Синодальный период 1721 1917

В царствование Петра Великого единоличное патриаршее управление русской церкви было заменено коллегиальным – синодальным.
В Духовном Регламенте Петра Великого (1720 год) весьма обстоятельно и откровенно представлены причины такой замены.
Преимущества соборного управления перед единоличным состоят, по Духовному Регламенту, в следующем:
1) Собор может вернее найти истину во всех делах, чем одно лице;
2) Определения и решения власти соборной авторитетнее, чем решения власти единоличной;
3) При единоличном правлении часто случается проволочка и остановка в делах вследствие многочисленности занятий, или по личным обстоятельствам правителя: а в случае его смерти, течение дел вовсе прекращается;
4) Решения нескольких лиц гораздо безпристрастнее, чем одного лица;
5) Сильным мира труднее влиять на несколько лиц, чем на одно лицо;
6) От соборного правительства государство не будет опасаться мятежей и смут, которые происходят от одного духовного правителя;
7) Синод может судить своих собственных членов (в том числе и первенствующего члена); для суда же над единоличным правителем необходимо было призывать восточных патриархов, что сопряжено с большими затруднениями и издержками;
8) Синодальное управление составляет как бы школу духовную: лица заседающие в Синоде, могут постепенно здесь научиться духовной политике и «приобретать повседневную опытность к лучшему управлению Домом Божиим».
Существует расхожее мнение, что синодальная форма церковного управления якобы является неканоничной формой правления.
В действительности, Петр I не мог одним государственным указом упразднить патриаршество и ввести синодальную форму управления русской церковью. Для введения такой формы как высшего церковного органа требовалось согласие патриархов. И хотя такая форма синодального правления была введена царем в 1721 году, для полной легитимности Петр I вступил в сношение с константинопольским патриархом Иеремиею III, с просьбой о признании Синода. И в 1723, по совещании с другими патриархами, такое согласие было получено. Иеремией III была составлена грамота, где он называет Св. Синод «возлюбленным о Господе братом» и подтверждает, что он имеет право творить и совершать все, что могут творить и совершать в своих церквах четыре апостольских патриарха.
Таким образом, в каноническом смысле Св. Синод стал постоянным духовным собором, равным по своей власти с четырьмя вселенскими патриархами и потому именовавшимся «святейший».
Сейчас русская церковь имеет париархийную форму управления, но всегда полезно вдумчиво взглянуть на огромный духовный опыт, приобретенный церковью за двухсотлетний исторический промежуток времени, плодами которого русская церковь пользуется и поныне.
Выбор формы церковного управления не может быть догмой и при определенном содержании исторического контента, может случиться, возврат к синодальной форме будет единственным спасением церковного благополучия, сохранением православного традиционного благочестия,…да и вообще физического выживания.
Вот вздумается, например, какому-нибудь патриарху российскому заключить унию с латинянами (не нынешнему, конечно,…нынешний категорически против такого непопулярного шага), то как не вспомнить мудрые петровские уложения.
Конечно, возврат к синодальной форме правления возможен на Руси только при самодержце православном.
Но почему бы и этому не образоваться…в самом деле.

Митрополит Питирим (Нечаев)

Церковнаяистория в этот период также переживала трагические моменты. Достаточно сказать, чтоМосква, находившаяся в оппозиции реформам — не имела своего епископа в течение 70 лет; иерархически ею управлял викарийРостовской епархии, епископ Переславль-Залесский.

Со смертью Патриарха Адриана в 1700 г. Местоблюстителем патриаршего престола был назначен митрополит Рязанский Стефан Яворский, который некоторое время осуществлял общее руководство Церковью, но он был в трудном положении. Серьезно озабоченный проникновением лютеранских воззрений в русское православное общество, митрополит Стефан Яворский написал полемический труд «Камень веры» — произведение, направленное против западнических настроений, которые усиленно вводились и самим царем Петром Алексеевичем, и людьми, его окружавшими.

В 1721 г. Петр I учредил духовную коллегию для управления Церковью, которая через год была преобразована в Святейший Правительствующий Синод—или, другими словами, «ведомствоправославного исповедания». Таким образом, патриаршее возглавление было отменено более чем на 200 лет, а весь период получил название Синодального. Синод был частью государственного аппарата — со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В XVIII в. произошел очень резкий передел собственности, когда церковные земли были дважды или трижды секуляризованы. По существу, у Церкви были отобраны те «поминальные» земли, которые православные оставляли, уходя из этой жизни, на помин души, или просто жертвовали на что-то. При этом церковные земли обладали тем некоторымиммунитетом, что в них было особое право монастырей на крестьян. Монастырских крестьян не продавали, следили за тем, чтобы они не подвергались жестоким телесным наказаниям, и хотя по всей России было утверждено жесткое феодальное право владения душами, монастырские крестьяне находились в более щадящих условиях.

Секуляризация церковных земель, сокращение числа монастырей привели к снижению их роли как центров культуры и просвещения. Поскольку богатства Церкви оскудели, развитиецерковного искусства практически полностью стало зависеть от богатых жертвователей, которые распространяли свойобмирщенный вкус и на церковную архитектуру, и наиконопись, и на произведения прикладного искусства, предназначенные для церковного обихода.

Многим стал непонятен язык богослужения — в особенности это касалось аристократии, часто знавшей иностранные языки лучше русского. Поскольку смысл службы перестал быть понятным, церковная музыка начала развиваться в том же направлении, что и западноевропейская: эстетическое наслаждение превратилось в самоцель, распалось единствомузыки и слова.

Однако несмотря на все сложности, которые возникали в связи с «огосударствлением» церковной структуры, Синодальный период дал образцы очень высокого духовного развития Церкви. Не случайно мудрейший московский митрополит Филарет Дроздов сказал, что «Промысл Божий всегда заботился о Церкви и всевозможные ошибки направлял к благим последствиям».

Именно в XVIII в. в массе появились духовные учебные заведения. Основанная еще в конце XVII в. Славяно-греко-латинская академия была преобразована в высоко развитую — и духовно, и научно, и методологически — школу Московской,Санкт-Петербургской и Казанской духовных академий. К концу XIX в. воспитанники российских духовных академий и выдающиеся ученые Московского университета обеспечили такой высокий подъем в области философии, богословия и церковно-исторической методики исследования, который определил дальнейшие пути развития не только последующей русской мысли, но и оказал влияние на западную. Блестящие образцы русской религиозной философии до сих пор имеют большое значение для Запада, а в последнее десятилетие стали доступны и в России.

Нужно отметить, что инославные конфессии: католическая, которая была в западных областях, присоединяемых к России; лютеранские общины, которые появлялись и в самой Москве, в Немецкой слободе, и, опять-таки в западных областях от Финляндии до Прибалтики; исламские общины; затем, правда, спустя сто лет—грузинская и армянская Церкви—все они сохранили свои структуры. Правда, статус грузинского Патриарха в отсутствие русского Патриарха упразднили, и в Грузию был назначен Экзарх, возглавлявший ее ПравославнуюЦерковь.

Что касается европеизированной части общества, то и она, как, по крайней мере, становится заметно с течением времени, в значительной своей части оставалась верной Православию. Даже среди аристократии, в особенности среди военных, нередки примеры высокого благочестия — генералиссимус А.В.Суворов, генерал-фельдмаршал П.А. Румянцев, адмирал Ф.Ф. Ушаков, недавно канонизованный Церковью и др.

В истории русской святости XVIII в. отмечен именами святителей Димитрия Ростовского, Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Иоасафа Белгородского, блаженной КсенииПетербургской и многих других канонизованных и неканонизованных подвижников благочестия. С конца XVIII в. начинается новое возрождение монашеской жизни. Именно Синодальный период дал образцы той высокой духовности, которая нас питает и которая не превзойдена до сих пор. В качестве примера можно привести преподобного Серафима Саровского—одного из самых почитаемых в современном мире святых. Преподобный Серафим через нашу русскую эмиграцию стал всемирно почитаемым святым. В мире можно встретить его изображения с чертами монголоидного или негроидного типа. К середине XIX в. особенно возрастает духовное значение Оптиной пустыни. Духовного руководства старцев пустыни ищут Н.В. Гоголь, К.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев и многие другие известные деятели русской культуры.

Таким образом, хотя Синодальный период для Русской Церкви может быть определен как исключительно сложный, он отмечен расцветом духовной культуры, а это значит, что несмотря ни на какие внешние катаклизмы, остается некая таинственная глубина национального достоинства, внутренней силы нации, способной в любых потрясениях сохранить и развить свое самосознание. Поэтому, каким бы трудным ни был этот период, мы с благодарностью принимаем его культурное наследие и с благоговением вспоминаем высокие образцы святости.

Список литературы

1. Знаменский П.В. Руководство по русской церковной истории. М., 1996.

2. Римский С.В. Православная Церковь и государство в XIX веке. Р.-н./Д., 1998.

3. Смолич И.К. История Русской Церкви. чч. 1 – 2. 1700 – 1917. М. 1997.

4. Титлинов Б.В. Духовная школа в России в XIX столетии. Вильно, 1908. т. 1–2.

5. Устрялов Н.Г. История царствования Петра Великого СПб., 1859.

6.Филарет (Дроздов), митр. Государственное учение митрополита Филарета. М., 1883.

Или Синодальный строй — в протестантской церкви так называется организация, при которой церковная община получает представительные органы в Синодах и пресвитериях, или церковных (приходских) советах старейшин. Совет представляет собою орган управления местной общины и состоит из священника ее (обыкновенно председательствующего в совете) и нескольких членов общины. Он заведует церковным имуществом, наблюдает за церковным и школьным зданиями, за кладбищами, равно как и за религиозно-нравственною жизнью в общине, имеет попечение о больных, дает согласие на изменения в богослужении, на введение новых катехизисов и сборников церковных песен, принимает участие в выборе пастора, если только назначение последнего не зависит всецело от высшей церковной власти. Синоды бывают окружные, диоцезальные, или провинциальные, и государственные, или генеральные; окружные Синоды подчинены провинциальным, а провинциальные — генеральным Синодам. Составляются они из священников и мирян, или в равном количестве, или с перевесом голосов мирян. В окружных Синодах имеют право голоса все пастыри округа и выборные депутаты церковных советов. В высших Синодах допускается лишь определенное число выборных священников с соответственным числом депутатов из мирян, избираемых в окружных или провинциальных Синодах. В Берлине окружные Синоды через известные периоды времени соединяются в городской Синод, имеющий очень большие права, особенно в делах финансовых. В некоторых Синодах допускаются и члены по назначению: так, напр., в Пруссии король, как представитель верховной власти в церкви, имеет право назначать часть членов провинциальных и генеральных Синодов. Генеральный Синод является высшим представительным учреждением в церкви какого-либо государства. Ему вместе с представителем верховной власти принадлежит право церковного законодательства; в большинстве случаев он через постоянно заседающую комиссию принимает участие и в более важных административных мерах. В Пруссии такая комиссия именуется правлением, или бюро, генерального Синода (General-synodalvorstand) и избирается генеральным Синодом к концу каждой сессии. Комиссия частью имеет собственный круг деятельности, частью действует совместно с высшим государственным учреждением по управлению церковными делами. Самостоятельные функции комиссии следующие: обсуждение дел, предлагаемых высшею церковною властью, рассмотрение недостатков церковной администрации и законодательства, временное утверждение неотложных постановлений высшей церковной власти до обсуждения этих постановлений в Синоде, подготовка сессии генерального Синода, исполнение постановлений предыдущей сессии, администрация или надзор за администрациею Синодальной кассы. Совместно с высшим государственным учреждением по управлению церковными делами (оберкирхенратом) комиссия решает в качестве последней инстанции вопросы о догматическом направлении того или иного назначаемого или назначенного священника, рассматривает вносимые в генеральный Синод законопроекты, предложения о замещении высших церковных должностей и вообще все дела, которые, по особой их важности, государственное учреждение в роде оберкирхенрата не может решить самостоятельно. Верховная власть по делам церковного управления находится обыкновенно в руках главы государства или особых созданных им учреждений (верховный церковный совет, высшая консистория, государственная консистория, провинциальная консистория). В настоящее время в большинстве евангелических церквей введено пресвитериальное или Синодальное управление. Это совершилось, несомненно, под влиянием реформатских воззрений, по которым общинный строй церкви входит в число догматов (см. Пресвитерианство). Реформатские советы старейшин во времена Кальвина представляли собою, впрочем, церковно-аристократические корпорации, пополнявшиеся кооптациею и, кроме заведования внецерковными делами, наблюдавшие лишь за церковною дисциплиною. В настоящее время С. управление в протестантской церкви представляется в большинстве случаев попыткою перенесения принципов конституционного управления в область церкви. Проведение С. управления в евангелических церквах существенно содействовало подъему церковного духа в среде мирян. Наиболее последовательным типом С. управления является управление прусской церковью, введенное в 1873—76 гг. (некоторые дополнения — в мае 1894 г.). Ср. ст. «Kirchengemeinde» в «Wörterbuch des Verwaltungsrechts» Stengel’я. В англиканской церкви С. управление выражается в так называемой конвокации (см.).

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me

В настоящее время в Русской Православной Церкви

Глава Пятая Устава Русской Православной Церкви гласит:

  1. Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем), является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами.
  2. Священный Синод ответственен перед Архиерейским Собором и через Патриарха Московского и всея Руси представляет ему отчет о своей деятельности за межсоборный период.
  3. Священный Синод состоит из Председателя — Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя), семи постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев.
  4. Постоянными членами являются: по кафедре — митрополиты Киевский и всея Украины; Санкт-Петербургский и Ладожский; Крутицкий и Коломенский; Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии; Кишиневский и всея Молдовы; по должности — председатель Отдела внешних церковных связей и управляющий делами Московской Патриархии.
  5. Временные члены вызываются для присутствия на одной сессии, по старшинству архиерейской хиротонии, по одному из каждой группы, на которые разделяются епархии. Вызов епископа в Священный Синод не может последовать до истечения двухлетнего срока его управления данной епархией.

Персональный состав Священного Синода в настоящее время

Председатель

  • Кирилл (Гундяев) — патриарх Московский и всея Руси

Постоянные члены

  1. Владимир (Сабодан) — митрополит Киевский и всея Украины
  2. Владимир (Котляров) — митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский
  3. Филарет (Вахромеев) — митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Белоруссии
  4. Ювеналий (Поярков) — митрополит Крутицкий и Коломенский
  5. Владимир (Кантарян) — митрополит Кишинёвский и всея Молдавии
  6. Варсонофий (Судаков) — митрополит Саранский и Мордовский, управляющий делами Московской Патриархии
  7. Иларион (Алфеев) — митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

Временные члены

Участники летней сессии 2010 года

  1. Агафангел (Саввин) — митрополит Одесский и Измаильский
  2. Лев (Церпицкий) — архиепископ Новгородский и Старорусский
  3. Ионафан (Цветков) — архиепископ Абаканский и Кызыльский
  4. Елисей (Ганаба) — архиепископ Сурожский
  5. Маркелл (Михэеску) — епископ Бельцкий и Фэлештский

Учреждения и комиссии

Священному Синоду подотчётны следующие Синодальные учреждения:

  • Отдел внешних церковных связей;
  • Издательский совет;
  • Учебный комитет;
  • Отдел катехизации и религиозного образования;
  • Отдел благотворительности и социального служения;
  • Миссионерский отдел;
  • Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями;
  • Отдел по делам молодежи;
  • Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества;
  • Информационный отдел;
  • Отдел по тюремному служению;
  • Комитет по взаимодействию с казачеством;
  • Финансово-хозяйственное управление;
  • Управление делами Московской Патриархии;
  • Синодальная библиотека имени Святейшего Патриарха Алексия II.

Также при Синоде существуют Синодальные комиссии, как то:

  • Синодальная Библейско-богословская комиссия;
  • Синодальная комиссия по канонизации святых;
  • Синодальная Богослужебная комиссия;
  • Синодальная комиссия по делам монастырей.

В синодальный период (1721—1917)

По упразднении Петром I патриаршего управления Церковью, с 1721 вплоть до августа 1917 года учреждённый им Святейший Правительствующий Синод был высшим государственным органом церковно-административной власти Российской империи, заменявшим собой патриарха в части общецерковных функций и внешних сношений (номинально существовал до 1 февраля 1918 года).

Здание Сената и Синода в Санкт-Петербурге

Согласно Основным Законам Российской империи, Синод определялся как «соборное, обладающее в русской православной церкви всеми видами высшей власти и состоящее в сношениях с заграничными православными церквами правительство, чрез которое действует в церковном управлении верховная самодержавная власть, его учредившая».

В таковом качестве был признан Восточными Патриархами и прочими автокефальными Церквами. Члены Святейшего Синода назначались императором; представителем императора в Святейшем Синоде был Обер-прокурор Святейшего Синода.

Учреждение и функции

16 октября 1700 скончался Патриарх Адриан. Царь Петр I назначил образованного малороссийского митрополита Рязанского Стефана (Яворского) Экзархом, то есть Блюстителем Патриаршего престола. Из его компетенции Петр изъял кадровые и административные вопросы. В 1701 был восстановлен упраздненный в 1667 Монастырский приказ, в ведение которого перешло управление всеми церковными вотчинами.

В 1718 Петр I высказал мнение, что «для лучшего впредь управления мнится быть удобно духовной коллегии»; Петр поручил Псковскому епископу Феофану Прокоповичу составить для будущей Коллегии устав, получивший название Духовный Регламент.

В течение 1720 проходило подписание Регламента архиереями и архимандритами степенных монастырей; последним, нехотя, поставил подпись Экзарх митрополит Стефан (Яворский).

25 января 1721 был издан Манифест об учреждении Духовной Коллегии. Президентом Синода стал Стефан Яворский. В том же году Петр I обратился Константинопольскому Патриарху Иеремии III с ходатайством о признании Восточными патриархами Святейшего Синода. В сентябре 1723 Константинопольский и Антиохийский патриархи особой Грамотой признали Святейший Синод своим «во Христе братом», обладающим равнопатриаршим достоинством.

14 февраля 1721 Духовная Коллегия, получившая название Святейшего Правительствующего Синода, была официально открыта.

До 1901 члены Синода и присутствующие в Синоде при вступлении в должность должны были приносить присягу, которая в, частности, гласила:

Исповѣдую же с клятвою крайняго Судію Духовныя сея Коллегіи быти Самаго Всероссійскаго Монарха Государя нашего всемилостивѣйшаго.

До 1 сентября 1742 Синод также был и епархиальной властью для бывшей Патриаршей области, переименованной в Синодальную.

В ведение Синода были переданы Патриаршие приказы: Духовный, Казённый и Дворцовый, переименованные в синодальные, Монастырский приказ, приказ церковных дел, канцелярия раскольнических дел и типографская контора. В Санкт-Петербурге была учреждена тиунская контора (Тиунская Изба); в Москве — духовная дикастерия, канцелярия синодального правления, синодальная контора, приказ инквизиторских дел, канцелярия раскольнических дел.

Все учреждения Синода были закрыты в течение первых двух десятилетий его существования, кроме Синодальной канцелярии, московских Синодальной конторы и типографской конторы, которые просуществовали до 1917.

Обер-прокурор Синода

Основная статья: Обер-прокурор

Обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода — светский чиновник, назначавшийся Российским Императором (в 1917 году назначались Временным правительством) и являвшийся его представителем в Святейшем Синоде.

Состав

Первоначально, по «Духовному регламенту», Святейший Синод состоял из 11-и членов: президента, 2-х вице-президентов, 4-х советников и 4 ассессоров; в его состав входили архиереи, настоятели монастырей и лица белого духовенства.

С 1726 года президент Синода стал называться первенствующим членом, а проче — членами Святейшего Синода и просто присутствующими.

В позднейшее время номенклатурный состав Святейшего Синода многократно изменялся. В начале XX века член Синода было жалованным званием, удерживавшимся пожизненно даже в случае, если лицо не призывалось никогда для заседания в Синоде.

Последние годы

По смерти первенствующего члена Синода Антония (Вадковского) в 1912 году и назначения на Санкт-Петербургскую кафедру митрополита Владимира (Богоявленского) политическая ситуация вокруг Синода значительно обострилась, что было связано с вторжением Г. Распутина в дела церковного управления. В ноябре 1915 года Высочайшим рескриптом митрополит Владимир был переведён в Киев, хотя и с сохранением за ним звания первенствующего члена. Перемещение Владимира и назначение на его место митрополита Питирима (Окнова) было болезненно воспринято в церковной иерархии и в обществе, которое рассматривало митрополита Питирима как «распутинца». В результате, как писал князь Н. Д. Жевахов, «нарушался принцип неприкосновенности иерархов, и этого было достаточно для того, чтобы Синод очутился чуть ли не в авангарде той оппозиции к Престолу, какая использовала означенный акт для общих революционных целей, в результате чего оба иерарха, митрополиты Питирим и Макарий, были объявлены «распутинцами»».

Бывший членом Синода в предреволюционные годы протопресвитер Георгий Шавельский, находясь в эмиграции, так оценивал старейших членов Синода того времени и общую обстановку в нём: «Беспримерно убогий по своему составу митрополитет <…> в известном отношении характеризовал состояние нашей иерархии предреволюционного времени. <…> В Синоде царила тяжёлая атмосфера недоверия. Члены Синода боялись друг друга, и не без оснований: каждое слово, открыто сказанное в стенах Синода противниками Распутина, немедленно передавалось в Царское Село.»

В конце 1915 года скандальный характер приобрело обсуждение в Синоде «варнавинского дела» (см. Иоанн Тобольский#Тобольский скандал), вследствие которого в отставку с поста обер-прокурора был вынужден подать А.Д. Самарин. О ситуации в церковном управлении к концу царствования Николая II протопресвитер Шавельский писал: «В конце 1916 г. ставленники Распутина уже фактически держали в своих руках управление. Обер-прокурор Св. Синода Раев, его Товарищ Жевахов, Управляющий Канцелярией Св. Синода Гурьев и его помощник Мудролюбов были распутинцами. Эту же веру исповедовали митрополиты Питирим и Макарий. Целый ряд епископов епархиальных и викарных были клиентами Распутина.»

1 марта 1916 года, по докладу обер-прокурора Синода Волжина, императору «благоугодно было Всемилостивейше повелеть, дабы на будущее время доклады Обер-Прокурора Его Императорскому Величеству по делам, касающимся внутреннего строя церковной жизни и существа церковного управления, совершались в присутствии первенствующего члена Св. Синода, в целях всестороннего канонического их освещения». Консервативная газета «Московскія Вѣдомости», называя Высочайшее повеление 1 марта «великим актом доверия», писала: «Из Петрограда сообщают, что в церковных кругах и в Синоде великий акт царского доверия переживается как светлый праздник, что А.Н. Волжин и митрополит Владимир получают отовсюду приветствия и выражения благодарности.»

В апреле 1917 года, член Государственного Совета, член Совета Русского Собрания профессор-протоиерей Тимофей Буткевич писал в передовице официального издания Святейшего Синода «Церковный Вѣстникъ» о состоянии в высшем управлении Российской Церковью в последние годы царствования Николая II: «<…> Особенно тяжело сказалось влияние Распутина на царя в жизни Православной церкви. <…> И церковью управлял, собственно, Распутин. Он назначал обер-прокуроров Св. Синода из лиц, лизавших его руки. Своих единомышленников он возводил на митрополичьи (м.м. Питирим и Макарий) и архиепископские кафедры. <…>»

После падения монархии, 14 апреля 1917 года Временное правительство издало постановление, освобождающее всех членов Синодов за исключением архиепископа Сергия (Страгородского), и о вызове новых членов на летнюю сессию. Смысл роспуска состоял в удалении из Синода лиц, которые воспринимались тогда обществом как ставленники Распутина: Московского митрополита Макария (Невского) и Санкт-Петербургского Питирима (Окнова). Указ был зачитан Синоду Обер-прокурором В. Н. Львовым 15 апреля (ст. ст.); архиепископ Сергий (Страгородский) согласился войти в новый состав Синода, «хотя обещал братьям-епископам, что в новый состав Св. Синода, образованного Львовым, не пойдёт.»

Определением Святейшего Синода от 29 апреля 1917 года за № 2579 из делопроизводства Синода изымался ряд вопросов «на окончательное разрешение в епархиальные управления»: о снятии священного сана и монашества по прошениям, об учреждении новых приходов на местные средства, о расторжении браков по неспособности одного из супругов, о признании браков незаконными и недействительными, о расторжении браков по прелюбодеянию — при согласии обеих сторон, и ряд других, ранее бывших в компетенции Святейшего Синода. В тот же день Синод принял решение о сформировании Предсоборного совета для подготовки вопросов, подлежащих рассмотрению на «Церковном Учредительном собрании»; основной задачей стала подготовка Всероссийского Поместного Собора.

25 июля 1917 В. Н. Львова на посту Обер-прокурора сменил А. В. Карташёв — последний, кто занимал должность Обер-прокурора Святейшего Синода.

5 августа 1917 было учреждено Министерство вероисповеданий во главе с Карташёвым; обер-прокуратура упразднялась.

Определения от имени Святейшего Синода публиковались вплоть до 18 января (ст. ст.) 1918 года.

С 1 (14) февраля 1918 года, согласно постановлению Собора от 31 января, полномочия Святейшего Синода перешли Святейшему Патриарху и коллегиальным органам — Священному Синоду и Высшему Церковному Совету. Ликвидирован де-юре, как государственный орган, декретом Совета Народных Комиссаров от 20 января (по ст. ст.) 1918 года «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» (Об отделении церкви от государства и школы от церкви).

Примечания

Литература о Святейшем синоде

См. также

  • Церковная реформа Петра I
  • Синод

Ссылки

  • А. Г. Закржевский. Святейший Синод и русские архиереи в первые десятилетия существования «церковного правительства» в России.

См. также

  • Синодальные учреждения

«назначить Преосвященного митрополита Филарета почетным Патриаршим экзархом всея Беларуси, сохранив за ним право участия в работе Священного Синода и почетное протокольное место за богослужениями и в официальных церемониях» — Журнал №125 заседания Священного Синода от 25-26 декабря 2013 года —

«ЖУРНАЛ № 174», ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 26 декабря 2019 года, официальный сайт Русской Православной Церкви, 26 декабря 2019,

Астрономия

Учебник для 10 класса

Синодическим периодом обращения планеты называется промежуток времени, протекающий между повторениями ее одинаковых конфигураций, например между двумя противостояниями.

Скорость движения планет тем больше, чем они ближе к Солнцу. Поэтому после противостояния Марса Земля станет его обгонять. С каждым днем она будет отходить от него все дальше. Когда она обгонит его на полный оборот, то снова произойдет противостояние. Синодический период внешней планеты — это промежуток времени, по истечении которого Земля обгоняет планету на 360° при их движении вокруг Солнца. Угловая скорость Земли (угол, описываемый ею за сутки) составляет 360°/Tс, угловая скорость Марса-360°/T, где Тс — число суток в году, Т — звездный период обращения планеты, выраженный в сутках. Если S — синодический период планеты в сутках, то через S суток Земля обгонит планету на 360°, т. е.

Если в эту формулу подставить соответствующие числа (см. таблицу V в приложении), то можно найти, например, что синодический период Марса 780 сут и т. д. Для внутренних планет, обращающихся быстрее, чем Земля (Тс > Т), надо писать:

Для Венеры синодический период составляет 584 сут.

Астрономам вначале не были известны звездные периоды планет, в то время как синодические периоды планет S определяли из прямых наблюдений. Например, отмечали, сколько времени проходит между последовательными противостояниями планеты, т. е. между днями, когда она кульминирует точно в полночь.

Определив из наблюдений синодические периоды S, находили вычислением звездные периоды обращения планет T. Когда позднее Кеплер открыл законы движения планет, то при помощи третьего закона он смог установить относительные расстояния планет от Солнца, поскольку звездные периоды планет уже были вычислены, исходя из синодических периодов.

  1. Звездный период обращения Юпитера равен 12 годам. Через какой промежуток времени повторяются его противостояния?
  2. Замечено, что противостояния некоторой планеты повторяются через 2 года. Чему равна большая полуось ее орбиты?
  3. Синодический период планеты 500 сут. Определите большую полуось ее орбиты. (Перечитайте внимательно это задание.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *