Смирна, что это?

ДАЛЬНЕЙШИЙ евангельский рассказ о поклонении волхвов (Мф. 2 гл.) очень назидателен. Это, прежде всего рассказ об «епифании”, или явлении Христа язычникам.

Еще Иосиф и Пресвятая Матерь Божия с Младенцем Иисусом оставались в Вифлееме, как из далекой страны с востока (из Персии или Вавилонии) пришли в Иерусалим волхвы.

Волхвами, или мудрецами, назывались ученые люди, занимавшиеся наблюдением и изучением звезд. В то время люди верили, что при рождении великого человека появляется на небе новая звезда. Многие язычники в пределах Персии, наученные рассеявшимися иудеями, знали о грядущем в мир Мессии — Великом Царе Израильском. От евреев они могли знать следующее пророчество Валаама относительно Мессии: «Вижу Его, но ныне еще нет. Зрю Его, но не близко. Восходит Звезда от Иакова и восстает Жезл от Израиля, и (Он) поразит князей Моава” (Числа 24:17), здесь «Моав” — олицетворение врагов Мессии. Персидские волхвы ждали, что когда родится обещанный Царь, то на небе появится новая звезда. Хотя пророчество Валаама говорило о звезде в духовном смысле, но Господь, по милости Своей, чтобы привести язычников к вере, дал на небе знамение в виде появления необычайной звезды. Увидев ее, волхвы поняли, что ожидаемый Царь родился.

После продолжительного и далекого путешествия они, наконец, дошли до столицы иудейского царства Иерусалима и стали спрашивать: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему”. Эти слова таких видных незнакомцев всколыхнули многих жителей Иерусалима и в особенности царя Ирода, которому немедленно доложили о прибытии загадочных восточных ученых.

С первых дней воцарения, шатким был трон Ирода. Народ его ненавидел, считая его узурпатором Давидова престола и тираном и гнушался им, как язычником. Последние годы жизни Ирода осложнились еще личными невзгодами и кровавыми расправами. Он сделался крайне подозрительным и по малейшему поводу казнил своих явных и мнимых врагов. По этой причине погибло несколько детей Ирода и даже его жена, которую он раньше пламенно любил. Больной и дряхлый, Ирод теперь проживал в своем новом дворце на Сионе. Услышав о родившемся Царе, Он особенно заволновался, боясь, как бы люди не воспользовались его старостью, чтобы отнять у него власть и передать ее новорожденному Царю.

Чтобы выяснить, кто же этот новый претендент на его престол, Ирод собрал к себе всех священников и книжников, — людей хорошо знавших книги Священного Писания, и спросил их: «Где должно родиться Христу?” Они ответили: «В Вифлееме иудейском, потому что так написано у пророка Михея”. Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, выведал у них время появления звезды и послал их в Вифлеем. Прикидываясь благочестивым, хитрый Ирод сказал им: «Пойдите и там хорошенько все узнайте о Младенце, и когда найдете Его, придите и скажите мне, чтобы и я мог пойти поклониться Ему”. На самом же деле Ирод собирался воспользоваться их сообщением, чтобы предать Младенца смерти.

Волхвы, выслушав царя Ирода и ничего не подозревая, пошли в Вифлеем. И вот снова та звезда, которую они видели прежде на востоке, появилась на небе и, двигаясь по небу, шла перед ними, указывая им путь. В Вифлееме звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус.

Волхвы вошли в дом и увидели Младенца Иисуса с Матерью Его. Они поклонились Ему до земли и поднесли Ему дары (подарки) свои: золото, ладан и смирну (драгоценное благовонное масло). В подарках волхвов можно видеть следующее символическое значение. Золото они принесли Ему, как Царю (в виде дани или подати), ладан, как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), а смирну, как Человеку, который должен умереть (потому что в то время умерших помазывали маслами, смешанными с благовонной смирной).

Поклонившись всеми ожидаемому Царю, волхвы собирались, было на следующий день возвратиться в Иерусалим к Ироду. Но Ангел, явившись им во сне, открыл им коварные намерения Ирода и повелел вернуться в свою страну, взяв другой путь, не проходящий около Иерусалима. Предание сохранило имена волхвов, которые потом стали христианами. Это были Мельхиор, Гаспар и Валтасар.

В рассказе о Рождестве Христовом еще замечательно то, что первыми поклонились родившемуся Спасителю пастухи, истинные дети природы, которые могли открыть пред Ним только сокровищницу своего сердца, полного простоты, веры и смирения. Уже значительно позже пришли волхвы с Востока, насыщенные ученой мудростью, повергшие пред Богомладенцем вместе с благоговейною радостью золото, ладан и смирну. Они должны были совершить долгий путь прежде, чем достигли Иудеи и даже, находясь уже в Иерусалиме, не сразу могли обрести место рождения Царя Иудейского. Не говорит ли это о том, что и простота сердца, и глубокая добросовестная ученость одинаково ведут ко Христу. Но первый путь прямее, короче и вернее второго. Пастырями руководили непосредственно Ангелы, а волхвы «учахуся” от бессловесной звезды и через Ирода от книжников и старцев иудейских. Не без затруднений и опасностей достигли они желанной цели и не слышали небесной гармонии, прозвучавшей над землей — «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение” (мысль Митрополита Анастасия).

Античная Смирна – родина поэта Гомера

Измир – крупнейший город Турции, третий по количеству населения. Курорт является важным промышленным культурным центром в стране. Славится он своим большим портом и, конечно же, древнейшими археологическими памятками времен античности.

Интересно! Считается, что именно в древней Смирне родился известный поэт античной Греции Гомер. Его перу принадлежат легендарные древнейшие поэмы «Илиада» и «Одиссея».

История города

Первые поселения на территории Смирны зафиксированы около трех тысяч лет до нашей эры. Однако некоторые находки археологов свидетельствуют о жизни в этой местности в период между четырьмя и шестью с половиной тысячами лет. Об этом говорят найденные артефакты эпохи неолита и энеолита. Первыми поселенцами города были древнегреческие племена эолийцев, и несколько позже ионийцев.

В 133 году до нашей эры власть над Смирной берет Римская империя, и город начинает процветать. В этот период активно развивается торговля, растет экономика и увеличивается количество жителей. Однако через 45 лет подъема на Смирну обрушивается крупнейшая катастрофа – землетрясение, которое полностью ее разрушило. Благодаря императору Марку Аврелию город был полностью отстроен. Постройки тех времен частично сохранились и до сегодняшнего дня.

В первом тысячелетии Измир находился под властью Византии, однако вскоре был завоеван турками. После греко-турецкой войны 1919 года город полностью переходит к Турецкой республике. На смену христианства в Смирну приходит мусульманская вера.

Где находится Измир

Находится город в западной части Турции в области Измир. Он расположен на побережье Эгейского моря у Измирского залива. Город окружают невысокие холмы, а река Гедиз, крупнейшая в Турции, на его территории впадает в море.

Измир на карте

Климат

Тип климата в городе – средиземноморский. Лето в Измире жаркое и сухое, зима влажная и прохладная. Самые теплые месяцы в году – июль и август с максимальной температурой около 32 – 33 градусов выше ноля. В этот период вода в море считается самой теплой. Самый холодный месяц – январь (показатели градусника достигают всего 11 – 12 градусов).

Купальный сезон начинается уже в мае и длится до сентября. Однако в первый месяц осени вода начинает остывать. Ночи становятся холодными, но днем все еще по-прежнему жарко. Тем, кто не любит знойной жары и хочет посетить ближайшие к городу достопримечательности, советуют посещать курорт весной или осенью.

С ноября в Измире начинаются дожди и наступает похолодание. Тепло приходит в город в апреле.

Активный отдых и развлечения

Для тех, кому надоело рассматривать античные развалины, в городе имеется большой парк. Это огромная территория для разнообразного вида отдыха семьей, компанией и даже в одиночку. Здесь всегда многолюдно, а особенно в период с конца августа до конца сентября. В это время проводится традиционная ежегодная Международная Торговая Ярмарка.

Животные в зоопарке Измира

Для туристов с детьми будет интересным поход в Измирский зоопарк. Его площадь довольно большая – 425 тысяч квадратных метров. Это стоит учитывать, так как обойти всю территорию будет нелегко. В парке обитают около 1500 диких видов животных и 120 видов прирученных. Вместо клеток используются природные барьеры, что позволяет посмотреть жизнь животных в естественной среде.

Карта зоопарка

Время работы зоопарка в Измире с 9:00 утра до 5:00 вечера. Цена билета: около 1 доллара за взрослого, дети до 6 лет – бесплатно.

Ночная жизнь

Измир является крупным современным городом, поэтому и в ночное время здесь можно интересно провести время. По отзывам туристов и местных жителей наиболее популярные места отдыха в вечернее время следующие:

  • паб Doy Doy Pub;
  • пляжное кафе Dante Cafe & Bar;
  • пляжное кафе, ночной клуб Mambo Beach Club;
  • паб Sirena.

Пляжи

Так как в Измире расположен крупный морской порт, вода на курорте не очень чистая. Мало кто решается искупаться у берегов города. Поэтому туристы и местные жители предпочитают отдыхать на пляжах ближайших городков.

Пляжи Чешме

В 80 километрах от Смирны находится город Чешме, который славится чистыми пляжами и минеральными источниками. Здесь расположились самые дорогие и роскошные отели, а также очень хорошо развита инфраструктура. Возле Чешме находится чистый пляж с пологим входом и очень теплой водой – Ылыджа. На нем особенно хорошо будет проводить время с детьми.

Кушадасы

Немного дальше находится еще одно популярное курортное место – город Кушадасы. Здесь также имеется порт, но пляжи тут чистые с белым мягким песком.

Кухня и рестораны Измира

Как и во многих морских курортах в Измире кухня основана на рыбе и морепродуктах. В городе можно попробовать известные турецкие блюда – кебаб, кофту, шаурму, долму, мезу и прочие. Но не стоит беспокоиться тем, кто предпочитает и другую еду. Изобилие ресторанов с кухней всех стран мира никого не оставит голодным.

Долма

Вдоль набережной находятся самые дорогие рестораны и кафе. Для бюджетных туристов в Измире много уличной еды с вкусными закусками. В основном это всякого рода булочки: симиты, локмы, бойоз.

Симиты

Из ресторанов высокой кухни предпочтительно выделяются:

  • Deniz Restaurant;
  • Kordon Yengec Restaurant;
  • Bogazici Restaurant Uckuyular;
  • Aquarium Restaurant.

Из более бюджетных вариантов заведений постояльцы советуют следующие:

  • Gozlemecim;
  • Cagdas Bufe;
  • Doyuran Manisa Kebap Salonu;
  • Kardesler Bufe.

Смирна вместе с ладаном упоминается среди даров волхвов и встречается не единожды на страницах Священного Писания, однако, в отличие от ладана, она имеет несколько иное символическое значение.

Прежде чем говорить о символике смирны, расскажем об этом благовонном ингредиенте. Еще в эпоху античности смирна имела и другое, более распространенное имя – мирра (не путать с миром – многосоставным церковным благовонием). И, собственно, под этим именем более известна в источниках вплоть до нашего времени, а потому мы будем оперировать именно этим названием.

Слово «мирра» восходит к общему семитскому корню mrr, что означает «горький». В арамейском и арабском языках это слово звучит как murr, в иврите – mor.
Оно приникло в древнегреческий язык в двух диалектических формах: μύρρα и σμύρνα («мирра» и «смирна» в византийском произношении) и в латынь: myrrha.

Интересно также отметить, что в древнегреческом языке родственное слово μῠρον (мюрон) стало общим термином для обозначения духόв и вообще благовоний.

Коммифора мирровая

Мирра, как и ладан, – смола. В некотором смысле мирра является «родственницей» ладану, так как ее добывают тоже из деревьев семейства бурзеровых, но, в отличие от ладана, не из рода босвеллия, а из рода коммифора. Собственно, это растение так и называется: коммифора мирровая (лат. Commiphora myrrha).

На коре дерева делаются надрезы, из которых начинает медленно течь сок, застывая в виде «слез». Капли сока мирры изначально бледно-желтого цвета, по мере застывания становятся красно-коричневыми. Собирают смолу через две недели после надреза. Процесс сбора осуществляется дважды в год – весной и осенью.

Как видим, область произрастания коммифоры мирровой и способ добычи ее благовонной смолы во многом совпадают с территорией произрастания и методом обработки ладанного дерева (тем более что это растения-родственники, как мы уже говорили), но коренное отличие мирры в особой горечи и меланхоличности ее аромата, которые в древних культурах издревле ассоциировались с грустью.

Так, один из древнегреческих мифов рассказывает о дочери кипрского царя – Мирре-Смирне. Она за свои грехи была обращена богами в благовонное древо, смола которого на самом деле слезы Мирры.

И действительно, древесный, теплый запах мирровой смолы, в отличие от ладана, более горький (напомним происхождение самого слова: мирра = горький), да и на вкус мирра горьковата.

Издревле мирру использовали в качестве курительных составов для каждения в религиозных ритуалах и в древней медицине как антисептическое средство. Но особое значение она приобрела в погребальных ритуалах как одно из веществ, по древним представлениям, препятствующее разложению.

В большом количестве мирру использовали при бальзамировании тел умерших в древнем Египте. Об этом, в частности, свидетельствует Геродот, который подробно описывает процесс бальзамирования и упоминает, что бальзамировщики наполняют тело умершего «чистой растертой миррой, касией и прочими благовониями (кроме ладана)» . Данные детали говорят о принятом в Египте особом погребальном характере мирры в отличие от ладана.

В Библии мирра упоминается в Книге Исход среди других веществ, из которых Господь велел Моисею составить священное миро для помазания (об этом составе мы расскажем отдельно в одном из следующих очерков).

Поклонение волхвов. Мозаика. Византия. XI век.Греция. Афины, монастырь Дафни

Также мирра (смирна) была одним из даров волхвов Младенцу Христу (Мф. 2:11), и если золото, согласно ряду толкований, означало дар царю, ладан – первосвященнику, то смирна предназначалась тому, кто готовится к погребению. Очевидно, что древняя Иудея приняла от Египта понимание мирры как погребального благовония.

Далее в Писании мирра (смирна) упоминается именно в связи с крестной смертью и погребением Спасителя.

Согласно Евангелию от Марка, перед распятием Господу было предложено одурманивающее вино с миррой, которое, как считают некоторые толкователи, должно было хоть немного притупить страдания казнимого: «И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял» (Мр. 15:22–23).

И наконец, смирна использовалась для погребальных пелен Господа: «После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный, из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи» (Ин. 19:38–40).

Положение во гроб. Плащаница. 1599 г. Греция. Афины. Музей Бенаки

В христианское время мирра стала использоваться в качестве одного из многочисленных ингредиентов для составления богослужебных благовоний (некоторые виды фимиама, миро и т. д.).

Одновременно с церковным употреблением мирра оставалась и мирским благовонием, впрочем, не таким распространенным. В современной парфюмерии мирра широко используется сравнительно недавно. Одним из первых парфюмов с доминирующей нотой мирры был La Myrrhe от Serge Lutens 1995 года.

Также можно отметить Myrrhe Ardente («пылающая мирра») от Annick Goutal, выпущенный в 2007 году, и Myrrhe Impériale Giorgio Armani 2013 года. Эти торжественные, серьезные произведения подойдут далеко не каждому, но позволят хотя бы ощутить строгий и непростой аромат.

Дмитрий Марченко

Примечание:

1. Цитируется по: Геродот. История. Перевод и примечания Г. А. Стратановского. Под общей редакцией С. Л. Утченко. М., 1972.

Смотрите также: Библейские ароматы. Ладан

Совместимость с другими эфирными маслами

Многим не нравится аромат масла мирры за его характерный дымный привкус. Чтобы эфир не был столь неприятен, его можно сочетать с другими аромамаслами.

В качестве комплементарных запахов подойдут масла:

  • еловое;
  • можжевеловое;
  • грейпфрутовое;
  • мускатного ореха;
  • ладана;
  • кипариса;
  • герани;
  • абсолюта;
  • нероли;
  • розового дерева.

Также допустимы сочетания с эфирами:

  • ветивера;
  • гвоздики;
  • розы;
  • лаванды;
  • сандала;
  • сосны.

Из истории древнеиудейской парфюмерии

Благоухающие кустарники покрывали гористую местность Гилеад. Больше всего здесь было амириса, из которого добывалась ароматическая смола, иначе именуемая «гилеадским бальзамом». Гилеад благоуханный упомянут в поэзии. Рецепт миро для священного помазания, куда входят смирна самоточная, корица и тростник благовонные, кассия, масло оливковое, дан в Исходе Библии. Такие благовония применялись лишь для святых помазаний иудейских атрибутов, включая Ковчег Откровения, Жертвенник всесожжения и т. д. Использование благовонных масел и курений было запрещено для всех, кроме Аарона с сыновьями. Согласно закону Моисея строго наказывались те, кто применял их для личных нужд и самостоятельно изготавливал. Состав священных масел не был тайной, а вот каким образом их приготавливали, так никто и не разгадал. Кроме того, некоторые компоненты, названия которых пришли из древности, оказались неведомыми.

Где поселиться

В Измире не возникнет проблем с жильем, которое здесь представлено на любой вкус и в разных ценовых категориях. Цены варьируются от 70 – 100 лир в хостеле до 400 – 700 лир в пятизвездочном отеле.

Одними из лучших, по отзывам путешественников, считаются следующие отели:

Для бюджетного отдыха подойдут следующие варианты:

  • Piano Hotel;
  • In House Hostel;
  • Lotus Garden Hostel.

    Lotus Garden Hostel

При самостоятельном поиске жилья следует учитывать, что большинство улиц в Измире обозначаются только номерами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *