Святого патрика

Древние святые включены в месяцеслов

Полюбившийся во многих странах мира День святого Патрика обрел официальную прописку в России в качестве церковного праздника.

Вопрос-ответ День святого Патрика: история и традиции праздника 9 марта 2017 года под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в московском Даниловом ставропигиальном монастыре состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Основной темой стало обсуждение плана проведения памятных мероприятий, посвященных 100-летней годовщине начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь.

Однако для публики, не столь погруженной в дела церкви, куда интереснее оказался другой вопрос — включение в месяцеслов имен древних святых, существовавших в странах Центральной и Западной Европы до 1054 года.

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда пояснил, что формирование перечня святых шло на основании сведений об их почитании православными в западноевропейских епархиях Русской Православной Церкви, а также на основании традиции их почитания в других Поместных Православных Церквах. «При этом учитывались безупречность исповедания ими православной веры, обстоятельства, при которых состоялось прославление, а также отсутствие упоминания имени святого в полемических трудах по борьбе с Восточной Церковью и восточным обрядом», — сказал Владимир Легойда.

Вопрос-ответ Почему Русская православная церковь начнет отмечать День святого Патрика?

Край земли

В первом тысячелетии н. э. церковный ландшафт на востоке и западе Римской империи не знал такого количества границ, препятствий и средостений, которые возникли в период расколов и реформ. Именно поэтому, с точки зрения религиозной географии, мы можем говорить о «православных святынях Запада» и о кафолической восточной Церкви.

Церковный «Восток и Запад» до V века жили единой верой и преданием. Конечно, могли различаться монастырские уставы, храмовое искусство, песнопения, литургический чин и даже пасхальные исчисления. Однако и на востоке, и на западе империи знали одну непреложную границу: для консервативного имперского сознания все территории, лежащие вне цивилизованной ойкумены, были — «краем земли» (ultima terra) и культурным небытием.

Эти территории годились только для колонизации, то есть воспринимались в качестве сырьевого придатка, как бы сказали сегодня. Однако вспомним слова Спасителя, завещавшего своим апостолам быть свидетелями даже до края земли (Деян 1:8). Евангелие приходит и сюда.

Фото Владимира Ештокина

Святитель Патрикий, он же святой Патрик

«В общей сложности в месяцеслов были включены имена более полутора десятков святых, подвизавшихся в западных странах, среди которых — святитель Патрикий, просветитель Ирландии, более известный среди верующих нашей страны как святой Патрик», — заметил Легойда.

Отличаться будет день, в который церковь будет вспоминать святителя Патрикия. Если католики и протестанты отмечают эту дату 17 марта, то Русская Православная церковь — 30 марта. Разница возникает из-за того, что РПЦ продолжает использовать юлианский календарь, разница которого с григорианским в настоящее время составляет 13 дней.

Святой Патрик, живший в IV — V веках в Англии и Ирландии, считается крестителем и покровителем Ирландии. Менее известен тот факт, что святой Патрик также считается покровителем Исландии и Нигерии, поскольку христианство в эти страны принесли ирландские миссионеры.

Самым известным храмом в его честь является собор Святого Патрика в Дублине, построенный в 1191 году. Настоятелем собора в XVIII веке был писатель и философ Джонатан Свифт.

Собор Святого Патрика в Дублине. Фото: www.globallookpress.com

Праздник в зеленом, который любят все

Вместе с ирландскими иммигрантами, праздник святого Патрика начал свое распространение по планете. В Ирландии и Северной Ирландии, в США, в канадской провинции Ньюфаундленд и Лабрадор этот праздник является государственным. Он также широко отмечается в странах, где существует большая ирландская диаспора.

День святого Патрика сегодня — это не только религиозный праздник, но и своеобразный фестиваль ирландской культуры.

День святого Патрика в Ирландии и Великобритании

Праздник святого Патрика, как своего рода национальный праздник, праздновался ирландцами ещё в IX—X веках. © Reuters / Dylan Martinez Впоследствии святой Патрик получил статус небесного покровителя Ирландии. © Reuters / Andrew Boyers Первый фестиваль в честь Дня святого Патрика состоялся 17 марта 1996 года и с тех пор проводится ежегодно. © Reuters / Andrew Boyers В 1997 году он проходил в течение 3 дней, в 2000 году стал 4-дневным, к 2006 году 5-дневным. © Reuters / Clodagh Kilcoyne В Лондоне с 2002 года ежегодно проводится парад в честь Дня святого Патрика, который проходит в ближайший к 17-му марта уикенд, как правило, на Трафальгарской площади. © Reuters / Peter Nicholls В 2008 году на День святого Патрика вода в фонтанах Трафальгарской площади была окрашена в зелёный цвет. © Reuters / Peter Nicholls Официальным символом праздника является Трилистник, а также лепреконы и ирландские флаги. © Reuters / Peter Nicholls Клерикальные лидеры Ирландии в последнее время выражают озабоченность по поводу современных традиций праздника и говорят о необходимости вернуть День святого Патрика, как церковное мероприятие. © Reuters / Peter Nicholls © Reuters / Peter Nicholls

Немного о крестах

И в Кланмакнойзе, и в Гланделоке, и в сотнях других мест по всему острову можно увидеть величественные ирландские кресты. Высокий кельтский крест в круге стал еще одним символом христианской Ирландии. Все дошедшие до нас предметы этого церковного искусства изготовлены из камня, однако многие знаменитые кельтские кресты являются точными копиями своих деревянных «предков». Часто на таких крестах в точках, где круг соприкасается с перекладинами самого креста, можно увидеть большие дутые декоративные шары или выпуклости. Иногда есть только одна большая выпуклость прямо в центре скрещения. Это не что иное, как напоминание о железных заклепках, массивных гвоздевых креплениях, которые позволяли всей некогда деревянной конструкции держаться. В камне же эти инженерные элементы приобрели исключительно эстетическую функцию. Кстати, круглый диск, появившись на кельтских крестах, первоначально также имел практическое значение. Такими круглыми скобами удерживали широкие рукава крестов. Интересно, что у древних кельтских крестов с короткими рукавами круг не встречается. Каменные же кресты просто имитировали эту функциональную задумку деревянных прототипов. Все измышления о культе солнца и языческом влиянии на образ кельтского креста — не более чем выдумка отдельных авторов.

Древнейшие из каменных крестов (VIII–IX века) украшены в основном декоративной вязью, абстрактным орнаментом, хитросплетенными спиралями, которые легли в основу знаменитой кельтской вязи. Более поздние кресты (IX–XI века) обильно покрыты изображениями из сцен Ветхого и Нового Заветов. А на самых поздних из них (XII век) в характерном романском стиле изображается епископ с посохом в руках. В эту эпоху было важно показать значение епископской власти в Церкви. Для Ирландии, где основной авторитет и власть принадлежали аббатам — настоятелям монастырей, — утверждение роли епископа было актуальным.

Отдельно стоящие высокие кресты, вопреки ожиданиям, не несли погребальной функции. Первоначально их ставили в центре монастыря, обозначая главную площадь обители (platea). Часто их воздвигали на границах, отделяющих сакральную территорию от мирской. Иногда они становились видимыми символами королевского патронажа над тем или иным монастырем.

Ирландию называют изумрудным или зеленым островом. Благодаря уникальному островному климату ирландские луга почти круглый год покрыты цветочным ковром. Фото Владимира Ештокина

Знаменитый кельтский крест в круге — символ ирландского христианства. Круг в этих массивных конструкциях играл чисто техническую роль, поддерживая каменные рукава. Позже стал восприниматься как символ вечности. Фото Владимира Ештокина

День святого Патрика в Ирландии и Великобритании

Праздник святого Патрика, как своего рода национальный праздник, праздновался ирландцами ещё в IX—X веках. © Reuters / Dylan Martinez Впоследствии святой Патрик получил статус небесного покровителя Ирландии. © Reuters / Andrew Boyers Первый фестиваль в честь Дня святого Патрика состоялся 17 марта 1996 года и с тех пор проводится ежегодно. © Reuters / Andrew Boyers В 1997 году он проходил в течение 3 дней, в 2000 году стал 4-дневным, к 2006 году 5-дневным. © Reuters / Clodagh Kilcoyne В Лондоне с 2002 года ежегодно проводится парад в честь Дня святого Патрика, который проходит в ближайший к 17-му марта уикенд, как правило, на Трафальгарской площади. © Reuters / Peter Nicholls В 2008 году на День святого Патрика вода в фонтанах Трафальгарской площади была окрашена в зелёный цвет. © Reuters / Peter Nicholls Официальным символом праздника является Трилистник, а также лепреконы и ирландские флаги. © Reuters / Peter Nicholls Клерикальные лидеры Ирландии в последнее время выражают озабоченность по поводу современных традиций праздника и говорят о необходимости вернуть День святого Патрика, как церковное мероприятие. © Reuters / Peter Nicholls © Reuters / Peter Nicholls

В последние годы у этой даты становится все больше почитателей и в России. Московской традицией стали парады в честь дня святого Патрика, на которые участники приходят в зеленом. Пройдет в 2017 году в российской столице и традиционная «Ирландская неделя», включающая концерты, фильмы, спектакли, связанные с культурой Ирландии.

У российских почитателей этого праздника до последнего времени было лишь одно неудобство — все-таки Патрик не являлся святым, почитаемым в православии. Спасибо Священному синоду — такой проблемы больше нет.

Апо­стол Край­не­го За­па­да свя­той Пат­ри­кий (Пат­рик) ро­дил­ся в Бри­та­нии око­ло 383 го­да в гал­ло-рим­ской се­мье, ко­то­рая уже дав­но при­ня­ла хри­сти­ан­ство. Его отец Каль­пур­ний был диа­ко­ном и в то же вре­мя ис­пол­нял обя­зан­но­сти де­ку­ри­о­на. У него бы­ло про­цве­та­ю­щее по­ме­стье, и он поз­во­лил сы­ну про­ве­сти пер­вые го­ды жиз­ни лег­ко­мыс­лен­но, ни­сколь­ко не за­бо­тясь о бо­же­ствен­ных пред­ме­тах.

Ко­гда Пат­ри­кию бы­ло 16 лет, его вме­сте со мно­ги­ми дру­ги­ми жи­те­ля­ми окру­ги взя­ли в плен пи­ра­ты. Они про­да­ли его в Ир­лан­дию од­но­му земле­вла­дель­цу, ко­то­рый по­ру­чил Пат­ри­кию охра­нять в го­рах свои ста­да. Су­ро­вые усло­вия из­гна­ния в этих чу­жих кра­ях, быв­ших по­чти пол­но­стью во вла­сти язы­че­ства, а так­же об­ще­ние с при­ро­дой об­ра­ти­ли его серд­це к Бо­гу. Он на­чал ве­сти жизнь, пол­ную по­ка­я­ния, пре­бы­вая дни и но­чи в мо­лит­ве на ко­ле­нях на за­мерз­шей или раз­мок­шей от до­ждей зем­ле, и не ис­пы­ты­вал при этом ни­ка­ких стра­да­ний, на­столь­ко его ду­ша бы­ла пол­на бо­же­ствен­ным уте­ше­ни­ем.

Через шесть лет пле­на, пре­вра­тив­ше­го­ся в рай­ское бла­жен­ство, он од­на­жды но­чью услы­шал го­лос, ко­то­рый ска­зал ему: «Ты хо­ро­шо по­сту­пил, что по­стил­ся и мо­лил­ся. Бог услы­шал твою мо­лит­ву. Те­перь сту­пай, вер­нись в свою от­чиз­ну: для те­бя при­го­тов­лен ко­рабль!» Пол­но­стью до­ве­рив­шись, он со­вер­шил то­гда по­бег и, прой­дя на­угад боль­ше 320 ки­ло­мет­ров, до­стиг пор­та и сел на ко­рабль язы­че­ских тор­гов­цев.

Через три дня они вы­са­ди­лись в пу­стын­ном и неиз­вест­ном краю и от­пра­ви­лись на по­ис­ки ка­ко­го-ни­будь по­се­ле­ния. Они стран­ство­ва­ли по­чти ме­сяц, тер­за­е­мые го­ло­дом, и на­ко­нец по­про­си­ли Пат­ри­кия об­ра­тить­ся к его Бо­гу, чтобы Он спас их. Как толь­ко юный хри­сти­а­нин воз­дел ру­ки, сра­зу по­яви­лось ста­до сви­ней – лю­ди смог­ли убить несколь­ких жи­вот­ных и на­сы­тить­ся. По­сле раз­лич­ных бед­ствий Пат­ри­кию уда­лось до­стичь ро­ди­ны, где он сно­ва был за­хва­чен пи­ра­та­ми, но два ме­ся­ца спу­стя вновь об­рел сво­бо­ду, как ему бы­ло пред­ска­за­но рань­ше.

Ко­гда он воз­вра­тил­ся в от­чий дом, ему бы­ло ви­де­ние: пе­ред ним пред­стал некий небес­ный муж по име­ни Вик­то­рий и по­ка­зал пач­ку пи­сем. Он от­крыл пер­вое и про­чи­тал: «Глас Ир­лан­дии! Свя­той от­рок, мы мо­лим те­бя вновь прий­ти и хо­дить сре­ди нас». Пат­ри­кию по­слы­ша­лись то­гда го­ло­са лю­дей из Фо­клут­ско­го ле­са, где он про­вел го­ды сво­е­го пле­на. По­чув­ство­вав в этом при­зыв Бо­жий, он ре­шил под­го­то­вить се­бя к про­све­ще­нию этих вар­ва­ров. Для это­го он дол­жен был за­вер­шить цер­ков­ное об­ра­зо­ва­ние, ко­то­рое не смог по­лу­чить в ран­ней юно­сти. Он от­пра­вил­ся в Гал­лию, жил в раз­лич­ных мо­на­ше­ских цен­трах, в том чис­ле в Ле­рине. Око­ло 15 лет про­вел свя­той Пат­ри­кий в Осе­ре под ду­хов­ным во­ди­тель­ством свя­то­го Гер­ма­на (па­мять 31 июля), ко­то­рый ру­ко­по­ло­жил его в диа­ко­на.

Ко­гда свя­той Гер­ман вер­нул­ся из по­езд­ки в Бри­та­нию, где бо­рол­ся с ере­ти­ка­ми-пе­ла­ги­а­на­ми (429), пе­ред ним вновь вста­ла неот­лож­ная за­да­ча: най­ти мис­си­о­не­ров для Ир­лан­дии. Чуть ра­нее па­па Ке­ле­стин I (431) ру­ко­по­ло­жил диа­ко­на Рим­ской Церк­ви Пал­ла­дия в епи­ско­па, дабы он ор­га­ни­зо­вы­вал рас­се­ян­ных по Ир­лан­дии хри­сти­ан и управ­лял ими. Пал­ла­дий немед­лен­но столк­нул­ся с боль­ши­ми труд­но­стя­ми, ос­но­вал все­го лишь три церк­ви, а через несколь­ко ме­ся­цев был на­стиг­нут смер­тью. По­это­му свя­той Пат­ри­кий при­нял по­свя­ще­ние в епи­ско­па из рук свя­то­го Гер­ма­на, дабы нести свет ис­ти­ны вар­ва­рам Ир­лан­дии. Дей­стви­тель­но, он был хо­ро­шо под­го­тов­лен к вы­пол­не­нию этой за­да­чи не толь­ко по­то­му, что его при­звал Бог, но и по­то­му, что он знал язык и нра­вы этих пле­мен. Пом­ня о гре­хах юно­сти, он не ре­шал­ся при­ни­мать ру­ко­по­ло­же­ние, но но­вое ви­де­ние утвер­ди­ло его в том, что та­ко­ва во­ля Бо­жия.

Во гла­ве неболь­шо­го чис­ла кли­ри­ков он вы­са­дил­ся на ост­ро­ве в том са­мом ме­сте, ку­да при­плыл и свя­той Пал­ла­дий. Свя­той Пат­ри­кий не меш­кая от­пра­вил­ся на боль­шое со­бра­ние, ко­то­рое ре­гу­ляр­но устра­и­ва­ли пред­во­ди­те­ли ро­дов. Пе­ред сви­ре­пы­ми во­и­на­ми он про­из­нес сме­лую про­по­ведь о Хри­сте. Ему уда­лось об­ра­тить неко­то­рых ста­рей­шин, а вслед за ни­ми и лю­дей из их пле­мен. Мис­си­о­не­ры по­лу­чи­ли зе­мель­ные участ­ки, чтобы ос­но­вать там церк­ви и мо­на­сты­ри. Свя­той Пат­ри­кий обо­шел всю Ир­лан­дию, преж­де все­го ее се­вер­ные об­ла­сти, без уста­ли воз­ве­щая сло­во Бо­жие. Как пра­ви­ло, он об­ра­щал­ся вна­ча­ле к гла­вам ро­дов и ко­ро­лям. Имен­но так он смог об­ра­тить ко­ро­лей Дуб­ли­на, Мун­сте­ра и се­ме­рых сы­но­вей ко­ро­ля Кон­нахта.

Про­по­вед­ник столк­нул­ся, од­на­ко, с про­ти­во­дей­стви­ем жре­цов-дру­и­дов, ко­то­рые ис­поль­зо­ва­ли про­тив апо­сто­ла кол­дов­ство. Но Пат­ри­кий, при­звав на по­мощь мо­гу­ще­ство Бо­жие, сде­лал их бес­силь­ны­ми и да­же об­ра­тил неко­то­рых ко Хри­сту. Но­во­об­ра­щен­ные ста­ли за­тем бла­го­че­сти­вы­ми пре­сви­те­ра­ми, рев­ност­ны­ми в про­све­ще­нии сво­их бра­тьев.

По­сле про­по­ве­ди в ко­ролев­стве Ори­эл он ос­но­вал мо­на­стырь в Ар­ма­ге, ко­то­рый впо­след­ствии стал ар­хи­епи­скоп­ской ка­фед­рой Ир­лан­дии. Имен­но из этой оби­те­ли на­чи­на­лись его дли­тель­ные мис­си­о­нер­ские по­езд­ки. Пат­ри­кий про­ти­во­сто­ял на­си­лию, угро­зам и ка­ким бы то ни бы­ло опас­но­стям с пол­ным пре­не­бре­же­ни­ем к сво­ей жиз­ни и пе­ре­се­кал эти него­сте­при­им­ные зем­ли, поз­во­ляя Бо­гу го­во­рить через него с людь­ми. Про­по­вед­ник не при­да­вал ни­ка­ко­го зна­че­ния соб­ствен­ным спо­соб­но­стям, и, несмот­ря на то, что он пре­не­бре­гал за­ко­на­ми ри­то­ри­ки, его речь, на­сы­щен­ная ци­та­та­ми и от­сыл­ка­ми к Свя­щен­но­му Пи­са­нию, об­ла­да­ла бо­же­ствен­ной си­лой при­во­дить лю­дей ко Хри­сту. Сре­ди по­ко­рен­ных про­по­ве­дью свя­то­го Пат­ри­кия бы­ли, по­ми­мо про­стых лю­дей, так­же бар­ды-фили­ды. Бар­ды бы­ли од­ной из выс­ших каст кельт­ско­го об­ще­ства в Ир­лан­дии, хра­ни­те­ля­ми и ин­тер­пре­та­то­ра­ми свя­щен­ных уст­ных пре­да­ний на­ро­да и по сво­е­му по­ло­же­нию бы­ли близ­ки язы­че­ским жре­цам. Они, став мо­на­ха­ми, от­да­ва­ли слу­же­нию Бла­гой Ве­сти свои по­э­ти­че­ские та­лан­ты. Их пес­но­пе­ния бы­ли столь пре­крас­ны, что, как го­во­ри­ли, ан­ге­лы пре­кло­ня­лись с небес­ной вы­со­ты, чтобы их по­слу­шать.

Для устро­е­ния но­вой Церк­ви свя­той Пат­ри­кий ру­ко­по­ла­гал свя­щен­ни­ков и епи­ско­пов, от­но­сясь с ува­же­ни­ем и муд­ро­стью к са­мо­быт­но­му ха­рак­те­ру ир­ланд­ско­го на­ро­да. Ка­фед­ры его епи­ско­пов рас­по­ла­га­лись, как пра­ви­ло, не в го­ро­дах, а в мо­на­сты­рях, ко­то­рые при сле­ду­ю­щих по­ко­ле­ни­ях до­стиг­ли рас­цве­та и пре­вра­ти­ли Ир­лан­дию в но­вую Фива­и­ду. Из них вы­шло мно­же­ство мо­на­хов, сме­лых мис­си­о­не­ров и неуто­ми­мых пу­те­ше­ствен­ни­ков, внес­ших зна­чи­тель­ный вклад в де­ло но­во­го про­све­ще­ния Ев­ро­пы Бла­гой Ве­стью по­сле вар­вар­ских на­ше­ствий.

Свя­той Пат­ри­кий ни­ко­гда не пре­не­бре­гал вы­пол­не­ни­ем еже­днев­но­го мо­лит­вен­но­го пра­ви­ла, был ли он в од­ном из этих мо­на­сты­рей-епи­ско­пий или в пу­те­ше­ствии. Пра­ви­ло со­сто­я­ло в про­чи­ты­ва­нии вслух всей Псал­ти­ри, вме­сте со все­ми биб­лей­ски­ми пес­ня­ми, а так­же дру­гих бо­го­дух­но­вен­ных тек­стов, та­ких как От­кро­ве­ние свя­то­го Иоан­на Бо­го­сло­ва. Каж­дый час дня он сто раз осе­нял се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем, а ко­гда встре­чал по до­ро­ге знак кре­ста, то схо­дил с по­воз­ки и про­сти­рал­ся пе­ред ним. В мис­си­о­нер­ских по­езд­ках он не раз мог быть убит сво­и­ми про­тив­ни­ка­ми, но ан­гел Ир­ланд­ской Церк­ви из­бав­лял его от опас­но­сти ра­ди поль­зы ве­ру­ю­щих.

По­знав лич­но стра­да­ния, при­чи­ня­е­мые раб­ством, Пат­ри­кий стал за­щит­ни­ком на­се­ле­ния, под­вер­гав­ше­го­ся на­па­де­ни­ям пи­ра­тов. Он от­лу­чил Ко­ро­ти­ка, пред­во­ди­те­ля от­ря­да брит­тов, ко­то­рый, вы­са­див­шись на зем­лях пле­ме­ни, кре­щен­но­го на­ка­нуне, убил неко­то­рых из но­во­об­ра­щен­ных, а дру­гих за­хва­тил для про­да­жи в раб­ство. Несколь­ко ме­ся­цев спу­стя Ко­ро­тик, от­ка­зав­ший­ся рас­ка­ять­ся, был по­ра­жен умо­по­ме­ша­тель­ством и умер в от­ча­я­нии.

По про­ше­ствии по­чти 30 лет епи­скоп­ско­го слу­же­ния свя­той Пат­ри­кий, ко­то­ро­му бы­ло уже 80 лет, на­пи­сал в сво­ей «Ис­по­ве­ди»: «Я ис­по­ве­дую это пред мо­им Гос­по­дом и не ис­пы­ты­ваю чув­ства сты­да в Его при­сут­ствии: с то­го вре­ме­ни, как я узнал Его в юно­сти, лю­бовь Бо­жия рос­ла во мне, и вплоть до се­го дня, по бла­го­да­ти Гос­под­ней, я со­хра­нял ве­ру… Он, Ко­то­рый так ча­сто про­щал мне мою глу­пость и небреж­ность в от­вет на то, что Свя­той Дух мне вну­шал, по­ми­лу­ет ме­ня бла­го­да­ря ты­ся­чам и ты­ся­чам лю­дей, по­то­му что Он ви­дел, что я на­хо­жусь в Его вла­сти. Пусть на то бу­дет во­ля Бо­жия, чтобы мои ча­да пре­взо­шли ме­ня в де­лах воз­вы­шен­ных и в пло­дах спа­се­ния! В этом бу­дет для ме­ня сла­ва, по­сколь­ку сын муд­рый ра­ду­ет от­ца (Притч.10:1). Мои воз­люб­лен­ные, я ис­кал вас, а не ва­ши бо­гат­ства. То, что мне да­ва­ли да­ром, я так же и раз­да­вал: вам – ва­ши бла­га, а се­бе – утом­ле­ние и опас­но­сти, и я шел к вам и по­всю­ду ра­ди вас, и да­же в те края, ку­да ни­кто ни­ко­гда не при­хо­дил кре­стить. По бла­го­да­ти Бо­жи­ей ра­ди ва­ше­го спа­се­ния я все пе­ре­нес в трез­ве­нии и ве­ли­ко­ду­шии… Хри­стос Спа­си­тель стал бед­ня­ком ра­ди нас, и я, бед­ный и несчаст­ный, каж­дый день ожи­дал, что ме­ня убьют, что я по­па­ду в ло­вуш­ку или бу­ду об­ра­щен в раб­ство, но бла­го­да­ря небес­ным обе­ща­ни­ям я не бо­ял­ся ни­че­го из все­го это­го, пре­дав се­бя в ру­ки Все­мо­гу­ще­го Бо­га, Ко­то­рый вы­брал ме­ня для вы­пол­не­ния этой за­да­чи… Как я воз­дам Ему за все Его бла­го­де­я­ния по от­но­ше­нию ко мне? И ес­ли мне уда­лось со­вер­шить ка­кое-ни­будь доб­рое де­ло для мо­е­го Бо­га, Ко­то­ро­го я люб­лю, пусть ни­кто не го­во­рит, что это сде­лал та­кой невеж­да, ка­ким я яв­ля­юсь, но это был дар Бо­жий. Я про­сил Его раз­ре­шить мне про­лить свою кровь за Его имя: пусть да­же я был бы ли­шен мо­ги­лы, и мой труп, разо­дран­ный в кло­чья, был бы остав­лен на корм пти­цам и в до­бы­чу хищ­ным зве­рям».

Преж­де сво­е­го упо­ко­е­ния, о ко­то­ром ему воз­ве­стил Бог, Пат­ри­кий пред­при­нял по­след­нюю по­езд­ку, дабы про­ве­рить цер­ков­ные де­ла. Уви­дев на краю до­ро­ги куст, ко­то­рый го­рел, не сго­рая, он при­бли­зил­ся и услы­шал сло­ва ан­ге­ла, воз­ве­стив­ше­го ему, сре­ди про­чих обе­ща­ний, что он бу­дет су­дить ир­ланд­ский на­род в по­след­ние дни.

17 мар­та 461 го­да свя­той при­был в ме­стеч­ко Са­ул, в об­ла­сти Улад (Оль­стер). Там он по­чил в ми­ре, со­про­вож­да­е­мый гим­на­ми небес­ных во­инств. Те­ло Пат­ри­кия по­ло­жи­ли на по­воз­ку, ко­то­рую влек­ли два ди­ких бы­ка. Они оста­но­ви­лись в неко­ем ме­сте, ко­то­рое бы­ло на­зва­но впо­след­ствии Да­ун-Пат­рик. Там ему вы­ры­ли мо­ги­лу.

Бла­го­да­ря тру­дам свя­то­го Пат­ри­кия Ир­лан­дия про­цве­ла как хри­сти­ан­ский край и вполне за­слу­жен­но ста­ла име­но­вать­ся Ост­ро­вом свя­тых. Здесь его го­ря­чо по­чи­та­ют как сво­е­го глав­но­го за­щит­ни­ка. Свя­то­му Пат­ри­кию по­свя­ще­но бо­лее 200 церк­вей. Его по­чи­та­ние ши­ро­ко рас­про­стра­не­но по все­му За­па­ду.

Иеро­мо­нах Ма­ка­рий Си­мо­но­петр­ский. Си­нак­сарь: Жи­тия свя­тых Пра­во­слав­ной Церк­ви: В 6 т. /
Адап­тир. пер. с франц. – М. : Изд-во Сре­тен­ско­го мо­на­сты­ря, 2011

При­ме­ча­ния

Включен в месяцеслов Русской Православной Церкви Священным Синодом 9 марта 2017 г., журнал № 14.

За­пад­ная Цер­ковь от­ме­ча­ет его па­мять 6 июля.

Всех поздравляю с Днём Святого Патрика и привожу его мощную молитву. Однажды его разыскивал языческий король с целью убить, и устроил в засаду в лесу. Святой Патрик, проходя мимо со своими учениками, читал эту молитву и король увидел лишь проходящее стадо оленей. Так что пьём за Ирландию, Патрика и молимся молитвой оленя.
Молитва «Щит Св. Патрика»
(«Мольба оленя»)
Я восстаю ныне великой силою
воззвания ко Троице,
верою в Троичность,
исповеданием Единства
Творца всего творения.
Я восстаю ныне
силою Христа и Его Крещения,
силою Его Распятия и Погребения,
силою Его Воскресения и Вознесения,
силою Его пришествия на последний суд.
Я восстаю ныне
силою любви Херувимов,
силою послушания Ангелов,
силою служения Архангелов,
силою надежды воскресения и благовоздаяния,
силою молитв Патриархов,
силою провозвестия Пророков,
силою проповеди Апостолов,
силою веры Исповедников,
силою непорочности Девственниц,
силою деяний Праведников.
Я восстаю ныне
силою Небес,
светом Солнца,
сиянием Луны,
славой Огня,
быстротой Молнии,
порывом Ветра,
глубиной Моря,
постоянством Земли,
крепостью Камня.
Я восстаю ныне
Божьей силою, меня ведущей,
Божьим могуществом,меня укрепляющим,
Божьей мудростью, меня направляющей,
Божьим оком, меня соблюдающим,
Божьим слухом, мне внемлющим,
Божьим словом, мне глаголющим,
Божьей дланью, меня хранящей,
Божьим путем, мне предлежащим,
Божьим щитом, меня ограждающим,
Божьим воинством, меня сберегающим
от демонских уловлений,
от скверных искушений,
от природных похотей,
от всех, кто желает мне зла,
дальних и ближних,
единых и разделенных.
Я призываю ныне
все силы эти оградить меня
от всего, без милости восстающего
на мои тело и душу,
от заклятий лжепророков,
от злоучений язычников,
от лжеверия еретиков,
от обмана идолослужения,
от злого колдовства,
от тех знаний, что губят тело и душу.
Христос ныне обороняет меня
от яда и огня,
от потопления и ран
дабы даровать благо в изобилии.
Христос со мною,
Христос предо мною, Христос за мною,
Христос во мне, Христос подо мною, Христос надо мною,
Христос справа меня, Христос слева меня,
Христос где я лежу, Христос где я сижу, Христос где я стою,
Христос в сердцах, помышляющих о мне,
Христос в устах, говорящих о мне,
Христос в очах, видящих меня,
Христос в ушах, внимающих мне.
Я восстаю ныне великой силою
воззвания ко Троице,
верою в Троичность,
исповеданием Единства
Творца всего творения.
Спасение от Господа.
Спасение от Господа.
Спасение от Христа.
Спасение Твое, Господи,
да присно пребудет с нами.
Аминь.

Кондак 6

Семенами знамений щедро, осыпал ты зеленый остров, превращая безплодную землю в сад обильный плодов духовных. И как ночь при восходе солнца прочь бежит и покорно тает, так язычества цепкие путы исчезали от слов твоих мудрых. Своему же рабу покорились племена Ирландии вольной; и со всеми чадами Света даришь ты Христу: Аллилуйя.

Кондак 11

Путешествуя в Ольстер, в общины, христиан, твоих чад духовных, ты, апостол неутомимый, встретил ангела с вестью редкой: он открыл тебе, что в дороге разлучится душа твоя с телом, и ты можешь, дней не теряя, довершить, что еще не доделал. И последние благословенья преподав в обители женской, вместе с сестрами ты воспеваешь Иисусу Христу: Аллилуйя.

Икос 1

Дикарями внезапно плененный, в рабство проданный юношей знатным, ты попал в край озер глубоких, бурых скал и лугов цветущих. Но исполнился срок: твое сердце, безразличное прежде к вере, распахнулось лучам благодати, как земля восходящему солнцу. И шесть лет ты горел молитвой: как свечу, нес ее пред собою. И святые с Небес взирали, воспевая все в удивленье:

Радуйся, постигший времени плен недолгий.

Радуйся, облеченный в пламя молитвы.

Радуйся, устоявший в великой битве.

Радуйся, христиан возвысивший роги.

Радуйся, от юности Христу посвященный.

Радуйся, Эринии дар безценный.

Радуйся, отче святый Патриче, Ирландии просветитель и пастырь добрый.

Кондак 2

Едва касаясь земли стопами, всей душою ты жил на Небе, и внезапно предстал тебе ангел , указавший дорогу к морю. Ожидал там тебя корабль, снаряжали его к отплытью. И тотчас, отринув сомненья, веря ангельскому веленью, ты оттряс с себя цепи рабства, чтоб свободно идти к спасенью. Твоему ликованью вторя, мыслью следуя за тобою, песнь небесную и земную поем Господу: Аллилуйя.

Кондак 9

Как от мрачного сна, что дурманил и казался спящему явью, так проснулся языческий остров от безбожного помраченья. Ты любовью своею к Богу, и всецелым к Нему стремленьем, показал, что нельзя слугою двух господ быть одновременно. Твой призыв услышали люди, чьи сердца чистоту сохранили, и они устами немолчно славят Господа: Аллилуйя.

Кондак 12

В день кончины ты стал горящей, высоко вознесенной свечою. Удостоенный откровений, ты простерся пред Богом с мольбою, о своих многочисленных детях, во Христе благодатью рожденных; и о тех, кто из тьмы грядущей, выйдет к свету, тобой зажженному. И возносятся ныне струи к Небу чистых слов: Аллилуйя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *