Словарь иконописца

Предлагаемый словарь представляет собой первый опыт систематизации сведений из области терминологии, принятой в среде иконописцев, художников-реставраторов и искусствоведов.
Словарь охватывает около 500 лексических единиц с этимологией, толкованием, минимальными грамматическими и акцентологическими пометами. Автор не ограничивается узкотерминологическими целями и часто предлагает материал из истории христианской церкви, истории иконографии, а также технологии иконописания и украшения икон.
Круг лексических единиц представлен следующими тематическими группами: вероучение (1), культ (2), храм (3), настенная и станковая живопись (4), технология изобразительного искусства (5). В словаре содержатся сведения об основных сюжетах, персонажах, стаффажах, элементах пейзажа и интерьера на иконах, об одеждах и атрибутах изображаемых в церковной живописи священнослужителей и персонажей и проч.
Словарь построен по алфавитному принципу с элементами гнездового (в немногочисленных гнездах дается круг производных терминов и понятий), большинство словарных статей сопровождено графическими рисунками автора, а также цветными иллюстрациями.
Тем, кто намерен пользоваться словарем, не лишне было бы иметь в виду, что это, во-первых, краткий (как следует из его названия) словарь, не претендующий, разумеется, на исчерпывающую полноту сведений. Весьма обширный материал остался за пределами предлагаемого издания, поскольку жанр издания — книга для учащихся — обязывал автора к строгому отбору лексических единиц и скупости комментариев: автор стремился не перегружать сознание учащихся излишне подробной информацией об особенностях работы тех, кто давно и профессионально работает с иконописью. Поэтому иногда в словаре может не оказаться тех или иных лексических единиц, на толкование которых рассчитывают специалисты: право определять объем терминологических групп автор оставил за собой.
Во-вторых, словарь представляет собой издание узкоспециального профиля и в гораздо меньшей степени предполагался как пособие для изучающих историю религии, историю церкви, богословие, догматику, экзегетику и т. д. Словник соотнесен прежде всего с недавно оформившейся в системе научных дисциплин нового времени наукой, которая называется иконоведение, и ориентирован, главным образом, на тех, кто практически работает с иконой — в первую очередь как начинающий иконописец или реставратор. Отсюда особый характер построений большинства статей: почти в каждой из них акцентируются преимущественно те аспекты темы, которые имеют сугубо изобразительную подоплеку.
Автор хотел бы обратить внимание читателей также и на то, что сведения из области этимологии, предполагаемые в словаре, отнюдь не носят систематического характера: указания на проис­хождение слова из того или иного языка давались лишь в тех случаях, когда автор считал, что располагает более или менее непротиворечивыми и точными сведениями, почерпнутыми из литературы соответствующего профиля. Не исключено, что в целом ряде случаев существуют и другие этимологические версии. Сложность материала, подлежащего систематизации, и стремление автора к цельности словаря привели, в частности, к необходимости некоторых повторов. Во избежание еще большего их количества — в тех случаях, когда необходимые сведения можно почерпнуть из другой словарной статьи, — автор пользовался системой отсылок: курсивом в словаре выделены слова, которые являются заголовочными в статьях, специально посвященных определению того или иного понятия.
Наконец, следовало бы, наверное, заметить, что в настоящее время продолжается работа над расширенным вариантом словаря: в этот вариант войдет многое из того, что в данном случае осталось «за кадром», и тогда автор с большей уверенностью сможет рекомендовать словарь как пособие для всех, кто занимается проблемами христианской живописи. Однако уже и сейчас автор будет рад, если кое-какие полезные сведения смогут почерпнуть из словаря не только старшеклассники, интересующиеся проблемами иконописи, но и студенты-иконоведы, музейные работники, искусствоведы различного профиля, художники — реставраторы и иконописцы.

Техника иконописи

Части иконной доски

  • щит
  • шпонка
  • ковчег
  • поле
  • лузга
  • борт

Основная статья: Иконопись (техника)

Материалы, используемые в иконописи, могут иметь растительное (доска), минеральное (пигменты красок) и животное (яичная основа темперы, рыбный или мездровый клей) происхождение.

На деревянную основу с выбранным углублением — «ковчегом» (или без него) наклеивается ткань — «паволока». Далее наносится меловой или алебастровый грунт — «левкас». Первый этап непосредственно живописной работы — «роскрышь» — прокладка основных тонов. В качестве краски используется яичная темпера на натуральных пигментах. Процесс работы над ликом завершает наложение «движков» — светлых точек, пятен и черт в наиболее напряжённых участках изображения. На заключительной стадии следует роспись одежд, волос и прочих необходимых деталей изображения творёным золотом, либо производится золочение на ассист. По завершении всех работ икона покрывается защитным слоем — натуральной олифой.

«Святая Троица» Андрея Рублёва (1410 год)

И́конопись (от икона и писа́ть) — иконописание, иконное писание, вид живописи, религиозной по темам, сюжетам, и назначению. В наиболее общем смысле — создание священных изображений, способствующих молитве и поклонению невидимому Богу и святым, перед их видимыми образами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *