Статья про детей сирот



Проблема сиротства является одной из актуальнейших социальных трудностей современной российской действительности. Это связано с тем, что сложившаяся политическая, социальная и экономическая ситуация в стране способствует увеличению количества сирот в стране.

Рост социального сиротства, детской безнадзорности так же, как демографическая катастрофа (число несовершеннолетних в Российской Федерации убывает ежегодно на миллион), имеют в основе своей общий кризис семьи. Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе подтолкнули рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.

Сиротство — социальное явление, обусловленное нахождением в обществе детей-сирот по причине их смерти, объявления их без вести пропавшими, признания родителей недееспособными, лишения их родительских прав и прочее. К таким детям также употребляется понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей». В эту категорию детей также можно включить детей — инвалидов, которых родители оставили на попечение государства .Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детeй-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159 дает наиболее четкие определения категории таких детей:

− дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба родителя или единственный родитель;

− дети, оставшиеся без попечения родителей — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, вследствие лишения их родительских прав, ограничения в родительских правах, признания родителей ограниченно дееспособными или полностью недееспособными, отбывания ими наказания в учреждениях лишения свободы, признания родителей безвестно отсутствующими, объявлeния их умершими;

− лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, в том случае, когда они находились в возрасте до 18 лет и лишились одного или обоих родителей. Такая категория лиц имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке .

Известный современный философ и социолог Тюгашев Е. А. в своих научных трудах выделил следующие виды сиротства:

− собственно сироты. Дети, которые лишились одного или обоих родителей в раннем возрасте;

− домашние сироты. У таких детей есть родители, которые не уделяют должного внимания воспитанию ребенка. В подобных ситуациях ребенок бывает, как правило, либо предоставлен сам себе, либо находится в антагонистических отношениях с родителями, чем обуславливается его социально-опасное положение;

− интернатские сироты. Такие дети, которые воспитываются в интернате и, чьи родители по факту не занимаются их воспитанием;

− «отказники». Категория детей, чьи родители отказались от своих родительских прав и оставили своего ребенка на попечение государства;

− «лишенцы». Дети, родители которых лишены родительских прав .

В научной литературе уделяется особое внимание социальному сиротству. Социальное сиротство-такое явление в обществе, при котором несовершеннолетний имеет биологических родителей, но по какой-либо причине они не уделяют достаточного внимания воспитанию ребенка или исполняют это ненадлежащим образом.

В настоящее время отмечаются негативные тенденции в динамике сиротства, проявляющиеся в увеличении среди сирот числа детей и подростков со сложными, комплексными видами отклонений, с задержкой в развитии, трудностями в обучении и отклоняющимся поведением. Обозначилось новое явление — «скрытое» социальное сиротство. Оно распространяется в результате падения нравственных устоев общества, обесценивания института семьи, а также в результате ухудшения условий жизни значительной части семей. Как правило, дети, попадающие под понятие «скрытых» социальных сирот, проживают в условиях беспризорности и безнадзорности .

Беспризорность, безнадзорность являются «социальными болезнями» наравне с социальным сиротством. Беспризорные дети — дети, лишившиеся государственного или родительского попечения, развивающего воспитания и обучения, а также постоянного места проживания, соответствующего необходимым санитарным требованиям. Причинами беспризорности являются отсутствие связи с государственными организациями попечения, нарушение и утеря контактов с семьей(ее нет; ребенок убежал из семьи; семья оказывает негативное влияние на ребенка), отсутствие педагогического воспитания и обучения. Таким образом, наблюдается разрыв таких социальных связей: ребенок государство, ребенок — семья, ребенок — педагог.

Среди ученых существует и такая точка зрения, что разрушение современной семьи связано с теми трансформационными процессами, охватившими Россию в начале 90-х годов прошлого столетия. События, связанные с реформами времен распада СССР, называют третьей волной сиротства, которая по численности сирот перекрыла вторую волну — сиротство после Великой Отечественной войны .

К основным причинам сиротства, а также социального сиротства в России можно отнести следующие:

− смерть или неизлечимая болезнь единственного или обоих родителей;

− добровольный отказ (как правило матери) от ребенка, чаще- это отказ от новорожденного в родильном доме;

− асоциальный образ жизни родителей, чаще всего связанный с употреблением алкоголя и наркотических средств;

− тяжелое финансовое положение семьи;

− рождение ребенка с патологией (сюда относят детей с неизлечимыми заболеваниями, детей-инвалидов);

− нежелательная беременность (чаще всего такая беременность возникает у несовершеннолетних, рано вступивших в половую жизнь);

− нахождение родителей в местах лишения свободы;

− признание родителей ограничено дееспособными или абсолютно недееспособными;

− жестокое обращение с детьми;

− уклонение родителей от выполнения обязанностей по воспитанию своих несовершеннолетних детей.

Лишение родительских прав является основной причиной, по которой дети в России лишаются попечения родителей. В 2018 году было выявлено около 40000 граждан, лишенных родительских прав. Из них 29000 были лишены за уклонение от обязанностей по воспитанию детей, 5 % из этого число лишены из-за злоупотребления родительскими правами, 12 %- в связи с алкоголизмом и наркоманией родителей.

Судьбы воспитанников детских учреждений для сирот всегда привлекали общественное внимание. В последние 10–15 лет это внимание было направлено на эффективность работы данных учреждений, соблюдение и реализация прав воспитанников, а также на отношения преподавателей к таким детям. Для ребенка- сироты наилучшим вариантом является семейная форма устройства, но не всегда удается устроить его именно таким образом, а приходиться направлять в определенное государственное учреждение. В связи с этим продолжается модернизация, улучшение, совершенствование сети детских учреждений, которые принимают на себя обязанности по заботе, защите, воспитанию и обучению сирот.

На сегодняшний день получается успешно социализироваться лишь у 10 % выпускников интернатных учреждений. По данным статистики, из 15 тыс. выпускников в течение года, 5 тыс. попадают на скамью подсудимых, 3 тыс. становятся бомжами, а 1,5 тыс. кончают жизнь самоубийством. К сожалению, это происходит по причине того, что ребенка не смогли подготовить к реальной жизни, привить ему определенные социальные нормы и ценности, выходящие за рамки учреждения для детей — сирот.

Выделяются следующие последствия сиротства:

− медицинские последствия. Среди последствий медицинского характера можно обозначить: отклонения в физическом и психическом здоровье сирот, болезни органов дыхания, болезни желудочно-кишечного тракта, рахит, гипотрофия, анемия, заболевания гепатитом «С» или «В», а также сифилисом (детям эти болезни передаются от родителей, являющимися их носителями). У детей- сирот часто выявляются хронические патологии, отставания в интеллектуальном развитии; неврозы, обусловленные психологическими травмами и т. д.;

− последствия социального характера. В первую очередь сюда следует отнести социальный статус ребенка-сироты. Дети, оставшиеся без попечения родителей, состоят на полном иждивении у государства, они привыкают к постоянному покровительству взрослых. На выходе из специализированного учреждения, где они воспитывались они часто бывают не способны к самостоятельной жизни, нести за нее ответственность.

− экономические последствия. Учреждения, куда направляются дети-сироты, обязуются обеспечить их всем необходимым для полноценного развития. Детям предоставляются предметы первой необходимости, обувь, одежда, питание, школьные принадлежности. Также после выхода из интернатного учреждения ребенку-сироте государство должно выделить ему определенное жилье, обеспечить возможностью поступления в ВУЗ и пр. Все это создает дополнительную нагрузку на бюджет страны.

− психологические последствия. Можно отметить недостаток внимания к ребенку со стороны взрослых, так как внимание педагогов должно быть направлено на целую группу. Отсутствие привязанности к кому-либо из взрослых дезориентирует ребенка, заставляет чувствовать свою малоценность, ненужность. Такие дети могут стать агрессивными и имеют ограниченный круг общения. Подобные обстоятельства создают трудности в психическом развитии личности, затрудняется процесс его социализации в общество .

Как показывает реальная жизнь, воспитанники интернатов живут сегодняшним, не имеют далеко идущих планов, а если они и есть, то не заполнены реальным содержанием. Немало важным в воспитательном процессе является формирования у ребенка желаний, стремлений, надежд, для того, чтобы он научился строить планы на самостоятельное будущее. В результате того, что дети-сироты привыкли, что за них все решают преподаватели, государство у них возникает боязнь внешнего мира, недоверие к нему.

Образование в интернатных учреждениях является малоэффективным и носит посредственный характер. В результате чего многие дети получают его в неполной мере, их кругозор недостаточно широк. Отсутствие строгой дисциплины, недостаточное стимулирование к стремлению лучшего в учреждениях, где содержатся дети, делают невозможным их дальнейшее интеллектуальное развитие. Воспитанники не видят потребности в получении высшего образования, что значительно сужает спектр их возможностей трудоустройства.

Дети-сироты, воспитывающиеся в специальных детских учреждениях, по выходе из него сталкиваются с проблемой жилищного вопроса, особенно если от родителей в наследство не перешла во владение жилая площадь. В таком случае государство должно взять на себя ответственность по обеспечению жильем выпускника интернатного учреждения. Но здесь возникают трудности так, как пригодных помещений для жилья не всегда хватает, по этой причине приходится ждать своей очереди в получении жилья.

Сиротство в России принимает угрожающие масштабы. Особенно тревожным явлением для общества становится распространение социального сиротства. Как уже отмечалось, последствия сиротства достаточно плачевны- из интернатов выходят молодые люди, неприспособленные к самостоятельной жизни, не имеющие правильного образца поведения в жизни общества, и лишенные представления о принятых за образец семейных ценностях. Как правило, заводя семью выпускники — интернатов оставляют своих детей на попечение государства, так как не имеют представления о том, как необходимо воспитывать детей, так как сами были воспитаны чужими людьми. Для того, чтобы остановить распространение социального сиротства необходимо осуществлять ряд мероприятий по возрождению ценности семьи, по повышению морально-нравственного воспитания молодого поколения.

Литература:

Общие положения

1.1. Директор детского дома относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется .

1.2. На должность директора детского дома принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы не менее 3 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы не менее 3 лет.

1.3. Директор детского дома должен знать:

— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации соответствующей сфере деятельности;

— Конвенцию о правах ребенка;

— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

— локальные нормативные акты детского дома;

— основы педагогики, психологии;

— методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками;

— технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

— основы физиологии, гигиены несовершеннолетних;

— теорию и методы управления образовательными системами;

— финансово-хозяйственную деятельность детского дома;

— основы гражданского, административного, трудового, бюджетного, налогового, хозяйственного законодательства;

— основы менеджмента, управления персоналом, проектами;

— основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должностные обязанности

Директор детского дома:

2.1. Руководит деятельностью детского дома в пределах предоставленных полномочий.

2.2. Организует текущее и перспективное планирование деятельности детского дома с учетом целей, задач и направлений, для реализации которых он создан.

2.3. Осуществляет координацию деятельности работников детского дома, создает условия для их работы.

2.4. Принимает меры по созданию необходимых социально-бытовых условий для воспитанников и работников детского дома, вносит необходимые предложения по их улучшению.

2.5. Осуществляет контроль за организацией учебно-воспитательного процесса, оздоровления и питания детей.

2.6. Принимает участие в развитии и укреплении материальной базы детского дома, оснащении современным оборудованием, мебелью, техникой, учебной литературой, пособиями и техническими средствами обучения, обеспечивает их сохранность, пополнение и эффективное использование.

2.7. Участвует в подборе и расстановке кадров, в решении вопросов повышения квалификации и профессионального мастерства работников, формирования структуры и штата детского дома.

2.8. Способствует созданию благоприятного морально-психологического климата в детском доме, отношений сотрудничества и доброжелательности в коллективе.

2.9. Проводит инструктаж с работниками детского дома по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев с детьми (с обязательной регистрацией в специальном журнале).

2.10. Проводит инструктаж о персональной ответственности работников за жизнь, здоровье и безопасность детей.

2.11. Согласовывает и утверждает должностные инструкции сотрудников, знакомит принятых сотрудников с условиями труда.

2.12. Издает приказы и распоряжения по детскому дому, регистрация и хранение которых осуществляются в соответствии с действующим законодательством.

2.13. Представляет интересы детского дома в государственных органах и общественных организациях.

2.14. Осуществляет взаимодействие и привлекает к совместной деятельности с детским домом различные учреждения и организации.

2.15. Обеспечивает меры по соблюдению требований правил по охране труда и пожарной безопасности.

2.16. .

Права

Директор детского дома имеет право:

3.1. Принимать решения в пределах своей компетенции.

3.2. Давать указания и поручения, обязательные для исполнения работниками детского дома, а также проводить проверки их качества и своевременности исполнения.

3.3. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.4. Инициировать и проводить совещания по вопросам деятельности детского дома.

3.5. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей.

3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. На предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.9. .

Ответственность

Директор детского дома несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Программа по семейному воспитанию «Счастливая семья».

I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Семейное воспитание детей в условиях центра помощи детям — это одна из наиболее важных, актуальных направлений воспитательного процесса.

Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей, оставшихся без попечения родителей, поступивших в центр в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе — работа по семейному воспитанию.

В центре помощи детям воспитываются дети, в основном социальные сироты, на которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они и не живут с ней. Ребята понимают всю сложность жизни такой семьи, в которой обстановка, условия недопустимы для воспитания ребенка. Но в то же время ощущение наличия родителей, стремление к ним в какой-то степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях. Они стремятся побывать в семье, часто осознавая сложность этой ситуации: с одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они рады ощущению, что у них есть все-таки близкие люди.

Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменят никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия. В связи с этим необходим поиск таких педагогических средств, которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а создали бы те условия, в которых ребенок смог бы адекватно социально развиваться, несмотря на отсутствие семьи. Для педагогов в учреждении интернатного типа особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение социальной роли семьянина. При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье.

Государственной программы развития и воспитания ребенка в центре помощи детям пока не существует. Многие учреждения разрабатывают собственные программы. Однако важнее создавать такие условия, чтобы у детей было полноценное детство, чтобы они научились всему, что умеют дети из благополучных семей. У них должно быть сформировано представление о жизни в нормальной семье, о взаимоотношениях между близкими людьми, о проблемах семейной жизни. Они должны быть готовы к ведению домашнего хозяйства, в организации быта.

Программа разработана в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании практического опыта работы Каменского детского дома № 1 г. Камень – на – Оби, Алтайского края, программы Г. И. Плясовой «Воспитание семьянина детского дома». Данная программа обеспечивает всестороннее развитие и воспитание детей, и подготовку их к самостоятельной жизни.

Программа рассчитана на 5 лет.

Программа включает в себя 11 теоретико – практических блоков:

1 блок — «Семья и её функции»;

2 блок — «Семья и закон»;

3 блок — «Духовно — нравственные основы семьи»;

4 блок — «Психология взаимоотношений»;

5 блок — «Конфликты в семье и способы их разрешения»;

6 блок — «Самосовершенствование личности»;

7 блок — «Домашняя экономика»;

8 блок — «Здоровье семьи»;

9 блок — «Планирование семьи»;

10 блок — «Домашний труд в семье»;

11 блок — «Семейный досуг».

В каждом блоке разработаны темы теоретических и практических занятий, которые реализуются в течение всего периода реализации программы.

Сроки определяются календарным годом. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

В процессе реализации программы используются следующие методы: объяснительно — иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский.

Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.

В процессе работы с воспитанниками предусматривается использование следующих методов и форм работы:

  • Специально организованные занятия;

  • Беседы;

  • Тренинги;

  • Работа с пословицами о семье, семейных отношениях;

  • Разбор ситуации на определенную тему;

  • Дискуссия, диспут;

  • Конкурсная программа;

  • Игры;

  • Демонстрация фильмов;

  • Практические занятия;

  • Анкеты, тесты;

  • Сочинение детей на заданную тему;

  • Домашний «Эрмитаж» (рисунки на определенную тему или рукодельные изделия для украшения комнат и пр.);

  • Развлечения в кругу семьи (игры, конкурсы, викторины, пение песен и т. д.).

  1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

Методологическими основами программы являются:

  1. идеи «природосообразности воспитания… как гармонично воздействующего на ум, сердце и руку и вызывающего стремление к совершенству и совершенствованию человеческих сил» (Г. Песталоцци);

  2. «нравственного образования» как «отмены принуждения» (С.И. Гессен);

  3. «педагогического процесса как усовершенствования личности» (П.Ф.Каптерев) и др.;

  4. основные идеи теории семейного воспитания (Т.А. Марковой), родительства (И. Кон), деятельности детей в семье (Г.Н. Гришиной, Д.О. Дзинтаре);

  5. основы идей семейного воспитания (Н.К. Крупской, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили);

  6. положения педагогики саморазвития о характеристиках, структуре,
    особенностях становления процессов саморазвития личности (Л.Н. Куликова, Г.К. Селевко),

  7. концепция гуманистических воспитательных систем (Л.Н. Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.Е. Степанов и др.);

  8. «свободного воспитания» как содействия саморазвитию и формированию творческой личности — индивидуальности» (К.Н. Вентцель);

  9. основные положения синергетического подхода, рассматриваемые в контексте проблематики педагогических явлений и позволяющие увидеть феномен воспитательной системы как неравновесной, нелинейной, имеющей «зоны неопределенности — неупорядоченности» с определенностью в параметрах порядка (А. Венгеров, И.А.Еаин, Е.Н. Князева, СП. Курдюмов, И.Пригожий, Г.Хакен и др.).

Выбор программного обеспечения основывается на педагогическом наследии Л.С. Выготского, на психологических идеях А.Запорожца, А.Н.Леонтьева, а также теории личностно-ориентированного обучения и воспитания И. С. Якиманской.

Основные принципы воспитания:

  1. Личностный: Признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью.

  2. Средовой: Учет, использование в процессе воспитания социальной среды (семьи).

  3. Природосообразный: Учет в работе с детьми половозрастных, психофизических особенностей.

  4. Деятельностный: Организация деятельности с детьми на основе ведущей для данного возраста: воспитанников основной школы — общении; старшеклассников — учебно-профессиональной деятельности.

  5. Культуросообразный: Опора в воспитании на национальные традиции народа; его культуру, духовность.

  6. Дифференцированный: Отбор содержания, форм, методов с учетом особенностей групп (семей) и каждого воспитанника.

  7. Человековедческий: Не только на специальных занятиях, но и в повседневные игры, беседы и др. включать материалы, помогающие детям понять себя, мотивы своего поведения, отношение к окружающим; помогать воспитаннику в создании «Я — Концепции».

  8. Эмоциональный: Опора не только на сознание и поведение ребенка, но и на его чувства.

  9. Отношенческий: Разумное сочетание в воспитательной работе антиподов: коллективности-индивидуальности; традиции-новации; общения-обособления; поощрения-наказания; управления-самоуправления; воспитания-самовоспитания.

III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основные цели программы:

  • Способствовать формированию представлений о семье, её значении в жизни человека;

  • Способствовать социализации воспитанников, освоению ими социальных ролей в семье.

  • Способствовать адекватной полоролевой самоидентификации детей и подростков.

  • Подготовка молодых людей к супружескому выбору и к полноценной семейной жизни.

  • Способствовать формированию знаний и умений ведения домашнего хозяйства.

  • Научить принимать осознанные решения при выборе и приобретении товаров и услуг с учетом собственной системы ценностей, оценок полезностей товаров, личного бюджетного ограничения.

  • Помочь каждому ребенку, подростку, юноше и девушке в познании культуры семейных отношений.

  • Научить правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;

  • Активизировать и развивать социальные наклонности.

  • Создать комфортные условия для проживания, всестороннего индивидуально — личностного развития участников программы.

  • Повышение нравственной и эстетической культуры воспитанников, воспитание у них культуры здорового образа жизни.

  • Обучение нормам и правилам общежития и социального взаимодействия.

  • Социально-психологическая реабилитация в условиях, приближенных к семейным детей и подростков, которые прибыли из неблагополучной социально-педагогической среды.

  1. ПРИНЦИПЫ, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ РЕАЛИЗУЕТСЯ ПРОГРАММА

Принцип системности. Процесс воздействие окружающей среды на ребенка также представляется как система влияния различных факторов (биологического, социально-психологического, медицинского, педагогического).

Принцип гуманистического подхода основан на любви и бережном отношении к ребенку, уважении его личности, дружеском расположении к нему, понимании его, заботе о развитии его личности, содружестве между педагогами и детьми.

Принцип коллективной творческой деятельности. Каждое творческое дело ребята и взрослые делают вместе. Такой подход позволяет каждому ребенку внести свой вклад в общую работу, проявить свои личные качества: творческие, организаторские, интеллектуальные, практические.

Принцип индивидуальности: каждый ребенок получает возможность проявить свои индивидуальные способности.

Принцип творческого саморазвития реализуется посредством побуждения всех участников программы к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию, предоставление свободы творчества, т.к., чем больше свободы добивается личность в творчестве, тем большей эффективности она достигает в творческом саморазвитии. Восхождение на вершину творчества детей подготавливается в ежедневной деятельности, в том числе через сквозную работу центров различных направлений.

Принцип демократического сотрудничества реализуется на основании признания равенства прав и свобод ребенка в процессе совместной деятельности и предоставлении возможности соуправления.

Принцип свободы выбора и доступности. Одним из условий развития личности является свобода выбора деятельности. Каждому ребенку предоставляется возможность выбора вида деятельности, посредствам занятий в различных центрах, объединениях, участия в мероприятиях, групповых и общих делах.

Задачи

Темы и рассматриваемые вопросы

Кол -во часов

Блок 1 «Семья и её функции”

Создавать условия для формирова —

ния представ

ления о семье, её

функциях и

значении в

жизни каждого человека.

Темы занятий:

Занятие «Семья, как много в этом слове…»

Практическое занятие: Мини-сочинение «Что для меня означает семья?»

Беседа «Семья – это семья Я»

Практическое занятие. Тренинг «Семья моей мечты»

Занятие «Функции семьи»

Занятие «Семья и семейные ценности»

Диспут «Роль отца и матери в семье»

Занятие «Родные люди, родственные отношения, кровное родство»

Практическое занятие: «Ласковое слово родным вам людям»

Разбор ситуаций «Вся семья вместе, так и душа на месте»

Занятие «Слагаемые счастливой семьи»

Беседа «Быт и семья»

Занятие «Семейные традиции»

Занятие «Неполная семья»

Занятие «Неблагополучные семьи»

Работа с пословицами про семью, родителей, отношений в семье.

Всего 16 часов

(теоретических -13 часов, практических – 3 часа)

Блок 2 «Семья и закон»

Познакомить с законами, защищающими интересы семьи, с федеральны-

ми и региональными мерами поддержки семьи.

Темы занятий:

Беседа «Готовность к вступлению в брак»

Информационный час «Законодательство о браке и семье»

Занятие «Регистрация брака. Брачный договор. Венчание»

Практическое занятие: «Заполнение заявления в ЗАГС»

Информационный час «Программы поддержки молодых семей»

Занятие «Федеральные и региональные меры поддержки малоимущих семей»

Беседа «Охрана и поощрение материнства»

Беседа «Жилищные субсидии»

Занятие «Налоговые льготы»

Занятие с элементами разбора ситуаций «Семейные споры»

Дискуссия «Расторжение брака или сохранение союза?»

Всего 11 часов

(теоретических -10 часов, практических — 1 час)

Блок 3 «Духовно-нравственные основы семьи»

Создавать условия для формирова —

ния представ

лений о духовны и нравствен —

ных ценностях семьи.

Темы занятий:

Занятие «Духовные ценности семьи»

Практическое занятие: «Нравственные заповеди Библии»

Занятие «Моя семья — мои чувства»

Занятие «Нравственные нормы и поведение людей»

Занятие с элементами тренинга «Доброта. Гнев»

Беседа «Искусство милосердия»

Занятие «Справедливость и сочувствие»

Занятие «Уважение, взаимопомощь»

Занятие «Вежливость. Дружба. Благодарность»

Занятие «Порядочность и честность»

Занятие «Совесть. Честь. Правда.»

Практическое занятие: «Правила доверия»

Занятие «Вера. Любовь»

Занятие «Упрямство. Обида»

Занятие «Легкомыслие. Разумность»

Занятие «Леность. Трудолюбие»

Занятие «Скупость. Щедрость. Бережливость»

Занятие «Справедливое отношение к себе и другим»

Занятие с разбором ситуаций «Уважение к старшим и друзьям»

Занятие «Любимая семья — источник творчества и добра»

Практическое занятие: Тест «Сильный ли у вас характер?»

всего 21 час

(теоретических- 18 часов, практических — 3 часа)

Блок 4 «Психология взаимоотношений»

Создавать условия для формирова —

ния у детей этики семейных отношений, представле —

ния о разных социальных ролях, гендерных семейных ролях и уважение к ним.

Темы занятий:

Занятие «Супружество: наука и искусство»

Беседа «Этикет взаимоотношений в семье»

Практическое занятие: Психологическая игра: «Дружная семья»

Беседа «Как достичь семейного счастья»

Занятие с разбором ситуаций «Заботливое отношение к старшим»

Занятие «Искусство быть матерью»

Дискуссия «К чему ведет невыполнение материнских обязанностей?»

Занятие «Отец – это сила, ум, опора семьи»

Групповой час «Отцы и дети»

Занятие «Семейные стили воспитания»

Занятие «Заботливое отношение к младшим»

Диспут «Когда не мил родительский дом?»

Занятие «Психологический климат и совместимость в семье»

Беседа «Братья и сестры»

Практическое занятие: «Права и обязанности каждого члена в семье»

Разбор ситуаций «Поощрения и наказания в семье»

Дискуссия «Как вести себя, когда провинился?»

Занятие «Мы все такие разные, но такие все прекрасные»

Занятие «Очень нужная, как в сказке дружная, моя семья»

Занятие «Учимся думать о себе и о близких»

Занятие «Мы — скульпторы своей судьбы»

Занятие «Заповеди семейной гармонии»

Ситуационный практикум «Думайте сами, решайте сами…»

Практическое занятие: тест «Кто же я есть на самом деле?»

Занятие «От велика до мала в доме каждому дела»

Конкурсная программа «Я+ТЫ= дружная семья»

Дискуссия «Развод. Как и почему это происходит?»

всего 27 часа

(теоретических- 23 часа, практических — 4 часа)

Блок 5 «Конфликты в семье и способы их разрешения»

Создавать условия для усвоения сущности понятия «конфликт», «конфликт —

ные ситуации», правил предупреждения конфликта, разрешения конфликтных ситуаций.

Темы занятий:

Беседа «Основные проблемы семейных отношений»

Занятие «Без конфликтов не бывает»

Дискуссия «Как решать семейные проблемы?»

Занятие «Конфликт и его разрешение».

Практическое занятие: «Учимся разрешать конфликты»

Практическое занятие: ролевые игры «Ссора сына с матерью», «Как помирить брата и сестру?»

Занятие «Причины и последствия разлада семейных отношений» (Нарушение супружеских отношений, алкоголизм, неверность супругов, конфликтность, ревность, недоверие друг к другу, расхождение представлений супругов о значимости

основных семейных ценностей, нежелание одного из супругов иметь детей).

Занятие «Разногласия молодых супругов с родителями»

всего 8 часов

(теоретических- 6 часов, практических — 2 часа)

Блок 6 «Самосовершенствование личности»

Создавать условия для формирова —

ния у детей потребности в необхо —

димости самосовершенствования личности.

Темы занятий:

Занятие «Механизм самоутверждения»

Беседа «Ваше место в обществе»

Занятие «Секреты общения»

Практическое занятие: игра «Правила делового общения»

Занятие «Ваш стиль общения»

Занятие «Создание своего имиджа»

Занятие «Какой Вы однако..»

Занятие «В коллективе, через коллектив и для коллектива»

Занятие «Воля к победе»

Занятие «Вырабатывайте характер»

Беседа «Увлечение и любовь»

Занятие «Как стать интересным»

Занятие «Как стать обаятельной девушкой»

Занятие «Как стать обаятельным юношей»

Занятие «Друзья у меня в гостях»

всего 15 часов

(теоретических- 14 часов, практических — 1 час)

Блок 7 «Домашняя экономика»

Создавать условия для формирова —

ния представ

лений об экономике и бюджете семьи, воспитывать интерес и желание заниматься домашней экономикой, способство —

вать формированию разумных потребнос —

тей.

Темы занятий:

Занятие «Семейная экономика»

Беседа «Деньги. Их назначение их значение в нашей жизни»

Занятие «Бюджет семьи»

Занятие «Доходы семьи»

Занятие «Расходы семьи»

Занятие «Прожиточный минимум»

Занятие «Потребности семьи»

Практическое занятие: «Доходы и расходы в первый год самостоятельной жизни»

Практическое занятие: «Оплата жилья и коммунальных услуг»

Занятие с элементами игры «Расходы на питание»

Практическое занятие: «Продовольственный магазин, порядок приобретения товаров»

Практическое занятие: «Специализированные магазины (книжный, мебельный и т.д., стоимость основных промышленных товаров)»

Занятие «Как сэкономить на бытовой химии?»

Занятие «Как купить бытовую технику, мебель»

Занятие с элементами игры «Планирование крупных покупок для семьи»

Практическое занятие: «Ориентировка в таблице международных размеров одежды, белья, обуви.

Практическое занятие: «Символы и обозначения на товарах»

Занятие «Знакомство с Законом РФ «О защите прав потребителя»

Конкурс «Грамотный потребитель»

Практическое занятие: «Планирование расходов с учетом бюджета и состава семьи»

Практическое занятие: тест «Хорошая ли вы хозяйка, хозяин?»

Занятие «В службе быта»

Практическое занятие: Тест: «Как сохранить и приумножить семейные сбережения»

Занятие «Финансовые услуги. Банк».

Практическое занятие: «Посещение сберегательного банка РФ»

Занятие «Сбережения. Назначение сбережений. Виды вкладов»

Практическое занятие: «Как открыть счет в банке»

Ролевая игра «Долг»

Занятие: «Страховые услуги. страхование»

Занятие «Нотариальные услуги»

Всего 30 часов

(теоретических -17 часов, практических – 13 часов)

Блок 8 «Здоровье семьи»

Создавать условия для формирова —

ния представле —

ния о необходимости вести здоровый образ жизни, заботиться о своем будущем потомстве.

Темы занятий:

Занятие «Здоровье семьи»

Занятие «Роль родителей в сохранении и укреплении здоровья детей»

Беседа «Ваше здоровье в ваших руках»

Занятие «Скажите себе: нет!»

Дискуссия «Вредные привычки»

Занятие «Прививок в жизни человека»

Практическое занятие: Экскурсия в городскую больницу»

Занятие «Платные медицинские услуги»

Практическое занятие: «Аптечка в доме»

Практическое занятие: «Вызов скорой помощи»

Занятие «О здоровом питании»

Занятие «Значение целомудрия для здоровья будущего потомства»

Занятие «Заболевания, передающиеся половым путем. Профилактика»

Занятие: «Законы наследственности. Влияние предшествовавших половых связей на потомство. Выбор будущего супруга (супруги)»

Всего 14 часов

(теоретических -11 часов, практических – 3 часа)

Блок 9 «Планирование семьи»

Создавать условия для формирова —

ния представле —

ния о важности планирова —

ния семьи.

Дискуссия «Что такое планирование семьи?»

Беседа «Когда дети нежелательны…»

Просмотр видеофильма «Контрацепция». Современные способы предохранения от нежелательной беременности»

Диспут «Случайные связи – оправдан ли риск?»

Занятие «Внебрачные сексуальные отношения. Ситуация «Если друг оказался вдруг»

Занятие «Как предупредить рождение больного ребенка?»

Занятие «Здоровье супругов и будущего потомства»

занятие «Семья, ждущая ребенка. Здоровый образ жизни — как условие рождения здорового ребенка, вредность алкоголя, никотина и наркотиков»

Занятие «Психологические проблемы, связанные с

рождением ребенка. Перестройка семейной структуры. Новый бюджет времени и средств»

Занятие «Будущие родители. Уход за новорожденным ребенком»

Занятие «Несколько детей в семье»

Всего 10 часов

(теоретических — 9 часов, практических – 1 час)

Блок 10 «Домашний труд в семье»

Дать теоретичес —

кие знания и способствовать формиро —

ванию практических умений и навыков ведения домашнего хозяйства.

Темы занятий:

Раздел 1: Домашний труд в семье

Занятие «Домашний труд – забота всей семьи»

Занятие «Эстетика и культура быта»

Беседа «Зайти приятно в дом если порядок в нем»

Занятие «Распределение обязанностей в семье»

Занятие «Создание уюта в семье, красота и самобытность»

Занятие «Слагаемые комфорта»

Занятие «Интерьер»

Занятие «Цветы в доме»

Практическое занятие: «Уход за цветами»

Занятие «Овладение трудовыми умениями и навыками»

Практические занятия: «Навыки самообслуживания»:

  • «Моющие средства. Стирка белья из разной ткани (хлопок, шерсть, шелк, объемная пряжа, кружева, тюль)»

  • «Отбеливающие, подсинивающие и подкрашивающие средства»

  • «Выведение пятен»;

  • «Глажка белья»;

  • «Уход за одеждой»;

  • «Мелкий ремонт одежды»;

  • «Уход за обувью»;

  • «Совместный труд по созданию уюта в группе»;

  • «Генеральная уборка в группе».

Практическое занятие: «Домашний «Эрмитаж» (поделки своими руками);

Раздел 2: Приусадебное хозяйство

Занятие «Частное домовладение»

Беседа «Домашние животные»

Занятие «Содержание кошек и собак и уход за ними»

Занятие «Основные овощные культуры, выращиваемые на огороде»

Занятие «Нравственные основы совместного труда семьи на огороде»

Практическое занятие: «Посев семян на грядке»

Занятие «Способы ухода за растениями»

Практическое занятие: «Прополка грядки»

Практическое занятие: «Полив растений»

Занятие «Удобрение растений»

Занятие «Ручной инвентарь»

Занятие «Переработка и хранение продукции растениеводства в индивидуальном хозяйстве»

Занятие «Перекапывание земли, подготовка огорода к зиме»

Занятие «Цветник»

Практическое занятие: «Эскиз клумбы»

Раздел 3: Мужчина в доме

Занятие «Сам себе мастер»

Занятие «Устройство рабочего уголка в доме (инструменты, хранение)»

Занятие «Техника безопасности при работе с инструментами и различными материалами»

Цикл занятий: «Ремонт квартиры»:

— ремонт и побелка потолков (теория);

— наклейка обоев (теория и практические занятия по

ремонту обоев);

— заделка трещин и щелей пола (практическое

занятие);

— краски, красители, растворители, и их назначение,

меры безопасности при работе с ними;

— покраска (дверей, окон, батарей, изделий из

металла и т.д.);

Раздел 4: Использование различных видов труда в семейном воспитании — практические занятия:

  • «Детская кухня» (по плану Раковой С.И.)

  • «Швейная мастерская» (по плану Милютиной И.П.)

  • студия бисероплетения «Бисеринка» (по плану Полудненко Т.Н.)

  • студия «Эстетика» (по плану Раковой С.И.)

Всего 44 часа

(теоретических – 26 часов, практических – 18 часов)

Блок 11 «Семейный досуг»

Создавать условия для формирова —

ния у детей умения организации семейного досуга.

Занятие «Организация семейного досуга»

Диспут «Как провести свободное время?»

Беседа «Радость семейных праздников»

Праздник «День семьи»

Практическое занятие: «Развлекаем гостей»

Практическое занятие: «Любимые игры в моём детстве»

Занятие «В гости к другу»

Практическое занятие: «Выбор подарков»

Сочинение «Какие праздники будут в моей будущей семье»

Всего 9 часов

(теоретических – 4 часа, практических – 5 часов)

      1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Воспитанники должны овладеть понятием «семья», понимать её значение в

жизни человека, понимать особенности развития детей и основные проблемы воспи-

тания ребёнка; навыками ведения домашнего хозяйства.

Воспитанники должны знать основные родственные связи в семье, основные

обязанности членов семьи; уметь различать близких и дальних родственников;

соблюдать основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта; понимать важность такого шага как создание собственной семьи, важности планирования семьи; знать основы семейного законодательства, об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребёнка, основные статьи доходов и расходов семьи; как организовать семейный досуг.

Воспитанники должны уметь определять основные обязанности родителей по отношению к своим детям, объяснять, какие условия необходимы для вступления в брак.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *