Сколько животных взял ной?

Владимир Силенок
Скептики часто задают этот вопрос или приводят подобный аргумент против истинности всемирного потопа. Это возражение так же популярно, как и вопрос: «Откуда у каина жена?». Следующая цитата иллюстрирует частые заявления скептиков на эту тему:

«Считается, что нашу планету населяет 30 миллионов видов животных. Пожалуй, после этих слов комментарии кажутся излишними. Будь у Ноя хоть целый флот «эсминцев», впихнуть «по паре» каждого вида (итого 60 миллионов особей) — дело весьма затруднительное».

Представьте себе, что кто-то вам задал вопрос: «Почему вы бьете свою жену?» Как бы вы ответили? В этом вопросе уже есть, по крайней мере, несколько предположений, во-первых, что вы женаты, во вторых, что вы бьете свою жену. Вопрос имеет смысл только в том случае, когда предположения верны.

Похожая ситуация имеет место и в нашем случае с количеством животных на Ноевом ковчеге. В вопросе уже предполагается, что на ковчеге должны были быть миллионы видов животных. Причина такового ложного предположения состоит в том, что скептики думают, будто Ною нужно было разместить на ковчеге все виды животных, которые существуют сегодня. Однако, в книге Бытие написано:

«Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых». (Бытие 6:19–20)

В данном случае фраза «по роду их» является ключевой. В Библии не сказано, что Ной должен был ввести животных по паре от каждого вида. Там написано: «по паре от каждого рода». Та же самая фраза используется и в 1-й главе Бытия, когда Господь творил животных (1:11, 12,21, 24,24). Для того чтобы понять сколько животных было на ковчеге, важно разобраться прежде всего со значением слова «род».

Что означает фраза «сотворенный род»?

В Библии написано, что животные будут размножаться «по роду их» (Бытие 1:25). Библейская классификация была придумана задолго до того, как была создана современная классификация животных (вид, род, семейство, порядок … и т.д.) Поэтому библейское слово «род» почти всегда соответствует понятию «семейство» в современной классификации.

Например, есть семейство собачьих, которое включает в себя множество видов собак и волков. Ною не нужно было брать все эти виды, ему нужно было взять две особи, которые затем, сойдя с ковчега, распространились бы по всей земле. В данном случае, семейство собачьих = сотворённый род собачьих, т.е. Ной взял бы пару предковых особей, из которых появились все разновидности современного семейства собачьих.

В мире существует множество видов собак. Все эти виды собак появились от одной пары собак, которую Ной взял на ковчег. Ему не нужно было брать все существующие виды собак!

То же самое относится и к семейству лошадиных, которое включает в себя зебр и ослов. Ною не нужно было брать на борт ковчега по паре ослов каждого вида, лошадей, зебр и т.д. Вместо этого он взял две особи, генетический код которых включал все существующие вариации лошадиных сегодня. Другими словами, он взял пару предковых особей на ковчег, из которых затем вследствие адаптации появились все современные виды лошадиных.

Аналогично с семейством кошачьих, которое так же включает в себя львов, тигров, домашних котов и т.д. Все они представители одного сотворенного рода кошачьих, предковая пара представителей которых была на ковчеге.

За последние 4000 лет, прошедшие после того, как предковые пары всех родов (семейств в современной классификации) покинули ковчег, появились все разновидности внутри сотворенных родов.

Процесс появления новых видов называется видообразованием, и он нисколько не противоречит библейскому сотворению, а как раз наоборот – согласуется с ним. В 1-й главе Бытия Бог сказал, что животные будут производить себе подобных «по роду своему». Например, это могут быть большие лошади или маленькие, пятнистые, полосатые и т.д. – но все они будут оставаться лошадиным родом. Этот процесс, видообразование, на самом деле может происходить очень быстро.

Ошибка скептиков состоит в том, что они считают все виды из семейства собачьих, лошадиных, кошачьих и т.д., получая при этом космические цифры, и в связи с этим думают, будто такое количество животных вместить не удалось бы. И здесь их предположение, оказавшись ложным, ведет их к ложному выводу!

«Вудморапп насчитал около 8 000 родов, включая вымершие, соответственно, около 16 000 особей животных должно было присутствовать на борту ковчега».

Рассчитывая количество животных, которые были на ковчеге, скептики также берут в расчет все виды насекомых, рыб, червей и беспозвоночных. Однако, это также ложное предположение, потому что в ковчеге были только животные, в которых, как говорит Библия, «есть дух жизни» (Бытие 7:15) Также написано:

«Все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло» (Бытие 7:22).

По данным Эрнст Майера, ведущего таксонома, на планете существует около миллиона видов животных. Др. Генри Моррис в своей книге «The Genesis Flood» комментирует это следующим образом:

«…Ною не нужно было искать место для рыб (18 000 видов), личинкохордовых (морские хордовые, как например, морской шприц составляют 1 700 видов), иглокожих (морские обитатели, среди которых морские звезды и морские ежи – 4 700), мягкотелые (мидии, моллюски, устрицы – 88 000), кишечнополостные (кораллы, морские анемоны, медузы, гидроиды – 10 000), губки (5 000) или простейшие (микроскопические, одноклеточные организмы в большинстве своем – водные – 15 000). Это исключает 142 000 видов морских обитателей … большое количество членистоногих (815 000 видов), таких как лобстеры, креветки, крабы, водные блохи и кляпцы, являющихся морскими обитателями … и также 25 000 видов червей, могших выжить вне ковчега, так же как и насекомые. И, если мы еще учтем, что Ною не нужно было брать взрослых особей каждого рода, … то проблема исчезает».

Ной мог брать детенышей

Библия не говорит нам, сколько лет было животным, однако, логично предположить, что на ковчеге были молодые особи, достаточно взрослые для того, чтобы не нуждаться в материнском молоке. Это разумный ход прежде всего потому, что:

1) Детенышам будет легче пережить стресс пребывания на ковчеге;

2) После того как они выйдут на сушу, у них будет больше потомства, чем у взрослых.

Были ли динозавры на ковчеге?

Бог создал динозавров вместе с человеком, поэтому до потопа они жили с людьми, и Ной также взял их на борт. Он мог брать детенышей, как и в случае с остальными животными.

Не все динозавры достигали таких огромных размеров, как Брахиозавр, и даже те из них, кто находился на ковчеге, были «подростками» или молодыми особями. Согласно недавним исследованиям динозавры проходят период скачкообразного роста. Поэтому Бог мог привести динозавров такого возраста, который позволил бы им плыть с Ноем, а скачок начался бы сразу же после того, как они вышли из ковчега.

Какого размера был ковчег?

Библия говорит нам о размере ковчега следующее:

«И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей». (Бытие 6:15)

Это составляет 140*22*13,5 метров в соответствии с нашими современными единицами измерения. Объем ковчега составлял 43 500 м3. Среднестатистический размер животных, бывших на ковчеге, был приблизительно с овцу.

Размеры ковчега

«Объем ковчега равняется объему 522 стандартных американских железнодорожных товарных вагонов, каждый из которых может вместить 240 овец», – пишет др. Джонатан Сарфати. – «Если животных держали в клетках, примерного размера 50*50*30 см (объёмом 75 000 см3), то 16 000 особей могли занять всего 1200 м3 или 14,4 вагона. Даже если на борту был миллион видов насекомых, это не являлось бы проблемой, потому что они не занимают много места. Если каждая пара содержалась в клетке, со стороной 10 см или 1000 см3, все виды насекомых занимали бы объём, равный 1000 м3 или ещё 12-ти вагонам. Это значит, что оставалось место для пяти поездов (в каждом по 99 вагонов) — для еды, семьи Ноя и дополнительной «территории» животным.

Таким образом, животные без проблем могли разместиться на ковчеге.

В Кентукки (США) была построена модель Ноевого ковчега в натуральную величину. На данный момент это самая большая деревянная постройка в мире.

Потребность в пище

Бог сказал Ною, чтобы тот собрал пищу себе и животным:

«Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею» (Бытие 6:21).

Также Библия учит, что до грехопадения все животные питались только растительной пищей, и не было хищников (Бытие 1:30). Хищничество, скорее всего, появилось после потопа из-за изменения климата. Тогда же Бог разрешил человеку питаться мясом, и только после этого животные начали бояться человека (Бытие 9:2).

Зная, что на ковчеге было достаточно свободного места для размещения пищи, мы можем также предположить, что Ной мог использовать спрессованный корм, зерно и сено. По подсчетам Вурдомаппа объем собранной пищи долен был составлять 15% от общего объема ковчега. Для питья они могли собирать дождевую воду, которая стекала бы в водосборные корыта.

Уборка отходов

Животные находились в ковчеге на протяжении года, поэтому Ною и его семье нужно было убирать за ними. С чем-то подобным сталкиваются фермеры, которым приходится держать животных в закрытом помещении в течение зимы.

Др. Ждонатан Срафати предлагает следующие варианты решения проблемы:

«Возможно, в Ковчеге были наклонные полы или клетки с отверстиями в полу: туда падал навоз и смывался (воды было предостаточно!), либо его уничтожали вермикомпостированием (компостирование с помощью червей), при этом земляные черви могли служить дополнительным источником пищи. Очень толстая подстилка может служить иногда в течение года без замены. Абсорбирующие материалы (например, опилки, мягкая древесная стружка и в особенности торф) могли уменьшать влажность, а значит, и неприятные запахи».

Циркуляция воздуха

Некоторые скептики считают плавание Ноя невозможным, потому что в ковчеге могли собираться газы от продуктов жизнедеятельности животных, что, возможно, привело бы к удушью или взрыву.

Но известно, что в верхней части ковчега было сделано окно для проветривания:

«И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху…» (Бытие 6:16).

Также внутри ковчега могла быть «центральная прорезь» – отверстие в днище ковчега, позволяющее воде подниматься и опускаться, что приводило бы к циркуляции воздуха внутри ковчега и решало бы проблему с газами.

Фото Гломар Эксплорера с видом на центральную прорезь

Спячка

Библия не говорит ничего о спячке, но и не исключает ее. Если вы обратите внимание на свою собаку во время бури или дождливой погоды, то заметите, что она спит больше обычного. Возможно, что нечто подобное происходило и на ковчеге. Многие животные впадают в спячку, когда климат вокруг изменяется.

«Впадение в спячку было замечено у всех видов яйцекладущих, сумчатых, насекомоядных, плацентарных, грызунов, хищных».

Спячка является слабо изученным феноменом:

«Спячка у млекопитающих интересовала многих зоологов в прошлом, и единичные исследования этого вопроса проводились на протяжении последних 100 лет. Однако, основные причины такого состояния все еще являются тайной».

Скорее всего, Бог заложил в животных этот механизм для того, чтобы сотворенные роды могли сохраниться в экстремальных условиях. Во время потопа эти условия были выполнены, и животные могли впасть в спячку, что, скорее всего, и случилось.

«Указывалось на то, что когда организм встречается с неблагоприятной обстановкой, у него есть три варианта: он может умереть, приспособиться или мигрировать. Зимняя и летняя спячка являются явными способами приспособления к неблагоприятному климату или погоде»

Владимир Силенок

Был ли потоп всеобщим? Что означает библейское выражение «и усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом» (Быт. 7,19)? Стоит заметить, что в Библии выражения «вся земля» нередко означает «весь знакомый нам (иудеям) мир». Сообщая о бывшем во времена Иакове голоде, Моисей говорит, что он господствовал «по всей земле» (Быт. 11, 54-57). Вряд ли здесь имеются в виду пять частей света. Христос говорил, что царица Савская приходила послушать Соломона «от пределов земли» (Мф. 12,42), хотя та пришла всего лишь из Йемена. И когда Лука говорит, что в день Пятидесятницы в Иерусалиме были представители «из всякого народа под небесами» (Деян. 2,5), вряд ли стоит понимать его так, что японцы и новозеландцы присутствовали в тот день в Иерусалиме. «Землей», обитаемым миром, евреи естественно называют круг народов и стран, им известных. В общем, по слову блаж. Иеронима — «По герменевтическим правилам слово все должно быть понимаемо в отношении не к целому, а к большей части».
Кроме того, Библия исповедует единство происхождения человечества. Homo sapiens возник не во многих местах Земли одновременно, а единожды и в одном месте (в Междуречьи или, шире, на Ближнем Востоке). Даже с точки зрения атеистической науки, вряд ли возможно считать, что цепь «случайных» мутаций, приведших к возникновению человека, могла произойти одновременно в разных популяциях антропоморфных животных. Потоп же происходит еще на заре человеческой истории. Значит, место рассеяния первых людей еще могло быть вполне небольшим, и для затопления человеческого мира не нужно было затоплять те континенты, где человека еще просто не было. И в ковчег Ною нужно было, соответственно, брать не всю бесконечно многообразную фауну Земли, а лишь тех животных, которые жили рядом с человеком и которых Ной мог бы собрать за неделю (Быт. 7,1-4).
Чудо состоит не в громадности потопа. Чудо в том, что человек был предупрежден об этом и что от гибели спасся не самый сильный, хитрый или сметливый, а самый праведный.
Диакон Андрей Кураев, из книги «Школьное богословие».

Спаси Христос за вопрос! Он заставил меня глубже погрузиться в толкование Священного Писания. И вот что удалось найти.

Откроем сначала Библию: Бог говорит Ною:

Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых, мужеского пола и женского пусть они будут. Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых (Быт. 6:19–20).

Вначале я обратился к Толковой Библии Александра Павловича Лопухина (1852–1904). В ней есть ответ на Ваш вопрос:

Что касается того выражения, как могло поместиться такое количество животных в одном ковчеге, то по поводу него должно заметить, что, во-первых, Ной из экономии места и фуража мог выбирать только самых молодых животных, а во-вторых, и число основных родовых групп, сложившихся к эпохе потопа, не было еще настолько велико, чтобы создать какое-либо неодолимое препятствие Ною к размещению их в ковчеге.

Ответ сей, однако, меня не удовлетворил, поскольку в нем есть намёк на теорию эволюции, модную и считавшуюся научной в его время. Тогда я решил заглянуть в святоотеческие книги. Мои находки превзошли ожидания. Не перестаю удивляться мудрости, всесторонности и боговдохновенности писаний древних отцов. Хотел сделать из них краткие выдержки, но потом решил не лишать Вас удовольствия прочитать и поразмышлять самим.

Преподобный Ефрем Сирин не даёт прямого ответа на поставленный вопрос, но даёт верное направление мысли. Интересно место, где святой Ефрем говорит о том, что Ваш вопрос (в несколько иной формулировке) задавался уже современниками Ноя.

«Бог говорит Ною: «… Сотвори убо себе ковчег от древ высоко растущих…» (Быт. 6:13). Такой тяжкий труд возложил Бог на праведника, не желая навести потопа на грешников. Где было Ною взять такие дерева? Где было взять смолы, железа и пакли? Чьими руками мог он сделать это? Откуда мог взять людей, которые помогли бы ему в деле? Кто послушал бы его, когда в роде человеческом «извратила всякая плоть путь свой на земле»? (Быт. 6:12). Если бы стал сооружать ковчег сам Ной со своими домочадцами, то не посмеялся ли бы над ним всякий видевший? Однако же Ной приступил к построению ковчега в первый из тех годов, которые современникам его были даны на покаяние, и окончил построение в сотый год.

Когда же люди не покаялись, при всем том, что Ной по святости своей служил для современников образцом, а праведностью своей целых сто лет проповедовал им о потопе, даже смеялись над Ноем, извещавшем их, что искать спасения в ковчеге придут к нему все роды живых тварей, и говорили: «Как придут звери и птицы, рассеянные по всем странам?», тогда Бог снова повторил ему: «Войди ты и весь дом твой в ковчег, ибо тебя Я увидел праведным предо Мною в роде сем. От скотов же чистых введи к себе по семи, мужеского пола и женского, а от скотов нечистых по два, мужеского пола и женского» (Быт.7:1–2). Скотами чистыми называются животные кроткие, а нечистыми именуются вредоносные. И в самом начале Бог сотворил животных чистых в большем числе.

И вот, кого не убеждало слово, те должны были убедиться видимым. «Ибо чрез семь дней Я наведу дождь на землю, в течение сорока дней и сорока ночей, и истреблю все живущее, сотворенное Мною, с лица всей земли» (Быт. 7:4). В тот самый день начали приходить с востока слоны, с юга — обезьяны и павлины, другие животные собирались с запада, иные спешили идти с севера. Львы оставили дубравы свои, лютые звери выходили из логовищ своих, олени и онагры (дикие ослы) шли из пустынь своих, животные, жившие на горах, собирались оттуда.

Современники Ноевы стеклись на такое новое зрелище, — но не для покаяния, а чтобы насладиться, видя, как перед глазами их входят в ковчег львы, вслед без страха спешат волы, ища с ними убежища, вместе входят волки и овцы, ястребы и воробьи, орлы и голуби.

Когда же и такое поспешное собрание зверей в ковчег, и водворившийся вскоре между ними мир, современников Ноевых не подвигли к покаянию, тогда сказал Господь Бог Ною: «Еще семь дней и истреблю всякую созданную Мною плоть». Бог давал людям на покаяние сто лет, пока строился ковчег, но они не одумались. Он собрал зверей, дотоле ими невиданных, — однако же люди не захотели покаяться; водворил мир между животными вредоносными и безвредными, — и тогда они не устрашились. Даже после того, как Ной и все животные вошли в ковчег, Бог медлил еще семь дней, оставляя дверь ковчега отверстой. Удивительно как то, что ни львы не вспомнили о своих дубравах, и прочие звери и птицы всякого рода не стали снова искать жилищ своих, так и то, что современники Ноевы, видя все, что совершалось вне ковчега и в ковчеге, не убедились оставить нечестивые дела свои» (Толкование на книгу Бытия. Главы 6 и 7).

А вот блаженный Аврелий Августин, епископ Иппонийский, нашел ответ на Ваш и на другие вопросы о ковчеге и Ное. Вот что он пишет в фундаментальном труде «О граде Божьем»:

«Но никто не должен думать, будто бы все это было написано с целью обмана; или же, что в рассказе нужно искать только истину историческую, без всяких аллегорических значений; или, напротив, что всего этого в действительности не было, а что это только одни словесные образы; или же, что все это, каково бы оно ни было, не содержит никакого пророчества о Церкви. Только человек с совершенно превратным умом станет утверждать, будто могли быть делом праздного упражнения книги, которые в течение тысяч лет сохранялись с таким благоговением и под таким наблюдением в определенном порядке преемства сменявших друг друга лиц; или же, что в них в данном случае нужно видеть только историю. Для примера, чтобы опустить остальное: если требовалась такая величина ковчега из-за большого количества животных, то что вынуждало ввести нечистых животных по две пары, а чистых — по семь пар, когда могли быть сохранены и те и другие при одинаковом их количестве? Притом разве Бог, который повелел сохранить их для восстановления рода, не мог восстановить их так же, как создал?

Те же, которые утверждают, что это совсем не события, а только образы для обозначения других вещей, прежде всего считают невозможным такой большой потоп, чтобы вода, постепенно прибывая, покрыла высочайшие горы на пятнадцать локтей, и указывают на вершину горы Олимп, над которой, как утверждают, не могут образовываться облака, потому что она так высока, как небо, и оттого воздух на ней не настолько густ, чтобы могли появляться ветры, облака и дожди. Но они упускают из виду, что может же быть там земля, самая тяжелая из всех стихий. Разве будут они отрицать, что вершина горы состоит из земли? На каком же основании они утверждают, что земля могла подняться в эти небесные пространства, а вода — не могла, когда эти же самые мерятели и взвешиватели стихий говорят, что вода и выше и легче земли? Какую могут привести они разумную причину, по которой бы земля, более тяжелая и низменная, могла занимать тихие пространства неба в течение стольких лет, а воде, более легкой и высокой, нельзя было сделать этого даже на короткое время?

Говорят также, что ковчег такой величины не мог вместить так много родов животных обоего пола, и притом нечистых по две пары, а чистых — по семь (Быт. 7:2). На мой взгляд, говорящие так принимают в расчет только его триста локтей в длину и пятьдесят в ширину; но не принимают в соображение, что столько же локтей было в верхнем ряду и столько же в еще высшем, и что поэтому локти эти, взятые три раза, составят девятьсот и сто пятьдесят. А если представить себе, как весьма удачно заметил Ориген, что Моисей, т. е. человек Божий, который, по словам Писания, «научен был всей мудрости» египтян (Деян.7:22), любивших геометрию, мог показывать размеры в геометрических локтях, которые, как утверждают, были в шесть раз больше наших, то кто не увидит, какое множество вещей могло вместиться в таком обширном пространстве? Те же, которые утверждают, будто ковчег такой огромной величины не мог быть построен, клевещут самым нелепым образом, ибо им хорошо известно, что построены были огромнейшие города, и не обращают внимания на те сто лет, в течение которых строился этот ковчег. Если камень может пристать к камню, будучи соединен одной известью, так что из множества тысяч их образуется городская стена, то почему бы дерево не могло быть соединено с деревом при помощи лап, шипов, гвоздей и смоляного клея, чтобы мог быть построен ковчег не криволинейной, а прямолинейной формы, больших размеров в длину и ширину, — ковчег, которого не требовалось спускать в море никакими человеческими усилиями, но который по естественному закону тяжести должна была поднять подошедшая волна и который во время плавания должен был управляться, чтобы не подвергнуться крушению, скорее провидением Божиим, чем человеческим мастерством.

Что же касается мелочных вопросов, которые обыкновенно задаются относительно ничтожнейших животных, не только таких, как мыши и ящерицы, но и таких, как саранча, жуки, мухи и, наконец, блохи: дескать, не были ли они в ковчеге в большем количестве, чем то, какое было назначено повелением Божиим; то тем, кого занимают подобные вопросы, нужно прежде всего напомнить, что выражение «пресмыкающихся по земле» (Быт. 6:20) следует понимать в том смысле, что не было необходимости сохранять в ковчеге тех животных, которые могут жить не только в воде, погруженные в нее, как рыбы, но и на воде, плавая сверху ее, как многие крылатые. Затем, когда говорится: «Мужеского пола и женского пусть они будут» (Быт. 6:19), то этим очевидно указывается, как на цель, на возобновление рода. Поэтому в ковчеге не было необходимости находиться таким маленьким животным, которые могут рождаться без полового совокупления из каких-нибудь вещей или вследствие порчи вещей; а если они там были, как бывают обыкновенно в домах, то могли быть безо всякого определенного числа.

Если же совершавшееся в этом священнейшее таинство и дававшийся образ такой высокой важности не мог осуществиться в действительности иначе, как при условии, что все, что не может жить по природе в воде, будет находиться в ковчеге в упомянутом определенном числе, то это было заботой не этого человека или этих людей, а божественной. Ной не ловил, чтобы вводить, а впускал приходивших и входивших.

Именно такой смысл имеет сказанное: «Войдут к тебе» (Быт. 6:20), т. е. войдут не по действию человеческому, а по мановению Божию; притом так, что между ними не следует представлять таких, которые не имеют пола. Предписано и выражено определенно: «Мужеского пола и женского пусть они будут». Ибо есть такие животные, которые рождаются из каких-либо вещей без полового совокупления; потом же совокупляются и рождают, каковы, например, мухи. Есть и такие, между которыми нет самцов и самок, как, например, пчелы. Такие, далее, которые имеют пол, но так, что не рождают детей, каковы мулы, едва ли могли быть там, ибо было вполне достаточно, чтобы там были их родители, т. е. лошадиная и ослиная порода; то же нужно сказать и о других животных, которые производят какой-нибудь новый род вследствие смешения различных пород. Но если и это относилось к тайне, то и они были там. Ибо и эта порода имеет мужской и женский пол.

Некоторых даже занимает вопрос, какую пищу могли иметь там животные, которые, как думают, питаются только мясом: были ли взяты туда без нарушения повеления сверх указанного числа животные, которых необходимость требовала взять в пищу другим; или же, чему скорее можно поверить, и без мяса могла быть другая пища, пригодная для всех. Ибо мы знаем, что очень многие животные, которым пищей служит мясо, питаются овощами и плодами, а особенно — фигами и каштанами. В таком случае что же удивительного, если этот мудрый и праведный муж, и притом по божественному внушению, и без мяса приготовил в запас годную и сообразную каждой породе пищу? Есть ли что-нибудь такое, что не заставил бы есть голод? Или чего не может сделать приятным и полезным Бог, Который мог с божественною легкостью сделать, чтобы они жили даже и без пищи, если бы и само питание их не требовалось для пополнения прообраза великого таинства?

А что такие многочисленные исторические знамения не имели целью служить прообразами Церкви, это может утверждать только человек, погрязший в своей любви к пустым пререканиям. Ибо уже и в настоящее время народы, и притом как чистые, так и нечистые, так наполнили Церковь и в такой держатся между собою связи ее единством, что в силу одного этого яснейшего факта нельзя сомневаться и в остальном, что сказано несколько темнее и потому труднее для понимания. Если это так, если даже тупоумный не осмелится утверждать ни того, что это было написано из праздности; ни того, что эти события, произойдя в действительности, ничего не означали; ни того, что это были только словесные аллегории, а совсем не события, — то нельзя с уверенностью утверждать, что все это не служило к обозначению Церкви; скорее следует думать, что все это и мудро запомнено и записано, и действительно совершилось, и обозначает нечто, и это нечто служит прообразом Церкви» (Книга 15, глава 27).

Уважаемый Александр,

Вы задаёте правильный и хороший вопрос, который должен задать себе каждый, внимательно изучающий Тору. Уже Рамбан (Нахманид), один из величайших комментаторов Торы всех поколений, поднимает этот вопрос. Он пишет: то, что в ковчеге поместились все животные, а также еда для них на целый год, было чудом. Такая «разновидность» чуда называется на языке мудрецов муат эхзик эт а-мерубэ — «малое вмещало большое». В Мидраше Ялкут Шимони (Йеошуа 14) приводятся различные примеры подобного рода чудес, которые происходили в различные времена.

Однако Рамбан не ограничивается этим утверждением. Он продолжает задавать вопросы.

Если это было чудо, спрашивает Рамбан, зачем же Ноах должен был строить такой большой ковчег? Ведь достаточно было построить ковчег минимальных размеров, и он также вместил бы всех животных чудесным образом.

На это Рамбан даёт два ответа. Во-первых, говорит великий комментатор, масштабное строительство было необходимо для того, чтобы все современники Ноаха обращали внимание на происходящее, удивлялись гигантскому сооружению, рассказывали друг другу о ходе строительства и рассуждали о том, что за грехи поколения Всевышний может навести потоп. Так современникам Ноаха была предоставлена возможность сделать тшуву.

Второй ответ на этот вопрос такой. Творец приказал Ноаху построить столь вместительный ковчег, чтобы «уменьшить» чудо. Рамбан пишет, что почти все чудеса в Торе имеют следующую «структуру»: человек делает всё, что способен сделать, остальное — в руках Небес. Поэтому Ноах должен был построить настолько большой ковчег, насколько мог, а остальное (размещение всех животных) было в руках Небес.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Какие «эксперименты» привели к потопу?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *