Собор святого Иоанна

Кафедральный собор Св. Иоанна в Валлетте (Мальта) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Кафедральный собор Св. Иоанна в Валлетте — это одна из тех достопримечательностей, которые жалко пропустить, причем сразу по нескольким причинам: собор очень хорошо сохранился, тут много всего причудливого, его не перестраивали с 16 столетия — да и просто потому, что это очень красивое здание.

Владевшие Мальтой рыцари составляли рыцарский орден св. Иоанна, поэтому собор, посвященный своему покровителю, они начали строить почти сразу же после утверждения на острове — он был возведен между 1573 и 1578 гг. Позже интерьеры собора переделали в барочном стиле и мало после этого меняли — только подновляли убранство, да и то очень ограниченно, поэтому это пышное барочное великолепие 17 столетия дошло до нас практически без изменений и потерь. А так как орден это был церковный, могущественный и богатый, то собор получился внушительный, с огромным количеством всего — и все это сейчас можно посмотреть.

Все здание собора Св. Иоанна — как один огромный музей.

Спланировал стройку военный инженер Джироламо Кассар. По его идее, здание должно было снаружи быть похожим на форт, а внутри — на итальянские соборы. Так и сделали: основной фасад действительно похож на форт. Центральная его часть состоит из входа, оформленного колоннами и надстройкой, по бокам расположены две квадратные башни-колокольни, а позади него видны два крыла здания. Украшено это все очень скромными бордюрами, и по этой части здания совсем незаметно, какие богатства таятся внутри.

У здания очень необычная форма: прямоугольник, к которому пристроено 13 почти симметричных часовен, а помещение для основного алтаря соединено с остальным зданием довольно узким коридором. Основных часовен тут восемь — по одной на каждый ланг ордена св. Иоанна (в него принимали рыцарей из разных стран, поэтому их объединяли в отряды-ланги по стране, откуда они происходили), отдельная большая часовня построена была для редкостной иконы — Virgin of Philermos (она сейчас в музее), и еще несколько — для других нужд. Все части оформлены сложнейшим образом — тут можно увидеть все, чем может похвастаться стиль барокко. Делали все это лучшие мастера, поэтому получилось на самом деле ни на что не похоже.

Основной неф 53 м в длину. По сторонам от него отходят арочные входы в часовни. Потолки и частично стены расписаны сценами из жизни св. Иоанна, причем так искусно, что предметы и фигуры кажутся объемными. Это подчеркивается и резными элементами, которые помогают создать такой эффект. Росписи очень сложные. Пол и стены заняты могильными плитами рыцарей ордена. В центре алтаря помещена скульптурная группа «Крещение Христа» 17 века, также в алтаре помещены некоторые подарки собору от Великих магистров ордена, это тонкой работы церковные предметы 15—18 столетий.

Обязательно сходите внутрь!

Первая справа часовня — часовня Германского ланга. В ней помещен алтарь в честь Богоявления с редкостной картиной в центре. Следующая часовня — ланга Италии, она декорирована причудливыми золотыми орнаментами по стенам, редкими картинами и алтарем, посвященным св. Катерине. Третья часовня — ланга Франции, она была богато оформлена сложной резьбой по дереву, но довольно большую ее часть (как и алтарь, исходно посвященный апостолу Павлу) убрали в начале 19 столетия. Сохранившаяся часть все еще очень хороша. Рядом с ней расположена часовня ланга Прованса — самая старая из всех, она украшена необычной резьбой по камню и росписями. Последняя часовня по этой стороне — часовня Англо-Баварского ланга, она когда-то использовалась для хранения ценных религиозных предметов, принадлежавших ордену. Предметы переместили, а вот оформление осталось: и резьба, и росписи, и очень красивые маленькие скульптуры.

Если возвращаться к входу по другой стороне, то первой у алтаря расположена часовня Virgin of Philermos, оформленная, пожалуй, пышнее всех: тут и скульптуры, и золотые узоры, и тонкая мозаика и много что еще. Икона теперь в музее, а та, что помещена в часовне сейчас, — другой образ Мадонны, итальянской работы, авторства знаменитого мастера.

Вторая часовня — ланга Оверна, тут алтарь, посвященный св. Себастьяну, золотые цветочные гирлянды и красивые барельефы. Соседняя часовня ланга Арагона посвящена св. Георгию и оформлена куда пышней — тут очень много всего, в лучших традициях барокко. Последняя часовня ланга Кастилии, Леона и Португалии, она посвящена св. Иоанну, покровителю Испании, и оформлена резьбой, позолотой и полотном работы одного из итальянских мастеров.

С двух сторон от входа пристроены ризница (декорированная росписями в барочном стиле) и оратория. Оратория оформлена сложными росписями и барельефами, тут находятся ценные картины и скульптуры. К оратории пристроены картинная галерея и выставочный зал для постоянной экспозиции (тут хранятся дары ордена собору), здесь можно посмотреть собрания древних книг, гобеленов, церковных предметов и т. д.

В соборе хранится множество редких и драгоценных предметов: картин (в том числе работы Караваджо), скульптур, религиозных реликвий и т. д. Отдельная достопримечательность — захоронения рыцарей.

Все это здание — как один огромный музей. Оформление собора делалось лучшими мастерами, в основном итальянскими. Декор очень причудливый и сложный, с изобилием мелких деталей. Разглядывать можно очень долго, уровень сохранности просто редкостный.

Внутреннее оформление

Практическая информация

Адрес: St John’s Co-Cathedral, St John Street, Valletta. Смотреть эту часть города удобнее всего пешком.

Время работы: «туристическое» время — с понедельника по пятницу с 9:30 до 16:30 и в субботу с 9:30 до 12:30. В воскресенье собор для туристов закрыт.

Стоимость билета: 10 EUR.

Веб-сайт

Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

История

Костёл святого Иоанна Крестителя был построен в 1603-1605 годах по фундации Яна Рудомина-Дусятского, будущего героя Хотинской битвы. Археологические исследования показывают, что первоначально костёл, как и православные церкви белорусской готики, был четырёхколонным.

Храм сильно пострадал во время войны с Московским царством, с чем связанно изменение первоначального облика храма (при восстановления опорные столбы в интерьере полностью разобрали, а зал перекрыли зеркальным сводом). После восстановления храм был повторно освящён в 1673 году.

В 1739 годы были достроены хоры, а в 1778 году пристроена боковая часовня с криптой. Однако главный фасад сохранил аутентичный вид, аналогичный церкви-крепости в Мурованке.

Костёл Иоанна Крестителя — один из крайне немногочисленных католических храмов Белоруссии, который не закрывался никогда с момента основания (исключая периоды восстановления и реставрации). Храм непрерывно действовал даже в советский период.

В 2010—2011 годах была проведена капитальная реставрация храма.

Ссылки

  • Страница прихода на catholic.by (бел.)
  • Фотоснимки на сайте globus.tut.by
  • Информация на сайте radzima.org (бел.)
Шаблон: п·о·и Католичество в Белоруссии
Ординариаты Минско-Могилёвская архиепархия • Пинская епархия • Гродненская епархия • Витебская епархия • БГКЦ
Епископы Конференция епископов • Александр Кашкевич • Владислав Блин • Антон Демьянко · Тадеуш Кондрусевич • Казимир Великоселец • Юзеф Станевский • Олег Буткевич • Юрий Кособуцкий • Александр Яшевский
Представительство Св. Престола Нунциатура в Белоруссии • Нунций Габор Пинтер
Учебные заведения Высшая Духовная Семинария в Пинске • Высшая Духовная Семинария в Гродно
Упразднённые структуры Минская епархия • Могилёвская митрополия • Виленская епархия • Смоленская епархия • Греко-католические епархии
Список католических храмов Беларуси

История

Самые первые сведения о территории, на которой сегодня стоит Латеранская базилика, говорят, что эти земли в 1-м веке принадлежали знатному семейству Латерани. Однако семья потеряла свои владения из-за интриг против императора Нерона. Храм же появился здесь только в 324 году по указу Константина Великого — первого христианского императора. Считается, что Константину как-то перед боем явился в небе знак — монограмма имени Христа, и в честь этого он решил возвести в Риме христианскую церковь.

Бюст императора Константина Великого (ок. 560 г.)Статуя императора Константина Великого в Латеранской базилике

Изначально базилику посвятили Христу, однако в 9-м веке ее переименовали в честь Иоанна Предтечи, а в 13-м столетии — в честь Иоанна Богослова. Но, несмотря на все эти новшества, неизменным было одно: в ней с самого начала находилась кафедра папы. Вплоть до 14-го столетия она и вовсе была единственным папским храмом.

Папская кафедра в святыне в наше времяФото трона Папы Римского

Впрочем, здание, которое мы видим сегодня, имеет мало общего с тем, что было построено в древности. За века оно не раз подвергалось разграблениям, горело в пожарах, перестраивалось, а в 16-м столетии и вовсе было снесено. Однако отдельные части древней архибазилики использовались при строительстве и украшении новой. Поэтому до наших дней здесь сохранилось несколько старинных артефактов.

На месте нынешнего подвала базилики были обнаружены остатки каструма (разновидность военного поселения в Древнем Риме)

Как добраться до Латеранской базилики

Архибазилика Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме находится в юго-восточной стороне Рима, не слишком далеко от его центральных районов и важных исторических мест.

Точный адрес: Piazza di S. Giovanni in Laterano, 4, 00184 Roma RM, Италия.

Как добраться от ж/д вокзала Термини:

  • Вариант 1

    Метро:по оранжевой ветке А ехать от Termini до станции San Giovanni 4 минуты.

    Пешком:от станции метро расстояние около 350 метров.

  • Вариант 2

    Автобус:маршрутом № 714 ехать от вокзала до остановки Piazza S. Giovanni In Laterano 7 минут.

    Пешком:от остановки расстояние 350 метров.

  • Вариант 3

    Пешком:через Via Merulana от вокзала расстояние около 2,1 километра.

Интерьер базилики

Латеранская базилика сейчас удивительное по красоте внутреннего убранства строение. Уникальные мозаики, времен императора Константина сохранились в апсиде храма. Раннехристианские мученики со свитками в руках, а также лик Иисуса, возвышающегося над ними, выполнены в византийской манере. В XIII веке с мозаикой проводились реставрационные работы руками Якомо Торитти (Giacomo Torriti). Здесь можно увидеть символы францисканцев.

В базилике под сводом апсиды располагается кафедра папы римского. Драгоценные порфировые столбы и невероятно красивая византийская мозаика служат торжественными декорациями для проповедей понтификов. Центральный алтарь базилики хранит значимые христианские реликвии – головы апостолов Петра и Павла.

Удивляет внутреннее убранство базилики богатством. Мозаика на полу в стиле космтеско создает орнамент геометрическими фигурами. Колоны нефа облицованы нумидийским мрамором. Во время реставрации Сан-Джованни ин Латерано Борромини потратил много сил на восстановление нефа. Деревянный потолок украшен кессонными орнаментами, а в его центре можно полюбоваться изображением герба папы Пия V, находящемся на отдельной панели. Во время последней серьезной переделки базилики между колоннами из мрамора установили статуи и разместили картины с изображением апостолов.

San Giovanni in Laterano позволяет увидеть частично сохранившуюся фреску с изображением папы Бонифация III. Находится она в нефе базилики. Считается, что это чудесное произведение искусства принадлежит Джотто.

Часовни

В San Giovanni in Laterano находится несколько часовен, каждая имеет собственное предназначение. Прогуляемся по ним?

Капелла святой Марии Успенской (Capella S. Maria Assunta), необходимость в ней возникла в XVIII веке. В эту капеллу поместили гробницу кардинала Джулио Аквавия, покинувшего этот мир в XVI столетии. Еще одна часовня появилась в базилике в честь мученика Иоанна Непомуцкого. Это одна из самых современных часовен в базилике, особенностью её является и одной из самых богатых. Невероятной ценности алтарь, инкрустированный драгоценными камнями, икона «Снятие с креста» и уникальные скульптуры.

В Сан-Джованни ин Латерано находится еще одна часовня Массимо, появление её связано с именем архитектора Джакомо делла Порта в XVI веке. В этом месте базилики можно увидеть ценное произведение искусства – полотно «Распятие Христа».

Также в базилике есть часовня в честь Иоанна Богослова. Реликвией, находящейся здесь, является гробница португальского кардинала Антонио Мартинеса де Чавеса (Antonio Martinez de Chavez), умершего в XV веке.

Музей San Giovanni in Laterano

В базилике есть музей, который открыт для желающих увидеть драгоценные реликвии XI-XIX веков.

В музее базилики Рима можно оценить уникальные предметы прошлого:

  • рака с мощами XI в.;
  • ларец с плащом Иоанна Богослова;
  • драгоценный крест XIII в.;
  • мощи великомученицы Екатерины;
  • герб Климента VIII, созданный из шелка и драгоценностей;
  • множество предметов быта.

Музей появился в Риме в 1984 году, создателем его стал папа Иоанн Павел II. Чтобы увидеть экспонаты музея базилики, необходимо зайти за статую Иннокентию III.

Интересные факты об этой базилике Рима

Перед входом в Сан-Джованни ин Латерано поднимите голову вверх и вы увидите надпись «мать всех церквей в Риме и мире». Эта надпись подтверждает особую значимость этой базилики Рима.

НАШ СОВЕТ. Если вы собираетесь посетить Колизей и другие достопримечательности Рима, обратите внимание на туристическую карту Rome City Pass, которая поможет сэкономить время и деньги. В стоимость карты входят билеты без очереди в основные достопримечательности Рима, трансфер из аэропорта и обратно, поездка на туристическом автобусе и скидки на посещение многих музеев и прочих интересных мест Рима. Подробная информация .

9 ноября в Риме празднуют день освящения San Giovanni in Laterano. В его стенах упокоены шесть римских пап:

  • Сергий IV;
  • Александр III;
  • Иннокентий III;
  • Мартин V;
  • Климент XII;
  • Лев XIII.

Рядом с базиликой разместился древнеегипетский обелиск, выполненный из красного гранита. Удивительный столп был доставлен в Рим в IV веке н.э. Вывезен он из египетского храма фараона Тутмоса III, расположенного в Карнаке.

Находится базилика Сан-Джованни в Риме на Piazza di San Giovanni in Laterano. Если вы по Риму передвигается на метро, то это остановка San Giovanni . Если вы воспользуетесь автобусом, то вам понадобятся № 116, 81, 85, 87, 810, 16.

Базилика Сан-Джованни в Риме

  • Каждый день с 7:00 до 18:30 можно зайти в базилику Сан-Джованни ин Латерано в Риме.
  • Посетить ризницу можно с 8:00 до 12:00 и с 16:00 до 18:00.
  • Баптистерий открыт с 7:00 до 12:30 и 16:00 до 19:00.
  • Музей – с 10:00 до 17:30.
  • Нужная информация на www.vatican.va, там же виртуальная экскурсия.

Посмотреть лучшие отели рядом можно на Booking.com.

Наши советы по Риму:

  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Колизей минуя очередь.
  • Как не быть обманутым местными таксистами. Заказывать такси заранее с фиксированными расценки online. Самый надежный сервис для заказа такси — KiwiTaxi.
  • Экскурсии по Риму с местными жителями помогут узнать этот город по-настоящему. Лучший способ освоиться в незнакомом городе – это погулять по нему с человеком, который живет здесь уже много лет.
  • Rome City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Риме и поможет существенно сэкономить время и деньги.
  • City Sightseeing Rome – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Рима быстро, с ветерком и комфортом.
  • Отели Рима: наш выбор и рекомендации.
  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Ватикан минуя очередь.
  • Дримсим – универсальная интернациональная сим-карта и бесплатное приложение для путешествий. Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру.
  • Советуем оформлять туристическую страховку, чтобы не возникло неприятных сюрпризов во время путешествия в Рим.

Камаи (по-польски Komaje) — деревенька возле города Поставы.
Откуда пошло название — не известно, но вообще-то на Беларуси
распространена татарская фамилия Камай. Основная достопримеча-
тельность Камаев — костел оборонного типа, успешно оборонявшийся
сначала от царизма, а позже от немцев и большевиков. Он никогда
не закрывался (ну, не в буквальном смысле).
Ещё достопримечательности Камаев:
— каменный крест перед костёлом; появился где-то в промежутке
с XV по XVIII век;
— здание паровой мельницы; появилось где-то в промежутке с
приблизительно конца XIX века по приблизительно начало XX
века.
— несколько надгробий на месте, где БЫЛО еврейское кладбище.

Ещё в деревне Камаи озерцо имеется. А ещё здесь когда-то был
дворец (на самом деле просто дом, наверное) неких Чеховичей (по-
польски они Czechowicze). В остальном же это, по-моему, довольно
унылое место, где хорошо можно разве что спиваться и ненавидеть.

* * *

Годы строительства камайского костёла имени Иоанна Крестителя
— 1603-1606 гг. План его был близок к квадрату, но потом добави-
ли пристройку. Снаружи этот костёл очень прост, зато очень хорош
внутри (для деревенского храма, конечно).
Внутренняя достопримечательность камайского костёла — особо
ценная и якобы чудотворная икона Богоматери Ченстоховской с мало-
летним Иисусом, написанная около 1610 г. в Кракове. Размещается,
в центре главного алтаря, датируемого второй половиной XVIII
века. Икона настолько ценная, что обычно не доступна для осмотра:
скрывается за задвижкой, опускаемой по особым случаям посредством
нажатия уполномоченным пальцем на секретную кнопку.
Основатель костёла — браславский войский Ян Рудомня-Дусяцкий
(Jan Rudomina-Dusiacki, 1543-1621). Войский — должностное лицо в
Речи Посполитой: наблюдал за порядком в повете, когда шляхта от-
правлялась на войну. Ян Рудомня-Дусяцкий был депутатом Трибунала
Литовского 1602, 1605 и 1615 гг. Похоронен в бернардинском костё-
ле Святого Франциска в Вильнне (Вильнюсе). Это тот самый костёл,
который примыкает к знаменитому костёлу Святой Анны — чуду крас-
нокирпичной готики. Трибунал Литовский — высший апелляционный
суд ВКЛ.
В общем, Камаи — точечка быстрого входа в сеть ассоциаций (и
интернет-ссылок), охватывающих всю гигантскую историю ВКЛ и при-
мкнувших государств.

* * *

Даже по маленьким Камаям видно, что ещё в XVIII веке распреде-
ление интеллектуальных сил и созидательной воли между крупными
центрами, малыми городками и сельскими усадьбами было довольно
благоприятным для городков и усадеб. Камаям досталась отнюдь не
ничтожная доля провинциального креатива, и от неё кое-что даже
сохранилось.

* * *

Очень сомнительно, чтобы камайский костёл был сколько-нибудь
пригоден в качестве укреплённого убежища, несмотря на двухметро-
вую толщину стен (в основаниях). Он мог выдержать только не очень
прицельный (не по дверям и окнам) обстрел лёгкой артиллерии.
Бойницы у него символические, так что возможность вести из него
сколько-нибудь эффективный ответный огонь вряд ли существовала.
Ксендзу было удобно прятаться в нём от подвыпивших прихожан в
языческие праздники, но не более того. Для выдерживания осады
нужны запасы оружия, воды и пищи, нужны складские, жилые и прочие
помещения (включая кухню и сортир), а в камайском костёле для
всякого такого нет места: его маленькая крипта в позднейшей
пристройке использовалась для захоронений. В качестве одного из
узлов системы обороны этот костёл ещё мог что-то собой представ-
лять в военном отношении, но вряд ли такая система имелась в
деревеньке Камаи. В общем, крепостные свойства камайского костёла
— это просто элементы стиля.

* * *

Костёльчик типа камайского — это и музейчик, и картинная гале-
рейка, и центр кучкования не самых худших людей на деревне, объе-
диняемых не самой худшей идеей. Потом, ксендз — человек худо-
бедно образованный и что-то на свете видел помимо деревни, в ко-
торую его запёр служебный долг. Не знаю, возят ли будущих дере-
венских ксендзов, скажем, в Рим, в Ватикан. Я бы возил — для
расширения кругозора, и чтоб деревенским было дополнительно за
что уважать ксендза. Правда, с широким кругозором потом труднова-
то переселяться в деревню.

* * *

В камайском костёле есть орган, при органе есть органистка,
которая ещё и поёт, причём очень хорошо. Основное её занятие —
учительствование в школе. Скажем так: духовно она возвышается над
местным плебсом не меньше, чем костёл Яна Крестителя возвышается
над колхозанскими хлевами. Выше, наверное, только Господь Бог,
если он существует.
Камайскую органистку зовут Елена Довжук. Да будет всё у неё
хорошо!

* * *

В белорусских деревнях, наделённых замечательными костёлами,
бросается в глаза контраст между величием храмов и убожеством то-
го, что вокруг них. Как будто храмы отсасывали энергию и средства
из окружающего населения, а не заряжали его энергией и креативным
духом и не задавали уровня, к которому стремиться. Правда, в де-
ревнях, где нет костёлов, архитектурная ситуация ещё хуже, и эти
деревни смотрятся как совсем уж захолустья.
Камайский костёл оборонного типа.
Главный алтарь камайского костёла Святого Иоанна Крестителя.
Икона Богоматери Ченстоховской с Ребёнком в камайском костёле.

Орган в камайском костёле Святого Иоанна Крестителя.
Крипта в камайском костёле Святого Иоанна Крестителя.
Места для погребения ещё имеются, но нет достойных покойников.
Загадочный камайский крест. Высота 2.5 м.
Материал — гранит. Есть невнятные надписи.
Кто, когда и зачем поставил — не известно.
Версия с инопланетянами мною уже рассматривается.

Собор Иоанна Предтечи. Событие праздника

В Православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников чтить память тех святых, которые послужили данному священному событию в истории. Так, на следующий день после Богоявления Церковь чтит святого пророка Иоанна Предотечу, который послужил Крещению Христову, возложив свою руку на главу Спасителя. Слово «собор» означает собрание людей, которые воздают честь и хвалу святому пророку и Предотече, Крестителю Господню Иоанну. Иоанн Предотеча — великий пророк, завершающий историю Церкви Ветхозаветной и открывающий эпоху Нового Завета. «Честнаго Предотечи празднуем собор исперва выше предания, яко тайне божественнаго крещения послужившу» (Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским Митрополитом Макарием). Святой пророк Иоанн свидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть. Иоанн Предотеча сподобился крестить Его в водах Иордана и свидетельствовал таинственное Явление Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя.

Библиотека Русской веры
Собор святого Крестителя Иоанна. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале

Тропарь и кондак празднику Собор Иоанна Предтечи

Тропaрь, п®тeчи, глaсъ, в7.

Пaмzть прaведнику с8 похвалaми, тебЁ же довлёетъ свидётельство гDне п®тче, kви1лъ бо сz є3си2 вои1стину прорHкъ честнёйши, ћко и3 в8 бhстринахъ кrти1ти спод0билсz є3си2 проповёданнаго. тёмъ же и3 заи1стину пострадaвъ рaдуzсz. бlговэсти1лъ є3си2 и3 во ѓде сu1щимъ, бGа ћвльшагосz пл0тію, в8зeмлющаго грэхи2 ми1ра, и3 подаю1щаго нaмъ вeлію ми1лость.

Коd, глаc, ѕ7. самоглaсе.=

Пл0тьскагw ти2 пришeствіz ўбоsвсz їwрдaнъ, с0 страхомъ воз8врaщьсz. прор0ческое же служeніе свершaz їwaннъ, трeпетомъ њпрsташесz. ѓгGльстіи чи1ни дивлsхусz, зрsше тz въ водaхъ пл0тію кRщaема. и3 вси2 сyщіи во тмЁ просвэщaхусz, воспэвaюще тS ћвльшагосz, и3 просвёщьшаго всsческаz.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *