Социальное воспитание

Принципы и закономерности воспитания

Воспитание в широком социальном смысле

Воспитание в узком социальном смысле

Воспитание в педагогическом значении

совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей;

специальная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых;

В широком социальном смысле воспитание рассматривается как объективно-закономерное явление действительности, неразрывно связано с развитием человеческого общества

Процесс целенаправленный и сознательно контролируемой социализации осуществляющейся через специально создаваемые государственные и общественные институты рассматривается как воспитание в узком социальном смысле (семейное, школьное, религиозное)

Важная существенная характеристика воспитания в педагогическом значении – формирование у детей отношение к предметам, явлениям, фактам, событиям окружающего мира

Понятия «воспитание» в широком социальном смысле, узком социальном смысле и в педагогическом значении являются смысловыми значениями одного многократного понятия «воспитание» и как составные части одного понятия имеют общие признаки, а именно:

  • воспитание появилось с момента зарождения общества и будет существовать пока существует общество;
  • воспитание направлено на передачу накопленного ранее опыта (знаний, трудовых умений, способов мышления, этических и правовых норм, культурных ценностей) от поколения к поколению;
  • воспитание — вечная общечеловеческая категория;
  • воспитание – категория социальная, свойственная людям;
  • воспитание – как общественное мнение имеет исторический характер, оно не остается неизменным на протяжении всего периода развития общества;
  • воспитание – носит классовый характер, господствующий класс определяет его направленность, цели, содержание и формы;

Вместе с тем, как собственное смысловое значение, каждое из трех понятий имеет и собственные отличительные признаки:

  • воспитание в широком социальном смысле происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой;
  • воспитание в узком социальном смысле призвано упорядочить влияние социального окружения на подрастающего человека, сформировать его собственный разносторонний опыт, компенсировать в нем недостаток того, что необходимо для полного развития личности, преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации;
  • воспитание в педагогическом значении является наиболее узким, специализированным и углубленным направлением воспитания;

Воспитание как общественное явление, как процесс взаимодействия поколений, обеспечивающий передачу социального опыта, накопленных знаний, традиций и родственных норм и ценностей отожествляется с социализацией.

В процессе социализации человек формируется как потенциальный член общества. Любое общество заинтересованно, чтобы его члены были законопослушными гражданами (политическая социализация), компетентно участвовали в производительной деятельности (профессиональная социализация), строили свою жизнь по законам морали (нравственная социализация).

Процесс социализации носит в основном стихийный характер, но может быть направляемой, а так же частично контролируемой. Стихийный характер процесса социализации соответствует воспитанию в широком смысле, направляемая и частично контролируемая социализация рассматривается как воспитание в узком социальном смысле.

Воскресная школа, занятие с будущими первоклассниками. Дети выполняют задания. Ухоженный мальчик, не единственный, но поздний ребенок в семье, вдруг перестает быть центром внимания. Говорит вслух: — Я не буду выполнять. Педагог с улыбкой спрашивает: «Не будешь, но и не делай». Родители улыбаются. Мальчик посидел немного, посмотрел вокруг, взял в руки карандаш и начал выполнять задание и между прочим сделал очень хорошо. Да и сейчас успешно учится. Воспитание вроде нет, а результат есть и школа не стала местом принуждения – вариативность воспитательного процесса.

Закономерности воспитания

В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные причинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических закономерностей.

Нравственные идеалы являются высшими критериями мотивационно-ценностного отношения личности к жизни и окружающим людям. Личность развивается только в том случае, если она побуждается к активной деятельности. Из этого вытекает следующая закономерность воспитания: овладение общечеловеческой профессиональной культурой наиболее эффективно осуществляется в различных видах деятельности.

Эффективность воспитания во многом зависит от собственной активности воспитанника, от содержания и способов организации его деятельности.

Развитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса, который предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Нравственное профессиональное развитие дает возможность воспитаннику испытать радость от осознания собственного роста

В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. Психологической основой этой закономерности является то, что характер отношений педагога и воспитуемой личности вызывает у последней определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии.

Принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выраже­ны основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса.

Принципы воспитания

1. принцип педагогической целесообразности. (Данный принцип предусматривает такую педагогическую деятельность, которая бы стимулировала и формировала у учащихся духовные, физические, нравственные качества, составляющие своеобразную программу личности.)

2. Принцип воспитания в коллективе ( предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Для того чтобы воздействие коллектива было благотворным и эффективным, необходима социальная работа по развитию его воспитательных функций.)

3. Принцип связи воспитания с жизнью. (Изучение теории должно опираться на имеющийся у воспитанников жизнен­ный и профессиональный опыт. При этом воспитанники должны активно вклю­чаться в общественно полезную деятельность.)

4. Принцип развития самодеятельности личности. (главная задача наставника заключается в том, чтобы развить самодеятельность ученика. Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у учащихся актив­ность, самостоятельность и инициативу.)

5. Принцип единства требований в сочетании с уважением к личности учащихся (определяет направления развития отношений педагога и воспитанников. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности учащихся)

Принципы воспитания тесно взаимосвязаны, их требования зачастую исходят одно из другого, обусловливая развивающий эффект воспитания. Совокупность требований принципов воспитания, реализованных в практической деятельности, обеспечивает системный подход руководителя образовательного учреждения к воспитательному процессу, комплексное воздействие на каждого человека и на коллектив в целом. Принципы воспитания обусловливают систему методов воспитания, реализуясь через их практическое применение. Они также тесно связаны и с принципами обучения, обеспечивая тем самым воспитывающий характер обучения и развивающую направленность воспитательного процесса.

Воспитание – основной элемент социализации т.к. именно оно дает возможность ребенку быстрее освоить комплекс наиболее значимых для общества ценности и норм. Ведущая роль в этом процессе принадлежит образовательным учреждениям в частности школе. В образовательных учреждениях воспитание организуется педагогами профессионалами, которые наделены обществом специальными полномочиями и несут перед ним профессиональную ответственность. В этом случае речь идет о воспитании как о педагогическом явлении, а само понятие «воспитание» рассматривается в педагогическом значении.

В педагогическом значении можно определить общие признаки:

  • целенаправленность, освоение ребенком социального опыта;
  • создание условий для усвоения определенных норм отношений;

В процессе воспитания ребенок не только познает мир, но и самого себя, осознает свое место среди других людей, свои возможности в различных видах деятельности, свой личностный потенциал.

Воспитатель должен быть воспитан сам. У педагогов и родителей нет иного пути, как только культивировать у себя такие качества, которые они хотели бы привить своим детям. Воспитание обязательно должно стремиться к развитию личности воспитанников основываясь на их индивидуальных и возрастных особенностях в процессе освоения культуры. Концепция воспитания, которой руководствуется педагог при построении педагогического процесса, кроме ряда вышеуказанных факторов определяется также и волей самого педагога или педагогического сообщества.

Педагогика, как и всякая другая наука, оперирует своими понятиями (категориями): воспитание, обучение, образование, педагогическая деятельность, педагогический процесс и.т.д. Рассмотрим некоторые из них.

Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.

В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы — словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Обучение — это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Основу обучения составляют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов содержания, а со стороны учеников — в качестве продуктов усвоения.

Знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.

Умения — готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Навыки — компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Образование — это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Развитие — процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.

Во многих работах по педагогике слово «воспитание» употребляется в широком и узком смысле. К подобному употреблению слова в теоретических работах мы относимся скептически, так как одно и то же слово фактически выступает в различных значениях, что затрудняет не только решение основных вопросов педагогики, и в частности теории воспитания, но и понимание воспитания как такового.

В педагогике признается, что нет ясности в понимании воспитания, а употребление слова «воспитание» то в широком, то в узком смысле не проясняет понимания, обозначаемого словом явления, а лишь указывает, что в сфере, в которой широкие и узкие смыслы находят применение, нет терминологической ясности. Но факт употребления слова то в узком, то в широком смысле необходимо рассмотреть.

Выражения «в широком смысле» и «в узком смысле» тождественны выражениям «в обширном смысле», «в тесном смысле» и не представляют научных терминов или понятий какой-либо конкретной науки, они также не составляют и никаких логических терминов. Применение их в тех или иных ситуациях в научных работах позволяет преодолеть некоторые затруднения или неудобства терминологического характера и разграничивать некоторые смыслы или значения, представляемые одним и тем же словом.

Так, например, К. Д. Ушинский под выражением «педагогика в обширном смысле» понимал педагогику как собрание знаний, или собрание наук, необходимых и полезных для педагогики; а под выражением «педагогика в тесном смысле» понимал педагогику как собрание воспитательных правил» . То есть понятие педагогика он использовал в двух значениях, или в двух смыслах. Использование этого приема для различия педагогики в различных смыслах не одиночный факт.

Здесь же необходимо обратить внимание еще на один случай использования приема разграничения смыслов понятия воспитания. Так, он отмечает, что «слово воспитание прилагается не к одному человеку, но также к животным и растениям, а равно и к историческим обществам, племенам и народам, т. е. к организмам всякого рода, и воспитывать в обширнейшем смысле значит способствовать развитию какого-нибудь организма посредством свойственной ему пищи, материальной и духовной» . Обширный смысл слова воспитания состоит здесь в том, что оно применяется не только к человеку, но и к любым организмам.

Обратимся вновь к приведенным в главе высказываниям, в которых используется слово «воспитание» в широком и узком смысле, и рассмотрим, прежде всего, содержательную сторону понимания воспитания в широком смысле:

— «Воспитание, в широком смысле слова, – воздействие на формирование и развитие психики человека всей окружающей обстановки, происходящих событий, всего общественного строя…» (2);

— «Воспитание в широком смысле слова – это влияние на развитие и результат такого влияния. Это значение имеют в виду, когда… утверждают, что человека воспитывает вся его жизнь» (4);

— «Термином «воспитание» иногда также обозначается всеобъемлющий процесс формирования человека, когда утверждают, что воспитывает вся жизнь…» (6);

— «Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества – воспитание…» (8);

— «Воспитание – объективно закономерный процесс подготовки людей к трудовой и полезной деятельности в обществе, к выполнению многообразных социальных функций» (16);

— «Воспитание, в широком смысле этого слова, включает в себя также образование и обучение» (3);

— «Воспитание человека в широком педагогическом смысле – это целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством… учителей, педагогов, воспитателей, включающий в себя все виды учебных занятий и внеучебной воспитательной работы» (9);

— «Когда говорится о том, что предметом педагогики является специально организованное, целенаправленное воспитание, слово «воспитание» употребляется в широком педагогическом смысле, охватывая и обучение и воспитание…» (10).

Одна группа высказываний представляет воспитание как воздействие на формирование и развитие психики человека (2), как влияние на развитие человека и результат такого влияния (4), как всеобъемлющий процесс формирования человека (6). Общий смысл содержания этих высказываний состоит в том, что в воспитание включают и природные, и социальные явления.

Другая группа высказываний представляет воспитание как особую функцию общества (8), как объективно закономерный процесс подготовки людей к трудовой и иной полезной деятельности (16). Смысл этих высказываний состоит в том, что в воспитание включены только социальные явления.

Третья группа высказываний представляет воспитание как процесс целенаправленного формирования личности, включающий в себя образование и обучение (3), как целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством учителей, педагогов, воспитателей, вобравший в себя все виды учебных занятий и внеучебной воспитательной работы (9); как охватывающий и обучение, и воспитание, т. е. весь учебно-воспитательный процесс (10). Смысл содержания этих высказываний состоит в том, что в воспитание включены только педагогические явления: образование, обучение, воспитание, воспитательная работа и учебно-воспитательный процесс.

Таким образом, воспитание в широком смысле представляет собой как бы трехъярусное содержание, иначе сказать, слово «воспитание» в широком смысле фактически может иметь три различных значения, три различных объема, т. е. сам широкий смысл оказался трехзначным, или имеющим три различные «широты».

Обратимся теперь к высказываниям, представляющим воспитание в узком смысле:

— «Под воспитанием (в узком смысле слова) понимают также целенаправленную деятельность по руководству этим процессом» (16);

— «В узком смысле слова… под воспитанием понимается работа воспитателей…» (4);

— «Понятие «воспитание» употребляется также в узком специальном смысле. Под воспитанием понимаются процессы целенаправленного влияния на личность с целью ее всестороннего развития» (6);

— «В ряде случаев, когда хотят подчеркнуть, что в какой-то школе обучение поставлено хорошо, а воспитание – хуже… значение слова «воспитание» сужается еще больше, становится синонимом понятия «воспитательная работа» и предполагает формирование системы определенных качеств, взглядов, убеждений учащихся…» (11);

— «В узком смысле воспитание означает формирование мировоззрения, нравственного облика, развитие эстетического вкуса, физическое развитие… В таком понимании воспитание не включает в себя образование и обучение» (3);

— «В узком смысле слова, воспитание – целеустремленное и систематическое воздействие на сознание воспитуемого с целью привития качеств, желательных воспитателю» (2);

— «В узком педагогическом смысле … под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных качеств…» (12).

Узкий смысл слова (понятия, термина) воспитания представлен в высказываниях как целенаправленная деятельность по руководству процессом подготовки людей к полезной деятельности (16), как процесс целенаправленного влияния на личность с целью ее всестороннего развития (6), как работа воспитателей (4), как воспитательная работа, предполагающая формирование качеств, взглядов, убеждений учащихся (11), как формирование мировоззрения, нравственного облика, эстетического вкуса, физического развития, не включающее в себя образование и обучение (3). Общим элементом содержания этих высказываний является отнесенность воспитания к социальным явлениям (что подчеркнуто наличием в их составе слов «цель», «воспитательная работа»), которые не могут быть выполнены вне деятельности человека, а деятельность не может быть осуществлена без наличия цели.

При более внимательном рассмотрении этих высказываний нельзя не заметить, что узкий смысл оказывается тождествен одному из значений широкого смысла, содержание которого зафиксировано нами во второй группе только как социальные явления. Действительно, говоря о руководстве подготовкой людей к полезной деятельности (16), невозможно допустить, что таковая возможна без соответствующего обучения. А в этом случае следует говорить и об обучении, и о воспитании как деятельностях, обеспечивающих подготовку людей. Таким образом, в узкий смысл понимания воспитания оказываются включенными два педагогических явления, и содержание понимания узкого смысла оказывается совпадающим с содержанием понимания в широком смысле.

В высказывании (6) говорится о всестороннем развитии личности, но это может означать, что хотя бы одна из сторон развития может быть достигнута в обучении. Следовательно, для всестороннего развития личности необходимо и обучение. Значит, рассматриваемое выражение обязательно включает и обучение.

Элемент «обучение» оказывается включенным в содержание остальных высказываний. В следующем высказывании обучение представлено словосочетанием «формирование убеждений учащихся» (11), но так как учащиеся являются субъектами обучения, а не воспитания, то обучение оказывается включенным в воспитание.

В высказываниях говорится также о формировании мировоззрения (3), но мировоззрение не может быть сформированным без усвоения систематизированных знаний и умений, а это связано с необходимостью обучения и образования. Следовательно, обучение оказывается включенным в это содержание, несмотря на то, что в нем содержатся слова о невключении в понимание воспитания в узком смысле образования и обучения. Конечно, это можно декларировать, но означает ли такая или иная декларация (заявление, утверждение), что в формировании мировоззрения обучение никакой роли не играет? Очевидно, не значит. Таким образом, понимание воспитания в узком смысле в представленных высказываниях фактически оказывается пониманием в широком смысле, так как включает в себя, по крайней мере, два педагогических явления – воспитание и обучение.

Только в высказываниях – «целенаправленное и систематическое воздействие на сознание воспитуемого с целью привития качеств, желательных воспитателю» (2), «под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных качеств» (12) – воспитание действительно представляется в узком смысле, не обремененное обучением и образованием. Такое понимание воспитания в узком смысле, как воздействие на воспитанника с целью привития качеств, или воспитательная работа, формирующая качества (надеемся, что под словом «качество» имеются в виду личностные качества и свойства, а не знания об окружающей действительности и не умения ими пользоваться) лишено элементов, затрудняющих установление четких границ понятия, и позволяет увидеть воспитание как самостоятельное явление в едином ряду с обучением, которые вместе представляют два вида социальной педагогической деятельности.

Не вызывает сомнения наличие у социального воспитания достаточно глубоких исторических и социокультурных истоков.

Зарождение социального воспитания относится к условиям первобытности. Социальный характер древнейшего воспитания проявился уже в том, что,

— во-первых, древнекаменная община воспитывала всех одинаково без исключения;

— во-вторых, вся община чувствовала себя ответственной за воспитание каждого ребенка;

— в-третьих, всех детей готовили к деятельности на пользу общине, воспитывали в духе подчинения интересов отдельного индивида интересам коллектива.

Очевидно, что цели, содержание и формы воспитания здесь социальны по сути, ибо носили ярко выраженный стихийно-общественный характер, что определялось условиями жизни древнего человека.

Вопрос о понимании сущности общественного (социального) воспитания, о его характере впервые формулировался Платоном. Возможность преобразования общества он связывал только с помощью системы общественного воспитания, которое включает в сферу воздействия всю жизнь ребенка и окружающую его среду, организуя ее в соответствии с его природными возможностями. Воспитание, по Платону, функция не семьи, а государства.

Системная целостность воспитания определяется наличием этих двух противоположных, но взаимодополняющих тенденций.

Первая тенденция (индивидуалистическая) восходит к ценностям человеческой самости и неповторимости, характеризуя индивидуалистическую направленность педагогических усилий, ориентацию на подчинение всего комплекса воспитательных воздействий интересам и потребностям ребенка (Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, «вольные школы», «Вальдорфская педагогика»).

Вторая тенденция (социальная) направлена на активизацию общественных усилий в воспитании, на включение подрастающего поколения в реальную жизнь, в систему общественных отношений, основанных на взаимодействии и поддержке (педагогические системы И.Г. Песталоцци, социалисты-утописты, С.Т. Шацкий, немецки пеедагоги начала XX века).

Развитие этих тенденций, их взаимоотношение в реальном педагогическом процессе зависело от характера социально-политических проблем, которые вынуждено решать государство, в том числе и средствами педагогики; традиций общественных отношений, норм, ценностей, присущих обществу и культуре; особенностей образа жизни, способов жизнедеятельности; религиозных представлений. Стандарт личности, основные его потребности, качества, которые она должна демонстрировать в конкретно-историческую эпоху определяли социальный заказ педагогике в целом, и формировало ее либо «индивидуалистическую», либо «социальную направленность».

Социальное воспитание получило в России свое развитие в связи с коренным поворотом в изменении целей и содержания воспитания, который был сделан после революции, когда произошел разрыв с христианским воспитанием. В период 1917-1930 гг. термин «социальное воспитание» чаще всего использовался в сокращенном виде – «соцвос». Он употреблялся в двух основных значениях:

— первое – обозначение государственного органа, функцией которого являлось управление детскими воспитательными и образовательными учреждениями;

— второе – передача общественного опыта от одного поколения к другому.

Соцвосами являлись местные органы власти, ведавшие делами дошкольного и школьного воспитания и политехнического образования детей, социально-правовой охраны несовершеннолетних, повышением квалификации учителей, а также комитет по учебной и детской книге. Учреждения, входившие в систему соцвоса, делились на

— учреждения дошкольного воспитания (детсады, детплощадки);

— школы первой и второй ступеней;

— детские дома;

— учреждения для детей с ограниченными возможностями (слепых, глухонемых, умственно-отсталых);

— «институты социального воспитания» – учреждения для трудновоспитуемых детей в возрасте от 8 до 16 лет.

Социальное воспитание во втором значении слова в 1920-е годы рассматривалось как наиболее важный и ответственный участок в системе народного образования. Единого толкования его понятия среди педагогов того времени не было. Сущность социального воспитания рассматривалась, как:

— вся система воспитания со всеми его сторонами (учебные занятия, их обстановка, организация детей, наблюдение за здоровьем, личность учителя и др.);

— общественное явление, опирающееся в организационном отношении на общественные формы жизни;

— воспитание социальных инстинктов и навыков, создание социальной жизни в учебных занятиях детей и в организации их жизни на основе самоуправления.

Однако очень скоро термин «социальное воспитание» приобретает идеологическое содержание, классовый характер, начинает подразумевать различные виды педагогического воздействия на ребенка в целях выработки из него физически здорового, вооруженного необходимыми знаниями, умениям навыками борца за строительство социалистического общества. Классовый принцип социального воспитания получил наиболее широкое распространение в 1920-е годы. Именно тогда широко внедряются такие слова, как «буржуй», «кулак», «пролетарий». В этом общественном контексте понятие «социальное воспитание» было тесно связано с социальным происхождением человека.

Таким образом, в России начала двадцатого века происходит переход от христианского воспитания к социальному. Однако термин «социальное воспитание» просуществовал сравнительно недолго. На смену социальному воспитанию приходит термин «коммунистическое воспитание». В этот период закрепилась трактовка понятия воспитания в широком и узком смысле слова.

В первом случае воспитание включало в себя образование и обучение и охватывало работу всех социальных институтов воспитания.

Вторая трактовка была связана с воспитанием у детей мировоззрения, нравственного облика, всестороннего гармонического развития личности.

Следует отметить, что в советское время в России была теоретически разработана и практически реализована система коммунистического воспитания. Идеология воспитания разрабатывалась и осуществлялась коммунистической партией. Причем она старалась распространять свое влияние абсолютно на все стороны и составляющие этого процесса:

— определяла стратегию воспитания,

— уточняла цели воспитания на каждом этапе развития советского государства,

— руководила подготовкой кадров воспитателей,

— координировала деятельность всех социальных институтов, участвующих в воспитании,

— направляла развитие всей системы образования, литературы, искусства, средств массовой информации, нацеливая их на усиление воспитательных функций.

Свое «второе рождение» термин «социальное воспитание» получил в 90-е годы. Связано это с крушением коммунистических идеалов, теории коммунистического воспитания. В официальных документах школа из «учебно-воспитательного учреждения» превратилась в «образовательное учреждение»; внешкольные учреждения, основной функцией которых было, прежде всего, коммунистическое воспитание детей, стали называться «учреждениями дополнительного образования»; были реорганизованы общественные – комсомольская и пионерская – организации детей, главной задачей которых также было утверждение идеалов коммунистического воспитания.

Это повлекло за собой пересмотр соотношения воспитания и образования, закрепление за образовательными учреждениями, в основном, образовательных функций и перенос центра тяжести воспитательной работы на семью, которая в силу объективных причин оказалась к этому не готовой.

Под социальным воспитанием в его современной трактовке понимается создание условий и стимулирование развития человека, его социального становления с учетом использования всех социальных влияний и воздействий.

С одной стороны, социальное воспитание – категория социальной педагогики. Возникновение социальной педагогики как области научной фактической деятельности совпало с периодом переосмысления сущности воспитания как социального феномена и определения содержания социального воспитания, которое оказалось в центре внимания этой новой отрасли знания.

Как социально-педагогическая категория, социальное воспитание – это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и целенаправленная на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественно полезной деятельности. Социальное воспитание тесно связано с обучением, образованием, психологической подготовкой личности, самообразованием и самовоспитанием, это единый комплекс, интегративный, многофункциональный процесс, который предполагает использование всего имеющегося арсенала педагогических средств и возможностей в целях нравственного, социального воспитания и развития личности.

Различие между «воспитанием как педагогическим процессом» и «социальным воспитанием».

1. Социальное воспитание рассматривает индивида, личность как члена современной социальной группы, социальной общности, общества в целом, как представителя той или иной культуры. Социальное воспитание делает акцент на формировании социальных качеств, социальной компетентности личности.

Традиционная педагогика изучает сущность, закономерности, задачи, содержание, условия умственного, нравственного и т.д. воспитания.

2. Социальное воспитание интересует вопрос «Как воспитывает индивида сама социальная жизнь общества, а не отдельный индивид, взятый вне связи с социальной группой».

3. Социальное воспитание характеризует:

— направленность на регулирование социально-культурного взаимодействия в социальной группе, общности;

— опора на социальное подражание, социальные чувства, социальные потребности и интересы;

— опора на социальное творчество;

— социальное воспитание во всех его модификациях, моделях, технологиях служит общественно-государственным инструментом стабилизации общества;

— система социального воспитания находится под постоянным контролем общества, т.е. той социальной системы, частью которой она является.

4. Социальное воспитание ориентировано на решение двух взаимосвязанных задач – успешной социализации подрастающего поколения в современных условиях и саморазвитие человека как субъекта деятельности и общения, и как личности.

С другой стороны, в психологическом плане, социальное воспитание представляет процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого (в том числе социальных институтов и индивида), в результате чего происходит осознание индивидом и корректировка значимых для него ценностей, потребностей, мотивов, норм, привычек поведения и развитие общественно значимых качеств личности.

Главным признаком социального воспитания является создание благоприятных условий для социального становления личности. Его востребованность обусловлена, с одной стороны, особенностями социально-педагогической ситуации (невниманием к проблемам молодежи со стороны общества, распространением явлений беспризорности, правонарушений, наркомании в детской и молодежной среде, ограничением возможностей получения образования, трудоустройства, отдыха), а с другой стороны, – пониманием того, что все свои кризисные проблемы российское общество можно решить только через воспитанного (социализированного, культурного) человека.

Назначение социального воспитания – в оказании грамотной адресной помощи подрастающему поколению в решении его проблем, в обогащении или восстановлении отношений с социумом, в создании условий и стимулировании развития человека, его социального становления с учетом и использованием всех социальных влияний и воздействий.

Процесс социального воспитания можно представить в виде схемы:

— включение человека в систему быта, жизнедеятельности и отношений воспитательных организаций,

— приобретение и накопление знаний и других элементов социального опыта,

— их интериоризация, то есть преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур социальных деятельностей,

— и экстериоризация, то есть преобразование внутренних структур психики в определенное поведение (действия, высказывания).

Социальное воспитание процесс двухплановый. Государство формулирует задачи социального воспитания, создает его инфраструктуру, определяет программу, содержание. В тоже время реализуют воспитание конкретные социальные, групповые и индивидуальные субъекты, имеющие собственные ценностные ориентации, стереотипы и вносящие существенные корректировки в реализацию требований общественных норм и государственных установок. Осуществляемое в процессе взаимодействия людей в различных воспитательных организациях социальное воспитание создает более или менее благоприятные условия и возможности для овладения человеком необходимыми, с точки зрения общества, социальными, духовными и эмоциональными ценностями, а также для самосознания и самоопределения.

Таким образом, социальное воспитание означает целенаправленную воспитательную деятельность, связанную с жизнедеятельностью людей в обществе. Социальное воспитание в этом смысле предполагает подготовку человека к жизни в обществе, и осуществлять такое воспитание могут государство, семья, образовательные учреждения, социальные учреждения и организации, наконец, сам человек в процессе самовоспитания.

В мировой системе образования не существует как такового понятия «воспитание» или «социальное воспитание», хотя широко известен термин «гайденс». В широком смысле, «гайденс» – помощь в любой затруднительной ситуации, когда личность стоит перед необходимостью выбора, принятия решения или адаптации к новым условиям. В узком смысле – процесс оказания помощи личности в самопознании ею окружающего мира с целью применения знаний для успешной учебы, выбора профессии и развития своих способностей.

Осуществляя воспитывающее воздействие на американских школьников для привития им определенных личностных качеств, «гайденс» активно участвует в их социализации, фиксирует академические успехи, контролирует идеологическое и нравственное развитие, содействует разрешению возникающих в их жизни конфликтов. В США в содержание понятия «guidance» включается и «classroom environment», что означает создание окружающей обстановки класса, атмосферы, среды или экологии класса.

Таким образом, употребление guidance больше связывают с превентивной работой, a counselling – с деятельностью специалистов по работе с возникшими проблемами детей.

В Англии суть социального воспитания наиболее точно выражается в следующих понятиях: «pastoral care» – пасторская забота; «tutoring» – опекунство. В настоящий момент, употребляя guidance, имеют в виду деятельность, направленную на социальное и индивидуальное развитие личности, что предполагает обучение социальным навыкам, советование, профессиональное ориентирование, информирование о возможном изучении предметов, помощь в их выборе, поддержку, опекунство.

В Голландии смысл обсуждаемого понятия передается через англ. «school counselling and guidance» и «carer counselling», что переводится как система психолого-педагогической помощи и поддержки ребенка в образовательном процессе и в выборе профессионального пути (иногда переводят как педагогическая помощь и поддержка в образовании и выборе карьеры). Другой вариант – «pedagogical support» (педагогическая поддержка).

Итак, социальное воспитание направлено, прежде всего, на успешную социализацию личности, где раскрытие индивидуальных возможностей необходимо для наиболее полной реализации себя в обществе.

С этой точки зрения, социальное воспитание представляет собой всю совокупность воспитательных воздействий общества на конкретного человека или какие-либо группы, категории людей. Именно общество является и заказчиком и организатором социального воспитания, осуществляя его через различные организации – как специально для этого созданные, так и другие организации, для которых воспитание не является их основной функцией. При этом социальное воспитание выделяется среди других видов воспитания, осуществляемых другими субъектами. Так, семейное воспитание осуществляет семья, религиозное (конфессиональное) воспитание – конфессия и т.д.

Объект социального воспитания – человек, ребенок (процесс относительно целенаправленного и планомерного его развития в воспитательно-образовательных организациях).

Цель социального воспитания – содействовать развитию человека как личности, реализация его способностей и возможностей в обществе, т.е. через накопление социального опыта и формирование социальной компетентности. Социальный опыт – единство различного рода знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности; стереотипов поведения, интериоризованных ценностных ориентаций и социальных установок, запечатленных ощущений и переживаний.

Результатом социального воспитания является социальность как способность человека взаимодействовать с социальным миром. С развитием социальности человек получает способность к социальному саморазвитию и самовоспитанию.

Субъекты социального воспитания – конкретные люди (педагоги, социальные педагоги), социальные группы и общности, социальные организации, учебно-воспитательные учреждения.

социального воспитания – это обеспечение процессов социализации и саморазвития на основе технологий и средств педагогической поддержки, что предполагает следующие направления деятельности:

— усиление воспитывающего характера обучения, создание во всех типах образовательных учреждений эффективных гуманистических воспитательных систем;

— гармонизация социального поля ребенка, педагогическое освоение среды в радиусе действия образовательного учреждения;

— развертывание клубной, досуговой и любительской деятельности, поддержка имеющихся и стимулирование новых детских, молодежных объединений, развитие и поощрение демократических начал в управлении образовательным учреждением, в том числе детского самоуправления;

— сохранение, укрепление ресурсной базы и развитие сети учреждений дополнительного образования, выполняющих социальный заказ по реализации программ разного уровня, предназначенных для различных групп детей и молодежи.

Процесс социального воспитания личности имеет свои

а) циклы: семейный, образовательный, трудовой и послетрудовой;

б) свою структуру – цели и задачи; средства реализации (формы, методы, технологии); содержание; объекты и субъекты; результат (определяется как степень успешности личностного роста в деятельности, общении, познании, самоопределении и саморазвитии);

в) свои этапы – ориентационный, проектировочный, этап планирования, этап реализации поставленных задач, этап оценки результатов.

Ценности социального воспитания. Социальное воспитание функционирует в конкретном обществе, следовательно, оно культивирует тот набор ценностей, которые адекватны типу государственного устройства, социально-политической системе данного общества.

Можно выделить две группы ценностей социального воспитания:

— ценности культуры данного общества, ставшие имплицитно (Имплицитные – т.е. подразумеваемые, но не сформулированные) присущими ей в ходе истории, а также формулируемые многими поколениями мыслителей, внесшими вклад в развитие культуры;

— ценности, имеющие конкретно-исторический характер и определяющиеся идеологией конкретного общество в тот или иной исторический период его развития, т.е. зависящее от политических, правовых, нравственных, философских взглядов в которых осознаются и выражаются отношения людей к действительности.

Принципы социального воспитания.

1. Принцип природосообразности. Суть: социальное воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, развивать у него ответственность за развитие самого себя, дальнейшую эволюцию ноосферы. Человека нужно воспитывать не только как мужчину или женщину определенного возраста, не только как жителя конкретной страны, но и планеты в целом.

Данный принцип предполагает необходимость учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка при решении задач воспитания.

2. Принцип культуросообразности. Суть: социальное воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями, нормами, традициями конкретной национальной, региональной культур, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

3. Принцип дополнительности в социальном воспитании. Суть: Предполагает подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов. Социальное воспитание рассматривается как один из факторов развития, наряду с природными, социальными, культурными факторами. Этот принцип позволяет рассматривать социализацию как сочетание стихийного, частично направляемого, относительно социально контролируемого процессов развития человека. Принцип дополнительности позволяет рассматривать воспитание как совокупность взаимодополняющих процессов семейного, религиозного, социального воспитания.

4. Принцип центрации социального воспитания на развитии личности. Суть: признание приоритета личности. Воспитательно-образовательные учреждения и организации, общности воспитуемых могут рассматриваться лишь как средство развития личности с признанием ее приоритета по отношению к обществу, государству, социальным институтам.

5. Принцип ориентации на социально-ценностные отношения. Суть: детям предъявляются разнообразные объекты мира с точки зрения их значимости для жизни человека.

6.Принцип гуманистической направленности воспитания.

7.Принцип коллективности социального воспитания. Суть: социальное воспитание осуществляется в коллективах различного типа, дает детям опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающим миром, создает условия для позитивного самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

8. Принцип диалогичности социального воспитания.

Можно выделить следующие направления социального воспитания: физическое воспитание, социокультурное воспитание, умственное воспитание. При этом направление «воспитание жизненной активности», включающее воспитание воли, оптимизма, уравновешенности как базовых качеств и способностей личности, является необходимым для реализации вышеперечисленных направлений воспитания.

Физическое воспитание представляет собой, с точки зрения социального воспитания, целенаправленное воздействие на индивида с целью формирования у него способностей всестороннего и методичного развития всех частей организма, двигательной активности, контроля и дисциплины за поддержанием организма в хорошем состоянии, оздоровления возникших или появляющихся физических проблем. Это и воспитание культуры питания, и гигиены тела.

Социокультурное воспитание – это целенаправленное создание условий для развития эстетических, коммуникативных, организаторских, экологических, экономических, тендерных, нравственных и иных социальных способностей. Успешность социокультурного воспитания помогает развить качества, которые рождают поступки и поведение и, в конечном счете, формируют характер человека. Чем больше социокультурных способностей и качеств приобретет индивид, тем больше у него возможностей для успешной социальной интеграции.

Умственное воспитание – это целенаправленный процесс по развитию интеллектуальных способностей и познавательной активности индивида с целью формирования созидательного и творческого ума, контролирующего свои действия и поступки, стремящегося к самореализации своих потенциальных возможностей и новых способностей.

Воспитание жизненной активности – воли, оптимизма, уравновешенности – являются базовыми качествами и способностями личности, необходимыми для осуществления вышеперечисленных направлений воспитания. Важнейшими способами развития человека, его сознания являются процессы познания мира и самопознание, творчество, деятельность, общение. Особое значение приобретает развитие волевых качеств личности: инициативности, самостоятельности, решительности, настойчивости, а также самоконтроля.

Методы социального воспитания – это способы накопления развивающейся личностью позитивного социального опыта, содействующие её самосовершенствованию, самовоспитанию и самоорганизации. В социальном воспитании пока не выработано собственных специфических методов, в основном это методы, применяемые в педагогике, психологии и социальной работе. Они оказывают целенаправленное влияние на сознание, поведение, чувства развивающейся личности, воздействуя на окружающую её социальную среду.

Среди методов социального воспитания выделяют:

— социально-экономические;

— организационные;

— психолого-педагогические.

Социально-экономические методы работы социального педагога близки к работе социального работника. Это работа социального педагога в школе с нуждающимися детьми, разносторонняя, в том числе и материальная, помощь семье и т.д.

Организационные методы направлены на организацию коллектива, отношений личности в коллективе, организацию помощи личности, семье, различным неформальным объединениям; создание секций, клубов, объединений и т.п.

Организационные методы направлены на нормализацию отношений личности и общества. Чаще всего социальный педагог сталкивается с ситуацией, когда эти отношения нарушены и его задача — организовать новые отношения.

К психолого-педагогическим методам относятся такие методы, как исследование, наблюдение, психологический диагноз, беседа и интервью. Самыми распространенными методами в социальном воспитании являются:

— метод наблюдения, который дает материал для воспитательной работы;

— метод беседы, дающий возможность педагогу проникнуть в духовную жизнь воспитанника, выяснить все трудности его жизни. Успех беседы зависит от профессионализма социального педагога, его умения выстроить беседу так, чтобы расположить к себе ребенка, а также от заинтересованности в беседе воспитанника;

— метод анкетирования позволяет собрать материал, характеризующий воспитанника: его интересы и особенности, психологические проблемы;

— методы поддержки личности применяются, когда индивид находится в сложной ситуации. Педагог помогает ему проанализировать свое состояние, свое положение в жизни, сформулировать, что нужно в корне изменить, в том числе цель жизни;

— методы коррекции развития – педагогическое воздействие ребенка (подростка) с отклонениями в поведении и др.

Система социального воспитания – совокупность государственных организаций, деятельность которых направлена на реализацию воспитательной политики государства.

Основные цели системы социального воспитания:

1) формирование способности личности к активному функционированию в конкретной социальной ситуации;

2) обеспечение полноценного развития личности как неповторимой человеческой индивидуальности;

3) формирование социальной активности личности, способной к индивидуальной творческой деятельности по преобразованию действительности и себя;

4) формирование личности, готовой принять на себя ответственные дела и решения и в полной мере реализующей свою индивидуальность.

Система социального воспитания может функционировать на национальном (государственном), региональном и локальном уровнях.

Она включает в себя различные воспитательные организации:

— учебно-воспитательные учреждения различного типа;

— учреждения для детей, подростков с ослабленным здоровьем;

— учреждения для одаренных детей;

— учреждения для детей и подростков с ограниченными возможностями, социальными наклонениями;

— организации, занимающиеся перевоспитанием и реабилитацией детей.

Таким образом, в качестве воспитательных организаций, в которых осуществляется социальное воспитание, выступают: семья, клубы, детские и юношеские объединения, интернаты, загородные детские центры, школы, высшие учебные заведения.

Воспитательные организации могут быть классифицированы по нескольким признакам:

— по принципу вхождения человека в воспитательную организацию – обязательные (школа); добровольные (общественные организации); принудительные (специальные закрытые учреждения);

— по юридическому статусу воспитательные организации могут быть – государственные, общественными, коммерческими, конфессиональными, частными;

— по ведомственной принадлежности – министерств, ведомств, профсоюзов;

— по уровню подчиненности – федеральные, региональные, муниципальные;

— по степени открытости-закрытости – открытые, закрытые, интернальные;

— по ведущей функции – образовательные, просветительские, развивающие, общественно-ориентированные;

— по длительности функционирования – постоянные и временные;

— по половозрастному составу.

Воспитательная организация имеет все признаки социальной организации: четкие границы, социальное (ролевое, позиционное) расслоение, иерархию статусов, центральную власть, целенаправленную деятельность, совокупность отношений между членами организации.

Структурными компонентами системы социального воспитания наряду с совокупностью учреждений являются также:

— средства, выделяемые государством для функционирования системы воспитания – материальные, финансовые, духовные;

— кадры, необходимые для реализации функционирования системы социального воспитания – организаторы воспитания на национальном, региональном, локальном уровнях; воспитатели-профессионалы, воспитатели-волонтеры;

— ценности, культивируемые государственной системой воспитания, которые адекватны социально-политической, экономической, идеологической системам общества;

— органы управления воспитания;

— объекты социального воспитания.

Социальное воспитание может рассматриваться как процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет.

Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых (коллективных) субъектов в 3 взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию формам, способам и стилю взаимодействия процессах: организация соц. опыта детей, подростков, юношей, их образования и индивидуальной помощи им.

Социальное воспитание – забота общества о своем подрастающем поколение. Воспитание должно обеспечить такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятые в данном обществе. Для физического, психического и социального развития личности создаются общественные, государственные и частные учебно-воспитательные учреждения.

Эти структуры направлены, в том числе на помощь социально незащищенным семьям и детей в их развитии; на воспитание у детей (подростков) умение общаться с людьми и природой, просвещение, привитие культуры общения в труде и общественной жизни; на помощь семье и детям выстоять в кризисной ситуации.

Организация соц. воспитания.

Первостепенной задачей является индивидуальная помощь личности в ее кризисной ситуации. Семье, школе необходимо восстановить здоровье физическое, психическое и социальное состояние ребенка (подростка).

Организовать защиту его прав на достойную жизнь в обществе, его профессиональное определение.

Организовать охрану его здоровья, а также его социальную, физическую, познавательную и творческую деятельность.

Помочь подростку, юноше или девушке подойти к принятию самостоятельного решения в организации своей жизни.

Анализируя процесс социального воспитания, педагогу следует помнить, что на ребенка в процессе формирования личности влияют:

  • природа и родной язык

  • общение в семье, школе, окружающая среда

  • СМИ, искусство, литература

  • его деятельность

  • образ жизни самого ребенка, его стремления, планы роль которую он выполняет в микросреде.

Принципы социального воспитания:

— природосообразности изучение задатков и способностей ребенка и содействие в их развитии.

— нравственности- учет национальных культы, традиций и родного языка

— гуманности основан на признании индивидуальности каждого ребенка, его физического, духовного, эмоционального, социального и нравственного развития, милосердие и поддержка в кризисной ситуации.

— социальной ответственности общества за удовлетворение человека в творчестве, общение, приобретение знаний.

  1. Сущность социально-педагогической деятельности в России.

  2. Основные источники влияния макрофакторов на социализацию.

Страна

Страна — Это территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы. Она обладает государственным суверенитетом (полным или ограниченным), а может находиться под властью другой страны (т. е. быть колонией или подопечной территорией). На территории одной страны могут существовать несколько государств.

Природно-климатические условия тех или иных стран различны и оказывают прямое и опосредованное влияние на жителей и их жизнедеятельность.

Географические условия и климат страны влияют на рождаемость и плотность населения.

Геоклиматические условия влияют на состояние здоровья жителей страны, распространение ряда болезней, наконец — на становление этнических особенностей ее жителей.

Таким образом, природно-климатические условия первоначаль­но определяют историческое развитие страны, но нельзя говорить об однозначной и однонаправленной зависимости между геогра­фической средой и социально-экономическими процессами, куль­турным развитием страны, а тем более социализацией человека.

Природно-географические условия — это всего лишь своеоб­разные «рамки» процесса социализации. Не играя в нем само­стоятельной роли, они в совокупности с другими факторами оп­ределяют некоторые его специфические особенности. То, как объ­ективные условия страны влияют на социализацию человека, во многом определяется тем, как их используют и учитывают в своей жизни сложившиеся в стране этносы, общество и государство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *