Софроний иркутский

Свт. Софроний Иркутский

Софроний (Кристалевский) (1703 — 1771), епископ Иркутский и всея Сибири, чудотворец, святитель

Память 30 марта, 30 июня в день прославления, в Соборах Киевских, Санкт-Петербургских, Сибирских и Полтавских (Укр.) святых

В миру Федоров Стефан Назарьевич , родился 25 декабря 1703 года в местечке Березани Переяславского уезда Полтавской губернии от благочестивых родителей духовного звания. Отец его, Назарий Федоров, был «посполитый человек, бельцем его, Софрония, звали Стефаном», в честь первомученика архидиакона Стефана. У него было два брата и сестра Пелагея. Имя одного брата — Павел, имя другого, старшего, неизвестно, но есть сведения, что он был впоследствии наместником Красногорского Золотоношского монастыря.

По одним сведениям, образование получил в Переяславской семинарии , по другим — окончил Киевскую духовную академию .

В Википедии существуют статьи о других людях с именем Софроний и фамилией Дмитрук.

Митрополит Софроний

Митрополит Черкасский и Каневский
до 24 сентября 2008 года — архиепископ
до 3 ноября 2000 года — епископ

9 августа 1992 года — 22 июня 2020
Предшественник епархия учреждена; Филарет (Линчевский) (как викарий)

временно управляющий Полтавской епархией

1 октября — 30 декабря 2001
Предшественник Феодосий (Дикун)
Преемник Филипп (Осадченко)
Имя при рождении Дмитрий Саввич Дмитрук
Рождение 15 февраля 1940

  • Мнишин, Гощанский район, Ровенская область, Украинская ССР, СССР
Смерть 22 июня 2020 (80 лет)

  • Черкассы, Украина
Похоронен
  • Михайловский собор
Принятие монашества 12 апреля 1971
Награды

Медиафайлы на Викискладе

Митрополи́т Софро́ний (в миру Дмитрий Саввич Дмитрук; 15 февраля 1940, село Мнишин, Гощанский район, Ровенская область — 22 июня 2020, Черкассы) — епископ Украинской православной церкви (Московского патриархата) (УПЦ), митрополит Черкасский и Каневский. Известен как активный сторонник канонической автокефалии УПЦ.

Биография

Юность

Дмитрий Саввич Дмитрук родился 15 февраля 1940 года в селе Мнишин Гощанского района Ровенской области.

По окончании средней школы в 1957 году работал на стройке. С 1960 года служил в рядах Советской армии.

С 1962 по 1966 год учился в духовной семинарии, в 1966—1970 годах — в духовной академии, окончил её со степенью кандидата богословия.

Начало служения

С 1970 по 1972 год работал при МДА профессорским стипендиатом, сотрудником Церковно-археологического кабинета и старшим экскурсоводом.

24 ноября 1968 году был рукоположён в сан диакона. 12 апреля 1971 года принял монашеский постриг в честь святителя Софрония, епископа Иркутского.

7 января 1973 года рукоположён в сан иеромонаха.

В 1974—1979 годах преподавал в МДАиС.

В 1977 году возведён в сан игумена.

С октября 1979 года — настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Старый Коврай Чернобаевского района Черкасской области. На протяжении 1980—1987 годов — настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Черкассах. В 1987—1989 годах — настоятель Спасо-Преображенского храма в городе Городище Черкасской области. С 1989 в 1992 года — настоятель и строитель Свято-Борисо-Глебского собора в городе Борисполь Киевской области, благочинный Бориспольского округа.

29 июля 1992 года решением Священного Синода определён быть епископом Черкасским и Каневским.

В 1992 году возведён в сан архимандрита.

Архиерейское служение

9 августа 1992 года хиротонисан во епископа Черкасского и Каневского.

3 ноября 2000 года возведён в сан архиепископа.

С 1 октября по 30 декабря 2001 года временно управлял Полтавской и Кременчугской епархией.

24 сентября 2008 года решением Священного синода УПЦ от 23 сентября возведён в сан митрополита.

Решением Синода УПЦ от 9 июля 2009 года назначен на пост ответственного перед Священным синодом УПЦ за осуществление работ по строительству Воскресенского кафедрального собора города Киева.

Решением Синода УПЦ от 20 декабря 2012 года освобождён от поручения осуществлять контроль за ходом и финансированием строительства Воскресенского кафедрального собора и Духовно-просветительского центра Украинской православной церкви в Киеве.

Умер после продолжительной болезни 22 июня 2020 года. Патриарх Кирилл отметил: «Почивший владыка всю свою жизнь посвятил служению Церкви Христовой, с усердием и пастырской ответственностью трудился на различных послушаниях, являя горячую ревность по Богу и любовь к людям. Многие запомнят его как деятельного и принципиального человека, стремившегося отдавать свои силы и таланты проповеди Евангелия и утверждению христианских ценностей в обществе. Без малого 30 лет митрополит Софроний управлял Черкасской епархией, отечески заботился о возрастании паствы в вере и благочестии».

24 июня 2020 года управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний совершил Божественную литургию в Михайловском кафедральном соборе города Черкассы и чин отпевания новопреставленного митрополита Софрония. Похоронен за алтарём Михайловского кафедрального собора в Черкассах.

Отношение к вопросу автокефалии

Известен как открытый сторонник автокефалии церкви Украины.

В 2005 году, после президентских выборов на Украине, выступил с обращением к епископату УПЦ, где призвал немедленно добиваться автокефалии для УПЦ, пользуясь благоприятной политической ситуацией:

Моя позиция однозначна: до тех пор, пока мы не будем иметь статус полной независимости нашей Церкви, с нами никто никогда не будет разговаривать о присоединении. Потому что Михаил Денисенко никогда не откажется от своего «Патриаршества», и только тогда, когда нашу независимость признает не только Москва, но и весь Православный мир, все раскольники — в том числе и греко-католики, не будут заявлять о том, что они являются национальной Церковью.

Мне непонятно, почему наибольшая по количеству верующих людей Православная Церковь мира не может без кого-либо самостоятельно руководствоваться в своей жизни.

Ещё раз повторяю: самые благоприятные условия для приобретения статуса независимости для нашей Церкви — теперь; если мы сегодня или завтра не воспользуемся этой возможностью, то послезавтра будет уже поздно. Я не хотел бы этого, но нас за это будет судить Бог.

В начале 2010-х годов в ряде интервью отстаивал необходимость и благотворность автокефальной церкви на Украине, отвергая аргумент о разделении церкви: «Никакого разделения автокефалия за собой не несёт».

Вскоре после Собора епископов УПЦ 13 ноября 2018 года, принявшего решение не участвовать в создании автокефальной церкви Украины, заявил в интервью Би-би-си о намерении участвовать в «Объединительном соборе», на котором должна была быть образована автокефальная церковь; сказал также, что постановление Собора УПЦ от 13 ноября о разрыве общения с Константинопольской церковью неправомочно. За свою позицию по автокефалии был удостоен благодарности президента Украины Петра Порошенко и ордена князя Ярослава Мудрого IV степени.

В преддверии «Объединительного собора» Софроний заявил, что написанный в Стамбуле устав «единой поместной церкви» не соответствует реальным ожиданиям сторонников автокефалии: «Если настоящей независимости не будет, то украинцам не нужно никакого томоса из рук Константинополя». В частности, реальная автокефалия (независимость) предполагает, что миро, необходимое для совершения таинств, церковь варит самостоятельно. Кроме того, митрополит Софроний не считал обязательным брать благословение Константинополя на рукоположение епископов. Митрополит указал также, что все архиерейские кафедры, монастыри и общинные храмы вместе с их настоятелями и клиром являются неприкосновенной частью Украинской православной церкви. В связи с этим все вопросы, связанные с их функционированием и жизнью, должен решать исключительно Синод УПЦ, полагал он.

На Собор не прибыл, сославшись на болезнь.

В интервью 27 декабря 2018 года украинскому изданию «Главком» заявил, что условия автокефалии, предоставляемой Константинополем, его не устраивают: «Я — человек свободный, не хочу быть вассально зависимым от греков. Это не автокефалия. Их Устав говорит о том, что у нас в Украине образовалась греческая церковь».

Награды

Церковные

  • орден преподобного Сергия Радонежского II степени (2010);
  • орден святого равноапостольного князя Владимира II степени;
  • орден преподобного Нестора Летописца (УПЦ);
  • знак отличия Предстоятеля Украинской православной церкви — за заслуги перед Церковью и по случаю двойного юбилея: 20-летия основания Черкасской епархии УПЦ и архиерейской хиротонии митрополита Софрония. Награда вручена 9 августа 2012 года митрополитом Одесским Агафангелом.

Ссылки

Обращения, речи

  • Слово архимандрита Софрония (Дмитрука) при наречении его во епископа Черкасского и Каневского (1992)
  • 5927 / Обращение к епископату Украинской Православной Церкви (2005),

Интервью

  • Архиєп. Софроній (Дмитрук): «Наш подвиг сьогодні — достойне свідчення про Христа» (2002)
  • «Альтернативи незалежній Українській церкві немає» (15.07.2005)
  • Архиепископ Черкасский Софроний пригрозил предать нынешних «слуг народа» анафеме (6.04.2007)
  • Архиепископ Софроний: «Теперь Черкасщина не выжженный пустырь…» Черкасской епархии Украинской Православной Церкви — 15 лет (14.08.2007)
  • Архиепископ Черкасский и Каневский СОФРОНИЙ. «Гибель православних храмов нужно воспринимать как наказание Божие для вразумления и как отнятие святыни за грех» (недоступная ссылка)
  • Архиепископ Черкасский и Каневский Софроний: «Благодать Божия есть в каждом освящённом храме»
  • Митрополит Софроній (Дмитрук): «Я особисто схиляюся перед гетьманом Іваном Мазепою, я вважаю його однією з найбільш значущих постатей в історії України» (15.05.2009)

Примечания

  1. Відійшов до Господа Митрополит Черкаський і Канівський Софроній
  2. Благочинный Киево-Печерской лавры архимандрит Пантелеимон (Поворознюк) хиротонисан во епископа Васильковского, викария Киевской митрополии
  3. В Киеве состоялось очередное заседание Священного синода Украинской православной церкви .
  4. Відійшов до Господа Митрополит Черкаський і Канівський Софроній. cherkasy-orthodox.com.ua. Дата обращения 23 июня 2020.
  5. http://www.patriarchia.ru/db/text/5653755.html
  6. У кафедральному Михайлівському соборі відбулося прощання з Митрополитом Черкаським і Канівським Софронієм. cherkasy-orthodox.com.ua. Дата обращения 24 июня 2020.
  7. Состоялось отпевание митрополита Черкасского и Каневского Софрония / Новости / Патриархия.ru. Патриархия.ru (24 июня 2020).
  8. Подписался ли патриарх Варфоломей под украинской автокефалией: В Москве оценивают конкордат между Киевом и Константинополем // Независимая газета. — 6.11.2018.
  9. Митрополит Черкасский Софроний: «Мы — независимое государство, следовательно, должны иметь независимую Церковь».
  10. Митрополит УПЦ (МП) Софроний рассказал, что нужно сделать для достижения автокефалии. 14.09.2011.
  11. «Только украинское направление». Митрополит Черкасский об автокефалии Православной Церкви в Украине и проблеме раскола. 27.01.2012.
  12. Митрополит УПЦ (МП) Софроний: с автокефалией Украинской церкви будет лучше и украинцам, и россиянам. 30.09.2011.
  13. Постановление Собора епископов Украинской Православной Церкви от 13 ноября 2018 года. Синодальный информационно-просветительский отдел УПЦ, 13.11.2018.
  14. Митрополит УПЦ МП: автокефальную церковь на Украине можно создать без раскола. Би-би-си, 16.11.2018.
  15. Порошенко наградил орденами двух митрополитов УПЦ, выступавших за автокефалию. Интерфакс-Религия (2 декабря 2018). Дата обращения 3 декабря 2018.
  16. Главный в УПЦ сторонник независимости от Москвы отверг предложенный Константинополем вариант автокефалии. Интерфакс-Религия (13 декабря 2018). — «За такую независимость мы будем искренне благодарны Константинопольской, как и другим поместным Православным церквам, которые признают ее равноправие. Другой «независимости» быть не может, и в другом виде она нам не нужна, — резюмировал митрополит Софроний.». Дата обращения 13 декабря 2018.
  17. Хоменко С., Червоненко В. Объединительный собор Украинской церкви: как все прошло и кто такой митрополит Епифаний. Русская служба Би-би-си, 16.12.2018.
  18. Глуховський М. Митрополит Софроній: Я ні туди і ні сюди. Але у Московському патріархаті не залишаюся (укр.). Главком (27 декабря 2018). Дата обращения 28 декабря 2018.
  19. Предстоятель Русской Церкви наградил архипастырей, которые отмечают в 2010 году юбилейные и памятные даты. patriarchia.ru.
  20. Одесский митрополит Агафангел вручил высокую награду УПЦ своему оппоненту — Черкасскому митрополиту-автокефалисту.
  • Биография на официальном сайте УПЦ.
  • Софроний, митрополит Черкасский и Каневский (Дмитрук Дмитрий Саввич)

Красногорский монастырь

В 1727 году Стефан поступил в Красногорский Преображенский монастырь , где уже подвизался его старший брат. 23 апреля 1730 года он принял постриг с именем Софроний, в честь святителя Софрония, Патриарха Иерусалимского.

В ночь после пострижения в монашество инок Софроний услышал в Покровском храме Голос: «Когда будешь епископом, построй храм во имя Всех святых», — предуказавший его будущее служение. Через два года, в 1732 году, его вызвали в Киев, где в Софийском соборе хиротонисали в сан иеродиакона, а потом — иеромонаха.

Александро-Невская лавра

Во время пребывания иеромонаха Софрония по архиерейским делам в Синоде, на него обратили особое внимание. И когда возникла необходимость пополнить братство Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге, то в числе 29 иноков, вызванных из разных монастырей России, в январе 1742 года был вызван и будущий святитель. Год спустя его назначили казначеем монастыря, а в 1746 году он был утвержден в должности наместника обители, которую исполнял более семи лет.

В помощь себе он вызвал своего земляка, уроженца города Прилуки, иеромонаха Синесия и поставил его строителем Ново-Сергиевой пустыни, приписанной к Александро-Невскому монастырю. С этого времени дружба двух подвижников — иеромонаха Софрония и иеромонаха Синесия — все более крепла в едином пастырском делании, они уже были неразлучны вплоть до своей кончины на Сибирской земле. В эти годы святитель Софроний много трудов положил на благоустройство обители и по улучшению преподавания в находившейся при ней семинарии. Совместно с архиепископом Феодосием он заботился о должном укомплектовании монастырской библиотеки.

При нем была построена двухэтажная церковь: верхняя, во имя святого Феодора Ярославича, старшего брата святого Александра Невского, и нижняя, во имя святого Иоанна Златоуста.

В 1750 году будущий святитель участвовал в переложении святых мощей благоверного князя Александра Невского в новую, серебряную раку.

Известно, что в эти годы императрицей Елизаветой и государственными мужами в монастырь делались большие вклады. Императрица Елизавета в знак своей монаршей любви и уважения к отцу Софронию собственноручно вышила для него епитрахиль, пояс и поручи (шитые по серебряной парче и красному бархату цветными шелками, серебром и золотом).

Епископ Иркутский

В связи с вдовством Иркутской кафедры императрица Елизавета Петровна указом от 23 февраля 1753 года рекомендовала Святейшему Синоду благочестивого наместника Александро-Невского монастыря Софрония, как:

«лицо, не только достойное епископского сана, но и вполне могущее оправдать желание и надежды государыни и Синода — подъять бремя епископского служения на далекой окраине и удовлетворить нужды паствы в суровой стране, среди дикой природы и произвола людского.»

18 апреля того же года, в Неделю о Фоме, в Большом Успенском соборе иеромонах Софроний был хиротонисан во епископа Иркутского и Нерчинского. Во время хиротонии императрица подарила новому владыке белый саккос (шитый золотом и серебром, весь изукрашенный серафимами) который сама же вышила для него своими руками.

Предвидя трудное служение в отдаленном Сибирском крае, новопоставленный святитель не отправился сразу в Иркутскую епархию, но начал подбирать образованных и духовно опытных сотрудников.

В Москве большие услуги святителю оказал архиепископ Московский и Невский Платон (Малиновский), который участвовал в хиротонии иеромонаха Софрония. Он преподал ему отеческие наставления на предстоящий подвиг, так как был хорошо знаком с особенностями сибирского духовного быта, предупреждал о своеволии местных властей и советовал подобрать надежных помощников.

20 марта 1754 года святитель прибыл в Иркутск. Вначале он заехал в Вознесенский монастырь — место жительства своих предшественников, молился на могиле епископа Иннокентия (Кульчицкого), испрашивая у него благословения на предстоящее служение.

Ознакомившись с запущенным положением дел во долго вдовствовавшей епархии, святитель приступил к преобразованиям в духовной консистории, монастырях и приходах. Из первых распоряжений епископа видно, что имевшееся духовенство было подвержено лихоимству, пьянству и многим другим порокам. С первых шагов святителю пришлось применять и поучительные, и понудительные меры. Со всей строгостью повел святитель борьбу за нравственность церковнослужителей. Пьющим клирикам владыка служить запретил.

Им были также приложены все усилия для того, чтобы избавить священнослужителей от унизительной нищеты, в которой они находились, и от телесных наказаний, которым подвергались священники. В результате его ходатайств императрицей Елизаветой был издан указ, по которому духовенство было избавлено от телесного наказания, замененного умеренными епитимиями или штрафами в пользу богоугодных заведений. Тем же указом иркутское духовенство наделялось землей, что избавило многих от нищеты.

В 1754 году владыка возвел своего друга и сподвижника иеромонаха Синесия в архимандрита Вознесенского монастыря.

В сентябре 1754 года святитель издал указ, в котором отмечалась озабоченность обучением и воспитанием детей духовенства. Указом духовенству вменялось в обязанность обучение своих детей Часослову, Псалтири, пению и букварю, причем учение «должно было идти со всяким прилежанием и крайним рачением, дабы дети могли пономарскую и дьячковскую обязанность исполнять по достоинствам своим.»

Первое время положение со священниками было настолько плачевным, что святитель вынужден был ходатайствовать перед Святейшим Синодом о присылке в епархию подготовленных священнослужителей, но ходатайство осталось безответным. Стало ясно, что церковный причт необходимо готовить на месте. Владыка перевел из Вознесенского монастыря в архиерейский дом школу, после чего потребовал от благочинных прислать всех малограмотных клириков и их детей для воспитания и обучения. Владыка стал первым учителем; преподавал церковнославянский и русский языки. Уже через год в школе преподавались также латинский язык и риторика. Школьная программа была приближена к программе тогдашних духовных семинарий.

Святитель не оставлял без внимания и паству. Он предпринимал многомесячные поездки по епархии — в Нерчинск, Шилку, Киренск, дважды в Якутск и до самой Камчатки. Целые месяцы, не жалея себя, проводил он в пути, часто передвигаясь по сибирским дебрям верхом на лошадях. Повсюду он видел изъяны, с которыми старался бороться: пьянство, разбой, маловерие, отступничество или язычество, безграмотность и отсутствие каких бы то ни было школ. Владыка отдавал много сил воспитательной и просветительной деятельности: сам служил на приходах, произносил проповеди, призывая к борьбе с пороками и исполнению христианских заповедей. Внимательно изучая людей и обстановку, в проповедях и личных беседах святитель неустанно побуждал всех к более высоким нравственным идеалам. Следил за нравственной чистотой паствы, заботился о положении женщин в семье, охранял их от несправедливого отношения к ним.

Особое внимание он уделял благоговейному и правильному совершению богослужения. Очень любил уставную службу, сам часто служил и всегда заботился о благолепии и торжественности богослужения, располагавших сердца молящихся к умилению, своим примером наставляя духовенство к красоте и возвышенности службы. Святитель старался повсеместно водворить уставное богослужение, для чего вызывал к себе священников, диаконов, дьячков и пономарей, которые во время архиерейского богослужения участвовали в хоре и иподиаконствовали. Этому способствовало и святительское облачение владыки, дотоле богомольцами не виданное: ему первому из иркутских епископов при хиротонии дарована была привилегия совершать богослужение в саккосе. Объезжая епархию, святитель заметил, что не везде уделяется должное внимание церковному благовесту и каждению и потому указами он восстановил правильное каждение и благовест.

«Делами проповеди и светильником любви согревайте мир человеческий, ибо только от любви любовь воспламеняется и собою всякую ревность по Бозе приводит,» — так наставлял иркутское духовенство и миссионеров святитель Софроний, так жил сам. Щедрость святителя Софрония не знала границ. Всего себя отдавал он делу благотворения — не съедал куска, не поделившись с кем-либо. Его жилище и весь Вознесенский монастырь были переполнены больными, бездомными, сиротами. И подлинно, от такой любви воспламенялись сердца пасомых: не он искал людей, нуждающихся в православном просвещении, а сами они, без различия племен и веры, шли к нему тысячами и отдавали свои души и сердца, умножая собою стадо Христово.

Святитель вел обширную миссионерскую деятельность. Восстанавливая кафедру, святитель составил и разослал по епархии увещательное послание, предписав закащикам (благочинным) следующее:

«Призывать всем священникам идоляторов (идолопоклонников) к познанию Истиннаго Бога: принявших святое крещение учить вере и правым догматам как возможно кратко, применяясь к деяниям апостольским; желающих крестили бы, начальнейших людей учили бы грамоте и показывали, что есть закон христианский. Доносили бы о принявших святое крещение в светскую команду для дарования льготы от ясака, и в консисторию для сведения, и новокрещенным давали бы от себя билет. Принявших крещение увещевать, чтобы к шаманам не ходили, учения их не слушали, идолов не имели и не кланялись им. Повседневно продолжительных молений не полагали бы, только бы по четвертой заповеди в праздники собирались, а повседневно — по утру и, ложась спать, краткими молитвами молились; и молитвы те, аще возможно, перевесть на их язык и, главнее всего, молитву пред начатием дела, молитву Господню и Пресвятой Богородице. Посты с различением брашен не налагались бы, но учили бы при каких ни на есть брашнях всегдашнего воздержания, и сказывали бы, что объядение и пьянство — великий грех есть. Увещали бы, что на всякий год в определенное время, при воздержании от плотоугождения и при искренней (как возможно) исповеди, причащались Пречистых Таин, и чтобы они к таковому великому таинству имели желание, с верою и надеждою оставления своих грехов. Больных, а наипаче в нечаянии живота, увещевали бы и причащением сподобляли, хотя и без алкания. О делах милосердия учили бы, чтоб всяк от имения своего подавал всякому брату неимущему. Смотрели бы, чтобы новокрещенные не держались шаманства, волшебства, чародейства и колдовства, примет счастья, всиречи словесных и бессловесных и прочаго суеверия. По приобщении святых Таин наказывали бы новокрещенным, дабы жили благоговейно, воздержно, яко христианам прилично. Проведывали бы, не имеют ли новокрещенные двух жен, и кто имеет таковых, разлучали бы и велели бы жить с единою женою, с которою пожелает, повенчав их и наказав жить воздержанно и целомудренно. О препятствующих проповеди среди идоляторов доносить кому следует. Не желающим святого крещения, после обращения и увещевания принуждения не чинить и никаких угроз не делать, понеже христианской проповеди надлежит любовь со смирением, кротостию и тихостию, понеже сердце человеческое насильствуемо быть не может» .

Святитель посещал язычников, населявших Иркутск, Якутск, Камчатку, Забайкалье, посылал к ним миссионеров, которым давал подробные инструкции, собственноручно написанные. Мягкое и сердечное послание святителя Софрония оживило состояние миссии. Но положение новокрещенных было тяжелым. Сородичи смотрели на них как на отщепенцев. Поэтому многие из обращенных ко Христу уходили из своих семей и поступали в услужение к русским или жили у воспреемников. Но были случаи, когда непривычные условия новой жизни и тоска заставляли их убегать в свои родные улусы. Появились следственные дела «о оказавшихся из новокрещенных в свои улусы побегах». Всевозможные меры, принимавшиеся духовенством к насаждению новокрещенных от языческого влияния, были не всегда эффективны. И использовать здесь силу святитель воспрещал. Так, им было отказано в посылке на Байкал отряда казаков, «для сыску беглых новокрещенных, дабы казаки не могли братским обид и разорения произвести».

Святитель Софроний заботился об устройстве быта малых народов и способствовал развитию в местном населении оседлости и культуры, предлагал им для поселения монастырские земли и всячески старался изолировать от влияния язычества. Так, святитель устроил за собственный счет и подарил новокрещеным бурятам усадьбу с мельницей, покосами, пашнями и полным хозяйством на реке Китое. Позднее там возникло село Архиерейское, где свято чтилось имя святителя. К святителю постоянно приходили и приезжали из далеких мест за благословением многочисленные посетители.

Но среди многих забот он не забывал о своей внутренней, духовной жизни и вечности и вел подвижническую жизнь. Большую часть ночи владыка проводил в молитве; питался строго по-монашески. Сохранилось свидетельство келейника святителя, который сообщает, что святитель «пищу употреблял самую простую и в малом количестве, служил весьма часто, большую часть ночи проводил в молитве, спал на полу, овечий ли мех, оленья или медвежья кожа и малая простая подушка — вот и вся его постель для непродолжительного сна.»

За годы управления епархией число храмов возросло в три-четыре раза, приходы получили подготовленных священнослужителей, была создана сеть приходских школ.

До конца своих дней святитель Софроний сохранял любовь к Красногорской Золотоношской обители, которая взлелеяла его в дни юности. Он постоянно способствовал поддержанию в ней благолепия, посылая для этого необходимые средства. В 1770 году, предчувствуя свою кончину, святитель просил Святейший Синод об увольнении его на покой в родной Красногорский монастырь и о замене его более молодым архиереем. Но с ответом из Петербурга медлили, потому что было трудно сразу подобрать достойного преемника. Весной 1771 года святитель совсем занемог, а 30 марта, во второй день Пасхи, во втором часу по полудни, отошел ко Господу.

Большой заботой святителя Софрония было иркутское духовенство

Как только Софроний прибыл на место назначения, в Иркутск, он сразу же отдался великому делу, которое было упущено более семи лет. Большой заботой святителя было и иркутское духовенство.

Многие священники не умели даже писать. Также была проблема и в недостатке священников. Часть приходов имела хоть каких-то клириков, а часть не имела вообще. Этой работой и занялся святитель Софроний.

Как только Софроний прибыл на место назначения, в Иркутск, в Вознесенский монастырь, он сразу же отдался великому делу. Большой заботой святителя было — иркутское духовенство

Монгольская школа при монастыре помогла ему в этом. Он перевел ее в архиерейский дом, и лично следил за ходом образования. Он увеличивал и количество преподаваемых предметов, расширял их объемы по количеству часов. Впрочем, он и сам преподавал славянский и русские языки.

Для знакомства с духовенством Иркутской епархии святитель посещал самые отдаленные части города Иркутска. Целые месяцы он проводил время свое в пути, иногда ехал верхом на лошади. Святитель входил в общение со священниками, мирянами, ему хотелось все видеть своими собственными глазами. Он часто награждал священнослужителей, смещал совсем негодных от работы.

Софроний разослал по всей епархии письмо, в котором требовал для тех людей, кто принял святое Крещение — обучить вере Христовой. А также предупредить, чтобы крещенные не ходили к шаманам, и не слушали лжеучений.

Святитель Софроний (Кристалевский), Иркутский

Поделиться

Святитель Софроний Иркутский. Парсуна 19 века

«Делами проповеди и светильником любви согревайте мир человеческий, ибо только от любви любовь воспламеняется и собою всякую ревность о Боге приводит», — такими словами в середине восемнадцатого столетия наставлял духовенство и миссионеров Сибири святитель Софроний. За долгие годы служения на Иркутской кафедре он стал настоящим духовным отцом для своей паствы. К святителю Софронию люди тянулись сами — шли к нему тысячами, умножая церковную семью.

Епископ Софроний — в миру Стефан Кристалевский — возглавил Иркутскую кафедру в 1754-м году. До приезда нового владыки далекая епархия оставалась без руководства около семи лет. Это от­ри­ца­тель­но ска­за­лось на всей духовной жизни Иркутской земли, и, конечно, отразилось на мис­си­о­нер­ской де­я­тель­но­сти среди малых народов. Отправляясь в Сибирь, святитель Софроний сознавал, что, кроме просвещения верующих христиан, ему придется приводить к вере язычников.

Уже в первый год своего служения свя­ти­тель Софроний со­ста­вил и разо­слал по всем приходам Иркутской епархии по­сла­ние. Он предписал духовенству «при­зы­вать идо­ло­по­клон­ни­ков к по­зна­нию Ис­тин­но­го Бо­га; а при­няв­ших Свя­тое Кре­ще­ние учить ве­ре и пра­вым дог­ма­там». Епископ Софроний настаивал на том, чтобы священники не совершали «формальных крещений» и всегда вели катехизаторскую работу с новообращенными православными, помогая им укрепляться в вере.

Владыка Софроний предпринимал длительные миссионерские поездки в самые удаленные уголки епархии. Епископ ездил в Нерчинск, Киренск, дважды в Якутск. Целые месяцы, не жалея себя, проводил владыка Софроний в пути. Повсюду он видел изъяны, с которыми старался бороться: маловерие, отступничество или язычество.

Приводить язычников к Христовой Церкви было трудно, так как порой в немногочисленных храмах Сибири просто некому было служить, а некото­рые свя­щен­но­слу­жи­те­ли не уме­ли да­же писать. Положение было настолько плачевным, что епископ Софроний просил Святейший Синод прислать в Сибирь подготовленных священников. Ходатайство осталось безответным. Стало ясно, что духовенство необходимо готовить на месте. Для этого святитель Софроний организовал школу, программа которой была приближена к семинарской. Епископ лич­но руководил хо­дом обра­зо­ва­ния и вос­пи­та­ния бу­ду­щих пас­ты­рей. На­хо­дил он вре­мя и для пе­да­го­ги­че­ской ра­бо­ты — пре­по­да­вал в шко­ле церковнославянский и рус­ский язы­ки.

За семнадцать лет служения епископа Софрония (Кристалевского) число храмов в Сибири возросло больше, чем в три раза, приходы получили подготовленных священников, была создана сеть приходских школ, заметно оживилась и миссионерская деятельность. Просвещая язычников светом православной веры епископ Софроний (Кристалевский) заботился и об устройстве быта малых народов и культуры, предлагал им для поселения монастырские земли и всячески старался изолировать от влияния прежних суеверий.

Святитель Иркутский и вся Сибири Софроний (Кристалевский) был канонизирован на Поместном Церковном Соборе в 1918-м году.

Почитание

Тело почившего, облаченное в священные одежды, находилось в Казанском приделе Иркутского Богоявленского собора до 8 октября — шесть месяцев и десять дней, пока не получено было распоряжение Святейшего Синода о предании его земле. Гроб стоял поверх пола и был покрыт только одной крышкой. Все это время тело святителя оставалось нетленным. К нему уже тогда начали обращаться с молитвой о помощи и предстательстве пред Господом — и многие получали исцеление своих недугов, телесных и духовных.

Росту почитания святителя способствовали результаты последующих неоднократных освидетельствований его святых мощей, имевших место: в 1833 году при вскрытии пола в Казанском приделе; в 1854 году при переделке соборного пола; в 1870 году особой комиссией во время капитального ремонта; в 1887 году. С 1870 года у гробницы святителя по четвергам совершалось богослужение, образ его чтился как святыня.

В 1909 году были вновь открыты нетленные мощи святителя — от них исходило благоухание. Слава о святом Софронии распространялась все шире и приумножалась за счет чудесных знамений от его мощей. Перед Синодом было возбуждено ходатайство о причислении его к лику святых и открытии его святых мощей для поклонения и чествования. Святейший Синод учредил особую комиссию под председательством архиепископа Серафима для более тщательного расследования чудесных знамений. Этой комиссией было исследовано 65 чудес, происшедших по молитвам к святителю Софронию. Комиссия представила отчет.

Тем временем, 8 марта 1909 года особой комиссией в составе архиепископа Тихона, епископа Киренского Иоанна, ректора Иркутской семинарии архимандрита Евгения, миссионера-проповедника протоиерея Иоанна Восторгова, командированного Синодом, и членов местного кафедрального собора было произведено официальное освидетельствование останков святителя, причем обнаружилось следующее: через сто тридцать восемь лет, несмотря на близость к воде (рядом протекает река Ангара), несмотря на постоянную сырость в пещере и под полами собора, особенно в летнее время, гроб, одеяние и тело святителя Софрония сохранились нетленными. Во время досмотра, продолжавшегося около двух часов, некоторыми из присутствующих ощущалось благоухание от мощей святителя.

19 июня того же года года состоялось второе официальное освидетельствование мощей комиссией. Вновь все было найдено в том же виде и состоянии, что и при прежнем осмотре. В 1910 году состоялся Иркутский Миссионерский съезд, который своим постановлением выразил усердное желание ходатайствовать о прославлении святителя перед Святейшим Синодом. В следующем году 19 марта иркутский архиепископ Тихон (Троицкий-Донебин) обратился в Синод со своим личным ходатайством. В 1914 году архиепископ Иркутский Серафим (Мещеряков) сделал Синоду подробный доклад о житии и чудесах, исходящих от нетленных мощей святителя Софрония. То же стремление выразило пастырское собрание духовенства Иркутска. Городская Дума и Городская управа в своем представлении губернатору также просили поддержать ходатайство. Пожелание скорейшего прославления было выражено 48-м епархиальным съездом духовенства Иркутской епархии.

18 апреля 1917 года в Иркутском Богоявленском соборе по неизвестной причине случился пожар, уничтоживший гробницу и нетленные мощи святителя Софрония. Знаменательно, что это событие совпало со днем хиротонии святителя, бывшем в 1753 году, и с новым праздником будущей безбожной власти — Первомаем (18 апреля по старому стилю), в то время уже достаточно широко и по-своему празднуемым. Но горе утраты мощей не только не умалило почитание святого, но еще более усилило его. Верующие чада Церкви объединились в союз православных христиан, имеющий целью ограждать неприкосновенность святынь православия, защищать их от поругания врагами Церкви. Особая комиссия из духовных лиц, мирян, представителей судебной власти, экспертов-медиков и одного химика освидетельствовала прах и кости святителя, сохранившиеся после пожара, и благоговейно сложила останки в специальный ковчежец.

Сразу после пожара во много раз выросло число его почитателей, увеличилось количество панихид, уже перед ковчежцем. По рукам богомольцев и раньше ходили подписные листы с требованием скорейшего прославления угодника Божия, теперь их количество значительно увеличилось. Выросло число заявлений о новых чудесах и знамениях, совершившихся по молитвенному предстательству святителя, причем многие из тех, кто пережил подобное чудесное явление, свидетельствовали об этом на Иркутском епархиальном съезде перед всеми собравшимися. В адрес съезда поступили обращения из других епархий с поддержкой стремления иркутян к прославлению святителя Софрония. Иркутский епархиальный съезд постановил возбудить ходатайство через высокопреосвященного архиепископа Иоанна и избранных представителей от епархии об ускорении дела о канонизации. Это ходатайство перед Святейшим Синодом было возбуждено и передано оттуда в совет Всероссийского Священного Собора. Кроме донесения высокопреосвященного Иоанна Иркутского Собору были представлены все обращения и заявления с описанием чудес, проверенных специальной комиссией, листы с подписями свыше 18 000 человек, отзывы участников Собора, врачей Клевезаля и Волобуева о некоторых наиболее ярких случаях чудесных исцелений по молитвам святителя на основании показа данных под присягой.

Поместный Собор Русской Православной Церкви в определении от 10/23 апреля 1918 года постановил совершить прославление святителя Софрония; священные останки святителя, собрав в ковчежец, вложить в раку. Первой под Определением Собора стояла подпись: «Смиренный Тихон, Патриарх Московский и всея России». Торжество причисления святителя Софрония к лику святых было совершено 30 июня того же года, несмотря на разгоравшуюся гражданскую войну. На второй сессии того же Собора под председательством патриарха была утверждена служба святителю Софронию с тропарем, составленным управлявшим в то время Иркутской епархией архиепископом Иоанном.

Тогда же священником Тихоном Солдатовым была составлена служба святителю, а тропарь и кондак по благословению преосвященного Иоанна написал протоиерей Николай Пономарев. Акафист был подготовлен иеромонахом Порфирием и рецензирован коллективом епископов, находившихся в Иркутске «по обстоятсльствам времени.»

Те же «обстоятельства времени» затем перенесли раку и ковчежец со святыми останками в Иркутский храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, принадлежавшей обновленцам. С 1937 года, после закрытия этого храма, святыня пребывала под спудом.

Молитвы святым

Память: 9 / 22 февраля, 10 июня / 23 июня (Собор Сибирских святых), 26 ноября / 9 декабря

Святитель Иннокентий – первый Иркутский епископ, просветитель, благодатный светильник и духовный собиратель Восточной Сибири, храмоздатель, миссионер, прозорливец и чудотворец. Небесный покровитель миссионеров и катехизаторов. К нему обращаются за молитвенной помощью для вразумления неверующих и иноверцев, сектантов, в нужде, засухе, в болезнях, для преодоления пороков блуда и пьянства.

Святитель Иннокентий Иркутский, Икона 1970-е годы. Иконописец Монахиня Иулиания Соколова

Тропарь святителю Иннокентию Иркутскому, глас 3

Светильниче Церкве пресветлый, озаривый лучами доброт твоих страну сию и исцеленьми многими притекающих к тебе с верою Бога прославивый, молим тя, святителю отче Иннокентие, ограждай молитвами твоими град сей от всех бед и печалей.

Кондак святителю Иннокентию Иркутскому, глас 4

Непорочности соименнаго пастыря, проповедника веры в языцех Монгольских, славу и украшение Иркутския паствы, любовию восхвалим, вси вернии: той бо есть хранитель страны Сибирския и молитвенник о душах наших.

Молитва первая святителю Иннокентию Иркутскому

К тебе, святче Божий, яко к скорому помощнику и молитвеннику о спасении моем, аз недостойный и грешный припадая молюся: не презри мене унылаго, немощнаго, во многая беззакония впадшаго, и по вся дни и часы согрешающаго, но вонми души моей, яко скорблю, и умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, Емуже ныне предстоиши в радости святых и с лики Ангелов, помиловати мя и извести из темницы греховныя душу мою, прежде даже не отыду отсюду и ктому не готов явлюся на суд Его. Ей, отче! не посрами мене, к тебе с верою притекающаго, аще бо и недостоин есмь твоего ходатайства и заступления, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна чрез обращение от злых дел к благому житию, да тако душею и телом здрав быв, славлю и пою дивнаго во святых Своих Бога нашего и твое теплое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святителю Иннокентию Иркутскому

Святителю, отче Иннокентие! Призри на нас, раб Божиих (имена), и на приход (дом) сей; моли Христа Бога, да низпослет нам Духа Своего Святаго дар, во еже умудрити нас ходити пред Ним во всяком благочестии и чистоте. Мы присно заблуждаем от пути спасения: руководи нас, милостивый наш наставниче. Мы немощни есмы в вере: утверди нас, правоверия учителю. Мы зело убози сотворихомся добрых дел: обогати нас, благосердия сокровище. Мы присно наветуеми есмы от враг, видимых и невидимых, и озлобляеми: помози нам, безпомощных заступниче; да славословяще имя Божие во дни и в нощи, сподобимся быти наследницы и жизни вечныя, и прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и но веки веков. Аминь.

Житийная и научно-историческая литература о святителе Иннокентие Иркутском:

  • Святитель Иннокентий Кульчицкий, епископ Иркутский (краткое житие) – Православие.Ru
  • Святитель Иннокентий Иркутский – Православная энциклопедия
Читать другие молитвы раздела «Православный молитвослов»

© Миссионерско-апологетический проект «К Истине», 2004 – 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Скорый в бедах и скорбех заступниче, отче иерарше страны Сибирския, святителю Софроние, на Небеси предстояй с первоиерархом Иркутския церкви и всеми святыми, выну имаши благоволение Господа славы; призри на люди, притекающия к честным останкам святых мощей твоих, с верою и любовию слезно просящия твоея помощи и заступления; моли, Егоже проповедал еси людем Сибири, избавити я от находящих зол и наветов вражиих, просветити людей оляденевшая древле неверием сердца, даровати утверждение веры Христовы, и спасти души наши.

Тропарь, глас 4

От юности Христа возлюбил еси, блаженне Софроние, / добре управил еси иноческия обители / и, архиерейства саном почтен быв, / упасл еси Иркутскую паству, / темже и по преставлении дарования чудес от Бога приял еси / и молиши Христа Бога / избавити нас от бед и спасти души наша.

Кондак, глас 3

Пастырей Начальнику Христу трудился еси, святителю Софроние, на пажити духовней северныя страны нашея, языцы монгольстии от прелести и скверны идольския избавляя, привел еси я к свету веры Христовы, и ныне, со Ангелы Владычню престолу предстоя, моли непрестанно о всех нас, избавити ны от бед и спасти души наша.

Литература

Использованные материалы

  • Житие на официальном сайте Иркутской епархии:
  • Страница сайта Русское Православие:
  • Страницы календаря портала Православие.Ru:
  • «Святитель Софроний, епископ Иркутский и всея Сибири чудотворец» // Сайт Издательства Московской Патриархии

Во многих списках жития фамилию Кристалевский считают урожденной фамилией Святителя, но она могла быть дана и семинарии, по обычаю того времени.

По другим сведениям (jmp.ru), родился в Малороссии, в Черниговском полку в 1704 году, а детские годы прошли в Березани, где поселилась семья после увольнения отца со службы.

Биография

Родился 12 июня 1973 г. в г. Жигулевске Самарской обл. Крещен в младенчестве.

Обучался в средней школе г. Жигулевска. В 1992 г. окончил Жигулевский радиотехнический техникум. С августа 1991 г. алтарничал в храме св. прав. Иоанна Кронштадтского г. Жигулевска.
В 1992 г. архиепископом Самарским и Сызранским Евсевием рукоположен в сан диакона, в 1993 г. архиепископом Самарским и Сызранским Сергием — в сан иерея и назначен настоятелем Покровского храма с. Волчанки Самарской обл.
26 марта 1994 г. пострижен в малую схиму с наречением имени Софроний в честь свт. Софрония, патриарха Иерусалимского. Осенью того же года переведен в женский Иверский монастырь г. Самары, где в течение 8 лет исполнял обязанности духовника.
В 1999 г. являлся инициатором и участником обретения мощей св. прав. Александра Чагринского с последующей его канонизацией в лике местночтимых святых Самарской епархии.
В 1996-2000 гг. обучался в Самарской духовной семинарии.
В 2002 г. назначен настоятелем кладбищенского прихода Всех святых г. Тольятти. В 2002-2011 гг. также являлся настоятелем Благовещенского прихода пос. Федоровка г. Тольятти. В 2005-2009 гг. восстанавливал Покровский храм в с. Кяхта Шигонского р-на. В 2007-2009 гг. также являлся настоятелем Троицкого храма г. Тольятти. С 2008 г. — благочинный монастырей Самарской епархии.
В 2003-2009 гг. заочно обучался в Кишиневской духовной академии. За написание дипломной работы «Жизнь и деятельность святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского» присвоена степень лиценциата. В 2009-2011 гг. продолжал обучение в магистратуре Кишиневской академии. За развитие темы вышеупомянутой дипломной работы присвоена степень магистра богословия. Магистерская работа переведена на румынский язык и издана отдельной книгой.
Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 95) назначен наместником Воскресенского мужского монастыря г. Самары.
Решением Священного Синода от 7 июня 2012 г. (журнал № 52) избран епископом Кинельским и Безенчукским.
В июне 2012 г. возведен в сан архимандрита.
Наречен 15 июня 2012 г. в Тронном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан 17 июня за Божественной литургией в храме св. блгв. кн. Игоря Черниговского в подмосковном Переделкине. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

О чем просят у иконы святого

Есть много точек зрения по поводу того, в чем помогает святой Софроний Иркутский. Важно в данном деле уделить больше внимания искренности прошения и крепости веры. Слова должны исходить от чистого сердца. Добрые помыслы будут обязательно вознаграждены.

Чаще всего его просят о:

  • даровании надежды;
  • возвращению прежних сил;
  • здравии;
  • материальном благополучии;
  • удаче в жизни;
  • удачных сделках;
  • положительном решении имущественных вопросов.

Обращаться можно всегда с любым священным текстом, но если Вы решили получить максимальную пользу, то лучше читать специальную молитву святому Софронию о жилищных проблемах. В таком случае она будет более целенаправленной и обладать большей силой. Вот как она выглядит.

«Святче Божий, святителю Христов, добрый пастырю словеснаго стада, человече Божий, новый чудотворче и неусыпный к Богу молит­венниче за страну сию, отче Софроние, призри с высоты Небесныя на нас, с верою и любовию поклоняющихся образу твоему и честным останкам святых мощей, в наше утешение избывшим от всепоядаю­щаго огня. Призри, святче Божий, и виждь наше нестроение и раздоры, нашу тугу, скорбь и сердечную болезнь, от лишения братския любве пребывающия. Испроси у Христа Бога коемуждо нам благодати смирения, познание своей греховности и самоукорения, да, внимающе кийждо своей совести, престанем осуждати ближняго, клеветати и поношати, но, соединившеся друг ко другу любовию, сподобимся мирно во смирении прочее время живота нашего пожити и улучити христианскую кончину. Да, совокупльшеся в будущей жизни со всеми святыми и с тобою, пастырю наш, прославим Единаго в Троице славимаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.»

Еще достаточно часто можно услышать об акафисте Софронию Иркутскому на продажу имущества. Ее используют в ситуациях, когда могут быть какие-то неприятные моменты при заключении сделки или длительное время не удается совершить продажу. Вот его текст.

Кондак 1

Возбранный Воеводо, Творец веков, Господь, Царь Славы, глубиною мудрости помышляя полезное в роды родов о Церкви Своей, видев наше маловерие, греховный сон и охлаждение, чудес действо сугубо даде по сгорении мощей угоднику своему, сим показуя велие дерзновение его ко Господу, да вси люди страны сибирския возгорающеся, верою и любовию, воспоют новому чудотворцу и цельбоподателю и молитвеннику своему, от всяких бед свободи ны, отче, зовущия Ти: Радуйся, Софроние, горящий к Богу огнем любве неугасимыя.

Икос 1

Ангелов Творец, Господь Вседержитель благодатию Своею возвышая человеки в первое достоинство на небеси, избра тя, отче Софроние, да служиши Ему во ангельском чину и монашествуеши на земли. Мы же воспоминающе юность и подвиги твоя глаголем сице: Радуйся, духовных родителей духовное чадо; радуйся, от юности положивый доброе начало. Радуйся, носяй имя соименно перводиакону Стефану; радуйся, сподобивыйся слышати небесный глас во храме. Радуйся, премудрости Божией сын возлюбленный; радуйся, в пострижении Софронием нареченный. Радуйся, еще юн сый, бывый монахов наставниче; радуйся, отче любвеобильный и строгий подвижниче. Радуйся, Софроние, горящий к Богу огнем любве неугасимыя.

Кондак 2

Видя Елизавета, венчанная Царице, благонравие твое и святость жития, изволением Божиим избра тя в предстоятеля Лавры Невския, да якоже славил еси Бога на юге России, тако и на севере, в стольном граде, научиши монахи и бельцы непрестанно пети Богу ангельскую песнь: Аллилуиа.

Икос 2

Разум, от премудрости Божией дарованный, не можаше укрытися в тебе, но яко пресветлая звезда возсия на высоте архиерейства и учительства, озаряя всю страну пространныя Сибири учением своим, внушая верным чадам Церкви благодарственно вопити просветителю своему: Радуйся, святителю богоизбранный и трудолюбивый; радуйся, тя бо не устраши путь лишениями многотрудный. Радуйся, мы бо тя приемлем яко друга Божия; радуйся, имел бо и ты друга душе инока праведна Синесия. Радуйся, мужу желаний, благодати Божией носителю; радуйся, архипастырю Иркутский, Иннокентия святого вторый заместителю. Радуйся, иерарше Богом избранный и людем благоприятный; радуйся, от священнаго собора и от житель града Иркутска радостно приятый. Радуйся, Софроние, горящий к Богу огнем любве неугасимыя.

Кондак 3

Силою свыше облечен быв, святителю Софроние, обходя грады и веси паствы твоей, отечески наказуя клирики и иереи, да служат Богу со страхом, по достоинству сана своего, да учат дети, отцы и матери разумно пети небесную песнь: Аллилуиа.

Икос 3

Имея ревность по Бозе, яко же и пророк Илия, всякаго власть имущаго учил еси право ходити в законе Господни, правду и суд творити, заступати, немощныя, сирых и вдовиц от напасти избавляти, к нищым милостивым быти, за еже ублажающе тя, тако глаголем: Радуйся, отче, правых путей любителю; радуйся, злокозненных нравов искоренителю. Радуйся, истин евангельских провозвестниче; радуйся, злаго властелина усмирителю. Радуйся, яко града Нерчинска первый быв посетитель; радуйся, своим служением оставивый память чадам и родителям. Радуйся, от сосуда сердца своего благодать всем изливаяй; радуйся, земли нерчинской небесное благословение подаваяй. Радуйся, Софроние, горящий к Богу огнем любве неугасимыя.

Кондак 4

Бурю внутренних волнений не могий стерпети, ревнителю благочестия, яко не воздается честь благовестом Церковному песнопению в Литургии, Вечерни и Утрени: таже горя любовию ко славе Божией, повелел еси на «Достойно”, «Господи воззвах” и на «Честнейшую” ударяти в кампан, да христиане в домех и на пути слышаше глас церкви, воспоют хвалу Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав речение Господне: «Иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небеснем”. Делом слово исполняя: молитву, пост, поклоны и всяко томление плоти восприял еси, к сим же и человеколюбия не оставляя к меньшей братии, яко прежде кончины возмогл еси святость стяжати, за еже приими похвалу сию: Радуйся, отче, любве ради Христовы земная оставивый; радуйся, еяже ради вся красныя ни вочтоже вменивый. Радуйся, блаженство облобызавый нищеты духовныя; радуйся, страхом Божиим попаливый страсти греховныя. Радуйся, приявый иго Христово на рамена измлада; радуйся, узким путем шествовавый неуклонно до вышняго града. Радуйся, нетленных благ на небеси обладателю; радуйся, дивныя славы во светлости святых созерцателю. Радуйся, Софроние, горящий к Богу огнем любве неугасимыя.

Кондак 5

Боготочною кровию, обновившему род человеческий, Христу последовал еси, блаженне, принося Ему бескровную жертву во оставление грехов людей твоих, таже и всего себе принесл еси во всесожжение, являяся источником исцелений, бесов прогонитель и зритель таин сердечных, возбуждая люди зрящия чудеса, пети Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше сынове великия Сибирския пречудное твое житие, аще и в последняя лета возсиял еси в новопросвещенней стране, отче Софроние, обаче древних отец сподобляяся чести, равное дарование и чудес творение приял еси от Бога, Его же благодаряще, тя величаем приветствии сими: Радуйся, Иерарше, Николая Чудотворца ревнителю; радуйся, дивному Иннокентию верный подражателю. Радуйся, соседателю в вышних всем святителем; радуйся, и земных являяся от искушений хранителем. Радуйся, благочестие и веру соблюдый нескверно; радуйся, в венце славы предстоя свету невечерню. Радуйся, на свет явивыйся, егда Христос родися; радуйся, ты бо во светлыя дни Пасхи ко Господу преставился. Радуйся, Софроние, горящий к Богу огнем любве неугасимыя.

Кондак 6

Проповедник бывый веры Христовы и познания истины в монголех и во всяком языце ближния и дальния Сибири, пришел еси и ко своему пределу, еже есть земля еси и в землю отидеши, отдав дух Богу, тело же оставив верным на многа лета в пещере, да приходящие поют надгробную песнь: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявшее солнце в земли Иркутстей, Святый Софроний, в старости преклонней позна запад свой, оставив земная, восприял есть от руки Господни вечная благая, еже мы познахом от чудес и целебныя силы, присущия святым мощем его, и удивляяся поем ему таковая: Радуйся, пастырю, неусыпно пасый Христово стадо; радуйся, надеждо ненадежных и сердечной туге отрадо. Радуйся, ты бо отшел еси прияти венец славы; радуйся, ибо оправдася на тебе суд Божией правды. Радуйся, твоя бо душа вчинена есть в святителей лики; радуйся, яко сице блаженство пребудет в бесконечные веки. Радуйся, тело бо твое остася нетленно; радуйся, яко чудо сие бысть всей Церкви Российской явленно. Радуйся, Софроние, горящий к Богу огнем любве неугасимыя.

Кондак 7

Хотя Господь утешити избранныя люди своя, междоусобным искушением угнетенныя, волною неверия колеблемыя и вкупе с пастырми гонимыя, открыл есть славу угодника своего преблаженнаго Софрония, юже имать со святыми на небеси, да притекающе людие к его молитвенной помощи, поют Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Дивное знамение нача являтися у раки святых мощей твоих, отче преподобне. Уврачевал бо еси первее языкоболие, таже зубов возболение, таже и силу огневицы отрочат угасил еси, за еже благодарственно приносим ти песни сия: Радуйся, врачу безмездный и цельбоподателю; Радуйся, помазанием елеа болезней облегчителю. Радуйся, изливаяй милость на книжных, разумных и простых; радуйся, обновляяй веру искушением колеблемых. Радуйся, явлением своим от позорныя смерти избавляяй; радуйся, молитвою твоею и кони свирепыя укрощаяй. Радуйся, теплое утешение всех гонимых и скорбящих; радуйся, предстателю Господень за всех к тебе прибегающих. Радуйся, Софроние, горящий к Богу огнем любве неугасимыя.

Кондак 8

Странно чудо, како части костей святых мучеников источают исцеления, се ныне видим кости святителя Софрония огнем изнурены, и от нас грешных сокровенны, раны и вред врачуют, и всяко томление души скорбящия на радость прелагают. Воистину чудо преславно, сего ради чудес дателю Богу поем: Аллилуиа.

Икос 8

Весь еси ты отче, водворяешися в вышних, но и нижних, нас грешных, от скорби и от духа уныния долу поникших не оставляеши, присно бо притекающим к тебе помоществуеши, печаль на радость и скудость на довольство прелагаеши. За вся сия тя ублажающе, глаголем сице: Радуйся, источниче присный благодатных исцелений; радуйся, разрешаяй жен от тяжких рождений. Радуйся, умом изумленным разум возвращаяй; радуйся, явлением во сне изломление костей исправляяй. Радуйся, избавление от страха нощнаго боязливыя; радуйся, прогонителю блуднаго беса и подателю целомудрия. Радуйся, оком твоим свыше на иноческия обители призирающий; радуйся, огненным столпом в возгорении, града мощи твоя показующий. Радуйся, Софроние, горящий к Богу огнем любве неугасимыя.

Кондак 9

Всякий естества закон превосходит, еже ты твориши, о, великий Чудотворче! Изподспуда бо земнаго являяся, глаголеши избранным: «Прославите мя и аз вас прославлю” и повелеваеши, да сотворят ограждение над гробом твоим, да не попирается ногами место святое, но со страхом, ходяще людие окрест, поют: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещаннии неразумеюще тайны Божией яже, о, Софроние! Егда узреша дым запаления от святых мощей, велиим гласом, на стогнах града и в домех велемудренно кричаху православным: «Уа! Где есть вера ваша? Где святость? Где мощи? Аще Софроний бе свят, почто не противися огню?” И ругахуся вере Христовой. Таже видевше множество чудес паче прежняго, познаша яко Бог поругаем не бывает: зазираху себе, возжигаху свещи, припадаху к честным останкам святых мощей, бияху в перси своя и в глубоцем молчании, сердцем вопияху: Радуйся, Софроние, чудес делателю новоявленный; радуйся, подаяй прощение в покаянии просящим смиренно. Радуйся, имеяй власть вязати и решити; радуйся, и мощем своим ниспославый множайшую силу благодати. Радуйся, огнепальным действом лику сочетавыйся священномучеников; радуйся, отче милостивый, вразумителю мощей твоих хульников. Радуйся, ограждаяй паству твою от диавольских умышлений: радуйся, подателю благословения в начале добрых начинаний. Радуйся, Софроние, горящий к Богу огнем любве неугасимыя.

Кондак 10

Спасти хотя град свой от кровопролитныя брани, миротворный отче, явился еси прославляющемуся тя сопрестольнику твоему архипастырю Иоанну: «Мужайся” рекл еси ему. Таже и прежде явлейся, показуя гроб свой и глаголя: «гроб сей ветхий, нетребен ми еси”, еже знаменова самоприношение в умилостивительную жертву о граде. Познати тайну сию Иоанн можаше. Егда сбыстся реченное, он и вся люди со умилением воспеша хвалу Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена каменна прямо, стена одесную, стена ошуюю в пещере, идеже бо хранимо тело твое, Угодниче Христов, яко несть возможно проникнути тамо пламени. Обаче Христос Господь, премудростию своею устрояяй полезное церкви, попустил есть, да сгорит гроб твой и тело твое, показуя сим, яко догмат Святаго Православия несть чувственное и осязаемое, но сердечною верою постигаемое и надеждою возмогаемое, и пети тебе любовию научающее: Радуйся, мысленный изъявителю православия; радуйся, смотрительно предавый мощи своя на сожжение. Радуйся, венцем священномученика украсивыйся по преставлении; радуйся, кротчайший отче, никого же обличивый в запалении. Радуйся, правды Божией и премудрости честное орудие; радуйся, предваривый Иоанну во сне быти имущее. Радуйся, яко по сгорении усугубивый чудодействия; радуйся, сими бо чудесы возвеселишася люди Иркутска. Радуйся, Софроние, горящий к Богу огнем любве неугасимыя.

Кондак 11

Пение всеумиленное и горячую молитву вознесл еси к Богу в годину междоусобныя брани о граде твоем, великий наш заступниче, яко ни единому гласу оружному слышатися во граде в день прославления твоего, и тако священный собор и множество верных возмогоша в мирной тишине воспети тебе хвалу и Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светильника Церкви — третияго епископа Иркутскаго — устрои тя Бог, в триех Ипостасех славимый богоблаженне Софроние. Всесвятый же Дух, Бог всемогущий, всепремудрый, самовладычный, самоповелительный исполнил есть тя духа премудрости, духа разума, духа страха Божия: да сими дарами Духа Святаго приведеши люди ко спасению, вопиющия ти: Радуйся, вместилище даров Духа Святаго; радуйся, очистилище человеческаго злаго нрава. Радуйся, от страсти пьянственныя люди свобождаяй; радуйся, от боли главы, зубов и стомаха избавляяй. Радуйся, течение крови и воды яже в теле прикосновением уставляяй; радуйся, и срачицею возложенною на гроб твой, здравие подаваяй. Радуйся, устрояяй бедствующим жилища к пребыванию; радуйся, неимущим, где главу подклонити кров дающий и пропитание. Радуйся, Софроние, горящий к Богу огнем любве неугасимыя.

Кондак 12

Благодать, данную ти от Бога ведуще прилежно просим тя, отче Софроние, пролей ныне теплую твою молитву о нас ко Господу, да презрев вся наша согрешения, дарует нам мирное житие, друг ко другу любве исполненное. Грады и Церкви не разоримы да сохранит, обилие всяких плодов земли да дарует, и всех нас да спасет и помилует: мы же благодарным сердцем воспоем ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще дивнаго во святых своих, Царя Небеснаго, прославльшаго тя, вернаго раба Своего, милостивое твое скорое нам во всяких нуждах поможение, прославляем и Бога благодаряще, радостно ти глаголем: Радуйся, великославный Сибирский заступниче; радуйся, совершенный в добредетелех человече. Радуйся, подражателю святых и священномучеников; радуйся, благий и добрый наставниче иноков. Радуйся, Пресвятыя Богородицы известный умилостивителю; радуйся, молитвенниче за град наш и всея страны покровителю. Радуйся, света Евангельскаго всесветлое сияние; радуйся, во тьме греховней сущим просвещающее озарение. Радуйся, Софроние, горящий к Богу огнем любве неугасимыя.

Кондак 13

О, чудотворче преславный и заступниче наш, богомудре Софроние, приими малое сие моление наше, якоже Христос приял вдовицы две лепты и богоприятным твоим ходатайством умоли Господа сил силу свыше нам подати на исправление жития, да Того благодатию от грехов очистившимся, геенны избавитися и грядущия на небесех благая улучити, вопиющим Ему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Храм в честь святого Софрония

Как уже было сказано, останки его были в пожаре. Но чудным образом остались целыми и невредимыми. Только вот со временем их было утрачено навсегда. Но это никаким образом не утратило веры в силу этого святого.

Одним из самых часто посещаемым считают храм Софрония Иркутского в Новокузнецке. Это достаточно скромное сооружение, которое было открыто в 1995 году. Сегодня он находится в достаточно плачевном состоянии. Всю информацию по поводу его можно найти на сайте обители в Интернете.

Помните, что не важно, в каком именно храме Вы будете читать молитву и ставить свечу. Нужно помнить о том, что делать это необходимо с чистым сердцем.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом епископе Иркутском:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *