Слова под титлами

1. Начнем с твердого знака. По правилам дореволюционной орфографии он писался после всех конечных согласных. Естественно, если слово заканчивалось на гласную, на полугласную й (сарай) или же на ь (мать), в конце него твердый знак не ставился.
Твердый знак в конце слова после согласной – память очень древних времен. В старославянском языке не было закрытых слогов. То есть все слоги заканчивались на гласный. А буквы ь и ъ, которые сейчас звучания не имеют, тогда были вполне звучащими. В болгарском языке и поныне ъ – гласная буква, обозначающая краткий звук ы. Курортный город Несебър по-русски транскрибируется как Несебыр. Соответственно, ь обозначал краткий, но в те времена вполне еще слышимый звук и.
2. Буква со смешным названием «ижица» досталась русскому языку в наследство от греческого. Она и писалась, как греческая буква «ипсилон», и произносилась так же: нечто среднее между звуками, которые обозначают буквы и и ю. В немецком языке для обозначения этого звука используют букву ü. В русском же языке такой звук, если и был, то исчез давным-давно, превратившись в «и». Все же распознать, где писать ижицу, было нетрудно. Если слово церковное (то есть явно греческого происхождения), пиши вместо «и» «ижицу», не ошибешься. Впрочем, в начале 20-го века эту букву даже в словах типа «ипостась», «синод», «миро» в обычных, не церковных, текстах уже никто не писал. Так что «ижица» сама ушла из русского языка. Оставив после себя на прощание бурсацкое выражение «прописать ижицу». Будущим попам за неправильное написание церковных «спецслов» все же устраивали выволочку.
3. Здравствуйте, Ѳёдор Михайлович! Еще одна буква, без которой русский язык к началу 20-го века мог свободно обходиться – «фита». Эта буква – тоже «греческое наследие». Она происходила от буквы «тэта» и писалась так же: Ѳ. Писалась, естественно, только в словах греческого происхождения. А написание ее можно было проверить по латинской транскрипции соответствующего слова. Нынче мало кто знает латинский, но английский или французский тоже подойдут. Если в этих языках в соответствующем слове стоит th, по-старорусски пишем ѳ: arithmetics – ариѳметика, theater – ѳеатр. В других случаях пишем ф.
Буква Ф в результате реформы осталась в алфавите и живет в нем до нынешних времен. В старой русской азбуке она называлась «ферт». Есть такое выражение «ходить фертом», то есть подбоченясь, словно буква Ф. К слову сказать, эта буква тоже импортирована из греческого. Ее «прабабушка» – буква «фи». В западных языках звук, обозначавшийся этой буквой транскрибировали сочетанием «ph». Поэтому по-старорусски писали философъ (phylpsoph) и фонографъ (phonograph). Самое знаменитое, вероятно, слово с буквой «фита» было имя великого писателя Ѳёдора Достоевского. Все правильно Ѳёдор – он же Теодор!
Похоже, что звука, который мы обозначаем нынче буквой «ф», вообще в старославянском языке не было. Свидетельство тому – отсутствие в русском языке «исконных» слов на эту букву. «Фу» и «фуфло» – скорее всего, исключения, это правило подтверждающие. И кстати, подмосковная деревня Фили, в которой М. Кутузов в 1812 году решил сдать Москву, называлась раньше «Хвили» (волны). Да и Федоров в русском и в украинском просторечьи часто переименовывали в Хведоров.

4. «Мiру – мир!» Мукой для гимназистов были еще две буквы, «и» и «i». В греческой азбуке они обозначали два различных, хотя и схожих, звука. В русском же языке уже во времена Петра I на слух их было не отличить. Когда филологи-реформаторы обсуждали, какую из двух букв удалять из русской азбуки, дело решили голосованием, настолько несущественными были доводы в защиту каждой из них.
Буква «i» в корне встречалась только в слове «мiр» в смысле «вселенная». В значении «покой» это слово писалось «мир». Соответственно, писались и однокоренные слова: «мирные люди», но «мiровой порядокъ». В новой орфографии эти слова стали похожими, и возник вопрос, как правильно перевести на английский, скажем, язык название романа Л. Толстого. До реформы все было понятно. Л. Толстой написал «Война и мир», значит, «War and peace». Буква i писалась также для обозначения звука «и» в сочетании с другими гласными звуками: «Россiя», «имперiя».
5. И завидуют онѣ государевой жене. Прежде, чем перейти к действительно сложным случаям старорусского правописания, заметим, что до реформы окончания «-ого» и «-его» под ударением писались как «-аго» и «-яго». В. Даль оставил в наследство русскому народу «Словарь живАго великорусскАго языка». Русские фамилии на «-аго» свидетельствовали, как правило, об их древнем происхождении. Б. Пастернак, давая герою своего романа не совсем обычную фамилию, хотел подчеркнуть ее «древнерусскость».
Окончания «-ие» и «-ые» женского и среднего рода менялись на «-ия» и «ыя»: «очи чернЫЯ, очи страстнЫЯ». «Ее» и «нее» в женском роде тоже писали по-иному, чем сейчас: «ея» и «нея».
Слово «одни» и местоимение «они» имело женский род. А. Пушкин не для рифмы написал про сестер царицы в «Сказке о царе Салтане» «и завидуют оне государевой жене», а в соответствии с правилами современной ему орфографии. Более того, по-старорусски писать эти слова следовало с «ятем»: «онѣ» и «однѣ».

Как употреблять ъ (ер, твердый знак)?

Это самое легкое правило. В дореформенном правописании твердый знак (он же ер) пишется в конце всякого слова, оканчивающегося на согласную: столъ, телефонъ, Санктъ-Петербургъ. Это касается и слов с шипящими соглас­ными в конце: мячъ, ужъ замужъ невтерпежъ. Исключение — слова, оканчиваю­щиеся на «и краткое»: й считался гласной. В тех словах, где мы сейчас пишем на конце мягкий знак, в дореформенной орфографии тоже нужен он: олень, мышь, сидишь.

Что надо знать про окончания?

Прилагательные в мужском и среднем роде, имеющие в форме именительного падежа единственного числа окончания -ый, -ій, в родительном падеже окан­чиваются на -аго, -яго.

«А бобренокъ сидитъ, глаза на всѣхъ таращитъ. Не понимаетъ ничего. Дядя Ѳедоръ ему молока далъ кипяченаго» («Дядя Ѳедоръ, песъ и котъ»).

«Вотъ онъ пролетѣлъ послѣдній этажъ большущаго дома, и кто-то высунулся изъ окна и махалъ ему вслѣдъ, а онъ еще выше и немножко вбокъ, выше антеннъ и голубей, и сталъ совсѣмъ ма­ленькій…» («Денискины разсказы»).

Прилагательные в женском и среднем роде во множественном числе оканчива­ются на ‑ыя, -ія (а не -ые, -ие, как сейчас). Местоимение третьего лица женского рода она в родительном падеже имеет форму ея, в отличие от винительного её (сей­час везде её).

«Ну и что? — говоритъ Шарикъ. — Необязательно большую корову покупать. Ты купи маленькую. Есть такія спеціальныя коровы для ко­товъ. Козы называются» («Дядя Ѳедоръ, песъ и котъ»).

«А деньги я вамъ высылаю — сто рублей. Если у васъ останутся лишнія, пришлите обратно» («Дядя Ѳедоръ, песъ и котъ»).

«Въ то время у мамы былъ отпускъ, и мы гостили у ея родныхъ, въ од­номъ большомъ колхозѣ» («Денискины разсказы»).

Что надо знать про приставки?

А как вы думаете, сможет ли межславянский со временем составить конкуренцию принятым сегодня международным языкам?

Всем добра и позитивных новостей в ленту!

У Яндекса всё просто: жмёшь на палец вверх — видишь больше подобных статей, жмёшь палец вниз — Яндекс постарается больше такого материала тебе не давать))

Андрей Каприн, главный онколог Минздрава России, руководитель Национального медицинского исследовательского центра радиологии академик РАН: «В России сейчас по частоте заболеваний у мужчин лидируют рак бронхов, легкого, немеланомный рак кожи и рак предстательной железы».

А вот у женщин, по его словам, на первом месте — рак молочной железы, а потом — рак тела матки.

Рак кишечника — на третьем месте и у мужчин, и у женщин.

Андрей Каприн: «На распространенность рака кишки, по сути, повлияла хорошая жизнь: частое употребление красного мяса, злоупотребление едой в целом и ожирение, малоподвижный образ жизни благодаря автомобилям и работе в офисе. Ну и, разумеется, курение. Рак легкого у курильщиков встречается в 20 — 30 раз чаще».

Также эксперт добавил, что у курящих выше риск рака мочевого пузыря, рака губы, языка.

Проходить ПАП-тест для раннего выявления рака шейки матки, по его словам, женщинам нужно с 28 лет, а с 35-ти — делать маммографию.

Андрей Каприн: «И всем начиная с 40 лет нужно сдавать анализ содержимого кишечника на скрытую кровь. Это очень важный тест, который позволяет диагностировать на ранних стадиях рак желудка и рак кишечника».

Ранее терапевт, заслуженный деятель науки РФ Аркадий Верткин рассказал о первых признаках рака.

По материалам: «Комсомольская правда».

Провёл я занимательное исследование в области персонажей, которые встречаются в наибольшем количестве экранизаций. Рассматривал только тех, кто появился в 100 и более кинофильмах, сериалах или полнометражных мультфильмах. Дополнять можно, но разумно: например, Бэтмен, Тарзан и Алиса из Страны Чудес до 100 появлений на экране пока что не дотянули 🙂 Имя — это не режиссёр, а первый актёр-исполнитель данной роли в кино.
1. Наполеон Бонапарт – 322 раза (впервые – 1909, «Наполеон на Эльбе», Вигго Ларсен)
2. Иисус Христос – 293 раза (впервые – 1897, «Страсти Христовы», Йордан Виллочко)
3. Адольф Гитлер – 258 раз (впервые – 1935, «Ума Каэру», Конпару Минамизато)
4. Авраам Линкольн – 217 раз (впервые – 1911, «Его первая должность», Чарльд Брэбин)
5. Дракула – 217 раз (впервые – 1922, «Носферату», Макс Шрек)
6. Шерлок Холмс – 202 раза (впервые – 1905, «Приключения Шерлока Холмса», Морис Костелло)
7. Доктор Ватсон – 157 раз (впервые – 1905, «Приключения Шерлока Холмса», Кирли Беллью)
8. Апостол Пётр – 157 раз (впервые – 1912, «Quo Vadis?», Джованни Джицци)
9. Элвис Пресли – 157 раз (впервые – 1957, «Шоу Спайка Джонса», Джил Бернал)
10. Мерлин – 154 раза (впервые – 1921, «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», Уильям Монг)
11. Мария, мать Иисуса – 146 раз (впервые – 1897, «Страсти Христовы», Анна Венцайгер)
12. Джордж Вашингтон – 125 раз (впервые – 1909, «Вашингтон под британским флагом», Джозеф Килгор)
13. Супермен – 121 раз (впервые – мультфильм «Магазин Гуффи», 1941, озвучен Мелом Бланком)
14. Гамлет – 115 раз (впервые – 1900, «Дуэль Гамлета», Сара Бернар)
15. Виктор Франкенштейн (а не его чудовище!) – 110 раз (впервые – 1910, «Франкенштейн», Аугустус Филлипс)
16. Король Артур – 108 раз (впервые – 1909, «Ланселот и Элейн», Чарльз Кент)
17. Мария Магдалина – 105 раз (впервые – 1912, «От яслей до креста», Элис Холлистер)
18. Робин Гуд – 105 раз (впервые – 1912, «Робин Гуд», Роберт Фрэйзер)
19. Понтий Пилат – 102 раза (впервые – 1898, «Страсти Христовы», Зигмунд Любин)
20. Д’Артаньян – 102 раза (впервые – 1911, «Три мушкетёра», Сидни Бут)
21. Иуда Искариот – 101 раз (впервые – 1898, «Страсти Христовы», Фрэнк Гэйлор)
22. Золушка (Синдерелла) – 101 раз (впервые – 1907, «Золушка», Луиза Лагранж)
23. Иосиф Виссарионович Сталин – 101 раз (впервые – 1934, «Британский агент», Джозеф Марио)
24. Уинстон Черчилль – 100 раз (впервые – 1935, «Королевская кавалькада», Си-Эм Холлард)
Бог как киногерой появляется на экранах 296 раз, впервые – в 1936 году, в фильме «Зелёные пастбища», Рекс Ингрэм . Дьявол как киногерой появлялся в фильмах 500 раз, впервые – в фильме «Дом дьявола», 1896, Жорж Мельес. Но гораздо круче Бога и дьявола — Санта-Клаус, который появляется (именно что безымянный, чисто Санта) в разных фильмах аж 722 раза, впервые — в фильме «Рождество Иды», 1912, Джон Банни. Эти киногерои — не совсем конкретные персонажи и появляются в разных ипостасях, поэтому я не считаю правомерным вносить их в основной список.
Кстати, в этом списке нет чисто мультяшных персонажей, по ним будет отдельное исследование.
Многие герои появляются раньше, чем у меня указано. «Трёх мушкетёров» экранизировали несколько раз до 1912 года. Кроме того, до Костелло тоже кто-то играл Холмса, но имени того актёра история не сохранила. Думаю, с Гамлетом такая же ситуация. Проблема в том, что история не сохранила имён тех исполнителей. Поэтому я всё же следую слепой «официальной» классификации. А тот же Мельес снял столько фильмов с 1896 по 1913, что до сих пор не могут их подсчитать — колеблются от 500 до 4000. Он вообще имён актёров почти никогда не указывал. Так что статистика — вещь сомнительная.
Есть и курьёзы. Например, Виктор Франкенштейн появляется чаще, чем его монстр, потому что в огромном количестве старых экранизаций монстр был просто кукольным, его не играл живой актёр. Д’Артаньяна далеко не всегда окружают мушкетёры, а у Гамлета далеко не всегда есть Офелия. А первого в истории киногамлета и в самом деле играла Сара Бернар.
Добавлю ещё одно. Всегда и везде указано, что Холмс появляется в кино чаще Дракулы. Так оно и было до 2008 года. Но в 2008-09 годах Дракула появился аж в 27 фильмах и сериалах, а Холмс — лишь в 2-х. И ситуация изменилась.
Tags: Занимательные вещицы, Кино

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *