Старец захария

В 1954 г. 25 августа был пострижен в монашество Иван Дмитриевич Павлов – архимандрит Кирилл. Исполняющий обязанности духовника братии Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Захария (Шкурихин) рассказывает старце Кирилле.

Я только исполняющий обязанности духовника братии, потому что духовником у нас до сего дня является отец Кирилл (Павлов). И наверное, это одна из причин, почему старец жив. Даже врачи разводят руками, удивляются: как может жить человек столько лет, когда не в состоянии ни есть, ни глотать. Тем не менее Господь его хранит, значит, он еще нужен – нужен его подвиг молитвы за братию. Есть мнение, что старец страдает за наши грехи, за тех, кого он прощал и разрешал, не давая епитимьи. Отец Кирилл все брал на свои плечи, страдая за наши грехи. У него у самого всегда было много болезней: стоит имплант луковицы двенадцатиперстной кишки после перенесения частых обострений язвенной болезни, батюшка был оперирован по поводу двусторонней грыжи, неоднократно болел воспалением легких, перенес, возможно, другие болезни, о которых я не знаю.

О старцах говорить всегда непросто, потому что их внешняя жизнь кажется совершенно однообразной. С утра до вечера одно и то же: с утра братский молебен, потом послушания, трапеза, правило, отдых – если бывает, вечернее богослужение, вечернее правило…

Архимандрит Захария (Шкурихин)

Впервые я увидел отца Кирилла в 1980 г. Это была первая седмица Великого поста. Всегда в Великий пост на первую и Страстную седмицы отец Кирилл приходил в Семинарию, проводил общую исповедь, затем в Церковно-археологическом кабинете в Троице-Сергиевой Лавре, исповедовал профессоров, преподавателей Академии, владыку ректора, кого-то из студентов. Когда я впервые увидел отца Кирилла, то был поражен его внешним видом – аскетичным, изможденным, у батюшки были глубоко запавшие глазницы («неужели слепой?» – подумалось). Отец Кирилл говорил негромко, но его было очень хорошо слышно во всем храме. В тот день он сказал небольшую проповедь о тех грехах, которые случаются среди семинаристов и которым не место в духовных школах. Отец Кирилл говорил с очень большим сердечным переживанием, болью…

Впервые попав в монашеский корпус, я физически ощутил, насколько все здесь пропитано молитвой. Келья отца Кирилла была небольшая, со множеством икон, картин духовного содержания, лампадочек, а также большой частью камня преподобного Серафима Саровского, на котором он молился. На Святую Пасху батюшку всегда поздравляли, и он, радостный, очень тепло всех принимал, вручал подарки, деньги, кажется, по 10 рублей – довольно много по тому времени. Помогал он и мирским, причем некоторые так называемые духовные чада, как потом выяснилось, этим откровенно злоупотребляли.

Содержание

Проповеди старца Наума

На видео проповедь архимандрита Наума (Байбородина) в день памяти преподобных Кирилла и Марии — родителей преподобного Сергия Радонежского.

Проповеди отца Наума не оставляли прихожан, паломников и монахов равнодушными. Любовь к Господу нашему и смирение перед ним — были основой всех речей старца.

«Человек здесь не живет, а готовится к жизни, для него здесь школа благочестия,

Церковь для него — мать родная, которая породила его для жизни вечной.

Здесь мы принимаем Таинства Христовы, здесь мы показываем перед Богом свое сыновство…

Будем искать святости – и тогда Господь пошлет нам усыновление, покров Свой, и тогда не страшно ничего будет.

И по всеобщему Воскресению поставит нас Господь по правую сторону.

Изменится наша природа, и будем там подобно ангелам, вечно блаженны и радостны. Аминь».

Наум (Байбородин) архимандрит

— говорил отец Наум в своих проповедях.

«Здесь мы принимаем Таинства Христовы, здесь мы показываем перед Богом свое сыновство

Скачать эту статью

С древних времен на Руси слагались сказания о силе и мудрости старцев. Люди со всех уголков России на протяжении многих веков едут к старцам за советом и благословением. Старцами Православная Церковь называет высокодуховных священнослужителей.

По преданиям мудростью и даром прозорливости старцев награждает Господь наш Иисус Христос.

Отец Наум — один из самых известных старцев конца XX — начала XXI века. Свое признание архимандрит получил благодаря дару предвиденья и готовности помочь всем страждущим. Духовные чада отца Наума стали насельниками большинства существующих монастырей.

Очередь к келье старца в приемные дни (старец принимал с понедельника по воскресенье) доходила до 500 человек. И каждому из вопрошающих отец Наум давал то, что было необходимо.

Археологу — отец передал библейские карты, женщине, которая испытывала финансовую нужду — предсказал крупный выигрыш в лотерею (пророчество осуществилось в этот же день), молодым парам — благословение на венчание (в СССР получить благословение на венчание было крайне сложно).

Помимо приемов старец активно вел корреспонденцию, где помогал советом и наставлением людям, которые не имели возможности попасть в Троице-Сергиеву лавру.

Троице-Сергиева лавра издавна славится старцами

Троице-Сергиева лавра крупнейший мужской монастырь Русской православной церкви с многовековой историей

Мужской монастырь Русской Православной Церкви Троице-Сергиева лавра издавна славится своими священнослужителями, в том числе и старцами.

К мудрецам Лавры за советом едут паломники со всей России, Украины и Белоруссии. Старцы святотроицкой сергиевой лавры проводят ежедневный прием для тех, кто нуждается в их совете.

Смотрите также статью Отец Герман из Сергиева Посада

Самые известные старцы Троице-Сергиевой лавры конца XX — начала XXI веков:

Великая Суббота

Батюшка очень любит монашество, сам он настоящий монах. И он очень серьезно относился к выбору человеком жизненного пути. Если видел, что человек колеблется, что у него не твердое решение в желании стать иноком, – советовал искать вторую половину. Но если чувствовал твердость намерения, или Господь ему как-то открывал – благословлял идти в монастырь. Иногда спрашивали: какую хорошую обитель посоветуете, батюшка? – отвечал: ищите сами, по душе вашей чтобы было…

Благословение старца Кирилла

Для меня особенно памятна первая седмица Великого поста 1983 г. – тогда я уже учился на I курсе Академии. Помню, зашел в ЦАК, дождался своей очереди на исповедь, встал на колени и кратко рассказал батюшке всю свою жизнь, собственно, не жизнь, а грехи. Спросил, всячески скрывая свое сердечное желание, тяготение к монашеству: «Батюшка, как вы благословите, что посоветуете: идти в монастырь или искать вторую половину?» Отец Кирилл задумался. Для меня это время показалось вечностью – решалась моя судьба. И вдруг он произнес удивительные слова: «Знаете, во что бы то ни стало, как можно быстрее вы должны оказаться в нашем монастыре». Меня это очень окрылило, я начал проходить необходимые собеседования с классным наставником (ныне митрополитом Евлогием), инспектором Академии, владыкой ректором. Все благополучно и быстро с Божией помощью уладилось. Наместник монастыря отец Евсевий принял меня в Великую субботу перед Пасхой – 8 мая 1983-го – и благословил стать послушником монастыря. А 30 ноября 1983 г., в день традиционного пострига, я был пострижен в монашество. Отец Кирилл в тот день меня постригал одного. С того момента я стал каноническим духовным сыном отца Кирилла.

Господь сотворил чудо

Иеросхимонах Валентин (Гуревич), духовник московского Донского ставропигиального мужского монастыря:

Одно время после тяжелой операции я жил в Вознесенском Оршином монастыре Тверской епархии. Там недалеко от монастыря находится селение Эмаус. Видимо, в свое время какой-то благочестивый помещик дал такое название своей вотчине. А рок-группы почему-то тяготеют к такого рода топонимам. Им нравятся библейские названия: Назарет, Эмаус и т.д. И вот они облюбовали это село для проведения рок-фестиваля. Так как село находится в чистом поле, то звук от колонок с усилителями оглушал всю округу. Такое было попущено искушение. Тогда матушка Евпраксия (Инбер), настоятельница Вознесенского Оршина монастыря, получила от архимандрита Наума благословение: всем читать акафист Архангелу Михаилу. Отец Наум очень почитал Архистратига – ему посвящены теперь уже два монастыря на родине старца: женский в его родном селе Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской областии и мужской в близлежащем селе Козиха. Промыслительно и то, что 40 дней отца Наума пришлись на празднование памяти Архангела Михаила и всех Сил Бесплотных. Матушка игумения со всеми сестрами и девочками из монастырского приюта, а также я, проживавший тогда в монастыре, – мы все стали читать акафист Архангелу Михаилу. И Господь сотворил чудо. В монастыре водворилась тишина. Это было, действительно, чудо, потому что стоило выйти за ограду обители, как музыка гремела; делаешь шаг назад в монастырь – и тишина! Я сам несколько раз проверял – выходил за заборчик и заходил: буквально метр, а за низенькой символической оградой не слышно этого грохота. Это необъяснимо с точки зрения законов физики.

Другой пример. Чада отца Наума активно обращали к вере своих знакомых и коллег. Так, ныне профессор Московской духовной академии и Сретенской семинарии Алексей Иванович Сидоров в то время еще преподавал в МГУ, где помог креститься учившейся на отделении славянской филологии финке Кирси Марита Ритониеми. Она так же, как и он, вошла в число духовных чад архимандрита Наума. Приняла монашество. Одно время была настоятельницей Вознесенского Оршина монастыря, а потом правящий архиерей, преобразовав Тверское подворье обители в самостоятельный Свято-Екатерининский монастырь, направил матушку Иулианию (ее имя в постриге) туда игуменией. Время от времени возникали искушения, враг противодействовал возрождению монастырей. Тогда матушки Иулиания и поставленная на ее место в Вознесенский Оршин монастырь Евпраксия вместе могли беседовать с чиновниками, а все сестры и девочки приюта в это время пели в храме Трисвятое. И всё – слава Богу – улаживалось.

«Все мы под его молитвой как под покровом находились»

Игумения Елена (Богдан), настоятельница Свято-Воскресенского женского монастыря г. Мурома Муромской епархии Владимирской митрополии:

Это Божий человек. Святой жизни. Его мама схимонахиня Сергия была очень благочестивой женщиной. Жили они под Новосибирском. Дети у нее все умирали во младенчестве. Когда на Николин день 90 лет назад у нее родился очередной мальчик – тоже слабенький, – она молилась: «Господи и Матерь Божия, оставьте мне его, пусть он будет как святитель Николай». Ее материнская молитва была услышана. Младенца окрестили с именем Николай. Он всю свою жизнь, как святитель Николай, посвятил служению Богу и людям – это самое главное.

Монах он был исключительный для нашего времени. Подвизался по древним монашеским уставам. Сам был делателем послушания и нас наставлял в самоотречении. Послушание – превыше всего.

Очень помогал нам своей молитвой. Когда у монашествующих случались искушения, Господь попускал согрешить, отец Наум вымаливал даже сильно израненных грехом. Как-то незримо всё управлялось, души врачевались. Все мы под его молитвой как под покровом находились – чувствовалось это. Думаю, что и сейчас Господь даст ему такое благодатное состояние помогать всем, кто будет прибегать к нему.

Тело спит, душа молится

Обычный день батюшки – братский молебен у раки Преподобного Сергия, на который он никогда не опаздывал, исповедь народа в «посылочной» – до и после обеда, молитвенное правило. Вечером он бывал в келье, читал письма, отвечал на них. Тогда можно было к старцу прийти, задать какие-то вопросы. Помню, я был еще послушником, и мне как-то очень тяжело стало на душе от каких-то своих греховных воспоминаний, духовной брани. Я пришел к отцу Кириллу, который в этот момент читал письма, сидя в кресле, и поделился с ним своей бедой. Он наклонился надо мной, и я как будто ощутил невыразимое тепло, охватившее всего меня. И из моей души, моего сердца все переживания, скорби, тяжести – мгновенно ушли. И в душе воцарилась тихая радость. Я был очень удивлен такой быстрой перемене моего внутреннего состояния.

Я старался всегда ходить к батюшке на правило, которое совершалось перед обедом в 12 часов. Отец Кирилл приходил из посылочной, где он принимал людей мирских, и мы читали три канона с акафистом Иисусу Сладчайшему. Затем батюшка сам уже читал Псалтирь – одну кафизму или более, Апостол и Евангелие. Иногда, бывало, кто-нибудь на Правиле засыпал от переутомления, и тогда батюшка говорил: не трогайте – тело спит, душа молится. Иногда кто-то опаздывал на Правило, и ему не доставалось прочитать ничего. Тогда батюшка в конце нашей встречи возглашал: «Отцу такому-то (иеромонаху, иподиакону), пришедшему в двунадесятый час на Правило, так, что ему не досталось прочитать акафист, – многая лета». И все пели «Многая лета». И это было удивительно. А брату, которого вроде и не ругают, а хвалят, многолетие поют, в следующий раз было стыдно опаздывать к батюшке на Правило.

Архимандрит Кирилл (Павлов) у мощей Преподобного Сергия

Батюшка всегда был очень сосредоточенным, хотя внешне никогда не показывал своей сугубой молитвенности, не носил четок – некоторых это даже смущало. Братья считали, что батюшка Иисусову молитву читает непрестанно, поэтому четки ему просто не нужны.

Тайны исповеди

Отец Кирилл говорил: семинаристов исповедовать или братию – это не трудно, а вот мирских людей – тяжело. Тем не менее батюшка нес этот крест.

На исповеди он молчал, не задавал вопросов, если только его самого о чем-то не спрашивали. Если спрашивали – кратко и четко отвечал, никогда никого не ругал. Исключение составляли серьезные проступки. Я, помню, был уже духовником богомольцев, когда отец Кирилл строго меня отчитал. «Ты монах, куда ты лезешь, ты не знаешь, что такое семейная жизнь, нельзя в ней давать такие категоричные советы, наставления».

Батюшка никогда никого не осуждал. Его келейник как-то меня предупредил: если ты задаешь отцу Кириллу вопрос и прямой честный ответ предполагает осуждение кого бы то ни было – батюшка будет молчать.

Два раза отец Кирилл исповедовался у меня. Все ушли, он снимает епитрахиль, надевает на меня: «Поисповедуй меня». У меня, конечно, душа перевернулась! И вот батюшка каялся очень смиренно, кротко – в таких мелочах, о которых я сам на исповеди никогда не говорил. Потом, когда я анализировал эту исповедь, подумал: наверное, батюшка за меня каялся, показывал мне, что нужно исповедоваться во всем, в том числе в этих грехах.

Архимандрит Кирилл (Павлов)и в Крыму

Некоторые считали, что батюшка прозорливый. Я не могу этого сказать, потому что явных фактов не знаю. Даже наоборот, мне один студент рассказывал: у него как-то возникли проблемы из-за квартиры, которую он получил по наследству. Он решил посоветоваться с отцом Кириллом – как поступить. И когда батюшка шел из Троицкого собора утром после братского молебна, окруженный толпой своих духовных чад, студент протиснулся к нему и на ухо стал рассказывать о проблеме. А в это время батюшку теребят со всех сторон: благословите, помолитесь и пр. Батюшка всем отвечает и одновременно его слушает. Дошли они до проходной, отец Кирилл говорит: вот так поступи. «Это решение, – рассказывал студент, – меня как-то сразу сильно смутило, думаю, наверное, батюшка не совсем меня понял». И он пришел еще раз к отцу Кириллу вечером и в спокойной обстановке все ему рассказал. И батюшка дал совет, диаметрально противоположный первому. Это показывает, что как раз не прозорливость была у отца Кирилла, а рассудительность.

Живи не как хочется, а как Бог велит

Батюшка старался строго соблюдать церковные каноны. У нас был печальный случай в обители, когда два брата ехали на машине и шофер – иеродиакон – уснул за рулем. Автомобиль перевернулся, пассажир погиб, а водитель получил тяжелую травму, но остался жив. Он поправился, прошли годы, и его решили рукоположить. Отец Кирилл был против. Сказал: нет, его рукополагать нельзя, поскольку из-за него погиб человек. Другой случай – студент, выпускник Академии, полюбил девушку. Но у нее были канонические препятствия для того, чтобы быть матушкой, супругой священника. Жених пришел к отцу Кириллу, тот сказал: «Нет, нельзя, брат, здесь много девушек учится, ищи другую». Он – к помощнику отца Кирилла, тот тоже отказался благословить брак. Опять к отцу Кириллу. Батюшка говорит: «Иди тогда к владыке». А владыка сказал: «Это же не твоя проблема, а ее, не переживай, Бог благословит, женитесь». Они поженились. Прожили лет 15, с четырьмя детьми она ушла от него, и у него осталась тяжелая душевная травма.

Батюшка всегда стоял за соблюдение поста. Один брат рассказывал: у него возникли проблемы со здоровьем, он решил ослабить пост и пришел к отцу Кириллу за благословением на молочное. А тот спрашивает: «Отец, а ты помнишь, как я умирал, но молока не пил?» А у батюшки были язвы. И тот брат рассказывает: «Мне стало стыдно. Действительно, отец Кирилл такой больной, а пост никогда не нарушал. И я тоже не стал этого делать».

Отец Кирилл был очень воздержанным, особенно это касалось винопития. Сам никогда ничего не употреблял. Неслужащих не благословлял даже пить запивку. Раз не служил – никаких запивок. Потому что знал, как потихонечку можно привыкнуть к спиртному.

Отец Кирилл мужественно переносил болезни. Помню, как он заболел чем-то вроде бронхита, и я предложил испытать народное врачевание – компресс из редьки. Он согласился. Мы все сделали, и он мгновенно уснул, хотя подобный компресс жжет очень сильно. Спустя несколько часов мы сняли повязку и в одном месте обнаружили живую рану. А батюшку, оказывается, уже лечили чем-то химическим и сожгли кожу, а мы на это больное место поставили компресс. И отец Кирилл ни слова не сказал, что больно. Говорю: «Батюшка, простите». – «Нет-нет, что вы, это ничего. Главное – чтобы выздороветь».

Система зла

В 2000 г. в Лавре заседала Богословская комиссия, решался вопрос об отношении верующих к ИНН, и батюшка наотрез отказался в ней участвовать, а после не подписал решения комиссии, сказал: когда человек принимает номер, он входит в систему зла, систему контроля над человеком.

Помню, узким кругом мы тогда собрались у отца Кирилла и стали предлагать ему различные решения – что делать. Но батюшка ничего не благословлял. Только молиться. А потом его ближайший ученик очень правильно сказал, что если борьба с ИНН, паспортами, карточками, кодами не растворена глубоким смирением, то она обречена на провал. Потому что человек непременно впадает в гордыню, в тщеславие, его начинают хвалить: вы святой, вы подвижник, вы исповедник.

Нужно хорошо все взвесить и обдумать. Когда ко мне обращаются с просьбой «батюшка, благословите принимать или не принимать что-нибудь такое» – я говорю: решайте сами. Почему? Потому что я живу в монастыре, никто ИНН мне не присваивал. Если б я сказал: «Я не брал ИНН – и вы не берите…» А поскольку сам я такой борьбы не вел, как могу другим рекомендовать? Думаю, что на спасение это не влияет. Потому что на спасение прежде всего влияет наша греховность или праведность.

Помню, поначалу, когда только появились эти штрих-коды, я и сам все соскабливал, вырезал, стирал. А потом прошло время – рукой махнул. Читал как-то книгу, брошюрку против ИНН, против штрих-кодов, переворачиваю ее, а сзади на обложке – штрих-код.

Блаженны миротворцы

При этом в обычной жизни батюшка старался всех мирить. Помню, два брата старших поссорились – один подозревал другого в чем-то нехорошем. И вот на Пасху отец Кирилл попросил их оставить вражду. И они помирились, к общей радости всех окружающих.

Другой случай чуть было не закончился трагедией. На проходной в монастыре один, видимо, не совсем здоровый человек, приехавший с Кавказа, с кем-то из монахов поговорил, и тот якобы пообещал ему вынести книги духовного содержания. Брат ушел, а кавказец остался ждать. Прошел час, второй, никто не выходит. Идет отец благочинный. Кавказец – к нему: ваш монах обещал вынести литературу и ничего не выносит. Тот спрашивает: а кто обещал? Дежурный по проходной (а там мирские люди работают) говорит: я не видел того монаха, но, наверное, это архимандрит такой-то и называет имя архимандрита. А дальше мне уже тот самый архимандрит рассказывал, мы с ним в очень близких отношениях были. Говорит: «Слышу стук в дверь кельи, открываю – стоит благочинный: «Тебя тут два часа ждет на проходной человек, ты ему обещал книжки и не выносишь». Впихивает мне этого кавказца и захлопывает дверь. Кавказец достает кинжал, подносит к горлу и кричит: такой-сякой, я жду тебя два часа. И колет. Я перепугался до смерти. Говорю: «Тут есть старец святой, книги у него, это от него книги… Пойдем туда…» А они на одном этаже жили с отцом Кириллом. И, слава Богу, батюшка был на месте.

«Я завожу этого кавказца разъяренного к отцу Кириллу, – рассказывает архимандрит. – Батюшка все понял… Сам-то я ушел в свою келью, закрылся там на все замки, сижу трясусь. А отец Кирилл кавказца успокоил, собрал ему целую сумку книг и отправил с миром. Тот говорит: «Я буду в ауле Христа проповедовать».

Если случались споры, какие-то ссоры, все шли к отцу Кириллу, он говорил свое слово – это было «последней инстанцией», авторитет батюшки был непререкаем.

Мы ничего не знаем друг о друге

Батюшка был на Сталинградском фронте. Он как-то обмолвился, что впервые заболел воспалением легких под Сталинградом. Рассказывал, как целый месяц они лежали в снегу, в окопах, и там он простудился.

После Сталинграда батюшку отправили в дисбат (дисциплинарный батальон, в котором отбывали наказание военнослужащие, совершившие уголовные преступления). Он рассказывал, что ему предложили стать членом компартии без кандидатского стажа, но он отказался. Один из келейников свидетельствовал: батюшка подтверждал ему – он действительно возглавлял защиту знаменитого дома сержанта Павлова в Сталинграде. Его мирское имя – Иван Дмитриевич Павлов. Правда, в газетах писали, что сержант Павлов был мусульманином. Конечно, для мусульманина фамилия не самая характерная.

Мы очень мало знаем об отце Кирилле. Мы вообще ничего не знаем друг о друге, в монастыре не принято рассказывать, вспоминать мирское прошлое, даже прежние имена никто не знает, фамилии тем более. А батюшка к тому же всегда был очень смиренным, скромным. У него была награда, второй крест, он надевал его только один раз в году – на Пасху. В День Христова Воскресения по просьбе братии батюшка служил с двумя крестами.

В келье у батюшки все обветшало, и, помню, как один брат, его келейник, предложил сделать ремонт. У отца Кирилла висела простенькая люстра 40–50-х гг. прошлого века, а ему повесили красивую, фарфоровую. Через пару недель она пропала – опять появилась старая. А новую батюшка пожертвовал в храм.

Библейские чтения

По нашему монастырскому преданию, батюшка в юности на занятиях старался отвечать плохо – так боролся с бесом тщеславия, и поначалу педагоги ставили ему плохие оценки. А потом поняли, что знания у него прекрасные, и начали оценивать высоко. Потому что батюшка действительно знает Священное Писание и весь Новый Завет наизусть. Проповеди его были красивые, стройные, он цитировал огромными кусками Священное Писание. Последние годы у батюшки проводились Библейские чтения: вечером, часов в девять, около 30 минут читали Библию, святых отцов – «Лествицу» Иоанна Лествичника, Авву Дорофея, третий и четвертый тома «Добротолюбия», «Луг духовный» и многие другие книги. Батюшка никогда практически не комментировал то, что читал. Если кто-то задавал вопрос по Священному Писанию, отец Кирилл предлагал ответить тем, кто имел высшее образование, – архимандриту Исаие или мне.

У батюшки были колоссальные нагрузки, просто синдром хронической усталости. Помню, читает он Библию или святых отцов и – мгновенно – на полуслове отключается. Я сижу рядом, пугаюсь – думаю – батюшка умер, или приступ у него какой. Но проходит несколько секунд – и отец Кирилл приходит в себя. «Отец Иаков, – говорит он келейнику, – дай мне водички». Выпивает несколько глотков и снова становится бодрым.

На исповеди частенько, бывало, смотришь – батюшка начинает понемногу клониться. Сердце болит, думаешь: батюшка, миленький, сколько же времени он на нас тратит, сколько сил!

Любовь все покрывает

В монашеской жизни случаются тяжкие искушения, бывает, кто-то из монахов падает, оставляет монашество, это, конечно, всегда очень тяжело.

Батюшка милостиво относился к таким людям. Как раз в те годы, когда я только пришел в монастырь, один иеродиакон покинул обитель. Он лечился у врача, женщины много старше его, у нее был ребенок от первого брака, 15 лет мальчику. Лечила она нашего иеродиакона, лечила и вот долечила до того, что он оставил монастырь, был лишен сана, монашества. Ребенок у них родился. Но отец Кирилл не оставил его. Я сам лично видел фотографии – батюшка в гостях у этого бывшего иеродиакона. Стол накрыт, отец Кирилл, этот брат наш с ребеночком маленьким, младенцем, супруга его и рядом почти в рост с нашим братом – сын этой женщины от первого брака.

Как Господь милостив ко всем, так и батюшка – не отверг его.

Батюшка очень любил животных. У него кошечка жила в посылочной, он кормушки для птичек вывешивал с семечками. Даже выписывал журнал «Юный натуралист». Помню, говорит: послушайте, какой интересный рассказ, – и читает. А рассказ о том, что где-то на севере Карелии было поверье, что в озере водится нечистая сила. И два исследователя решили посмотреть на все своими глазами. Пришли на берег озера, заняли позиции боевые с ружьями. Один из них рассказывает: «Смотрю, плывет бочка по озеру, приближается к нам. Вдруг выныривает это существо, поднимает голову, у него огромные красные горящие глаза, которые в упор смотрят на меня. Меня парализовало, какое там ружье! Я просто окаменел от ужаса! А оно посмотрело, нырнуло, и только круги по воде пошли. Через несколько минут мы пришли в себя, никакого желания вести дальнейшие исследование ни у кого не было. Еле живые ушли».

Образ верным словом и житием

Как-то отец Кирилл служил позднюю литургию в Трапезном храме, и, видимо, больной человек бросил в него камень. По счастью, булыжник пролетел мимо батюшки и попал в икону «Воскресение Христово». Были и другие моменты, когда на жизнь отца Кирилла покушались. Господь, слава Богу, его хранит.

Сегодня батюшка живет, конечно, каким-то чудом, Промыслом Божиим и нашими молитвами. Один наш брат сказал, что батюшка – это удерживающий. Помните, как у апостола Павла:

«Ибо тайна беззакония уже в действии; только есть теперь удерживающий, доколе он не будет отнят от среды» (2 Фес. 2:7).

Молитва отца Кирилла – удерживающая нашего времени. Один афонский архимандрит, наш русский брат, говорит: батюшка у нас здесь, на Святой Горе, часто бывает, духом с нами присутствует.

Напоследок вот что я вам скажу, дорогие. Духовный опыт отца Кирилла или другого подвижника передать на словах очень сложно. Пришли монахи к Антонию Великому, расспрашивают его о духовной жизни, а один посетитель молча сидит. Говорит ему Антоний: «А что же ты ни о чем не спрашиваешь?» А он отвечает: «Отче, мне достаточно только смотреть на тебя».

Вот так и с отцом Кириллом. Он очень мало говорил, особенно если его не спрашивали. Но большое значение имел его личный пример – надо было видеть его лицо, всегда радостное, улыбающееся, слышать его ласковые слова: «Добрым людям – добрый вечер», «Вы как в раю, Ваше преподобие», – от него веяло любовью. Как Господь сказал в Евангелии:

«…Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29).

Глядя на этот живой пример, ты понимал: нужно жить и делать так же.

Отец Федор об отце Науме: «Сядет в уголок в свободное время и читает Иисусову молитву»

Отец Федор (келейник Наума Байбородина) вспоминал:

Приходит отец Наум. Сделал себе скамеечку, сядет в уголок в свободное время и читает Иисусову молитву.

Один раз пришел, смотрю, будильник за окном стоит, а он сидит, молитву читает, чтобы тиканье часов не отвлекало.

А так, на все послушания бегом, на учебу бегом, все вовремя, все хорошо!

Ну, думаю: «Что ж из этого получится?

Вышел — раб Божий, а я — никуда не гожий»…

Игуменья Ксения вспоминает: «Из всей замусоренности и неправды помог мне выбраться отец Наум»

Игуменья Ксения вспоминает о старце Науме:

«Из всей замусоренности и неправды помог мне выбраться батюшка, старец Троице-Сергиевой Лавры, отец Наум. Пройдясь по всем темным и тайным закоулкам моего сердца, не укоряя, а помогая увидеть, батюшка возвращал точку опоры, которая была расшатана всеми ветрами грехов.

И настолько трудно нам, разбалансированным, удержать ее,

что каждый раз, приезжая к батюшке на исповедь,

ждешь этого укоренения, этой Пасхальной радости обновления.

Следующее хирургическое действие старца:

«обрубить все хвосты», чтобы никакая привязанность к миру не помешала родиться и рождаться в Духе.

И как же больно было отрывать, и как же трудно до сих пор доходить до правды о себе, это знает каждый.

Спускаясь с нами в эту «бездну», батюшка помогает выходить из нее,

скажет доброе слово, ободрит и выстроит новую тропиночку,

навсегда оставаясь самым родным «строителем души».

Ксения игуменья

Live journal: «В них (большинстве монастырей) настоятель или настоятельница — духовное чадо старца Наума»

«Если сейчас насчитывается более 950 монашеских обителей,

то (на вскидку) 700 из них следует именовать «наумитскими».

В них настоятель или настоятельница — духовное чадо старца Наума,

строго придерживающиеся и исполняющие его предписания и инструкции.

Да и сами насельники или насельницы были

делегированы в сию обитель по непреклонной воле архимандрита Наума»

— пишет Live journal об отце Науме.

Самые известные духовные чада старца:

  • игуменья Тавифа (Горланова) — настоятельница Свято-Троицкого женского монастыря в Муроме. Игуменья Тавифа за четверть века возродила монастырь с подворьями, монастырское издательство и детский приют, где воспитываются девочки-сироты;
  • настоятельница Введенской Островной пустыни на владимирской земле игумения Феврония (Маратканова);
  • Сергий Маратканов заведующий сектора заочного обучения Московской духовной академии и семинарии;
  • отец Климент (Кривоносов) — игумен Свято-Серафимовского монастыря;
  • Архимандрит Герман (Чесноков);
  • протоиерей Сергий Ткаченко, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине;

И многие другие.

«Вам помощь от него нужна: значит, Бог доверил вас в данный момент ему»

Очередь из священнослужителей и мирян к старцу никогда не иссякала. Отзывы об отце Науме распространялись по обе стороны Урала

Прихожане Троице-Сергиевой лавры с благодарностью вспоминают о старце. Отзывы большинства мирян о старце положительные. Ольга Ветрова рассказывает:

«Я несколько раз попадала к о Науму. Он много мне помог и давал очень хорошие советы. Однажды я пришла к нему и спросила — Батюшка в Евангелие сказано — не мечите бисер перед свиньями. А я мол не вижу свиней — мне кажется все люди.

Кроме того может я уже мечу вовсю и не знаю сама того? Кто же свиньи Батюшка? Так ты и есть первая из них. Ответил он. И пришло время возврашаться на свою блев или изменить свою жизнь. Началось покаяние Слава Богу, и вся моя жизнь изменилась к лучшему. Спаси его БОГ!»

Другая прихожанка Елена Ксиношкевич пишет об отце:

«Я попала к нему на приём. Он стал расспрашивать меня о моих проблемах. А потом ,узнав о том, что я филолог по образованию, спросил о том, каков мой любимый эпиграф у Ф.М.Достоевского.

Я ответила, мол, тот где говорится о том, что «Бог борется с дьяволом, а полем битвы является — сердце человеческое…»Он говорит, что вот тебе и ответ на твои проблемы. Отпуская, надарил мне книг духовного содержания. Я их храню, и время от времени перечитываю».

Ольга Дурова добавляет:

«Нимало не сомневайтесь. Вам помощь от него нужна:

значит Бог доверил вас в данный момент ему.

Я у него дважды благословение брала.

Так такое чувство необъяснимое, от только созерцания этого человека, радость, трепет в душе, настроение хорошее, а глаза, какие у него глаза?

А ведь это зеркало души. Люди стремились к нему, не оскудеваел поток их».

Пророчества старца Наума

Многие годы отец Наум помогал своими советами и даром прозорливости монахам и мирянам.

Православные чудеса в XX веке. Свидетельства очевидцев.

Купить на OZON.ru

Одно из самых известных первых предсказаний старца — распад Советского Союза за десять лет до данного события.

Об этом пророчестве подробно можно прочитать в книге В.А. Губанова: «Отец Наум предсказывает крушение СССР за 10 (с лишним) лет». Так же известно много случаев предсказаний монахам и мирянам.

Старец вовремя подарил мужчине Библию и подсказал женщине, где взять деньги

Ректор Международного Института Социальной экологии Вячеслав Губанов вспоминает:

«Однажды, когда я был у него в келии, он подарил мне Библию.

А я как раз искал, где бы её купить. (В то время Библий в продаже почти не было).

Я хотел подарить её своим знакомым.

Он, как будто угадав моё желание, достал из ящика картонного, в котором у него было много книг, Библию.

Потом он достал откуда-то географические карты к Библии и изображения икон.

Я был рад изображениям икон, потому что занимался тогда иконописью и реставрацией.

Но зачем мне эти карты? Зачем он мне их подарил?

Да ещё и убеждал взять их.

Выйдя от батюшки, я сел на лавку, чтобы собраться с мыслями перед возвращением, упаковать подарки.

Неподалёку сидел мужчина — видно, что приезжий, издалека.

Он посмотрел на меня зорко и потом стал бросать вопрошающие взгляды.

Оказалось, что ему были очень нужны именно карты к Библии.

Я охотно отдал ему, благодаря Бога, что помог неизвестному человеку»

«В другой раз, одна женщина пришла к батюшке Науму брать благословение:

— Я хочу в геологическую партию, будем собирать минералы, — сказала она.

— Зачем тебе в партию?.. — спросил он.

— Деньги нужны, у меня долг несколько сотен рублей.

— Нет, не благословляю, нет тебе пути в геологическую партию.

Она чуть не плакала. Денег достать было неоткуда.

— Нет, нет, — повторял батюшка.

— Тебе это не поможет. Пожалуй, и лотерейные деньги тебе не помогут, — сказал он, задумчиво глядя вдаль. — Бог поможет, иди домой.

«И зачем это он мне про деньги лотерейные говорил», — думала она, возвращаясь домой.

— «Ах, да, у меня же есть лотерейные билеты! На сдачу дали», — вспомнила она.

Самое удивительное, что уже был розыгрыш лотереи, нашлась газета с выпавшими счастливыми номерами, она проверила и ахнула: выигрыш!

Вот так батюшка Наум! Но… лотерейных денег не хватало для покрытия долга!

Радость омрачилась. Но не надолго.

Неожиданно раздался звонок: пришёл гость и достал деньги — отдать старый долг.

Это уже было чудо. Она и забыла об этом долге.

И вот теперь всё вместе сошлось».

Вячеслав Губанов ректор МИСЭ

Ученый, ставший монахом. Прозорливец

Прозорливый старец помогал всем нуждающимся. Предсказания духовника перевернули жизнь многих людей и наставили на путь истинный

Протоиерей Сергий Ткаченко рассказывает:

«В 1977 году я вернулся из армии, надо было определяться, как дальше жить. Так я попал к отцу Науму. Он тогда был ещё игуменом. К нему не так много народа ходило. Хотя уже тогда понятно было, что это удивительный человек. Ученый, ставший монахом. Прозорливец.
Когда он меня только увидел, сразу подарил Евангелие. Я выхожу от него с этим Евангелием в руках, а там на лавочке у проходной сидит какая-то монахиня и говорит:
— Будешь семинаристом, станешь священником.
— Почему? — спрашиваю.
— А батюшка Евангелие дарит только тем, кого рукоположат.
— Я не собираюсь становиться священником, — пожал я плечами и пошел дальше…
Но мой жизненный путь был взору отца Наума уже открыт».

Сергей Ткаченко протоиерей

Предсказание о конце света

В 2012 году старец Наум, на 85-ом году жизни предсказал конец света:

«В мире действует тёмная сила, которая поклоняется дьяволу, ненавидит Евангелие, Церковь, Православие. Ещё в начале прошлого века масоны-сатанисты говорили, когда нас будет 3 млн, всё будет в наших руках. А сейчас их уже 5 млн. — 38 тыс. лож. Рокфеллеры, Ротшильды, Комитет — 300, Бильдербергский клуб — эти четыре организации управляют всем миром.

Видимо, конец уже близок. Если в России зло будет распространяться, то этим будет приближаться конец Света. Может быть большая война. Библия описывает эти закономерности исторического процесса.

Если взять большую веревку, метров 300 — один конец будут тянуть одни, другой другие. Вот если современные саддукеи и фарисеи, блудники, убийцы, воры да развратники перетянут, молитва верующих уже не остановит бедствий».

Наум (Байбородин) архимандрит

Ориентировочно старец предсказал конец света на август 2018 года. Пророчество старца не сбылось, хотя и принесло определенные плоды: многие монастыри наполнились новыми послушниками.

Архимандрит Илиан (Племенюк)

Архимандрит Илиан (Племенюк) умер 11 мая от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией. Ему было 76 лет.

Вспоминает архиепископ Амвросий (Ермаков):

— Отец Илиан — человек, которого я видел, можно сказать, с самой юности. Как только я приехал в Лавру, я видел, как он несет послушание за свечным ящиком в Троицком соборе, потом видел, как он вынимал просфоры в Сергиевском Трапезном храме и Успенском соборе. Я учился в Семинарии и Академии 9 лет, управлял хором в Лавре, где он служил, я его видел.

Но что поразительно: я ни разу, ни разу за эти годы его не слышал! Я не слышал его проповеди, даже возгласа его не помню. Я только его видел. Но я видел его человеком, который постоянно на послушании. Всегда спокойный, ровный, исполненный глубокого мира.

И вот что еще удивительно: когда он преставился, я почему-то непрестанно думал о нем два дня подряд. Именно о нем. И это приносило радость в сердце. О нем я думал больше всех, хотя знал намного больше тех лаврских духовников, которые тоже недавно почили; хотя с ними и общался, и мог бы о них что-то большее рассказать и вспомнить. Но именно об отце Илиане думал и размышлял как о своем, родном мне человеке.

Почему-то вот этот образ его молчания мне запомнился больше всего. Молчания и верности Христу, верности своему монашескому призванию, верности своему послушанию. Позже я о нем прочитал. Как оказалось, он за эти годы ни разу не только не пропустил свое послушание, но даже ни разу не опоздал. Мало кто помнит об этом.

Мой одноклассник рассказал мне о том, что он действительно был таким молчальником. Однажды он к нему обратился с просьбой и даже не ожидал, что от этого внешне сурового, молчаливого человека он вдруг почувствует такое удивительное тепло, и такую поддержку, и получит такой совет, который его просто окрылит и преобразит. После этого он тоже больше никогда не слышал отца Илиана.

Вот что происходит с человеком, который идет по пути обожения. Отец Илиан всегда прятался от фотографов, от каких-то лишних глаз, от внимания других, но сейчас я о нем рассказываю и мне просто хочется еще и еще о нем думать и говорить — послевкусие хорошее какое-то от этого.

Старец Зосима (в схиме Захария) (Егорченков) совершил множество чудес, засвидетельствованных очевидцами. Он трижды сподоблялся видения Святой Троицы и Пресвятой Богородицы, дважды ходил по воде, как по суше, по его молитве воскрес умерший. Он исцелял больных и обладал особым даром исповеди кающихся. После революции 1917 года старец последним из насельников покинул Троице-Сергиеву Лавру и поселился в Москве у своих духовных чад. После своей кончины он часто являлся во сне своим духовным чадам, кого-то предостерегал от опасности или неверных поступков, кого-то благословлял на добрые дела. Панихиду и перезахоронение мощей старца в Троице-Сергиевой Лавре 19 октября 2019 года почему-то осуществлял наместник Саввино-Сторожевского монастыря архимандрит Павел (Кривоногов), а не священнослужитель самой Лавры. Гроб переносили служащие фирмы «Ритуал» (см. 16:28 и 18:05 минуты фильма). Учитывая, что при первом захоронении священнослужитель проявил редкостное неуважение к покойному старцу, лаврским насельникам стоило уделить больше внимания этому событию. Напомню, «старец скончался в полном сознании 2 июня по старому стилю; по новому стилю 15 июня 1936 года около 10 часов утра, поручив Царице Небесной всех своих духовных чад. Он просил, чтобы его отпевали в Греческой церкви, но хозяева побоялись везти его туда. Повезли отпевать его тело в церковь «Воскресение словущее», что в Брюсовском переулке. Принесли нашего многострадального старца схиархимандрита Захарию в его схимническом одеянии и поставили гроб в главном приделе, перед Царскими вратами. Незадолго до начала службы подошел к гробу служащий священник отец Николай (Поспелов) и спросил, обращаясь к собравшимся: «Кто посвящал архимандрита в схиму? Может быть, не нашей церкви иерарх?» Все молчали. «Ну, я его отпевать как схиархимандрита не буду». И он посадил старца в гробу, приподнял его тело, снял с него схимническое одеяние и бросил его на окно. Все чада прямо обомлели внутренне, но молчали — они понимали, что надо молчать. Когда отец Николай снимал с тела старца схиму, то руки его сильно дрожали. Вскоре после этого он умер. По окончании отпевания тело старца повезли на Немецкое кладбище. Схимническую одежду, снятую с него в церкви, благоговейно несла его духовная дочь, раба Божия Наталия. Перед опусканием гроба в землю духовные дети старца облачили его в схимническое одеяние. Больно было всем знающим и любящим его. Но, что делать!» Все это трудно назвать радушной встречей «последнего Лаврского монаха». Видимо, священноначалие было занято более важными делами. В Мф.7:6 читаем: «Не дади́те свята́я псо́мъ, ни помета́йте би́серъ ва́шихъ предъ свинiя́ми, да не поперу́тъ и́хъ нога́ми сво¬и́ми и вра́щшеся расто́ргнутъ вы́.», в оригинале: «μὴ δῶτε τὸ ἅγιον τοῖς κυσίν μηδὲ βάλητε τοὺς μαργαρίτας ὑμῶν ἔμπρο¬σθεν τῶν χοίρων μήποτε κατα¬πατήσουσιν αὐτοὺς ἐν τοῖς ποσὶν αὐτῶν καὶ στραφέν¬τες ῥήξωσιν ὑμᾶς». В подстрочном переводе с греческого на современный русский язык: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.» А теперь, православные, обратите внимание, на то, что происходит в фильме о старце, схиархимандрите Захарии (Егорченкове) на 21:40 минуте. За короткое время скончались насельники Троице-Сергиевой Лавры: +игумен Ферапонт (Апполонов), +иеромонах Модест (Панченко), +схиархимандрит Рафаил (Иванов), +архимандрит Лаврентий (Постников), +архимандрит Илиан (Племенюк), +иеродиакон Каллист (Косулин), +игумен Тихон (Барсуков), +схиархимандрит Никон (Деев), +игумен Игнатий (Амелькович). #ПравославныеМолитвыБлагодатные, #СтарецЗахарияЕгорченков, #ТроицеСергиеваЛавра

Схиархимандрит Рафаил (Иванов)

Схиархимандрит Рафаил (Иванов) ушел из жизни 12 мая после продолжительной болезни. Ему было 65 лет.

Схиархимандрит Рафаил (в миру Сергей Николаевич Иванов) родился в Челябинской области 17 июля 1955 года, в канун дня памяти преподобного Сергия Радонежского.

В 19 лет Сергей был призван в ряды Советской Армии на службу в инженерных войсках. В 1982 году Сергей успешно сдал вступительные экзамены и был зачислен в Московскую духовную семинарию. На последнем году обучения он подал прошение о поступлении в число братии Троице-Сергиевой Лавры и сразу же был пострижен в монашество.

С 1988 по 1989 год батюшка нес послушание в Финансово-хозяйственном Управлении Московской Патриархии, руководя реставрационно-строительным отделом. За ответственное выполнение послушания Патриарх Пимен удостаивает архимандрита Спиридона права ношения второго креста с украшениями.

В 1989 году архимандрита Спиридона назначают экономом Троице-Сергиевой Лавры.

Часто архимандрит Спиридон удалялся в Параклит — скит, который находится неподалеку от Лавры. Там он пребывал в уединении и сосредоточенном молитвенном общении с Господом Богом, к чему с самого начала своего монашеского подвига стремилась его любящая душа, рассказывает о нем сайт Троице-Сергиевой Лавры.

Иеродиакон Каллист (Косулин)

Иеродиакон Каллист отошел ко Господу в возрасте 57 лет утром 8 мая. У него была коронавирусная инфекция.

Иеродиакон Каллист (в миру Косулин Станислав Викторович) родился 22 июня 1962 года в Новосибирске. Таинство Крещения принял в возрасте 30 лет в Кафедральном Вознесенском соборе города Новосибирска.

В 2008 году Станислав Косулин подает прошение о принятии его в число братии Лавры.

Основное послушание отца Каллиста было на Ключарне Лавры. К исполнению этого послушания он подходил с большой ответственностью. Приходилось вставать раньше всех (чтобы выдать ключи всем пономарям храмов), а ложиться — позже всех (пока все храмы не закроются после уборок). Зимой же было необходимо просыпаться еще раньше, чтобы расчистить дорогу для братии к Ключарне.

Отец Каллист был добр и всегда старался поддержать братию в трудную минуту приветливым словом и искренней улыбкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *