Скинии

Названия

Для обозначения Скинии Библия пользуется двумя системами названий:

  • одна основывается на названии hа-мишкан («המשכן» — «обиталище», «местопребывание» ) и включает мишкан hа-эдут («משכן העדות» — «местопребывание свидетельства», то есть Скрижалей Завета, находившихся в Ковчеге Завета) и мишкан hа-шем («משכן השם» — «местопребывание Имени «), то есть место, где Шехина Творца пребывает на земле, среди народа Израиля;
  • другая основывается на названии оhел («אוהל» — «шатёр», «скиния») и включает оhел моэд («אוהל מועד» — «скиния собрания» или «скиния откровения») и оhел hа-эдут («אוהל העדות» — «шатёр свидетельства»).

В нескольких местах Библии объединены оба названия в одно мишкан оhел моэд («местопребывание скинии собрания») (Исх. 39:32).

Объясняется это тем, что оба этих слова мишкан и оhель являются в древнееврейском языке синонимами. Так, оба этих слова употреблены в одной фразе: «Как прекрасны шатры твои (оhалеха), Иаков, обиталища твои (мишкенотеха), Израиль» (Чис. 24:5).

Скиния собранияCharles Taze Russell (1852-1916), «Фото-драма Сотворения”, Public Domain

Гораздо реже в Библии можно встретить и другие названия Скинии: микдаш («Святилище») и hа-кодеш («святое место»).

Предназначение Скинии и Храма в иудаизме

Заповедь строительства Скинии и Храма

В еврейской Галахе заповедь строительства Храма является повелением из поколения в поколение строить здание, которое станет центром священнослужения еврейского народа и в котором будут приноситься жертвоприношения Единому Богу.

В иудаизме существует два основных мнения по вопросу о назначении Храма. С одной стороны, строительство Скинии, а позже и Храма, рассматривается как некое снисхождение к человеческой природе, в лучшем случае некое средство; с другой, напротив, Храм представляет собой вершину всех мыслимых совершенств. Оба эти подхода напрямую связаны с разногласием относительно датировки получения заповеди о постройке Скинии.

  • Согласно первой версии (Мидраш Танхума), заповедь о строительстве Скинии была дана в Йом Кипур, то есть в тот день, когда Всевышний простил евреям грех Золотого тельца. До этого греха не было необходимости в Храме, так как Шехина (Слава Божия), обитала среди народа.
  • В то же время, в другом авторитетном источнике (Мидраш Шир ха-ширим Раба) утверждается, что законы о постройке Скинии были даны на горе Синай, то есть в данном случае Писание придерживается хронологического порядка изложения. Согласно этому мнению, Храм является точкой соприкосновения земли с небом и изначально необходимым компонентом мироздания.

Таким образом, в иудаизме существует два образа понимания предназначения и смысла Храма: один расценивает его как ценность прикладную, второй — как безусловную.

Так или иначе, Творец, без всякого сомнения, выше любого здания — Он не нуждается в «жилой площади», не нуждается в жертвоприношениях, воскурениях, возлияниях и т. п. Всюду в тексте Писания, где сказано: «Моя жертва», «Мой хлеб», имеется в виду: «жертва, посвящённая Мне», «хлеб, посвящённый Мне».

Тем самым еврейские пророки и законоучители неоднократно подчёркивали тот факт, что Храм нужен не Богу, а самим людям.

В христианстве Скиния расценивается исключительно как прикладная ценность, считается одним из ветхозаветных прообразов Церкви. Возможно, христианское понимание смысла и назначения Скинии в чём-то созвучно Мидрашу Танхума, что Скиния всего лишь некое снисхождение к человеческой природе, в лучшем случае некое средство. Христианство согласно с мнением пророков, что Скиния нужна людям, а не Богу.

Мнения о значении Скинии и Храма

Согласно тексту Писания, функции Скинии можно разделить на несколько основных категорий, которые, прежде всего, базируются на том, что главное и важнейшее предназначение Скинии основывается на названии «мишкан», то есть Скиния является местом, где Шехина Творца (Слава Божия) пребывает на земле, среди народа Израиля.

Исходя из слов Пятикнижия: «И построят Мне святилище, и Я буду пребывать среди них» (Исх. 25:8), — Скиния является:

  • местом, где Бог обнаруживает Своё присутствие и откуда (точнее, между крыльями херувимов на крышке Ковчега Завета, находящегося в Святая святых) Он говорит с Моисеем после его пребывания на горе Синай;
  • местом служения Богу, где осуществляются регулярные церемонии и жертвоприношения. Это также место, где каждый может приблизиться к Богу и принести искупительную или благодарственную жертву;
  • местом проявления Славы Божией (Шехины). Для всех живших в те времена, когда существовала Скиния и Храм, пребывание Славы Божией в Храме не было вопросом веры; это было простое знание, факт, столь же очевидный, как пребывание в небесах Солнца и Луны.

Согласно Писанию, в пустыне облако Славы Всевышнего всегда покрывало Скинию, когда же оно поднималось, это являлось знаком для отправления в путь. Кроме этого, Скиния служила также:

  • местом публичного собрания всего народа;
  • хранилищем высшей национальной святыни, Ковчега Завета, и свитков Торы, которые служили эталоном для всех прочих свитков.

Исх. гл. 40; Евр. 8:1-5

1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах
2 и священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.
3 Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести.
4 Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что такие священники, которые по закону приносят дары,
5 которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе.
(Евр.8:1-5)

Скиния

Скиния — (др.-греч. σκηνή, скэнэ́, «шатёр, палатка»; др.-евр. מִשְׁכָּן, мишкан, «обиталище, местопребывание», др.-евр. אהל מועד, оэль моэд, «шатёр встречи, собрания») — в основном употребляется в значении походного храма евреев, Скинии собрания, использовавшегося, согласно Библии, как место принесения жертвоприношений и хранения Ковчега Завета до постройки Иерусалимского храма, созданного строго по образу Скинии. Источник — Википедия.

В любую эпоху Бог давал систему поклонения, подходящую для человека и угодную Богу.

Для иудейской религии Он дал скинию.

Скиния представляла из себя переносной шатер. Она состояла из наружного двора, в котором были медные жертвенник и умывальник. В собственно в скинии были святилище и Святое святых. В святилище были расположены жертвенник для совершения курений, светильник и стол с хлебами предложения.

Скиния и Церковь — 5 поразительных соответствий

В Святом святых был ковчег откровения, также называемый ковчегом завета.

16 И положи в ковчег откровение, которое Я дам тебе.
(Исх.25:16)

Статья в тему: Крышка ковчега (седалище милосердия) и Христос

В ковчеге откровения лежали две каменные скрижали, на которых был написан закон, расцветший жезл Аарона и сосуд с манной, которая хранилась.

Крышку ковчега откровения называли седалищем милосердия.

17 Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина ее полтора локтя;
18 и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки;
19 сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее;
20 и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими друг к другу: к крышке будут лица херувимов.
21 И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе;
22 там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым.
(Исх.25:17-22)

34 И положи крышку на ковчег откровения во Святом-святых.
(Исх.26:34)

89 Когда Моисей входил в скинию собрания, чтобы говорить с Господом, слышал голос, говорящий ему с крышки, которая над ковчегом откровения между двух херувимов, и он говорил ему.
(Чис.7:89)

3 За второю же завесою была скиния, называемая «Святое-святых»,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
8 Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния.
9 Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего,
(Евр.9:3-9)

Церковь

В христианский период Бог установил, что для поклонения собирается церковь.

18 Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.
19 Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
20 Далее, вы собираетесь, не значит вкушать вечерю Господню;
21 ибо всякий поспешает прежде есть свою пищу, иной бывает голоден, а иной упивается.
22 Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.
23 Ибо я от Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
30 От того многие из вас немощны и больны и немало умирает.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
33 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.
34 А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.
(1Кор.11:18-34)

7 В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.
(Деян.20:7)

25 Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать , и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.
(Евр.10:25)

Строительство Скинии

Согласно книге Исход, повеление о строительстве Скинии Моисей получил на горе Синай, ещё до получения Скрижалей Завета. Это повеление приводится в Библии целиком, с большим количеством деталей, и занимает около 7 глав (Исх. 25 — 31).

  • Повеление начинается с описания пожертвований (Исх. 25:3-7), которые следует собрать с сынов Израиля на строительство Скинии. Для строительства Скинии и её составляющих были необходимы пятнадцать различных материалов:
  • На этом заканчивается первая часть повеления о строительстве Скинии.Затем перечисляются законы, связанные с тремя предметами, которые должны быть помещены внутри Скинии: Ковчег Завета (для хранения Скрижалей) (Исх. 25:10-22), Стол хлебов предложения (для хлебных приношений) (Исх. 25:23-30) и Менора (светильник) (Исх. 25:31-40).
  • После этого описывается строение самой Скинии (Исх. 26), к которой относятся также законы «парохет» (завесы, отделявшей Святая святых) и «масах» (завесы, закрывавшей вход в Скинию).
  • После всего этого заповедует Бог Моисею строительство жертвенника всесожжения, который должен был находиться во дворе Скинии (хацер). И о законах, связанных с самим двором Скинии (Исх. 27).
  • В следующей главе Библия добавляет к основному повелению детальное описание золотого жертвенника для воскурений (Исх. 30:1-10), законы о половине шекеля (Исх. 30:11-16) и описание медного умывальника (Исх. 30:17-21).
  • После завершения описания законов о храмовой утвари идёт повеление о приготовлении елея помазания и о необходимости помазания им всей утвари перед началом её употребления (Исх. 30:22-33), а также о приготовлении смеси для воскурений и законов её воскурения (Исх. 30:34-38).
  • В заключение Всевышний подводит итог:
  • Далее приведена речь Моисея, в которой он передаёт указания Бога народу Израиля, после чего с большими подробностями приводится описание работ по строительству Скинии и её утвари.Описание законов Скинии завершает повеление о Шаббате, из которого комментаторы делают вывод о том, что законы Шаббата нельзя нарушать даже для строительства Скинии, а работы по её строительству, в свою очередь, представляют собой прообразы запретов Шаббата.

Трудились над сооружением Скинии около полугода (от 11 тишри до 1 нисана). Когда работы были окончены и все принадлежности Скинии были готовы, последовало указание Бога о возведении Скинии, освящении её утвари и помазании в священнический сан Аарона и его сыновей первого числа месяца нисан (в котором и произошёл Исход евреев из Египта), на второй год после Исхода. Освящение заключалось в помазании священным составом из смирны самоточной, корицы, трости благовонной, кассии и елея.

Возведение Скинии описано в последних стихах книги Исход и заканчивается описанием спуска Славы Господа (Шехины) на Скинию:

С этих пор облако покрывало Скинию в продолжение всего странствования израильтян по пустыне. Каждый раз, когда облако отделялось от Скинии, израильтяне снимали свои шатры и отправлялись в путь, и где оно останавливалось, там они располагали свой стан.

  • В первых главах книги Чисел детально описываются обязанности левитов и правила разборки и погрузки Скинии и её утвари во время переходов. Левиты должны были также устанавливать Скинию во время остановок и охранять её со всех сторон.

Как только Скиния была сооружена, она заняла центральное место среди народа Израиля — в прямом и переносном смысле — как при переходе через пустыню, так и во время стоянок. Расстояние в пустыне между народом и Скинией никогда не было больше 2000 локтей, с тем, чтобы в Субботу каждый имел возможность прийти к ней для молитвы.

Устройство Скинии согласно еврейской традиции (Талмуд, Мишна)

Детальное описание устройства Скинии содержится в Исх. 25 — 31 и Исх. 35 — 40. Тем не менее, множество отдельных деталей, связанных с ней (некоторые материалы, размеры некоторых элементов, способы сборки и крепления), остаются неясными.

Расположение шатра и двора

Скиния располагалась в соответствии со сторонами света. Шатёр 30×10 локтей находился в западной части большого двора (хацер), длиной в 100 локтей и шириной в 50 локтей. Расстояние от ограды двора до шатра составляло 20 локтей с севера, юга и запада и 50 с востока.

Скиния и лагерь. Рисунок XIX в.Gover, Public Domain

Вход в Скинию располагался с восточной стороны и был закрыт особым пологом, который назывался масах, длиной в 20 локтей. Полог был связан из кручёной из двадцати четырёх частей нити, на обеих его сторонах были вышиты керувим (херувимы).

Двор Скинии (хацер) (Исх. 27:9-19)

Вокруг Скинии сооружался прямоугольный двор (Хацер) довольно больших размеров 100×50 локтей (около 1370 м²), ограждённый столбами на медных основаниях. Между столбами были натянуты расшитые занавеси (клайим), искусно сплетённые из полотна наподобие сети, образуя стены высотой около 2,6 м.

Ворота двора Скинии располагались с восточной стороны, напротив входа в шатёр. Они были покрыты особым пологом из шерсти, окрашенным в синий, пурпурный, алый и белый цвета, который назывался масах и был длиной в 20 локтей.

Реконструкция медного Жертвенника всесожженияPhilip Y. Pendleton, Public Domain

С севера и юга двора было по 20 столбов, на западе — 10, на востоке — по 3 с каждой стороны от входа, и ещё 4 поддерживали полог (масах).

Во дворе, напротив входа, размещался большой Жертвенник всесожжения, устроенный из акации и окованный медью (поэтому он назывался также «медный жертвенник»). На нём горел неугасимый огонь и приносились жертвы. Позади жертвенника стоял медный умывальник (киор) для священников. Все принадлежности двора были выполнены из меди.

Вход в шатёр был разрешён лишь священнослужителям (левитам и коэнам), остальные же евреи могли заходить лишь во двор.

Двор в Иерусалимском Храме назывался Азара.

Строение шатра

Шатёр представлял собой строение, сочетавшее как форму шатра, так и форму прямоугольного шалаша с каркасом из деревянных досок и плоской крышей (сукка) без окон. Его устройство позволяло разбирать всю конструкцию на части, пригодные для ношения. Размеры шатра составляли 30 локтей в длину, 10 локтей в ширину и 10 локтей в высоту (около 16×5,4×5,4 м), и в задней его части находилась ещё одна, внутренняя, скиния, размером 5×5×5 м, отделённая от остальной части строения занавесом (парохет) и называемая Святая святых (Кодеш кодашим). Перед Святая святых находилось священное пространство, Святилище (Кодеш), отделённое завесой (масах) от передней части ограждённого двора (Хацер). Таким образом, шатёр состоял из трёх деревянных стен: двух боковых, на север и юг, и задней, на запад и был закрыт завесой с восточной стороны.

Покрытие шатра (Исх. 26:1-14)

На стены и верх скинии набрасывались покровы, представлявшие важнейшую её часть и придававшие ей вид шатра. Их было четыре.

  1. Первый, нижний слой, служивший потолком шатра, составляли 10 отдельных полос (йериот) из двухслойной тканой материи (пряжи и виссона) небесно-голубого цвета, каждая из которых была длиной в 28 локтей и шириной в 4 локтя, и сшитых по пять полос вместе. Образовавшиеся таким образом две половины покрова соединялись вместе посредством 50 золотых крючков. Длина всего покрова была 28 локтей, ширина 20 локтей. Покров этот, закрывавший верх шатра, покрывал также и стены до серебряных подножий, которые оставались внизу непокрытыми (за исключением западной стены, где они были покрыты до самой земли). Он носит в Библии название Мишкан, что означает парадный шатёр, покрытый дорогими тканями, тогда как обыкновенный, простой шатёр называется Охель.
  2. Второй покров, который клали поверх первого, был из не пропускающей сырости козьей шерсти, обычного материала для шатров, и назывался «шатёр (Оhель) над Мишканом». Он состоял из 11 полотнищ, каждое из которых также было шириной 4 локтя, однако длина его составляла 30 локтей. Эти полотнища скреплялись по 5 и 6 вместе с помощью медных крючков.
  3. Третий покров — из бараньих шкур, окрашенных в красный цвет.
  4. Самый верхний слой составляли кожи животного, именуемого в тексте «тахаш».

Третий и четвёртый покровы покрывали, по-видимому, только верх шатра. Размеры этих полотнищ Библия не указывает. По некоторым мнениям, тахашевые кожи образовывали крышу над шатром, а бараньи шкуры, прикреплённые к ним, свисали с обеих сторон, закрывая брусья.

Все эти материалы считались очень дорогими, что подтверждает и библейский текст — Иез. 16:10.

Брусья для стен Скинии (Исх. 26:15-30)

Материалом для Скинии послужило, вероятно, дерево акации (шита, мн. ч. шиттим), наиболее распространённое в пустынной местности вокруг Красного моря. Сделать все части Скинии из деревьев этого типа довольно нелегко, поскольку трудно найти нужное количество прямых стволов, которые обычно имеют небольшую длину и сильно изогнуты.

Стены состояли из перпендикулярно поставленных брусьев, высотой в 10 локтей и шириной в 1,5 локтя, причём боковые стены имели по 20 брусьев, а задняя — 6, кроме 2 брусьев для углов, соединявших её с боковыми стенами. Толщина брусьев не указана, но, согласно Талмуду, она равнялась 1 локтю. Все брусья были покрыты листовым золотом.

Снизу брусья были вырезаны таким образом, чтобы их можно было вставить в два серебряных подножья (аданим), которые служили для удержания всего сооружения на месте даже на неровной поверхности. Подножья были ¾ локтя шириной, 1 локоть в длину и высоту.

Брусья, вероятно, были вырезаны также и сверху, с тем, чтобы дополнительные аданим скрепляли их между собой. Кроме того, каждый брус был прикреплён к соседнему с помощью верхнего и нижнего деревянных шипов, которые выступали из каждой доски и вставлялись в отверстие, сделанное в соседней доске. Также брусья были скреплены пятью горизонтальными поперечными засовами с каждой стороны. Снизу и сверху (на расстоянии 2,5 локтя) в два ряда проходили четыре засова длиной в половину стены каждый. Эти засовы вставлялись в золотые кольца с внешней стороны скинии. Дополнительный, серединный засов, проходил через отверстия, проделанные в середине досок. По одному из мнений, этот засов шёл горизонтально от конца до конца Скинии (70 локтей) и чудом поддерживал всю его конструкцию. Засовы также были покрыты листовым золотом.

Внутреннее устройство шатра (Исх. 26:31-37)

Север
Запад Восток
Святая святых Святилище
Юг

У входа в шатёр были установлены пять столбов из акации, покрытых листовым золотом и установленных на медные подножья, на которых крепилась завеса (масах), закрывавшая вход. Эта завеса была похожа на ту, которая закрывала ворота двора Скинии.

Ковчег Завета. Художественная реконструкция XIX века, включающая стилистические элементы эпохи Возрождения. Херувимы представлены в виде ангелов.Philip Y. Pendleton, Public Domain

Внутри шатёр делился на две неравные части другой завесой (парохет), которая состояла из той же двухслойной тканой материи (пряжи и виссона синего, пурпурного и алого цветов), что и нижний покров, и была размером 14×12 м. Парохет крепилась золотыми крючками на четырёх столбах из акации, покрытых листовым золотом и установленных на серебряные подножья.

  • Меньшее помещение в глубине было размером 10×10×10 локтей и называлось «Святая Святых» (Кодеш hа-кодашим), в нём находился только Ковчег Завета (Арон hа-брит) — самый святой предмет Скинии, а в нём Скрижали Завета (Лухот hа-брит) — первые разбитые, и вторые — целые.

Рядом с Ковчегом хранился свиток Торы, написанный самим Моисеем. Также в Святая святых хранились сосуд с манной, расцветший жезл Аарона, елей помазания, а впоследствии также и золотые дары филистимлян.

В Святая святых разрешалось входить одному Первосвященнику и только раз в году, на Йом Киппур.

  • Вторая часть, размером 20×10×10 локтей, называлась Святилище (ha-Кодеш) или «Шатёр свидания» (Оhель моэд) и была основным местом священнослужения. В Святилище располагались:
  1. налево от входа, на расстоянии 5 локтей от парохет и 2,5 локтя от южной стены — семиствольный золотой светильник с негасимым пламенем — Менора;
  2. направо от входа, на расстоянии 5 локтей от парохет и 2,5 локтя от северной стены — Стол хлебов предложения, сделанный из акации и покрытый листовым золотом, с 12 хлебами предложения,;
  3. посередине Святилища, на расстоянии 10 локтей от масах и парохет и 5 локтей от каждой из стен — жертвенник воскурения, также сделанный из акации и покрытый листовым золотом, для курения фимиама (назывался также «золотой жертвенник»).

Внутренняя планировка Соломонова Храма создавалась подобной планировке Скинии, храмовая утварь сходна с утварью Скинии, в обоих святилищах одинаковые по форме жертвенники, меноры и т. д.
Впоследствии, аналогичные элементы перешли в планировку еврейских синагог и христианских храмов.

Синай — небесная гора лунного бога

Книга Исход сообщает о том, что на горе Синай Моисей получил повеление построить Скинию. Это повеление занимает семь глав (с 25 по 31) этой книги. Обратим сначала внимание на эти символы: гора и число 7. В астральном символизме небесные сферы Мироздания символически называются небесами, горами, холмами, столпами или деревьями. Например, известно такое выражение как «на семи дубах». А чтобы подчеркнуть святость какого-либо города с религиозной точки зрения, говорили, что город основан на семи холмах, или горах.

Символически «гора Синай» означает Небесную сферу Луны, так как Син – это одно из имен бога Луны у семитских народов древности. В Библии, сборнике астральных мифов, встречается также «гора Хорив», что означает Небесную сферу Солнца, так как Хор/Гор/Ур/Ар – одно из имен бога Солнца. Тщетно искать эти «горы» на поверхности Земли, ибо они суть астральные символы, и только.

Семь глав книги Исход, посвященные описанию скинии, связаны с числом 7, которое в этом случае символизирует Луну. Именно столько суток длится семидневная лунная неделя. И гора Синай, и число 7 свидетельствуют о том, что описание устройства скинии было получено от планетарного божества Луны. В астрологии планетарные боги называются гениями (лат. дух), а в гностической космологии архонтами (греч. начальник, властитель).

Устройство Шатра

Перейдем теперь к символизму устройству шатра. Как уже было сказано, шатер покрывался 4 покровами из различной шерсти. Почему именно четыре? Дело в том, что согласно классической астрологии между Землей и Луной, первой Небесной сферой Мироздания, расположены в следующем порядке низшие стихии/элементы:

  1. земля
  2. вода
  3. огонь
  4. воздух

Четыре стихии символизировались не только покровами шатра, но и завесами шатра. Иосиф Флавий, иудейский историк, живший в 1 веке н.э. в своем труде Иудейские древности (книга 3, глава 7), описывая Святилище, написал следующее:

Завесы, сотканные из четырех сортов материала, служат эмблемою стихий, при чем виссон очевидно напоминает землю, которая родит лен, пурпур — море, окрашивающееся в пурпуровый цвет кровью рыб, фиолетовый гиакинф -лазоревый воздух, а багряный цвет служит символом огня.

А все «этажи», т.е. небеса Мироздания, начиная с Небесной сферы Луны, наполнены уже пятым высшим элементом/стихией – эфиром.

Святилище

Святое (Кодеш) размером 21х10х10 локтей – эта передняя часть шатра, расположенная сразу после входа в шатер со двора скинии. Сумма чисел размера этого помещения дает число 5 (2+1+1+1). Здесь число 5 уже означает не количество лунных фаз, а количество других Небесных сфер, расположенных выше сфер Солнца и Луны. Ведь символы дневного светила (жертвенник с огнем) и ночного светила (умывальник с водой) расположены во дворе скинии.

В отличие от видимых жертвенника и умывальника, внутреннее помещение Святилища могли видеть лишь священники. Символы видимых для всех живущих на Земле светил – Солнца и Луны были обозримы, т.к. размещались во дворе скинии. А пять планет, расположенных на пяти небесах, символом которых служило пространство Святилища, наблюдали и наблюдают далеко не все жители Земли.

Не то, чтобы эти блуждающие звезды не видны с Земли (они ведь видны невооруженным глазом), но, чтобы их увидеть и даже наблюдать за ними, нужны были определенные познания, которые могли иметь только жрецы-астрологи, т.е. священники. А для того, чтобы увидеть Солнце и Луну никаких знаний вообще иметь не нужно. Их видят даже представители животного мира. 🙂

Семисвечник — символ септенария

Иосиф Флавий в 6-й главе того же тома, описывая семисвечник, написал следующее:

Напротив этого стола, ближе к южной стене, был поставлен золотой светильник чеканной работы… Он состоял из круглых трубок, шаровидных лилий, изображений гранатовых яблок и чашечек, числом до семидесяти, которые все исходили из одного общего основания и возвышались кверху, образуя такое количество ветвей, сколько существует планет вместе с солнцем, именно семь чашечек, расположенных по одной линии (на одинаковой высоте) друг против друга. На этих чашечках помещалось семь лампочек, тоже по числу планет.

А в 7-ой главе этого же тома он написал:

Светильник, состоящий из семидесяти составных частей, напоминает знаки, через которые проходят планеты, а семь светочей на нем указывают на течение планет, которых также семь.

Итак, два светила: дневное и ночное, символы которых находятся во дворе скинии, а также пять планет, числовой символизм которых присутствует в размерах помещения под названием Святое (Кодеш), вместе формируют известный в астрологии септенарий. Термином «септенарий» в классической астрологии называют 7 блуждающих звезд (планет): Луну, Солнце, Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн.

Находящийся в Святилище семисвечник (менора) как раз и был призван символизировать астрологический септенарий — 7 планет. Как известно, семисвечник должен был иметь 7 ветвей, заканчивающихся 7 светильниками. Каждый из светильников символизирует одну из блуждающих звезд нашей планетарной системы, включая центральную звезду – Солнце.

12 хлебов — символ Зодиака

Напротив семисвечника должен располагаться стол, на котором находились бы 12 хлебов, расположенных в два ряда, и, скорее всего, в две стопки. Почему хлебов было именно 12, да еще разделенных на две части? Астрологи поймут почему. Для тех, кто не знаком с астрологией поясню.

Реконструкция Хлебов предложения

Зодиак – это пояс, простирающийся на 8 градусов по обе стороны от эклиптики, внутри которого происходит видимое движение семи блуждающих звезд (планет). Зодиак разделен на 12 равных сегментов по 30 градусов, называемых знаками. Таким образом, 12 хлебов символизируют двенадцать знаков Зодиака, которые в свою очередь составляют 12 месяцев солнечного года.

В тех же Иудейских древностях (книга 3, глава 7) Иосиф Флавий написал:

Лежащие на столе двенадцать хлебов знаменуют собой год, разделенный на такое же число месяцев.

На южной стороне шатра находится семисвечник, а на северной – 12 хлебов. Юг символизирует низ, а север – верх. Символически 7 блуждающих звезд находятся под зодиакальным кругом, который расположен выше них. На столе 12 хлебов разделены на две части, потому что 12 зодиакальных знаков разделены тоже на две части – дневные и ночные.

Шесть знаков, расположенных на стороне знака Льва называют дневными, а шесть знаков, расположенных на стороне знака Краба, называют ночными. Почему выбраны именно эти два знака, делящие все знаки на две части? Знак Льва является астрологическим домом дневного светила – Солнца, а знак Краба является домом ночного светила – Луны.

Андрогинная Богиня Мать

Символ мужского начала внутри символа женского начала? Да, именно так можно на языке символов передать идею андрогинности. Иначе, без наличия в себе одновременно двух принципов: женского – Инь, и мужского – Ян, сотворить мироздание Великой Богине Матери было бы невозможно. В энциклопедии символов Дж. Купера об символизме Инь-Ян читаем следующее:

Инь олицетворяет женское начало. Ян символизирует начало мужское. Вместе они символизируют все взаимодополняющие противоположности дуалистической Вселенной. То же самое относится и к лотосу.

Символ Инь-Ян (да цзи) олицетворяет совершенное равновесие двух великих сил Вселенной, каждая из которых имеет внутри себя эмбрион противоположного начала. Это говорит о том, что во Вселенной не существует только мужского или только женского начала.

Это Космическое Яйцо; изначальный Андрогин, отражающий совершенство равновесия и гармонии; чистая суть — союз двух начал. Эти две силы сдерживают друг друга в противоборстве, но не в антагонистическом, а как взаимозависимые партнеры.

Андрогинность, а значит, целостность и полнота (греч. πλήρωμα) передавалась такими символами как инь-ян, лилия и гексаграмма, которые несут в себе одну и ту же идею.

Андрогинность Созидательницы Вселенной у древних эллинов-греков символизировалась схожим образом. Так Афина Паллада (греч. Ἀθηνᾶ Παλλὰς) изображалась стоящей с шестом, а позже с копьем. Вторая часть имени Афина – это немного измененное другое греческое слово — φαλλός (сравните слова: παλλάς – φαλλός).

Такие цветы как лотос, водная лилия, роза, а также геральдическая лилия служат универсальными символами андрогинной Великой Богини Матери, которая не нуждалась в чьем-либо участии при созидании Вселенной. Поэтому в ковчеге Шехины находился так называемый жезл Аарона — аналог джеда — символа мужского начала.

Афина Паллада с шестом, аналогом джеда.

Рекомендую к прочтению также статью Когда Бог был еще Женщиной. А в качестве видео-дополнения к этой теме, предлагаю посмотреть клип, где можно насладиться величием того, что создала в порыве своего творчества «художница» Шехина/Хокма/Кадеш/Ашера. Звуковое сопровождение клипа – музыка под названием «Великий храм» композитора и гитариста Валерия Дидюли. Предисловием к этому видео пусть будут слова из библейской Книги Притч (9:1):

Мудрость (София) себе Дом построила,
Семь столбов его вытесала…

♫ Великий храм

Интересная статья?

Оцените от 1 до 5

Отправить оценку

С 31 октября по 3 ноября в Новосибирске прошла христианская конференция «Ради Его славы». Спикерами мероприятия стали проповедники Евангелия с мировым именем Генри Мадава и Бен Фицджеральд.

Конференция «Ради Его славы» состоялась в конце октября. Ее организовали 12 евангельских церквей Новосибирской области. На мероприятие приехали 60 пасторов из разных субъектов РФ. Священнослужители поделились своими впечатлениями о прошедшей конференции с корреспондентом БОГ.NEWS.

Василий Доценко, пастор церкви христиан веры евангельской «Краеугольный камень» (Новосибирск):
— Мы провели конференцию не ради самой конференции, или потому, что увидели у кого-то что-то подобное, а ради Его славы. Иисус сказал, что если мы будем иметь между собой любовь, то все узнают, что мы его ученики. Христиане из разных общин славили Бога без разногласий. Я думаю, что большинство зрелых верующих были сконцентрированы на Иисусе. В то же время на служениях присутствовали люди, в прошлом негативно настроенные к братьям и сестрам из других деноминаций. Однако Господь изменил их сердца — люди плакали и обнимались. Подтверждение этому есть в Божьем Слове — там написано, что Господь объединяет. И Бог объединил людей с разных городов. Иногородние братья и сестры говорили мне, что хотят провести в своих городах подобные конференции, хотят принести в свои города такое же помазание.

Александр Попроцкий, пастор церкви христиан веры евангельской «Назарет» (Новосибирск):
— Прошедшая конференция стала значимым событием для новосибирских церквей, потому что мы увидели крушение барьеров и возникновение семейных отношений между верующими. На конференции чувствовалась очень дружелюбная атмосфера. Дух Святой производил Свою работу, воздействовал на людей, ведь слово Божье призывает людей любить друг друга. Я хочу, чтобы Бог дал возможность проводить такие конференции чаще.

Леонид Семиколенов, пастор церкви «Новый горизонт» (Новосибирск):
— Считаю прошедшею конференцию успешной и безпрецедентной в плане совместного объединения церквей разных деноминаций для проведения такого мероприятия. Мне очень понравилась добродушная атмосфера, царившая на конференции. Очень понравилось то что, мы как прихожане разных церквей, отличаясь друг от друга второстепенными взглядами на порядок литургии, обладаем главным — любовью друг ко другу и единством. Мне также понравилось музыкальное служение трех разных церквей: объединения «Краеугольный камень», объединения «Скиния» и объединения «Назарет». Очень хорошо, что десятки пасторов со всей России познакомились лично и завязали дружеские отношения. Отдельно подчеркну хорошее и нужное послание проповедников.

Николай Седич, пастор церкви «Моя скиния» (Москва):
— На конференции произошел определенный прорыв в отношениях между христианами Новосибирска: из-за того, что прихожане 12 церквей пришли прославить Бога. Мне понравился пастор Генри Мадава, его смирение, ценности которые он транслировал, оставили след в моем сердце. Практические методы служения, полученные мною на конференции, помогут мне в строительстве церкви. Бен Фицджеральд поразил меня своими отношениями с Богом: во время его служений чувствовалось явное Божье присутствие, которое принесло физическое и душевное исцеление. Например, дедушка, которого принесли на руках, после молитвы ушел на своих ногах.

Александр Глухих, пастор «Сибирского христианского центра» (Новосибирск):
— Это было потрясающее время единства верующих из разных церквей. Во всем был прославлен Христос. Прихожане нашей общины остались довольными. Хочется, чтобы в городе проводили больше мероприятий, объединяющих христиан. Подчеркну высокое исполнение музыкантов, а также послание спикеров.

Алексей Ковалёнок

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *