Славяно греко

Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учебное заведение в России, целью которой была подготовка образованных людей не только для Церкви, но и для государства1. Академия унаследовала лучшие церковно-богословские и культурно-исторические традиции Православия. Это был также и первый русский центр философской культуры. Академия сыграла видную роль в развитии просвещения и культуры в конце XVII и первой четверти XVIII века. Ее фундаментом послужила Типографская школа, то есть школа при Московском печатном дворе, открытая в 1681 году.

В России в XVII веке основную роль в издательском деле играла Церковь. Производство книг осуществлялось Московской типографией, где печатались Апостолы, Евангелия, Псалтири, а также Собрания поучений святых отцов, церковных деятелей. Заметную роль играла рукописная книга, так как печатный станок не справлялся с потребностью в книгах для чтения. Профессиональное обучение кадров для издательского дела осуществляла Типографская школа: она готовила чтецов, писцов и справщиков («справщик» от слова «справить», т.е. отредактировать). Писцы переписывали от руки печатные издания. Естественно, что копия должна была в точности соответствовать оригиналу. Сверка переписанной книги с оригиналом и исправление ошибок, допущенных переписчиком, были обязанностью справщика. Обычно будущий справщик служил на Печатном дворе в должности книжного чтеца или писца и только через несколько лет достигал звания справщика. Эта должность, требовавшая знаний и опыта, была очень почетной, ответственной и считалась в «числе важных ученых должностей»2. Справщики Печатного двора составляли как бы постоянную комиссию, которая осуществляла редакционную и корректорскую работу при издании книг, а также церковную и государственную цензуру. Ученики Типографской школы обучались славянскому и греческому языкам.

В первой половине XVII века остро ощущалась потребность в грамотных специалистах не только для нужд Печатного двора, но и для подготовки чиновников Посольского и других государственных приказов. Кроме того, стояла задача повысить образовательный уровень русского духовенства, в том числе и для защиты Православия от иноземного влияния. К концу 1670-х — началу 1685 г. относятся первые попытки создания в Москве высшего учебного заведения — академии.

Идея создания в России академии принадлежала известному писателю, педагогу и просветителю, монаху Симеону Полоцкому (1629 — 1680). Незадолго до своей смерти он по поручению царя Федора составил «Привилегии на Академию» (учредительную грамоту) — проект в виде царского манифеста об учреждении академии. В «Привилегии на Академию» подробно описывалось устройство училища: его задачи, содержание, формы обучения, права — и устанавливался его статус, равный статусам западноевропейских университетов. В академии предполагалось готовить специалистов из разных сословий для государственной службы и обучать их языкам, семи свободным искусствам (грамматике, риторике, диалектике, музыке, астрономии, философии), а главное — богословию. Академия должна быть, по мысли Полоцкого, и органом по охране чистоты религиозных помыслов, вершить суд над еретиками, осуществлять церковную цензуру. Но исполнить свой замысел С. Полоцкий не смог: он умер в августе 1680 года.

Спустя четыре с половиной года, в начале марта 1685 года, по приглашению Российского патриарха Иоакима в Москву прибыли ученые греки-монахи — братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Помимо рекомендательной грамоты от Восточных патриархов, они привезли с собой богословские, философские и исторические книги, творения отцов Церкви. Представ перед царями Иоанном и Петром, Лихуды произнесли приветственные речи по-гречески и по-латыни. В конце марта того же года они организовали школу при Богоявленском монастыре. Федор Поликарпов (1670-1731), директор Московской типографии с 1708 по 1730г., свидетельствует: «И повелено им (Лихудам — М.Т.) жити в Богоявленском монастыре… К ним же переселена и школа из типографии, и дано им в научение типографских учеников первого класса шесть человек, а именно: Алексей Кириллов (Барсов — М.Т.), Николай Семенов, Федор Поликарпов, Федот Агеев, Иосиф Афанасьев, Иов монах Чудовский»3.

12 декабря 1685 года состоялось официальное открытие Славяно-греко-латинской академии, для которой к октябрю 1687 года были построены новые здания в центре Москвы, на Никольской улице, в Заиконоспасском монастыре (точнее — Спасском монастыре за торговым Иконным рядом), получившие название Спасских школ. С переходом в новое помещение число учеников возросло до 80 человек.

Поскольку Академия ставила своей целью дать всем желающим высшее образование, то сословный состав учащихся первоначально не регламентировался: здесь учились не только дети аристократии, чиновников, но и дети дьячков, купцов и даже холопов. Как многие классические европейские университеты, Академия на первом этапе своего существования была в совместном государственном и церковном управлении и готовила образованных людей не только для церковной, но и для государственной службы. И.Е. Забелин пишет: «Приготовить ученых справщиков для Книгопечатного двора, ученых переводчиков с греческого, способных в точности исправлять вкравшиеся в течение веков описки и ошибки церковных текстов, наконец, в вершине всего — ученых защитников православия, способных бороться с распространявшимся влиянием католичества и протестантства — вот в чем заключалась основная цель тогдашней нашей науки и всей учености»4. Как видим, в то время не было разделения образования на духовное и светское.

Академии была пожалована богатая царская библиотека, в которой можно было познакомиться с богословскими книгами, русскими летописями, произведениями Аристотеля, Платона, Плутарха, Демосфена, других древних и средневековых авторов, а также с трудами Лейбница, Бэкона, Декарта. Библиотека была самой обширной и лучшей в то время в России.

Братья Лихуды, обладавшие энциклопедическими знаниями, проповедники и мыслители, доктора Коттонианской академии в Падуе, стали первыми руководителями Академии и до 1694 года были ее единственными учителями. Они были одновременно носителями и европейского образования и святоотеческой традиции, в основном придерживаясь православно-греческого направления. Лихуды составили учебники грамматики, пиитики, риторики, психологии, физики, логики и др. предметов; преподавали грамматику и пиитику на греческом языке, а риторику, логику и физику — на греческом и латинском5. В риторике, логике и физике авторитетом для Лихудов являлся Аристотель. Главным предметом было Священное Писание.

Больше всего внимания Лихуды уделяли изучению языков. Успехи их учеников были столь значительны, что через три года занятий они могли свободно говорить на греческом и латинском языках. Уже первые ученики Лихудов слыли за искусных переводчиков. Наиболее выдающимися из них были Ф. Поликарпов, Н. Семенов и А. Барсов. Так, в 1687 году они перевели богословско-полемическое сочинение своих учителей «Акос», в котором отстаивались интересы греко-фильских кругов, боровшихся со сторонниками латино-польской образованности. В том же году первые шесть учеников Академии перевели на славянский язык «Енхиридион», сочинение Иерусалимского Патриарха Досифея. А.К. Барсову было поручено переводить грамоты восточных патриархов к царю; таким образом, он являлся посредником между русской и греческой церквами6.

В Академии ученики упражнялись также в ведении диспутов, сочинении стихов, составлении и произнесении проповедей и приветственных речей. Так, например, известно, что в 1691 году «декабря в 27 день приходили в Крестовую палату греческой школы учителя греки иеромонахи Иоанникий да Софроний со учениками. Пред св. Патриархом ученики говорили по-латыни и по-словенску о Рождестве Христове многие речи. И св. Патриарх пожаловал учителей денежною дачею, а ученикам их Петру Посникову — 3 золотых, Николаю Семенову, Федору Поликарпову, Алексею Кириллову по золотому»7.

Свободный доступ в Академию Лихудов для представителей всех сословий способствовал ее быстрому расширению, и к началу 1689 года в ней обучалось уже 180 человек. Двум учителям, братьям Лихудам, трудно было заниматься с таким большим количеством учеников, поэтому практиковалась система обучения, получившая впоследствии название ланкастерской, при которой старшие ученики руководили занятиями младших; особенно помогали Лихудам старосты.

В начале 1690-х годов братьев Лихудов оклеветали, и они были отстранены от преподавания в Академии. После их удаления начался упадок Академии, однако обучение здесь не прекратилось. По благословению Патриарха места наставников заняли ученики Лихудов — Николай Семенов и Федор Поликарпов, которые пять с половиной лет, до 1699 года преподавали грамматику, пиитику и риторику на греческом языке. Философия и богословие не преподавались, так как Семенов и Поликарпов сами не успели их прослушать.

В 1697 году Петр 1 пожелал возобновить в прежнем объеме деятельность Академии и с этой целью вызвать лучших киевских ученых. Ректором Академии стал Палладий Роговский, первый русский доктор философии, а его помощником Стефан Яворский, которые провели в начале XVIII века ряд преобразований: в курс преподавания ввели немецкий и французский языки, а также медицину, философию и др.; ведущее место теперь занял латинский язык, с которого и начинались занятия в Академии. Преобразованная Академия ставила своей задачей подготовку священников, свободно владеющих древними и новыми языками; обучение лиц, предназначенных для службы в церковном управлении и народном образовании; обучение студентов для их будущей работы на государственной службе. Таким образом, Академия становится крупным центром подготовки специалистов в самых различных областях гуманитарного знания.

Прохождение курса в Славяно-греко-латинской академии было рассчитано на 13 лет. Обучение было разделено на 8 классов, или, как в то время говорили, на 8 «школ», которые включали в себя 4 низших класса: фара, инфирма, грамматика, синтаксима; два средних: пиитика, риторика и логика (на их обучение отводилось 5 лет); два высших: философия и богословие. Обучение велось круглый год, без каникул.

В низших классах шло обучение славянскому и латинскому языкам, арифметике, истории, географии, катехизису. В средних классах ученики продолжали изучать латинский язык, чтобы через два года уже свободно говорить на нем, и осваивали стихосложение, литературное сочинение, красноречие и главный предмет Академии — богословие. В то время «классические занятия учеников состояли в чтении уроков, в переводах с древних языков, в приготовлении небольших сочинений expromtu, преимущественно на латинском языке, и в непременном употреблении между собою разговоров латинских»8. Поэзия составляла в Академии отдельный предмет. Молодых людей обучали писать стихи и «вести в поэтической форме рассуждения на заданные темы светского и религиозного характера»9.

В классе философии — предпоследнем — изучали логику, физику, метафизику, философию и богословие. Кроме того, сообщались некоторые сведения из астрономии и других естественных наук. Не многим ученикам удавалось закончить Академию: школ было мало, а потребность в грамотных и образованных людях была велика, поэтому питомцев Академии постоянно забирали на разные работы и в экспедиции.

При Петре 1 учеников Академии стали посылать за границу «учитися языкам турецкому, арабскому и персидскому» и для «наук литературных», которые изучали во Франции. Ехали учиться во Франкфурт, Амстердам, Геттинген, Швецию. Академия стала известна в Европе. С 1721 года в ней стали обучаться иностранцы, которые были приравнены к русским учащимся.

В 1731 году в Славяно-греко-латинскую академию поступил учиться М.В. Ломоносов. Из его биографии известно, что в год его поступления в Академии было 236 студентов. Известно также, что, учась в Академии, он познакомился с лучшими образцами древнерусской литературы, с латинской поэзией, с ораторским искусством, а также с естественными науками, которые преподавали по Аристотелю и Птолемею.

Особую роль сыграли студенты Московской Академии в открытии Петербургского университета. В ноябре 1735 года ректор Славяно-греко-латинской академии получил от Синода распоряжение послать в Петербург для дальнейшего обучения при Академии наук 20 наиболее способных учеников. После проверки знаний были отобраны 12, среди которых был и Ломоносов. Они были зачислены в студенты только что созданного Университета при Академии наук. В 1747 году по указу императрицы Елизаветы был новый набор в Петербургский Академический университет, и снова десять лучших студентов Славяно-греко-латинской академии выехали в Петербург на учебу10.

Следующий этап в жизни Академии связан с именем митрополита Платона (Левшина) (1737-1812), который 15 ноября 1775 года был назначен директором (протектором) Академии. Начало его служения в качестве главы Академии совпало по времени с открытием Московского университета, который стал готовить специалистов светского профиля. Поэтому при митрополите Платоне усилился богословский уклон, и Академия превратилась в высшую богословскую школу, которая стала готовить только лиц духовного звания, давая всестороннее образование православной молодежи. Митрополит Платон был передовым человеком своего времени, реформатором духовного образования. Именно ему обязана Академия своим возрождением. Он увеличил число ее учеников с трехсот до тысячи, выстроил для беднейших воспитанников бурсу (т.е. общежитие), увеличил материальные средства Академии; при нем студенты находились преимущественно на государственно обеспечении. Он сам выбирал учителей, написал для них свое наставление, обязал ежемесячно представлять ему отчеты о ходе занятий. Были заложены основы русской церковно-исторической науки, ограничивалось влияние латыни, усилено было изучение греческого языка, первенствующее значение было предоставлено русскому языку, на котором теперь велось преподавание. Особое внимание стало уделяться изучению Церковного Устава, был введен ряд новых предметов: церковная и гражданская история, история философии и др. Директор вменял студентам в обязанность часто бывать на богослужениях в Спасском соборе.

В 1812 году Заиконоспасский монастырь сильно пострадал от нашествия Наполеона, и оставаться Академии в ветхих зданиях монастыря было невозможно. В 1814 году Славяно-греко-латинская академия решением Святейшего Синода была преобразована в Московскую Духовную академию и переведена из Москвы в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где и располагается до сих пор.

За годы своего существования Славяно-греко-латинская академия выпустила огромное количество известных деятелей науки, государства, дипломатии, Церкви. Из крупнейших руководителей Православной церкви, выпускников Академии, назовем следующих: епископ Иннокентий Иркутский (1680-1731), первый правящий православный епископ Восточной Сибири, прославленный РПЦ в лике святых; Платон Малиновский, Московский архиепископ с 1748 по 1754гг.; Екатеринославский архиепископ Афанасий Иванов (1746-1805); Амвросий Протасов (1762-1831), архиепископ Тверской и Кашинский, талантливый переводчик; Августин Виноградский (1766-1819), архиепископ Московский и Коломенский; Евгений Болховитинов (1767-1837), митрополит Киевский и Галицкий, церковный историк, археограф и библиограф; Аполлос Байбаков (1737-1801), епископ Орловский и Севский, член Российской академии; митрополит Платон Левшин и др.

Из Академии вышли многие видные деятели русской культуры: великий ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов; переводчик, автор ряда учебников (по грамматике, русской истории и др.) Федор Поликарпович Поликарпов-Орлов; ученый и поэт Василий Кириллович Тредиаковский; известный российский историк Василий Никитич Татищев; первый русский сатирик и дипломат Антиох Дмитриевич Кантемир; математик, издатель первого русского учебника арифметики Леонтий Филиппович Магницкий; путешественник, исследователь Сибири и Камчатки Степан Петрович Крашенинников; известный архитектор и художник Василий Иванович Баженов (кстати сказать, уроженец Калужской губернии); первые профессора Московского университета Николай Никитович Поповский и Антон Алексеевич Барсов; Петр Васильевич Победоносцев, писатель, профессор Московского университета, отец обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева; первый русский доктор медицины Петр Постников; основатель русского театра Федор Волков; поэт и первый переводчик «Илиады» Ермил Иванович Костров и многие другие деятели русского просвещения.

Прямыми наследниками Славяно — греко — латинской академии считают себя Московская Духовная Академия, Петербургский университет, Российская академия наук и Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова.

В 2010 году возобновила свою деятельность Славяно-греко-латинская академия — негосударственное частное учреждение высшего профессионального образования. Насколько это учебное заведение впитает в себя дух и традиции прежней Академии, покажет будущее.

1 Другие названия ее: Греческие школы, Заиконоспасское училище, Спасские школы, Спасский училищный монастырь, Славяно-греко-латинское училище, Эллино-греческая академия.

2 Евгений (Болховитинов). Словарь русских светских писателей, соотечественников и чужестранцев, писавших в России, служащий дополнением к Словарю писателей духовного чина, составленному митрополитом Евгением. М., 1845, ч. 1, с. 20.

3 Историческое известие о Московской академии, сочиненное в 1726 году от справщика Федора Поликарпова // Древняя Российская Вивлиофика, М., 1791, часть XVI, с.298.

4 Забелин И.Е. Первое водворение в Москве греко-латинской и общей европейской науки //Чтения в имп. Обществе истории и древностей российских при Московском университете, М., 1886, кн. 4-я, с. 12.

5 Галкин А. Академия в Москве в XVII столетии, М., 1913, с.53.

6 Смирнов С.К. История Московской славяно-греко-латинской академии, М., 1855, с. 217.

7 Браиловский С.Н. Федор Поликарпович Поликарпов-Орлов, директор Московской типографии // ЖМНП, 1894, сентябрь, с.9.

8 Смирнов С.К. Указ. соч., с. 182.

9 Западов А.В. Поэты XVIII века (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин), М., 1979, с.11.

10 Толстой Д.А. Академический университет в XVIII столетии по рукописным материалам архива Академии наук, СПб., 1855, с. 16.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Смирнов С.К. История Московской славяно-греко-латинской академии, М., 1855.

2. Галкин А. Академия в Москве в XVII столетии, М., 1913.

3. Толстой Д.А. Академический университет в XVIII столетии по рукописным материалам архива Академии наук, СПб., 1855.

5. С.Н. Храмешин. История Славяно-греко-латинской академии, М., 2006. (www.proza.ru>2011/09/19/729).

6. Сменцовский М. Братья Лихуды, СПб., 1899.

Славяно-Греко-Латинская Академия — первое высшее учебное заведение России, которое было основано в 1687 г. Славяно-Греко-Латинская Академия дала начало Санкт-Петербургскому государственному университету (СПбГУ), Московскому Государственному Университету (МГУ им.Ломоносова), Московской Духовной Академии и др. вузам России.

В состав СГЛА входят следующие Институты:

  • Открытый Институт Международных Отношений
  • Открытый Институт Государственного и Муниципального управления
  • Открытый Институт Теологии (Богословия)
  • Открытый Институт Психологии
  • Открытый Институт Юриспруденции
  • Открытый Институт Делового Администрирования
  • Открытый Инстутут Лингвистики
  • Открытый Институт Информационных Технологий
  • Открытый Институт Менеджмента
  • Открытый Институт Экономики и Финансов
  • Открытый Институт Маркетинга и Рекламы

Академия предлагает получить фундаментальное образование в бакалавриате или получить степень магистра, а также углубить свои знания в деловом администрировании или в государственном и муниципальном администрировавнии. Обучение в бакалавриате подразумевает фундаментальное, начиная с самых базовых понятий, ознакомление со всеми дисциплинами нового для вас направления, но предусматривает возможность обучения по сокращенной программе (3,5 года) с перезачетом отдельных ранее пройденных дисциплин. Обучение в магистратуре (2—2,5 года) потребует от вас большей самостоятельности, поскольку предполагает, что вы уже знакомы с основами изучаемого направления, и строится на более глубоком и детальном освоении конкретной специализации.

Помимо традиционных форм обучения Академия предоставляет возможность заочного обучения с применением дистанционных технологий. Эта форма в наибольшей степени подходит людям, которые хотели бы совместить работу и учебу. Дистанционные технологии позволяют учиться в любой точке планеты и в любое удобное студенту время, без отрыва от дома, семьи и работы.

Направления подготовки бакалавриата:

Менеджмент

Финансовые профили

  • Налоговый менеджмент
  • Банковский менеджмент
  • Финансовый менеджмент
  • Управленческий и финансовый учет

Управленческие профили

  • Стратегический менеджмент
  • Инновационный менеджмент
  • Производственный менеджмент
  • Менеджмент организации
  • Управление проектами
  • Управление персоналом
  • Управление малым бизнесом
  • Антикризисное управление

Отраслевые профили

  • Менеджмент в медицине
  • Менеджмент в энергетике
  • Менеджмент в PR и рекламе
  • Менеджмент в строительстве
  • Менеджмент сервиса и туризма
  • Управление маркетингом и продажами

Производственные профили

  • Производственный менеджмент
  • Менеджмент в области нанотехнологий
  • Менеджмент в нефтяной и газовой промышленности
  • Управление технологическими инновациями Менеджмент в сфере телекоммуникаций
  • Менеджмент в сфере информационных технологий

Логистические и ВЭД профили

  • Международный бизнес
  • Логистика и управление цепями поставок

Юридические профили

  • Правовое обеспечение бизнеса

Бизнес-информатика

  • Автоматизированное управление бизнес-процессами и финансами
  • Автоматизированные системы обработки информации и управления
  • Системы автоматизированного проектирования
  • Информационные технологии бизнеса
  • Технологии разработки программного обеспечения
  • Бизнес-информатика в сфере услуг и продаж
  • Бизнес-информатика в нефтегазовом секторе
  • Информатизация государственного сектора
  • Бизнес-информатика в банковской и финансовых сферах

Государственное и муниципальное управление

Управленческие профили

  • Государственное управление в правительственных учреждениях
  • Муниципальное и районное управление
  • Отраслевые профили
  • Государственное и муниципальное управление в социальной сфере
  • Государственное и муниципальное управление в производственной сфере
  • Государственное управление и муниципальное в строительной сфере
  • Государственное и муниципальное управление в жилищно-коммунальном хозяйстве
  • Государственное и муниципальное управление в образовательной и культурной сферах
  • Государственное и муниципальное управление в социальной сфере и в здравоохранении
  • Государственное управление в области международных отношений
  • Государственное управление внешне-экономической деятельностью

Экономические профили

  • Экономика в государственном и муниципальном управлении
  • Бухгалтерский учет в государственном и муниципальном управлении

Юридические профили

  • Юридическое обеспечение деятельности органов государственного и муниципального управления
  • Юридическое обеспечение деятельности правоохранительных структур

Международные отношения и межкультурная коммуникация

Дипломатические профили

  • Международные дипломатические отношения
  • Международные гуманитарные связи
  • Мировая политика

Экономические профили

  • Международная экономика

Юридические профили

  • Международное право

Лингвистические профили

  • Переводчик в сфере межкультурной коммуникации

Журналистские профили

  • Международная журналистика

Теология

Богословские профили

  • Пастырское попечение
  • Миссионерская деятельность
  • Богословские исследования

Религиоведческие профили

  • Православная журналистика
  • Этика
  • Философия
  • Религиоведение
  • Культурология
  • Межкультурные и межрелигиозные отношения

Магистратура:

Государственное и муниципальное управление

Управленческие профили

  • Государственное управление в правительственных учреждениях
  • Муниципальное и районное управление

Отраслевые профили

  • Государственное и муниципальное управление в социальной сфере
  • Государственное и муниципальное управление в производственной сфере
  • Государственное управление и муниципальное в строительной сфере
  • Государственное и муниципальное управление в жилищно-коммунальном хозяйстве
  • Государственное и муниципальное управление в образовательной и культурной сферах
  • Государственное и муниципальное управление в социальной сфере и в здравоохранении
  • Государственное управление в области международных отношений
  • Государственное управление внешне-экономической деятельностью

Экономические профили

  • Экономика в органах государственного и муниципального управления
  • Бухгалтерский учет в органах государственного и муниципального управления

Юридические профили

  • Юридическое обеспечение деятельности органов государственного и муниципального управления
  • Юридическое обеспечение деятельности правоохранительных структур

Менеджмент

Финансовые профили

  • Налоговый менеджмент
  • Банковский менеджмент
  • Финансовый менеджмент
  • Управленческий и финансовый учет

Управленческие профили

  • Стратегический менеджмент
  • Менеджмент организации
  • Управление персоналом
  • Отраслевые профили
  • Менеджмент в медицине
  • Менеджмент в энергетике
  • Менеджмент в PR и рекламе
  • Менеджмент в строительстве
  • Менеджмент сервиса и туризма
  • Управление маркетингом и продажами

Производственные профили

  • Производственный менеджмент
  • Менеджмент в области нанотехнологий
  • Менеджмент в нефтяной и газовой промышленности
  • Менеджмент в сфере телекоммуникаций
  • Менеджмент в сфере информационных технологий

Логистические и ВЭД профили

  • Международный бизнес
  • Логистика и управление цепями поставок

Юридические профили

  • Правовое обеспечение бизнеса

Теология

Богословские профили

  • Пастырское попечение
  • Миссионерская деятельность
  • Богословские исследования

Религиоведческие профили

  • Православная журналистика
  • Этика
  • Философия
  • Религиоведение
  • Культурология
  • Межкультурные и межрелигиозные отношения

СЛАВЯ́НО-ГРЕ́КО-ЛАТИ́НСКАЯ АКА­ДЕ́МИЯ (Спас­ские шко­лы, Мос­ков­ская ака­де­мия и др.), цер­ков­но-гос. учеб­ное за­ве­де­ние в Рос­сии в кон. 17 – нач. 19 вв. От­кры­та как шко­ла греч. ие­ро­мо­на­хов бр. И. и С. Ли­ху­дов. Рас­по­ла­га­лась в Бо­го­яв­лен­ском мон. (1685–87) и Заи­ко­нос­пас­ском мо­на­сты­ре (1687–1814) в Мо­ск­ве. При ор­га­ни­за­ции учеб­но­го про­цес­са реа­ли­зо­ва­ны отд. по­ло­же­ния ос­тав­ше­го­ся не­ут­вер­ждён­ным про­ек­та «учи­ли­ща» с ака­де­мич. ста­ту­сом – «При­ви­ле­гии…» . На­хо­ди­лась под «при­зре­ни­ем» пат­ри­ар­хов Ио­а­ки­ма (до 1690) и Ад­риа­на (1690–1700), за­тем под про­тек­ци­ей митр. Ря­зан­ско­го и Му­ром­ско­го Сте­фа­на Явор­ско­го и в ве­де­нии Свя­тей­ше­го Си­но­да (с 1721). Воз­глав­ля­лась С. Ли­ху­дом (до осе­ни 1694), с 1700 – рек­то­ра­ми, од­но­вре­мен­но яв­ляв­ши­ми­ся на­стоя­те­ля­ми Заи­ко­но­с­пас­ско­го мон. . В 1775–1812 за учеб­ным про­цес­сом над­зи­рал «пол­ный дирек­тор» ака­де­мии ар­хи­еп. (с 1787 ми­тро­по­лит) Мо­с­ков­ский Пла­тон (Лев­шин).

Нельзя сказать, что до Ломоносова в России совершенно никто не интересовался риторикой. Были и учебники по этому предмету. Но все они составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни, а Ломоносов в 1743 написал «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия» на русском языке. Основной труд Ломоносова по риторике — «Риторика» 1748 года, которая стала, по сути, первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. Пособия Ломоносова были первыми общедоступными руководствами по красноречию. Само определение риторики у него традиционно: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем приклонять других к своему об оной мнению».

«Риторика» М.В. Ломоносова представляет собой фундаментальный научный труд, определивший развитие этой науки в России не только в 18 веке, но и в последующие периоды. В нем ученый уделяет существенное внимание истории риторики, анализу мастерства лучших античных ораторов, излагает систему правил и требований, которые должны соблюдаться каждым выступающим перед аудиторией.

Сочинение Ломоносова стало настольной книгой всех образованных читателей 18 века и принесло ученому громкую славу. В.Н. Татищев в своей «Истории Российской» назвал «Риторику» М.В. Ломоносова «особливо изрядной, хвалы достойной». В.Г. Белинский считал ее «великою заслугою своего времени».

Книга считалась одной из самых популярных. В канцелярии Академии сохранился рапорт о том, что «купцы (книготорговцы) беспрестанно спрашивают «Риторику» Ломоносова». В 18 веке она выдержала семь изданий (последнее — в 1797г.), в начале 19 века — два (1805г. и 1810г.).

Она стала настольной книгой для нескольких поколений русских людей. Произведение Ломоносова было доступно широким демократическим слоям русского народа. До этого риторика использовалась только духовенством для наставлений и проповедей. Ломоносов придал ей просветительный характер.

В «Риторике» выделены три традиционных раздела: об изобретении, украшении, расположении.

Во введении ученый пишет: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению… К приобретению оного требуются пять следующих следствий: первое — природные дарования, второе — наука, третье — подражание авторов, четвертое — упражнение в сочинении, пятое — знание других наук».

«Риторика есть учение о красноречии вообще… В сей науке предлагаются правила трех родов. Первые показывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретенное украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется Риторика на три части — на изобретение, украшение и расположение».

Ломоносов говорит о том, что выступление должно быть логично построено, грамотно написано и излагаться хорошим литературным языком. Он подчеркивает необходимость тщательного отбора материала, правильного его расположения. Примеры должны быть не случайными, а подтверждающими мысль выступающего. Их надо подбирать и готовить заранее.

При публичном выступлении («распространении слова») «наблюдать надлежит: 1) чтобы в подробном описании частей, свойств и обстоятельств употреблять слова избранные и убегать (избегать) весьма подлых, ибо оне отнимают много важности и силы и в самых лучших распространениях; 2) идеи должно хорошие полагать напереди (ежели натуральный порядок к тому допустит), которые получше, те в середине, а самые лучшие на конце так, чтобы сила и важность распространения вначале была уже чувствительна, а после того отчасу возрастала».

Далее Ломоносов пишет о том, как пробудить в слушателях любовь и ненависть, радость и страх, благодушие и гнев, справедливо полагая, что эмоциональное воздействие часто может оказаться сильнее холодных логических построений.

«Хотя доводы и довольны бывают к удовлетворению о справедливости предлагаемыя материи, однако сочинитель слова должен сверх того слушателей учинить страстными к оной. Самые лучшие доказательства иногда столько силы не имеют, чтобы упрямого преклонить на свою сторону, когда другое мнение в уме его вкоренилось… Итак, что пособит ритору, хотя он свое мнение и основательно докажет, ежели не употребит способов к возбуждению страстей на свою сторону?..

А чтобы сие с добрым успехом производить в дело, то надлежит обстоятельно знать нравы человеческие… от каких представлений и идей каждая страсть возбуждается, и изведать чрез нравоучение всю глубину сердец человеческих…».

Чтобы воздействовать на аудиторию, лектор должен учитывать возраст слушателей, их пол, воспитание, образование и множество других факторов. «При всех сих надлежит наблюдать время, место и обстоятельства. Итак, разумный ритор при возбуждении страстей должен поступать как искусный боец: умечать в то место, где не прикрыто».

Произнося слово, надо сообразовываться с темой выступления, подчеркивает Ломоносов. В соответствии с содержанием лекции необходимо модулировать голос, повышая или понижая его, так, чтобы «радостную материю веселым, печальную плачевным, просительную умильным, высокую великолепным и гордым, сердитую произносить гневным тоном… Не надобно очень спешить или излишнюю протяженность употреблять, для того что от первого слова бывает слушателям невнятно, а от другого скучно».

Во второй части «Руководства к красноречию» Ломоносов говорит об украшении речи, которое состоит «в чистоте штиля, в течении слова, в великолепии и силе оного. Первое зависит от основательного знания языка, от частого чтения хороших книг и от обхождения с людьми, которые говорят чисто». Рассматривая плавность течения слова, Ломоносов обращает внимание на продолжительность словесных периодов, чередование ударений, воздействие на слух каждой буквы и их сочетаний. Украшению речи способствует включение в нее аллегорий и метафор, метонимий и гипербол, пословиц и поговорок, крылатых выражений и отрывков из известных сочинений. Причем все это надо употреблять в меру, добавляет ученый.

Последняя, третья часть «Руководства» называется «О расположении» и повествует о том, как надо размещать материал, чтобы он произвел наилучшее, наисильнейшее впечатление на слушателей. «Что пользы есть в великом множестве разных идей, ежели они не расположены надлежащим образом? Храброго вождя искусство состоит не в одном выборе добрых и мужественных воинов, но не меньше зависит и от приличного установления полков». И далее Ломоносов на многочисленных примерах поясняет сказанное.

Современники свидетельствуют, что Ломоносов был выдающимся ритором. «Слова» и «Речи» ученого всегда привлекали множество слушателей и проходили с неизменным успехом. Известный русский просветитель Н.И. Новиков вспоминал, что слог Ломоносова «был великолепен, чист, тверд, громок и приятен», а «нрав он имел веселый, говорил коротко и остроумно и любил в разговорах употреблять острые шутки».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *