Священно церковнослужителей

Священнослужители и церковнослужители

Богослужение совершается особыми лицами, поставленными через законное рукоположение и составляющими священную иерархию или духовенство.

Прообразом новозаветной священной иерархии были три степени священства ветхозаветной Церкви, когда святой пророк Моисей по повелению Божию избрал и посвятил для совершения богослужения первосвященника, священников и левитов. Первым первосвященником был брат Моисея Аарон, а первыми священниками были сыновья Аарона.

В новозаветной христианской Церкви также существует трехступенчатая священная иерархия: епископы, пресвитеры (священники) и диаконы. Все эти лица носят общее название священнослужителей. Для каждой степени священства очерчен особый круг священнодействий.

Епископ (архиерей) совершает все Таинства; только он может освещать миро и антиминсы. Епископ, архиепископ, митрополит и патриарх – это не разные степени священства, а титулы или саны, показывающие объем полномочий епископа в зависимости от той территориальной области, которую он возглавляет. Так, архиепископами называются епископы наиболее значительных городов, митрополитами – епископы столиц (митрополий от греч. metropolis). Епископам древних столиц – Иерусалима, Константинополя, Рима, Александрии, Антиохии, а впоследствии и главам Поместных Церквей усвоен титул патриарха. По своим благодатным дарам патриарх, митрополиты, архиепископы и епископы равны между собою – это одна степень священства.

Священник (иерей или пресвитер) – это священнослужитель, который совершает все Таинства, кроме Рукоположения. Звание протоиерея (или протопресвитера, т. е. первого священника) дается священникам (настоятелям), стоящим во главе соборных храмов или приходов. Иеромонахами называют монахов, принявших сан иерея. Иеромонахи, стоящие во главе монастыря, называются игуменами, а начальствующие над самыми значительными монастырями носят титул архимандритов. Иногда эти звания не связаны с управлением монастырем, но даются священникам из монашествующих за особые заслуги, в качестве награды.

Диакон – это третья, низшая степень священства. Диакон не может совершать Таинства (кроме Крещения), но сослужит епископу или священнику при их совершении. Почетное звание протодиакона (от греч. protos – первый и diakonos – служитель) обычно дается диаконам за многолетнюю службу или личные заслуги. Знак отличия протодиакона – двойной орарь. Монах, получивший сан диакона, называется иеродиаконом, старший иеродиакон – архидиаконом.

В Церкви существует традиция, называемая привилегией или первенством чести. Основана она на призыве апостола Павла: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5.17). В соответствии с этим обычаем патриарх почитается между епископами как первый между равными. Это правило определяет и взаимные отношения между другими членами Церкви. Так, диаконы, церковнослужители и миряне испрашивают благословение у пресвитеров и епископов, пресвитеры – у епископов (т. е. преимущество чести принадлежит тем, кто имеет высшую степень служения). Во взаимных отношениях между духовными лицами одной степени первенство чести определяется старейшинством хиротонии, а между епископами – также значимостью занимаемой ими кафедры.

Кроме трех степеней священства в Церкви существуют низшие служебные должности: иподиаконы, псаломщики (дьячки) и пономари. Они, принадлежа к числу церковнослужителей, поставляются на свою должность не через Таинство Священства, а только по благословению архиерея.

Псаломщики читают и поют на клиросе, пономари имеют своей обязанностью созывать верующих к Богослужению колокольным звоном, возжигать свечи в храме, подавать кадило, помогать псаломщикам в чтении и пении и так далее.

Иподиаконы участвуют только при архиерейском служении. Они облачают архиерея в священные одежды, держат светильники (дикирий и трикирий) и подают их архиерею и т. п.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

Сегодня мы поговорим о сердце Евхаристического канона, его центре, а именно о части, которая называется Epiclesis, т. е. призывание. Она начинается с пения хора «Тебе поем, Тебе благословим…», далее идут священнические молитвы, о которых речь пойдет ниже. Заканчивается эпиклеза тайной священнической молитвой «Якоже быти причащающимся…», для мирян – пением хора, где звучит славословие Пресвятой Богородицы «изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богоро­дице и Приснодеве Марии».

Суть эпиклезы в пресуществлении Святых Даров, т. е. когда просфора, вино и вода становятся Телом и Кровью Христовыми. Эпиклезой-призыванием эта часть Литургии называется потому, что священник призывает на вещество для Таинства Евхаристии (хлеб, воду и вино) благодать Святого Духа, Который претворяет эту материю в Тело и Кровь Христовы.

В начале призывания священник говорит тропарь третьего часа и стихи 50-го псалма, наиболее отвечающие моменту. Тропарь третьего часа повторяется три раза, чередуясь со стихами 50-го псалма. Вот как это звучит в тайных священнических молитвах анафоры.

Священник: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отими от нас, но обнови нас, молящих Ти ся.

Священник или диакон стих: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Паки священник: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа:

Священник или диакон стих: Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отими от мене.

И паки священник: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа…

Далее следует, собственно говоря, тайносовершительная формула, т. е. слова и действия священника, во время которых Святой Дух сходит на Дары и претворяет их в Тело и Кровь Христовы.

«…и сотвори́ у́бо Хлеб Сей, Честно́е Тело Христа Твоего» (священник крестообразно благословляет дискос с Агнцем).

Диакон: «Аминь. Благослови, владыко, святую Чашу».

Иерей: «А е́же в Ча́ши Сей, честну́ю Кровь Христа Твоего» (священник крестообразно благословляет Чашу).

Диакон: «Аминь. Благослови, владыко, обоя́».

Иерей: «Преложив Духом Твоим Святым».

Диакон: «Аминь. Аминь. Аминь» (священник крестообразно благословляет и дискос, и святой Потир).

После произнесения данных молитв и благословений по Уставу Православной Церкви считается, что Святой Дух сошел на просфору, вино и воду. Он совершил из них Тело и Кровь Христовы.

Поэтому эпиклеза – самый трепетный и торжественный момент Литургии. Это соединение Церкви Небесной и Церкви Земной. Именно Святая Евхаристия, случившаяся в эпиклезе, является самым драгоценным даром, которым Бог наградил человечество.

Поэтому данное время Литургии – время напряженнейшего внимания, тишины и благоговения перед святыней. В это время желательно не ходить в храме, но сердечно и душевно трепетать пред священным и торжественным Таинством, происходящим у нас на глазах.

Будем же, дорогие братья и сестры, приступать к причащению благоговейно, ведь Сам Господь наш Иисус Христос сказал в Евангелии следующие слова: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Ин. 6:53–58).

Хочется призвать всех нас, дорогие братья и сестры, возделывать в себе желание со страхом Божиим и любовью приступать к причащению Тела и Крови Христовых. Без этого мы обречены на смерть, но именно причастие восставляет нас к вечной жизни, ко спасению в Иисусе Христе, Господе нашем. Оно оживотворяет и исцеляет с Божией помощью нас.

Иерей Андрей Чиженко

Адъютант Л.-Гв. Преображенского полка, 1817-1825.Рядовой и Адъютант Л.-Гв. Литовского полка, 1812-1816.Портрет И. Г. Бибикова, в мундире гвардейского адъютанта, 1825 год. У этого термина существуют и другие значения, см. Адъютант (значения).

Адъюта́нт (нем. Adjutant из лат. adjūtāns, род. п. adjūtantis «помогающий») — ранее воинское звание (в некоторых армиях также прапорщик, а на флотах — мичман), позднее — должность обер-офицера, который состоял при военачальнике или при штабе того или иного формирования (начиная с батальона и полка, руководили канцеляриями этих частей), далее дивизионного уровня и вплоть до корпуса, армии, фронта) для исполнения служебных поручений или для выполнения штабной работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *