспринимать слово «пророчество» так однобоко? Пророк — не гадалка, чтобы механически вещать о будущем; да и будущее не может быть полностью предопределено, ибо оно зависит от нашего выбора. Пророки даны народу для того, чтобы наставлять его и предлагать ему пути существования и развития. Величайшим из пророков мы полагаем Моше, а ведь его Книга содержит в основном законы, поучения и исторические очерки… Отчего бы не отнестись к пророчеству Яакова, как к наставлению?
2. Модель государства будущего
Деление евреев на колена привело к возникновению многих проблем. Междоусобные войны и вендетты, о которых говорит книга Судей; распад еврейского государства надвое, о котором повествует книга Царств… Почему же Тора относится к нему не как к пережитку, не как к недостатку, который нужно изжить, — а как к священной реликвии? Моше по велению свыше расставляет весь кочующий Израиль вокруг Мишкана по принадлежности к коленам, и каждое колено должно находиться на своём месте. По видимости, у каждого колена — своя отдельная функция.
Примечательно, что, хотя с евреями вышло из Египта множество неевреев, пожелавших разделить судьбу с еврейским народом, в схеме организации становища нет для них особого места, а в переписи населения — особой строки; из этого мы можем заключить, что неевреи, ставшие евреями, были распределены по коленам Израиля. По какому принципу? Очевидно, по склонности к той или иной функции.
Таким образом мы можем придти к выводу, что колена Израиля — профессиональные структуры, подобные в чём-то средневековым гильдиям; и что «благословение Яакова» — на деле распределение задач между коленами, а следовательно — определение структуры еврейского общества, а впоследствии — еврейского государства.
Поразительная чёткость определений выявляется, как только начинаем смотреть на «благословение Яакова» с этой точки зрения. Никакого тумана не остаётся: например, фраза о том, что Йеhуда «привязывает к лозе своего осла», определяет взаимоотношения между Йеhудой, Иссахаром (который назван «ослом») и Йосефом (который назван «веткой лозы»). Нет смысла показывать процесс расшифровки текста; ниже приведены функции колен и подтверждающие цитаты.
3. Фрактал
Моше, очевидно, знал истинный смысл благословения Яакова, потому что распределение колен в главе «Бамидбар» строго соответствует функциям, которые получили прародители колен от своего отца. Яаков перечисляет свойства колен по старшинству, от Реувена до Биньямина; мы же будем следовать распределению колен в главе «Бамидбар».
Наложение благословения Яакова из главы «Вайехи» на порядок колен в главе «Бамидбар» создаёт удивительную картину, полностью соответствующую нашим представлениям о метафизике мира.
В наших комментариях мы последовательно показываем мир как треугольную пирамиду — тетраэдр. В послепотопном человечестве верхняя точка этого тетраэдра — Ноах: связь с надсистемой, основной задачей. Благословение Ноаха своим сыновьям разделяет функции между ними: Шем (этика) определяет курс, Яфет (эстетика) работает в шатре Шема, а Хам (энергетика) обеспечивает условия их работы.
Как же может выглядеть более детальная структура общества — например, государства?
В Торе постоянно прослеживается принцип фрактальности: структуры, части которой подобны всей структуре. Так, например, Мишкан разделяется на семь частей, каждая из которых также разделяется на семь частей, и так далее.
Присмотревшись к благословению Яакова, мы видим такую же структуру. Задачи Шема, Хама и Яфета являются сверхзадачами (надсистемами) для ведомств, в каждом из которых есть свои Шем, Хам и Яфет. Точно так же подразделяется и ведомство, соответствующее Ноаху.
Причудливый шифр, которым записано благословение, использует для каждого ведомства свою образную систему. Так, Йеhуда, Иссахар и Зевулун лежат: Йеhуда «улёгся, как лев», Иссахар — «осёл жилистый, лежащий между стойлами», а Зевулун раскинулся «у берега кораблей, с бедром на Сидоне». Дан, Ашер и Нафтали описаны работниками: Дан «судит свой народ», Ашер «готовит царские блюда», Нафтали «поставляет высказывания». Реувен, Шимъон и Гад что-то разрушают: Реувен «оскверняет ложе», Шимъон «оскопляет вола», а Гад «режет пятки». Наконец, Эфраим, Менашше и Биньямин описаны ключевыми словами, связанными с вечным, запредельным: Йосеф благословляется бездной, а Биньямин пожирает вечность.
4. Схема построения еврейского государства по Яакову
Можно проиллюстрировать благословение следующей схемой:

Пять лагерей-станов соответствуют пяти основным сферам общественной деятельности Израиля:
ЗАПАДНЫЙ стан (Йосеф , Биньямин): СВЕРХЗАДАЧА (образование, наука, искусство/культура).
ВОСТОЧНЫЙ стан (Йеhуда, Иссахар, Зевулун): УПРАВЛЕНИЕ (власть, законодательство, дипломатия/торговля с внешним миром).
СЕВЕРНЫЙ стан (Дан, Ашер, Нафтали): ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (суд и правоохранительные органы, информация и связь, производство).
ЮЖНЫЙ стан (Реувен, Гад, Шимъон): СИЛА (финансы/ресурсы, армия, спецчасти/разведка).
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ стан (Леви): ЦЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМЫ (метафизика).
5. Управление: Йеhуда, Иссахар, Зевулун.
Не отойдёт скипетр от Йеhуды. Йеhуда — исполнительная власть. Но следующие слова — а законодатель пребудет между ног его — означают, что законодатель — не Йеhуда, а другой. Кто же? В том же абзаце Йеhуда привязывает к лозе своего осла. Значит, «между ног» его — осёл, на котором он едет. Это — Иссахар: Иссахар — осёл жилистый. Законодательная власть несёт на себе исполнительную. Какие принципы руководят законодателем? Любовь к спокойствию (порядку в стране) и любовь к стране как таковой: увидев, что отдых — хорошо, а земля — приятна, он подставил спину для груза и стал платным работником. Труд законодателя оплачивается, но он сопряжён с ответственностью и тяжёлой работой, и только те, кто готовы тяжело работать, годятся в законодатели.
Наш текст не говорит ничего о способе стать Иссахаром-законодателем, или Йеhудой-правителем: на первом этапе развития народа принадлежность к колену передаётся по наследству. Структуру, описанную здесь, можно сохранить даже в случае, когда колено выбирает себе сам человек согласно склонностям и умениям. Цель благословения — не охарактеризовать государство как (к примеру) демократическое или недемократическое, а обрисовать основные институты его и отношения между ними.
Обратим внимание, что законодатель-осёл-Иссахар привязан к лозе, которая (как мы увидим) символизирует Йосефа — носителя основных ценностей народа. Законы не могут противоречить основным ценностям, которые служат подобием конституции — но определяет их академия, а не законодатели.
О Йеhуде сказано: его рука — в тылу врагов. В тылу врага, как мы увидим, находится Гад — «спецназ», особые части. Они должны подчиняться правительству напрямую, быть «рукой» Йеhуды.
Каковы границы Йеhуды? Сказано: до тех пор, пока не придёт шилó, и ему присуще почитание народов. О загадочном шилó сказано многое, и толковалось это слово по-разному. В нашей интерпретации предлагается понимать его от корня ШЙЛ/ШУЛ «граница, обочина» (ср. шулайим «края», часто встречающееся в Торе). Граница полномочий Йеhуды — общение с другими народами. Это — задача Зевулуна, который у берега морей обоснуется, и он же — у берега кораблей, с бедром на Сидоне.
6. Повседневность: Дан, Ашер, Нафтали
Дан будет судить свой народ — как одно колено Израиля. Таким образом, хотя внутри колен возможен свой механизм профессионального, товарищеского суда, для Дана колена не различаются. Он представляет собой базисную услугу — справедливый суд для всех.
Примечательно, что суд — не орган власти, а именно услуга (вспомним все проблемы, происходящие в современном Израиле оттого, что суд присваивает себе полномочия власти). В каких же отношениях состоит Дан с тетраэдром управления?
Да будет Дан змеёй на дороге, змейкой на пути — которая кусает пятки лошадям, чтобы всадник падал назад.
Фраза в высшей степени загадочная — но нам она напоминает всадника из предыдущего тетраэдра — Йеhуду верхом на Иссахаре-осле.

ב הִקָּבְצוּ וְשִׁמְעוּ, בְּנֵי יַעֲקֹב; וְשִׁמְעוּ, אֶל-יִשְׂרָאֵל אֲבִיכֶם.

ג רְאוּבֵן בְּכֹרִי אַתָּה, כֹּחִי וְרֵאשִׁית אוֹנִי–יֶתֶר שְׂאֵת, וְיֶתֶר עָז.

ד פַּחַז כַּמַּיִם אַל-תּוֹתַר, כִּי עָלִיתָ מִשְׁכְּבֵי אָבִיךָ; אָז חִלַּלְתָּ, יְצוּעִי עָלָה.

ה שִׁמְעוֹן וְלֵוִי, אַחִים–כְּלֵי חָמָס, מְכֵרֹתֵיהֶם.

ז אָרוּר אַפָּם כִּי עָז, וְעֶבְרָתָם כִּי קָשָׁתָה; אֲחַלְּקֵם בְּיַעֲקֹב, וַאֲפִיצֵם בְּיִשְׂרָאֵל.

ח יְהוּדָה, אַתָּה יוֹדוּךָ אַחֶיךָ–יָדְךָ, בְּעֹרֶף אֹיְבֶיךָ; יִשְׁתַּחֲווּ לְךָ, בְּנֵי אָבִיךָ.

ט גּוּר אַרְיֵה יְהוּדָה, מִטֶּרֶף בְּנִי עָלִיתָ; כָּרַע רָבַץ כְּאַרְיֵה וּכְלָבִיא, מִי יְקִימֶנּוּ.

י לֹא-יָסוּר שֵׁבֶט מִיהוּדָה, וּמְחֹקֵק מִבֵּין רַגְלָיו, עַד כִּי-יָבֹא שִׁילֹה, וְלוֹ יִקְּהַת עַמִּים.

יא אֹסְרִי לַגֶּפֶן עִירֹה, וְלַשֹּׂרֵקָה בְּנִי אֲתֹנוֹ; כִּבֵּס בַּיַּיִן לְבֻשׁוֹ, וּבְדַם-עֲנָבִים סוּתֹה.

יב חַכְלִילִי עֵינַיִם, מִיָּיִן; וּלְבֶן-שִׁנַּיִם, מֵחָלָב

יג זְבוּלֻן, לְחוֹף יַמִּים יִשְׁכֹּן; וְהוּא לְחוֹף אֳנִיֹּת, וְיַרְכָתוֹ עַל-צִידֹן.

יד יִשָּׂשכָר, חֲמֹר גָּרֶם–רֹבֵץ, בֵּין הַמִּשְׁפְּתָיִם.

טו וַיַּרְא מְנֻחָה כִּי טוֹב, וְאֶת-הָאָרֶץ כִּי נָעֵמָה; וַיֵּט שִׁכְמוֹ לִסְבֹּל, וַיְהִי לְמַס-עֹבֵד.

טז דָּן, יָדִין עַמּוֹ–כְּאַחַד, שִׁבְטֵי יִשְׂרָאֵל.

יז יְהִי-דָן נָחָשׁ עֲלֵי-דֶרֶךְ, שְׁפִיפֹן עֲלֵי-אֹרַח–הַנֹּשֵׁךְ, עִקְּבֵי-סוּס, וַיִּפֹּל רֹכְבוֹ, אָחוֹר.

יח לִישׁוּעָתְךָ, קִוִּיתִי יְהוָה.

יט גָּד, גְּדוּד יְגוּדֶנּוּ; וְהוּא, יָגֻד עָקֵב.

כ מֵאָשֵׁר, שְׁמֵנָה לַחְמוֹ; וְהוּא יִתֵּן, מַעֲדַנֵּי-מֶלֶךְ.

כא נַפְתָּלִי, אַיָּלָה שְׁלֻחָה–הַנֹּתֵן, אִמְרֵי-שָׁפֶר.

כב בֵּן פֹּרָת יוֹסֵף, בֵּן פֹּרָת עֲלֵי-עָיִן; בָּנוֹת, צָעֲדָה עֲלֵי-שׁוּר.

כג וַיְמָרְרֻהוּ, וָרֹבּוּ; וַיִּשְׂטְמֻהוּ, בַּעֲלֵי חִצִּים.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *