Смиренная

Вокруг термина «смирение» много неопределенности. Часто его связывают с молчаливостью, покорностью и с мыслями о собственной ограниченности. Что же говорит Библия о смирении?

Ниже описаны четыре пункта, которые должны знать христиане о смирении.

Смирение подразумевает подчинение, не пресмыкание.

Смирение и подчинение идут рука об руку. Слово Божье говорит, что мы должны подчиняться друг другу в смирении. «Также и младшие, повинуйтесь пастырям, все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смирённым даёт благодать.» 1 Петра 5:5-6.

Подчиняясь и «облекаясь в смиренномудрие» мы можем содействовать к миру и единству с другими. Мы не должны быть такими гордыми и надменными, что мы не в состоянии принимать обличения или увещевания. Мы не должны считать, что наше собственное мнение и наша точка зрения всегда лучше, чем мнение и точка зрения других. Такие мысли не приведут нас к развитию или к единству во Христе.

Находиться в подчинении и в смирении совсем не значит, что мы должны склониться перед другими. Павел очень ясно говорит о том, что мы должны служить Богу и Ему одному. «Вы куплены дорогою ценою, не делайтесь рабами человеков!» 1 Кор. 7:23. Он также пишет: «У людей ли я ныне ищу благоволения – или у Бога? Людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.» Гал. 1:10.

Подчиняясь, то есть принимая обличения и увещевания, оставаясь смирёнными в своих собствен��ых глазах, мы – христиане, должны угождать своими жизнями Богу. Мы должны бояться Его и исполнять Его Слово. Наше внимание должно быть направленно на то, чтобы смириться перед волей Божьей и жить для того, чтобы исполнять Его заповеди, а не пытаться соответствовать и отвечать требованиям других людей и их ожиданиям.

Смирение не означает молчание и пассивность.

«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде … но сокровенный сердца человек в нетленной красоте – кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом.» 1 Петра 3:3-4. Бог желает, чтобы в христианах был кроткий и молчаливый дух. Это является самым важным – смирение и кроткость внутреннего человека Тогда мы способны внимать голосу Божьему в своих ежедневных обстоятельствах.

Кроткий и молчаливый дух – не означает, что мы должны быть пассивными. Бог требует от нас действий и усердия. Иисус учит нас брать Царствие Небесное силой. (Матф. 11:12) Все, кто желает прийти к более глубокой жизни с Иисусом, понимают, что им необходимо быть ревностными, и в то же самое время смирёнными в своём внутреннем человеке. Грех не должен управлять в сердце христианина! Если мы смиренны и у нас только одно желание – исполнять волю Божью, тогда мы делаем всё, что только можем, чтобы сохранить своё сердце и мысли чистыми. Павел пишет: «В усердии не ослабевайте, духом пламенейте, Господу служите» Римл. 12:11.

Так же, как то, что мы должны находиться в молчаливом и смирённом духе перед Господом, есть ситуации, в которых Бог желает, чтобы мы были дерзновенными и не боялись выразить своё мнение. Здесь мы должны отказаться от собственной чести, репутации и своих природных ожиданий, и беспрекословно в почтении подчиниться Господу. Мы не должны сомневаться в своих полномочиях или в возможностях сказать или сделать то, что Бог хочет сделать через нас. Мы должны позволить Богу использовать нас так, как Ему будет угодно, во всех обстоятельствах жизни.

Смирение – это использовать свои таланты и способности

«По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать, но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.» Римл. 12:3. Думать о себе скромно – это значит думать трезво о самом себе. Это означает не хвастаться своим умением и своими способностями. Мы понимаем, что способности наши от Бога. (2 Кор. 3:5)

Однако это совсем не означает то, что мы не должны обращать внимание на дары и на небесное призвание, которое дал нам Бог. Он желает совершить в наших жизнях Своё великое дело – преобразовать нас! Он одарил нас различными талантами и дарами, и искупил нас драгоценной кровью Своего Сына – Иисуса Христа. (1 Петра 1:18-20)

Бог желает использовать нас к Своей чести и в Своих целях. Каждый из нас должен понимать это. Смирение – означает использовать свои таланты и способности под Божьим руководством, воздавая Ему честь за то, что мы достигли в своей жизни.

«Служите друг другу, каждый тем даром, который получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как Слова Божии, служит ли кто, служи по силе, какую даёт Бог, дабы во всём прославлялся Бог через Иисуса Христа – Которому слава и держава во веки веков. Аминь.» 1 Петра 4:10-11.

Смирение – ключ к успеху

«Бог гордым противится, а смирённым даёт благодать. Итак покоритесь Богу, противостаньте дьяволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам. … Смиритесь пред Господом, и вознесёт вас.» Иакова 4:6-8.10. Бог работает по Своим законам. Если мы смиряем себя под Его сильную руку, и отдаём Ему всю честь и славу, то Он пошлёт необходимую нам благодать, для того, чтобы воистину жить христианской жизнью, и возвысит нас в Своё время.

Быть смирённым – значит иметь те же самые помышления, которые были у Иисуса Христа. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек. . «Смирил Себя, быв послушным даже до смерти,– и смерти крестной.» Флп. 2:7-8.

Иисус является ярким примером смирения. Он не дорожил Своей репутацией или честью, но добровольно жертвовал ими ради того, чтобы исполнить волю Божью и прославить имя Его посредством Своей жизни.

Если в нас те же самые смиренные помышления, и мы жертвуем своей репутацией и честью, ради того, чтобы исполнить волю и Слово Божье, нас ждёт чрезвычайный успех в нашей христианской жизни! Бог внимательно наблюдает за нашими сердцами и готов укрепить тех, кто желает жить для Его славы. «Так говорит Господь: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих, где же вы построите дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо всё это соделала рука Моя, и всё сие было, говорит Господь. А вот на кого я призрю: на смирённого и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим.» Исайя 66: 1-2.

Бог желает, чтобы мы были среди тех, в ком смирённые мысли, и кто желает исполнять Его волю, кто трепещет перед Его Словом. Мы не должны стать богатыми в самих себе и довольными. Гордость мешает Богу совершать Его работу в нашей жизни. Нет, мы должны иметь смирённое и сокрушенное сердце. Тогда Бог презрит на нас и пошлёт Свою благодать, которая необходима нам, чтобы прийти к успеху и развитию в нашей христианской жизни.

Смирение — как научиться принимать. Как научиться смирению.

Смирение — это в первую очередь жить с миром в душе! В ладу с собой, в гармонии с окружающим миром и богом. Смирение — это внутреннее принятие ситуаций, которые происходят с нами. Любых ситуаций, каких бы сфер жизни это не касалось.


Например аюрведа — ведическая медицина, считает, что заболевший человек не имеет шансов исцелиться, если он не принял свою болезнь. Вылечить можно практически любую болезнь, но только тогда, когда человек её внутренне принял, смирился, понял для чего пришла в его жизнь болезнь, проработал те задачи, которые перед ним ставит болезнь. Так же и все жизненные сложные ситуации — пока не примешь, не изменишь.

Как понять — принимаю я ситуацию или нет. В случае если принимаю — внутри меня спокойствие, меня ничего не цепляет, не напрягает по ситуации. Я о ней думаю и говорю спокойно. Внутри полный штиль и расслабление. Лишь в том случае, если не принимаю — то внутри напряжение, внутренний диалог, претензии, обиды, раздражение и т. д. боль. Чем больше боли — тем больше неприятия. Как только принимаем — боль уходит.

Многие под словом принятие или смирение понимают слабость, униженность. Мол смирился, значит сижу сложа руки и будь, что будет, пусть все об меня вытирают ноги. На самом деле истинное смирение человеку достоинство дарит. Смирение и принятие они внутри — это внутренние качества, а на внешнем уровне я предпринимаю какие то действия.

Рассмотрим несколько примеров:

1. часто с трудностями мы сталкиваемся в личных отношениях. В нашей голове другая картинка отношений с любимым, чем та, которую мы получаем в реальности. В нашей голове и образ, и поведение любимого человека другое, чем то, которое мы получаем по факту. Именно несоответствие желаемого и действительного нам страдания и боль доставляет. Часто корень наших бед мы видим не в себе, а в другом. Вот он изменится и я перестану страдать. Запомните, причина бед не в другом человеке или его поведении, причина в нас и в нашем отношении к близкому человеку.

В первую очередь мы должны принять реальность такой, какая она есть. Наша реальность нашими подсознательными программами и богом создаётся. Мы на самом деле получаем не то, чего хотим, а то, что заслуживаем. Так работает закон кармы — что посеешь, то и пожнёшь. Нынешняя реальность посеяна нами, какими то нашими действиями в прошлом — в этой или прошлой жизни. Протестовать и страдать, глупо и не конструктивно! Гораздо конструктивней внутренне принять реальность такой, какая она есть. Принять любимого человека таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами, со всем его отношением к нам. Принять ответственность за всё что происходит в нашей жизни — за события, за людей, за их отношение к нам — на себя! Только я несу ответственность за то, что происходит в моей жизни.

Это мы»Притянули сами всё себе «. Это мои какие то действия и энергии заставляют второго так действовать по отношению ко мне, как мне может не совсем приятно. Через близких к нам приходит наша собственная карма. И дальше, засучив рукава нужно начать внутреннюю работу. Всё что с нами здесь происходит — это уроки. Наши близкие — это наши самые главные учителя. Каждая трудная ситуация послана нам не для борьбы с ней, а для нашего обучения. Благодаря этой ситуации мы можем глубже понять жизнь, что то в себе изменить в лучшую сторону, развить безусловную любовь, подняться на новый уровень развития, получить некий необходимый нашей душе жизненный опыт, отдать свой кармический долг.

Только приняв ситуацию, наконец можно начать думать о том — а чему собственно обучают. Для чего нам послана эта ситуация? Каким своим поведением и мыслями мы привлекли эту ситуацию в жизнь! Может мы не справляемся со своей ролью мужчины или женщины, развиваем в себе чуждые своей природе качества? Значит мы должны идти и получать знания, как правильно выполнять свою роль. Как в этом мире должен действовать мужчина и как должна действовать женщина, что бы это было в гармонии с законами вселенной. Я всегда говорю о том, что для того, что бы быть мужчиной или женщиной не достаточно родиться в мужском или женском теле. Мужчиной или женщиной надо стать — это большая жизненная задача. И с реализации этой задачи начинается наше предназначение в мире.

Но это не единственная причина проблем в отношениях, хотя она конечно самая глобальная и именно от неё рождаются все остальные проблемки в отношениях полов. Опять таки каждый случай индивидуален конечно очень. Может эта ситуация учит нас самоуважению и мы должны сказать нет отношениям или может нам надо научиться постоять за себя, не давать другому человеку себя оскорблять, унижать и не дай бог бить. Т. е. внутренне приняв ситуацию я уже себя защищаю не на эмоциях обиды и раздражения, а на эмоции любви к себе и к другому, на эмоции принятия. Т. е. внутренне у нас полное спокойствие — а внешне мы возможно говорим довольно жёсткие слова, принимаем какие то меры, не позволяем себя оскорблять, жёстко ставим второго человека на место. Т. е. мы действуем на внешнем уровне не вовлекаясь в эмоцию, не с позиции эго и обиды — мы действуем с позиции души.

Когда же мы боремся с ситуацией без принятия, у нас всё идёт на эмоциях и от эго. Надо почувствовать себя душой и научиться действовать в этом мире, как душа, а не как сгусток эгоизма. Ещё один очень важный момент — да, на внешнем плане мы принимаем какие то действия по изменению ситуации, но мы всё время внутри должны быть готовы принять любое развитие событий. Повторяйте, как можно чаще, что это в вас зазвучало, как мантра — я внутренне готов или готова принять любое развитие событий! Всё случится так, как хочет бог — человек предполагает, бог располагает. Мы должны освободится от своих зацепок за результат — мол, хочу только так и не иначе. Здесь на земле во всём и всегда последнее слово за богом — и мы должны это принять!

Другой момент — часто проблемы в личных отношениях даются для проработок качеств характера — возможно поведение партнёра нам указывает на то, что мы обидчивы, ревнивы, критичны, грубы, напористы, деспотичны, пытаемся второго подчинить своей воле, не учитывая его желаний, пытаемся его переделывать под себя и т. д. значит мы должны освобождаться от этих качеств. Например, если вы критичны — значит вы должны перестать концентрироваться на недостатках человека и научиться в человеке видеть достоинства, говорить ему добрые слова, хвалить, делать комплименты. В каждом человеке есть качества за которые его похвалить — научитесь их видеть!

В случае если ревнивы — вы должны научиться доверять человеку и вашим отношениям. Давать партнёру свободное пространство — он не является вашей собственностью. И также в этом случае, вы должны развивать уверенность в себе и своей привлекательности. Следите за собой, правильно выполняйте свою мужскую или женскую роль. А самое главное — дарите любовь партнёру. Ревность говорит о том, что ваш партнёр вам дорог и вы не хотите его потерять, но ревность, как способ выражения любви очень деструктивна, поскольку рано или поздно она разрушит отношения. Имейте ввиду, если вы ревнуете, вы энергетически уже приглашаете третьего в свои отношения и его появление — это дело времени.

Итак со всеми остальными эмоциями: всё, что от вас требуется — это заменить негативное на позитивный антипод и тренировать своё сознание на новое отношение к партнёру и ситуации.

Отношения — это всегда уважение, свобода, любовь и отдача. Это служение друг другу! В отношениях мы меньше должны думать о том, что должен делать наш партнёр по отношению к нам и больше думать о том, что должны делать мы, по отношению к нему. Поскольку часто имея список требований ко второй половине, мы мягко говоря сами этому списку далеко не соответствуем! Всегда помните про свою зону ответственности в отношениях и поменьше думайте о зоне ответственности вашего партнёра.

Всё начинается с вас — от вас пойдёт правильная энергия и ваш партнёр начнёт вам давать также гармоничную энергию. Стара, как мир поговорка — изменись сам и мир вокруг тебя тоже изменится. Человек не смиренный вместо того, что бы меняться самому, хочет изменить мир. В этом и беда, в этом и весь корень страданий. А ларчик так просто открывается!

2. или ещё пример. Рассмотрим болезнь. Например у нас подтверждается диагноз рак или любой другой неприятный диагноз. И тогда у людей начинаются вопросы — почему это со мной, за что мне. Включается страх смерти. Идёт полное неприятие болезни и бег по врачам — кто спасёт и кто поможет! Это путь в никуда!

Первое, что нужно — это принять болезнь. Болезнь не глупа, она всегда приходит адресно, потому что болезнь на самом деле — это сигнал нашего подсознательного разума о том, что что-то мы делаем не так. Это сигнал о том, что наше поведение и наши реакции на события вредны для нас. Болезнь — это обращение вселенной к нам. Бог через болезнь нам говорит — ты нарушаешь законы вселенной, остановись! Только в том случае, если говорить конкретно о раке, то это болезнь обиды. Человек на кого то сильно обижен и долгое время носит эту обиду в себе. Возможно годами. На подсознательном уровне, обижаясь, мы посылаем уничтожение тому человеку на которого обиделись. И вот эта программа уничтожения, как бумеранг возвращается к нам.

Обида человека разъедает и поэтому рак — раковые клетки, разъедают организм. Надо проработать прошлое, простить и отпустить обиды. Принять и прошлые ситуации, и болезнь, которая сейчас. И только проделав эту внутреннюю работу, мы можем рассчитывать, что наши внешние действия в связи с болезней — госпитализация, лекарства, операция и химиотерапия принесут свои позитивные плоды. Лишь в том случае, если же мы с болезнью боремся, не принимаем, используем только внешние методы, бегаем по разного рода специалистам, не проделывая работы внутри — результат будет плачевным. Поскольку борьба усугубляет с ситуацией только её. Здесь я, как пример привела рак, но также мы должны поступать и с любой другой болезнью!

Правда не впадайте в крайности — не надо в лёгкой простуде искать глубоких причин. Простуда может говорить лишь о том, что вчера вы слишком легко оделись и долго стояли на сквозняке! Или о том, что последнее время слишком много работали, поэтому организм решил вас уложить отдохнуть. Отлежитесь, побалуйте себя и вперёд!

А вот серьёзные болезни уже проработок требуют. Вообще путь ко многим серьёзным болезням начинается с обид — если человек их внутренне не принимает, то даются предательства, если и это человек не проходит, то дальше идут болезни и удары судьбы. И чем больше эгоизма, тем сильнее удары. Ещё мы болеем, когда идём не по своему предназначению, не выполняем свои задачи. Когда питаемся неправильно. Западная медицина говорит, что все болезни от нервов, а восточная медицина говорит, что все болезни от неправильного питания. Поэтому, что бы не болеть ничем другим, кроме простуды — научитесь принимать, перестаньте обижаться, начните жить в гармонии с собой и богом, выполняйте свой долг, идите своим предназначением и ведите здоровый образ жизни, правильно питайтесь! На внутреннем уровне научитесь открываться и жить в полном доверии высшему источнику! В полом доверии и любви! Поймите, что вы творение божие и бог знает, что и для чего он в вашей жизни делает!

А если вы всё же заболели, то подходите к лечению и выздоровлению комплексно. Работайте на внутреннем плане и используйте то, что предлагает медицина. Работайте например с психологом и работайте с врачом! Я не раз встречала людей идущих духовным путём и считающих, что заболевание можно излечить только внутренней работой над собой — мол, медицинские манипуляции, лекарства не требуются. Будьте разумны! Нам ещё очень далеко до того уровня, что бы только внутренняя работа над собой дала результаты.

Не впадайте и в другую крайность: когда человек считает, что вылечиться он сможет только используя внешние методы — медицину, лекарства и т. д. для исцеления нам всё же требуется комплексный подход, поскольку, когда мы в воплощённом состоянии, то существует триединство — дух, душа и тело. И неполадки на одном из этих планов говорит о неполадках на других! Болезнь ведь вначале зарождается на тонком плане — от нашего неправильного мировозрения, мыслей, действий, поступков. И только потом переходит на физический план. Поэтому лечить надо и внутреннее, и внешнее — только тогда будет стойкий результат. Ведь часто бывает так — вроде человека вылечили, а через время он опять заболел. А всё потому что не произошло изменений внутри!

3. ну и просто бытовой пример. Например, у нас украли кошелёк с документами, кредитными карточками, деньгами — мы это внутри принимаем и не расстраиваемся, но внешне предпринимаем действия: идём пишем заявление, делаем всё что бы разыскать свои документы, кошелёк, наказать преступника. Только нами при этом движет не обида, злость и раздражение. Мы не желаем другому, что бы руки у него отсохли и больше не выросли, не шлём ему на голову проклятия и т. д. нет, мы внутри спокойны — мы понимаем, раз бог нам это послал, значит для чего то это надо. Мы просто спокойно делаем то, что от нас требуется, без истерик и проклятий в адрес вора. Опять таки, а может кошелёк у нас не украли — мы может сами его обронили?

Или допустим у нас нет работы — мы внутри это принимаем, никого в этом не обвиняем: мол страна не та попалась и ситуация в ней. Не списываем всё на обстоятельства и не удаляемся пить горькую. Да, на сегодня это так — у нас нет работы, а значит появилось больше времени, что бы разобраться, чем же мы на самом деле хотим заниматься в профессиональном плане. Была ли та работа, которую мы делали раньше, работой нашей мечты? Или мы может работали на неё лишь для того, что бы оплачивать счета? Может бог нас намеренно лишил этой работы, что бы мы наконец пошли начали делать работу своей мечты, начали реализовывать, заложенные в нас таланты!

Или например, если я — женщина, может мне пора больше времени уделять дому и переложить материальное обеспечение семьи на плечи мужа, как это вообщем и должно быть! Может пришло время наконец почувствовать себя женщиной — хранительницей домашнего очага и начать организовывать вокруг себя и в доме пространство любви и красоты! Мы спокойны. И мы спокойно положение вещей анализируем. Во внешнем мире не лежим на диване, а как минимум просматриваем какие то объявления, рассылаем CV. При этом не ругаем свою судьбу, бога — мол не доглядел, правительство и т. д. наоборот — мы благодарны судьбе за то, что всё так, ведь может за поворотом нас ждёт что то лучшее, чем прошлая работа (по крайней мере у нас появилось время для отдыха от вечной гонки) и может кошельком, который у нас украли, мы откупились от больших (ударение над о) проблем, чем просто потеря денег. Кто знает? Это известно только богу. Только у него полная картина мира. Итак во всём — полное доверие богу, знание и понимание, что бог знает, что и для чего он делает в моей жизни! Принятие!

Самое удивительное, что внутреннее принятие и спокойствие решает очень быстро многие проблемы — человек выздоравливает, кошелёк, при чём зачастую со всеми деньгами и документами находится, отношения с любимыми восстанавливаются. Так или иначе, потому или другому сценарию, решаются любые проблемы. Я такое не раз наблюдала. И в своей жизни и в жизни других людей, которые развили в себе и практикуют принятие ситуаций. Потому что принятие открывает огромный поток энергии — мы оказываемся прямо в этом потоке и притягиваем к себе, как магнитом наилучшие решения. Всё очень просто — мы просто правильно проходим ситуации и нам воздаётся сторицей. Принятие это любовь. А то, что мы любим всегда становится нашим союзником! Принимать ситуации — это значит реагировать на ситуации любовью. А любовь — это самая мощная энергия в мире. Собственно ради этого и приходим — накопить в сердце любовь и на все ситуации реагировать любовью!

Из чего рождается смирение? Из того, что мы знаем, что есть законы, которые управляют судьбой и мы готовы изучать и следовать этим законам. В нас есть чёткое понимание, что я не есть это тело, что я есть душа. Мы все — души. Когда воплощаемся здесь на земле, к сожалению большинство из нас это забывает и начинает считать себя бренным телом и жить по принципу — живём один раз и поэтому всё надо успеть! Но на самом деле за каждым из нас сотни и тысячи воплощений.

Как мне обрести смирение?

Тот, кто обладает смирением, подражает Самому Христу. Такой человек никогда не выходит из себя, никого не осуждает и не превозносится. Никогда не жаждет власти, избегает людской славы. Не ругается ни по какому поводу.

Не дерзит, когда разговаривает, и всегда выслушивает чужие советы. Избегает красивой одежды, внешний вид его прост и скромен.

Человек, безропотно выносящий все унижения и уничижения, получает большую пользу от этого. Поэтому не печалься, а, напротив, радуйся тому, что страдаешь. Тем самым ты обретаешь драгоценное смирение, которое спасает тебя.

«Смирился я, и спас Он меня” (Пс. 114:5). Следует всегда держать в памяти эти слова.

Не стоит огорчаться, когда тебя осуждают. Печаль по такому поводу означает, что ты имеешь тщеславие. Тот, кто желает спастись, должен полюбить людское презрение, ведь презрение несет смирение. А смирение освобождает человека от многих искушений.

Никогда не ревнуй, не завидуй, не стремись к славе, не ищи высоких должностей. Старайся всегда жить незаметно. Лучше пусть мир не знает тебя, ведь мир вводит в соблазн. Своими тщеславными речами и пустыми подстрекательствами он обманывает нас и наносит нам духовный вред.

Целью твоей должно быть обретение смирения. Быть ниже всех. Считать, что не делаешь ничего, достойного своего спасения. Надо молить Бога спасти тебя по своему благоутробию.

Смирение, послушание и пост рождают страх Божий, а страх Божий является началом истинной мудрости.

Все, что делаешь, делай со смирением, чтобы не пострадать от своих же благих дел. Не думай, что большое вознаграждение получает только тот, кто много трудится. Тот, кто обладает благим произволением и вместе с ним смирением, даже не имея возможности сделать многое и не будучи искусным в чем-либо, спасется.

Смирение достигается самопорицанием, то есть убежденностью в том, что по существу ты не совершаешь ничего хорошего. Горе тому, кто считает свои прегрешения незначительными. Он обязательно впадет в более тяжкий грех.

Человек, со смирением переносящий все направленное на него осуждение, приближается к совершенству. Им восхищаются даже Ангелы, ведь нет более труднодостижимой и более великой добродетелью, чем смирение.

Нищета, скорбь и презрение – это венцы для монаха. Когда монах безропотно терпит грубости, клевету и презрение, он с легкостью освобождается от дурных помыслов.

Достойно похвалы и осознание своей немощности перед Богом. Это есть знание самого себя. «Плачу и сокрушаюсь, – говорит святой Симеон Новый Богослов, – когда свет озаряет меня, и я вижу свою нищету и познаю, где нахожусь”. Когда человек познает свою духовную бедность и осознает, на каком в действительности уровне он находится, тогда в душе его просияет свет Христов, и он начнет плакать (рассказывая об этом, старец растрогался и сам заплакал).

Если другой человек назовет тебя эгоистом, пусть тебя это не печалит и не огорчает. Подумай лишь про себя: «Быть может, я таков и сам этого не понимаю”. Так или иначе, мы не должны зависеть от чужого мнения. Пусть каждый смотрит в свою совесть и руководствуется словами опытных и знающих друзей, а прежде всего, попросит прощения у своего духовника. И на основе всего этого строит свой духовный путь.

Ты пишешь, что тебе не удается бороться. Знаешь, почему так происходит? Потому что не обладаешь достаточным смирением. Ты полагаешь, что можешь достигнуть этого лишь своими силами. Но когда ты смиришься и скажешь: «Силою Христа, помощью Богородицы и молитвой старца я достигну желаемого”, будь уверен, что тебе все удастся.

Я, конечно, не имею такой молитвенной силы, но когда ты, смирившись, скажешь: «С молитвой старца я все смогу”, тогда, по твоему смирению, начнет действовать благодать Божья, и все получится.

Бог смотрит на «смиренных и сокрушенных” (Ис. 66:2). Но чтобы пришла кротость, спокойствие и смирение, необходим труд. Труд этот вознаграждается. Чтобы обрести смирение, как мне кажется, не нужны многочисленные поклоны и послушания, но прежде всего, помыслы твои должны спуститься вниз, к самой земле. Тогда у тебя не будет страха упасть, ведь ты уже внизу. А если ты и упадешь, находясь внизу, то не пострадаешь.

По моему мнению, хотя я, конечно, мало читаю и не делаю ничего выдающегося, смирение – это кратчайший путь к спасению человека. Авва Исаия говорит: «Научи язык свой просить прощения, и смирение придет к тебе”. Приучи себя говорить «Прости меня”, даже если поначалу это будет неосознанно, и постепенно ты привыкнешь не только произносить эти слова, но и чувствовать это в своем сердце.

Святые учат, что насколько велико будет твое благорасположение, когда ты просишь прощения – иными словами, смирение, – настолько же Бог и просветит другого, чтобы было достигнуто желанное перемирие между вами. Когда ты сокрушаешься и говоришь: «Я виноват, но не осознаю этого”, вскоре ты сможешь сказать: «Да, я действительно виновен”. И когда ты убеждаешь себя, что по-настоящему виноват, другой человек также поменяет свое к тебе отношение.

Настойчиво проси Бога наделить тебя даром самопорицания и смирения.

Молясь, проси Бога дать тебе умение видеть лишь свои прегрешения и не замечать грехи других. «Даруй мне видеть мои прегрешения и не осуждать брата моего”, – говорит святой Ефрем Сирин.

Смиренный человек считает себя низшим среди всех. И поэтому всех любит, всех прощает и, самое главное, никого не осуждает.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания «Пемптусия”

Как смириться с ситуацией которую невозможно изменить

То, что вы оценивали как чёрное, в итоге оказалось белым, и – вы это видите на примере собственной жизни – именно так чаще всего и происходит.
Поэтому очень важно убрать оценку ситуации с позиции своего понимания о правильности, и оставить только констатацию ситуации. Да, вижу, произошла такая ситуация. Что я чувствую? Мне в ней дискомфортно, сложно, приходится напрягаться, ещё что-то.
Дальше – что я могу сделать, чтобы было иначе? Делаю.
Ситуация не вполне разрешилась, но я верю в то, что в итоге она решится наилучшим образом, поэтому просто доверяюсь миру и переключаюсь на решение других задач. Я не трачу энергию на обиды на жизнь, сетование на несправедливость и т.д., я направляю её на созидание, и тогда становлюсь настоящей хозяйкой своей жизни, а не вечной жертвой обстоятельств.
Всё просто есть, и на сегодня оно вот так, и я принимаю эту ситуацию, потому что верю, что она пришла, потому что для чего-то мне нужна. И я концентрируюсь на том, чтобы понять, для чего, а не на том, чтобы быть недовольной.

Смирение в психологии. Что такое терпение и смирение.

Наша жизнь состоит не только из радостных переживаний, но и из проблем, которые нам нужно научиться преодолевать. Чтобы сделать это, нам требуется терпение. Это означает спокойно принимать превратности судьбы и даже в самых сложных ситуациях сохранять ясность ума. Для этого человеку необходимо смирение. Это — одна из основных добродетелей в христианстве.

Смирение – полная противоположность гордыне. Смиренный человек полагается на милость Господа, он с радостью и благодарностью принимает то, чем Господь его одарил, и никогда не ставит себя выше других. Смиряться – это жить в мире с собой.

Терпение тесно связано со смирением. Если человек пребывает в мире с собой и одновременно сохраняет спокойствие в трудных ситуациях, ему легко их преодолевать. Пример истинного терпения и смирения – Иисус Христос. Ради высшей цели он претерпел невыносимые муки и при этом не гневался, никому не желал зла, не роптал на судьбу.

Что такое принятие ситуации

Принятие – это новый уровень понимания .

Это понимание, что все, что с вами случилось, зачем-то вам нужно.

Понимание, что проблема всегда идет изнутри вас наружу, и проявляется изнутри внешними обстоятельствами. Вы получаете то, что транслируете в Мир.

Внешний Мир сигнализирует вам, через ситуацию, на что обратить внимание в СЕБЕ .

Понимание, что принять ситуацию, это не означает согласиться с несправедливостью происходящего относительно вас, не означает подчиниться обстоятельствам.

Принять – это:

  • Согласиться, что ситуация уже создана и что дальше нужно двигаться исходя из наличия данного факта.
  • Согласиться, что изменить события невозможно, но можно по-другому понять их.
  • Отыскать причину почему эта ситуация возникла в вашей жизни, и понять как поступать, чтобы подобного с вами не происходило.

Что такое смирение в том смысле, в котором очень часто ошибочно воспринимается?

Я думаю, не ошибусь, если предположу, что в общепринятом понимании смирение — это слабость, неуверенность в себе, ничтожность, унижение нас другими людьми, депрессия, боязнь, страх перед другими (как от него избавиться?), перед поступками, действиями, отсутствие уважения к себе.

То есть смиренный человек представляется таким хлюпиком, слабаком, который не может и боится постоять за себя.

В противовес смирению ставятся такие «необходимые» и «полезные» качества, как гордость, стремление к богатству, славе, к возвышению над другими людьми, возвышению своего положения в обществе. Это жесткость, это твердость.

Почему я считаю, что успех не самое главное?

Все это не имеет ничего общего с истинным смирением, которое делает человека лучше и намного сильнее духовно. В мире существует очень много ложных и подмененных понятий. На то, видимо, есть свои причины. Истина часто скрыта прямо у нас под носом.

Я писал о целибате и воздержании на сайте. Многие считают это ограничением своей свободы, но лишь немногие осознают, что именно это дает настоящую свободу. Читайте о силе сексуальной энергии.

Лучшее обучение медитации для начинающих. Научись медитировать за 10 практических занятий. Это бесплатно (!) Мой любимый курс, потрясающе душевная и доступная подача уроков от Игоря Будникова. Научно доказано, что медитация СПОСОБНА ТРАНСФОРМИРОВАТЬ ЖИЗНЬ, а она у тебя одна. Советую от всего сердца!

Что такое смирение?

Прочитайте для начала притчу очень точно описывающую истинное смирение. Она уже появлялась на страницах сайта. Поэтому, чтобы не повторяться, прочитайте ее .

Что такое истинное смирение?

Смирение – это осознание величия Бога. Понимание себя, как существа, сотворенного Богом. Это жизнь согласно с тем, что желает то духовное, что есть в нас. Это жизнь в любви через милосердие, сострадание и уважение к человеческим достоинствам и принятие их недостатков.

Смирение предполагает, что нет ничего выше Творца, который как никто знает, как лучше и нужнее для нас. Это когда вы без страха и обиды перед судьбой принимаете все те проблемы, которые на вас свалились, зная, что за вашей спиной всегда есть Бог.

А что есть истинная вера в Бога?

Такое смирение, настоящее, подлинное дает вам силы жить, наполняет уверенностью в завтрашнем дне. Смиренный человек не подвержен страху, который разрушается.

Просто старайся делать все, что от тебя зависит, все, что в твоих силах. Но если все равно не получилось, постигла неудача, то не стоит отчаиваться, злиться и унывать. Ты сделал все, что мог сделать. Бог знает это, Бог видит это. Это смирение — сделай все, что можешь, а результат оставь Господу.

Иногда жизнь становится в позу и не стоит идти напролом, ломая все стены на пути. Этот путь не всегда правильный. Бывают моменты, когда нужно просто отпустить ситуацию и довериться высшим силам, и все решится как нельзя лучше для вас.

А где найти Бога? Почему люди не верят в Бога?

Смиренность очень ярко проявлена в природе. Насколько сильно сопротивлялся прекрасный цветок розы, чтобы вырасти и расцвести? Он полностью отдался воле Творца и поэтому смог раскрыться и предстать перед нами во всей красе. А был обычным маленьким зернышком.

Смирение — это жизнь по велению души и сердца. Нас часто грызет совесть за совершенные нами поступки. Мы ищем оправдания, пытаемся понять, зачем мы так поступили.

Ответ всегда в том, что требовало наше тело, наша личность. И очень часто эти требования расходятся с повелениями сердца. Поэтому внутри возникают противоречия, которые не дают нормально спать. Но стоит начать действовать согласно душе и эти муки прекратятся.

Смиренный человек идет по пути души.

Мы всегда знаем, как лучше поступить, но требования общества, норм и правил не всегда дают нам сделать правильный для нашей души выбор. Но изменив душе, мы уже не можем всецело рассчитывать на помощь Бога за спиной.

Но стоит нам выбрать путь души, как Господь тут же берет нас за руку и обязательно выведет нас туда, где нам будет лучше всего. Главное довериться Ему. В этом тоже есть смирение.

Смирение – это способность прощать. Это умение принимать без раздражения недостатки других людей, зная и прекрасно понимая количество и меру своих. И зачем злиться, когда вам указывают на них? Ведь это правда!

Но мы люди, нам обидно. Сложно не отреагировать и простить. Но через такое прощение вы растете душой, вы становитесь сильнее и лучше, вы учитесь управлять собой.

В этом сила смирения.

Какая разница, что о вас говорят, когда вы полностью положились на Бога в своей жизни. Какое это имеет значение? Никакого. Это тоже смирение.

Слабейшее в мире побеждает сильнейшее; низкий и смиренный побеждает высокого и гордого. Только немногие в мире понимают силу смирения.

Лао-Тсе

Чтобы стать больше, нужно стать меньше.

Полюбите каждого человека (посмотрите о человеке, который смог сделать это), не возвышайте себя, и тогда Бог придет к вам, и вы почувствуете это. И поймете, насколько выше и больше стала ваша душа. Насколько больше вы стали, как человек.

Без истинного смирения невозможно развитие и совершенствование души. Без него нам не стать людьми.

Смирение – это простота и открытость. Слишком много знаний ограничивают нас в принятии самых простых вещей. Мы считаем себя слишком самоуверенными и гордыми, чтобы просто любить и сострадать.

Любовь – это не для нас, таких из себя прекрасных, умных и успешных. А ведь именно любовь — признак силы, почему.

Пример смирения – вода. Она так податлива и мягка. Но сила воды способна разрушить все на своем пути.

Закончу я еще одной притчей о смирении.

Крестьянская семья должна была покинуть свою ферму. Они погрузили свои пожитки в повозку и отправились в путь. Семейство сидело в повозке, а их маленькая собачка бежала под повозкой, спасаясь в ее тени от жаркого солнца. Скоро собачке стало казаться, что это она одна тащит на своей спине всю тяжело груженую повозку. Она бежала и бежала и еще через некоторое время почувствовала, что ей уже совсем невмоготу: последние силы ее покидают. Тогда она подумала: «Почему они решили, что я, самая маленькая и слабая, должна не только бежать всю дорогу, но еще и тащить на себе и их самих, и набитую их скарбом повозку? Я просто не могу больше. Я сдаюсь!»

Совсем обессиленная, собачка остановилась — но, к ее величайшему изумлению, повозка без нее продолжала катиться дальше. И только тогда собачке стало ясно, что это не она все время тащила повозку, а лошадь.

Доверьтесь Богу, и он возьмет на себя ваши проблемы. Он станет для вас той лошадью, которая будет тащить повозку ваших болей и страданий. Просто следуйте рядом со смиренным сердцем.

Господь может все, выше Него ничего нет. Доверьтесь…

ФОРМА РЕГИСТРАЦИИ

Статьи и практики для саморазвития у тебя на почте

ПРЕДУПРЕЖДАЮ! Темы, которые я раскрываю, требуют созвучия с твоим внутренним миром. Если его нет — не подписывайся!

Это духовное развитие, медитация, духовные практики, статьи и размышления о любви, о добром внутри нас. Вегетарианство, опять же в унисон с духовной составляющей. Цель — сделать жизнь более осознанной и, как результат, счастливой.

Все, что тебе нужно, находится в тебе. Если ты чувствуешь резонанс и отклик внутри себя, тогда подписывайся. Я буду очень рад тебя видеть!

Смирение в Священном Писании

Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение
(Прит. 15:33)

Библия содержит обетования благодати и милости Божьей смиренным людям. В частности, апостол Пётр пишет:

…облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время.
(1Пет. 5:5—6)

В этом, как и во всех прочих отношениях, земная жизнь Божественного Спасителя представляет для верующих совершенный пример и образец.

Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной
(Фил. 2:8)

Христос Сам заповедал всем христианам учиться у Него смирению (и кротости):

…научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем…
(Мф. 11:29)

И указал способ обучения:

возьмите иго Моё на себя… ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко

а также обещал и награду своим смиренным и кротким ученикам:

…и найдёте покой душам вашим
(Мф. 11:29)

См. также

  • Кротость
  • Скромность
  • Смирение

Примечания

  1. В. Василенко. Краткий религиозно-философский словарь, 1996 г.
  2. Смирение — Словарь христианина

Ссылки

  • Православный портал «Азбука веры»
  • Энциклопедический словарь русской цивилизации
  • о. Дмитрий Смирнов о смирении (Видео)
  • Жилина У. В. Смирение и протест в христианстве.

Словари и энциклопедии

Смирение — это доверие Богу

У смирения множество сторон. Одна из них — доверие Богу.

Человек не гневается, не злится на несправедливость по отношению к себе и не вступает в споры не только потому, что имеет внутренний покой (мало, кто его на самом деле имеет). Но потому, что разумом понимает — ничего в жизни человека не происходит просто так.

Любое событие — Промысел Божий. Любой человек рядом — инструмент Промысла Божьего. И таким образом из жизни исчезает вообще понятие несправедливости или нечестности. А там, где нет несправедливости, там нет и раздражения.

Фото: grees-is.com

В чем ценность смирения

Мы привыкли сопротивляться смирению, но если посмотреть на этот термин под другим углом, то оказывается, что бояться его наступления не нужно.

В момент смирения приходит облегчение, освобождение.

Оно позволяет выйти на новый духовный уровень, где вы обретаете поддержку высших сил.

Смирение — не слабость, не состояние жертвы.

Смирение это освобождение от борьбы.

G M T

Звуковая функция ограничена 200 символами

Настройки : История : Обратная связь : Donate Закрыть

В первый год, по получении Святого Духа, я думал: грехи мне Господь простил: благодать свидетельствует об этом; чего мне еще более надо?

Но не так надо думать. Хотя грехи прощены, но всю жизнь надо о них помнить и скорбеть, чтобы сохранить сокрушение. Я так не делал, и перестал сокрушаться, и много я потерпел от бесов. И я недоумевал, что со мною делается: душа моя знает Господа и Его любовь; как же мне приходят плохие помыслы? Но Господь меня пожалел, и Сам научил меня, как надо смиряться: «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся». И этим побеждаются враги; а когда я умом выхожу из огня, то помыслы снова приобретают силу.

Кто, подобно мне, потерял благодать, тот пусть мужественно борется с бесами. Знай, что ты сам виноват: впал в гордость и тщеславие, и Господь милостиво дает тебе познать, что значит быть в Духе Святом, и что значит быть в борьбе с бесами. Так душа опытом познает вред гордости, и тогда бегает тщеславия, и похвалы человеческой, и помыслов. Тогда начнет душа выздоравливать и научается хранить благодать. Как понять — здорова ли душа, или больна? Больная душа — горделива; а здоровая душа любит смирение, как научил ее Дух Святой, и если не знает этого, то считает себя хуже всех.

Смиренная душа, хотя бы Господь брал ее на небо каждый день и показывал всю небесную славу, в которой пребывает Он, и любовь Серафимов и Херувимов, и всех святых, то и тогда, наученная опытом, будет говорить: «Ты, Господи, показываешь мне Свою славу, потому что Ты любишь создание Свое, но мне дай плач и силу благодарить Тебя. Тебе подобает слава на небе и на земле, а мне подобает плакать о грехах моих». Иначе не сохранишь благодать Святого Духа, которую дает Господь туне, по милости Своей.

Господь много пожалел меня, и дал мне разуметь, что всю жизнь надо плакать. Таков путь Господень. И вот теперь пишу, жалея тех людей, которые подобно мне, горделивы и потому страдают. Пишу, чтобы учились смирению и обрели покой в Боге.

Некоторые говорят, что это раньше когда-то было, а теперь все это устарело; но у Господа никогда ничто не умаляется, а только мы изменяемся, делаемся плохими и так теряем благодать; а кто просит, тому Господь дает все не потому, что мы этого стоим, но потому, что Господь милостив и нас любит. Я пишу об этом потому, что душа моя знает Господа.

* * *

Научиться Христову смирению — есть великое благо; с ним легко и радостно жить, и все бывает мило сердцу. Только смиренным являет Себя Господь Духом Святым, а если не смиримся, то Бога не узрим. Смирение есть свет, в котором мы можем узреть свет Бога, как поется: «Во свете Твоем узрим свет».

Господь научил меня держать ум во аде, и не отчаиваться, и так смиряется душа моя, но это не есть еще настоящее смирение, которое неописуемо. Когда душа идет к Господу, то бывает в страхе, но когда увидит Господа, то от красоты славы Его неизреченно радуется, и от любви Божией и от сладости Духа Святого совершенно забывает землю. Таков рай Господень. Все будут в любви, и от смирения Христова все будут рады видеть других выше себя. Смирение Христово в меньших обитает; они рады, что они меньше. Так мне дал разуметь Господь.

О, помолитесь за меня все святые, чтобы душа моя научилась смирению Христову; жаждет его душа моя, но стяжать не могу, и слезно ищу его, как потерявшееся дитя ищет мать свою.

«Где Ты, мой Господи? Скрылся от души моей, и слезно ищу Тебя.

Господи, даруй мне силу смириться пред величием Твоим.

Господи, Тебе подобает слава на небеси и на земли, мне же, маленькому созданию Твоему, даруй смиренного Духа Твоего.

Молю Твою благость, Господи, призри на меня с высоты славы Своей и даруй мне силу славить Тебя день и ночь, ибо душа моя возлюбила Тебя Духом Святым, и скучаю я по Тебе, и слезно ищу Тебя.

Господи, даруй нам Духа Святого; Им будем Тебя славить день и ночь, ибо плоть наша немощна, а Дух Твой бодр, и дает силу душе легко Тебе работать, и утверждает ум в любви Твоей, и упокоивает в Тебе совершенным покоем, и уже не хочет он помышлять ничего, кроме любви Твоей.

Господи, Милостивый,- немощной дух мой не может придти к Тебе, и потому зову Тебя, как царь Авгарь: приди, и исцели меня от ран моих греховных помыслов, и я буду хвалить Тебя день и ночь, и проповедовать Тебя людям, чтобы познали Тебя все народы, что Ты, Господь, как и раньше, творишь чудеса, прощаешь грехи, и освящаешь, и живишь».

Старец Силуан Афонский. Часть II. Писания старца Силуана

Николай Александрович Бердяев, персоналист, человек огромной эрудиции, был философом религиозным. Но его христианство — мистическое и очень оригинальное. Разбив совершенно этику Закона (нормативную) он возвысил и обосновал этику духовную. Он оказался и сильным критиком христианства ортодоксального, догматического, эмпирически-церковного. В центре своей философии он поставил «личность» и «человека».Он писал о самых важных, существенных вещах, стараясь объединить теорию с практикой жизни. Мышление его было сугубо диалектическим (рассмотрение явления с нескольких сторон, выявление его недостатков и достоинств, его значения как в теории, так и в жизни человека, внимание к противоречиям реальности, синтезы внешне разных явлений и размежевание внешне одинаковых…) Христианство Бердяева творческое, нравственное и высокодуховное. Это учение о свободе и жажда Истины. Как раз в религии своей,надо сказать, он в целом несостоятелен: это утопические грёзы о всёцело религиозном человечестве, о сверхчеловечестве, о творческой миссии народа на пути его к Богу. Его элитарность вошла в противоречие с его демократическими тенденциями. Вместе со всем этим его философия оказалась очень прогрессивной для его времени, а религия мыслилась как творческое и нравственное преображение сознания и деятельности человека в мире. В частности, мы имеем интересное учение Бердяева о религиозном смирении и лжесмирении. Суть изложена,например, в его статье «Спасение и творчество. (Два понимания христианства)», // Н. Бердяев. Философия творчества,культуры и искусства. М., т.1, ИЧП «ЛИГА». 1994 г.)
Бердяев мыслит «истинное «смирение» как «дерзание», духовный прогресс личности, преображение и очищение души от всяческой скверны и греха, от гордыни. Это «господство духовного человека над душевным и плотским», освобождение от власти низменных страстей и своей низшей природы. Это очищение и просветление воли, подчинение её интересам Истины. И самое главное: смирение не есть цель религиозной жизни, как думают церковники, а лишь момент духовного пути. Оно не должно самодавлеть, быть главным в вере. Смирение не единственное средство и путь к «спасению». Смирение — добровольное подчинение высшей природе человека, акт свободы,сокровенная духовная жизнь.Это «мужество и высота духа» — на основе любви к Богу и ближнему, что для Бердяева одно и то же. (С. 349-351.) Смирение не отрицает творчество, но предполагает его. Общества, в которых преобладает рабское смирение — дурные общества. Бердяев пишет об упадническом, деградированном, чисто внешнем и формальном смирении. Это внешнее послушание, покорность, угнетённость души, лицемерие и ханжество, выражение мещанства в религии. Лжесмирение принижает и принуждает. Оно основа всякой авторитарной жизни. (С.350.) «Можно быть послушным и без смирения» — считает Бердяев. 9С. 149.) Лжесмирение становится самоцелью. Даже любовь понимает оно как дерзость.Оно предпочитает слепую веру в догматы и авторитеты.(С. 350-351.) Полагают, что сперва нужно смирение, а любовь к ближнему придёт сама собой. Нужно же — наоборот. Любовь как творческая сила просветляет и уже не позволяет смирению становиться ханжеским. Уничтожается гордыня, сохраняется достоинство личности. Оплот лжесмирения — эгоизм, трусость духа, согласие с тем, что грешный человек сам не в состоянии преодолеть грех и никакое творчество и дерзание здесь не помогут. Тогда нельзя осуществить в жизни любовь и правду. Осуществление их уже проявление «гордыни» и отход от Бога. (С. 351-352.) Бердяев же мыслит освобождение от греха «через творчество красоты».(С. 352).
Но именно лжесмирение стало центром жизни католичества и эмпирической современной Церкви, полагает Бердяев. Это расцвет нормативной этики в христианстве. Есть ещё этика Искупления и этика Творчества. Бердяев выбирает последнюю. Дерзость, рост личности, искренность веры и глубину нравственности..

Н. Бердяев: творец или богоборец?

Образ человека-творца, выглядывающий из сочинений Бердяева, безусловно есть образ романтика, бунтующего против «обыденщины» жизни, церковной «косности», которая якобы мешает ему осуществить «богоподобие своей природы», и альтруиста, жертвующего «своекорыстной» идеей личного спасения во имя освящения твари и преображения мира.

Он, по Бердяеву, губит душу, чтобы приобрести ее. Он не любит мира сего и преодолевает его в акте творчества. Он выше всех «догматов и канонов» Церкви. По Бердяеву, он выше этики Закона (Ветхий Завет) и этики искупления (Новый Завет). Для него существует своя сугубая «подлинно христианская» этика творчества, ибо, как полагает Бердяев, творчество стоит как бы вне этики закона и вне этики искупления и предполагает иную этику.

Яков Кротов. Путешественник по времени.- Вера. Вспомогательные материалы

Духовная свобода от стихий мира должна вести не к равнодушию и презрению к миру, а к работе над одухотворением миpa. «Мир» есть не только греховные страсти, «мир» есть не только то, что заповедано нам не любить, «мир» есть также Божье творение и Божья тварь, живые существа, страдающие и радующиеся, облеченные в плоть и кровь. Можно и должно отрешаться от власти греховных страстей мира над человеческой душой, но нельзя и не должно отрешаться от живых существ мира, от судьбы мира. Духовная любовь, которой хотели заменить горячую человеческую любовь, нередко оказывалось «стеклянной любовью» (выражение В.В. Розанова).

Православию чужда баптистская идея спасенности избранного круга верующих, но та же идея в иной, менее грубой форме, может явиться в аскетическом монашестве, которое причислит себя к кругу избранных, возвышающихся над миром и над всем в мире происходящим. И напрасно думают, что гордость преодолевается и достигается смирение, если ежесекундно повторять о своей греховности и недостоинстве. Это легко может превратиться в условную риторическую форму, за которой скрывается религиозное самопревозношение и горделивое презрение к другим, вызванное сознанием принадлежности к единственной истинной школе и единственному истинному пути жизни. Евангельское обличение фарисеев может быть отнесено и к фарисейству монашескому, аскетическому.

Душевная жизнь человека настолько запутана, сложна и хитра, в ней так перемешано сознательное и бессознательное, что человек совершенно искренно может принять свою сверхличную гордость за смирение, если он делает внешние знаки смирения. Необходимо всегда помнить, что кроме истинного смирения, которое очень трудно, есть еще лже-смирение, которое легко …

Необходимо также отличать смирение, как внутренний и свободный духовный акт, от внешнего послушания. Послушание очень сильно у иезуитов и даже у коммунистов, но смирения нет. Именно в наше время нужно особенно настаивать на том, что христианство и православие не тождественно с монашеско-аскетическим направлением, идущим из сирийской пустыни, от Афона, от «Добротолюбия» и Феофана Затворника. Всякий знающий историю христианства знает, что это лишь одно из течений в христианстве и в православии и не самое древнее. Это традиция не евангельская, не апостольская, не первохристианская, более поздняя. Течение это нередко приводило к тому, что «Добротолюбие» заслоняло собой Евангелие, что Св. Исаак Сирианин или Св. Иоанн Лествичник признавались более авторитетными, чем апостольские послания. Это есть только одна из школ внутри восточного христианства, а не христианство в его полноте. Как и всякая замкнутая школа, она легко может заболевать горделивым презрением ко всему остальному миру и к миру христианскому, по иным путям идущему.

Вопрос этот очень важен сейчас потому, что повсюду в мире, не только в православии, но и в католичестве, монашество переживает страшный, почти смертельный кризис. И это может произвести впечатление конца и гибели христианства. Вот такой связи старого типа монашества с судьбой христианства вообще допускать нельзя. Думаю, что возможна новая форма монашества, монашества в миру, монашества любящего не только Бога, но и человека, снисходящего к мукам мира.

Проблема смирения гораздо сложнее, чем обычно думают. Бесспорно существует феномен гордости смирением. В аскетической литературе об этом говорится. Гордость смирением есть специфически русский и православный соблазн. У католиков этой гордости смирением нет, у них другое, у них гордость связана с церковным империализмом. Гордость смирением была у Достоевского. Обыкновенный европейский ученый, настроенный скептически, но ищущий научную истину, в известном смысле более смиренен, чем иной монах-аскет, презирающей мир и людей, как грех, и впадающий в гордость смирением. Всякий человек, который почитает себя и свой выделенный круг носителем полноты истины, уже поэтому легко впадает в горделивое презрение к миру и к людям. И эта гордость нисколько не ослабляется от того, что он будет лично себя считать грешным и недостойным.

Смиренномудрие

Итак, русские «приняли веру от грек», а значит, искать корни вопроса стоит где-то в Греции.

Слово «смирение» происходит от греческого «tapeinofrosyne» – дословно, «смиренномудрие».

Два корня уже этого термина переводятся как «покорный» и «мудрость» или «здравый смысл». Что получилось? Покорность здравому смыслу?

Семантика слова уже исключают некие «мазохистские» вариации толкований добродетели смирения. «Где же здесь знаменитое самоуничижение и самогнобление?» – удивится возмущенный читатель. Ничего необычного, пока мы просто оформили широкий перевод слова с греческого языка. Теперь посмотрим, как термин понимался предками нашей великой Древней Руси.

«Съмѣрити» – «умерить» или «смягчить». Из самого корня и старинного, и современного слов мы можем выделить два явных: «мир» и «мера».

В результате получим еще один логический виток, сделанный из анализа теперь уже нашего родного языка. Речь идет о некой внутренней мере, установленной человеком, которая позволяет обрести душевный мир.

«Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (1 Пет.5:5) –

говорит в послании апостол Петр

Гордыня

Смирение противопоставляется в православном вероучении гордыне. Последняя характеризуется необоснованной убежденностью человека в собственной исключительности по сравнению с другими людьми, завышенной самооценкой и непомерными амбициями. Говоря современным языком, гордый человек неадекватен, он «летит» в части восприятия себя и окружающей реальности. Смирение же выступает лекарством, антидотом, позитивной противоположностью гордыне.

Если гордыня – неадекватна по своей природе, выходит, что смирение выступает в качестве «трезвой» характеристики человека по отношению к Богу, себе и людям.

Смиренный человек объективно воспринимает, или, по крайней мере, стремится, объективно воспринимать все три перечисленные выше личностные сферы.

Понятие смирения лишается христианского смысла вне религиозного контекста. Как мы видим, за подавляющими личность человека «страшилками» скрывается всего-то объективная самооценка и соответствующее отношение к другим личностям. Увы, православная современность скопила не на один том печальных историй псевдосмирения, за которыми – поломанные судьбы и лакированная лоском самоуничижения гордыня.

Ложное смирение, самоуничижение

«Выше головы не прыгнешь». «Наше дело терпеть». «Значит, выйду замуж за алкоголика, так видно на роду написано». «Друзья говорят, смирись, такая твоя доля». Тот момент, когда в четырех коротких фразах емко укладывается вся поврежденность современного понятия смирения в головах христиан. Разберем все по порядку.

Самые распространенные виды «народного» смирения в наши дни – это деструктивное самоунижение, маскировка слабости и безответственности, и игра мирян в аскетическо-пустынное духовничество с отдающим (или нет) себе в этом отчет священником.

Выйти замуж за нелюбимого человека с убежденностью, что «его послал Бог» – просто песня душевной боли.

Девушка или женщина не может выйти замуж так быстро, как хотелось бы ей. И представители православного сообщества вдруг в один миг начинают ее убеждать, что вот сейчас она молится, значит, должен со дня на день появиться любимый. На горизонте, допустим, появляется человек, но он, прямо скажем, девушке не нравится. Как человек. Но знакомые просто бомбардируют ее: ты должна выйти за него замуж! Это от Бога!

Ну, старчество, проникшее уже в ряды мирян, оставим для отдельного текста, а вот на счет добровольного взятия на себя подобного бремени как заведомо несчастливый брак… Поправьте, но мне всегда казалось, что семья – место радости, союз любящих и дополняющих друг друга сердце, точка творческого взаимораскрытия, место безопасности и надежный тыл. Или место скорби, страданий, тягот и лишений, где один супруг постоянно причиняет боль другому?

В жизни христианина испытаний всегда будет хватать. Степень их жесткости может не отличаться и в церковной ограде, и в «безбожном» житейском море. Семья сегодня остается буквально одним из немногих мест, где мы может перевести дух в каждодневной борьбе за хлеб насущный и существование… Стоит ли заведомо идти на шаг, способный превратить «малую Церковь» в ад на земле?

Улыбки, сладкие голосочки, неопрятный вид, потеря мужественности или женственности, постоянные извинения и преклоненная голова – это признаки смиренного человека? Не знаю. Скорее, потерявшего себя или убитого горем, находящемся в глубоком раскаянии.

Внутрь не заглянешь, но надо понимать, что самоуничижение не равно смирению.

Самоуничижение святые отцы, как можно догадаться, использовали как инструмент для достижения смирения. И да, святые отцы, величайшие светочи православного мира, принимали монашество, умирали для мира и жили в условиях иной реальности, нежели миряне.

Порой решение «забить на себя» ради некоторого абстрактного смирения может быть вызвано не столько благими намерениями, а просто сдачей позиций и опущенными руками. Человек ломается под ударами обстоятельств, но не преображается. Это не аксиома для вышеперечисленной типологии описанных «смиренных» людей (внутрь не заглянешь), но повод для честных ответов на вопросы самому себе.

Бывает, что люди уверены, что они ни на что не способны, на них можно ставить крест, и они и дальше будут продолжать свое «смиренное» существование. Но, позвольте, это же явное проявление гордыни. Неужели милосердный Бог отправил нас в этот мир «ни на что не способных»? Во-первых, каждого человека Господь создал уникальным.

Во-вторых, нет такой ситуации, которую Создатель не мог бы изменить, ведь «Богу возможно все» (Мф. 19:26).

Бог бы не создавал нас, будучи уверенным, что мы ни на что не способны, в том числе, и на то, чтобы развернуть свою волю к Нему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *