Слова раскаяния

Я считаю, что раскаяние – это важная составляющая нравственного содержания человека. Важно, чтобы любой из нас умел оценивать, взвешивать свои плохие слова и поступки, при этом делая выводы из случившегося. На мой взгляд, раскаяние – это не только умение понимать и исправлять всё плохое, что ты совершил, но и способность в дальнейшем больше не совершать ничего подобного. По моему мнению, человек может раскаяться, если у него есть совесть и нравственные ориентиры: что такое хорошо и что такое плохо.

Давайте обратимся к тексту Н.С. Лескова и посмотрим, как автор раскрывает данное понятие. В центре внимания читателя рассказчик, который и повествует нам о событиях, оставивших глубокий след в его душе. Однажды он вместе со своим гостем, капризным сыном губернаторши, и ещё несколько других ребят были в саду, где избалованный мальчик сорвал редкостную сливу, «плоды которой были у дяди на счету». Возможно, если бы ребята сразу признались в своём проступке, то не пришлось бы в дальнейшим рассказчику испытывать угрызения совести. Но так как никто не сознался в содеянном, то наказали совершенно ни в чём не виновного сына садовника Костю. Мне кажется, что это было несправедливо. Важным для меня моментом явилось то, что некоторые из детской компании, в том числе и сам рассказчик, стали мучиться и из-за этого наказания, и из-за своей трусости и малодушия. И, осознав свой плохой поступок, герой рассказал всю правду своему учителю, тем самым признал вину и попытался оправдать невиновного. Именно в этом, по моему мнению, и заключается суть раскаяния.

Хорошим подтверждением тому, что такое раскаяние, может послужить история из жизни. Однажды моей маме подарили очень красивый цветок в необычном горшке. Его поставили на видное место в саду рядом с дорожкой. В один из летних дней мы с сестрой, как обычно, играли в догонялки. И в очередной раз пробегая мимо цветка, я задела горшок ногой и разбила его. Мама очень расстроилась, увидев эту картину. А у меня не хватило духа сразу признаться в том, что это сделала я. А поскольку в тот момент Лера была ближе к дорожке с горшком, мама решила, что виновата моя сестра. И хотя никто не ругал её, сделали лишь деликатное замечание, но мне было плохо. На самом деле, хоть и не специально, но всё же уронила цветок я. И слова, сказанные Лере, должны были достаться мне. Жалея сестру, стыдясь своего минутного малодушия, я призналась родителям в содеянном. Раскаявшись, я почувствовала облегчение. Теперь мне не стыдно ни перед родителями, ни пред сестрой, ни перед самой собой.

Исходя из вышесказанного, я пришла к выводу о том, что умение раскаяться позволяет человеку оценивать всё то плохое, что он совершил, и даёт возможность исправить содеянное. Раскаяние облегчает душу, даёт верное направление действий в дальнейшем.

Моменты обращения грешника к Богу Конспект по нравственному богословию

Раска́яние – 1) осознание собственной вины; 2) сожаление о содеянном (Быт.6:6); 3) сокрушение о совершенном грехе.

Раскаяние есть сожаление о том, что я поступил так-то, а не иначе. Следовательно, оно есть невольное признание того, что я мог бы поступить и по другому, правильно. Раскаяние – это первый этап покаяния. Раскаяние – сожаление, что грех совершён, покаяние – твёрдая решимость оставить грех, борьба с ним, перемена жизни.

При раскаянии человек не только осознает неправильность, ошибочность, греховность, но и горько сожалеет о поступке (помышлении, высказывании), тоскует, испытывает муки совести, страдает, томится, казнится.

В раскаянии нет еще отречения человека от себя прежнего, он раскаивается лишь в отдельном поступке. При раскаянии разум признается в том, что цель оказалась неправильной, что средства оказались не те, что результат получился неожиданным. При этом испытываются эмоции от сожаления до стыда. Раскаяние есть самая сильная форма сознательного самоосуждения. Раскаяние есть сумма из логической констатации ошибки и отрицательных эмоций.

Тупиковые пути раскаяния – уныние или попытка успокоить совесть в суете дел или самооправдании. Самоубийство Иуды – крайний случай раскаяния без покаяния.

***

В обиходе, как правило, отождествляются совместимые, но отнюдь не синонимичные термины — покаяние и раскаяние. Если судить по произошедшему с Иудой (см. Мф.27:3–5), раскаяние может быть и без покаяния, т. е. бесполезным, а то и погибельным. Несмотря на свое созвучие в русском языке, в тексте Священного Писания этим терминам соответствуют разнокоренные слова μετάνοια (метания) и μεταμέλεια (метамелия). Слово μετανοέω (метаноэо) значит «переменять свой образ мыслей», изменять видение, понимание смысла жизни и ее ценностей. А этимология слова μεταμέλεια (метамелия) (μέλομαι, меломэ — заботиться) указывает на изменение предмета заботы, устремлений, попечений. Покаяние в отличие от раскаяния предполагает именно глубинное переосмысление всего в корне, перемену не только предмета стремлений, забот, но качественную перемену самого ума.

***

В Священном Писании встречаются, на первый взгляд, непонятные слова о раскаянии Бога. Например: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле» (Бытие 6:6). «Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем» (1Цар. 15:35), и тут же в этой главе выше (ст. 29) читаем: «и не раскаялся Верный Израилев: ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему». Это классический антропоморфизм. Можно попытаться передать указанное выражение, как состояние сильной скорби, но это тоже будет антропоморфизмом. (См. Раскаяние Божие)

***

Олеся Николаева:
Анализ подоплеки греха Иуды и греха Петра приводят, в конечном счете, к противопоставлению этих евангельских персонажей, один из которых раскаялся, однако не покаялся в евангельском смысле «перемены ума» («метанойя») и, продолжая пребывать в греховном мраке, отчаялся и удавился, а другой – плакал горько (Мф. 26:75) и, исполненный любви ко Христу, прибег к Его милосердию, покаялся, был прощен, получил Господне благословение, стал первоверховным апостолом и засвидетельствовал свою верность Господу мученической кончиной.
Это говорит прежде всего о том, что между раскаянием Иуды и покаянием Петра существует кардинальная метафизическая разница. Раскаяние оказывается лишь муками нечистой совести, не ищущей и не чающей, однако, прощения, не верящей в Того, Кто имеет власть оставлять грехи, Кто взял на себя грех мира (Ин. 1:29). Раскаяние, таким образом, может настичь и неверующего человека, но покаяние происходит исключительно перед лицом Господним, в преддверии приблизившегося Царства Небесного. Покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4:17) – с этими словами Господь выходит на проповедь после искушения Его сатаною в пустыне.

Употребления слова в предложениях

и я думаю, что этот человек — как бы ни был он великодушен и добр по природе — может когда-нибудь раскаяться в союзе, какой заключил в молодости.

Приключения Оливера Твиста (Диккенс, Чарльз) 1957г.

Никогда не поздно, — сказала Роз, — раскаяться и искупить грехи.

Приключения Оливера Твиста (Диккенс, Чарльз) 1957г.

Бог, который мог так направить кинжал убийцы, чтобы ты умер на месте, бог дал тебе эти минуты, чтобы раскаяться…

Граф Монте-Кристо (Дюма, Александр) 0101г.

Да, да, – твердил Вильфор, – эта женщина должна жить, она должна раскаяться и воспитать моего сына, моего несчастного мальчика.

Граф Монте-Кристо (Дюма, Александр) 0101г.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку
(1) В классах – особенно там, где одни мальчишки – часто бывает по два командира. (2)Один – какой-нибудь образцово-показательный активист, другой – ребячий император, утверждающий свою власть крепкими кулаками и презрением к школьным порядкам. (3)Чаще всего это амбал-второгодник. (4)Но в нашем классе амбала не было, и Ким Блескунов успешно верховодил всюду. (5)Он-то и приговорил Турунчика к публичной казни.
(6) Дело было в конце сентября. (7)Мишка Рогозин и Нохря перед уроком рисования натёрли классную доску парафиновой свечкой – фокус известный: мел скользит, следов не оставляет. (8)Конечно, крик, скандал: «Кто это сделал?!»
(9) Два дня разбирались, и завуч наконец как-то выведала виновников.
(10)Ну, досталось им, как водится, и в школе, и дома… (11)И кто-то пустил слух, что наябедничал завучихе Юрка Турунов. (12)Не знаю, почему так решили.
(13)Может, просто потому, что был Турунчик робкий и безответный. (14)Конечно, он беспомощно мигал и бормотал:
— Да вы чего… я никому… (15)Меня даже не спрашивали…
(16)Но от этого уверенность в его вине только крепла. (17)Коллектив – большая сила, и для пущего единения нужно ему общее дело. (18)А если нет дела, то хотя бы – общий враг. (19)Кимка внёс в это настроение конкретность:
— Завтра после уроков будем Турунчика бить.
(20)Все шумно поддержали его. (21)Только Илюшка Сажин сказал:
— Все на одного? (22)Так нельзя.
— (23)Нельзя, если честная драка, – разъяснил Блескунов. – (24)А тут не драка, а наказание. (25)Фискалов били сообща во все времена, книжки читать надо…
(26)Кимка назначил для исполнения приговора «бригаду». (27)Десять человек.
(28)Ты… (29)Ты… (30)И… – он глянул на меня, – ты. Патефон.
(31)Почему я согласился? (32)Мало того, даже обрадовался.
(33)На следующий день мы зорко следили, чтобы Турунчик не сбежал. (34) А после уроков повели его в дальний угол двора, за длинное здание мастерской. (35) Турунчик похныкивал и упирался, но очень вяло: видать, совсем обмяк со страху. (36) 3а мастерской торчал высохший тополь, который завхоз дядя Гриша не успел ещё спилить на дрова. (37)Турунчика заставили обнять корявый толстый ствол.
(38) Суетливо связали приговорённому кисти рук снятым с него же чулком. (39) Я держался в сторонке, ощущая незнакомое до той поры замирание: смесь боязни и стыдливого сладковатого любопытства. (40)Турунчик молчал, только что переступал рыжим брезентовым полуботинком и босой, голой до колена ногой. (41)Блескунов достал из новенького портфеля орудие возмездия. (42)Это была велосипедная камера – сложенная вдвое, слегка надутая и перевязанная в нескольких местах. (43)Турунчик был в хлопчатобумажном полинялом свитере сизого цвета – широком и обвисшем. (44)Свитер легко задрали выше лопаток. (45)Майку тоже вздёрнули почти до шеи и велели держать Валерке Котикову – маленькому и послушному. (46)Блескунов размахнулся и огрел Турунчика камерой – с упругим резиновым звоном. (47)Потом он протянул чёрную колбасу Нохре:
— Теперь ты. (48)Надо, чтобы каждый по разу.
(49)Шумно дыша, полез вперёд Гаврилов:
— Я следующий… (50)Можно, я ещё за Котика, а то он не сумеет? (51)А я хочу…
(52)Меня обволакивала обморочная слабость. (53)Но – вот ведь какая гнусность! – я тоже… хотел. (54)Понимал в глубине души, какое это грязное дело, но щекочущее желание было сильнее. (55)Злости на Турунчика у меня не было ни малейшей, и, чтобы оправдать себя, я мысленно повторял: «Он же сам виноват, он же сам виноват…»
(56)В резину вцепился Гаврилов… (57)И в этот миг я услышал тяжёлый топот.
(58) Несколько старшеклассников стремительно выскочили из-за мастерской, и впереди – Игорь Яшкин, известный в школе футболист и художник.
(59)Я первый оказался у него на пути. (60)Голова моя как бы взорвалась белыми искрами от оглушительной оплеухи. (61)Я покатился в пыль, был поднят за шиворот и упругим пинком отправлен в колючие сорняки у забора. (62)Горела щека, гудело награждённое пинком место. (63)Мелко тряслись колени. (64)И всё же… всё же сквозь страх и стыд, сквозь обиду на Яшкина я чувствовал растущее облегчение.(65)Я словно очнулся. (66)До чего же хорошо, что я не успел! (67)Вовремя данная благодатная затрещина встряхнула мне душу и всё расставила в ней на нужные места. (68)Уже и обиды на Яшкина не было. (69)Только отвращение к себе. (70)С меня словно сваливалась грязная корка…
(71)А Блескунов на следующий день как ни в чём не бывало сказал Турунчику:
— Говори спасибо этому Яшкину. (72)А то задали бы тебе полную порцию…
— (73)Всё равно я не ябеда, – тихо сказал Турунчик.
(74)Но ему не поверили. (75)Или сделали вид…
(По В. П. Крапивину*)
* Крапивин Владислав Петрович (род. в 1938 году) – известный советский и российский детский писатель.
Как писать сочинение ОГЭ
Пример сочинения ОГЭ по тексту В.П. Крапивина:
Раскаяние 9.3 (15.3)

Мне кажется, что приведённая фраза из текста известного советского и российского детского писателя В. П. Крапивина «Я словно очнулся. До чего же хорошо, что я не успел» означает следующее: произнося эту фразу, герой рассказа, от лица которого идёт повествование, хочет объяснить всем и прежде всего себе, что Юра Туринов, которого избивали всей компанией по очереди сложенной вдвое велосипедной камерой, ни в чём не виноват, то, что они вершили в дальнем углу двора за длинным зданием мастерской, это «гнусность, грязное дело» и это счастье, что он не успел нанести товарищу удар.

Автор текста очнулся от этого страшного сна. Это не что иное, как проявление совести, раскаяния.

Во-первых, Патефон (как называл главного героя Ким) уже заранее знал, что Юра ни в чем не виноват и наказание, страшное, унижающее человеческое достоинство придумал их лидер класса — Ким Блескунов, потому что ему нравилось верховодить всеми и никто ему не мог возразить. Наш герой-рассказчик тоже отправился на публичную казнь и в нём победило стадное чувство. Он был как во сне, понимая, что это плохо, но шёл на этот ужасный поступок.

Во-вторых, очнуться ему помогла благодатная затрещина, которая встряхнула ему душу и расставила всё на свои места (предложение 67). Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Он прозрел, и ничего не было кроме отвращения к себе, свалилась грязная корка.

Таким образом, финальная фраза текста «Я словно очнулся. До чего же хорошо, что я не успел» помогает понять главную идею произведения: хорошо, когда человек осознает, что мог бы совершить гадкое дело, но не сделал его. Он прозрел, к нему вернулась совесть, пришло раскаяние, ведь наказывать ни в чём не повинного человека, это преступление. Люди должны быть добрыми и гуманными по отношению друг к другу.

Полезный материал по теме:

  1. 15.3 Что такое бессовестность по Крапивину
  2. Рассуждение С чего начинается Родина по тексту Руденко
  3. Смысл финала текста: «Расти, сынок. Из тебя настоящий человек выйдет» по В.Крапивину.
  4. рассуждение 15.3 что такое характер
  5. рассуждение 15.3 «что такое месть»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *