Сила имени

Давайте продолжим рассматривать важный для многих вопрос о молитве Иисусовой и её силе…

Преподобный Иосиф Оптинский считает, что основной проблемой молящегося является рассеяние. Вот простая молитва, а в ум бывает не идёт и забывается. Поэтому необходим навык, а для этого некоторое время даже можно считать сколько раз прочитано. Это не для счёта, а для навыка. Когда уже будет привычка можно и не считать. Слова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» произносить раздельно, не торопясь и со смирением. Дьявол будет пытаться отвлечь помыслами, но на них не стоит обращать внимания. Эта молитва принесёт большую пользу, кто научиться ей молится. Она будет утешать, особенно в болезни, когда ничего не можешь делать и от этого возникает грусть.

Преподобный Варсонофий Оптинский утверждает, что Крестное знамение и имя ИИсусово это самые сильные орудия для борьбы с бесами, которые уже давно многим внушили не молиться и не креститься. А от этого всякие беды. Вот, подросток, ходит в храм, молится, креститься и с ним Господь. Проходит время и он попадает в компанию товарищей, которые ведут совсем другой образ жизни и он всё оставляет и начинает делать много дурного и вредить себе и другим. Так может дойти и до потери жизни. И всё от того, что человек, послушал дьявола, действующего через людей.

Если сейчас не многие молятся этой молитвой. Это не от того, что она какая-то особенная или может повредить. Просто демон восстаёт на Того, Кто стёр ему главу и победил на Кресте.

Просим вас подписаться на канал и поставить лайк. Спасибо. Читайте ещё о молитве Иисусовой и 90 псалме.

Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Умиление» Серафимо-Дивеевская (2-й) Икона Богородицы «Умиление» Серафимо-Дивеевская Разрешено Издательским Советом Русской Православной Церкви для келейного чтения Кондак 1 Избранная от всех родов Заступнице вселенныя, похвальный глас Твоих рабов приемши, Всеблаженная, избави нас от всяких бед, да пред иконою Твоею и мы архангельский привет поем усердною душею: Радуйся, всем радостем Ты еси радость, Всеблаженная. Икос 1 Архангел Божий Гавриил, началовождь Небесных Сил, предста Тебе, Отроковице, Совет Превечный открывая и еже «Радуйся» вещая: «Ты Мати будеши Владыце». Тому последующе верно, дерзаем вси нелицемерно воспети радостный сей глас Тебе, молящейся о нас: Радуйся, рождшая Жизнь всем утробо; радуйся, грешнаго мира спасение. Радуйся, Сын Твой воскресе от гроба; радуйся, Евиных слез избавление. Радуйся, древняго змия поправшая; радуйся, узы греха растерзавшая. Радуйся, радость женам несказанная; радуйся, Божия милости дверь. Радуйся, Ангелов песнь непрестанная; радуйся, Богу избранная Дщерь. Радуйся, твари всея ожидание; радуйся, грешником всем упование. Радуйся, всем радостем Ты еси радость, Всеблаженная. Кондак 2 Видяще образ Твой сей «Умиление», токи целебныя всем источающий, тепле к нему притекаем смиреннии, в нуждах и скорбех спасения чающе. Ты же Христа умоли, яко Мати, всяко прошение нам даровати, яко да присно Тому воспоим песнь благодарну пред образом сим: Аллилуиа. Икос 2 Разум небесный стяжа Серафим, тяжким недугом лежа одержим; Тя бо моляше болезнь исцелити. Ты же, Благая, пришедши во сне, кротце предстала ему в тишине, отроку жизнь обещавши продлити. Темже, от смерти Тобою спасенный, сладце воспе Серафим умиленный: Радуйся, высшая неба небес; радуйся, Мати Господня святая. Радуйся, рождшая Бездну чудес; радуйся, стамно щедрот всезлатая. Радуйся, Ты бо нам милость являеши; радуйся, всяку болезнь исцеляеши. Радуйся, душ и телес врачевство; радуйся, падших благое возстание. Радуйся, горних умов торжество; радуйся, грешников к Небу воззвание. Радуйся, Бога за нас умоляеши; радуйся, вражию сеть сокрушаеши. Радуйся, всем радостем Ты еси радость, Всеблаженная. Кондак 3 Силою Вышняго дивно храним, в силу от силы в душе преспеваше в юности чистей святый Серафим. В храм Пресвятыя усердно хождаше и, умиленно молитву творя, сердцем хвалу во псалмех восписуя, Бога Всещедраго благодаря, присно пояше Ему Аллилуиа. Икос 3 Имея Тя Спутницу верную в жизни, остави избранник Твой юный отчизну, в обитель Саровскую путь направляя. Слагая бо в сердце Твоя словеса, отечество мняше свое Небеса, пустынных живот на земли ублажая. И, слышав: «От нашего рода есть сей», Тебе воспеваше, надежде своей: Радуйся, веры звездо путеводная; радуйся, Кормчая жизни моей. Радуйся, Спутнице, к Богу доходная; радуйся, крове от бури страстей. Радуйся, к Богу бо нас управляеши; радуйся, душу спасти вразумляеши. Радуйся, правды стезе незаблудная; радуйся, мосте, горе возводяй. Радуйся, нищим Помощнице чудная; радуйся, венче, сердца веселяй. Радуйся, в Царствие нас призываеши; радуйся, двери рая отверзаеши. Радуйся, всем радостем Ты еси радость, Всеблаженная. Кондак 4 Бури житейския скоро спасает Божия Мати вдовицу блаженную, жребий вручити ей Свой обещает, землю возделати благословенную. Темже, Пречистыя воли послушна, в путь неизвестный отходит вдовица, претерпевающи вся благодушно, дондеже в жребий святый водворится, Девы глагола в терпении ждущи, Богу же Сыну прилежно поющи: Аллилуиа. Икос 4 Слыша вдовица глагол долгожданный, в тонцем дремании ей провещанный: «Зде есть в Дивееве место Мое, зде есть Мой жребий четвертый избранный, зде ты положиши кости твоя, девам пристанище прежде создавши». Темже вдовица, от ложа воставши, Матери Света за радость святую светло поет похвалу таковую: Радуйся, Света обитель блаженная; радуйся, Богом избранный удел. Радуйся, скиние Бога священная; радуйся, добрых сокровище дел. Радуйся, милости море безбрежное; радуйся, душ тишино безмятежная. Радуйся, вдов к чистоте окормление; радуйся, девства сосуде драгий. Радуйся, в старости сил укрепление; радуйся, в юности жезле благий. Радуйся, Дево Марие нетленная; радуйся, Господом благословенная. Радуйся, всем радостем Ты еси радость, Всеблаженная. Кондак 5 Божия Матере гласу внимающи, храм Ея имени вдова созидает; малое стадо сирот собирающи, во благочестии тех возращает. Тако в Дивееве Божие семя в добрую землю вложися во время, плод же в терпении свой принесе, яко да мы от плода днесь вкушающе, Матерь Благую Творца небесе благодарим, о Ней песнь воспевающе: Аллилуиа. Икос 5 Видевши первоначальница мати, яко обитель начат возрастати, Девы Марии словес в исполнение, малое стадо свое поручает старцем Саровским и мудро вверяет паствы духовное все окормление. И, преспевающи в жизни своей, благодарящи источник чудес, Деву Марию, за помощь с Небес, песни слагает похвальныя Ей: Радуйся, тихая наша отрадо; радуйся, имя Тебе Умиление. Радуйся, Мати словеснаго стада; радуйся, места сего прославление. Радуйся, нам бо покров простираеши; радуйся, нас ко Христу собираеши. Радуйся, девам Ты светлый чертог; радуйся, сирых от бед ограждаеши. Радуйся, Тя бо послушает Бог; радуйся, плачущих всех утешение. Радуйся, немощи наша терпящая; радуйся, нас во благих богатящая. Радуйся, всем радостем Ты еси радость, Всеблаженная. Кондак 6 Бысть проповедница милостей всех в своем житии Александра честная. Божие Имя всегда во устех, в сердце и мысли молитва святая. Слезныя токи Тебе приношаше, Тя, Живоносный Источниче, чтущи, труд же дневный неустанно творяше, духом горящи и Богу поющи: Аллилуиа. Икос 6 Возсиявающи свет благодати в дивном Дивееве, Божия Мати Свой омофор простирает над ним, козни врага и наветы людския, немощи духа и страсти плотския, нужды, обычныя людем земным, — вся утоляет Царица благая, скоро Своим сиротам помогает. Темже, поюще Тоя чудеса, радостно рцем Ей сия словеса: Радуйся, свете спасения благостный; радуйся, чистых сердец красото. Радуйся, совести мире, всем сладостный; радуйся, духа любве широто. Радуйся, цветниче благоухающий; радуйся, жезле, враги устрашающий. Радуйся, в немощи помощь всесильная; радуйся, в скорби утехо с Небес. Радуйся, в скудости пище обильная; радуйся, вышшая всяких словес. Радуйся, Божий бо гнев утоляеши; радуйся, милость на нас призываеши. Радуйся, всем радостем Ты еси радость, Всеблаженная. Кондак 7 Хотящи оставити мир сей растленный, блаженная вкупе сирот собирает и Матере Бога удел, ей врученный, Пахомия старца блюсти умоляет; Пречистыя образ на перси приемлет и в руце Владычицы дух предает. Исполненный скорби Пахомий ей внемлет и песнь ей надгробную сице поет: Аллилуиа. Икос 7 Новый Дивееву Ангел хранитель, жребия Девы и дев устроитель, послан Пречистою бысть Серафим. Купно с прехвальным Петром, с Иоанном, в келлии Дева предста несказанно, светлая, с мучениц ликом святым, благоухающи миром небесным. «Дев ты Моих не остави», — вещает, помощь ему по вся дни обещает, он же приносит Ей дар свой словесный: Радуйся, славо пророков прекрасная; радуйся, крине удолий рая. Радуйся, мучениц песнь велегласная; радуйся, стершая слезы моя. Радуйся, грешных молитв не забывшая; радуйся, сирых Твоих посетившая. Радуйся, наша пред Сыном Споручнице; радуйся, с Богом принесшая мир. Радуйся, душ Жениховых Обручнице; радуйся, Двернице званным на пир. Радуйся, тайны от века явление; радуйся, Дево, Тебе мое пение. Радуйся, всем радостем Ты еси радость, Всеблаженная. Кондак 8 Странных видений причастник блаженный, благостный старец отец Серафим к сердцу приемлет завет незабвенный Девы Марии и, Ею водим, девам обитель особую строит; меру соборному храму дает, место святое канавкой обводит, паству Пречистыя верно пасет, правило жизни и чин полагает, Богу неленостно пети внушает: Аллилуиа. Икос 8 Всецелым умом ся Христу сраспиная, блаженства рая на земли предвкушая, пояше святый, яко благ тех виновней, Марии, родившей нам Спасшаго нас, архангельский Той, еже «Радуйся», глас прилежно всегда с простотою сыновней. Тому подражая, Мариин удел доныне обходит свой древний предел, хвалу Богородице Деве поя, да радости будет причастник Тоя: Радуйся, о Богородице Дево; радуйся, рождшая Спаса Христа. Радуйся, Бога вместившая в чрево; радуйся, плод Твой нам Путь живота. Радуйся, радостей вечных виновная; радуйся, славо и радость церковная. Радуйся, девственниц чистых венчание; радуйся, иноков щедрая Мати. Радуйся, матерей всех величание; радуйся, доме, исполнь благодати. Радуйся, стрелы во дни угашающи; радуйся, страхи в нощи прогоняющи. Радуйся, всем радостем Ты еси радость, Всеблаженная. Кондак 9 Всяких Сил ангельских, Дево, превысшую, хвалят немолчно Тя наша сердца, светлостей солнечных истинно чистшую, Тя величает вся тварь без конца. Ты же Ходатаица за нас буди к Сыну и Богу в день страшный Суда; грешных молений тогда не забуди, пети сподоби нас Богу всегда: Аллилуиа. Икос 9 Витий многогласных не может язык воспети достойно Твой сладостный лик, о Дево и Мати Владыки Небес. Даров Твоих чудных и сил умножение сердца исполняет росы умиления, дает очесем всех источники слез. Твой образ святый со свещею горящею всегда веселяше взор старца молящаго, егда на колена склонився пред ним, усердно хваляше Тя пением сим: Радуйся, всех безнадежных надеждо; радуйся, сердцу росо умиления. Радуйся, правды лишенных одеждо; радуйся, всем нам источник спасения. Радуйся, демонский лик низлагаеши; радуйся, грозно бесом запрещаеши. Радуйся, духом унылых возстание; радуйся, палице спящим во зле. Радуйся, стропотных душ наказание; радуйся, вся бо возможна Тебе. Радуйся, в горьких работах всем сладость; радуйся, Мати, скорбящим всем радость. Радуйся, всем радостем Ты еси радость, Всеблаженная. Кондак 10 Спасительно постными сеяв слезами, жнет в радости старец от Девы вещание: «Ты скоро, любимиче, будеши с нами». И духом покоен, в живом уповании, отход свой от мира предуготовляет. Устав свой молитвенный и наставления хранити сирот своих он поучает: «От днесь вам Благая едина хранение; вы многия пестуны имате, чада, отец же не будет разве мене, на гробе моем ищите отрады, и в нуждах и в скорбех идите ко мне; и верую, даст вам Господь утешение, да присно восходит от вас Ему пение: Аллилуиа». Икос 10 Стена еси девам, Пречистая Дево, от вражиих козней, от нужды и гнева, Тебе бо вручи нас святый Серафим. И в час испытания дух наш смятенный к Тебе мы возносим в молитве смиренней: о, буди Помощница сирым Твоим, да весело хвалим Тя, Присноблаженную, всемирную славу, хвалу неизменную: Радуйся, верных Твоих утверждение; радуйся, крепкая сирых стено. Радуйся, Церкве святыя хваление; радуйся, горним умом глубино. Радуйся, цвете наш неувядаемый; радуйся, граде Царя прославляемый. Радуйся, лествице, к Богу возведшая; радуйся, облаче легкий Христов. Радуйся, росу руно произведшее; радуйся, всем Ты готовый покров. Радуйся, наша надеждо известная; радуйся, дев похвало неневестная. Радуйся, всем радостем Ты еси радость, Всеблаженная. Кондак 11 Пение всякое днесь побеждается множеством благодеяний Твоих; милость Твоя на весь мир простирается, славо небесных и радость земных. Гласа бо Матере богоприятнаго Сын Твой послушает, Дево, всегда. Радость всем радостем Ты, Благодатная, — звати мы не умолчим никогда. Тако бо зваше Тебе преподобный, Богу поя, наш предстатель загробный: Аллилуиа. Икос 11 Света открыся чертог вожделенный старцу, в молитве к Тебе восхищенну, Дево, пред образом сим «Умиление». В руце пречистеи душу святую Ты восприяла еси во иную жизнь безконечную в райских селениях. Плакаху чада, отца их лишенная, новым же знанием умиленная милости к старцу Твоей, растворяюще слезы надгробныя песнею красною, Тя величаху хвалою согласною, Матерь едину Тебе разсмотряюще: Радуйся, темныя власти стенание; радуйся, праведных душ торжество. Радуйся, вратников ада рыдание; радуйся, Тя бо поет естество. Радуйся, князя мытарств низложившая; радуйся, демонов гордость смирившая. Радуйся, имя, святым вожделенное; радуйся, в смертный Помощнице час. Радуйся, радость нам неизреченная; радуйся, в час той услыши наш глас. Радуйся, наших сердец умиление; радуйся, Бога умилостивление. Радуйся, всем радостем Ты еси радость, Всеблаженная. Кондак 12 Благодатный залог в ограждение, чадом дивеевским старец остави образ Пречистыя сей «Умиление». Сам же пресветло ликуя во славе, Матерь Небесную молит усердно сирых его соблюсти милосердно, да не воздремлют уныния сном, но да елеем свещу напояюще, внидут в чертог со своим Женихом, вечную Ангелов песнь воспеваюше: Аллилуиа. Икос 12 Поем днесь Твою, Богородице, славу и милость ко грешным, на бесы державу; вси празднуем светло Твоя чудеса. Безмерно Тя всю освятив, Непорочная, Бог людем постави Тя в крепость всемощную: Тебе бо внимают Того ушеса. Тобою спасаеми вси ежечасно, приносим Ти песнь таковую согласно: Радуйся, жизни сокровище вечныя; радуйся, правды ковчеже святый. Радуйся, людем хвало безконечная; радуйся, свещниче веры златый. Радуйся, Божие благоволение; радуйся, всех человеков спасение. Радуйся, мученик всех дерзновение; радуйся, песнь преподобных Твоих. Радуйся, праведных жен украшение; радуйся, краю желаний благих. Радуйся, церкве хоругвь пречестная; радуйся, грешным нам Мати благая. Радуйся, всем радостем Ты еси радость, Всеблаженная. Кондак 13 О Мати Всепетая, всем во спасение даждь, Всеблагая, сердец умиление, да Божиим страхом всегда ограждаеми, избегнем губительных сетей борца, и тако Твоими мольбами спасаеми, во веки восхвалим благаго Творца: Аллилуиа. Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Архангел Божий…» и 1-й кондак «Избранная от всех родов…». Молитва О Пресвятая Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде конца покаяние, на моления наша умилосердися и радость вместо печали даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякия беды, напасти, скорби, болезни и всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в бесконечныя веки. Аминь.

Давайте поговорим о внутренней молитве, о поиске Бога в сокровенном царстве сердца, в том самом царстве, о котором Христос говорил, Царствие Божие внутри вас есть (Лк.17:21). И поговорить с вами я хотел бы об особенной форме внутренней молитвы, Иисусовой молитве или призывании священного имени. Для начала позвольте мне, как на иконе, представить вам решающий момент Ветхого Завета – Моисей перед неопалимой купиной (Исх. 3). Моисей стоит перед терновым кустом в пустыне, который горит, но не сгорает, а Бог говорит ему две вещи, и Он говорит эти же две вещи вам и мне, и каждому, кто старается постичь тайну живой молитвы. Прежде всего Бог говорит Моисею, сними обувь твою. По интерпретации греческих отцов, например, св. Григория Нисского, обувь, сделанная из кожи мертвых животных, обозначает омертвелость во всем – в повторении, в скуке, в невнимательности. Сними обувь твою, символично означает, освободи себя от всего безжизненного, от порабощения всему обыденному и механическому, повторяющемуся. Стряхни омертвелость скуки, очнись, приди в себя, открой свое духовное видение, отвори двери своего восприятия, смотри и виждь, слушай. Термин, используемый в православном аскетическом и мистическом богословии для бодрствования, по-гречески обозначается словом «нипсис», что означает трезвенность, наблюдательность, внимательность. Этот опыт нипсиса отражен в практике отцов Церкви, которые и призывали нас очнуться. «Очнуться» – вот, что с самого детства было для меня большой проблемой. Я всегда так легко засыпал! Однажды я даже заснул на собственной лекции. Я был достаточно неразумен, чтобы читать лекцию сидя, и с ее течением сонливость все больше и больше нарастала, и когда я погрузился в сон, то услышал чей-то голос, произносивший слово «засыпай», и неожиданно понял, что это мои собственные слова. В общем-то, я понятия не имел, о чем говорил в тот момент.

Проблема не в том, что мы изначально грешны, хотя почти все из нас грешат хотя бы иногда. Проблема скорее в том, что мы скучаем, и поэтому наше сознание фрагментировано и рассеяно. Мы используем лишь самую малую часть своих духовных ресурсов, проживаем жизнь на 5% потенциала, движемся на пониженной передаче. Мы никогда по-настоящему не находимся там, где мы есть в данный момент, не можем собрать себя – здесь и сейчас. Мы не можем по-настоящему пережить таинство настоящего момента.

Впрочем, вернемся к Моисею. Что происходит дальше? После того, как мы символически сняли обувь свою, Бог затем говорит Моисею, место, на котором ты стоишь, есть святая земля. Что мы испытываем, когда снимаем обувь свою и ступаем босиком? Мы вдруг становимся чувствительными в хорошем смысле, уязвимыми в позитивном ключе, земля под нашими ногами оживает, мы чувствуем крупицы пыли под нашей ступней, мы чувствуем структуру травы. И так же происходит в духовном смысле. Снимая обувь свою, освобождая себя от внутреннего омертвения, мы начинаем понимать, что Бог очень близок, мир вокруг нас свят. Мы заново переживаем чувство трепета и удивления перед любой вещью. Каждая вещь, каждый человек являет для нас таинство Божественного присутствия, представляется способом единения с Богом.

Так давайте приложим историю из Исхода к нашей молитве. Молиться в Духе и истине – означает стоять, как Моисей перед горящим кустом, снять обувь свою, сбросить с себя омертвение, очнуться, испытать все вещи как бы в новизне и свежести, осознать, что мы стоим на святой земле, знать, что Бог непосредственно находится перед нами и присутствует в нас.

Некоторые из вас могут спросить, как, как же можно обрести эту живую молитву, это живое чувство непосредственной святости? Молитву не просто словами, а внутреннюю молитву, молитву из глубины себя, сердечную молитву. Я вспоминаю историю, которую рассказывают о великом викторианском персонаже Томасе Карлайле. Вернувшись из церкви воскресным утром, приступая к завтраку, он сказал своей матери в дурном расположении духа: «Я не могу понять, зачем произносить такие длинные проповеди. Если бы я был священником, я бы поднялся на кафедру и произнес бы лишь это – добрые люди, вы сами знаете, что вам надо делать, так идите и делайте это!» «Томас, – ответила ему мать, – а скажешь ли ты им, как?» Так как же нам обрести живую молитву? Многие православные ответят, что следует прибегать к Иисусовой молитве, краткому призыванию Божьего имени: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Существует много вариаций молитвы, например, можно в конце сказать «помилуй мя грешного» или «помилуй нас», поминая в молитве и других. Возможно, вы помните историю, которую рассказывает Федор Достоевский в «Братьях Карамазовых». Это история о старухе и луковке, моя любимая поучительная история на все случаи жизни. Эту историю писатель не выдумал, он слышал, как ее рассказывают в деревне. Жила-была баба, и она умерла. К своему удивлению она очнулась в огненном озере. Выглянув, она заметила своего ангела-хранителя, который шел по берегу. Она воззвала к нему: «Случилась какая-то ошибка. Я уважаемая пожилая женщина и не должна находиться в этом огненном озере». «О, – ответил ангел-хранитель, – помнишь ли ты хоть один случай, когда помогла кому-то?» Баба подумала немного и сказала: «Да. Однажды я была в огороде, и какая-то нищенка проходила мимо. Я дала ей луковку». «Отлично, – сказал ангел, – у меня как раз эта луковка с собой сейчас». Он достал из своих одежд луковку и сказал старухе: «Давай посмотрим, что луковка может сделать. На, схватись и тянись». Ну, возможно, это была не луковка, а лук-шалот. И стал он ее осторожно тянуть, но она была не одна. Прочие в озере, как увидали, что ее тянут вон, стали за нее хвататься, чтобы их вместе с ней вытянули. Это вовсе не понравилось бабе, и она стала отпихивать их ногами: «Отпустите, отстаньте. Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша». Только она это выговорила, как луковка порвалась. Упала баба в озеро и горит по сей день. Вот такой рассказ Достоевского, но я добавлю к нему. Как жаль, что старуха не сказала, «это наша луковка», но сказав, «это моя луковка», она отказала себе в основах человечности. Чтобы быть по-настоящему человеком, нужно находиться в отношениях с другими людьми, любить их и сотрудничать с ними. Поэтому если вы хотите извлечь урок из истории о бабе и луковке, вы можете произносить в Иисусовой молитве: «помилуй нас».

Призывание священного имени в Иисусовой молитве – это способ в молитве снять обувь свою, очнуться, осознать, что мы стоим на священной земле, быть собранными в присутствии Бога здесь и сейчас в этот самый момент. Это лишь один из способов находиться в молитве, но не единственный способ. Молитва есть глубоко личная беседа между личностями, диалог между одним конкретным субъектом – мной – и другим Субъектом – Богом Святой Троицей. Личности безгранично различаются, и каждый из нас уникален, неповторим, и в каждом можно найти такое богатство, которое нельзя найти ни в ком более. Вот почему в Откровении сказано, что в грядущем веке каждому искупленному будет дан белый камень, и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает (Откр.2:17). В каждой человеческой личности сокрыта уникальная тайна. Знаете, когда я был ребенком, я увидел сон, в котором мне было открыто, каково мое имя на белом камне. Но я вам его не скажу.

В «Хасидских преданиях» Мартина Бубера есть поговорка ребе Зуссии, который сказал «В грядущем веке на последнем суде меня не спросят: «Зуссия, почему ты не был Моисеем, или почему ты не был Илией? Меня спросят так: Почему ты не был Зуссией?» И каждого из нас на последнем суде об этом спросят: почему мы не стали уникальными личностями, которыми Бог определил нам быть? И так как личности безгранично различны, и молитва – глубоко личная, следовательно, способы молитвы также различны. Нет единой формы внутренней молитвы, которая без исключения подходит всем повсюду и всегда. Каждый человек находится под водительством Святого Духа, под руководством своего духовного отца или духовной матери, своего аввы или аммы – а следует сказать, что духовное водительство исключительно важно в православии. Так вот, каждый должен обрести свой способ молитвы. Всегда давайте место свободе в молитве, как к этому нас призывает св. Варсонофий Газский, который писал в VI веке: «Я не хочу быть под законом, но под благодатью». Нам не следует считать, что Иисусова молитва – какой-то единственный способ или лучший способ молиться. Мы можем просто сказать, что она помогла многим, помогла мне и может помочь вам.

Центр и сердцевина Иисусовой молитвы – священное имя Иисус. Имя, данное Сыну Божьему при Его человеческом рождении в Вифлееме Его Матерью Девой Марией и приемным отцом Иосифом. Это имя содержит в себе двойную сущность Христа: что Он полностью и истинно Бог и полностью и истинно человек. Имя Иисус конкретно означает Спаситель, по слову ангела, обращенному Иосифу (Мф. 1:21): и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. Означая «Спасение», имя Иисус говорит не только о воплощении нашего Господа, но также о Его смерти и Воскресении. В Ветхом Завете Божественное имя познается как источник благодати и власти. И то же происходит с именем Иисус в Новом Завете. Священным именем изгоняют бесов, творят чудеса. По словам христианского текста II века «Пастырь Гермы», «имя Сына Божьего велико и безгранично, и содержит весь мир». Для православных Иисусова молитва, содержащая это величественное и безграничное священное имя, обретается как передающаяся нам благодать и власть Самого Иисуса Спасителя. Она имеет сакральную ценность, эта молитва является внешним видимым символом внутренней духовной благодати.

Есть два способа, в которых можно использовать Иисусову молитву. Во-первых, «вольное» использование во время любого текущего момента дня, который иначе мы бы потратили впустую. Можно произносить молитву один или несколько раз подряд, пока мы заняты своими обычными делами. А еще есть «регулярный» образ ее использования, когда мы добавляем Иисусову молитву к молитвенному правилу в условиях внешней тишины, когда мы стараемся фокусироваться только на молитве и не заняты ничем более. Вполне допустимо использовать Иисусову молитву только первым образом, но не добавлять ее к своим регулярным молитвам. Цель вольного использования Иисусовой молитвы можно обобщить в словах, «обрети Христа повсюду», а цель регулярного использования молитвы – в словах «обрети тишину».

Сначала немного о вольном способе использования молитвы. Можно произносить Иисусову молитву, когда мы засыпаем, когда просыпаемся, пока одеваемся, когда убираем постель и умываемся, пока идем из одного места в другое. Я не вожу машину, поэтому имею возможность произносить Иисусову молитву, пока жду автобус, и поверьте мне, система общественного транспорта Оксфорда предоставляет множество возможностей для молитвы. Если же вы водите машину, можно произносить Иисусову молитву в пробке, и когда перед вами загорается красный, можно сказать себе: прекрасно, хорошая возможность для молитвы. Иисусова молитва для меня лично также очень полезна на официальных собраниях. Еще она полезна, когда даешь советы людям. Часто, когда говоришь с кем-то, создается ощущение, что собеседник никак не может тебя понять, а ты не можешь ему толком объяснить. И тогда я нахожу полезным произнести Иисусову молитву один или три раза в тайне в своем сердце, и часто это преображает ход беседы, поднимает ее на новый созидательный уровень значимости. Иисусова молитва полезна в моменты соблазнов, когда чувствуешь злобу, поднимающуюся в себе. Она помогает в периоды крайней физической и моральной боли. В этом вольном способе использования Иисусовой молитвы главная ее ценность состоит в том, что она с одной стороны обладает силой, а с другой стороны она проста и пряма, гибка и упруга. Не нужно специально готовиться, чтобы произнести молитву, стоит только начать… И это молитва на любой случай, которая может быть использована в условиях крайнего напряжения, когда что-то отвлекает, когда другие более сложные формы молитвы невозможны. Следовательно, я считаю Иисусову молитву особенно пригодной для нашего беспокойного века. И на самом деле, Иисусова молитва используется сегодня, по всей видимости, большим количеством людей, чем когда-либо – и православными, и прочими христианами. Объяснение этого вольного способа использования Иисусовой молитвы состоит в том, что она объединяет наше время молитвы и работы. Она превращает нашу работу в молитву и делает обычное – священным, привносит Христа во все, что мы делаем, помогает нам найти Христа повсюду. Есть поэма Джорджа Герберта «Элексир», часто используемая как песнопение:

«Научи меня, Мой Бог и Царь,

Во всем Тебя узреть,

И во всем, что делаю я, –

Творить это, как будто для Тебя»

Иисусова молитва позволяет нам добиться как раз этого. Как говорит отец Александр Шмеман в своей удивительной книге «За жизнь мира», – книге, которую я предлагаю всем интересующимся, кто приходит ко мне, чтобы узнать о православной вере, – христианин повсюду, куда смотрит, видит Христа и радуется о Нем. Вот какой эффект может быть от произнесения Иисусовой молитвы вольным способом – видеть Христа повсюду. Есть поговорка, обращавшаяся среди ранних христиан и которую приписывают Христу, но ее нельзя найти в Евангелиях, «Подними камень – и там найдешь Меня, расколи кусок дерева – и Я буду там». Такова же цель вольного использования Иисусовой молитвы: найти Христа повсюду. А эффект, если мы произносим Иисусову молитву часто, состоит в том, что даже когда мы полностью погружены в какое-то поглощающее наше внимание занятие, даже когда мы не произносим ее вслух, все равно где-то в глубине нас молитва продолжается. Глубоко внутри нас продолжает жить понимание присутствия Бога. Григорий Нисский использует в этом контексте понятие «чувство присутствия», и как раз такой эффект достигается при частом произнесении Иисусовой молитвы. Это чувство присутствия будет сохраняться, даже когда наше сознание уже полностью занято какой-либо сложной задачей. Таким образом мы становимся исполнителями требования св. Павла (1Сол. 5:17), непрерывно молитесь. Не думаю, что апостол призывал нас произносить молитвы все время, скорее, он говорит о том, что надо сохранять в глубине себя нескончаемое чувство Божественного присутствия.

Теперь давайте поговорим о регулярном способе использования Иисусовой молитвы, когда мы произносим молитву и не делаем больше ничего. Обычно, если говорить о внешних условиях, Иисусова молитва произносится в одиночестве, хотя есть и исключения. В монастыре св. Иоанна Крестителя в Британии, основанном русским отцом Сафронием, учеником св. Силуана Афонского, каждый день, кроме выходных, Божественное служение заменяется общим чтением Иисусовой молитвы. Монахи собираются на два часа утром и на два часа вечером, и старший из присутствующих произносит Иисусову молитву сто раз, а потом продолжает один из монахов и так далее по очереди. Они не произносят молитву вместе, но произносят ее вслух по очереди, а остальные про себя в глубине своего сердца. Но это исключение, обычно все-таки Иисусову молитву произносят в одиночестве и за себя. Ее произносят сидя, а древнее византийское правило гласит, что надо сидеть на низкой скамье, около 25 сантиметров высотой. Однако, я рекомендую людям просто сидеть на стуле с прямой спинкой. Молятся обычно с закрытыми глазами, но если вас тянет в сон, можно встать и после каждого произнесения молитвы делать земной поклон, и если сделать так раз двадцать, сон снимет, как рукой. Обычно молитву просто произносят, а не читают нараспев, хотя в греческой и славянской форме чувствуется определенный ритм и музыка Иисусовой молитвы, которая менее заметна в английском тексте. Темп, в котором можно произносить молитву, значительно различается. Быстрее читают ее по-гречески, медленнее по-русски. Необязательно произносить молитву вслух, можно просто произносить ее внутри себя, а еще есть способ, который позволяет связать ее ритм с дыханием. Часто при чтении используют четки. Для начала я рекомендую людям произносить молитву на протяжении 10–15 минут, этого вполне достаточно. Но с обретением опыта можно молиться и дольше.

Внутренняя цель того, что я называю регулярным способом молитвы состоит в том, чтобы создать тишину в смысле сердечного покоя. По словам Сёрена Кьеркегора, «если бы я был врачом, и потребовался мой совет, я бы ответил: создавайте тишину». Очевидно, что современный мир крайне нуждается в таком враче. Великий католический духовный наставник барон Фридрих фон Хюгель говорил, что «человек – то, что он делает со своей тишиной». Тишина, следовательно, – важнейшая составляющая человеческой личности, без тишины мы даже по-настоящему не люди. Сколько тишины в вашей или моей жизни? Или тот же самый вопрос можно задать по-другому: насколько человек вы или я? Иисусова молитва – это способ обрести настоящую тишину, внутренний покой. Но что же мы имеем в виду под тишиной? Только ли по внешним признакам можно ее определить, как отсутствие звука, как бы паузу между словами? Можно ли определить тишину лишь способом отрицания чего-то? Или же скорее речь идет о внутреннем состоянии и определении, основанном не на отрицании, а на утверждении? Скажу вам, что тишина – не есть отсутствие чего-то, а наличие, не вакуум и пустота, а полнота.

Не означает ли тишина в настоящем духовном смысле – осознание присутствия Другого? По словам Жоржа Бернаноса, «тишина есть присутствие, и в сердцевине ее – Бог». В 45 псалме мы читаем, Остановитесь и познайте, что Я – Бог (Пс.45:11). Этот стих не призывает нас просто «остановиться», но сразу же говорит о присутствии Божием – «знай, что Бог есть». Покой, тишина есть осознание Бога. Настоящая тишина в молитве, следовательно, понимаемая в этом утвердительном ключе, означает не изоляцию, а отношения. Она означает восприимчивость, открытость, встречу, потерю и одновременно обретение себя в Другом посредством любви. Тишина в молитве означает «быть с Кем-то» во внимательном напряженном состоянии. Тишина – как созидающее слушание. Как образ того, что означает тишина, я бы предложил персону, которую вы можете увидеть в византийских церквях, образ Богородицы с поднятыми руками в молитве, Платитера, «Шире небес», или Оранта, «Молящаяся». Для меня этот древний жест поднятых рук в молитве обозначает именно тишину как ожидание в Боге.

Когда мне было лет десять, я услышал проповедь о молитве в англиканской церкви, которую моя семья посещала, и я запомнил эту проповедь очень хорошо. Если вам когда-то придется проповедовать, будьте осторожны в том, что вы говорите, потому что дети могут слушать, а они оказываются крайне внимательными слушателями. В тот раз проповедник рассказал историю, которую связывают с кюре д’Аром. Однажды в деревне жил старик, который ходил в церковь каждый день и оставался там на длительное время. Друзья спрашивали его, что он там так долго делает. Старик же отвечал, что молится. «Молишься? – спрашивали они, – видимо, тебе о многом надо попросить Бога». Он же отвечал им с теплотой, что не просит Бога ни о чем. «А что же ты тогда делаешь?» – спросили его тогда. А он ответил: «Я просто сижу и смотрю на Бога, а Он сидит и смотрит на меня». Десятилетнему мальчику показалось это отличным определением молитвы, да я и до сих пор так думаю. Этого же позволяет достичь и Иисусова молитва. Это молитва слушания, простого созерцания, наблюдательная молитва.

Вот только какая проблема: если мы постараемся молчать в молитве, если будем просто стоять или сидеть молча, мы становимся жертвами отвлеченных мыслей, мы не можем выключить внутренний телевизор просто силой собственной воли. Мысли продолжают одолевать нас, даже необязательно плохие мысли, но мысли, которые не имеют отношения к молитве. Как сказал епископ Феофан Затворник, «укройся в сердце, и сиди там один с Господом, отгоняя всякие мысли, как мух и комаров». Другой христианин сказал, что мысли, как обезьяны, прыгающие с ветви на ветвь. Что же нам поделать с этим нескончаемым потоком мыслей, образов, когда нам хотелось бы просто стоять неподвижно перед Богом? Мы не можем остановить этот поток, просто приказав себе перестать думать. С таким же успехом можно приказать себе перестать дышать – это нельзя сделать простым усилием воли. Что мы можем сделать на самом деле, так это дать нашему активному разуму очень простую задачу, повторяющееся призывание священного имени. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Иисусова молитва – молитва словесная, но по причине того, что мы используем простые слова, которые часто повторяются, эта молитва ведет нас посредством слов в тишину. Мы говорим, но в то же время слушаем. Кто-то может возразить такому образу молитвы, частому повторению короткой формулы призывания. Разве наш Господь в Нагорной проповеди не предупреждал нас против пустых повторений? На это я отвечу, что Иисусова молитва, и правда, есть повторение, но если она произносится с глубокой верой и пылкой любовью к Спасителю, тогда это не пустое повторение, а повторение, полное смысла.

Иногда люди приводят другие возражения: а как же наша общественная позиция, как нам ответить на переживания относительно страданий мира? Разве мы не отворачиваемся от проблем, когда молимся в одиночестве с закрытыми глазами, постоянно повторяя: «помилуй мя»? Разве это не эгоистично, не направлено внутрь себя, разве это не отречение от мира? Мой ответ состоит в двух цитатах. Во-первых, вот слова великого русского святого XIX века Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». А вот слова генерального секретаря ООН Дага Хаммаршёльда, сформулированные в его потрясающей книге «Путевые знаки», где он пишет так: «Понимай через покой, действуй из покоя, веди завоевания в покое».

Стяжите мир, и тысячи вокруг спасутся. Цель Иисусовой молитвы как раз и состоит в том, чтобы обрести спокойствие. Но это не эгоистичная цель, потому что она делает нас по милости и благодати Божьей инструментом обретения мира для других, хотя мы молимся в одиночестве, по словам нашего Господа, затворив дверь втайне (Мф.6:6). Пусть мы уделяем молитве, может быть, около 10–15 минут каждый день, зато все остальные минуты и часы дня мы доступны людям, открыты их переживаниям. Мы должны любить по-настоящему и походить на Христа – и без этой молитвы этого состояния добиться непросто.

Понимайте через покой, действуйте из покоя – вот точное описание цели Иисусовой молитвы. Она помогает нам понимать в покое, чтобы потом действовать из покоя. Святой Игнатий Антиохийский использовал запоминающуюся фразу: «Иисус Христос, Который есть Слово, возникающее из тишины». По причине того, что слова Христа вышли из тишины, это были слова огня и исцеления. По причине того, что действия Христа вышли из тишины, это были действия силы и преображения. Как часто наши слова и действия излишни и неэффективны, потому что они не имеют своим основанием тишину. Но если бы только они имели свой источник в молитве! Живя в молитве, например, в Иисусовой молитве, они бы произвели такой плод, который мы даже представить себе не можем. Действуй из тишины! Иисусова молитва – это молитва созерцания, но также молитва, которая позволяет совместить созерцание и действие. Она делает наше созерцание действенным, а наши действия созерцательными. Спасибо.

Вопрос: Что значит «помилуй» в этой молитве? Что это за милость?

Митрополит Каллист: По-гречески, милость – «элеос», что очень созвучно с другим словом «элеон», означающим оливковое масло. Думаю, что этимологически эти слова не имеют ничего общего, но греческие отцы любили играть словами. Они рассуждали о милости Божьей, означающей любовь Бога, которая изливается для исцеления, прощения и восстановления. Вот как я понимаю слово «элеос» в Иисусовой молитве. Кто-то скажет, что постоянное повторение «помилуй» – довольно неприглядное занятие. Для меня же эта молитва вовсе не скучная, она полна света, потому что фраза «помилуй мя» говорит не столько о нашем грехе и потере Бога, а скорее о примирении с Богом, говорит о преодолении греха через Божественную любовь.

Изображения на превью лицензия от .com

В чём сила имени – как Ваше имя определяет Вашу судьбу. Всё просто и логично. Наиболее популярная версия о имени человека. Имя несёт важную и абсолютно чёткую и точную информацию.
Несомненно, имя человека действительно определяет его судьбу. Однако, в в зависимости от других факторов – большей или в меньшей степени.
И не так важно, верите Вы в это или нет, Ваше имя будет наделять Вас своими качествами с момента его обретения. Судите сами.
Каждое имя, как и любое другое слово, – определённый набор звуков, свой ритм, благозвучие, согласие
Чаще всего, имя, в отличие от других слов, не несёт смысловой понятийной нагрузки, не указывает на какую-то вещь, явление, сущность

Изображения на превью лицензия от .com коллаж gornnisa.ru

В чём сила имени – как Ваше имя определяет Вашу судьбу. Эзотерика

Эзотерика предполагает наличие у каждого звука определённых характеристик, которые накладываются на личность, чьё имя образуют эти звуки

изображение –

Традиционно имя анализируете по буквам
То есть, характер имени – совокупность значения каждого его звука, буквы
Повторяющиеся буквы – усиливают своё значение
Буквы с противоположным значением – ослабляют действие друг друга
Однако, следует учитывать, что буквы в отчестве, а тем боле, в фамилии – определяют родовые качества его обладателя
Обратите внимание на эти закономерности, особенно тогда, когда Вам нужно подобрать имя для малыша, особенно, если Вы не можете сделать выбор между несколькими именами

изображение –

В чём сила имени – как Ваше имя определяет Вашу судьбу. Звуки (буквы) и их значения

А (Я)- воля, власть
Б – целеустремлённость, стойкость
В – гибкость, изменчивость, непостоянность
Г – точность, педантичность
Д – коммуникабельность, общительность
Е – активность, динамичность, темперамент
Ж – нерешительность, замкнутость
З – осторожность, предусмотрительность
И – эмоциональность, добродушие
Й – порывистость, спонтанность
К – предвидение
Л – творчество, искусство
М – прилежность
Н – амбициозность, скептичность
О (Ё) – воодушевление, оптимизм
П – сдержанность
Р – сосредоточенность, уверенность, собранность
С – требовательность, в том числе, к себе
Т – мечтательность, романтика
У (Ю) – слабость, незащищённость
Ф – чуткость, экстраверт
Х – неустойчивость, изменчивость
Ц – гордость, гордыня
Ч – преданность
Ш (Щ) – ранимость, щедрость
Ы – деловитость, меркантильность
Э – находчивость, изобретательность

Некоторые буквы не имеют звуков, поэтому не включаются в анализ

Для примера, проведём анализ имени Андрей – волевой, амбициозный, коммуникабельный, уверенный, активный, импульсивный

Проведите анализ Вашего имени
Возможно, что-то уже есть в Вашем характере, что-то появится скоро с большой долей вероятности

Возможно вам будет интересно – Как время рождения влияет на судьбу и характер человека

Сила Вашего имени

Каждый звук несет в себе определенную вибрацию, которая влияет как на ваше физическое состояние, так и на окружающий мир. Кроме того, звуки притягивают соответствующие вибрации из духовных сфер.

Выбор души

Прежде чем человек появляется на свет, его душа встречается с духами наставниками и ангелом-хранителем. Если душа достигла достаточно высокого уровня развития, на этой встрече может присутствовать один из Вознесенных Владык или архангелов. Цель встречи — обсудить те уроки, которые душа желает пройти на Земле. Кроме того, Работникам Света поясняют, какие знания им нужно передать людям в данном воплощении и какой путь избрать для служения.

В ходе этой встречи очень тщательно выбирается будущее имя человека, поскольку вибрация имени должна соответствовать земной миссии души. Когда имя выбрано, его телепатически передают родителям, чтобы они назвали своего ребенка так, как того требует его миссия.

Из-за того что людей часто, особенно в детстве, называют уменьшительными именами или прозвищами, они могут справиться лишь с частью своих уроков. Но уже в зрелые годы человека обычно называют полным именем, и таким образом он получает возможность осуществить свою миссию целиком. Фамилия также предполагает определенный опыт. Всякий раз, когда вы меняете имя или фамилию, изменяется ваша жизнь.

Всякий раз, когда кто-то мысленно или вслух произносит ваше имя, в его вибрациях отражаются особенности вашей миссии и судьбы. Кроме того, эти вибрации притягивают к вам избранные вашей душой уроки. Вот почему так важно произносить имя человека с любовью. Если ваше имя произносят с раздражением или злостью, вы можете почувствовать уныние, казалось бы, без всякой на то причины. Таким образом вам внушают чувство, что ваша судьба полна преград и трудностей. Вот почему обязательно нужно произносить с любовью имена детей. Самое лучшее средство для улучшения самочувствия и поднятия духа — попросить друзей пропеть ваше имя с любовью и нежностью.

Ниже вы найдете значения звуков, выражаемых теми или иными буквами. Гласные и согласные, которые произносятся мягко, излучают определенные вибрации в меньшей степени. Чтобы понять, какие уроки несет вам ваше имя, разложите его на звуки.

Звуковой код имени

Качества души, уроки

а (а) — чистота; обрести душевную чистоту

aye (ай) — духовная чистота; преобразовать все низменные мысли и чувства в позитивные

ah (ах) — великодушие; обрести душевную открытость

b (б) — практичность; научиться принимать взвешенные, обоснованные решения

с (си) — жизнестойкость; научиться заботиться о своем здоровье

d (д) — щедрость; научиться легко отдавать

е (е) — искренность во взаимоотношениях; учиться искренности, общаясь с самыми разными людьми

ее (долгое и) — любовь; научиться строить гармоничные, основанные на любви взаимоотношения

f (ф) — сила и мудрость; научиться правильно использовать свою силу

g (г) — поддержка; научиться поддерживать других физически, эмоционально и духовно

h (x) — забота; научиться заботиться о себе и о других

i (и) — осознание; познать себя

iye (ий) — духовность; исследовать миры за пределами физической реальности j (дж) — сила духа; научиться проявлять свое могущество

к (к) — мудрость; делиться духовными знаниями, как подобает мудрецу

1 (л) — сила ума; развивать интеллект

m (м) — дальновидность; научиться рассматривать все ситуации с точки зрения высшей мудрости

п (н) — сосредоточенность; научиться спокойно плыть по реке жизни и сохранять внутреннее равновесие

о (о) — цельность; стать целеустремленным

oh (ox) — верность; быть верным самому себе, своей истинной природе

оо (долгое у) — связь с божественным планом; обрести прочную связь с Источником

р (п) — основательность; научиться доводить дела до конца

q (мягкое к) — открытость; научиться быть открытым с собой и другими

г (р) — искренность; научиться говорить только правду

s (с) — доверчивость; научиться доверять себе и другим

t (т) — удовлетворенность; научиться радоваться жизни

ewe (ю) — прямота и честность; научиться отстаивать свои убеждения

uh (ух) — уязвимость; стать менее восприимчивым

v (в) — истинное могущество; научиться осторожно использовать свою силу

w (уи) — милосердие и сострадание; научиться излучать чистый свет доброты

х (кс) — мудрый учитель; обучать священным знаниям

у (я) — легкость v чистота; научиться проявлять ангельские качества

z (з) — глубинная мудрость; научиться оберегать свои внутренние знания

ch (ч) — защита; защищать и чтить себя и других

sh (ш, щ) — духовная красота; научиться выражать свою духовную красоту

th (мягкое с) — упорство; научиться сосредоточиваться на том, что важнее всего

С любовью пропойте или произнесите нараспев свое полное имя. Выпевайте собственное имя как можно громче, вкладывая как можно больше положительных эмоций.

С любовью пропойте или произнесите нараспев свое полное имя, глядя при этом в глаза своему отражению в зеркале.

Встаньте лицом к лицу с кем-либо из близких или друзей. Пусть этот человек с любовью произнесет нараспев или пропоет ваше полное имя. Смотрите при этом друг другу в глаза, оставаясь как можно более открытыми.

по материалам из книги: Дайяна Купер. «Новый Свет Вознесения»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *