Святые о воспитании детей

На данной странице вы найдете цитаты Святых отцов о воспитании детей, вам обязательно пригодится эта информация для общего развития.

Родители и воспитатели! Остерегайте детей своих со всею заботливостью от капризов пред вами, иначе дети скоро забудут цену вашей любви, заразят своё сердце злобою, рано потеряют святую, искреннюю, горячую любовь сердца, а по достижении совершенного возраста горько будут жаловаться на то, что в юности слишком много лелеяли их, потворствовали капризам их сердца. Каприз – зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу. Святой праведный Иоанн Кронштадтский

***

Раны промываются вином, излечиваются маслом. Так и в воспитании: снисходительность должно смешивать со строгостью. Святитель Амвросий Медиоланский

***

Подобает иметь мудрость, но не со своим разумом, а молить Господа, да умудрит вас, как поступать в воспитании детей, и да сохранит их от тлетворного духа вредных обычаев мирских. Преподобный Макарий Оптинский

***

В воспитании не требуется ни излишняя мягкость, ни суровость – требуется разумность. Святитель Филарет, митрополит Московский

***

Некоторые родители так нежно и слабо детей своих воспитывают и содержат, что не хотят их за преступления наказывать и так бесстрашно и своевольно им попускают жить; другие безмерную строгость употребляют и более гнев и ярость свою над ними совершают, нежели наказывают их. Оба — и те, и другие — погрешают. Везде ибо излишество порочно; строгость и милость безрассудная во всяком чине порицается. Сия в расслабление, своевольство, развращение и явную погибель приводит юных, от природы ко злу всякому склонных; другая огорчение, раздражение и уныние в них соделывает. Везде ибо умеренность и средний путь похваляется. Сего ради родителям благочестивым среднего пути держаться должно. Святитель Тихон Задонский

***

Охрани сына от ядовитых еретиков. Нареканий от него за недостаток погибельной, излишней светскости не бойся; убойся того грозного изречения Господня, которое ожидает родителей на Страшном суде Христовом за воспитание детей для вечной погибели; убойся тех отчаянных и бесполезных слез и проклятий на родителей, которые тогда произнесут дети, воспитанные для ада. Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Святитель Филарет, митрополит Московский

Что нынешнее воспитание располагает к своеволию, это правда. Я нередко дивлюсь, с какой важностью и самостоятельностью ведут себя малолетние дети при родителях, и сии как будто не смеют прикоснуться к ним.

***

Справедливо возлагать на Бога надежду о себе и о детях, но сие не исключает осторожного внимания к тому, как лучше детей вести, и обязанности бдительно надзирать за ними. Любовь родителей к детям не должна действовать независимо, а под руководством здравого рассуждения.

***

Наречение имен не такое маловажное дело, как думают люди. Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собой благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собой благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому.

***

Ветхий Завет есть детство человечества, и его начальное воспитание под рабским страхом закона. Христианство есть высший возраст человечества, и его совершительное под благодатью воспитание; здесь, соответственно возвысившемуся познанию и силе духа, ему вверяется духовная свобода; и тогда человек внутренне уже не раб, но сын и наследник Божий Иисус Христом. Итак, поелику Апостол в воспитании человечества Богом и в воспитании каждого человека родителями и наставниками признает одинаковый порядок, то ясно, что и из христианского кроткого воспитания он не совсем исключает древнюю строгость, дабы свобода вверяема была воспитываемому по мере приобретения им умения пользоваться ей. Все ли равно, давать обширную свободу умеющему ее употреблять или не умеющему, зрелому в разуме или незрелому? Очевидно, не все равно. Следственно, по мере возраста и образования должно давать свободу детям. Которое из двух направлений правильнее, приятнее и удовлетворительнее для человека, поступление от расширения свободы к ее ограничению или, напротив, от ее ограничения к расширению? Очевидно, последнее. Итак, надобно вести детей от ограничения свободы к расширению ее. Иначе сделавшийся слишком свободным слишком рано, куда направится далее с своим желанием поступления вперед и возрастающего удовлетворения? Не будет ли он в искушении поколебать справедливые пределы разумной и законной свободы?

Старец Иероним некоей замужней женщине дал следующие советы: «Слушай своего мужа, уважай его и ставь выше себя. Он многое познал. Не проси у него ничего. Бог дал тебе детей-ангелочков. Посмотрим, какими ты их сделаешь. Родители несут большую ответственность за своих детей. Я знаю одну женщину, у которой сын непослушный. День и ночь она молится за него. Я ей сказал: «Богу ты покажешь либо спасенное дитя, либо раны на своих коленях”.
Когда родители нерелигиозны, «ребенок не должен исполнять злые их пожелания, но должен хранить заповеди и исполнять волю Божию, — говорил старец Евсевий. — Потому что первая и большая заповедь, как учит Священное Писание, — это любовь к Богу и послушание Ему, которое выше любви и послушания родителям, родственникам, друзьям и любому любимому человеку или земному интересу”.
О воспитании детей старец Паисий говорил: «Первую духовную простуду дети схватывают благодаря открытым дверям чувств родителей. Больше всего их простужает мать, когда она не одета в скромность и опустошает своим поведением детей”. «Святая жизнь родителей извещает души детей, и они, естественно, вырастают послушными и благоговейными, без душевных повреждений, и дети радуют родителей, радуют и родители детей и в сей жизни, и в другой, вечной, где они снова вместе возрадуются”.
Старец Филофей поучал: «Родители пусть воспитывают своих детей с колыбели. Пусть они учат их страху Божию, пресекают их злые стремления и порывы, пусть не заискивают перед ними и не удовлетворяют их дурных пожеланий и вкусов. Как мягкий воск, который ты лепишь, как хочешь, принимает любую печать, так и из маленького ребенка ты можешь вылепить все, что пожелаешь. Буквы, написанные на чистой бумаге, останутся неизгладимыми. И то, что узнает маленький ребенок, неизгладимо останется с ним до старости”. «Если на дерево, когда оно мало, подует ветер и согнет его, а мы подставим столбик, то оно станет прямым, если же мы не подставим столбик, то оно навсегда останется кривым. Если оно вырастет и хорошо укоренится, а мы захотим его выровнять, тогда оно трескается и ломается. Так и наши дети. Когда они малы, будем укреплять их в вере и страхе Божием. Соорудим для них ограду и воздвигнем для них стену из поучений и добрых примеров, доколе они не укоренятся в добродетели, когда им не будет страшна никакая опасность”.
Интересны следующие советы старца Порфирия родителю, воспитывающему детей: «Не дави на своих детей. То, что хочешь им сказать, говори с молитвой. Дети не слышат ушами. Только когда приходит Божественная благодать и просвещает их, они слышат то, что мы хотим им сказать. Когда хочешь что-нибудь сказать своим детям, скажи это Богородице, и Она все устроит. Эта молитва твоя будет как духовная ласка, которая обнимет и привлечет детей. Иногда мы их ласкаем, а они сопротивляются, в то время как духовной ласке они не противятся никогда”. «Родители, у которых трудные и грубые дети, пусть не обвиняют самих детей, но того, кто стоит за их спинами, — дьявола. С дьяволом же мы можем воевать только тогда, когда становимся святыми”.
О воспитании детей старец Епифаний говорил родителям: «Больше говорите Богу о ваших детях, чем детям о Боге”. «Душа юного жаждет свободы, поэтому он с трудом принимает разнообразные советы. Вместо того чтобы постоянно давать ему советы и порицать за любую мелочь, возложи это на Христа, Богородицу и на святых и проси Их образумить его”. «С детьми обращайтесь, как с жеребятами, то подтягивая, то ослабляя уздечку. Когда жеребенок брыкается, не отпуская уздечку, ослабим ее, иначе же он ее порвет. И, когда он спокоен, тогда потянем за уздечку и поведем его, куда пожелаем”. «Родители должны любить своих детей как детей, а не как своих идолов. То есть ребенка пусть они любят таким, какой он есть, а не таким, каким бы они хотели его видеть — похожим на них”. А старец схимонах Паисий Афонский так говорил : «Мы должны помогать нашим детям до определенного момента. А потом, в дальнейшем, вверять их Богу. Ангел-хранитель рядом”.
«Сейчас, когда ваши дети еще маленькие, вы должны им помочь понять, что такое добро. А это и есть глубочайший смысл жизни”.
Еще сказал старец: «Я вижу, что сегодняшняя молодежь творит столько бесчинств, чтобы получить удовольствия, тогда как в духовной жизни они получили бы гораздо более глубокие Божественные радости. В удовольствиях человек может прожить минуту, десять минут, десять дней и целый год. Но с тех пор, как он их испытывает, он часто спрашивает, неужели в раю есть нечто лучшее, чем то, что он переживает здесь? Ныне молодые полагают, что получают что-то. Они напоминают голодных детей, которые подбирают то, что выбросили солдаты-оккупанты. Они грызут это и воображают, что нечто получили, тогда как это ничто…”.
А о. Иоанн (Крестьянкин) о воспитании детей говорил так: «Вспоминая благочестивую семью Иоакима и Анны и рожденную ими благословенную Дщерь, не оглянемся ли мы на себя, на наше время с его духом разорения, а не созидания. И не зададим ли себе вопрос: в чем причина, где корень жестокой и мрачной непогоды, обступившей мир и ставящей его на край гибели?
Не мы ли — разорители домашней церкви, не мы ли — нарушители старинных правил семейного порядка, не мы ли — отдавшие чад своих на воспитание в страну далече, где питают их волчцами и тернием и уводят от Отца Небесного, уводят от родителей земных.
Жизнь — трудное дело. И она становится невыносимо трудна, когда из нее изгоняется Бог. Ведь когда изгоняется Бог из дома, на Его место приходят злейшие духи, сеющие свои смертоносные плевелы. Мрак и тьма давно начали осуществлять свои смертоносные планы, восстав на семью, на материнство, которое кроет в себе будущее мира — воспитание потомства.

И надо нам с вами это понимать, ибо это — наше настоящее и наше будущее. И в этом наша ответственность пред Богом. Ответственность страшная!..
А сколько слез и сердечной боли стоило материнскому сердцу видеть, как то немногое, что удавалось сделать дома, в семье, вытаптывалось в душе ребенка в школе.
И лились слезы, лились молитвы. Не думайте, что они не замечены и не услышаны. Могут не услышать и не понять люди, но не Бог. А для Бога это не просто слезы, это — крестный путь матери-христианки, воюющей за чадо свое против целого мира, против самого дьявола.
Это даже не просто крест. Это мученичество. Мученичество за Христа. А благодать Божия всегда укрепляла мучеников, укрепляла она и вас в вашей неравной борьбе за детей, укрепит она вас и теперь. Только бы не ослабела христианская убежденность и устремленность — вера наша…
Отцы и матери! Одни, без детей своих, вы спастись не можете — и это надо помнить!..»
Из материалов Сибирской Православной газеты

Я несколько раз участвовал в разных передачах – телевизионных и радио, в которых ставился вопрос о воспитании детей. И в одном случае вопрос, предлагаемый к обсуждению, звучал совсем кардинально: бить или не бить, если ребёнок не слушается.

Я решил посоветоваться с папой (протоиереем Александром Ильяшенко, вырастившим 12 детей), и он мне сказал: «Имей в виду, что битье само по себе никого ничему не научило, детей нужно любить».

Помню, что и мой духовник – отец Владимир Воробьёв – неоднократно говорил и говорит, что если родитель в «процессе воспитания» теряет самообладание, позволяет себе кричать на детей, а тем более – поколачивать их, то эффект от этого будет, причём заметный не сразу. Но эффект этот окажется противоположный родительским ожиданиям.

Ребенок начнёт бояться, станет стараться избежать родительского гнева, и, не имея ни физических, ни моральных сил, противостоять авторитету взрослого, воспользуется тем, что для него доступно – начнёт обманывать.

И напротив, если воспитание детей основывается на любви, если дети эту любовь чувствуют, то нежелание огорчить любящего человека будет столь велико, что взрослому не потребуется ни кричать, ни выходить из себя.

Это основной общий принцип, без которого, мне кажется, вообще бесполезно говорить о воспитании.

Что же касается конкретных случаев непослушания, здесь всё работает в зависимости от конкретной ситуации.

Вот я сижу, говорю по мобильному телефону, а мой старший, 15-летний сын принёс мне городской телефон и говорит: «Тебя спрашивают». Понятно, что я проявлю строгость: предполагаю, что в 15 лет ребенок в состоянии понять, что если взрослый человек говорит по телефону, то не надо ему мешать, предлагая поговорить параллельно по другому телефону. Также он в состоянии ответить, что папа сейчас разговаривает по мобильному и предложить перезвонить попозже.

А вот другая ситуация, уже с малышом: ребенок сует пальцы в розетку. Понятно, что не стоит читать ему в это время нотацию, наблюдая, как его стукнет током. Достаточно дать ему по руке, и он лучше всяких слов и нотаций в этом возрасте поймет, что так делать нельзя.

Это, кстати, не относится к категории «бить». Просто в данной экстренной ситуации надо действовать быстро и четко. Как раз если для ребёнка такое поведение родителя – экстраординарное, а не привычное, он поймет, что сделал что-то, выходящее из ряда вон.

Спокойствие, только спокойствие

Как я уже сказал, принципиальный момент для родителей – сохранять внутреннее спокойствие. Это то, чему меня учили в детстве родители собственным примером и то, чего я всё-таки не умею по-настоящему достичь.

Нельзя набрасываться на ребёнка с криками: «Не смей больше так делать!», – он не услышит ничего, кроме нашей агрессии.

Любовь, как некая основа, последовательность требований, непреклонность их исполнения – основные принципы воспитания.

А ещё – уважение. Мои родители к детям всегда относились с большим уважением, с большим доверием. В многодетной семье, как правило, жить тесно, с личным физическим пространством сложно, и тем ценнее, как мне кажется, уважение к внутреннему личному пространству, к свободе.

Больше всего в детском, подростковом возрасте я ценил то доверие, которым пользовался у родителей. Я не был образцовым в своем поведении ребенком, но боясь потерять родительское доверие, предоставляемую мне внутреннюю свободу, сумел не совершить каких-то необратимых поступков.

Но заслуга в этом не моя, а духовника и родителей, которые умели не вмешиваться, оставить свободу выбора там, где это было полезно, то есть, в большинстве случаев, и сказать жесткое, определенное «нет» там, где это нужно было сделать.

Не обладая кротким характером своего отца, смирением своего духовника, будучи человеком взрывающимся, гордым и резким, я стараюсь именно распорядительно-командное свое участие в жизни детей минимизировать.

Но в этом смысле Господь меня спасает тем, что все эти мои недостатки компенсируются достоинствами моей жены, которая умеет быть мягкой, спокойной, терпеливой со всеми этими детьми: и с пятью школьниками, одним старшим дошкольником, тремя малышами, включая грудничка.

Она с каждым умеет разобраться, встретить, проводить, правильно сделать уроки, отправить помогать на кухню, сводить на занятие одного, встретить другого, быть диспетчером, воспитателем, педагогом группы продленного дня, учителем, помочь еще раз повторить, пройти заново тот материал, который они не поняли.

Но, тем не менее, я стараюсь придерживаться с детьми принципа уважения, внутренней свободы. Особенно это важно, когда ребёнок достигает подросткового и предподросткового возраста. Я вижу, как ребёнку важно, чтобы я доверял ему, считал ответственным, и он старается, как я когда-то, оправдать это доверие.

Каникулы – самое тяжёлое

Учебный год – непростое время, но самый тяжелый для многодетной семьи – период каникул. Собравшись вместе в достаточно ограниченном пространстве, дети превращаются в некую такую гранату, которая может взорваться в любой момент. Потому что энергичные личности вдруг остаются без какого-то такого жизнеопределяющего дела: без походов в школу, на музыкальные и спортивные занятия.

Так что детей, особенно если их много, нужно занимать и на каникулах, и во время учебного года. Чтобы эта детская энергия уходила с пользой и в нужном направлении.

Чтобы дети усваивали, осваивали информацию, умения, навыки, которые необходимы в данном конкретном возрасте. Чтобы потом, когда они сделают первый шаг во взрослую жизнь, окончат школу и будут получать высшее образование или выберут иной для себя путь, они имели бы самый важный багаж. Не просто эрудицию, которая неплоха, а именно умение работать, понимание, что в жизни часто главным является понятие «должен», а не «хочу».

С самого раннего возраста ребёнка нужно учить, что есть не только «я хочу», но и я «должен», и «нельзя».

Если мне маленький ребёнок требовательно говорит, например: «Хочу машинку!», объясняю, что не понимаю слова «я хочу», зато понимаю «можно, пожалуйста».

Пока ребёнок маленький, все его гукания, первые слова, то, как он захныкал и все к нему бросились – это вызывает умиление. Но одно дело таскать на руках кроху, другое – уже подросшего ребёнка – тогда ты сорвёшь себе спину.

Так что в воспитании детей важна некоторая трезвость: что позволено «гукающему» младенчику, уже не позволено ребёнку постарше, который ходит, говорит, в известных пределах за себя отвечает.

Здесь ему можно объяснять и требовать что-то. Например: «Так нельзя разговаривать, и я не буду тебя слушать, пока ты не заговоришь нормально. Выйди за дверь, когда успокоишься, тогда вернись». То есть апелляция к некому ограниченному выбору: или ты остаешься здесь и мы с тобой общаемся спокойно, или ты кричишь, но за дверью. Когда надоест, возвращайся.

Ясность и ограниченное пространство

Для детей важна ясность требований – об этом мне и папа всё время говорит. Нужно донести до ребёнка, что есть вещи, которые делать нельзя, вот это неприемлемо в нашей семье, потому что это традиция и норма жизни, это часть нашего мировосприятия. Поэтому вот это можно, а это нельзя.

Отец Владимир Воробьев не раз говорил, что ребенок так устроен, что не может жить в неком открытом пространстве, его пространство должно быть ограничено. И оно ограничивается с момента рождения – пелёнками, потом кроваткой, коляской, манежем, квартирой. Затем – двор, но только рядом с мамой, бабушкой, братьями, сестрами.

Потом он вырастает, начинает ходить в школу, его пространство ограничивается школьным, послешкольным образованием, опять-таки, домом. Такие же ограничения нужны в поведении.

Невозможно воспитывать ребенка, только взывая к его благоразумию. Например, поставить перед ним коробку конфет и сказать: «Нужно съесть только одну конфету, тогда всё будет в порядке. Если съешь много конфет, то зубы испортишь и живот заболит». Он искренне скажет: «Я знаю, что это нельзя, понял, почему это плохо». Потом мы уйдем, оставив его наедине с этим искушением, и он, в силу своей детскости, не сможет его преодолеть. В этом будем виноваты мы, а не ребёнок.

Да, нужно уважать личность ребёнка, но нельзя выстраивать одноуровневые отношения, ведь взрослый и ребёнок все-таки находятся на разных уровнях – знания, опыта. Никакой адекватный родитель не оставит ребенка во вседозволенности: у малыша заберут из рук нож, будут следить, чтобы он не выколол глаз ножницами…

Но попытки выстраивать с ребенком равные отношения в плохом смысле, мне кажется, его калечат. Они должны быть равными именно в уважении человеческого достоинства. Но они не могут быть равными между родителем и младенцем, потому что это значит, что либо предположить, что младенец может отвечать за себя так же, как взрослый, либо себя опустить до уровня младенца. Но в обоих случаях речь о неадекватном отношении к ситуации.

Братья и сёстры

В семье моих родителей взаимоотношения между детьми папа, в том числе, урегулировал, твёрдо следуя правилу – «доносчику первый кнут». Ябедничество не поощрялось. Прежде всего, он ругал того, кто ябедничает и вполне отучил нас от этого.

Еще в семье моих родителей, а теперь в моей семье мы придерживаемся принципа, что в споре старших и младших всё-таки должны уступать старшие.

Понятно, что в определенных границах. Если младший ребёнок пытается отобрать фарфоровую куклу более старшей девочки, то понятно, что красивую фарфоровую куклу нельзя давать играть маленькому ребенку. Он расколотит её.

Нельзя брать тетрадки старших. Но здесь старшим нужно соблюдать порядок, особенно в многодетной семье. Если он не на месте бросил школьную тетрадь, малыш нашёл её и порвал, то виноват старший – не уследил за своей вещью.

Подготовила Оксана Головко

Что безоговорочно запрещать?

Протоиерей Алексий Уминский,
настоятель храма Святой Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва)

Не люблю слова «безоговорочно». Безоговорочно надо запрещать касаться оголенных проводов — но объяснить маленькому ребенку, что такое оголенные провода и чем они опасны, невозможно: для него это слишком отвлеченные понятия. Обобщая: безоговорочно надо запрещать лишь то, что реально опасно для жизни. Но от таких запретов толк будет лишь тогда, когда ребенок их поймет, а понятийная система рождается медленно, постепенно. Вообще же запреты — это самое последнее из тех средств, что может использовать воспитание. А первое и основное — любовь.

Протоиерей Игорь Фомин,
настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского (Москва)

Надо запрещать хамство. Никогда нельзя хамить, никому, нигде. Не должно быть превозношения над другими людьми. Для меня хамство и ложь — два безусловных табу. Мои дети знают, что если хочешь увидеть папу в гневе — можешь кому-то нахамить или соврать.

Протоиерей Евгений Соколов,
настоятель домового храма святого праведного Иоанна Кронштадского при Северном (Арктическом) Федеральном университете (Архангельск)

Прежде всего надо запрещать ложь. Как только ребенок соображает, как можно получить от взрослых какие-то блага, он тут же начинает ими манипулировать. Безусловно нужно запрещать любые непристойные фильмы. Область интимного вообще должна быть закрыта для ребенка очень долго. До 12-13 лет ребенок никак не должен с ней соприкасаться. Увы, сегодня слишком часто душу ребенка опаляют этими грязными знаниями. Он все равно это узнает, но чем позже — тем лучше.

Протоиерей Максим Первозванский,
клирик московского храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник»

Безоговорочно запрещать нужно то, что представляет реальную угрозу жизни и здоровью. А вообще, что касается запретов, то вспомните Короля из «Маленького принца» Экзюпери. Когда Маленький принц попросил его, чтобы вот прямо сейчас произошел закат солнца, тот сказал: я же умный король, я повелеваю только то, что мои подданные могут исполнить.

Да, я могу, конечно, безоговорочно запретить что-то своему 30-летнему сыну, но это не значит, что он меня непременно послушает. То же относится и к 15-летнему, и к 10-летнему, и к пятилетнему. То есть

чтобы запрещать, у вас сперва должна быть такая возможность: не формальная, а фактическая. Дети будут соблюдать только те запреты, которые они осознают и которые вообще способны соблюсти.

Святитель Феофан Затворник

Любовь матерняя есть не образ только, но и самое действие промыслительного о нас попечения Божия. Без неё немыслимо распространение и сохранение рода человеческого. Мать, не любящая детей, есть отверженница и Бога и людей.

***

Отцовская любовь не уступает, может быть, в силе материнской, но в обнаружении имеет свой оттенок. У отца больше отрезвляющей строгости, а у матери согревающего снисхождения. Та и другая вместе, в пределах благоразумия, верно достигают цели — хорошего воспитания детей.

***

Сколько кто сам любит своих родителей, столько будет любим и уважаем своими детьми, когда их Бог пошлёт. Это повсюдный урок опыта.

***

Молодежь жить на земле и по-земному хочет. Ведь и нельзя без этого, потому что мы земны. Только не надо забывать, что на земле мы на время, и короткое, — стало, хоть и земны, но не для земли получили бытие.

***

Детей отчуждение — дивно. Но посмотрите, не вы ли виноваты в том. Если вы то за чтением, то за рукоделием, а детьми мало занимаетесь, так что они не видят от вас ласки… то что дивного, что они отчуждаются от вас?..

Святитель Иоанн Златоуст

Считай себя царем, имеющим подчиненный тебе город — душу ребенка, ибо душа действительно город. И подобно тому, как в городе одни воруют, а другие ведут себя честно, одни трудятся, а другие занимаются тем, что попадается под руку, так же ведут себя в душе рассудок и помыслы: одни сражаются против преступников, как в городе воины, другие заботятся обо всем, что относится к телу и к дому, как граждане в городах, третьи же отдают приказания, как городские власти.

***

Научи его быть приветливым и человеколюбивым. Пусть рот у него будет зашит для всякого злословия. Если увидишь, что он бранит кого-либо, заставь его замолчать и переведи речь на его собственные проступки.

***

Хотя бы у нас все наше было благоустроенно, мы подвергнемся крайнему наказанию, если нерадим о спасении детей.

***

Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности (родителей) к житейскому. Обращая внимание только на это одно и ничего не желая считать выше этого, они необходимо уже нерадят о детях с их душою. О таких родителях я сказал бы, что они хуже даже детоубийц: те отделяют тело от души, а эти то и другое вместе ввергают в огонь гееннский.

***

Нет нам извинения, когда дети у нас развратны.

***

Будем удалять детей не только от зрелищ, но и от слушания соблазнительных и развратных песен, чтобы ими не прельстилась душа их.

***

Возраст (детский) нежный, он скоро усвояет себе то, что ему говорят, и, как печать на воске, в душе детей отпечатлевается то, что они слышат. А между тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку, или к добродетели. Потому, если в самом начале и, так сказать, в преддверии отклонить их от порока и направить на лучший путь, то на будущее время это уже обратится им в навык и как бы в природу, и они уже не так удобно по своей воле будут уклоняться к худшему, потому что навык будет привлекать их к добрым делам.

***

Старайся, чтобы научить (сына) презирать славу настоящей жизни; от этого он будет славнее и знаменитее.

***

Кто небрежен к своим детям, тог, хотя бы в других отношениях был хорош и порядочен, понесет крайнее наказание за этот грех.

***

Если вы воспитаете своих сыновей, то они в свою очередь воспитают своих, а эти опять научат своих; продолжаясь таким образом до пришествия Христова, дело это доставит всю награду тому, кто послужил корнем.

В мире есть две сложные вещи — воспитывать и управлять.

Иммануил Кант

Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный педагог.

Лев Толстой

Воспитание есть усвоение хороших привычек.

Платон

Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаём, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.

…Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит.

Януш Корчак

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.

В. А. Сухомлинский

Дети святы и чисты… Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии… нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами…

Антон Павлович Чехов

Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни.

Коменский Я.

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным — даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.

Ушинский К. Д.

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

Одной из наиболее злостных ошибок является суждение, что педагогика — это наука о ребенке, а не о человеке. Нет детей — есть люди, но с другим масштабом понятий, другими источниками опыта, другими стремлениями, другой игрой чувств. Сто детей — сто людей, которое не когда-то там завтра, но уже теперь, сегодня уже люди.

Януш Корчак

Педагог без любви к ребенку — все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей.

Т.Гончаров

Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения.

А.Чехов

Никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети. Дети содрогаются от этого запаха, как собака от заячьего следа, и испытывают безумие, которое потом, когда мы становимся взрослыми, называется вдохновением.

И. Бабель

Ничто так не вредит, как возлагаемые надежды.

Цицерон

Обучая учусь.

Сенека Старший

Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, — добрыми или злыми, полезными или бесполезными — благодаря воспитанию.

Д. Локк

Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя.

Леонардо да Винчи

Наш воспитатель — наша действительность.

М. Горький

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

А. Дистервег

Педагог — это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней.

А. В. Луначарский

Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?

А.С. Макаренко

Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали.

А.С.Макаренко

Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. Только будет ли это настоящее счастье?

А.С. Макаренко

Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.

А.С. Макаренко

Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.

М. Монтень

Повторять слова учителя не значит быть его продолжателем.

Д.И. Писарев

Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.

Ж.Ж. Руссо

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.

К.Д. Ушинский

Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение.

К.Д. Ушинский

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя.

Э. Хаббард

Если вы хотите убедить человека в том, что он живет дурно, живите хорошо; но не убеждайте его словами. Люди верят тому, что видят.

Г. Торо

Когда слово не бьет, то и палка не поможет.

Сократ

Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство на земле — и одно из самых эффективных.

Дейл Карнеги

Тот, кто щеголяет эрудицией или ученостью, не имеет ни того, ни другого

Эрнест Хемингуэй

В возрасте 12-16 лет я ознакомился с элементами математики, включая основы дифференциального и интегрального исчислений. При этом на моё счастье, мне попались книги, в которых обращалось не слишком много внимания на логическую строгость, зато хорошо была выделена везде главная мысль. Все это занятие было поистине увлекательно; в нём были взлёты, по силе впечатления не уступавшие «чуду»…

Альберт Эйнштейн

Тот, кто экономит на школах, будет строить тюрьмы.

Бисмарк

Не обижайте детей готовыми формулами, формулы — пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное — воспитание в человеке человеческого.

Антуан де Сент-Экзюпери

Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера.

Д. Дьюи

Не убивайте неясного ума ребенка, дайте ему расти и развиваться. Не выдумывайте для него детских ответов. Когда он начинает ставить вопросы, это значит, что ум его заработал. Дайте ему пищу для дальнейшей работы, отвечайте так, как стали бы отвечать взрослому человеку.

Д.И. Писарев

Считай несчастным тот день и тот час, в которые не усвоил ничего нового и не прибавил к своему образованию.

Я.А. Коменский

Письмо к учителю сына.

Если можете, научите его интересоваться книгами… И дайте ему также свободное время, чтобы он мог поразмыслить над извечными тайнами: птицами в небе, пчелами в лучах солнца и цветами на зеленых склонах холма. Когда он будет в школе, научите его тому, что намного почетнее потерпеть неудачу, чем смошенничать… Постарайтесь дать моему сыну силу не следовать за толпой, когда все примыкают к победившей стороне… Научите его выслушивать всех людей, однако научите его также все то, что он слышит, рассматривать под углом истины и отбирать только хорошее. Научите его не слушать воющую толпу, но встать и сражаться, если он считает себя правым. Обращайтесь с ним мягко, но без излишней нежности, потому что только испытание огнем дает стали высокое качество. Научите его всегда иметь высокую веру в себя, потому что тогда он всегда будет иметь высокую веру в человечество.

Авраам Линкольн

Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.

Пабло Пикассо

Быть человеком — значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествующие делали для нас.

Георг Лихтенберг

Чем старее школа, тем она ценнее. Ибо школа есть совокупность накопленных веками творческих приемов, традиций, устных преданий об отошедших ученых или ныне живущих, их манере работать, их взглядах на предмет исследований. Эти устные предания, накапливающиеся столетиями и не подлежащие печати или сообщению тем, кого считают неподходящим для этого — эти устные предания суть сокровища, действенность которых трудно даже представить себе и оценить. Если искать какие-либо параллели или сравнения, то возраст школы, накопление ею традиций и устных преданий есть не что иное, как энергия школы, в неявной форме.

Н.Н. Лузин

Послушайте — и Вы забудете, посмотрите — и Вы запомните, сделайте — и Вы поймете.

Конфуций

Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.

Конфуций

Исследователи (Хейес, Блум) показали, что для приобретения экспертных знаний в любой широкой области человеческой деятельности, включая шахматную игру, сочинение музыки, рисование, игру на фортепьяно, плавание, теннис, а также проведение исследований по нейропсихологии и топологии, требуется приблизительно десять лет.

Причем создается впечатление, что в действительности этот срок невозможно сократить: даже Моцарту, который проявил выдающиеся музыкальные способности в возрасте 4 года, потребовалось еще 13 лет для того, чтобы он начал сочинять музыку мирового класса.

Сэмюэль Джонсон считает, что фактически требуется больше десяти лет: «Превосходства в любой области можно достичь только упорным трудом в течение всей жизни; его нельзя купить по меньшей цене».

И даже Чосер жаловался: «Жизнь так коротка, что не хватает времени на овладение мастерством»

Питер Норвиг, «Научитесь программировать за десять лет»

Школа наша давно плохо учит и дурно воспитывает. И недопустимо, чтобы должность классного воспитателя была почти не оплаченным добавочным бременем: она должна быть возмещена уменьшением требуемой с него учебной нагрузки. Нынешние программы и учебники по гуманитарным наукам все обречены если не на выброс, то на полнейшую переработку. И атеистическое вдалбливание должно быть прекращено немедленно. А начинать-то надо еще и не с детей — а с учителей, ведь мы их-то всех забросили за край прозябания, в нищету; из мужчин, кто мог, ушли с учительства на лучшие заработки. А ведь школьные учителя должны быть отборной частью нации, призванные к тому: им вручается все наше будущее.

А.И. Солженицын

Мы во многом ответственны за развитие задатка, вложенного в нас.

А.И. Солженицын

Над школой, как над колыбелью духа народного, необходимо бодрствовать с трагическим вниманием и не жалеть усилий, чтобы отстоять ее задачи.

Меньшиков

К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность.

Д.И. Менделеев

В педагогике, возведенной в степень искусства, как и во всяком другом искусстве, нельзя мерить действия всех деятелей по одной мерке, нельзя закабалить их в одну форму; но, с другой стороны, нельзя и допустить, чтобы эти действия были совершенно произвольны, неправильны и диаметрально противоположны.

Н.И. Пирогов

Сократ заставлял сначала говорить учеников, а затем уже говорил сам.

Монтень

Учитель должен не только обладать знаниями, но и вести правильный образ жизни. Второе даже более важно.

Тиру-Валлювар

Одной из наиболее злостных ошибок является суждение, что педагогика — это наука о ребенке, а не о человеке. Нет детей — есть люди, но с другим масштабом понятий, другими источниками опыта, другими стремлениями, другой игрой чувств. Сто детей — сто людей, которое не когда-то там завтра, но уже теперь, сегодня уже люди.

Януш Корчак

Действительно гуманная педагогика — это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя.

Ш. Амонашвили

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.

К.Д. Ушинский

Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?

Ш. Амонашвили

Для отдыха старшекласснику я советую шахматную игру, чтение художественной литературы. Шахматная игра в абсолютной тишине, при полной сосредоточенности — замечательное средство, тонизирующее нервную систему, дисциплинирующее мысль.

В.А. Сухомлинский

Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры.

В.А. Сухомлинский

Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека.

А. Дистервег

Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.

A. Барбюс

У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенок достигал, образно говоря, своего потолка.

В.А. Сухомлинский

Наука должна быть веселая, увлекательная и простая. Таковыми же должны быть и ученые.

Петр Капица

Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам.

М. Булгаков

О достоинствах учителя нельзя судить по размерам толпы, следующей за ним.

Р. Бах

Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни.

К.Д. Ушинский

Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант — значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства.

В. А. Сухомлинский

Педагог не тот, кто учит, педагог тот, кто чувствует, как ученик учится.

В. Ф. Шаталов

Талант — искра Божия, которой человек обыкновенно сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим.

В.О.Ключевский

В каждом человеке — солнце. Только дайте ему светить.

Cократ

Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей — еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний.

К.Д. Ушинский

Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.

К.Д. Ушинский

Три пути ведут к знанию: путь размышления — это путь самый благородный, путь подражания — это путь самый легкий и путь опыта — это путь самый горький.

Конфуций

Отношение государства к учителю — это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости.

Бисмарк

Заставляй ученика работать руками, языком и головой! Побуждай его перерабатывать материал, вкорени это ему настолько в привычку, чтобы он не умел поступать иначе, чувствовал себя неспокойным, когда это не делается; чтобы он чувствовал в этом внутреннюю потребность! Подобно тому, как никто не может за него, то есть с пользой для него, есть, пить и переваривать пищу, так никто другой не может за него думать, за него учиться; никто другой не может ни в каком отношении быть его заместителем. Он всего должен достигнуть сам. Чего он сам не приобретёт и не выработает в себе, тем он не станет и того он не будет иметь. Эти положения ясны, как солнечный день, но всё-таки тысячи людей поступают так, будто этих правил совсем не существует.

A. Дистервег

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.

Л. Н. Толстой

Цитаты и высказывания известных людей о духовно-нравственном воспитании.

«Если ты думаешь на год вперёд – посади семя.

Если ты думаешь на десятилетия вперёд – посади дерево.

Если ты думаешь на век вперёд – воспитай человека.»

Восточная мудрость.

«Без глубокого духовного и нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести – ничего чем человек есть человек.»

В.Белинский

«Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро»

В.Сухомлинский

«Самый лучший воспитатель для ребёнка, тот кто духовно общаясь с ним, забывает, что он воспитатель и видит в своём воспитаннике друга, единомышленника Такой воспитатель видит самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на маленькую, формирующуюся личность.»

В.Сухомлинский

«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.»

В. Сухомлинский.

«Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и детском саду.»

«Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, — являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность.

Д.Медведев

«Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»

К.Ушинский

«Родители и воспитатели! Остерегайте детей своих со всею заботливостию от капризов пред вами, иначе дети скоро забудут цену вашей любви, заразят свое сердце злобою, рано потеряют святую, искреннюю, горячую любовь сердца, а по достижении совершенного возраста горько будут жаловаться на то, что в юности слишком много лелеяли их, потворствовали капризам их сердца. Каприз — зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

«Если в не окрепшей еще душе запечатлены будут благие учения, никто не сможет их изгладить, когда она затвердеет, подобно тому, что бывает с восковой печатью. Ты имеешь в нем существо еще робкое, дрожащее, боящееся и взгляда, и слова, всего, чего угодно: используй власть над ним для того, что должно. Ты первый воспользуешься благими плодами, если будешь иметь хорошего сына, а затем — Бог. Для себя ты трудишься».

Святитель Иоанн Златоуст

«Кто хочет рачительно воспитать детей своих, воспитывает их в великой строгости и трудных занятиях, чтобы, отличившись и в науках, и поведении, могли они со временем получить плоды трудов своих».

Преподобный Нил Синайский

«Знай, что паче всех твоих наставлений словами жизнь твоя будет самым сильным наставлением для дочери».

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

«Не должно в наказании безмерной строгости употреблять, как и апостол повелевает: Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали (Кол. 3: 21), но средним путем поступать, как выше сказано».

Святитель Тихон Задонский

«Что нынешнее воспитание располагает к своеволию, это правда. Я нередко дивлюсь, с какой важностью и самостоятельностью ведут себя малолетние дети при родителях, и сии как будто не смеют прикоснуться к ним».

Святитель Филарет, митрополит Московский

«Точно, в нынешние времена трудно сохранить юность от бурного потока вольномыслия, разлившегося по лицу земли и потопляющего в мутных водах разум человеческий, неверием омраченный. Но вы с помощию Божиею насевайте на сердцах их семена православного вероисповедания, напояйте оные страхом Божиим, приводящим к любви чрез исполнение заповедей Господних. Запавшие на юной почве сердца их семена благочестия, может быть, принесут со временем плод во святыню твердостию веры православной».

Преподобный Макарий Оптинский

Кто неб­ре­жен к сво­им де­тям, тот хо­тя бы в дру­гих от­но­шени­ях и по­рядо­чен, по­несет край­нее на­каза­ние за этот грех. Все у нас долж­но быть вто­рос­те­пен­ным в срав­не­нии с за­ботой о де­тях.

Свя­титель Иоанн Зла­то­уст

Нам не­дос­тупны де­ла тех, с ко­торы­ми мы име­ем рзлич­ный об­раз жиз­ни. Нап­ри­мер, мать, име­ющая груд­ных де­тей, не мо­жет хо­дить ежед­невно в цер­ковь

ко всем служ­бам и до­ма по­дол­гу мо­лить­ся. Из это­го бу­дет не толь­ко сму­щение, но и да­же грех, ес­ли, нап­ри­мер, в от­сутс­твие ма­тери ре­бенок без при­зора ис­ка­лечит се­бя или нат­во­рит ша­лос­тей, ког­да бу­дет под­растать. Не мо­жет она со­вер­шенно от­речь­ся от иму­щест­ва ра­ди лич­но­го под­ви­га, ибо она обя­зана со­дер­жать и кор­мить де­тей.

Пре­подоб­ный Ни­кон Оп­тинс­кий

Что­бы спа­сать­ся, на­до жить не меч­та­ни­ем, а в ре­аль­ной жиз­ни нес­ти крест, ко­торый уже оп­ре­делил Вам Гос­подь для спа­сения.

Ар­хи­манд­ри­та Иоанн (Крестьян­кин)

Вы — же­на, вы — мать, вы — хо­зяй­ка. Обя­зан­ности по всем сим час­тям изоб­ра­жены в пи­сани­ях апос­толь­ских. Прос­мотри­те их и возь­ми­те на со­весть ис­полнять. Ибо сом­ни­тель­но, что­бы спа­сение мог­ло уст­ро­ить­ся по­мимо ис­полне­ния обя­зан­ностей, ко­торые на­лага­ют­ся зва­ни­ем и сос­то­янием.

Свя­титель Фе­офан Зат­ворник

Как толь­ко за­рож­да­ет­ся ре­бенок, на­до знать, что до не­го до­ходит все, что свер­ша­ет­ся с ма­терью или с от­цом, или с ок­ру­жени­ем. По­это­му ма­тери ре­комен­до­валось мо­лить­ся, но не фор­маль­но, не толь­ко про­из­но­сить мо­лит­вы, не толь­ко мо­лит­восло­вить, а об­щать­ся с Бо­гом, де­лить­ся с Ним всей сво­ей ра­достью, всем сво­им тре­петом, дать Бо­гу дей­ство­вать в ней.

Мит­ро­полит Ан­то­ний Су­рожс­кий

Од­но го­ре нас­тавни­цы, о ко­тором глу­боко скор­беть сле­ду­ет, ес­ли ве­ру по­теря­ет и в грех впа­дет ди­тя. А про­чее все Бог уст­ро­ит во бла­го, ра­ди пре­дан­ности Ему ве­ру­ющих сер­дец.

Свя­титель Фе­офан Зат­ворник

Есть не­пос­ти­жимая для нас связь ду­ши ро­дите­лей с ду­шою де­тей, и мы не мо­жем оп­ре­делить, до ка­кой сте­пени прос­ти­ра­ет­ся вли­яние пер­вых на пос­ледних: и вмес­те, до ка­кой сте­пени, при за­рази­тель­ном вли­янии пер­вых, прос­ти­ра­ет­ся ми­лосер­дие и снис­хожде­ние Бо­жие к пос­ледним.

Свя­титель Фе­офан Зат­ворник

Пост ох­ра­ня­ет мла­ден­цев, уце­ломуд­ри­ва­ет юно­го, де­ла­ет поч­тенным стар­ца: ибо се­дина, ук­ра­шен­ная пос­том, дос­той­нее ува­жения. Пост“- са­мое при­лич­ное уб­ранс­тво жен­щин, уз­да в цве­те лет, ох­ра­нение суп­ру­жест­ва, вос­пи­татель детс­тва… Де­ти, как цве­тущие рас­те­ния, да оро­ша­ют­ся во­дой пос­та.

Свя­титель Ва­силий Ве­ликий

Ре­бенок дол­жен быть в сос­то­янии, пос­мотрев на сво­их ро­дите­лей, ви­деть, что то, что ему расс­ка­зыва­ют, на са­мом де­ле жи­вет в них. Они, мо­жет быть, не­совер­шенны, это ре­бенок от­лично по­нима­ет, но они стре­мят­ся жить по ве­ре, и это сос­тавля­ет смысл и со­дер­жа­ние их жиз­ни.

Мит­ро­полит Ан­то­ний Су­рожс­кий

Мо­лит­вою усерд­ною мо­литесь о де­тях, и Бог сох­ра­нит в доб­рых по­ряд­ках тех, кои хо­тят быть сох­ра­нен­ны­ми и ищут се­го.

Свя­титель Фе­офан Зат­ворник

Для ро­дите­лей глав­ной за­ботой долж­но явить­ся снис­ка­ние ми­лос­ти Бо­жи­ей и Его по­мощи и бла­гос­ло­вения. И это бу­дет ус­ло­ви­ем неп­ре­мен­но­го ус­пе­ха мно­голет­ней ра­боты и борь­бы за спа­сение душ де­тей, под­вержен­ных гре­ху вмес­те со всем пад­шим че­лове­чес­ким ро­дом.

Из кни­ги Пес­то­ва Н.Е. Пра­вос­лавное вос­пи­тание де­тей

Эман­си­пиро­ван­ная же­на всег­да бы­ва­ет дур­ной ма­терью. Она тя­готит­ся деть­ми, они ей ме­ша­ют поль­зо­вать­ся сво­бодой жиз­ни, и по­тому за­боту о них она пре­дос­тавля­ет кор­ми­лицам и нянь­кам.

Епис­коп Вис­са­ри­он (Не­ча­ев)

При­учай­те де­тей ва­ших боль­ше к уме­рен­ности и да­же ли­шени­ям, с ко­торы­ми всег­да мож­но встре­тить­ся в жиз­ни, не­жели к удо­воль­стви­ям, ко­торые не для всех дос­тупны.

Амв­ро­сий Клю­чарев, ар­хи­епис­коп Харь­ковс­кий

Не долж­но смот­реть, что ди­тя ма­ло, на­доб­но с пер­вых лет на­чинать ос­те­пенять прек­лонную к гру­бому ве­щест­ву плоть и при­учать ди­тя к об­ла­данию над нею, что­бы и в от­ро­чест­ве, и в юно­шест­ве, и пос­ле них лег­ко и сво­бод­но мож­но бы­ло уп­равлять­ся с этою пот­ребностью. Пер­вая зак­васка очень до­рога. От детс­ко­го пи­тания мно­гое за­висит в пос­ле­ду­ющем.

Свя­титель Фе­офан Зат­ворник

Не сам ли ты при­чиня­ешь се­бе скорбь не­обуз­данностью тво­его сы­на? Ты дол­жен был тща­тель­но обуз­ды­вать его, при­учать его к по­ряд­ку, к ак­ку­рат­но­му ис­полне­нию сво­их обя­зан­ностей и вра­чевать бо­лез­ни его ду­ши, ког­да он был еще мо­лод, и ког­да это сде­лать бы­ло го­раз­до лег­че.

Свя­титель Иоанн Зла­то­уст

Бу­дет хо­рошо, ес­ли ро­дите­ли ста­нут по­казы­вать ре­бен­ку, что они расс­тра­ивают­ся от его бес­чинств. Но пусть они на не­го не да­вят и мо­лят­ся. Мо­лит­ва, со­вер­ша­емая с болью, при­водит к по­ложи­тель­ным ре­зуль­та­там.

Пре­подоб­ный Па­исий Свя­того­рец

Прос­то прес­тупле­ние — по­дав­лять детс­кую ра­дость и зас­тавлять де­тей быть мрач­ны­ми и важ­ны­ми. Очень ско­ро на их пле­чи ля­гут жиз­ненные проб­ле­мы. Очень ско­ро жизнь при­несет им и тре­воги, и за­боты, и труд­ности, и тя­жесть от­ветс­твен­ности. Так пусть же как мож­но доль­ше ос­та­ют­ся они юны­ми и без­за­бот­ны­ми. Их детс­тво нуж­но, по ме­ре воз­можнос­ти, на­пол­нить ра­достью, све­том, ве­селы­ми иг­ра­ми.

Им­пе­рат­ри­ца Алек­санд­ра Фе­одо­ров­на

Ро­дитель­ская лю­бовь свя­щен­на, но нель­зя за­бывать, что в от­но­шении люб­ви брач­ной она вто­рич­на. Не­допус­ти­мо, что­бы страсть к ди­тяти зат­ме­вала чувс­тво суп­ру­жес­кое, вмес­те то­го что­бы ук­реплять и воз­вы­шать его.

Мит­ро­полит Вла­димир (Иким)

Очень мно­гие ро­дите­ли, весь­ма лю­бящие сво­их де­тей, не­кото­рым об­ра­зом их пор­тят, не по­нимая, к со­жале­нию, ка­кой вред на­носят им, нап­ри­мер, тог­да, ког­да мать, по чрез­вы­чай­ной плотс­кой люб­ви, об­ни­мая и це­луя ре­бен­ка, го­ворит ему: «Ка­кой хо­роший у ме­ня ре­бенок, са­мый луч­ший в ми­ре ре­бенок» и т.п.

пре­подоб­ный Па­исий Свя­того­рец

Рож­де­ние ре­бен­ка — это бла­годат­ный дар Гос­по­день, но од­новре­мен­но и но­вое приз­ва­ние, и труд, и крест для суп­ру­гов. Бог вве­ря­ет и по­руча­ет зем­ным ро­дите­лям мла­ден­ца, еще без­за­щит­но­го те­лом и ду­шой. Это не прос­тая ра­дость, не иг­ра и не за­бава: это гроз­ная от­ветс­твен­ность” на Страш­ном Су­де от­ве­тят ро­дите­ли пе­ред Бо­гом за жи­вые ду­ши сво­их де­тей.

Мит­ро­полит Вла­димир (Иким)

Прос­то прес­тупле­ние — по­дав­лять детс­кую ра­дость и зас­тавлять де­тей быть мрач­ны­ми и важ­ны­ми. Очень ско­ро на их пле­чи ля­гут жиз­ненные проб­ле­мы. Очень ско­ро жизнь при­несет им и тре­воги, и за­боты, и труд­ности, и тя­жесть от­ветс­твен­ности. Так пусть же как мож­но доль­ше ос­та­ют­ся они юны­ми и без­за­бот­ны­ми. Их детс­тво нуж­но, по ме­ре воз­можнос­ти, на­пол­нить ра­достью, све­том, ве­селы­ми иг­ра­ми.

Свя­тая Им­пе­рат­ри­ца Алек­санд­ра Фе­одо­ров­на

Есть суп­ру­ги, ко­торые в пер­вую оче­редь ста­ра­ют­ся упо­рядо­чить все про­чие проб­ле­мы и лишь за­тем на­чина­ют ду­мать о де­тях. Та­кие лю­ди сов­сем не бе­рут в рас­чёт Бо­га. А дру­гие суп­ру­жес­кие па­ры го­ворят: «Ны­неш­няя жизнь не лег­ка. Пусть у нас бу­дет один ре­бёнок и хва­тит. Тут и од­но­го-то поп­ро­буй вы­рас­ти!» И не ро­жа­ют дру­гих де­тей. Эти лю­ди не по­нима­ют, нас­коль­ко они сог­ре­ша­ют, ду­мая по­доб­ным об­ра­зом, не по­лага­ясь с до­вери­ем на Бо­га. Бог «сер­до­болен». Ему лег­ко пе­рес­тать да­вать суп­ру­гам де­тей, ес­ли Он уви­дит, что их вы­рас­тить им уже не под си­лу.»

Ста­рец Па­исий Свя­того­рец

Ког­да в до­ме но­ворож­денный, брак как бы рож­да­ет­ся за­ново. Ре­бенок сбли­жа­ет се­мей­ную па­ру так, как ни­ког­да преж­де. В серд­цах ожи­ва­ют мол­чавшие до это­го стру­ны. Пе­ред мо­лоды­ми ро­дите­лями вста­ют но­вые це­ли, по­яв­ля­ют­ся но­вые же­лания. Жизнь при­об­ре­та­ет сра­зу но­вый и бо­лее глу­бокий смысл. Ко­неч­но, с деть­ми у нас по­яв­ля­ет­ся мас­са за­бот и хло­пот, и по­это­му есть лю­ди, ко­торые смот­рят на по­яв­ле­ние де­тей, как на нес­частье. Но так смот­рят на де­тей толь­ко хо­лод­ные эго­ис­ты. Ве­ликое де­ло взять на се­бя от­ветс­твен­ность за эти неж­ные юные жиз­ни, ко­торые мо­гут обо­гатить мир кра­сотой, ра­достью, си­лой, но ко­торые так­же лег­ко мо­гут по­гиб­нуть; ве­ликое де­ло пес­то­вать их, фор­ми­ровать их ха­рак­тер “ вот о чем нуж­но ду­мать, ког­да уст­ра­иваешь свой дом. Это дол­жен быть дом, в ко­тором де­ти бу­дут рас­ти для ис­тинной и бла­город­ной жиз­ни, для Бо­га.

Страс­то­тер­пи­ца Алек­санд­ра Фе­одо­ров­на

Вы все са­ми хо­тите уст­ро­ить де­тей, а Бо­гу ни­чего не пре­дос­тавля­ете. А все Бо­гу на­до от­дать, не прек­ра­щая, ко­неч­но, и сво­его по­пече­ния, но, не при­давая ему и слиш­ком мно­гого зна­чения.

Свя­титель Фе­офан Зат­ворник

«Мно­гие ро­дите­ли обу­ча­ют сво­их де­тей иност­ран­ным язы­кам, иные ху­дожест­вам обу­ча­ют, но о хрис­ти­анс­ком уче­нии и вос­пи­тании неб­ре­гут: та­ковые ро­дите­ли рож­да­ют де­тей к вре­мен­ной жиз­ни, и к веч­ной жиз­ни их не до­пус­ка­ют. Го­ре им, ибо не те­ла, но ду­ши че­лове­чес­кие уби­ва­ют сво­им не­раде­ни­ем!»

Свт. Ти­хон За­донс­кий

«Не сты­дясь и не бо­ясь ми­ра, пос­та­рай­тесь дать де­тям ис­тинное хрис­ти­анс­кое вос­пи­тание, со­об­щая им од­ни хрис­ти­анс­кие во всем по­нятия, при­учая к хрис­ти­анс­ким пра­вилам жиз­ни и возг­ре­вая лю­бовь к Церк­ви Бо­жи­ей и всем по­ряд­кам цер­ковным.»

Свя­титель Фе­офан Зат­ворник

«Ес­ли ро­дите­ли не ока­зыва­ют долж­но­го по­пече­ния о де­тях, не учат их ра­зуму, не вну­ша­ют им доб­рых пра­вил, то ду­ши де­тей бу­дут взыс­ка­ны от рук их.»

Пре­подоб­ный Си­ме­он Но­вый Бо­гос­лов

«Уче­ние че­рез пос­тупки и жизнь есть са­мое луч­шее уче­ние».

Св. Иоанн Зла­то­уст

«Мень­ше пот­ре­бу­ет­ся слов, ес­ли де­ла­ешь, что долж­но. Жи­вопи­сец боль­ше учит сво­ими кар­ти­нами».

Св. Гри­горий Бо­гос­лов

«Ро­дите­ли, ко­торые ро­жа­ют де­тей и да­ют им те­ло, долж­ны, нас­коль­ко это воз­можно, со­дей­ство­вать и их ду­хов­но­му воз­рожде­нию.»

Ста­рец Па­исий Свя­того­рец

«Ро­дите­ли долж­ны усерд­но пос­та­рать­ся от­сечь свои страс­ти. То, что не­кото­рые из этих страс­тей они унас­ле­дова­ли от сво­их собс­твен­ных ро­дите­лей, зна­чения не име­ет. Они не толь­ко да­дут от­вет Бо­гу за то, что не подъяли под­виг, что­бы от­сечь эти страс­ти, но так­же по­несут от­ветс­твен­ность за то, что пе­реда­ют эти страс­ти сво­им де­тям»

Ста­рец Па­исий Свя­того­рец

«Бу­дем так нас­тавлять на­ших де­тей, что­бы они пред­по­чита­ли доб­ро­детель все­му дру­гому, а оби­лие бо­гатс­тва счи­тали за нич­то.»

Свт .Иоанн Зла­то­уст

«Не ос­тавляй­те де­тей и их вос­пи­тание на са­мотек, на те­леви­зор и на ули­цу. Это грех, и не­малый. Мо­литесь и, ели­ко воз­можно, вли­яй­те на их вы­бор в жиз­ни. Ко­неч­но, не на­сили­ем, а вну­шени­ем и осоз­на­ни­ем ги­бель­нос­ти сов­ре­мен­но­го, на­вязы­ва­емо­го изв­не соз­на­ния.»

О. Иоанн (Крестьян­кин)

«Ра­дость и счастье нуж­ны де­тям не мень­ше, чем рас­те­ни­ям ну­жен воз­дух и сол­нечный свет. Са­мое бо­гатое нас­ледс­тво, ко­торое ро­дите­ли мо­гут ос­та­вить де­тям, это счаст­ли­вое детс­тво, с неж­ны­ми вос­по­мина­ни­ями об от­це и ма­тери.»

Свя­тая Ца­рица Алек­санд­ра

«Мать, рож­дая ди­тя, да­ет ми­ру че­лове­ка, а по­том долж­на она в нем же дать не­бу ан­ге­ла.»

Свя­титель Иоанн Зла­то­уст

«Рож­де­ние де­тей сде­лалось ве­личай­шим уте­шени­ем для лю­дей, ког­да они ста­ли смерт­ны­ми. По­это­му-то и че­лове­колю­бивый Бог, что­бы сра­зу смяг­чить на­каза­ние пра­роди­телей и ос­ла­бить страх смер­ти, да­ровал рож­де­ние де­тей, яв­ляя в нем об­раз воск­ре­сения.»

Свт. Иоанн Зла­то­уст

«Де­ти — это ведь жи­вые ико­ны, пот­ру­дитесь над ни­ми, не ис­ка­зите в них об­раз Бо­жий сво­им нев­ни­мани­ем и неб­ре­жени­ем.»

Ар­хи­манд­рит Иоанн (Крестьян­кин)

«Глав­ное, что­бы ре­бенок был за­нят по си­лам и нап­равлен к стра­ху Бо­жию. От это­го все доб­рое и хо­рошее, нап­ро­тив, празд­ность и нев­ну­шение де­тям стра­ха Бо­жия бы­ва­ют при­чиной всех зол и нес­частий. Без вну­шения стра­ха Бо­жия, чем де­тей ни за­нимай, — не бу­дет же­ла­емых пло­дов в от­но­шении доб­рой нравс­твен­ности и бла­го­уст­ро­ен­ной жиз­ни. При вну­шении же стра­ха Бо­жия вся­кое за­нятие хо­рошо и по­лез­но.»

Пре­подоб­ный Амв­ро­сий Оп­тинс­кий

«Разв­ра­щение де­тей про­ис­хо­дит не от че­го дру­гого, как от бе­зум­ной при­вязан­ности (ро­дите­лей) к жи­тей­ско­му.»

Свя­титель Иоанн Зла­то­уст

«За­боть­тесь не на зем­ле ос­та­вить де­тей, но воз­вести на не­бо; не при­леп­ляй­тесь к суп­ру­жест­ву плотс­ко­му, но стре­митесь к ду­хов­но­му; рож­дай­те ду­ши и вос­пи­тывай­те де­тей ду­хов­но.»

Свя­титель Ва­силий Ве­ликий

«По­доба­ет иметь муд­рость, но не со сво­им ра­зумом, а мо­лить Гос­по­да, да умуд­рит вас, как пос­ту­пать в вос­пи­тании де­тей, и да сох­ра­нит их от тлет­ворно­го ду­ха вред­ных обы­ча­ев мирс­ких.»

Пре­подоб­ный Ма­карий Оп­тинс­кий

«В вос­пи­тании не тре­бу­ет­ся ни из­лишняя мяг­кость, ни су­ровость — тре­бу­ет­ся ра­зум­ность.»

Свя­титель Фи­ларет, мит­ро­полит Мос­ковс­кий

Вы достаточно хороши для любого дела

Большинство людей не делают что‑то только из‑за страха, что они недостаточно хороши для этого. Боятся, что не справятся. Запомните, что вы достаточно хороши для всего. Не бойтесь браться за что‑то новое, для этого не нужно одобрение окружающих.

Всё, что нужно для счастья, находится внутри

Некоторые люди ищут счастье в еде, алкоголе, наркотиках, покупках, вечеринках или сексе. Но так его и не находят. Это происходит, потому что они ищут счастье извне и не понимают, что всё необходимое для его обретения есть внутри. Это благодарность, сочувствие, забота, умение создавать и делать что-то пусть даже небольшое, но значимое.

Прислушивайтесь к своим учителям и никогда не переставайте учиться

Они бывают не только в школе, учителя могут быть повсюду. Ими могут стать родные и близкие, друзья, люди в интернете. И даже собственные ошибки — одни из лучших учителей. Учитесь на своих ошибках, миритесь с ними и отбрасывайте их так, чтобы они не влияли на вашу уверенность в своих силах.
Каждый день понемногу узнавайте что‑то новое и со временем это обретёт огромный смысл.

Не нервничайте по пустякам

Попробуйте посмотреть на проблему в перспективе: будет ли она иметь для вас значение через пять лет? В большинстве случаев ответ будет «нет». Если же ответ всё-таки «да», уделите проблеме больше внимания.

Наслаждайтесь жизнью

Это могут быть не только привычные удовольствия. Будьте рады незнакомцу в автобусе. Случайному солнечному свету, падающему на ваше лицо во время прогулки. Утренней тишине. Времени, проведённому с любимым человеком. Моменту одиночества. Вашему дыханию.

Откройте сердце

Жизнь удивительна, если вы не закрылись от неё. Другие люди тоже удивительны. Откройте своё сердце и будьте готовы к тем ранам, которые можете получить, открываясь миру. Но только так вы сможете испытать всё самое лучшее в жизни.

Пусть любовь станет вашим правилом

Любите свою семью, друзей, сотрудников, незнакомцев. Любите даже тех, кто считает себя вашими врагами. Любите животных. И прежде всего любите себя. Но помните, что вы — не центр Вселенной. Кто‑то другой не менее важен, чем вы сами. Выгляните за пределы своей маленькой раковины и попробуйте посмотреть на мир глазами других людей.

Любите здоровую пищу

Постепенно переходите на правильное питание. Научитесь готовить для себя, пробуйте вкусные и полезные рецепты.

Получайте удовольствие от активной жизни

Можно получать огромное удовольствие от вредной пищи, от сидения дома, от телевизора, фильмов, сериалов и видеоигр. Но еще больше удовольствия и радости вам принесут прогулки и игры на свежем воздухе, плавание, скалолазание, дружеские соревнования и многое другое. Это путь к здоровой жизни, к здоровому сердцу и к более острому энергичному уму.

Вы можете начать свой собственный бизнес

Многие думают, что собственный бизнес — это занятие только для богатых людей. На самом деле, всё совершенно не так. Практически каждый может открыть своё дело. Может быть не сразу всё будет получаться, но вы получите ценный опыт.

Тратьте меньше, чем вы зарабатываете

Хотя бы на 30% меньше. Многие люди тратят все заработанные деньги на совсем необязательные вещи. Научитесь довольствоваться малым и тратить деньги только на необходимое.

Отказывайтесь от второстепенных источников заработка по мере роста общего дохода

Не распыляйтесь и сфокусируйте свои усилия. В будущем вы будете благодарны себе за это.

Не избегайте дискомфорта и приспосабливайтесь к изменениям

Все стараются избежать дискомфорта, но это большая ошибка. Если относиться к этому, как неизбежному явлению на пути к росту, то вы сможете менять свою жизнь как пожелаете. Изменения — это неотъемлемая часть жизни. Вы будете страдать, если легко привязываетесь к вещам. Учитесь отпускать, учитесь быть гибкими умом. Не привязывайтесь к комфорту и не закрывайтесь от всего нового и неудобного.

Святитель Василий Великий

Кто будет воспитываться в худых нравах, тому гораздо полезнее умереть до зрелого возраста, чем долее заражаться, перенимая порочное поведение родителей.

***

Немалая польза, если души юношей осваиваются и свыкаются с добродетелью, потому что наставления такою рода, по нежности душ, запечатлеваясь глубоко, остаются в них неизгладимыми.

***

Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно запечатлевает в себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначально оснований и преподанных образцов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *