Слушать слово о полку игореве

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь»

Музыкальный материал:

  1. А. Бородин. Опера «Князь Игорь». Фрагменты: Хор «Слава» из Интродукции; хор бояр «Мужайся, княгиня» из I действия; хор «Улетай на крыльях ветра» из II действия; ария князя Игоря из II действия; ария хана Кончака из II действия; плач Ярославны из IV действия (слушание);
  2. С. Соснин, стихи Я. Серпина. «Родина» (пение);
  3. Б. Алексеенко, стихи Г. Новосёлова. «Подарок Родины» (пение);
  4. М. Таривердиев, стихи Р. Рождественского. «Песня о далёкой Родине» из телефильма «Семнадцать мгновений весны» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.
  2. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях (их фрагментах).
  3. Наблюдать за сопоставлением контрастных музыкальных образов.
  4. Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в оперных произведениях.
  5. Понимать характерные особенности музыкального языка.
  6. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях (фрагментах крупных произведений) разного смыслового и эмоционального содержания.
  7. Анализировать приёмы взаимодействия и развития одного, (нескольких) образов в пределах произведений крупных форм или их фрагментов.
  8. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности.

1 час

Среди великих опер немало таких, что связаны с образами далёкого прошлого, отечественной истории. Ведь отношение к истории — важнейший показатель национальной культуры, истинного и глубокого патриотизма. Это замечательно выразил в одном из своих стихотворений А. Пушкин:

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как … пустыня
И как алтарь без божества.

(Пепелище – здесь: родной дом).

Древний литературный памятник «Слово о полку Игореве», повествующий о походе князя Игоря на половцев в XII веке, — «животворящая святыня» русской национальной культуры.

На основе «Слова о полку Игореве» была написана одна из замечательных русских опер – «Князь Игорь». Её автор, композитор А. Бородин, стремился запечатлеть в своём произведении яркий национальный колорит и жизненную достоверность характеров, страстность и драматизм переживаний, образную многоликость Востока.

Краткое содержание оперы
Древнерусский город Путивль. Рать во главе с князем Игорем выступает в поход на половцев. Народ торжественно славит его. Внезапно землю окутывает мрак – начинается солнечное затмение. Боясь недоброго предзнаменования, народ и бояре отговаривают Игоря идти в поход; умоляет князя остаться и его жена Ярославна. Но Игорь непреклонен. Поручив заботы о жене её брату Владимиру Галицкому, он ведёт дружину на битву с врагом.
Галицкий воспользовался отъездом Игоря. Вместе со своей челядью он бражничает и бесчинствует; разгульным пиром верховодят захмелевшие гудошники Скула и Ерошка, бежавшие из Игорева войска. Галицкий леет мечту сесть в Путивле князем, а пока всячески притесняет жителей. Дерзко похитив девушку, князь прогоняет подружек, явившихся просить об её освобождении. Защиты от наглого обидчика девушки ищут у Ярославны. Но, несмотря на всю свою решительность и твёрдость, княгиня не в силах справиться с братом. Бояре приносят недобрую весть: в неравном бою полегла вся рать, Игорь ранен и вместе с сыном взят в плен, а к Путивлю подходят полчища половцев. Слышен тревожный набат, возвещающий о вражеском нашествии. Все устремляются на защиту города.
Вечер в половецком стане. Девушки-половчанки песнями и плясками развлекают дочь хана Кончаковну. Но лишь радостное свидание с полюбившемся ей княжичем Владимиром развеяло грусть красавицы. В тяжком раздумье появляется Игорь. Верный Овлур предлагает ему устроить побег. Игорь мечтает вырваться из плена, но колеблется – не пристало русскому князю бежать тайно. Его благородством и отвагой восхищён воинственный хан Кончак. Он принимает Игоря как дорогого, почётного гостя. Хан даже готов отпустить его на родину, если Игорь даст слово не поднимать меча против половцев. Но Игорь смело заявляет, что, обретя свободу, он снова соберёт на хана полки. Чтобы рассеять мрачные думы князя, Кончак велит невольницам петь и плясать. Собравшиеся половцы величают своего могущественного хана.
С богатой добычей возвращается ханское войско. Узнав от них о беде, постигшей родной Путивль, Игорь решается на побег и, когда захмелевшие стражи засыпают, договаривается с Овлуром. Кончаковна, подслушавшая этот разговор, умоляет Владимира не покидать её. Но любовь борется в душе княжича с чувством долга. Тогда Кончаковна будит спящий стан и задерживает Владимира; Игорю удаётся бежать. Разгневанные ханы требуют смерти княжича, но Кончак объявляет Владимира своим зятем.
Ранним утром в Путивле на городской стене горько плачет Ярославна. Она обращается к ветру, солнцу, Днепру с мольбой вернуть ей милого Игоря. В отдалении показываются всадники. Это Игорь в сопровождении Овлура. Видят их и ошеломлённые Скула и Ерошка. Только что они глумились над своим князем, попавшим в плен, — не избежать им теперь заслуженного наказания. Изворотливый Скула предлагает ударить в колокол, чтобы первыми оповестить народу о возвращении князя. Хитрость удалась. На радостях гудошники прощены. Вместе с народом они приветствуют и славят Игоря.

Обращаясь к «Слову о полку Игореве», Бородин отказался от многих повествовательных эпизодов летописи, введя ряд новых персонажей. Среди них князь Владимир Галицкий, разгульный и бесшабашный, мечтающий прорваться к власти ради благ и наслаждений. Его образ представлен в опере как полная противоположность князю Игорю, мужественному и бесстрашному воину и правителю Путивля. Скоморохи Скула и Ерошка также являются находкой композитора. В их образах комических фигур бродячих музыкантов дана яркая характеристика быта Древней Руси.

Сам же Игорь, жена его Ярославна, хан Кончак – главные действующие лица оперы — присутствуют в летописи, хотя музыкальная трактовка этих образов в значительной степени подчинена оперному действию.

Князь Игорь трактуется как представитель мирного народа, защищающего свою землю и плоды своих трудов. Хан Кончак возглавляет орду кочевников, живущих только за счёт захвата чужих богатств и порабощения соседних народов. Именно противопоставление этих двух фигур воплощает главную идею оперы, которая показана в столкновении двух лагерей: русских воинов, защитников своего отечества, и половцев, захватчиков и поработителей.

Идея столкновения двух враждебных сил определила общее композиционное строение оперы, где первое и четвёртое действия происходят в Путивле, а второе и третье в половецком стане. Таким образом обеспечивается необходимый контраст между двумя мирами, каждый из которых представлен и монументальными народными сценами, и яркими, жизненно достоверными характерами.

Так, в Прологе оперы показан один из главных её мотивов — единение русского народа, поднявшегося на врага. Мощный начальный хор «Слава» представляет монументальное хоровое полотно, пронизанное глубоким и торжественным патриотическим чувством.

Такой Пролог, помимо необходимого начального пафоса, обнаруживает ещё одно важное свойство оперы «Князь Игорь» как произведения эпического. Всё, чем живёт русский народ, всё, что происходит в стане половцев, показывается через масштабные хоровые сцены.

Хор в опере появляется в узловые, важнейшие моменты действия: вступительный хор «Слава» даёт первоначальный образ русского народа, хор девушек из первого действия звучит как жалоба людей на пьяные бесчинства Галицкого, завершающий первое действие хор бояр «Мужайся, княгиня» показывает тревогу путивлян по поводу разгрома Игорева войска и взятия в плен самого Игоря, скорбный хор поселян из последнего действия показывает страдания народа в разорённой, разграбленной стране, а хоровой финал возвещает нам о возвращении князя Игоря из плена и о той огромной радости, какую испытывают жители Путивля.

В показе образов половцев хоровые сцены также играют важную роль. Бородин, как истинный художник, не только наделил половцев воинственными чертами, но и придал их музыкальным характеристикам черты поэтической нежности.

Безмятежно и спокойно звучит хор половецких девушек в начале второго действия, ярко контрастируя с только что отгремевшим батальным окончанием первого. Они поют о родной земле, с которой разлучены. Нежно и томно звучание хора половецких невольниц, завершающего второе действие.

Вопросы и задания:

  1. Можно ли считать оперу «Князь Игорь», наряду с летописью «Слово о полку Игореве», культурным историческим памятником?
  2. Всегда ли совпадает содержание литературного первоисточника и либретто, лежащего в основе оперного произведения? Какие персонажи были специально введены А. Бородиным в либретто оперы «Князь Игорь»? С какой целью?
  3. Что позволяет говорить об опере «Князь Игорь» как об эпическом произведении?
  4. Каково композиционное строение оперы «Князь Игорь»? Чем это обусловлено?
  5. В каких известных вам операх русских композиторов противопоставление различных образных сфер также стало основой музыкальной драматургии?
  6. Почему в драматургии оперы «Князь Игорь» столь велика роль хоровых сцен? Назовите хоры, которые во многом определяют драматургию данного произведения.
  7. Каким предстаёт Восток в хоре «Улетай на крыльях ветра» из II действия оперы?

2 час

Ярко и выпукло обрисованы в опере главные её персонажи. Как обычно в оперном жанре, музыкальная характеристика героев осуществляется в сольных номерах — ариях, ариозо, каватинах.

Князь Игорь — главное действующее лицо оперы — получает многогранную характеристику уже в Прологе, где он обращается к своему войску: «Идём на брань с врагом Руси! Идём на ханов половецких!» Отвага и незаурядное мужество Игоря ещё более раскрываются нам после сцены солнечного затмения, о котором в «Слове о полку Игореве» говорится как о дурном предзнаменовании:

Но, взглянув на солнце в этот день,
Подивился Игорь на светило:
Середь бела дня ночная тень
Ополченья русские покрыла …
Вспала князю эта мысль на ум —
Искусить неведомого края,
И сказал он, полон ратных дум,
Знаменьем небес пренебрегая:

«Копие хочу я преломить
В половецком поле незнакомом,
С вами, братья, голову сложить
Либо Дону зачерпнуть шеломом!»

(Поэтический перевод Н. Заболоцкого).

Дурное предзнаменование небес сбылось: поход оказался неудачным, дружина Игоря после трёх дней неравной битвы была разбита, а сам Игорь попал в плен к половцам.

Однако военное поражение не сломило дух Игоря. Не случайно его главная ария — своеобразный музыкальный портрет — звучит во втором действии, когда Игорь уже находится в плену. Замечательные свойства его натуры — бесстрашие, мужество, воля к свободе — раскрываются в арии с полной силой, рисуя образ человека глубоко незаурядного, подлинного национального героя.

И рядом с этим бесстрашием, несгибаемым мужеством, вызывающим восхищение даже у врагов, обнаруживается другая — нежная, лирическая — сторона его натуры. Она связана с обращением к Ярославне, милой далёкой подруге, которая единственная только и способна понять и простить князя.

Лирический раздел арии поднимает образ Игоря на новую высоту подлинной человечности: мы видим не плакатного героя, неустрашимого и безудержно смелого, а живого человека, страдающего и тоскующего.

И почти рядом с арией князя Игоря композитор помещает арию хана Кончака — главного противника русского князя. Кончак предстаёт как воинственный и жестокий поработитель: «Немало вражьей крови мечом я этим пролил; не раз в боях кровавых ужас смерти сеял мой булат». И в то же время он способен проявить великодушие и восхищение мужеством князя Игоря.

Умение по достоинству оценить высокие качества противника придают образу Кончака большую объёмность: перед нами не просто коварный и своенравный восточный владыка, но умный и по-своему тонкий человек, способный на благородные поступки.

Образ Ярославны, жены Игоря, представляет собой один из прекрасных женских образов русского искусства. Нежность и верность, сила и мужество, твёрдость характера и глубокий патриотизм — все эти качества рисуют достойную подругу и соратницу мужественного князя. В отсутствие Игоря Ярославна осталась в Путивле как олицетворение законной власти и справедливости: она оказалась способной и на решительный отпор бесчинствующему князю Галицкому, и на мужественные действия в сцене обороны Путивля. И всё же полнота её образа особенно раскрывается в начале четвёртого действия, которое начинается с «Плача Ярославны».

В этом фрагменте Бородин использовал неизменённый текст летописи «Слова о полку Игореве», сохранив всю глубокую поэтичность горестного высказывания Ярославны.

Слушая оперу «Князь Игорь», знакомясь с её сюжетом, с последовательностью хоровых эпизодов и сольных номеров, мы видим, как глубоко отличается музыкальная драматургия крупного сценического произведения от драматургии небольших инструментальных или вокальных пьес.

В опере огромное выразительное значение имеет не только музыкальное развитие внутри отдельных номеров, раскрывающее различные стороны характера героев или движение внутри массовых сцен, но и распределение номеров во времени, их последовательность, контрастное или неконтрастное сопоставление. В этом проявляет себя крупномасштабное музыкальное мышление создателей оперы, стремящихся к достижению целостности как на уровне отдельного образа, так и на уровне всей оперной формы.

И в результате перед нами открывается широкая и полная неисчерпаемых богатств музыкальная картина, дающая высокое обобщение избранного сюжета. Мы постигаем его не только в цепи определённых событий, которые можно пересказать словами, но как эмоционально насыщенное повествование, где глубоким сопереживанием охвачено всё — от человеческого поступка до картины природы. И сколь бы далеки ни были исторические события, о которых повествует нам опера, мы переживаем их как реальные, сегодняшние благодаря тому чудесному воздействию музыки, что приобщает нас к их жизненному, всегда современному смыслу. Ведь и сегодня жизнь требует от нас незаурядного мужества и бесстрашия, и сегодня, как и в былые времена, мы тревожимся о наших близких и оплакиваем погибших. Всем нам небезразлична судьба страны, в которой мы живём.

Поэтому образы оперы «Князь Игорь», взывающей к героическим страницам отечественной истории, её глубокая и выразительная музыка, обращённая к лучшим началам в человеке — патриотизму, душевной силе, способности к сопереживанию, — всегда вызывают отклик у людей своей жизненностью, глубокой художественной цельностью.

Вопросы и задания:

  1. Почему для образной характеристики главных действующих лиц оперы «Князь Игорь» А. Бородин использует жанр арии?
  2. Как вы думаете, почему важнейший драматургический эпизод оперы – ария князя Игоря – звучит именно во II действии? В чём заключается многогранность характеристики образа главного героя?
  3. Каким предстаёт хан Кончак в его арии – только ли воинственным и жестоким поработителем?
  4. Какие замечательные качества женского образа запечатлел Бородин в плаче Ярославны? По какому музыкальному признаку мы отчётливо узнаём родство и близость образов князя Игоря и Ярославны?
  5. Считаете ли вы, что опера «Князь Игорь» близка и понятна нашему современнику? Почему?
  6. На основании изучения оперных произведений постарайся обобщить: что образует оперную драматургию? Аргументируйте ваш ответ.
  7. В Дневнике музыкальных наблюдений нарисуйте свою иллюстрацию к опере «Князь Игорь».

Вопросы для самостоятельной работы по опере А. Бородина «Князь Игорь»:

  1. Кто предложил Бородину в качестве сюжета оперы «Слово о полку Игореве»?
  2. О событиях какой эпохи рассказывает этот памятник старины?
  3. Какая идея лежала в основе «Слово о полку Игореве»?
  4. Кто написал либретто оперы?
  5. Что Бородин добавил в свою оперу?
  6. Какие особенности таланта Бородина проявились в опере?
  7. Определите жанр оперы Бородина.
  8. Перечислите главных героев оперы с указанием певческого голоса.
  9. В опере показано противопоставление двух лагерей. Назовите их.
  10. Какие действия оперы посвящены показу русского лагеря, а какие – половецкого?
  11. Попробуйте назвать главные черты героев оперы: Князь Игорь, Ярославна, Владимир Галицкий, хан Кончак.
  12. В каких оперных номерах особенно ярко раскрыты черты этих характеров?
  13. В каком фрагменте оперы звучат знаменитые слова: «О, дайте, дайте мне свободу»?
  14. Сколько лет ушло у Бородина на осуществление замысла этой оперы? Успел ли он её завершить?
  15. Кто закончил оперу?
  1. Либретто: либретто композитора (при участии В. В. Стасова).
  2. Сюжет: «Слово о полку Игореве».
  3. Впервые на сцене: Мариинский театр, Санкт-Петербург, 1890 год.
  4. Время действия оперы: 1185 год.
  5. Место действия: город Путивль и стан (военный лагерь) половцев.

Название: Слово о полку Игореве

Жанр: Поэма

Продолжительность:

Часть 1: 9мин 38сек

Часть 2: 9мин 31сек

Аннотация:
Князь Игорь Святославович собрал свое войско для похода против половцев. Его поддерживает только брат Всеволод.
В самом начале похода плохая примета случилась: среди белого дня русское войско покрыла тень. Однако, с самого начала войско Игоря оттеснило половцев к Дону. Но после ночевки половцы собрались с силами и двинули несметные войска на дружину князя Игоря. Русское войско разбито, а сам Игорь взят в плен.
Пришла беда на русскую землю. Отец князя Святослав сокрушается, что его сыновья попали в беду. И он понимает, что некому выступить против половцев, потому что русские князья заняты только распрями между собой, не могут поделить власть.
Плачет в Путивле княжна Ярославна. Она молит силы природы, чтобы ее муж вернулся к ней целым и невредимым. И вот вновь восходит солнце для земли русской — Игорю удалось сбежать из плена, он возвращается в родную землю.

Слово о полку Игореве ч1. Прослушать краткое содержание онлайн:
Слово о полку Игореве ч1

Слово о полку Игореве ч2. Прослушать краткое содержание онлайн:
Слово о полку Игореве ч2

Не забудь рассказать друзьям

Автор неизвестен — Слово о полку Игореве краткое содержание

Слово о полку Игореве — описание и краткое содержание, исполнитель: Олег Табаков, слушайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки knigiaudio.org Перевод: Заболоцкий Николай Алексеевич»Сло́во о полку́ И́гореве» (полное название «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Ольгова», др.-рус. Слово о плъку Игоревѣ, Игоря сына Святъславля, внука Ольгова) — самый известный памятник древнерусской литературы. В основе сюжета — неудачный поход 1185 года русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем. Большинство исследователей датируют «Слово» концом XII века, вскоре после описываемого события (часто тем же 1185 годом, реже 1-2 годами позже).Проникнутое мотивами славянской народной поэзии и языческой мифологии, по своему художественному языку «Слово» резко выделяется на фоне древнерусской литературы и стоит в ряду крупнейших достижений европейского средневекового эпоса. В истории изучения памятника большой резонанс вызвала версия о «Слове» как фальсификации конца XVIII века (скептическая точка зрения), в настоящее время в целом отвергнутая научным сообществом.

Слово о полку Игореве слушать онлайн бесплатно

Слово о полку Игореве — слушать аудиокнигу онлайн бесплатно, автор Автор неизвестен, исполнитель Олег Табаков

Подборки

Армейские Песни Классика пианино Музыка из рекламы Детские песни из мультфильмов Музыка для аэробики Сборник песен 70х годов Для любимого человека Классика в современной обработке Клубные миксы русских исполнителей 3D Звук Дальнобойщики Зарубежный рэп для машины Топовые Клубные Треки Мощные Басы Дискотека 2000 Песни про папу Христианские Песни Зимняя Музыка Музыка Для Медитации Русские Хиты 90Х Грустная Музыка Romantic Saxophone Танцевальный хип-хоп Новогодние песни Зарубежные хиты 80 — 90 Песни про покемона Романтическая Музыка Мотивация для тренировок Музыка для секса Музыка в машину Для силовых тренировок Премия «Grammy 2017»

Саундтреки

Из фильма В центре внимания Из фильма Ван Хельсинг Из сериала Дневники Вампира Из фильма Скауты против зомби из фильмов ‘Миссия невыполнима’ Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2 OST ‘Свет в океане’ OST «Большой и добрый великан» из фильма ‘Новогодний корпоратив’ из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’ Из фильма Книга джунглей из сериала ‘Метод’ Из фильма Телохранитель Из сериала Измены из фильма Мистериум. Тьма в бутылке из фильма ‘Пассажиры’ из фильма Тишина Из сериала Кухня. 6 сезон из фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравей из фильма Приглашение Из фильма Бегущий в лабиринте 2 из фильма ‘Молот’ из фильма ‘Инкарнация’ Из фильма Савва. Сердце воина Из сериала Легко ли быть молодым из сериала ‘Ольга’ Из сериала Хроники Шаннары Из фильма Самый лучший день Из фильма Соседи. На тропе войны Музыка из сериала «Остров» Из фильма Йоганутые Из фильма Преступник Из сериала Сверхестественное Из сериала Сладкая жизнь Из фильма Голограмма для короля Из фильма Первый мститель: Противостояние Из фильма Кости Из фильма Любовь не по размеру OST ‘Глубоководный горизонт’ Из фильма Переписка из фильма ‘Призрачная красота’ Место встречи изменить нельзя OST «Гений» из фильма ‘Красотка’ Из фильма Алиса в Зазеркалье Из фильма 1+1 (Неприкасаемые) Из фильма До встречи с тобой из фильма ‘Скрытые фигуры’ из фильма Призыв из сериала ‘Мир Дикого Запада’ из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий» из фильма ‘Американская пастораль’ Из фильма Тарзан. Легенда Из фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен’ ‘Люди в черном 3’ из фильма ‘Планетариум’ Из фильма Прогулка Из сериала Чужестранка Из сериала Элементарно из сериала ‘Обратная сторона Луны’ Из фильма Варкрафт Из фильма Громче, чем бомбы из мультфильма ‘Зверопой’ Из фильма Бруклин Из фильма Игра на понижение Из фильма Зачарованная из фильма Разрушение OST «Полный расколбас» OST «Свободный штат Джонса» OST И гаснет свет Из сериала Солдаты Из сериала Крыша мира Из фильма Неоновый демон Из фильма Москва никогда не спит Из фильма Джейн берет ружье Из фильма Стражи галактики из фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’ OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’ Из игры Contact Wars Из Фильма Амели Из фильма Иллюзия обмана 2 OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежно Из фильма Из тьмы Из фильма Колония Дигнидад из фильма ‘Страна чудес’ Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’ Из фильма Образцовый самец 2 из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’ из мультфильма ‘Аисты’ Из фильма Коробка Из фильма Сомния Из сериала Ходячие мертвецы Из фильма Выбор Из сериала Королек — птичка певчая День независимости 2: Возрождение Из сериала Великолепный век из фильма ‘Полтора шпиона’ из фильма Светская жизнь Из сериала Острые козырьки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *