Священномученик антипа пергамский

Священномученик Антипа – ученик святого апостола Иоанна Богослова (память 26 сентября), был епископом Пергамской Церкви в царствование императора Нерона (54-68).

Священномученик Антипа Пергамский

В то время по повелению императора всех, кто не приносил жертвы идолам, подвергали казни или изгнанию. Тогда был заточен на остров Патмос (в Эгейском море) святой апостол Иоанн Богослов, которому Господь открыл будущие судьбы мира и Святой Церкви.

– «И Ангелу Пергамской Церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь Имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откр. 2, 12-13).

Святитель Антипа своим примером, твердой верой и неустанной проповедью о Христе достиг того, что жители Пергама начали уклоняться от жертвоприношений идолам. Языческие жрецы упрекали епископа в том, что он отвращает народ от поклонения отечественным богам, и требовали прекратить проповедь о Христе и принести жертву идолам.

Святитель Антипа спокойно ответил, что не станет служить богам-бесам, которые бегут от него, смертного человека, что он поклоняется и будет поклоняться Господу Вседержителю, создавшему все, и Его Единородному и Единосущному Сыну и Святому Духу.
Жрецы возразили, что их боги существуют издавна, а Христос появился недавно и был распят при Пилате как злодей. Святитель ответил, что языческие боги созданы руками людей и все сказания о них исполнены беззаконий и пороков. Он твердо исповедовал веру в Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Девы.

Разъярённые жрецы повлекли священномученика Антипу в храм Артемиды и бросили его в раскаленного медного вола, куда обычно бросали жертвы идолам. Священномученик в раскаленной печи громко молился Богу, прося принять его душу и укрепить веру христиан. Он отошел ко Господу спокойно, как бы уснув († ок. 68).

Священномученик Антипа епископ Пергамский

Ночью христиане взяли не тронутое огнем тело священномученика Антипы и с честью похоронили в Пергаме. Гробница священномученика стала источником чудес и исцелений от различных болезней. Особенно прибегают к священномученику Антипе при зубных болях.

Мо­лит­вен­ный по­кров свя­щен­но­му­че­ни­ка Ан­ти­пы осо­бен­но необ­хо­дим в на­ше апо­ста­сий­ное вре­мя. В пред­смерт­ной мо­лит­ве свя­той про­сил Гос­по­да, «дабы те, кто бу­дет жить по­сле ме­ня, со­де­ла­лись при­част­ни­ка­ми Ми­ло­сти Его». Се­го­дня он пред­ста­тель­ству­ет за хри­сти­ан, об­на­жая со­кро­вен­ные коз­ни лу­ка­во­го и на­став­ляя на путь спа­се­ния. Бу­дучи тай­но­зри­те­лем су­деб Бо­жи­их и по­бе­ди­те­лем бе­сов еще при жиз­ни, свя­той Ан­ти­па име­ет осо­бую бла­го­дать охра­нять от за­блуж­де­ний и по­кры­вать от бе­сов­ских ис­ку­ше­ний по­след­них вре­мён.

СВЯЩЕННОМУЧЕНИКУ АНТИПЕ
Тропарь, глас 4

Идольския лести упразднил еси, Антипо, / и, диавольскую поправ силу, / пред богоборцы дерзновенно Христа исповедал еси. / Темже со Ангельскими чины в Вышних водворяяся, / Владыце всех славословие принося, / и о нас молебное благодарение предлагаеши, / благодать цельбы даруя. / Сего ради тя чтим, / священномучениче Антипо, / моли Христа Бога, / да спасет души наша.

Кондак, глас 4

Апостолов сопрестольник и святителей украшение / был еси, блаженне, / мученически прославився, / возсиял еси, якоже солнце, всех просвещая, / Антипо священне, / разрушил еси безбожия нощь глубокую. / Сего ради тя почитаем, / яко Божественного суща священномученика / и целеб подателя.

Молитва

О, преславный священномучениче Антипо, скорый помощниче христианом в болезнех! Верую от всея души и помышления, яко дадеся тебе от Господа дар болящия исцеляти, недугующия врачевати и разслабленныя укрепляти. Сего ради к тебе, яко благодатному врачу болезней, аз немощный прибегаю и твой досточтимый образ с благоговением лобызая, молюся: твоим предстательством у Царя Небеснаго испроси мне болящему исцеление от удручающия мя зубныя болезни, аще бо и недостоин есмь тебе, благостнейшаго отца и приснаго заступника моего, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна твоего заступления чрез мое обращение от злых дел к благому житию, уврачуй обильно дарованною тебе благодатию язвы и струпы души и тела моего, даруй ми здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако тихое и безмолвное житие пожив во всяком благочестии и чистоте, сподоблюся со всеми святыми славити всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Житие святого Антипы

Его появление на свет приписывают к 1 веку после Рождества Христова. Постижение христианских Тайн он совершал от самого Иоанна Богослова. Некоторое время он стоял во главе епископской кафедры в городе Пергам. Силу его духа и веру в Бога было замечено Высшими силами и послано за это дар противостояния злым силам. До того, как святой появился в этом городе, он считался третьим по развитости среди прочих.

В нем присутствовали и прекрасная архитектура, школы, музеи и прочие культурные центры. Это был также и центр языческого поклонения. После прихода в него мученика, бесы стали спешно покидать его так как не выдерживали его святости. Проповеди и молитвы обращали к Богу все большее количество язычников. Чтобы искусить его, злые духи стали являться в подобии земных слуг. Но он не поддавался.

Переломным моментом в житие священномученика Антипа Пергамского стало заключение его силой иноверцами. Они были разгневаны тем, что святой не признает ни единого идола. На капище они обвиняли его в том, что город остался без покровительства богов. Призывали его стать на их сторону, но он был не преклонен.

Отказ рассердил их еще больше и они отвели его в храм Артемиды, глее кинули в медного вола. В середине он возносил свои молитвы Господу, а после со спокойным духом отошел к нему. Христиане взяли его мощи и похоронили со всеми почестями. День памяти – 24 апреля.

В чем помогает святой

Многим известно, что большинство святых проявляют свои силы максимально в различных ситуациях. Поэтому перед тем как читать молитву священномученику Антипе епископу Пергамскому, стоит ознакомится, в чем есть его наибольшая сила. Чаще всего просят:

  • помочь устранить зубную боль;
  • исцелить душевные и телесные недуги;
  • обретения покоя;
  • защиты от бесов.

Молитвенные слова, что помогут унять зубную боль, такие:

О, преславный священномучениче Антипо, скорый помощниче христианом в болезнех! Верую от всея души и помышления, яко дадеся тебе от Господа дар болящия исцеляти, недугующия врачевати и разслабленныя укрепляти. Сего ради к тебе, яко благодатному врачу болезней, аз немощный прибегаю и твой досточтимый образ с благоговением лобызая, молюся: твоим предстательством у Царя Небеснаго испроси мне болящему исцеление от удручающия мя зубныя болезни, аще бо и недостоин есмь тебе, благостнейшаго отца и приснаго заступника моего, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна твоего заступления чрез мое обращение от злых дел к благому житию, уврачуй обильно дарованною тебе благодатию язвы и струпы души и тела моего, даруй ми здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако тихое и безмолвное житие пожив во всяком благочестии и чистоте, сподоблюся со всеми святыми славити всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Получение положительного результата в большей части заключается в искренности нашей веры в Господа. Чем она сильнее, тем больше вероятности получения благосклонности с Небес.

Икона Антипы Пергамского

Изображение святого позволяет представить себе тот образ жизни, который вел святой. Икона Антипы Пергамского может занимать почетное место среди прочих в домашнем иконостасе.

Его изображают в виде седовласого старца, который сидит на позолоченном троне. На нем одежда красных, зеленых и желтых тонов. В правой руке он держит открытое Евангелие. Там написано чтение Иоанна. Есть много вариантов написания данного изображения. Но на всех них его пишут с той кротостью и смирением, которое он проявлял при жизни.

Смотря на нее человеку проще настроиться на нужный лад. Кроме того, смотря на его внешний вид, мы понимаем то, сколько мук он претерпел за свои убеждения. Никакие не смогли сломать его и тем более заставить отказаться от Христа.

Обращаясь к нему в домашних условиях или в храме, советуют использовать акафист священномученику Антипе епископу Пергамскому.

Кондак 1

Возбранный чудотворче и изрядный недугов целебниче, по данней ти от Господа благодати, яко имеяй дерзновение к Подателю здравия, от всяких нас бед и недугов свободи, да зовем ти: Радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Икос 1

Ангелов и всея твари Содетель, явивый тя Церкви Святей всесветлаго светильника веры и за веру твердейшаго адаманта — священномученика, научает нас восхваляти подвиги твоя и воспевати тя, священномучениче Антипо, сице:

Радуйся, богомудрый наставниче Православныя веры.

Радуйся, яко источил еси peки учения, верных напаяющия.

Радуйся, яко мутныя воды многобожия потребил еси.

Радуйся, яко демоном служащия чествовати Бога Истиннаго научил еси.

Радуйся, яко из глубины безбожия извлекл еси заблуждшия человеки и наставил еси их на путь спасения.

Радуйся, яко дреманием нечестия одержимыя возбудил еси к разуму истиннаго Боговедения.

Радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Кондак 2

Видя лютое гонение неправедных на благочестивыя христианы, не убоялся еси прещения их и мучительства, богоизбранне, но дерзновенно пред лицем их Истиннаго Бога исповедал еси, вразумляя тех обратитися от суетных идол ко Христу Спасителю и выну пети Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Среди язык, седящих во тьме и сени смертней, сохранив непорочность жития твоего, святе Антипо, Ангелом сожитель быти сподобился еси и с ними воспевати Троическую песнь Богу на небеси, услыши нас, поющих ти на земли похвальная пения сия:

Радуйся, житию бесплотных поревновавый.

Радуйся, чистотою Ангелом уподобивыйся.

Радуйся, во плоти явивыйся яко бесплотен.

Радуйся, в теле поживый духовно, на земли небесно.

Радуйся, небесный человече. Радуйся, земный Ангеле.

Радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Кондак 3

Силою благодати Божией, еще сый в телеси, возсиял еси яко солнце, всех просвещая и разгоняя глубокую нощь безбожия. Сего ради, почитая тя, яко сопрестольника Апостолов и целеб подателя, воспеваем Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея неусыпное попечение о спасении душ во тьме идолослужения погибающих, богомудре Антипо, не преставал еси призывати тех к богоугодней жизни, подавая собою пример совершеннаго благочестия христианскаго; сего ради усердно приносим ти похвалы сия:

Радуйся, образе жития праведнаго.

Радуйся, указателю неверным стези, ведущей к небеси.

Радуйся, верным ко спасению путеводителю.

Радуйся, прилежный вразумителю заблуждающихся.

Радуйся, во обращении идолопоклонников к вере во Христа явивый самоотвержение всецелое.

Радуйся, архиерею Божий, добре упасший словесное стадо твое.

Радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Кондак 4

Велия буря ярости Дометиана, дышащаго убийством, восшуме на храм души твоея, святе Антипо, но того не возможе поколебати, основан бо бе на твердом веры Христовы камени, на немже ты, богоизбранне, неподвижно пребывая, укрепляющему тя Господу Иисусу воспевал еси: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше от тебе нечестивый игемон и жрецы идольстии словеса премудрости, распыхахуся на тя злобою, паче же егда рекл еси: «Едино то веждь, о, игемоне, яко христианин аз есмь, царскому же велению безумному и нечестивому повинутися отнюдь не изволяю”. Сие убо воспоминая, взываем ти сице:

Радуйся, веру во Христа до смерти сохранивый добре.

Радуйся, силою свыше на брань противу мучителей препоясанный.

Радуйся, победоносною славою от Христа Победителя облеченный.

Радуйся, Апостолов во исповедании Христа подражателю.

Радуйся, страстем Христовым сопричастниче.

Радуйся, кровию своею утвердивый правоверие.

Радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Кондак 5

Боготочный источник дивных чудес явился еси, достославне Антипо: приял еси от Господа дар недуги врачевати, да познают неверующие Бога, яве тобою чудодействующа, и воспоют Ему: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше людие града Пергама, яко дадеся ти благодать немощных исцеляти и от всяких телесных и душевных скорбей избавляти, удивишася; мы же, за многая исцеления тобою на ны изливаемая, ублажаем тя похвалами сими:

Радуйся, болящих исцеление.

Радуйся, разслабленных укрепление.

Радуйся, недугующих врачу благодатный.

Радуйся, скорбящим непостыдное прибежище.

Радуйся, яко тобою от многих ран грешнии исцеляются.

Радуйся, яко тобою от всяких болезней с верою призывающии тя избавляются.

Радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Кондак 6

Проповедником истины, Христовым Апостолом поревновав, не убоялся еси зверонравных мучителей, ни ужаснулся еси прещения, но со дерзновением проповедал еси им Христа Бога, Егоже ради в разжен сосуд медян ввержен был еси, да прославится тебе ради дивный во святых Господь, Емуже ты и во огни взывал еси: Аллилуиа.

Икос 6

Имея велию ревность о людех Божиих, ты болезновал еси о погрязших в бездне идолопоклонства, и ради спасения неверных готов был еси, якоже божественный Павел, сам отлучен быти от Христа, возлюбленнаго тобою. Сего ради со умилением взываем ти сице:

Радуйся, отцу верующих Аврааму в ходатайстве о грешницех подражавый.

Радуйся, Боговидцу Моисею в пламенней молитве о спасении неверующих поревновавый.

Радуйся, новый Самуиле, в молитве о беззаконницех глаголавый: «Не буди мне, еже не вопити о вас с молением ко Господу”.

Радуйся, подражателю архидиакона Стефана, во время страдания в медяном воле о мучителех сотворивый сицевую молитву: «Господи! Не постави им греха сего”.

Радуйся, яко незлобив сый, за убивающих тя молился еси, яко за благотворцев.

Радуйся, пастырю любвеобильный, положивый душу свою за словесныя овцы твоя.

Радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Кондак 7

Хотящу беззаконному мучителю лестными словесы отвратити тя, Антипо, от Истиннаго Бога ко идолом бездушным, ты, богомудре, отвещал еси: «Пришед в последнюю старость и к смерти приближився, не изменю веры моея во Иисуса Христа, Бога моего, Емуже со Отцем и Святым Духом присно пою и имам во веки веков пети: Аллилуиа».

Икос 7

Новое чудо показа Господь тобою, егда ты по велению злочестиваго мучителя ввержен был еси в разжен медян коноб, в немже яко хлеб сладкий испеклся еси и в воню благоухания Святей Троице принеслся еси. Благоговейно убо воспоминая сие превелие терпение твое, блажим тя похвалами сими:

Радуйся, позорищным ввержением в разженный сосуд гордыню мучителя низложивый.

Радуйся, яко огнь любве к Богу в сердце твоем до конца жизни сохранивый.

Радуйся, яко Христа ради огнем кончину приявый.

Радуйся, твердее камене в терпении явивыйся.

Радуйся, яко укрепляемый Христом Богом, преславно жизнь на земли скончал еси.

Радуйся, пресветлому мученическому лику сопричтенный.

Радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Кондак 8

Странно бе видети языком, неведущим Божией силы, како в слабом старческом теле возмогл еси, святителю Антипо, претерпети за Христа лютейшия муки. Мы же, благодаря о сем Бога, даровавшаго ти таковую крепость, с любовию взываем: Аллилуиа.

Икос 8

Весь предан был еси Иисусу Пресладкому, святителю Антипо, и сладце Его ради горькия муки в огни претерпел еси, глаголал бо еси: «Чашу страданий, юже даде ми Господь, не имам ли пити?» Темже и сам показался еси аки чаша, сладость чудесных исцелений изливающая всем, вопиющим к тебе таковая:

Радуйся, всею душею возлюбивый Иисуса Пресладкаго.

Радуйся, пастырю, словесным овцам во Святая Cвятых путь показавый.

Радуйся, реко, орошающая мир водами благодати Божией.

Радуйся, неисчерпаемый источниче чудесных исцелений.

Радуйся, сосуде, на вся недуги врачевания неоскудно изливающий.

Радуйся, яко Господь сил дивная на тебе явил есть.

Радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Кондак 9

Всякую стяжал еси чудодействия силу благодатию дивнаго во святых Своих Бога, святителю Антипо, не токмо бо молитвами твоими устрашил еси бесы, но и совершенно из града Пергама изгнал еси я. Воспоминая сию победу твою над злыми духи, благодарне вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство человеческое не довлеет изрещи, коликую приял еси, святе Антипо, от Господа власть изгоняти от людей диавола с лукавыми демоны, за еже мы восхваляем тя сице:

Радуйся, всяческих козней диавола разрушителю.

Радуйся, сатаны посрамителю.

Радуйся, стужаемых от бесов свободителю.

Радуйся, демонов отгнателю.

Радуйся, темных адских сил устрашителю.

Радуйся, от негоже духи злобы, якоже дым, исчезают.

Радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Кондак 10

Спасти хотя душу твою, презрел еси плоть и не убоялся еси убивающих тело, святе Антипо, егда бо услышал еси осуждение на сожжение в медяном воле, ты радостно приял еси оное, воспевая Господеви: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси, ограждающая от всяких зол усердно тя в помощь призывающих, святе Антипо: не токмо бо во Асии живущим, но и во всех местех сущим христианом твоею действенною молитвою подаеши духовная дарования; ихже ради и мы, отче святый, ублажаем тя сице:

Радуйся, сосуде, источаяй елей Божия милосердия.

Радуйся, живоносный источниче, струи исцелений изливающий нам.

Радуйся, скорый возставителю здравия в немощи лежащих.

Радуйся, всех лютых болезней, паче же лютыя зубныя болезни, целителю.

Радуйся, безмездный врачу болезни душевныя и телесныя.

Радуйся, подателю врачеваний всем, притекающим к тебе с верою.

Радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Кондак 11

Пение благоприятное Пресвятей Троице принесл еси, достойный приемниче Апостолов, Антипо, не точию умом, словом и духом, но живым всего себя в жертву принесением. Темже, аще и не довольны есмы к похвалению таковых твоих подвигов, обаче благодарни суще, поем дивному во святых Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарный светильник, от Истиннаго Света озаряемый, сущим на земли являешися, равноапостольный Антипо, просвещаеши бо сердца верных и к разуму Божественному вся наставляеши, поучая и нас со умилением взывати:

Радуйся, заре Божия света.

Радуйся, деннице Солнца Правды.

Радуйся, сияние Евангельскаго учения.

Радуйся, светило небеснаго блистания.

Радуйся, просвещаяй души верных.

Радуйся, озаряяй сердца ищущих правды.

Радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Кондак 12

Благодать, данную ти от Бога ведуще, радостно имя твое воспоминаем, святителю Антипо, и с теплым молением ко всечестному образу твоему притекающе, прилежно молим тя: подаждь цельбу страждущим лютою зубною болезнию и избави всех нас от всякия нужды и печали, да поем Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Славную кончину твою поюще, архиерею Божий, и теплую молитву твою к Богу о христианех воспоминающе, восхваляем Господа сил, дивная на тебе сотворшаго; ты же услыши нас, умильно вопиющих ти:

Радуйся, теплый пред Господем о нас молитвенниче.

Радуйся, присный пред Богом наш заступниче.

Радуйся, добрый наш наставниче.

Радуйся, о спасении нас грешных сильный ходатаю.

Радуйся, Царя Небеснаго скорый умилостивителю.

Радуйся, благосердый помощниче всех благочестно совершающих память твою.

Радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Кондак 13

О, преславный и всехвальный священномучениче Антипо! Приими сие похвальное пение от нас, недостойных, во умилении тебе приносимое, и богоприятным твоим ходатайством умоли Господа даровати болящим здравие душевное и телесное, избавити всех нас от бед и напастей в жизни сей, по смертнем же успении нашем, в день Страшнаго Суда одесную Праведнаго Судии стати и в Царствии славы Ему воспевати: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Произнося его постарайтесь не обращать внимание на те внешние факторы, которые могут Вас отвлекать. Искренность Ваших слов и сила веры – вот основные составляющие положительного результата. Если помыслы лукавы или за счет чьего-то горя Вы хотите нажиться, то вместо поощрения готовьтесь к наказанию.

Храмы в честь святого

Так как он относится к одним из почитаемых святых, то не удивительно, что христиане сооружают храмы в его честь. Есть несколько наиболее известных мест с его именем:

  • источник святого на Луганщине в 18 км от Антрацита по дороге к Луганску;
  • храм священномученика в Вологде;
  • церковь на Колымажном дворе.

Црковь Антипы Пергамского в Москве считается наиболее популярным местом. Туда постоянно стекается большое количество паломников. По внешнему виду она древняя и скромная, но в ее стенах заключены славные и трагические вехи русской истории. В нем россияне возносили свои молитвы святому. Есть некоторые загадки, которые связаны с ней. Не известна точная дата ее возникновения, а также почему именно в честь данного человека ее именовали.

Некоторые датируют ее построение к 1530 году. Не известными остаются и имена тех, кто создал ее. Согласно документам, участок, где она находится, принадлежал семье Скуратовых. Так что считается, что они приложили руку к этому благому делу.

Также как и прочие религиозные сооружения, она не стала исключением в советские времена. Ее то закрывали, то передавали под другие цели. Но в конечном итоге она смогла возобновить свою работу. Первую служу провели в 2005 году.

Обращаясь к святому дома или в храме, стоит в первую очередь поблагодарить его за все то, что Вы уж имеете.

Храни Вас Господь!

Смотрите еще и видео рассказ о святом мученике Антипе:

История храма священномученика Антипия на Колымажном дворе начинается в XVI в. Каменную церковь в Конюшенной слободе поставили около 1530 г. Храм назывался по своему местоположению: «у больших конюшен», «что в Чертолье», «что у Государевых больших конюшен».

Церковь Антипия интересна тем, что в основе ее два алтаря: во имя свмч. Антипы и малый – во имя св. Григория Декаполита. По легенде, малый алтарь строил Григорий Лукьянович Бельский, более известный как Малюта Скуратов, чей двор находился по соседству.

Святой Антипий – прославленный целитель; по преданию, он помогает избавиться от зубной боли. Это единственный в Москве Антипьевский храм, который привлекал множество страдающих зубной болью москвичей. Сюда шли молиться люди разных сословий из разных частей города. Прихожанами Антипьевского храма были и Лопухины, и Апраксины, и Оболенские; в начале ХХ в. его прихожанином был художник В. Серов, живший неподалеку.

В 1912 г. напротив церкви открылся Музей изящных искусств императора Александра III. С этих пор судьба музея и храма неразрывно связаны друг с другом.

После революции, в 1929 г., церковь закрыли. Здание было отдано Центральным художественным курсам Ассоциации художников революции. Долгое время оно служило общежитием. Позднее его заняли реставрационные мастерские и отдел хранения ГМИИ им. Пушкина.

В советское время здание не ремонтировалось и было в плачевном состоянии. В 1950-х были сломаны купол и глава южного придела св. Николая.

В 1960-х гг. началась реставрация церкви под руководством архитектора Л.А. Давида. По замыслу реставраторов планировалось снести все части, появившиеся в XVII-XIX вв. Этому помешал Музей им. А.С. Пушкина, являвшийся арендатором.

В 1990-х гг. начата еще одна реставрация. В 1991 г. была образована церковная община, но только в 2005 г. храм удалось передать Русской православной церкви.

В Москве, на пересечении Колымажного и Малого Знаменского переулков, находится один из древнейших храмов города — храм Антипия, епископа Пергамского, что на Колымажном дворе. Его строительство относится к XVI веку.


Храм Антипия, епископа Пергамского, был построен в третьей четверти XVI века, хотя в исторических источниках есть более ранняя дата — 1530 год. В те времена храм находился вблизи государева Колымажного двора, где хранились царские экипажи — колымаги. Сейчас на месте Колымажного двора — здание Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

В 1514 году для конюхов, состоявших на царской службе, которые жили близко от Кремля, архитектор Алевиз Фрязин построил церковь, выполненную из дерева. В 1560-х годах вместо деревянной церкви построили каменную с двумя приделами. Главный престол был освящён во имя священномученика Антипы, а малый — во имя Григория Декаполита. Есть легенда, что в церкви проходило венчание Ивана Грозного с одной из своих жён.

В 1627 году патриарх Филарет провёл в храме отпевание воеводы Дмитрия Федоровича Скуратова. В 1737 году церковь пострадала из-за Великого пожара Москвы.

Сейчас церковь представляет собой несимметричный объём — с юга к ней примыкает Никольский придел, построенный в 1739-1741 годах, а с северной и западной части — придел Иоанна Предтечи (1798 год). Также в храме есть придел великомученицы Екатерины (1773 год).

В 1798 году было дополнительно сооружена и колокольня. Колокольня, состоящая из двух ярусов, представляет собой важный архитектурный акцент в застройке вокруг здания.

В 1830 году был сломан Колымажный двор. Его строения, выполненные из камня, были преобразованы сначала в манеж для обучения верховой езде, а вскоре в пересыльную тюрьму. Затем эту пересыльную тюрьму переместили в Бутырки. После долгих склок территория бывшего двора была отдана для строительства музея изобразительных искусств, поскольку это место это было единственным свободным для строения в центре Москвы. Открытие музея произошло в 1912 году.


А это храм в 1881 году. Фотография сделана с территории Колымажного двора, разобранного незадолго до того (от его построек остались кучи камня).

Две фотографии храма, сделанные незадолго до революции из Малого Знаменского переулка. В 1913-1914 годах:

И в 1916 году:

Иконостас левого престола церкви святого Антипия между 1920 и 1925 годом:

Храм в 1920-х годах (вид из Колымажного переулка):

Храм был закрыт в 1929 году. В церкви предполагалось открыть неофилологическую библиотеку. Затем церковь была передана Центральным Художественным Курсам Ассоциации Художников Революции. Вид на храм в 1920-х годах из Малого Знаменского переулка:

Купол и глава придела Николая Угодника были сломаны в 1950-х годах. В 1966 году М.Л.Богоявленский описал состояние храма: «Храм стоит заброшенный, вид имеет неряшливый. Некоторые кресты сброшены, на колокольне нет крыши, подгнившая обрешетка кусками спадает вниз, купола дырявые, штукатурка отвалилась. В храме живут люди, часть занята под склад». На снимке Колымажного переулка 1950-х годов виднеется храм без крестов:

Основная реставрация церкви происходила в 1968 году. Реставрационные работы проводил архитектор Л.А.Давид. Сначала он предполагал снести все части храма, которые относились к XVII—XIX векам и оставить на месте только лишь древнее ядро XVI века. Но Музей изобразительных искусств помешал планам архитектора, поскольку собирался разместить в церкви библиотеку; если бы архитектору удалось выполнить свой план, библиотека бы просто не уместилась в уменьшённом здании. На фотографии 1976 года храм уже оказывается в строительных лесах:

В 1983 году прошла внешняя реставрация 3-х основных частей храма; купол и глава с крестом над южной церковью остались невосстановленными, реставрация не считалась законченной. Два снимка из середины 1980-х годов:

На первом найденном цветном снимке 1988-1989 годов видно, что храм внешне уже отреставрирован:

В 1990 году внешняя реставрация церкви была проведена заново, но южный придел так и остался без главы. К 1991 году вновь образовалась община церкви. Классический вид на храм в 1993 году (тот же самый, но современный вид можно увидеть на первом фото статьи):

25 февраля 2005 года, в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского и Иверской иконы Божией Матери, храм перешёл в распоряжение Российской Православной Церкви. В 2006 году в церкви прошло первое архиерейское богослужение. Современный вид на храм из Колымажного переулка от музея изобразительных искусств:


Расположен храм Антипия, епископа Пергамского, что на Колымажном дворе по адресу: Колымажный переулок, д. 8/4, стр. 1. Ближайшие станции метро: «Боровицкая» или «Кропоткинская».
Официальный сайт храма: www.hramantipa.ru
При написании статьи кроме моих собственных фотографий были использованы снимки старой Москвы с сайта www.oldmos.ru
Свя­щен­но­му­че­ник Ан­ти­па (I в. по Р.Х.) был од­ним из уче­ни­ков свя­то­го апо­сто­ла и еван­ге­ли­ста Иоан­на Бо­го­сло­ва, бли­жай­ше­го уче­ни­ка и на­перс­ни­ка Гос­по­да, и воз­глав­лял епи­скоп­скую ка­фед­ру в го­ро­де Пер­гам в Ма­лой Азии. Гос­подь по­ста­вил его на это слу­же­ние, ви­дя ве­ли­чие его ду­ха, и со­об­щил ему бла­го­дат­ные да­ры, име­ю­щие си­лу про­ти­во­сто­ять са­мо­му на­чаль­ни­ку ду­хов зло­бы под­не­бес­ной в од­ном из его зем­ных уде­лов.

Ко вре­ме­ни по­яв­ле­ния свя­то­го Ан­ти­пы в Пер­га­ме, этот го­род яв­лял­ся тре­тьим по ве­ли­чине по­сле та­ких го­ро­дов ан­тич­но­го ми­ра, как Рим и Алек­сан­дрия. Пер­гам сла­вил­ся сво­ей ве­ли­ко­леп­ной ар­хи­тек­ту­рой, биб­лио­те­кой, ко­то­рая со­пер­ни­ча­ла с алек­сан­дрий­ской, му­зе­ем скульп­ту­ры, на­уч­ны­ми шко­ла­ми и круп­ней­шим цен­тром те­ат­раль­но­го ис­кус­ства.
Пер­гам­ский ал­тарь – ал­тарь Зев­са – од­но из гран­ди­оз­ных со­ору­же­ний Древ­не­го ми­ра. В биб­лио­те­ке Пер­га­ма во мно­же­стве хра­ни­лись ру­ко­пи­си по ме­ди­цине, ведь го­род счи­тал­ся цен­тром ме­ди­цин­ской на­у­ки и вра­че­ва­ния. Го­ро­жане воз­ве­ли за сте­на­ми го­ро­да ле­чеб­ни­цу и укра­си­ли ее мно­го­зна­чи­тель­ной над­пи­сью: «Во имя бо­гов смер­ти вход за­пре­щен». Боль­ные при­ни­ма­ли ван­ны в от­де­лан­ных брон­зой бас­сей­нах, пи­ли це­леб­ные во­ды, а ру­ки ис­кус­ных мас­са­жи­стов и бла­го­вон­ные при­ти­ра­ния воз­вра­ща­ли си­лу осла­бев­шим му­ску­лам. В здрав­ни­це мож­но бы­ло от­дох­нуть в те­ни га­ле­рей, си­дя на ка­мен­ных ска­мьях или при­сло­нив­шись к ко­лонне. Под сво­да­ми здесь бы­ли скры­ты осо­бые ру­по­ры, и через них до­но­си­лись го­ло­са неви­ди­мых вра­чей-пси­хо­те­ра­пев­тов. Они убеж­да­ли боль­ных за­быть свои неду­ги, не ду­мать о го­ре­стях и физи­че­ских стра­да­ни­ях, по­дав­лять бо­лезнь си­лой соб­ствен­но­го ду­ха.
Двор­цы и хра­мы Пер­га­ма бы­ли по­стро­е­ны с изя­ще­ством и рос­ко­шью. Здесь был огром­ный те­атр, раз­ме­ра­ми и ар­хи­тек­ту­рой на­по­ми­на­ю­щий ста­ди­он, где в ду­хе вре­ме­ни про­во­ди­лись же­сто­кие иг­ри­ща – бои гла­ди­а­то­ров.
В цен­тре го­ро­да сто­ял язы­че­ский храм Ар­те­ми­ды – бо­ги­ни охо­ты, из­вест­ной сво­им ко­вар­ством, ко­то­рую бо­лее дру­гих бо­гов по­чи­та­ли мест­ные жи­те­ли.
С при­хо­дом в Пер­га­му епи­ско­па Ан­ти­пы бе­сы не смог­ли вы­дер­жать его ду­хов­ной си­лы и бе­жа­ли вон из гра­да. Мо­лит­ва стар­ца жгла их слов­но огонь и гна­ла прочь, а его пла­мен­ное сло­во и свя­тость жиз­ни об­ра­ща­ли ко Хри­сту мно­же­ство языч­ни­ков. Жи­те­ли Пер­га­ма пе­ре­ста­ли при­но­сить жерт­вы в язы­че­ские хра­мы. Не имея ни си­лы, ни вла­сти ис­ку­сить свя­то­го, бе­сы ста­ли яв­лять­ся сво­им зем­ным слу­гам – волх­вам и жре­цам, жа­лу­ясь, что уже не обо­ня­ют жерт­вен­но­го ку­ре­ния, не слы­шат вос­хва­ле­ний, так как их про­го­ня­ет на­чаль­ник хри­сти­ан.
Раз­гне­ван­ные языч­ни­ки схва­ти­ли свя­то­го и при­ве­ли на ка­пи­ще. «Не ты ли тот Ан­ти­па, ко­то­рый ни од­но­му из бо­гов не да­ет на­сы­тить­ся ту­ком жерт­вен­ным? Из-за те­бя бо­ги оста­ви­ли наш го­род и не хо­тят бо­лее охра­нять его! Под­чи­нись на­шим за­ко­нам, или под­верг­нешь­ся до­стой­но­му на­ка­за­нию», – по­тре­бо­вал пра­ви­тель. «Ес­ли ва­ши бо­ги не мо­гут са­ми на­ка­зать за при­чи­нен­ное им оскорб­ле­ние и, при­знав се­бя по­беж­ден­ны­ми от од­но­го ста­ри­ка, са­ми ищут ва­шей по­мо­щи, то как мо­гут охра­нять го­род?» – от­ве­тил Ан­ти­па.
В яро­сти язы­че­ские жре­цы по­влек­ли свя­то­го му­жа в храм Ар­те­ми­ды и бро­си­ли в рас­ка­лен­но­го мед­но­го во­ла, в ко­то­ром при­но­си­ли жерт­вы. Свя­той Ан­ти­па дол­го мо­лил­ся в рас­ка­лен­ном во­ле, а за­тем мир­но пре­дал дух в ру­це Бо­жии, как бы уснув. Хри­сти­ане взя­ли свя­тые мо­щи его и с че­стью по­греб­ли их в Пер­га­ме, и от них ис­тек­ло ми­ро, ис­це­ляв­шее все бо­лез­ни. С тех пор ве­ру­ю­щие, при­бе­гая к свя­щен­но­му­че­ни­ку Ан­ти­пе как ско­ро­му по­мощ­ни­ку в скор­бях и бо­лез­нях, неиз­мен­но по­лу­ча­ют уте­ше­ние и ис­це­ле­ние. Име­ет он и осо­бую бла­го­дать быть ско­рым по­мощ­ни­ком страж­ду­щим от зуб­ных бо­лез­ней.
Мо­лит­вен­ный по­кров свя­щен­но­му­че­ни­ка Ан­ти­пы осо­бен­но необ­хо­дим в на­ше апо­ста­сий­ное вре­мя. В пред­смерт­ной мо­лит­ве свя­той про­сил Гос­по­да, «дабы те, кто бу­дет жить по­сле ме­ня, со­де­ла­лись при­част­ни­ка­ми Ми­ло­сти Его». Се­го­дня он пред­ста­тель­ству­ет за хри­сти­ан, об­на­жая со­кро­вен­ные коз­ни лу­ка­во­го и на­став­ляя на путь спа­се­ния. Бу­дучи тай­но­зри­те­лем су­деб Бо­жи­их и по­бе­ди­те­лем бе­сов еще при жиз­ни, свя­той Ан­ти­па име­ет осо­бую бла­го­дать охра­нять от за­блуж­де­ний и по­кры­вать от бе­сов­ских ис­ку­ше­ний по­след­них вре­мен.
МОЛИТВЫ
Тропарь священномученика Антипы
глас 4
Идольския лести упразднил еси, Антипо,/ и, диавольскую поправ силу,/ пред богоборцы дерзновенно Христа исповедал еси./ Темже со Ангельскими чины в Вышних водворяяся,/ Владыце всех славословие принося,/ и о нас молебное благодарение предлагаеши,/ благодать цельбы даруя./ Сего ради тя чтим,/ священномучениче Антипо,/ моли Христа Бога,// да спасет души наша.
Кондак священномученика Антипы
глас 4
Апостолов сопрестольник и святителей украшение/ был еси, блаженне,/ мученически прославився,/ возсиял еси, якоже солнце, всех просвещая,/ Антипо священне,/ разрушил еси безбожия нощь глубокую./ Сего ради тя почитаем,/ яко Божественнаго суща священомученика// и целеб подателя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *