Святыни вологды

  • 5 Храмы Вологодской области
      5.1 Храм Входа Господня в Иерусалим (Тотьма)
  • 5.2 Собор Воскресения Христова (Устье)
  • 5.3 Успенский собор (Великий Устюг)
  • 5.4 Кафедральный собор Прокопия Устюжского (Великий Устюг)
  • 5.5 Собор Рождества Христова (Тотьма)
  • 5.6 Кафедральный собор преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких
  • 5.7 Храм Рождества Христова (Череповец)
  • 5.8 Спасо-Преображенский собор (Белозерск)
  • 5.9 Свято-Казанский храм (Шексна)
  • 6 Где остановиться
  • 7 Фото
  • Успенская церковь

    Сегодня Спасо-Прилуцкий монастырь (Вологда) имеет на своей территории уникальную деревянную Успенскую церковь, появилась здесь в первой половине XVI века. Ее перевезли из Александро-Куштской обители, которая находилась неподалеку от села Устья, на реке Куште.

    Это древнейший памятник деревянного зодчества русского Севера. Ее архитектурная форма подчеркивает динамичное устремление ввысь. Над крестообразным объемом по центру высится большой восьмерик, расширяющийся сверху. Его называют повалом. Восьмерик венчает стройный и высокий шатер и небольшая главка. Боковые части (более пониженные) завершаются изящно изогнутыми кровлями. Серебристый цвет отдельных деревянных дощечек (мелеха), которые покрывают кровлю и шатер, прекрасно сочетаю с бархатистым коричневым оттенком бревен. Все формы сооружения неразрывно связаны между собой. Они образуют цельный и гармоничный бъем.

    Святыни Вологодской области

    В Вологодском кафедральном соборе почивают святые мощи преподобного Иоасафа Каменского. Чудотворения от его мощей начались сразу же, во время похорон. На остров съехалось множество народа, больные касались гроба и исцелялись. На протяжении веков над его ракой исцелялись от лихорадки, слепоты, немоты, бесноватости и других недугов.

    Месторасположение храма: г. Вологда.

    Святые мощи преподобного Павла Обнорского, келейника преподобного Сергия Радонежского, основателя Свято-Троицкого Павло-Обнорского мужского монастыря, покоятся в этом, основанном им, монастыре. В монастыре почивают святые мощи преподобномучеников Обнорских: Ефрема, Иеронима, Исаакия, Дионисия и Митрофана. В монастыре находится кладезь, выкопанный преподобным Павлом Обнорским.

    Адрес монастыря:

    162010, Вологодская обл., Грязовецкий р-н, с. Юношеское.

    Святые мощи преподобного Корнилия Комельского почивают под спудом в бывшей Комельской обители. Его имя среди вологодских святых ранее почиталось в одном ряду с именами преподобных Кирилла Белозерского и Димитрия Прилуцкого. Скончался преподобный в возрасте 82 лет 19 мая 1537 года. Сразу же по кончине Господь прославил Своего угодника. От гроба покойного стали происходить многочисленные исцеления, увеличившие почитателей святого. Преподобные Кассиан Комельский, Вологодский, и Лаврентий Комельский были учениками преподобного Корнилия Комельского. Их святые мощи также покоились в этой обители.

    Известность монастырю снискали не только многоцелебные мощи великого подвижника, но и святые источники преподобного Корнилия, минеральная вода из которых по своим целебным свойствам славилась на всю Россию. На источниках были сооружены даже больницы с ваннами для лечения целебными водами, которые особенно помогали при кожных заболеваниях, при цинге, при параличе. Хотя больница, как и сам монастырь, разрушена, источник преподобного Корнилия сохранился, и сегодня из толстой трубы под мощным напором вырывается вода.

    Месторасположение захоронений и источника:

    Вологодская обл., Грязовецкий р-н, д. Корнильево, быв. Корнилиево-Комельский монастырь.

    Святые мощи преподобного Феодосия Тотемского почивают в Троицком соборе г. Тотьмы Вологодской области. При гробе преподобного совершались чудеса. В 1796 году при перестройке Вознесенской церкви его мощи были обретены нетленными. Как отметил жизнеописатель, «всех чудес преподобного Феодосия в монастырской книге записано 146, и записывать их давно уже перестали…». Возвращение и перенесение святых мощей, изъятых при советской власти, в Тотьму совершилось 14 сентября 1994 года.

    Месторасположение храма:

    Вологодская обл., г. Тотьма.

    Святые мощи блаженного Андрея Тотемского находятся в г. Тотьме под Успенским храмом. Блаженный Андрей зимой и летом ходил босой, в рваной одежде, питаясь только хлебом и водой и то в таком малом количестве, чтобы только не умереть с голода, и молился день и ночь. За свои подвиги и труды блаженный Андрей удостоился дара чудотворений. У гроба блаженного засвидетельствованы многие исцеления.

    Месторасположение храма:

    Вологодская обл., г. Тотьма.

    В Максимовском храме г. Тотьмы под спудом покоятся святые мощи праведного Максима, иерея Тотемского, который некоторое время был в городе священником Воскресенской церкви, где и был погребен. В течение сорока лет он проходил тяжелый подвиг юродства Христа ради, постоянно находясь в посте и молитве. Скончался блаженный Максим в глубокой старости 16 января 1650 года. Местное почитание святого началось в 1715 году в связи с многочисленными чудесами, происходившими при его гробе.

    Месторасположение храма:

    Вологодская обл., г. Тотьма.

    Под Благовещенской приходской церковью покоятся под спудом святые мощи преподобного Вассиана Тиксненского. Почитание преподобного началось в 1647 году, когда во время моровой язвы у места его погребения многие немощные получили исцеление.

    Месторасположение церкви:

    Вологодская обл., Тотьминский р-н, д. Погорел ово.

    Святые мощи праведного Прокопия покоятся в храме во имя святого Прокопия уже почти 700 лет. Будущий святой был немецким купцом, торговавшим в Новгороде. Пленившись благолепием и красотою храмов Божиих, набожностью русского народа, он принял Православие, вступил в обитель преподобного Варлаама Хутынского, а затем, избегая известности, удалился в г. Устюг, избрал здесь «буйственное и юродственное, еже по апостолу, жительство» и был первым мирским юродивым на Руси (ранее его живший праведный Исаакий юродствовал в монастыре). Своими молитвами он спас Устюг от угрожавшей этому городу за грехи его жителей каменной тучи, появление которой он сам и предсказал. Туча, миновав Устюг, разразилась раскаленными камнями над необитаемым местом, называемым Колотово.

    В советское время богоборцы пытались изъять мощи из земли. Тогда из могилы вырвался пламень, и мощи опустились еще глубже.

    Паломниками и местными жителями почитаются в Колотово два места, связанные с чудом святого Прокопия: «ближняя туча» и «дальняя туча». На месте «ближней» устроена часовня, вокруг множество оплавленных камней.

    Месторасположение храма:

    Вологодская обл., г. Великий Устюг.

    Святые мощи преподобных Авраамия и Коприя. Преподобные Авраамий и Коприй Печенгские основали в 1492 году Спасскую пустынь на реке Печенге. Обитель упразднена в 1764 году. В бывшей монастырской церкви, ныне приходской, почивают святые мощи преподобных Авраамия и Коприя.

    Месторасположение церкви:

    Вологодская обл., Грязовецкий р-н.

    Святые мощи преподобных Авксентия и Онуфрия. Преподобные Авксентий и Онуфрий основали в 1499 году церковь и пустынь во имя Святой Троицы. Пустынь была упразднена в 1764 году. На ее месте — приходская церковь, в которой покоятся святые мощи преподобных.

    Месторасположение церкви:

    Вологодская обл., Грязовецкий р-н.

    Святые мощи преподобного Леонида Устьнедумского в церкви в честь Введения Божией Матери во храм в с. Озерская. В эти места преподобный пришел после явления ему Божией Матери.

    Для осушения болот подвижник выкопал три канала длиной около двух километров. Во время этих тяжелых работ его ужалила ядовитая змея. Предав себя воле Божией, преподобный Леонид решил не предпринимать никаких мер для лечения и не думать о последствиях — и остался здоров. В благодарность Господу за милосердие он назвал канал Недумою-рекой, а обитель свою — Устьнедумского.

    Избранник Божий заслужил почитание как один из первых просветителей этих глухих земель. Скончался преподобный Леонид на сотом году жизни в 1654 году и был погребен в монастырской Введенской церкви (сейчас храм возобновлен как приходской).

    На реке Лузе оборудована «купальня» — дощатый мостик на берегу довольно широкой канавы, тянущейся по болотистому лугу. Вода здесь чудотворная, о чем свидетельствуют многочисленные исцеления. Исцелялись паломники не только от воды, но и от раки преподобного, и от его власяницы. Поток паломников и богомольцев до сих пор не иссяк, ныне на водосвятные молебны приходит более ста человек.

    Месторасположение храма:

    Вологодская обл., с. Озерская.

    Местные жители много рассказывают об исцелениях, об обретении пропаж, о всплывавших по молитве к подвижнику благочестия Иоанникию, утопленниках. В знак благодарности за многочисленные исцеления поставлен крест на повороте тропы от Мезени к могиле праведника.

    Месторасположение:

    Вологодская обл., Удорский р-н, д. Латьюга.

    Почитаемая могила старца Максима

    Могила подвижника благочестия, старца Максима Погоредовского до наших дней почитается православными, и поток паломников к его могиле не уменьшается.

    Старец Максим своим учителем и наставником называл игумена Иоасафа, ученика и келейника преподобного Серафима Саровского. Старца почитали не только жители Великого Устюга, но и далеко за его пределами, ему было открыто о судьбе последнего царя Николая II. Не раз он близким говорил о мученической кончине православного императора за пятнадцать лет до этого.

    По своему предсказанию 13 декабря 1906 года мирно отошел к Господу. Сразу же в день похорон начались исцеления. Множество людей получило благодатную помощь от Господа. Старец Максим завещал приходить к нему на могилку всем болящим и страждущим. Просил все ему высказывать на могиле и обещал помощь и заступничество. Над могилой сооружена часовня.

    Месторасположение:

    Вологодская обл., Красавинский р-н, погост Пятницкой церкви.

    Мироточивая икона архангела Рафаила

    В Покровской церкви Кирилловского района Вологодской области 2 октября 1993 года на воскресной всенощной начала мироточить икона архангела Рафаила в алтаре. Икона была изнесена для поклонения. Капли, похожие на смолу, источали едва заметное благоухание и были настолько густыми, что было невозможно собрать их или пропитать ими ткань. Мироточение продолжалось до дня святителя Николая Чудотворца. Епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан засвидетельствовал это чудо.

    Месторасположение церкви:

    Вологодская обл., Кирилловский р-н.

    Святой колодец, оставшийся от праведного Феодосия Тотемского, находится в г. Тотьма Вологодской области возле бывшего Суморина монастыря на окраине городка, на возвышенности, в излучине речек Кодвы и Песье. В Вологодской области почитается также святой источник возле Богоявленского храма в г. Туровец.

    Воронежская и Борисоглебская епархия учреждена в 1682 году. Объединяет приходы и монастыри на территории Воронежской области. Кафедральный город — Воронеж. Кафедральные соборы — Покровский (Воронеж), Благовещенский (Воронеж, строится).

    Святой источник преподобного Вассиана Тиксненского (Биряково)

    Архитектура

    В центре монастыря находится колокольня и Спасский собор. Это был первый храм, построенный из камня в городе. Чтобы его строительство продвигалось быстрее, Иван Грозный своим Указом повелел освободить монастырь от пошлин. Строительные работы были завершены в 1542-м. В тот же год Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь, а также построенный собор посетил Иоанн IV.

    Собор очень напоминает московские культовые сооружения. Это храм кубической формы, двухэтажный, трехапсидный, четырехстолпный. Его венчают пять шлемовидных глав, которые располагаются на барабанах округлой формы. У основания барабанов установлен карниз, который украшает орнаментальная прорезь. Первый этаж имеет сводчатое перекрытие, его крестовидные своды поддерживают четыре пилястры, их карнизы удерживают три закомары полукруглой формы.

    По мнению исследователей, западная паперть появилась здесь до XVII века. Южная и северная были возведены позднее, в 1672 году. Крыльцо западной паперти составляют два кувшинообразных каменных столпа и два полустолпа. Они поддерживают по две арки, которые располагаются с каждой стороны. На западной стороне крыльца можно увидеть фронтон. На гладкой поверхности его выписана фреска.

    Собор заметно доминирует над окружающими его строениями и выделяется величавым видом. Кубический монументальный объем, поставленный на высоком подклете, выглядит очень эффектно. С трех сторон собор окружают галереи, а с восточной находятся три апсиды.

    Стены храма разделяются плоскими и широкими лопатками на три прясла. Над ними высятся два яруса полуциркульных крупных закомар, имеющих посредине небольшой киль. В отличие от столичных храмов, выполнен он с подчеркнутой скромностью, присущей северному зодчеству. Следует обратить внимание на очень лаконичное декоративное решение фасадов.

    Несколько разнообразнее убранство барабанов, которое состоит из поясков бегунца, арочек, нишек и поребрика. В сентябре 1811 года от забытой в храме свечки произошел пожар. Все внутреннее убранство сгорело. Обгорели и некоторые главы.

    При вторжении французов в столицу (1812 г.) в обгоревшем здании хранились вывезенные из столицы драгоценности ризницы патриархов Новоспасского, Чудова, Угрешского, Знаменского, Новодевичьего, Покровского, Вознесенского монастырей, Троице-Сергиевой Лавры и некоторых соборов Москвы. Ценности были в соборе до самого освобождения столицы.

    Монастыри Вологодской области

    Все монастыри Вологодской области

    Воскресенский Горицкий монастырь

    Адрес:

    161107, Вологодская область, Кирилловский район, село Горицы, Воскресенский Горицкий монастырь

    Кирилло-Белозерский монастырь

    Адрес:

    Кириллов, Вологодская обл., 161100

    Телефон:

    8 (817) 573-17-35

    Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь

    Адрес:

    Россия, Вологодская область, Грязовецкий район, с. Юношеское, Павло-Обнорский монастырь

    Спасо-Прилуцкий мужской монастырь

    Адрес:

    160901 г. Вологда, Прилуки, ул. Монастырская, 2

    Телефоны:

    Секретарь наместника: (8172)559861

    Привратная (заказ экскурсий): (8172)559224

    Бухгалтерия: (8172)559275;

    Архиерейское подворье «Ферапонтов монастырь»

    Адрес:

    161120, Вологодская область, Кирилловский р-н, с. Ферапонтово, ул. Каргопольская, д. 8

    Телефон:

    (81757) 49-261

    Режим работы:* Ежедневно с 1 сентября по 31 мая — с 9.00 до 17.00, с 1 июня по 31 августа — с 9.00 до 18.00. Выходной день: с 1 октября по 30 апреля — понедельник, с 1 мая по Внимание: только экскурсионное обслуживание по предварительной договоренности

    Примечания

    1. Искусство земли вологодской XIII—XX веков. Каталог выставки. М., 1990. С. 253.
    2. Список храмов Вологды на www.booksite.ru
    3. Храмы центра Вологды с фотографиями на сайте temples.ru
    4. Храмы окраин Вологды с фотографиями на сайте temples.ru
    5. Сазонов А. И. Моя Вологда: Прогулки по старому городу. — Вологда: Древности Севера, 2006
    6. Каталог памятников истории и культуры народов Российской Федерации (неопр.)
      (недоступная ссылка). Дата обращения 11 августа 2009. Архивировано 26 декабря 2008 года.

    Храмы Вологодской области

    Храм Входа Господня в Иерусалим (Тотьма)

    Церковь Входа Господня в Иерусалим, например, была возведена в 1774-1794 гг. на средства, предоставленные купцами – братьями Григорием и Петром Пановыми, которые занимались торговлей с «Русской Америкой».

    После революции 1917 года храм был закрыт. С 1947 по 1985 год в нем находился ликеро-водочный завод.

    В настоящее время церковь Входа Господня в Иерусалим полностью восстановлена и открыта для прихожан, богослужения проводятся регулярно.

    Также в храме размещён музей мореплавателей.

    Адрес:

    Россия, Вологодская область, г.Тотьма, ул.Кирова, 1

    Телефон:

    (239) 2-2337

    Собор Воскресения Христова (Устье)

    Кафедральный собор Прокопия Устюжского (Великий Устюг)

    Кафедральный собор преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких

    Спасо-Преображенский собор (Белозерск)

    Введенская церковь

    Крытые переходы связывают Спасский собор с комплексом построек. Одной из них является Введенская церковь. Это одноглавое двухэтажное сооружение с примыкающей к нему трапезой. Время его постройки, к сожалению, доподлинно не известно. В монастырских описях 1623 года она уже описывается как каменная.

    Нижний этаж и сегодня занимает храм. В 1876 году в эту церковь был встроен придел, освященный во имя великомученицы Варвары. Следует отметить, что своим декором, который исполнен в виде кокошников, она великолепно сочетается со Спасским собором и надвратной Вознесенской церковью. Декоративные пояски из балясинок, поребрика и нишек придают храму очень нарядный вид.

    Гнев царя

    История вологодской Софии начинается в 1568 году, когда храм был заложен по распоряжению самого Ивана Грозного. За два года до этого здесь стали возводить новые кремлёвские стены, что значительно изменило планировку центра города. Так, наблюдавший за работами царь приказал разобрать старый главный собор Вологды (храм Воскресения) и на его месте построить новый, в честь Софии — Премудрости Божией. Иван Васильевич также выступил и архитектором новой святыни, распорядившись возвести её по образу и подобию Успенского собора Московского кремля. Такое указание царём было отдано неспроста. Поговаривали, что в «Вологде государь планировал расположить свою северную резиденцию, а потому он, находясь здесь, желал видеть точную копию главной столичной святыни. Но этим планам не суждено было исполниться. В 1570 году, когда Софийский собор уже почти достроили и над ним вознеслись купола, увенчанные крестами, Иван Васильевич вдруг распорядился… снести сооружение до основания. Вологодский воевода и его ближние бояре упали в ноги государю, слёзно умоляя не губить результат тяжёлого и кропотливого труда многих людей, а также потраченные немалые средства и сохранить прекрасную святыню. Правитель внял просьбам, после чего в спешном порядке покинул город и больше ни разу не удостоил его своим посещением. Так в чём же была причина столь странного царского приказа и его «незапланированного бегства» из Вологды? Ответ находим в местной летописи, созданной в 1716 году неким Иваном Слободским. В ней говорится, что однажды, когда Иван Васильевич посетил стройку, с крыши собора сорвался кирпич и… угодил прямо в монаршую голову. В те годы подобное оскорбление царской особы, мягко говоря, «попахивало» заговором и покушением на убийство. Воеводе и его приближённым не избежать бы допроса с пристрастием, не сорви Грозный свой гнев на ни в чём не повинном храме. Ведь, покинув Вологду, царь запретил достраивать Софию, и лишь в годы правления его сына Фёдора Ио-анновича работы по возведению собора были завершены.

    Стены и башни

    Вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь в XVII веке с трех сторон окружала ограда из деревянного бруса. Каменными в то время были лишь центральные ворота и небольшой участок стены, который примыкал к ним. Это и стало одной из причин разорения обители в 1612–1619 годах. Спасо-Прилуцкий монастырь, фото которого вы можете увидеть в нашей статье, полностью был огорожен каменными стенами с башнями в 1656 году. Построены они были по всем правилам строительной науки XVII века.

    Монастырские стены в плане имеют конфигурацию четырехугольника (неправильного). На его углах сооружены шестнадцатигранные башни, которые соединяются между собой крепостными высокими стенами. С севера построены главные каменные ворота и Надвратная церковь. На западной стороне — прямоугольная Водяная башня с отдельными воротами, ведущими к реке. В южной стене находятся малые (третьи) ворота, которые сегодня заложены кладкой из кирпича.

    Угловые башни значительно выдвинуты из плоскости стен. Они предназначались для круговой обороны. В наружной стене башен ярусами располагаются навесные бойницы (машикули). Угловые башни внутри, по центру имеют каменные столбы. Это и опоры стропил шатра, и межъярусные связи и основание для смотровых вышек.

    Стены снабжены устройствами для ведения верхнего и нижнего боев. С внутренней стороны вдоль на каменных арках имеется площадка верхнего боя. Она является ходом вокруг всех стен. Общая длина стен – 830 метров при высоте семь с половиной метров.

    Сегодня не только паломники, но и обычные путешественники посещают Спасо-Прилуцкий монастырь (Вологда). Часы работы его удобны для приезжих. Об этом мы подробнее поговорим позднее.

    Отрывок, характеризующий Святогорье (Вологодская область)

    Билибин подобрал кожу, чтобы обозначить готовящийся mot.
    – Meme le divorce, – сказал он.
    Элен засмеялась.
    В числе людей, которые позволяли себе сомневаться в законности предпринимаемого брака, была мать Элен, княгиня Курагина. Она постоянно мучилась завистью к своей дочери, и теперь, когда предмет зависти был самый близкий сердцу княгини, она не могла примириться с этой мыслью. Она советовалась с русским священником о том, в какой мере возможен развод и вступление в брак при живом муже, и священник сказал ей, что это невозможно, и, к радости ее, указал ей на евангельский текст, в котором (священнику казалось) прямо отвергается возможность вступления в брак от живого мужа.
    Вооруженная этими аргументами, казавшимися ей неопровержимыми, княгиня рано утром, чтобы застать ее одну, поехала к своей дочери.
    Выслушав возражения своей матери, Элен кротко и насмешливо улыбнулась.
    – Да ведь прямо сказано: кто женится на разводной жене… – сказала старая княгиня.
    – Ah, maman, ne dites pas de betises. Vous ne comprenez rien. Dans ma position j’ai des devoirs, – заговорилa Элен, переводя разговор на французский с русского языка, на котором ей всегда казалась какая то неясность в ее деле.
    – Но, мой друг…
    – Ah, maman, comment est ce que vous ne comprenez pas que le Saint Pere, qui a le droit de donner des dispenses…
    В это время дама компаньонка, жившая у Элен, вошла к ней доложить, что его высочество в зале и желает ее видеть.
    – Non, dites lui que je ne veux pas le voir, que je suis furieuse contre lui, parce qu’il m’a manque parole.
    – Comtesse a tout peche misericorde, – сказал, входя, молодой белокурый человек с длинным лицом и носом.
    Старая княгиня почтительно встала и присела. Вошедший молодой человек не обратил на нее внимания. Княгиня кивнула головой дочери и поплыла к двери.
    «Нет, она права, – думала старая княгиня, все убеждения которой разрушились пред появлением его высочества. – Она права; но как это мы в нашу невозвратную молодость не знали этого? А это так было просто», – думала, садясь в карету, старая княгиня.
    В начале августа дело Элен совершенно определилось, и она написала своему мужу (который ее очень любил, как она думала) письмо, в котором извещала его о своем намерении выйти замуж за NN и о том, что она вступила в единую истинную религию и что она просит его исполнить все те необходимые для развода формальности, о которых передаст ему податель сего письма.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *