Стромынь ногинск

Этот тайник был задуман уже достаточно давно, и он относится к разряду «для души». Нам очень захотелось познакомить Вас с местами, которые дОроги для нас и в свою очередь показать еще одну достопримечательность прекрасной и удивительной Мещеры.
История старинного села Стружаны относится ко времени правления Петра I. В селе располагается Храм успения Пресвятой Богородицы, имеющий, к сожалению, много печальных страниц в своей истории. В самом Храме нет никакой информации о селе, как и о нем самом, но нас направили к местному жителю, у которого хранятся материалы. Конечно же, мы сразу отправились к нему, но, увы, нас ждало разочарование. Борис Юрьевич (мы решили все-таки увековечить его имя) отказался нам их даже показывать. А все потому, что в прошлый раз у него кто-то брал эти материалы отсканировать, и не вернул два листочка. Наши заверения, что мы даже не будем их забирать, а лишь сфотографируем, оказались тщетны. Не помогло и то, что прабабушка Феникс родом из соседней деревни и была в определенной степени знаменита в округе. Обидно. Второй экземпляр летописи хранится в Рязанском архиве, до которого мы еще не добрались.
Пришлось пока воспользоваться просторами Интернета и выискивать скудные данные. И вот что нам удалось раскопать в реферате «Топономика» (ссылку на ресурс не размещаю, т.к. он хранится на многих сайтах):
«Рязанская обл. Клепиковский р-н, д. Стружаны – у южного берега оз. Сокорево.
Повелением Петра I открываются государевы верфи» по строительству судов-стругов для русского флота. Весной они сплавлялись по реке Пре в Оку. Вероятно, они изготавливались здесь и ранее. В «сысках по челобитьям» 1629 и 1636 годов сказано: «… стружаки пловут с рожью к Москве… из Переславля Рязанского…» В исторических документах встречается как погост Стружань при реке Пре»
По данным справочника «Церкви Рязанской губернии» М.Б.Оленева датой основания Храма успения Пресвятой Богородицы считается 1798 год. Хотя до этого проскакивает еще одна дата – 1746 год и название церкви – Спас (Воскресения Христова), которая возможно находилась там ранее.
До сих пор среди местного населения можно услышать удивительные легенды о Храме. Бабушка Феникс рассказывала нам историю, связанной с Екатериной II, которая пожертвовала Храму пуд серебра, из которого потом был сделан оклад для Евангелия. Книга была настолько тяжелой, что во время служб ее открывали два человека! Если это так и было на самом деле, то по времени подарок должен был быть преподнесен еще церкви Воскресения Христова. И еще был Крест, огромный и украшенный драгоценными камнями, очень старинный, необыкновенной красоты. Только после внезапного пожара исчезли и Евангелие, и Крест, потому что искали потом в груде пепла следы от них, но ничего не нашли. После этого пошли по деревням слухи, что из-за них случился пожар…из-за обладания сокровищами сгорел Храм…
В 1996 году Храм в очередной раз сгорел (уже примерно четвертый раз за свою историю). К сожалению, виной всему был местный батюшка, который не уследил зимой за печкой. В итоге все внутреннее убранство Храма сгорело до тла. Погибли старые иконы, выгорели иконостас и великолепная роспись. Те немногие иконы, что удалось спасти, позже были украдены… Долгое время Храм находился в запустении и службы проводились лишь в пустом небольшом огороженном помещении, но постепенно его начали восстанавливать. 17 декабря 2000 года на деньги жертвователей, повесили колокола, о чем теперь гласит табличка около входа. И только лишь этим летом полностью закончен ремонт внутри храма. Нам удалось увидеть результат многолетней работы еще до официального открытия – в одну из поездок в этом году добрая монашка проводила нас за ширмы и показала новые росписи и иконы, несмотря на поздний час и то, что храм был уже закрыт. Конечно, все выглядит совершенно иначе, чем лет пятнадцать назад, но сделано очень красиво. Обязательно зайдите внутрь, Храм еще хранит атмосферу истории, несмотря на новый наряд.

Два Саввы и два Дубенских монастыря

Второй святыней Успенского храма в селе Стромынь являются мощи преподобного Саввы Стромынского – ученика Сергия Радонежского. Раньше они покоились под спудом в каменной часовне на Стромынском кладбище в шестистах метрах от храма, но в 1996 году прах преподобного перенесли в Успенскую церковь и поместили в позолоченную раку. Каменная часовня Саввы Стромынского осталась стоять на кладбище, хотя вход в нее закрыт.

До секуляризации церковных земель Екатериной II в Стромыни находился Успенский Дубенский монастырь. Его в конце XIV века основал по просьбе великого князя Дмитрия Донского преподобный Сергий Радонежский. Обитель получила название по местной реке Дубенке. Князь и Троицкий игумен воздвигли Дубенский монастырь в благодарность Пресвятой Богородице за победу над Мамаем в Куликовской битве. Это редкий случай, когда обитель, основанная самим Сергием Радонежским и в честь такого важного исторического события, обеднела спустя столетия и исчезла. С XVIII века храмы бывшего монастыря обратили в приходские. В XIX веке взамен деревянных храмов возвели нынешнюю Успенскую церковь с приделами Николая Чудотворца и Сергия Радонежского.

В 1859 году историк Михаил Владимирович Толстой обнаружил остатки еще одного Успенского монастыря на другой реке Дубенке. В разных редакциях жития преподобного Сергия и летописях имелись странные разночтения. Например, в одном месте основание монастыря относили к периоду после победы над Мамаем 1380 года, в другом – ко времени перед Куликовским сражением. Основателями Дубенской обители назвали то преподобного Савву, то Леонтия. М. В. Толстой предположил, что путаница возникла из-за того, что Сергий Радонежский основал сразу два монастыря с почти одним и тем же названием: Дубенский Стромынский и Дубенский Шавыкинский.

Второй Дубенский монастырь располагался в Александровском уезде на границе Владимирской и Тверской губерний на острове, окруженном четырьмя реками: Дубной, Дубенкой, Вытраской и Быстрицей. Летом 1859 года Толстой отправился в челноке на болотистый остров к Шавыкиной пустоши – месту, где по рассказам старожилов оставались следы Дубенского монастыря. Он писал: «На холме близ берега реки Быстрицы под тенью вековых сосен видны следы гряд, высохший прудик, несколько могил, обросших травой, и две часовни на месте прежде бывших храмов». В соседнем погосте Спас за Кубежье Толстой разыскал церковь, где хранили напрестольное Евангелие, крест, кадило и Иверскую икону из бывшего Дубенского монастыря. В то время Иверскую икону великим постом носили с крестным ходом в Шавыкино «к себе домой» в память об исчезнувшем монастыре. В другом селе Заболотье Толстой нашел икону Спасителя с надписью: «поступила из бывшего Успенского Саввина и Серапионова монастыря, что в Шавыкине».

Обе исчезнувшие Успенские обители стояли на реках с одинаковым названием и имели двух тезок-игуменов из числа близких учеников Сергия Радонежского. По мысли М.В.Толстого, это были два разных человека. В подмосковном селе почитался Савва Стромынский, а в Шавыкино – Савва Сторожевский. После игуменства в Дубенском монастыре он уехал под Звенигород и прославился как основатель уже этой подмосковной обители.

География

Село Стромынь расположено на северо-востоке Московской области, в северной части Ногинского района, примерно в 47 км к северо-востоку от Московской кольцевой автодороги и 20 км к северу от центра города Ногинска, на реке Дубёнке бассейна Клязьмы.

В 21 км к югу от села проходит Горьковское шоссе М7, в 11 км к западу — Московское малое кольцо А107, в 11 км к северо-востоку — Московское большое кольцо А108, в 10 км к северо-западу — Фряновское шоссе Р110. Ближайшие населённые пункты — деревни Ботово, Стояново и Черново.

Связана автобусным сообщением со станцией Ногинск Горьковского направления Московской железной дороги (маршруты № 24, 25) и столичной станцией метро Щёлковская (маршрут № 360).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *