Светлая неделя

Светлая седмица имеет и другие названия – Светлая неделя, Пасхальная неделя, Святая неделя. В православном христианстве она длится 7 дней, начинается в праздник Христова Воскресения и завершается в первый день Фоминой недели (первая неделя после Пасхи по православному календарю).

Во все дни Светлой недели в православных церквях и храмах проходят праздничные богослужения подобные пасхальным. Службы четыре: утреня, часы, литургия и вечерня. В течение всей седмицы врата храмов раскрыты настежь – до Светлой субботы, в которую после литургии происходит дробление и раздача артоса. Царские врата затворяют перед чтением 9-го часа, вечером в Светлую субботу (перед началом богослужения).

Седмица после Пасхи – сплошная, православным не нужно соблюдать пост даже в среду и пятницу несмотря на причастие. При этом налагать на себя пост не рекомендуют даже самовольно. В православии во всю Светлую седмицу после богослужения проходят крестные ходы, на которых верующие поют праздничные песнопения, а священнослужитель окропляет всех святой водой. В момент подобного празднования звучат колокола.

Какого числа будет православная Светлая Седмица в 2020 году

Начало Светлой Седмицы приходится на второй день после Христового воскресения. В 2020 году это – 20 апреля. Длится праздничная неделя до Светлого Воскресенья – 26 апреля. Первые семь дней после Пасхи в православии считают самыми светлыми, чистыми и радостными. За все время Великого поста душа и тело очистились от зла, скверности и насытились теплом. После Светлого Христового Воскресения православные радуются, они празднуют победу Иисуса над злобой, пришедшей из царствия тьмы. Его воскрешение и всех его праведников – настоящее чудо.

Священнослужители советуют всем своим прихожанам в эти дни прогонять подальше тоску, печаль и злобу. Именно в эти семь дней к нам приходят умершие родственники из иного мира, чтобы вместе возрадоваться воскрешению Иисуса. Нельзя игнорировать эти правила – свершилось самое радостное событие для православного мира и его необходимо чтить.

Интересно! Поминки проводятся в Фомино воскресенье, а сказание про неверующего Фому – как раз о нем. Он не веровал в Господа, а затем поверил и стал его последователем.

Что это за праздник такой

Во все дни Светлой седмицы отменены посты в среду и пятницу. После праздничной радостной утренней службы идут крестные ходы вокруг храма. Подобное шествие напоминает о женщинах, несших миро к Гробу Господнему. Верующие идут за священнослужителем с зажженными свечами, колокольный звон раздается каждый день, начиная со Светлого Понедельника по Светлого Воскресенье.

Звучание колоколов и открытые врата в алтарь говорят о том, что справедливость восторжествовала, Спаситель победил смерть и открыл своим последователям врата в Царствие Небесное. Церковь говорит верующим, что в эти дни нужно чувствовать чужое горе, помогать ближнему. Эта помощь особенно ценна в первую неделю после Пасхи, так Господь делает благости в мире нашими руками. Любое доброе дело должно быть бескорыстным, идти от чистого сердца.

После длительного периода поста начинается благоприятный период для заключения браков, помолвок и романтических свиданий. После долгих ограничений молодежь, наконец, может отправиться гулять, веселиться. В течение всего Великого поста это запрещается церковью. Несмотря на это, отдел регистрации гражданского положения регистрирует браки, но торжественные венчания в церкви возможны лишь на Светлой седмице и после нее.


В следующей таблице рассмотрим, чем особенен каждый день этой недели.

День недели Описание
Светлый день Понедельника В первый день после Пасхи люди отправляются на утреннюю службу, восхваляют Спасителя. После нее мужчины отправляются в гости с куличом, испеченным их супругой, и угощают родственников. Женщины в это время готовят праздничный обед. Девушки в этот день умываются водой, оставшейся после окрашивания яиц к празднику – так можно получить красоту на весь год. Больных и пожилых людей рекомендуют легко поколотить ветвями освященной вербы – так, болезнь отступит.
Светлый день Вторника Во вторник служба также считается обязательной, но посещают ее только женщины. Мужчины должны оставаться дома, ухаживать за детьми и вести быт. Проспать обряд – плохо, так человек мог накликать неприятность на всю семью. Вечер этого дня принято проводить в семейном кругу, можно отправляться в гости к хорошим друзьям.
Светлый день Среды Этот день недели очень важен для незамужних молодых девушек, они отправляются на службу и просят Всевышнего молитвой или словами о помощи в создании крепкой семьи. После службы отправляются гулять, новое знакомство сулит крепкие и долгие отношения паре. В этот день запрещены работы в поле, считалось, что есть риск повреждения посадок.
Светлый день Четверга В этот день по традиции люди отправляются на кладбище и наводят порядок на могилах умерших родственников. При этом, грустить вблизи захоронений нельзя, чтобы не разгневать предков. Важно помнить, что в эти дни их души в нашем мире.
Светлый день Пятницы Этот день предназначен для примирения с родными и друзьями. В Светлую Пятницу почитают лик Божьей Матери «Животворный Источник», потому рекомендуют эту дату для проведения малого обряда освящения воды.
Светлый день Субботы В субботу звучит колокольный звон, так провожают Светлую Седмицу. Утро после священнослужения проводят в гостях, а после обеда начинают уборку в доме. На службе в церкви всем присутствующим раздают артос – специальный хлеб. Его берегут дома до следующего праздника Христова Воскресенья, едят при болезнях, считая, что он обладает лечебной силой.
Светлый день Воскресенья День Воскресения имеет второе название – Красная горка. Принято гулять в лесу и на полянах, проводить дружеские беседы, признаваться в любви.

Внимание! Не все традиции, существовавшие раньше соблюдаются до сих пор. Редко миряне отправляются на службу в понедельник, но обычай проведывать старших родственников в этот день сохранился.

Нарушаются традиции воскресного дня Светлой седмицы. По традиции принято гулять в лесах и на полянах, но люби нарушают ее. Они отправляют на кладбища, наводят порядки и поминают усопших родственников. Делать это нужно в другой день, на Радоницу, которая приходится на 28 апреля в 2020 году.

Светлый понедельник

Согласно библейскому преданию, в первый день после воскресения Иисус явился своим ученикам и в течение 40дней рассказывал им о Царстве Небесном, после чего вознесся небо. Светлый понедельник — христианский праздник в память о первом дне после воскресения Христа. Согласно Библии, Христос воскреснув, неузнанным явился двум своим ученикам, разделил с ними путь в селение Эммаус, неподалеку от Иерусалима, и ужин. «И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам.» (Лк., 113-е зач., 24: 12–35)
Вечерню в первый день Пасхи настоятель совершает, облачившись во все священные одежды. После вечернего входа с Евангелием, читается Евангелиео явлении Воскресшего Иисуса Христа апостолам вечером в первый день Своего Воскресения из мертвых (Иоан. 20:19-25). Евангелие читает настоятель, обратившись лицом к народу.

Светлый Вторник

Во вторник Светлой седмицы Православная Церковь празднует день Иверской Иконы Божией Матери. Этот праздник установлен в честь обретения чудотворного образа на горе Афон вXI веке. Иверская икона Пресвятой Богородицы, Вратарница или Привратница (греч. Портаитисса) — православная икона Девы Марии с Младенцем, почитается как чудотворная, принадлежит к иконописному типу Одигитрия. Оригинал находится в Иверском монастыре на Афоне, в Греции; согласно православному преданию он написан евангелистом Лукой.

Тропарь Иконе Божией Матери Иверская.

От святыя иконы Твоея,
о Владычице Богородице,
исцеления и цельбы подаются обильно
с верою и любовию приходящим к ней,
тако и мою немощь посети,
и душу мою помилуй, Благая,
и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Светлый Пяток

В пятницу Светлой Седмицы празднуется память иконы Божией Матери «Живоносный источник». В этот день после Литургии совершается чин малого освящения воды (водосвятный молебен перед иконой Божией Матери «Живоносный источник»), а если позволяют местные обстоятельства — крестный ход на водоемы или водные источники. Водой, освящённой на этом молебне, верующие окропляют свои сады и огороды, призывая помощь Господа и Его Пречистой Матери на дарование урожая.
Для келейного чтения предназначен Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Живоносный Источник».Появление этого образа связано с чудесным событием — исцелением Богоматерью слепца, происшедшим в середине V века у источника близ Константинополя. Воин Лев Маркелл, бывший свидетелем этой милости Божией Матери, став впоследствии императором (455 — 473), воздвиг на месте источника храм и назвал его «Живоносный Источник», имея в виду чудодейственную силу источника. В дальнейшем этот храм неоднократно перестраивался и благоукрашался. Но после падения Константинополя он был разрушен. И только в 1834 — 1835 гг. над Живоносным источником вновь был воздвигнут православный храм, который действует до сего времени.

Светлая Суббота

Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артос. Обычай этот установлен с апостольских времен. Известно, что после Своего воскресения Господь неоднократно являлся своим ученикам. При этом Он или Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу. В ожидании этих благодатных посещений, а позднее — в память их святые апостолы оставляли незанятым среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если бы Сам Господь незримо присутствовал здесь. В продолжение этой традиции отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня класть в храме хлеб.
В Субботу Светлой седмицы после Божественной литургии артосторжественно благословляется и читается особая молитва на раздробление артоса. После этого кусочки этого священного хлеба раздаются верующим. Потом эту святыню дают больным или тем, кто не может быть допущен к Святому Причащению. Молящиеся, получив после окончания Литургии часть артоса, сохраняют ее в течение всего года (обычно – разрезав на небольшие кусочки и вкушая их натощак, особенно во время болезни).
В субботу Светлой седмицы впервые после дня Пасхи Царские врата в храмах закрываются.

Что можно и нельзя делать на Светлой седмице

Светлая Седмица – это период радости. Перед Пасхой шел пост, вводящий строгие ограничения и запреты на веселье, любые развлечения. В эту неделю для православных христиан они снимаются, потому можно развеяться. В этот период нужно стараться чаще посещать храмы и церкви из-за проведения праздничных богослужений, мирянам лучше постараться успеть исповедаться и причаститься.

Нельзя в это время грустить, унывать и эта рекомендация касается не только мыслей, но и поступков. Если на душе таится тревога, надо душевно побеседовать со священнослужителем, чтобы выяснить, что не так с душой. В этот период церковь налагает запрет на молитвы об умерших, но он снимается, если человек умер в это время. Похороны и отпевания проводятся всегда.

Светлая Седмица – это праздничное время, потому каждый человек может порадоваться и повеселиться, но делая это надо стараться рассеивать добро вокруг себя. Если подобное празднование мешает кому-либо, его надо ускромнить, стараясь вести себя тише. Главное понимать, что Пасха и первая неделя после нее – время празднования торжества жизни над смертью и добра над злом.

Что можно есть на Светлой седмице после Пасхи

В это время лучше успеть исповедаться и причаститься, необязательным атрибутом пост пасхального времени считается разговение. Миряне, соблюдающие Великий пост, в это период могут есть все, что хотят: традиционные пасхальные кексы (сдобные куличи), творожные пасхи, куриные яйца, мясо, рыбу и другие продукты. Ограничения на питание в это время не налагаются.

Но, прихожане должны учитывать, что священнослужители церквей советуют во всем соблюдать меру и не переводить это счастливое время в сплошное празднование. Употребление спиртных напитков в эти дни стоит если и не исключить, то радикально ограничить. Отказывать себе в веселье и развлечения не стоит, но во всем должна быть мера.

Как причащаться после Пасхи на Светлой седмице

Причащаться на Светлой Седмице разрешено и даже рекомендуется, это прописано в правилах Вселенского собора. Данные рекомендации советуют мирянам проходить обряд ежедневно в течение недели после Пасхи. Сейчас это невозможно, потому в течение 7 дней надо найти хотя бы один, и успеть посетить службу.

Если христианин все время Великого поста провел в молитвах и полном воздержании от скверности, обжорства и прелюбодеяния, приступать ко причастию советуют натощак, но без поста на Пасху. На утрене в понедельник после Пасхи перед литургией читают пасхальный канон часов Пасхи и Последования ко Причащению. Причащаться на Светлой Седмице необязательно. Главное, чтобы прихожанин не имел тяжких грехов без покаяния.

Внимание! Необходимость исповеди перед причастием определяет духовник прихода. Если священнослужитель считает этот процесс необходимым, настаивать на обратном не следует.

Светлая Седмица – это семь дней, идущие после основного православного праздника Пасхи. Каждый из них имеет свою значимость в православной церкви. К каждой дате, как и к дням Страстной недели, есть свои пояснения – заповеди утверждают, как именно верующие миряне должны провести этот день. Главное, в это время – находиться в вознесенном настроении, радоваться победе Иисуса надо тьмой, при этом не увлекаться земными грехами. это лучший период для исповеди перед Господом и причастия.

Неделя Всех святых. История

Как писал апостол Павел, «одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (I Кор. 12. 8-11). Таким образом, согласно словам апостола, Церковь почитает самых разных людей, получивших бесценный дар Святого Духа через свою жизнь или через свою смерть. Сколько всего святых в христианстве — неизвестно. Мы не узнаем обо всех мучениках первых веков христианской церкви, сокрытыми от нас останутся имена подвижников и иноков, живших в удалении от мира и так горячо молившихся за мир, что их молитвами мир стоит до сих пор, также не знаем имен тех, кто погиб за веру в прошлом веке. Церковная канонизация, определяя прославление святого в обществе людей, не определяет прославление святого у Бога: для судьбы человека неважно, прославлен ли он Церковью, ведь это лишь признание факта, официальное благословение на всенародное почитание.

Святые почитались с самых ранних веков христианства. Вначале это были апостолы, затем мученики, принявшие смерть, но не отрекшиеся от своей веры. За ними последовало почитание выдающихся церковных деятелей, святителей, подвижников. С укреплением христианства на Руси начали чтить благоверных правителей и правительниц и преподобных иноков. Также мы чтим защитников древлего благочестия, которые не приняли реформы патриарха Никона и остались верны православной вере, принятой Русью во времена князя Владимира. Совсем недавно, в прошлом столетии, жили те, кого мы сейчас почитаем как священномучеников и мучеников, пострадавших от безбожной советской власти. Если обратиться к истории христианской Церкви, мы видим, что во все времена являлись миру святые, угодившие Богу. Праздник Всех святых известен с конца IV — начала V веков. Существует проповедь Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», в которой уже указывается день празднования, аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений Ефрема Сирина есть упоминание о праздновании в честь всех святых 13 мая. Сирийский Лекционарий указывает пятницу после Пасхи как день празднования всех святых. Иерусалимская соборная практика V-VII веков, реконструированная по грузинскому переводу Лекционария, содержала праздники в честь всех мучеников (22 января) и в честь «всех апостолов и всех святых, принявших их учение» (16 апреля). Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь Всех святых на первую неделю (воскресение) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы.

Тропарь, кондак и канон празднику

Тропарь, глас 4

Иже во всем мире мученик Твоих Господи, яко багряницею и виссом кровьми их, Церкви Твоя украсившиеся. Теми вопиет Ти Христе Боже: людем Твоим щедроты Твоя низпосли, и мир граду Твоему даруй, и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 2

Яко начатки естества, Содетелю твари, вселенная приносит Ти Господи, богоносныя мученики. Тех молитвами в мире глубоце, Церковь Свою и жительство Свое Богородицы ради соблюди, едине Многомилостиве.

Библиотека Русской веры
Канон в неделю Всех святых →

Читать онлайн

Неделя Всех святых. Иконы

Сюжет изображения Всех святых образовался из сцены Страшного суда и представляет торжество всех праведников в Раю. Самый ранний дошедший пример изображения этого сюжета — сакраментарий Х века (Геттингенская университетская библиотека), где изображены ряды святых и ангелов, поклоняющихся Агнцу (расположен по центру). Святые изображаются вокруг коленопреклоненными, часто они протягивают в сторону Агнца свои венцы. На Западе к XIV веку эта трактовка сюжета была вытеснена другим иконографическим типом: место Агнца заняла Троица или Бог Отец. Вокруг находятся ангелы и Богородица (на престоле рядом с Богом). Таковы иллюстрации к «Граду Божьему» Августина и другие книжные иллюстрации.

Иллюстрация к «De Civitate Dei» Августина, XV век

В иконописи наиболее распространенный вариант иконографии следующий: большая часть иконы — двойная сфера, по центру которой находится Исус Христос. По его сторонам Пресвятая Богородица и Иоанн Креститель. Во второй, внешней сфере — святые, представленные по ликам святости. Более редок вариант с изображением святых в арочных проемах, размещенных несколькими рядами в нижней части композиции. «Вокруг сфер обычно изображаются ангелы, евангелисты или символы евангелистов. На фоне вне сфер часто встречаются фигуры пророков Соломона и Даниила или Исайи и Иезекииля. (…) Образ Рая в нижней части иконы традиционен — на фоне зеленых кущ представлены три праотца — Авраам, Исаак, Иаков (Лоно Авраамово) и благоразумный разбойник. К этому сюжету близка икона «Шестоднев», которая включает семь праздничных сюжетов, в соответствии с традиционным литургическим посвящением семи дней недели. Последний, седьмой день, был днем отдыха, днем, когда Бог «почил… от всех дел своих» (Быт II, 2). «Он понимался как прообраз покоя, блаженного отдохновения, воссоединения праведных с Богом, которое должно было наступить по истечении исторического времени. В соответствии с подобными толкованиями, последняя композиция «Седмицы» — «Суббота всех святых» в иконах XVI-XVII века представляла собой образ блаженного покоя праведных, ожидающих второго пришествия».

Неделя Всех святых. Вторая половина XVI в. Происходит из церкви Всех святых в Ростове. Ростов, Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»Неделя Всех святых. Икона. Русь. XVI век

Икона «Шестоднев» Дионисия является двухчастной композицией. Вверху шесть клейм праздников, расположенных в два ряда. Еммануил в славе с предстоящими помещен посредине над двумя нижними рядами. Внизу в продолговатых клеймах с закругленным верхом представлены десять «ликов праведных». Праведники, «убелившийся паче снега человеческий род», предстоят изображенному вверху Еммануилу в славе, окруженному небожителями — Богородицей, Предотечей и собором архангелов, тоже в белых одеждах. Нижние клейма с праведниками расположены в два ряда (по пяти клейм слева и справа). Порядок распределения клейм:

  • «Неделя» — Воскресение в виде Сошествия во ад;
  • Понедельник — Собор архангелов;
  • Вторник — Собор Иоанна Предтечи;
  • Среда — Благовещение;
  • Четверг — Умовение ног;
  • Пятница — Распятие;
  • Суббота всех святых (продолговатые с закругленными верхами клейма): слева — блаженные, двенадцать апостолов, преподобные, святители, пророки; справа, в таких же клеймах — врачи-безмездники, преподобные жены, апостолы из чина семидесяти, мученики, мученицы.

Шестоднев. Мастерская Дионисия. Начало XVI в. Вывезена из под Вологды. Из собрания И. С. Остроухова. Москва, ГТГШестоднев (Седмица). Конец XVII в. Ярославский художественный музей, Ярославль

На иконе «Неделя всех святых» начала XVII века в центре изображен Престол в окружении трех шестикрылых серафимов желтого, красного и голубовато-зеленого цветов. У подножия архангелы Михаил и Гавриил с зерцалами в руках. По сторонам, в два яруса, расположены лики святых. В верхнем ярусе Спас Эммануил на Престоле в окружении Небесных Сил. Ему предстоят Пресвятая Дева и Иоанн Предотеча. Христос облачен в белый хитон и охряной гиматий.

Неделя Всех святых. XVII в., до 1616 г. Церковь Воскресения Христова с. Кишерть. Пермская государственная художественная галерея

Храмы в честь Всех святых на Руси

В честь Всех святых была освящена церковь Успенского Зилантова монастыря. Изначально монастырь был посвящен двум праздникам — Успения Божией Матери и Всех Святых. С самого основания обители (1552 год) и стояли в ней две деревянные церкви. «А в монастыре церковь Успения Пречистой Богородицы да теплая церковь Всех Святых, а постановления все строения с государевой казны», — указывалось в Писцовой книге 1566 года, этом самом первом в истории описания Зилантова монастыря. В 1681 году теплая церковь была построена в камне. Позднее храм неоднократно перестраивался. В 1895 году Всехсвятская церковь была полностью разобрана и к 1898 году возведена заново по проекту архитектора Ф.Н. Малиновского.

Успенский Зилантов женский монастырь на литографии В. Турина, 1832 г.

Народные традиции в Неделю Всех святых

В народе Неделя Всех святых называлась «русальной». В это время было принято провожать весну. Весну провожали накануне начала Петрова поста, вечером, а в черноземной Руси (например, в Елатомском уезде Тамбовской губернии) на другой день (и также вечером) совершали эти проводы в лицах: молодые крестьяне, женатые и неженатые, наряжались в торпища (большая холщовая простыня или мешочная дерюга в виде полога) и прятались около села во ржи, поджидая, когда выйдут сюда девушки и молодые женщины. Тогда во ржи где-нибудь раздавалось легкое хлопанье кнутов, которыми запаслись мужчины. Девушки испуганно вскрикивали: «Русалоцки… русалоцки», — и разбегались в разные стороны. Вдогонку за ними пускались наряженные. Женщины спрашивали: «Русалоцки, как лен?» (уродится). Ряженые же указывали на длину кнута: «Ох, умильные русалоцки, какой хороший!»

В Пензенской губернии к этому дню молодежь приготовлялась еще за неделю, с самого Троицына дня. Один наряжался козлом, другой надевал на руки и на ноги валеные женские сапоги и изображал собой свинью, третий шагал на высоких ходулях, четвертый наряжался лошадью. С этой палкой в руке, прикрытый торпищем, парень являл собой подобие коня, ставшего на дыбы. Был еще один способ наряжаться лошадью — для этого на палку надевалась головная лошадиная кость, а самую палку обивали пологом и окручивали веревкой, у которой один конец оставался свободным. За этот повод уздечки брался ловкий молодец, изображавший вожака и руководивший скачками и пляской упрямой, норовистой лошади. Она брыкалась, разгоняя хохочущую толпу девчонок и мальчишек, а тут же рядом с ней бодался козел, постукивая деревянными челюстями и позванивая подвязанным колокольчиком. При этом играли музыкальные инструменты: гармошки, балалайки, скрипки и раздавались громкие и звонкие звуки от ударов в печные заслонки и сковороды. Иногда ряженые ограничивались тем, что просто пачкались сажей и с шумом и треском обходили всех состоятельных жителей, заслуживая пляскою трепака угощение водкой. Сами проводы весны совершались следующим образом: впереди шли с лошадью русалыщики, за ними бежали вприскочку перепачканные ребята, которые подгоняли кнутами передних. В поле, за деревней, делали несколько холостых выстрелов из ружей, а в честь русалок выделялась бойкая девушка, которая, с палками в руках, скакала взад и вперед. Затем лошадиную голову бросали в яму до будущего года — это и означало проводы русалки и прощание с весной. Наигравшись в своем селе, ребята переходили в соседние деревни и продолжали веселье там.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *